Полная версия
Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть первая
Со слов афанаситов, Александр устроил состязания мнений по своей инициативе. Решив примирить спорящих убеждением, а не принуждением, он назначил себя судьёй «и ввёл обе стороны в состязание» (Созомен, 1: 15). По моей версии, Александр был исполнителем: организовал состязание мнений представитель Римского папы, о котором афанаситы умалчивают по идеологическим соображениям.
Для участников тех событий причина диспута не была тайной. Ариане и афанаситы вели догматическую войну уже больше века.
Афанаситы отобрали у ариан епископские кафедры в Пентаполисе и Антиохии, а у донатисов – в Карфагене. Наконец вторглись в Александрию. Законно получить кафедру они не смогут. Им нужен диспут для приличия. А потом будут выкручивать руки, ломать через колено. Сделав Египет надёжным тылом, объявят войну главе ариан столичному епископу Евсевию Никомидийскому. Его участь была предрешена. Если он не согласится, что Иисус – это Бог, они обвинят его в сотрудничестве с «тираном» Лицинием и отправят в ссылку.
Как я думаю, Александр делал вид, что не знает, кого поддержать, «похваляя иногда одних, иногда других» (Созомен, 1: 15). Он не мог сразу объявить афанасита победителем: ариане догадаются о сговоре. Нельзя сразу поддержать афанасита, говорящего, что Иисус – это Бог, если сам всю жизнь считал, что Иисус – это творение Бога. Для правдоподобия надо выдержать паузу, переспросить, показать глубокое раздумье. Вот почему Александр хвалил Ария и хвалил афанасита. Наконец он завершил диспут и сказал Арию, что тот проиграл.
Предательство Александра стало для ариан, как снег на голову. О его сговоре с афанаситами они не могли даже предполагать. Ариане напомнили Александру его прежнюю веру. Свою веру они переняли от него. Именно он научил их, что Иисус – это ангел высшего чина. «Блаженному папе, нашему епископу Александру. Вера, которую мы приняли от предков и которой научились от тебя, блаженный папа, такова. Отец сотворил Сына прежде веков. Сын не существовал прежде своего рождения… Итак, поскольку Христос имел от Бога бытие и жизнь и славу, то Бог есть его начало»25. Разумеется, Александр не был учителем ариан. Он был учителем условно, как преемник мученика Петра.
4
Начало конфликта Ария и Александра – в изложении партийного историка афанаситов Феодорита Кирского.
Арий и Александр были претендентами на должность руководителя Александрийской епархии. Проиграв выборы, Арий якобы настолько расстроился, что придумал новое учение и начал мстить.
«Арий, видя, что Александр получил кормило архиерейства, не вынес зависти, но, возбуждаемый ею, изыскивал предлоги ко вражде и ссоре». Следуя Божественному писанию, Александр называл Иисуса Христа – Богом. «Арий, противоборствуя истине, стал называть Его созданием и говорил, что было время, когда Его не было». Защитник апостольских догматов Александр сначала «старался вразумить его, но, когда увидел, что тот упорно безумствует, исключил его из священнического чина» (Феодорит, 1: 2).
Арий хотел стать епископом не больше Александра и не изыскивал средства к его гибели и своему возвышению. Клирики и прихожане выбрали Ария руководителем Александрийской епархии. Он отказался от власти в пользу Александра.
«Утверждает сей нечестивец (историк партии ариан Филосторгий. – С. Ш.), что когда жребий архиерейства выпал Арию, тот, предпочтя себе Александра, добился передачи жребия ему» (Фотий, 1: 3).
Фотий не сохранил объяснение Филосторгия, почему Арий, победив на епископских выборах, отдал престол Александру. Арий отказался от престола, возможно, из-за уважения к почтенному возрасту Александра или из-за чувства сострадания к его телесной немощи.
Филосторгий сообщил, что Александр, претендент на епископский престол, был горбатый. Фотий или редактор книги Фотия специально запутал информацию Филосторгия об Александре, посчитав клеветой сообщение о его большом горбе.
«Повествует он (Филосторгий. – С. Ш.) и о некоем пресвитере Александре по прозванию Бавкалис, прозванному по возвышающемуся на спине большому горбу, напоминавшему формой глиняный сосуд, который александрийцы на местном наречии называют „бавкалис“». И этот Александр занял «второе место после Ария», – то есть, согласно контексту, горбатый Александр, проиграв епископские выборы, занял второе место. А дальше Фотий вдруг нелогично сообщил, что горбатый Александр стал «виновником раздора между епископом Александром и Арием» (Фотий, 1: 4).
Возможно, Александр был горбатым от рождения. По мнению историка А. А. Спасского, Александр сгорбился из-за старости: «старческая сгорбленная фигура Александра напоминала горшок для питья с узким согнутым горлышком».
