Полная версия
Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть первая
Афанаситы, репрессировавшие Златоуста, называли его «главой святотатцев и демоном»: он объявил учение Оригена (знаменитого учителя ариан) – апостольским. Участники суда над Златоустом обвинили его в том, что он написал «клеветническую» книгу. Согласно моей версии, они подразумевали «Апокалипсис». Нынешние афанаситы утверждают, что участники суда оклеветали Златоуста, объявив его арианином. Никому из критиков нынешнего патриарха Московского и всея Руси Кирилла не придёт в голову объявить его мусульманином: клевета будет очевидной, саморазоблачающей. Участники суда над Златоустом тоже не стали бы выставлять себя клеветниками. Их современники знали, что Златоуст был арианином
Датировка «Апокалипсиса» IV веком и принадлежность Златоуста к партии ариан – эти утверждения, по мнению академических историков, ненаучные: они убеждены в том, что рассказы «древних отцов Церкви», живших в II—III веках, об «Апокалипсисе» и разгромная критика «Златоуста» учения ариан – заверены нотариусом Царства Небесного.
На кого бы нынешние афанаситы не ссылались, доказывая, что «Апокалипсис» написан в I веке, они ссылаются на самих себя – или на книги своих партийных функционеров, творцов этого мифа, например, Епифания Кипрского или Андрея Кесарийского, или на искажённые книги древних христианских авторов, которые они переписали, – например, Иринея Лионского или Евсевия Кесарийского.
4
Государство, как и человек, имеет свою судьбу. Согласно заповедям Бога, не наследует вечной жизни аморальный человек и поклоняющийся ложному богу. Соответственно, погибнет и государство, в фундаменте которого заложены противные Богу принципы.
По моему мнению, ложное учение афанаситов о природе Бога стало причиной распада Римской империи. Трудно назвать другую причину, заставившую Бога уничтожить государство победившего христианства, ради создания которого приходил Иисус Христос. Сохранить Римскую империю, – равносильно узаконить ложного бога, фальсификации и уничтожение книг, репрессии оппонентов. Враждебное Богу государство не станет образцом для подражания, локомотивом научно-технического прогресса, лидером по благосостоянию граждан. Бог не станет укреплять государство, если духовные лидеры этого государства будут Его врагами. Наоборот: Бог развалит такое государство.
Бог развалил государства, объявившие себя наследниками Рима, – империю Карла Великого, Византийскую империю. Не избежала этой страшной участи и Россия. Бог несколько раз переформатировал Россию – сначала руками монголов, потом руками большевиков и, наконец, руками её нынешних руководителей. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не быть» (Филофей Псковский8). Пали Рим и Константинополь. Третий Рим, как считал Филофей, – это Москва. По мнению Филофея, Москва стала хранителем Православной веры: все православные царства христианской веры сошлись в едином царстве русского царя, который стал единственным христианским царём. Филофей выдал желаемое за действительное. Если Бог уничтожил Римскую империю, значит, согласно логике, такая же участь должна постигнуть и другие подобные государства. Римская империя распалась на десять государств, Российская – на пятнадцать.
Бог дал афанаситам непреодолимого оппонента – пророка Мухаммеда, введя его на историческую сцену, когда они уничтожили всех своих идеологических врагов и поздравили друг друга. Сам факт его существования мешает им комфортно жить: подсознательно вселяет сомнения в догматическое учение, срывает мишуру святости с их учителей и реабилитирует Ария. Афанаситы не смогли уничтожить пророка Мухаммеда – ни физически, ни идеологически.
Русский царь мог отобрать у турецкого султана Константинополь. Бог не для того отдал этот город пророку Мухаммеду, чтобы русский царь вернул его Николаю Мирликийскому. Сначала помешали геополитические враги, не желавшие усиления России. А потом вдруг пришли большевики, – и не стало русского царя. Иерархам Русской Православной церкви стало не до Константинополя: в самые жуткие годы репрессий Сталин убивал до двух тысяч священников в год.
Культовые сооружения мусульман на Храмовой горе в Иерусалиме, – мечеть Аль-Акса и Купол Скалы, – убедительно говорят афанаситам, что Иисус был рядовым творением Бога, а иудеям говорят, что он был Христом.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРЕЕМНИКИ АПОСТОЛОВ
1
Главными христианскими партиями IV века были афанаситы и ариане. Следствием их противостояния стал собор в Никее, позже названный Первым Вселенским собором.
