Полная версия
Символ веры. История догматов Христианской церкви. Часть вторая
6
Великий угодник Бога умер.
Николай не забыл о своей пастве, находясь в Царстве Небесном: подкладывал беднякам деньги, спасал моряков, покровительствовал студентам, купцам, детям.
«Очень может быть», что он стал покровителем детей после того, как воскресил трёх младенцев (Е. В. Аничков11).
В голодный год некий хозяин гостиницы убил трёх младенцев, разрезал их на куски и засолил в бочке, чтобы кормить своих постояльцев. А Николай воскресил их.
По мнению Аничкова, Николай совершил это чудо при жизни. «Очень может быть», это чудо входило в жите Николая «нам неизвестное». То есть Аничков сторонник мнения, что рассказ о воскресении трёх младенцев – документальная история.
«Непростой была судьба города Миры и вместе с ним соборного храма, где был погребён святитель Николай»12.
«Страшное» землетрясение разрушило церковь, в которой похоронили великого угодника Бога. Афанаситы возвели новый храм. Новый храм опять был разрушен. По одной версии – землетрясением, по другой – арабами.
«Катастрофическое» наводнение на реке Мирос принесло землю в лиман порта Андриаке. Порт Андриаке, морские ворота города Миры, потерял значение: обмелел, стал несудоходным. Жить в Мирах стало невыгодно после потери порта. Горожане переселились в другое место, где сейчас находится современный город Демре13.
«Частые нашествия сарацин совершенно ослабили и опустошили Миры, как и многие города христианского Востока. Сионский храм, служивший кафедральным храмом святителя Николая, так же постепенно приходил в упадок»14.
Турки завоевали Ликийскую страну. Бог отдал родину Своего великого угодника туркам, которые утверждали, что Иисус – не Бог. Замыслы Бога непостижимы! Миры опустели. Богослужения в церкви совершались один раз в месяц.
В 1087 году Николай явился во сне некому пресвитеру, жителю города Бари: «Скажи гражданам и всему собору церковному, чтобы они пошли в град Миры, взяли меня оттуда и положили здесь, ибо я не могу пребывать там, в опустошённом месте. Такова воля Господа»15.
«Такова воля Господа» – это со слов Николая. Жители Бари решили немедленно исполнить «волю Господа».
Баряне высадились в андриакском порту. Турок в Мирах не было, опустевшую церковь охраняло всего четыре монаха. Баряне, рассказав монахам о своих намерениях, попросили указать место, где хранятся мощи Николая, и предложили деньги в качестве компенсации. Монахи с негодованием отказались, хотели позвать на помощь местных жителей. Баряне связали монахов и выставили охрану.
Некий юноша Матфий пообещал убить монаха, если тот не укажет местонахождения мощей святого. На мощи указал другой монах, опасаясь за жизнь своего товарища. Баряне вскрыли пол, откопали саркофаг, закрытый треугольной крышкой. Разбили крышку и увидели мощи Николая, которые были погружены в благоуханное миро.
Запах был такой приятный, необычный, что барянам почудилось, что они оказались в раю. Дивный аромат учуяли даже матросы, охранявшие корабли, которые находились в шести километрах от церкви.
Весть о переносе мощей Николая разлетелась по всей Европе!
Венецианцы, ревнивые конкуренты барян, усомнились, что те забрали все мощи. Несколько косточек могли оставить. Венецианцы решили проверить своё предположение.
Они высадились в адриакском порту, пришли в церковь Николая, которую опять охраняли четыре монаха. Монахи подтвердили их предположение: уже двести лет мощи Николая хранятся в двух местах. Часть мощей перепрятал император Василий I (867—886) – никто не знает, куда он перепрятал. Вторую часть забрали баряне.
Венецианцы вскрыли гробницу Николая. Мощей не оказалось. Они попросили монахов указать место, где хранятся мощи Николая.
Монахи не знали место захоронения. Пытки монахов ни к чему не привели. Они не знали! Епископ распорядился прекратить мучения. Монахи отблагодарил епископа, – указали на мощи священномученика Феодора и святого Николая, дяди угодника Бога.
Венецианцы погрузили мощи на корабль, и вдруг некий моряк сообщил епископу о чудесном благоухании в одном из приделов церкви.