Арий никогда не отдал бы Александру власть, если бы тот считал, что Иисус – это Бог! Выборы были в 313 году. А они поссорились – в 323. Император Константин поменял в Египте светскую власть, Римский папа Сильвестр – религиозную.
5
Сведение о начале раскола в Александрийской церкви знаменитого идеолога Римской церкви Епифания Кипрского отличается от сообщений историков Сократа, Созомена, Руфина и Феодорита. Как я предполагаю, он сам измыслил это сведение, – «изрыгнул», если пользоваться его терминологией.
Для согласования своего вымысла с действительностью Епифаний ввёл новые действующие лица – мученика Петра Александрийского, предшественника Александра по кафедре, и раскольника Мелетия Ликопольского, отлучённого Петром от Церкви за незаконные хиротонии, личного врага Афанасия Великого. Арианин Мелетий стал у него афанаситом, близким другом Александра, преданней которого не найдёшь. Солгав, что Мелетий был афанаситом, Епифаний был вынужден лгать и дальше, наверное, удивляясь своей изобретательности. Он заставил встретиться Петра и Мелетия, посадив их в одну тюремную камеру, их непримиримый конфликт свёл к незначительному спору о прощении падших христиан, сослал Мелетия на рудники. Как я думаю, он намеренно сделал ставку на Мелетия, решив опровергнуть ариан, говоривших, что Мелетий был членом их партии. У ариан не должно быть ни одного епископа, который независимо от них считал Иисуса творением Бога!
Епископ города Ликополь Мелетий сообщил Александру, главе Александрийской епархии, что старик Арий, «гордый, лукавый и хитрый, как змей», придумал новое учение. Ядом своего зловерия он помутил разум семи пресвитерам, двенадцати диаконам, нескольким епископам и семистам девственницам, ставших на его сторону.
«Этот старик Арий, напыщенный гордостью, сбился с прямого пути. Он был высок ростом, угрюм на вид, держал себя, как хитрый змей, и мог при помощи своего лукавого нрава увлечь всякое незлобивое сердце. Сладок был в беседе, всегда действуя на души убеждением и ласкательством. Поэтому в скором времени отвлёк для единения с собою семьсот девственниц. Есть слух, что он же увлёк семь пресвитеров и двенадцать диаконов. Яд его достиг даже и до епископов. Ибо он убедил Секунда Пентапольского и других действовать вместе с ним… Мелетий довёл о том до слуха архиепископа Александра… Епископ вызвал к себе Ария и спрашивал… А тот не задумался, не испугался и сразу, не краснея, изрыгнул всё своё зловерие, как доказывают его письмо и произведённое тогда над ним следствие» (Епифаний26).
Александр и Арий жили в Александрии. Мелетий – в городе Ликополь, находившемся в округе Фиваида. Между этими городами пятьсот километров. Александр якобы понятия не имел, что делается у него под боком, а Мелетий сразу выяснил. Желание Епифания подать Александра несведущим понятно: якобы все христиане считали, что Иисус – это Бог. Арий якобы придумал новое учение.
Сообщение Епифания убедительное, если не знать других источников. Его рассказ противоречит не только свидетельству Филосторгия, что допустимо для полемики оппонентов, когда они обвиняют друг друга во лжи, но и полностью не согласуется с рассказами однопартийцев – Афанасия и историка Сократа.
Мелетий якобы сообщил Александру о новом учении Ария. А Мелетий тоже считал, что Иисус – рядовое творение Бога. «Как говорит Филосторгий в первой книге своей „Истории“, со стороны Ария на Никейском соборе выступали следующие епископы: … из египетских Фив – Мелетий» (Фотий27). По мнению Епифания, якобы ученики Мелетия переняли учение Ария: «Мелетиане, некогда в высшей степени чистые и правые в вере, соединились с учениками Ария»28. А Мелетий якобы был потомственным афанаситом: он «не был изменником веры»29.
Мелетий всегда считал Иисуса Христа творением Бога. Он перенял апостольское учение о создании Иисуса от своих знаменитых предшественников – Оригена и Дионисия Александрийского.
Историк Созомен утверждает, что Мелетий сначала верил в Иисуса-Бога. А сменил он свою веру, попав под тлетворное влияние Ария, придумавшего новое учение.
Сначала между Арием и Мелетием якобы не было ничего общего: «мелетиане разногласили с кафолическою Церковью только предстоятельством, а ариане – Ариевым учением о Боге» (Созомен, 2: 21). Толчком к их сближению якобы стало желание общими усилиями низложить Афанасия. Незаметно мелетиане переняли учение Ария, – и афанаситы стали называть их арианами: «последователей Ария называли мелетианами». Созомен объясняет причину заимствования нового учения талантливым миссионерством Ария: «Вероятно, уже впоследствии, чрез частое собеседование о подобных предметах, заняли они от ариан самое их учение и стали одинаково с ними мыслить даже о Боге».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Евангелие от Иоанна», 5: 39.