Епископ Александр Александрийский и диакон Афанасий объявили Ария, пресвитера Александрийской церкви, еретиком, извратившим учение апостолов. Они назвали его сторонников – арианами. Епископ Евсевий Никомидийский и Арий считали, что Александр и Афанасий извратили учение апостолов. По моей версии, они назвали их афанаситами. Ариане должны были назвать оппонентов именно так. Те называли их арианами. А они их – афанаситами. Обе партии христиан называла себя православными, преемниками апостолов.
Чтобы понять, кто был на самом деле преемником апостолов, нужно знать их доказательства.
Афанаситы и ариане, доказывая своё учение, не могли ссылаться только на «Библию», одни и те же тексты которой они толковали противоположно. Они должны были ссылаться и на общепризнанных богословов, живших до них: в противном случае их обвинили бы в том, что они придумали новое учение. Нельзя назвать Иисуса тварью, если все предшественники называли Иисуса Богом и наоборот. Следовательно, они доказывали своё учение одинаково: ссылались на «Библию» и сочинения общепризнанных богословов, – например, на Климента Римского, Оригена и Дионисия Александрийского.
Климент, Ориген и Дионисий были учителями ариан: афанаситы обвинили ариан в том, что они исказили их книги. Если бы эти богословы были учителями афанаситов, ариане обвинили бы своих оппонентов, что они исказили эти книги.
Подлинность книг Климента Римского, Оригена и Дионисия Александрийского, которые продают в нынешних церковных лавках, как минимум, сомнительная: идеологи Римской церкви не акцентируют внимание на том, что они переписывали эти книги на протяжении одной тысячи лет и уничтожили своих оппонентов.
У афанаситов и ариан были свои историки, рассказавшие о еретиках. Историки афанаситы – Руфин, Сократ, Созомен и Феодорит9 – считали еретиками ариан. Историки ариане – Евсевий Кесарийский и Филосторгий10 – считали еретиками афанаситов.
Уже древние афанаситы сфальсифицировали книгу «Церковная история» арианина Евсевия Кесарийского. Римский папа Геласий (492—496), ознакомившись с подлинными сочинениями Евсевия, анафемствовал – проклял этого автора на вечные времена. А для нынешних афанаситов книга Евсевия – документ заверенный нотариусом Царства Небесного. Они ссылаются на свои вставки, цитируя «Евсевия».
Книга Филосторгия сохранилась в пересказе патриарха Фотия11. Пересказывая его книгу, Фотий периодически взрывался от негодования: площадно ругал и унижал автора.
Информация Филосторгия – кость в горле афанаситов. Его объяснение известных событий настолько отличалось от их объяснений, что возмущённый Фотий назвал арианского историка безбожным сочинителем лжи, нечестивым, богоборцем, лжелюбцем, Какосторгием.
Имя Филосторгий составное, переводится – Нежнолюбимый. Вместо слова «нежный» Фотий вставил прилагательное «плохой». Получилось Плохолюбимый или Нелюбимый – Какосторгий!
Со слов историков афанаситов, Арий придумал новое учение. Епископы признали Никейский Символ веры единогласно и добровольно. Германские племена изначально были афанаситами. Их сделал арианами беспринципный епископ германцев Ульфила, продавшийся арианам за деньги и утащивший всё германское племя в ад.
Филосторгий считал учение афанаситов новым. Как можно догадаться из его сообщения, виновником этого учения был испанский епископ Осий Кордовский. Епископы подписали Символ веры Никейского собора только потому, что не захотели уезжать в ссылку. Германские племена изначально были арианами. Ульфила создал германский алфавит и перевёл на германский язык «Библию». Император Константин Великий назвал его новым Моисеем.
Афанаситы и ариане, указывая на христианскую веру древних германцем, доказывали свою преемственность от апостолов. В III веке германцев обратили в христианство греки, которые попали к ним в плен после одного из их набегов на Малую Азию. Если те германцы были афанаситами, значит, вера афанаситов апостольская и наоборот.