Епископ расспросил жителей. Местный епископ не совершал службу в приделе святителя Николая. Он совершал службу в другом помещении, на потолке которого была фреска, изображавшая Николая. Епископ решил исследовать это помещение.
«Венецианцы вернулись в церковь, разбили пол алтаря, начали копать и обнаружили другой пол. Они разбили его и, убрав большие камни, которые его поддерживали, нашли толстый слой стекловидного вещества, в середине которого находилась масса из окаменевшего как бы асфальта. Когда её вскрыли, внутри увидели, как говорит хронист, другую спёкшуюся смесь металла и асфальта и внутри неё находились святые мощи чудотворца Николая» (Священник А. Ястребов16).
Они увидели мощи чудотворца, – и сразу по всей церкви распространилось приятное, чудесное благоухание!
Венецианцы обнаружили среди прочих костей череп. Результат: у святого Николая оказалось две головы. Одна хранится в Бари, другая – в Венеции.
МОЛЧАНИЕ ЦЕРКВИ
1
Николай Мирликийский, – великий угодник Божий, прославленный чудотворец, святой, – оказался в центре внимания на соборе в Никеи после того, как совершил в отношении Ария или Евсевия Никомидийского некий поступок, за который был лишён сана и угодил в тюрьму. О нём заговорили все – внезапно. Он уподобился Солнцу на безоблачном небе, которое нельзя не заметить! И вдруг участие Николая на соборе стало легендарным, сохранилось только в преданиях: древнейшие авторы (Евсевий, Афанасий, Сократ, Созомен, Руфин, Феодорит) не оставили никаких свидетельств.
«Между тем, как с той и другой стороны сделано было множество возражений, и на первый раз возник великий спор» (Ж. К.. 3: 13) – возможно, это невнятный отголосок той бурной сцены. Верный своему решению оставить для потомков «наиболее приличные и достойные воспоминания», Евсевий опустил подробности.
«Ни один из источников, ни одно из сказаний о Никейском Соборе, даже со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского» (В. В. Болотов). «Нигде в исторических источниках не находится никакого следа того рассказа, с которым встречаемся в житии святителя Николая Чудотворца» (А. В. Карташёв).
По мнению Карташёва, рассказ о догматическом споре Николая и Ария – собирательный, обобщающий: «Спорили, волновались и, конечно, доходили до всяких крайностей. Не в столице только, а и по всем закоулкам. Везде появлялись свои „Арии“ и доводили до возмущения ревнителей правой догмы».
Имени Николая нет в древнейших списках участников собора в Никеи. Известно пятнадцать списков участников. Николай упомянут в шести, – менее древних, чем остальные девять.
Николай – не рядовой епископ. Он – великий угодник Божий, чудотворец, пламенный защитник веры, благозвучная труба Церкви. Он нанёс смертельный удар арианской доктрине «мечом веры и духовным оружием слова»!
Почему участие Николая на соборе стало легендарным, почему сохранилось только в преданиях? Почему древние церковные историки не рассказали о Николае? Почему его имени нет в древних списках? Как такое могло случиться?
Афанасий сознательно не упомянул о конфликте Николая и Ария, осуждении и оправдании Николая, найдя «неудобным упоминать об этих фактах в своих письмах и прочих сочинениях, ибо такое упоминание не усилило бы позиции защитников Православия в их жаркой борьбе с арианами». (Священник Л. Воронов17).
Феодорит (1: 14) с гордостью сообщил, сославшись на рассказ Афанасия, что Бог убил Ария. (Как я предполагаю, афанаситы зарезали Ария и сказали, что это сделал Бог). А сообщить о том, что Николай ударил Ария, значит, бросить тень на Николая.
Другая причина молчания Афанасия, по мнению Воронова: «он не стремился исчерпывающим образом поименовывать в своих сочинениях всех защитников Православия».
Евсевий не упомянул о Николае, потому что «всей душой сочувствовал арианам». Отцы собора, наученные Духом Святым, единогласно постановили, что Арий – еретик, враг Церкви, предтеча антихриста. Евсевий сочувствовал Арию вопреки указанию Бога. Вероятно, Евсевий сошел с ума, если не захотел покаяться.