2
«Таинство веры». Глава 3. «Троица». Иларион (Алфеев Григорий Валерьевич), (р. 1966) – архиерей Русской Православной церкви, богослов, патролог, церковный историк.
3
«Догматическое богословие». Учебное пособие для студентов 2 класса. Московская Духовная семинария. Сергиев Посад. 2006.
4
«Догматика Православной церкви». Иустин Попович (Благое Попович) (1894—1979) – доктор богословия, священнослужитель Сербской Православной церкви.
5
«Вселенские соборы». – М.: «Республика». 1994. С. 263. Карташёв Антон Владимирович (1875—1960) – православный историк. В 1920 году уехал из России, не приняв революцию. Был профессором Свято-Сергиевской Духовной Академии в Париже.
6
Монархианство: monos – один, arche – начало. Динамизм: dynamis – сила, безличная сила обожила человека Иисуса. Модализм: modus – Отец, Сын, Святой Дух – три способа проявления Бога.
7
«Введение в святоотеческое богословие». Иоанн Мейендорф (1926—1992) – протопресвитер, возглавлял Отдел внешних сношений Православной Церкви в Америке.
8
«Послание о неблагоприятных днях и часах». С. 452. Серия «Памятники литературы Древней Руси». Конец XV – первая половина XVI века. Москва: Издательство «Художественная литература», 1984. Филофей (1465—1542) – религиозный писатель, монах псковского Спасо-Елеазарова монастыря.
9
Руфин (345—410) – пресвитер Аквилейской церкви. Сократ (380—440) – адвокат, жил в Константинополе. Созомен (ум. 450) – адвокат, жил в Константинополе. Феодорит (393—466) – епископ города Кир.
10
Евсевий (275—339) – епископ Кесарии Палестинской, один из руководителей Первого Вселенского собора (325). Филостоpгий (368—440) – родился в Борисее (провинция Каппадокия), жил в Константинополе.
11
Фотий (857—867/877-886) – богослов, учёный, патриарх Константинопольский.
12
«Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия». М. Ф. Высокий, М. А. Тимофеев, В. А. Дорофеева. «Церковные историки IV—V веков, новый перевод с древнегреческого, латинского, научные статьи, комментарии». Москва, РОССПЭН, 2007.
13
«О раскаянии некоторых ариан в том, что подписались на Никейском соборе, как сообщает Никита в Thesaur. orth. fid., V, 8».
14
Не все епископы признали Афанасия преступником. Я взял пример с историков афанаситов, которые объявили, что все епископы единогласно признали Никейский Символ веры.
15
«Апокалипсис или откровения святого Иоанна Богослова». Аверкий (Александр Павлович Таушев) (1906—1976) – епископ Русской Православной церкви за рубежом.
16
Цитата из книги Фотия «Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия», 11: 7. С. 247.
17
«Хроника», 42—48. Перевод Ю. Б. Циркина. «Античные и средневековые источники по истории Испании». СПб. СПбГУ. 2006.
18
«Морозов Николай Александрович». Библиологический словарь. Фонд имени Александра Меня, Москва, 2002. Мень Александр Владимирович (1935—1990) – протоиерей Русской Православной церкви, богослов, проповедник, духовный писатель.
19
«История инквизиции в Испании». Санкт-Петербург. Издание Брокгауз-Ефрон, 1914. С. 140. Лозинский Самуил Горациевич (1874—1945) – историк, писатель.
20
Перевод «Слово Жизни».
21
Цитата из сочинения Афанасия: «К епископам Египта и Ливии – окружное послание против ариан», 12. Т. 2. С. 27—28. Творения святого отца нашего Афанасия Великого архиепископа Александрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1902.
22
Письмо Евсевия, епископа Никомидийского, к Павлину, епископу Тирскому (Феодорит, 1: 6).
23
«История догматических движений». Спасский Анатолий Алексеевич (1866—1916) – редактор «Богословского вестника».
24
«Вселенские соборы». С. 22.
25
Цитата из книги Епифания «Панарион», 69: 7—8. «Против ариоманитов, сорок девятая, а по общему порядку шестьдесят девятая ересь». Т. 4. С. 114—117. Творения святого Епифания Кипрского. Московская Духовная Академия. Типография В. Готье. Москва,1872.
26
«Панарион», 69: 3. Т. 4. С. 109.
27
«Сокращение „Церковной истории“ Филосторгия». Addenda, 3. «О тех, кто выступал со стороны Ария на Никейском соборе». С. 254.
28
«Панарион», 68: 6. «Раскол Мелетия Египетского, сорок восьмая, а по общему порядку шестьдесят восьмая есресь». Т. 4. С. 98.
29
«Панарион», 68: 1. Т. 4. С. 91.