Признать информацию Филосторгия истиной, значит признать информацию афанаситов ложью. Возмущённый Фотий выразил общее впечатление о сочинении Филосторгия: «В целом история сия есть похвальное слово еретикам, а в отношении православных она скорее поношение и клевета, нежели история»12.
Возможно, негодование Фотия – уловка, «Троянский конь». Почему он пересказал книгу Филосторгия? Зачем ему это понадобилось? Фотий – учёный. Он знал о том, что афанаситы уничтожат книгу. Канет в забвение иное освещение религиозно-политичеких событий, желанное для объективного историка. Как сохранить? Он назвал Филосторгия безбожным, – и хитрость сработала: афанаситы, уничтожив книгу арианского историка, оставили пересказ Фотия. Они втащили «Троянского коня» в свою крепость! Для них главное в пересказе, что Филосторгий – безбожный сочинитель лжи, Какосторгий.
Фотий стал последним человеком, о котором доподлинно известно, что он прочитал «Церковную историю» Филосторгия. Эту книгу больше никто никогда не видел: афанаситы уничтожили сочинение арианского историка.
Книги Руфина, Сократа, Созомена, Феодорита – партийные, идеологические, заведомо необъективные: эти авторы изложили историю Церкви аналогично тому, как, например, И. В. Сталин изложил историю России и Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) в своей книге «Краткий курс истории ВКП (б)».
Сталин и афанаситы уничтожили своих оппонентов. Они уничтожили якобы не по своей прихоти: Сталин – по просьбе Советского народа, афанаситы – по просьбе Бога. Сталин и афанаситы навешивали ярлыки. Оппоненты Сталина – шпионы, пособники буржуазии, козявки, изверги. Оппоненты афанаситов – мерзкие баснословы, невежды, дикие звери, скорпионы, порождения аспидов, пустые змеиные яйца.
Сталин и афанаситы подменили понятия: оппоненты Сталина – враги Советского народа, оппоненты афанаситов – враги Бога.
Сталин, написав свою историю партии, изъял все книги по истории партии, написанные ранее, и документальные материалы. Афанаситы уничтожили все книги своих оппонентов и все книги авторов первого поколения христиан, за исключением некоторых книг, которые отредактировали для преемственности.
Оппонентами афанаситов были не только сторонники создания Иисуса Христа, но и считавшие, что в 44 году в Иерусалиме царь Ирод Агриппа казнил апостолов Иоанна и Иакова. Если Иоанн был убит, значит, он не мог быть автором «Апокалипсиса» и «Евангелия».
Афанаситы уничтожили книгу Папия Иерапольского «Истолкование Господних изречений» (сообщил о казни в Иерусалиме апостолов Иоанна и Иакова), книгу Климента Александрийского «Очерки» (рассказал, что Ирод одновременно казнил двух человек – апостола Иакова и якобы некого иудея, ставшего христианином), книгу епископа Ефеса Поликрата (назвал апостола Иоанна мучеником), книгу Егезиппа «Достопамятности» (рассказал о гонении Домициана на христиан, не упомянув апостола Иоанна), книгу Татиана «Диатессарон», – свод четырёх «Евангелий» (в нынешних «Евангелиях» апостолы называют Иисуса Христа – Господом, а в «Диатессароне», как я думаю, они называли его господином), перевод Иеронима книги Оригена «О началах», в которой Ориген называл Иисуса ангелом, в переводе Руфина Ориген называет Иисуса Богом; книги Лукиана (прямого учителя Ария и Евсевия Никомидийского); книги ариан – Ария, Сабина Македонянина (рассказал о Никейском соборе), «Церковную историю» Филосторгия и «Церковную историю» ученика Иоанна Златоуста – Филиппа Сидского (высказал своё мнение об авторе «Апокалипсиса»), биографию Евсевия Кесарийского, написанную преемником по кафедре Акакием, догматические сочинения ариан Евномия, Аэция и Астерия.
История партии афанаситов – это погост уничтоженных книг. Есть книга, – есть проблема, нет книги, – нет проблемы.
2
Римской империей руководили два соправителя – Константин (306—337) и Лициний (308—324). Константин уничтожил Лициния, обвинив его в том, что тот преследовал христиан. Ни один политик не признается, что он убивал других политиков ради власти. Константин пожелал править единолично, – вот почему он уничтожил Лициния.