Поздние историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит) не сообщили, потому что им запретили церковные начальники: «ибо Церковь во избежание клеветнических нареканий как на Святителя Николая, так и на судивших его святых отцов вплоть до IX века не давала своего благословения на оглашение в качестве её предания известия об участии Святителя Николая в деятельности Первого Вселенского Собора».
Почти пятьсот лет церковные начальники не разрешали объявить, что Николай был участником собора в Никее.
Активное участие Николая на соборе и упоминание Николая в древних церковных песнопениях, – эти события, по мнению Воронова, связаны между собой. Древние песни являются косвенным доказательством участия Николая на соборе, хотя в них нет упоминаний «о противоеретической деятельности святого Николая».
«На рубеже VII и VIII столетий город Миры посетил выдающийся проповедник того времени святой Андрей, архиепископ Критский, и произнёс в соборном храме похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю».
Речь Андрея «блистала перлами дивной красоты». Он назвал Николая «Отцом отцов», «светильником вселенной», «твердыней Церкви». Андрей увязал победу над арианами с Николаем: «Ты поистине воин, ибо… мечом веры, сразившим Ариево разделение, ты исторг с корнем и Савеллиево соединение.
Согласно Арию, Отец и Сын – разделены: Отец – Бог, Сын – тварь. По мнению Савеллия, Отец и Сын соединены: Отец и Сын – это как имя и фамилия одного человека.
В похвальном слове «не содержится прямых указаний на присутствие святого Николая на I Вселенском Соборе». Андрей, зная о том, что Николай был участником собора в Никее, не сказал об этом прямо. «Проявляя мудрую осторожность, он не нарушил того молчания, которое в те времена хранила Вселенская Церковь».
Отсутствие имени Николая в древнейших списках Воронов объясняет неблагоприятными условиями хранения рукописей.
Списки участников собора редко переписывались. «Проходили не только десятилетия, но и столетия, прежде чем рукопись со списком никейских отцов находила себе переписчика». Рукопись настолько ветшала, что не все имена можно было разобрать, «концы листов отрывались», поэтому число имён постепенно сокращалось.
«Несмотря на столь неблагоприятное обстоятельство, драгоценное для нас имя Святителя Николая сохранилось в шести списках: пяти греческих и одном арабском. В остальных девяти списках имя Святителя Николая оказалось утраченным, вероятно, по вышеуказанной естественной причине».
2
В биографии Николая Мирликийского есть исторические несоответствия. Дядя Николая основал монастырь до гонения Диоклетиана (303). А первый монастырь основал Пахомий Великий в Египте в 318 году18. Николай посетил Иерусалим до гонения Диоклетиана. Он не мог поклониться Кресту в храме Воскресения. Императрица Елена отыскала Крест в 326 году. Храм Воскресения построили в 335.
Исторические несоответствия в биографии Николая не давали покоя митрополиту церкви святой Северины Фальконию (XVIII в.) (Архимандрит Антонин19). Решив доказать, что эти несоответствия – вставки поздних переписчиков, он задался целью отыскать самое древнее житие Николая. Он специально приехал в Рим и нашёл в ватиканской библиотеке житие некоего Николая, епископа города Пинары, земляка Николая Мирликийского: Пинары и Миры находятся в провинции Ликия.
Начало биографии Николая Пинарского потрясающе совпало с биографией Николая Мирликийского! Родителей звали Епифаний и Нонна20. Он простоял два часа в колыбели крещения. Дядя Николая Пинарского (тоже Николай) основал монастырь. Ангел сказал дяде, что Бог избрал племянника от чрева матери. Николай совершил паломничество в Святую Землю. Он предсказал и усмирил шторм; воскресил матроса, который упал с мачты; двери церкви открылись перед племянником «Божьим хотением»; он поклонился древу честного Креста. На этом совпадения заканчиваются.
Николай Пинарский жил в VI веке при императоре Юстиниане I (527—565). Фальконий решил, что нашёл первоисточник. По его мнению, Николая Мирликийского не было! А был Николай Пинарский. Фальконий объявил выдумкой поздних переписчиков – архипастырство Николая Мирликийского, его участие на Первом Вселенском соборе, заключение в тюрьму и явление императору Константину во сне.
Сообщение Фалькония настолько противоречило устоявшемуся мнению, что целый сонм людей восстал на Фалькония.
