Полная версия
История философской мысли Беларуси
Исторические обстоятельства, обусловившие содержание и особенности белорусской социальной и культурной динамики, в существенной мере осложнили процессы формирования синергийных структур и отношений в белорусском обществе, в том числе национальной элиты и национального самосознания. Становление и развитие Республики Беларусь как суверенного государства во многом зависит от актуализации (запуска) механизмов социальной самоорганизации, преодоления исторических деформаций социальной и духовной синергии и обусловленных этими причинами различных форм отчуждения человека (от собственности, власти, исторической традиции, культуры, права, языка, личностного достоинства и т. д.).
Исходным пунктом здесь является выбор стратегических целей и ценностных ориентаций, способов и средств их реализации, а также определение акторов. Эта задача большой сложности. И при ее решении важно понимать, что проблемы настоящего всегда так или иначе связаны с прошлым, его традициями и особенностями, которые во многом определяют тип общества и человека. Их конкретно-научный анализ и социально-философская рефлексия являются необходимым предварительным условием «понимающей» модернизации. Другими словами, отрефлектированный опыт прошлого, запечатленный в структурах национального самосознания, национальном характере, стереотипах поведения людей, должен учитываться при разработке перспективных программ развития белорусского общества и государства, принятии управленческих решений, разработке нормативной базы, мобилизации ресурсов и т. д. Вот почему исследование и постижение такого важнейшего компонента национальной самобытности, как этноменталитет, имеет большое теоретическое и практическое значение.
1.3. Белорусская социальная и духовная синергия в XIII – первой половине XVII в.
Белорусский этнос XIII–XVII вв.
Средние века (XIII–XIV) – время начала собственно белорусской истории, т. е. формирования белорусского этноса и государственности. Данный процесс в существенной мере был инициирован новыми внешними вызовами – агрессией с юга (татары) и севера (крестоносцы). В такой ситуации естественным оказалось смещение географической «точки роста» молодого этноса в центральную часть его расселения – принеманский ареал. Административным центром края становится Новогрудок. По приглашению местных бояр княжеский трон занял Миндовг. «У 1251 г. князь быў ахрышчаны паводле каталіцкага абраду, а ў 1253 каранаваўся ў Наваградку каралеўскай каронай, прысланай ад імя папы Інакенція IV»[35]. Параллельно с ростом «старых» городов возникали новые: Лида, Слоним, Несвиж, Речица и др.
Перед лицом существующих угроз, а также на основе сложившихся ранее хозяйственных связей быстро шел процесс объединения белорусских земель с соседними (прежде всего с литовскими, а затем с украинскими), завершившийся возникновением нового интегрированного государства – Великого Княжества Литовского со столицей в Вильно (1323). Этот процесс осуществлялся частично путем завоеваний, частично путем добровольного присоединения «русских» земель к основному государственному ядру, которое называлось Литвой. При этом, как подчеркивает М.К. Любавский (блестящий ученый, ректор Санкт-Петербургского университета в начале XX в.), «сила оружия» имела второстепенное значение. В возникшем государственном союзе доминировала «русская стихия» (белорусско-украинская), т. е. «русские» порядки, русская «вера» и «мова». По-белорусски изъяснялся Ягайло и его двор[36].
Следует подчеркнуть, что в истории новые государственные образования возникали в силу стечения различных обстоятельств. Так, в середине VII в. протоболгары – тюркские племена во главе с князем Аспарухом оказались на территории южнославянских племен, известных под названием «семи родов». Аристократия обоих этносов заключила между собой соглашение, в соответствии с которым главенство (власть) отходила к протоболгарской знати. Формирующееся государство стало называться Болгарией, а население – болгарами. С течением времени пришлое племя было ассимилировано местным славянским населением. История современной Англии началась аналогичным образом с ее завоевания нормандским герцогом Вильгельмом, который являлся вассалом французского короля. Исторический взлет Испании оказался возможным после заключения брачной унии между Изабеллой Кастильской и Луи Арагонским. Так что наш «случай» – отнюдь не уникальный.
Великое Княжество Литовское к началу XV в. стало одним из крупнейших государств Европы (его территория простиралась от Балтийского моря на севере до Черного на юге) и состояло из ряда отдельных земель – Новогрудской, Полоцкой, Витебской, Смоленской, Киевской, Волынской и др. Каждая из них обладала значительной автономией и стремилась к сохранению традиций. Принцип «старины не рухати» вел, однако, к автаркии – политической и экономической разобщенности разных регионов и тем самым к слабости государства. С укреплением власти великого князя в XV–XVI вв. княжества ликвидировались, а вместо них создавались воеводства – Полоцкое, Менское, Берестейское, Витебское, Трокское и др. Параллельно с политической консолидацией центральная власть активно проводила политику юридическо-правовой интеграции своих земель, что нашло отражение в трех знаменитых Статутах ВКЛ (1529, 1566, 1588). Это стимулировало развитие внутригосударственных экономических связей, торговли, способствовало формированию единого рынка. Важную роль в данном интеграционном процессе играли города. В наиболее крупных из них проживало от 8 до 20 тыс. человек, а в Полоцке – крупнейшем урбанистическом центре Беларуси XV в. – около 30 тыс.
Существенным фактором политико-экономической интеграции страны стало введение в обращение на всей территории ВКЛ с первой трети XVI в. собственного денежного знака. Им стал литовский полугрош, сменивший денежные единицы сопредельных стран, которые ранее ходили в смежных с ними регионах ВКЛ. На XVI в. приходится также экономическая реформа в сельском хозяйстве, инициированная Боной Сфорца (супругой Жигимонта I Старого). Тем самым были созданы предпосылки для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, стимулирования социальной мобильности крестьянства, изменений в социальной структуре общества в целом. Так, в XV–XVI вв. именно за счет преуспевающих свободных земледельцев шло активное пополнение шляхетского (дворянского) сословия.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Их анализ см.: Королев, А. А. Этноменталитет: сущность, структура, проблемы формирования / А.А. Королев. М., 2011.