Ярлык Константина до сих пор висит на Лицинии. Идеологи Римской церкви делают всё от них зависящее, чтобы этот ярлык никто не снял: Лициний поддерживал оппонентов Римской церкви, – христиан, которые утверждали, что Иисус – не Бог.
Начальным толчком возвышения Константина и Лициния стала административная реформа императора Диоклетиана (384—305).
Диоклетиан, разделив государство на Запад и Восток, взял себе в соправители своего полководца Максимиана, назначив его императором Запада, а за собой оставил Восток, как самую богатую часть империи. Цель реформы – сохранение государства, которое трещало по швам, осаждаемое внешними и внутренними врагами. Соправители сложили с себя полномочия через двадцать лет. Официальной причиной того, почему Диоклетиан отказался управлять империей, стало его плохое здоровье. Согласно одним историкам, он добровольно принял это решение. Согласно другим, – уступил настойчивой просьбе зятя Галерия. Максимиан стал частным лицом под давлением Диоклетиана.
Руководителями империи стали Констанций Хлор (на Западе) и Галерий (на Востоке). Констанций Хлор заболел и умер. Галерий назначил своего полководца Севера императором Запада. А у покойного Констанция Хлора был сын Константин. А у Максимиана, ставшего частным лицом, – сын Максенций. Желание сыновей стать соправителями, желание Галерия править единолично – эти несовместимые желания привели к междоусобной войне.
Западная армия объявила Константина, наследника громкой славы отца Констанция Хлора, законным императором Запада.
Максенций, возможно, позавидовав Константину, тоже решил стать императором: совершил дворцовый переворот, принудил к самоубийству законного императора Запада Севера. И объявил Константину войну за то, что тот убил его отца Максимиана. А Константин вынуждено казнил его, – отца своей жены. (Жена Константина Фауста и Максенций были братом и сестрой). Тесть Максимиан, решив вернуться во власть, два раза покушался на Константина.
Накануне сражения Константин пообщался во сне с неким богом, который предсказал ему победу. Сначала он решил, что общался с богом Аполлоном: несколько лет назад этот бог помог ему победить бриттов и франков. Константин почтил его храм богатыми дарами. Епископ Осий Кордовский, советник императора по христианским делам, сообщил ему, что он общался с Богом Христом, Который создал Вселенную: Отец и Сын не два Бога, Они один Бог – Единица.
Сражение окончилось блестящей победой Константина. Максенций утонул в Тибре при отступлении.
Император Востока Галерий назначил своего полководца Лициния законным императором Запада – вместо погибшего Севера. А потом Галерий заболел и умер. Дазу, племянник Галерия, стал его преемником – императором Востока.
Враг христиан Дазу объявил защитнику христиан Лицинию войну. Его армия превосходила армию Лициния по численности. Уверенный в лёгкой победе, он хотел присоединить войска Лициния и удвоенной мощью сокрушить Константина. Он поклялся богу Юпитеру уничтожить всех христиан, если его план осуществится!
Накануне сражения Лициний пообщался во сне с ангелом, который предсказал ему победу. Христианские авторы не знают имени ангела. Если бы они спросили епископа Евсевия Никомидийского, советника Лициния по христианским делам, тот сообщил бы им, что святой равноапостольный император Лициний Великий общался с Иисусом Христом – ангелом высшего чина, заслужившим высокое звание Сын Бога за нравственные подвиги.
Сражение окончилось блестящей победой Лициния. Дазу – отравился.
Лициний женился на сестре Константина. Они пригласили на свадьбу бывшего императора Диоклетиана. Решив, что ему готовят позорную смерть, он отравился.
Константин правил на Западе (Британия, Галлия, Италия, Испания, Африка). Лициний – на Востоке (Далмация, Мезия, Македония, Фракия, Сирия, Египет).
Христиане ненавидели Диоклетиана, как зачинщика гонения на христиан (303—313), которое стало самым долгим и самым кровавым за всю историю гонений. Причина гонений: христиане отрицали всех римских богов без исключения. Константин и Лициний поставили точку на гонении, начатое Диоклетианом и продолженное Галерием и Дазу: христиане получили полную свободу в исповедании своей веры, им вернули храмы и конфискованное имущество.