По мнению архимандрита Антонина, Фальконий ошибся. В провинции Ликия было два святителя Николая. Один жил в Мирах, другой – Пинарах. Оба Николая слились «в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ».
Николай Мирликийский – не рядовой епископ. Как могло случиться, что часть биографии Николая Пинарского вставили в биографию угодника Бога? Переписчик никогда не слышал о пламенном защитнике веры? Почему заказчик не указал переписчику на ошибку? Он тоже был безграмотным? Кто нанёс смертельный удар арианской доктрине «мечом веры и духовным оружием слова»? Чудотворец Великий!
Для афанаситов спутать биографии Николая Мирликийского и Николая Пинарского – всё равно, что большевикам спутать биографии Ленина и Сталина. Ленин якобы родился в городе Гори Тифлисской губернии. Ленин и Сталин слились в памяти большевиков в один досточтимый образ.
Фальконий объявил, что Николая Мирликийского не было. Его обвинили в невежестве. Точно так же ополчились бы на безграмотного заказчика или переписчика.
Архимандрит Антонин указал на грубые правки в биографии Николая Пинарского, как будто кто-то сверялся с биографией Николая Мирликийского.
Кто-то затёр слово «архимандрит» в заглавии жития. «Фальконий замечает, что слово „архимандрит“ счищено в рукописи, но различается вполне удовлетворительно». (Николай Мирликийский не был архимандритом – настоятелем монастыря). Кто-то затёр день смерти Николая Пинарского. «После слова „декабря“ есть подчистка весьма грубая, и нет возможности дознаться, какое слово было некогда на её месте». Теперь там написана цифра 6. (Николай Мирликийский умер тоже 6 декабря). Кто-то надписал сверху текста, что младенец Николай Пинарский не питался молоком матери по средам и пятницам. (Младенец Николай Мирликийский в эти дни сосал грудь один раз вечером, после совершения родителями молитв).
Некий западный летописец (XII в.) сообщил, что Николай Мирликийский умер в 673 году. И он был подданным Константина IV Погоната (668—685)21.
Как я предполагаю, идеологи Римской церкви решили выдать Николая Мирликийского за Николая Пинарского.
Не желание Церкви объявить конфликт Николая и Ария своим преданием, молчание Афанасия и церковных историков о конфликте, отсутствие имени Николая в древних списках участников Никейского собора, попытка объявить Николая жителем VI—VII вв. – это звенья одной цепи. Цель – доказать, что в IV веке николаитов не было. Николаиты жили якобы в I веке. Иисус Христос, объявив их своими врагами, якобы подразумевал предателя Николая, назначенного апостолами диаконом.
3
Император Феодосий Великий (379—395), посоветовавшись с фиваидским «пророком» Иоанном, объявил ариан государственными преступниками: отобрал церкви, конфисковывал дома, в которых ариане устраивали свои богослужения, лишил ариан права завещаний и получений наследств.
Ариане сражались, как сражались бы православные, если бы католики захватили резиденцию патриарха Московского и всея Руси.
Феодосий сослал арианина Иоанна Златоуста (354—407), предполагаемого организатора восстания в Антиохии (387), на остров Патмос, обвинив его в том, что он «не заступился за честь царя»: не помешал черни глумиться над императорскими статуями. Златоуст написал на этом острове книгу «Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис»), в которой рассказал о встрече с Иисусом Христом.
Злодеяния афанаситов, мольбы ариан дошли до Бога. Иисус ненавидит дела николаитов (Николая Мирликийского) – лжечудотворство, нетерпимость к чужому мнению, навязывание своего богословия, репрессии оппонентов. Дни Феодосия (зверя) и фиваидского лжепророка Иоанна, с которым Феодосий советовался, сочтены: ангел кинет их живыми в озеро огненное.
Ариане размножили книгу, исполнив приказ ангела, показавшего Златоусту город Новый Иерусалим: «И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» (Апок. 22: 10). Наказание близко. Надо размножить книгу, чтобы все узнали о наказании Бога. Книга разошлась большим тиражом.
Феодосий и лжепророк Иоанн вдруг умерли. Златоуст сбежал с острова в Антиохию. Следующим покойником, согласно пророчеству Златоуста, будет император Аркадий (сын Феодосия).