2
Полежаев, Д.В. Феномен менталитета общества: сущность и понимание / Д.В. Полежаев // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 3. С. 119–120.
3
См., напр.: Жураулёў, В.П. На шляху духоўнага самасцвярджэння / В.П. Жураўлёў. Мінск,1995; Лыч, А.М. Беларуская нацыя і мова / А.М. Лыч. Мінск, 1996; Мікуліч, Т.М. Мова і этнічная самасвядомасць / Т.М. Мікуліч. Мінск, 1996; Салееў, В.А. Нацыянальная самасвядомасць і мастацкая культура / В.А. Салееў Мінск, 1990; Чернявская, Ю.В. Народная культура и национальные традиции /Ю.В. Чернявская. Минск, 2009 и др.
4
См.: Кириенко, В.В. Менталитет современных белорусов как фактор общественного реформирования / В.В. Кириенко // Социология. 1999. № 1; Русецкий, А.В. Патриотические ценности студенческой молодежи в условиях социальной трансформации / А.В. Русецкий, Л.А. Гащенко // Социология. 2000. № I; Местовский, Н.А. Состояние политической культуры студенческой молодежи в современном трансформирующемся обществе / Н.А. Местовский // Социология. 2000. № 2; Фабрикант, М.С. Объяснительные ресурсы имплицитных теорий национальной идентичности у белорусских студентов / М.С. Фабрикант // Социальный психолог. 2008. № 1 и др.
5
Гумилев, Л.Н. Биосфера и импульсы сознания / Л.Н. Гумилев // Природа. 1978. № 12. С. 97–98; Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М., 1983. С. 16–17.
6
Налчаджян, А.А. Этнопсихология / А.А. Налчаджян. СПб., 2004. С. 20.
7
Буховец, О. Эра национализма и особенности образования наций в Европе (Часть первая) / О. Буховец // Современная Европа. 2008. № 4. С. 33.
8
Алыперматт, У. Этнонационализм в Европе / У Альтерматт. М., 2000. С. 33.
9
Там же.
10
Альтерматт, У. Этнонационализм в Европе. С. 33–34.
11
Weber, Е. Peasant into Franchmen / Е. Weber // The modernization of Rural France. 1870–1914. Stanford, 1976. P. 90.
12
Хобсбаум, Э.Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в Европе / Э.Дж. Хобсбаум // Нации и национализм. М., 2002. С. 335.
13
Бройи, Дж. Подходы к исследованию национализма / Дж. Бройи // Нации и национализм. М., 2002. С. 206; Геллнер, Э. Пришествие национализма / Э. Геллнер. М., 2002. С. 173.
14
Смит, Э.Д. Национализм и историки / Э.Д. Смит // Нации и национализм. М., 2002. С. 256.
15
Геллнер, Э. Пришествие национализма. С. 192.
16
Тульчинский, С.Л. Нация или охлос? / С. Л. Тульчинский // Философские науки. 2011. № 5. С. 38–39.
17
Альтерматт, У Этнонационализм в Европе. С. 166.
18
Буховец, О. Эра национализма и особенности образования наций в Европе (Часть первая). С. 41.
19
Буховец, О. Эра национализма и особенности образования наций в Европе (Часть первая). С. 39.
20
Алыперматт, У. Этнонационализм в Европе. С. 166.
21
Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): в 2 т. Т. 2. / Б.Н. Миронов. СПб., 1999. С. 284–305.
22
Там же. С. 387.
23
Грох, М. От национальных движений к полностью сформировавшимся нациям: процесс строительства наций в Европе / М. Грох // Нации и национализм. М., 2002. С. 125.
24
Буховец, О. Эра национализма и особенности образования наций в Европе (Часть первая). С. 43.
25
Шибеко, З.В., Шибеко, С.Ф. Минск: Страницы жизни дореволюционного города / З.В. Шибеко, С.Ф. Шибеко. Минск, 1990. С. 11.
26
См. обзор: Беларусы. Вытокі і этнічнае развіццё: у 6 т. Т. 4. Мінск, 2000. С. 6–8.
27
Микулич, ТА. Этноязыковые процессы и системы национального самосознания / Т.А. Микулич. Минск, 1991. С. 17.
28
Піліпенка, М. Ф. Змест і формы першапачатковай этнічнай самасвядомасці беларускага народа: Кн. 2 / М.Ф. Піліпенка // Беларусіка. Фарміраванне і развіццё этнічнай самасвядомасці беларусаў. Мінск, 1992. С. 70–73.
29
Карский, Е.Ф. Введение в изучение языка и народной словесности / Е.Ф. Карский. Вильно, 1904. С. 113–114.
30
Пичета, В.И. Образование белорусского народа / В.И. Пичета // Вопросы истории. 1946. № 5–6. С. 19–20.
31
Седов, В.В. Славяне верхнего Поднепровья и Подвинья / В.В. Седов. М., 1970. С. 182, 192.
32
Падокшын, С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры / С.А. Падокшын. Мінск, 2003. С. 42.
33
Падокшын, С.А. Беларуская думка ў кантэксце гісторыі і культуры. С. 42.
34
Там же. С. 65.
35
Вялікае Княства Літоўскае: энцыклапедыя: у 2 т. Т. 1. Мінск, 2005. С. 7–8.
36
Любавский, М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно / М.К. Любавский. М., 1915. С. 35–41.