Церковь вернулась к прежним занятиям. Христиане обращали язычников в христианство, открыто отмечали свои праздники, возводили новые храмы; боролись с «еретиками» – то есть захватывали чужие кафедры и навязывали своё догматическое учение.
Римский папа Мильтиад (311—314) назначил Цецилиана главой кафедры Карфагена (провинция Африка). Они оба считали, что Святой Дух – это Бог. Карфагенский христиане (донатисты), – епископ Донат, пресвитеры Ботр и Целестий, – не согласились с решением папы. Они объявили главой Карфагенской кафедры – чтеца Майорина. Донатисты считали, что Святой Дух – это творение Бога.
Император Константин, встав на сторону Римского папы Мильтиада, репрессировал донатистов (североафриканских христиан). А потом обвинил Лициния, соправителя, мужа своей сестры, в том, что тот притесняет христиан Востока (тот притеснял афанаситов по просьбе двух Евсевиев – Никомидийского и Кесарийского), и объявил Лицинию войну, которая продолжалась десять лет (314—324). Потерпев несколько поражений, Лициний отказался от власти – при условии сохранения ему жизни. Константин пообещал сохранить ему жизнь, а потом приказал убить, обвинив в заговоре.
Принять объяснение Константина причины казни, значит, усомниться в уме Лициния. Он проиграл Константину, владея ресурсами половины Римской империи. Он тем более проиграл бы ему, – обезоруженный, окружённый шпионами.
3
В 323 году Константин отобрал у Лициния Египет. И христиане Александрии, столицы Египта, сразу распались на два враждебных лагеря. Епископ Александр объявил, что Иисус – это Бог. Пресвитер Арий возразил Александру: Иисус – творение Бога.
Раскол в Александрийской церкви неслучайно совпал с междоусобной войной императоров. Митрополиты, руководители христиан на Западе и Востоке, представляли личность Иисуса по-разному. По мнению Римского папы Сильвестра (314—335), самого высокопоставленного советника Константина, Иисус – это Бог. А по мнению Евсевия Никомидийского (ум. 341), главы церквей на Востоке, советника императора Лициния, Иисус – ангел высшего чина.
Константин поменял в Египте светскую власть, Римский папа Сильвестр – религиозную. Александр встал под знамёна Сильвестра, решив сохранить за собой кафедру. Арий назвал его изменником веры.
Афанаситы считают причиной церковного конфликта в Александрии новое учение Ария. Он якобы придумал новое учение, обидевшись на Александра, когда проиграл ему епископские выборы. Измыслив ложную причину конфликта, афанаситы подкрепили её и ложной хронологией. Арий и Александр якобы поссорились в 318 году, – за пять лет до того, как Константин отобрал у Лициния Египет. Другими словами, все христиане империи на Западе и Востоке считали, что Иисус – это Бог. Римский папа Сильвестр не навязывал свою веру руками Константина. Они оба случайно узнали о конфликте. А Лициний не мог быть участником даже теоретически: он был якобы злобным гонителем христиан, язычником до мозга костей.
Константин, единоличный правитель Римской империи, озаботившись разномыслием христиан, вмешался в догматический спор двух враждующих группировок. Наученный афанаситами, он предложил епископам внести в Символ веры Первого Вселенского собора слово «единосущный»: у Отца и Сына единая сущность, как у истока и реки. Они – Бог: Их единую сущность нельзя разделить, как нельзя разделить исток и реку. И в тоже время, у Них две разные личности: Отец – исток, Сын – река. Возразить Константину, означало, отправить себя в ссылку.
Арий, Секунд Птолемаидский и Феона Мармарикский не согласились, что Иисус – это Бог, и Константин репрессировал их. Следом за ними Константин репрессировал Евсевия Никомидийского, Феогнида Никейского и Мария Халкидонского: они, движимые раскаянием, сообщили ему, что признали Иисуса Богом против своей воли.