Аркадий хотел жить. Он решил назначить пророка Бога патриархом. Люди императора выкрали Златоуста из Антиохии, привезли в Константинополь. Златоуст согласился возглавить Церковь, осужденную Богом, при одном условии: епископы, с которыми ему придётся работать, должны покаяться. Император созвал собор! Епископы раскаялись. И Златоуст стал патриархом.
Бог пощадил Константинополь, как город Ниневию. Златоуст оказался вторым Ионой. Решив, что пророчество не сбылось, афанаситы объявили Златоуста лжепророком и уничтожили. Бог предупредил афанаситов, что они умрут, если обидят Златоуста. Организаторы гонения Златоуста умерли, в том числе император Аркадий.
По мнению афанаситов (современников Златоуста) они попали в глупое положение. Для них «Апокалипсис» – небылица. Смерть врагов Златоуста – совпадение.
Кто первый поверил Златоусту – концов не найдёшь. Ариане размножили его книгу, как одержимые. И небылица превратилась в пророчество. Златоусту поверили все, – в том числе первые лица империи. Перепуганный император Аркадий назначил Златоуста, врага своего отца Феодосия, патриархом Константинополя.
Введённые в заблуждение афанаситы, трагично об этом вспоминать, покаялись: все стали оригенистами, арианами и аномеями. Когда Златоуст проповедовал в церкви, народу набивалось столько, что яблоку было негде упасть.
День Страшного суда наступил – ничего не произошло. Златоуст сразу объявил себя вторым Ионой: Бог якобы пощадил Константинополь, как город Ниневию. А что ему ещё говорить? Конечно, он объявит себя вторым Ионой! Куда ему деваться?
Сначала умер Римский папа Анастасий, потом – чудотворец Епифаний Кипрский (организаторы травли Златоуста). А потом умерли организаторы собора, на котором осудили Златоуста, – Евдоксия и её муж император Аркадий. Их смерть – досадное совпадение. Никто не застрахован от совпадений! Люди умирают каждый день.
Книга «Апокалипсис» стала бестселлером: Иисус сказал Златоусту, что ненавидит николаитов (афанаситов). Всем хотелось прочитать. Книги расходились, как горячие пирожки. Афанаситы защищались: они объявили апостола Иоанна автором «Апокалипсиса». Они якобы всегда знали об этой книге. А николаиты – ученики Николая, которого апостолы назначили диаконом. Николай Мирликийский – ни при чём.
Десять царей, получив власть на час, рвали плоть Римской империи. Перепуганный Феодосий II, сын Аркадия и Евдоксии, вымаливая у Бога прощение, объявил Златоуста святым.
Афанаситы увековечили книгу Златоуста вопреки своей воле. Если апостол Иоанн написал «Апокалипсис», значит, эту книгу надо включить в «Новый Завет». И афанаситы – включили, проигнорировав мнение большинства современников, говоривших, что эта книга не принадлежит апостолу Иоанну!
Попытались скрыть членство Николая в своей партии, уничтожить память о нём: вычеркнули его имя из списков участников Никейского собора, не признавали своим преданием его конфликт с Арием. Якобы Николая Мирликийского не было: усмирение шторма, воскресение матроса, участие на Никейском соборе – небылицы греков. А был Николай Пинарский, который жил в VI веке. Это он усмирил шторм и воскресил матроса.
По мнению астронома, физика и математика Н. А. Морозова (1854—1946), Иоанн Златоуст зашифровал в зверях и всадниках «Апокалипсиса» созвездия неба, планеты в этих созвездиях. Определив положения планет в созвездиях, Морозов вычислил, что Иисус общался с Иоанном Златоустом 30 сентября 395 юлианского года.
«В этом, по моему убеждению, и заключается разгадка слова „николаиты“. Название николаиты здесь явно производится от Николая, подобно тому, как иезуиты – от Иисуса (Iesus). Но никакого другого выдающегося Николая в четвёртом веке не было, а потому и в Апокалипсисе, как книге конца четвёртого века, речь может быть только о сторонниках учения Николая Мирликийского, а не о легендарных „николаитах первого века“, вероятно, никогда не существовавших и выдуманных в средние века, чтоб объяснить слово „николаиты“ в Апокалипсисе» (Н. А. Морозов22).