«Филосторгий в начале второй книги пишет, что Евсевий, Феогнид и Марий, движимые раскаянием в том, под чем они подписались, пришли к императору и обратились к нему с такими словами: „Нечестивы мы были, государь, в том, что, смущённые страхом перед тобой, подписали нечестие“. Следствием этого было то, что император, разгневавшись, сослал их в Галатию, или Западную Галлию, а также повелел всем арианам покинуть своё отечество» (Фотий13).
Святая Елена (мать императора) и Констанция (сестра императора, жена покойного «тирана» Лициния) благоволили арианам. Они сделали всё от них зависящее, чтобы Константин изменил своё отношение к арианам. Тот возратил ариан из ссылки. И опять вмешался в догматический спор христианских партий, озаботившись единомыслием. Константин, наученный арианами, «распространил послание, отвергающее единосущие и утверждающее иносущие» (Фотий, 2: 1). То есть Отец и Сын различны, как небо и земля. У них разные сущности. Отец – это Бог. А Сын – это ангел высшего чина, пришедший на землю через рождение. Иисус заслужил право называться Сыном Бога: любой человек может стать Сыном Бога, если будет жить по заповедям Бога.
Если бы Фотий не сохранил этот рассказ Филосторгия, нынешние историки не знали бы о послании Константина, в котором он требовал признать Символ веры ариан апостольским: афанаситы предали забвению это важное событие.
По моей версии, Афанасий был самым выдающимся представителем николаитов, неблаговидные дела которых ненавидел Иисус Христос, – репрессии оппонентов, лжечудотворство и фальсификации книг. Имя движению дал неуравновешенный сорокапятилетний Николай Мирликийский, ударивший семидесятилетнего старика Ария на глазах всех участников Первого Вселенского собора.
Афанасий первый записал в свои сторонники учителей ариан Оригена и Дионисия Александрийского, поняв, что недостаточно одного желания объявить своё учение апостольским. Нужно научное доказательство – свидетельства знаменитых предшественников. Он не назвал сочинение Оригена, на которое сослался. А Дионисия объявил автором сочинения, которое сам же и написал. Он лгал в глаза, утверждая, что Ориген и Дионисий считали Иисуса Богом.
Преемники Афанасия объявили его святым и Великим. Для ариан и императоров Константина (306—337), Констанция (337—361), Юлиана (361—363) и Валента (364—378), он был преступником – лжеепископом, лжесвиделем, заговорщиком и убийцей.
Афанасий принудил двух епископов, угрожая расправой, назначить себя главой Александрийской епархии после смерти Александра. Он ввёл в заблуждение императора Константина, сообщив ему от лица жителей Александрии о его избрании епископом. Афанасий задерживал в Александрийской гавани корабли с хлебом, предназначенные для Константинополя, желая вызвать голод в столице: мстил Константину, который начал поддерживать ариан. Он строил козни императору Востока Констанцию (стороннику ариан): настраивал против него родного брата императора Запада Константа (сторонника афанаситов). Он поддерживал узурпатора Магненция, который воевал против арианина Констанция. Афанасий организовал убийство руководителя Александрийской епархии арианина Георгия. Констанций, Юлиан и Валент хотели арестовать Афанасия, но не смогли: он переходил на нелегальное положение.
Предположим, ариане оклеветали Афанасия. Нет дыма без огня: хороший человек не будет личным врагом для четырёх разных императоров.
Афанаситы, крича о терроре и клевете ариан, победили ариан якобы «мечом веры и духовным оружием слова». Гибель партии ариан – следствие кровавого террора афанаситов. Партия ариан погибла по той же самой причине, по которой погибли политические партии России после 1917 года: большевики уничтожили всех.
4
Власть Константина наследовали его сыновья – Константин II, Констант и Констанций. Их мирное соправление было недолгим.
Константин II, посчитав, что отец несправедливо разделил империю, предложил Константу отдать ему провинцию Африка. Тот отказался. Константин II вторгся в его провинцию, попал в засаду и погиб.
Констант, вдохновлённый лёгкой победой над Константином II, примерил корону единоличного правителя Римской империи. Он ультимативно предложил Констанцию, хозяину Азии и Египта, вернуть Афанасию, которого Констанций считал преступником, престол Александрийской кафедры, пригрозив войной, если тот откажется. Констанций подчинился. Его армия была ослаблена войной с персами.