НАКАЗАНИЕ БОГА
1
Недостаточно объявить «Апокалипсис» книгой апостола. Нужно событие, которое станет толчком к написанию книги. Должны совпасть, как в прицеле, – годы репрессий, биографии действующих лиц, духовный упадок церквей, безвыходное положение императора, загнанного в угол: десять царей должны угрожать его жизни, его столица должна выпить чашу вина ярости гнева Бога. По моему мнению, такого события, отвечающего вышеперечисленным требованиям, не было в I веке.
Пророк Иоанн Богослов рассказал о последних днях врагов Бога и Иисуса. Случится землетрясение. Солнце помрачнеет, Луна нальётся кровью, звёзды падут, небо свернётся, как свиток, горы и острова сдвинутся. Перепуганные люди скроются в ущельях гор и скажут камням, чтобы они скрыли их от лица Бога и гнева Иисуса. «Ибо пришёл великий день гнева его, и кто может устоять?» (Апок. 6: 17). Град и огонь, смешанный с кровью, уничтожат деревья, траву, погибнут морские твари, пресная вода станет отравленной. Саранча получит власть скорпиона. «Люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Апок. 9: 4). Живые позавидуют мёртвым! Птицы соберутся на великую вечерю Бога: напитаются трупами царей, тысяченальников, свободных и рабов. Ангел лично уничтожит римского императора и его лжепророка. Он кинет их в озеро огненное, горящее серою (Апок.19: 18—21).
Терпение Иисуса закончилось. Он разгневан, раздражён, взбешён. Никогда такого не было! Он учил прощать. Пётр спросил Иисуса: «Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мат.18: 21, 22). Иисус простил своих палачей. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23: 34). Нельзя бесконечно испытывать терпение Иисуса. Настал великий день гнева его! Кто вывел Иисуса из равновесия? Что нужно сделать такого, чтобы он начал мстить?
Афанаситы утверждают, что книга «Апокалипсис» – это ответная реакция Иисуса на зверские казни христиан в I веке. По моему мнению, книга «Апокалипсис» – это ответная реакция Бога на дела афанаситов. Они объявили Иисуса, обыкновенного человека, Богом, Который создал Вселенную, и уничтожили своих оппонентов.
Можно отрицать вмешательство Бога, но ни у кого не повернётся язык назвать, например, Турцию (родину Василия Великого, Григория Богослова, Николая Мирликийского) и Египет (родину Афанасия Великого) христианскими государствами. Бог отдал эти территории пророку Мухаммеду, который утверждал, что Иисус – не Бог.
2
Некий римский император сослал Ионна Богослова на остров Патмос за слово Божие и свидетельство Иисуса Христа.
Иоанн услышал позади себя громкий, трубный голос, как шум многих вод: «То, что увидишь, напиши в книгу и пошли церквам в Асии».
Иоанн никогда прежде не слышал такого необычного голоса, – властного, трубного, как шум многих вод! Недоумённый он обернулся к тому, кто говорил с ним. И увидел семь золотых светильников. А среди светильников стоял некто, похожий на Сына Человеческого, в длинной одежде иудейских первосвященников и царей, с золотым поясом у груди. Его волосы были белые, как снег; глаза, – как пламя огненное; ноги, – как медь, раскалённая в печи. В его правой руке были семь звёзд. Он выглядел, как Солнце, когда оно сияет в силе своей!
Могущество, власть, слава этого человека были настолько велики, что напуганный, ошеломлённый Иоанн упал к его ногам, как мёртвый.
«Не бойся, – Иисус дотронулся до Иоанна. – Я первый и последний, и живой. И я был мёртв, и вот я жив во веки веков, и имею ключи смерти и ада. Итак напиши, что ты видел, и что будет».
Иисус продиктовал Иоанну послания к семи церквам. Первое – к епископу Ефеской церкви. И он сразу объявил, что ненавидит дела николаитов. «Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и я ненавижу».
Согласно Иринею Лионскому (130—202), николаиты – это ученики Николая, которого апостолы назначили диаконом. Николай оказался вторым Иудой. Николаиты утверждали, что разврат – не грех, употребляли еду, которую язычники приносили в жертву идолам.