Полная версия
Кровь викинга… И на камнях растут деревья
Главное время сбора милостыни наступает по окончании службы. Прихожане, просветлённые молитвой и ангельским пением церковного хора, густой толпой выходят из храма. Сейчас они особенно щедры, даже самые скупые посчитают своим долгом расстаться с несколькими лептами. Тут надо только не зевать.
Когда запирают ворота величайшего Божьего храма Вселенной, Рябой покидает паперть и отправляется в кабак, дабы подкрепиться вином и какой-нибудь едой. В Царьграде несчётное число кабаков и харчевен, но Рябой предпочитает тот, что содержит сарацин Мустафа. Его и Мустафу связывают давние приятельские отношения.
Дом, в котором помещается кабак Мустафы, от старости врос в землю, и можно сказать, что кабак находится в подвале – в него ведут несколько стёртых ступеней.
Рябого обдаёт духотой и винным запахом. Ему приятны и эта духота, и винный запах, как, впрочем, и всем посетителям заведения.
Жители ближайших улиц и переулков, большей частью подёнщики и нищие, любят бывать у Мустафы. Трудно найти другого столь радушного и любезного хозяина. На смуглом лице его неизменно сияет белозубая улыбка, для каждого у него припасено доброе слово. Он охотно поверяет в долг, если знает, что за должником не пропадёт. У Мустафы пришедший чувствует себя не посетителем, а гостем. Словом, хозяин кабака – золото, а не человек. Кабы ещё был он не магометанской веры, царство небесное было бы ему обеспечено.
Однако не все придерживаются такого мнения о Мустафе. Некоторые утверждают, будто он занимается скупкой краденого. Другие считают его иродом, отнимающим последний кусок хлеба у голодных детей, бессовестным грабителем, разоряющим семьи бедняков, а иные в глаза называют упырём. Это женщины, несчастные жёны пропойц, оставляющих в кабаке свой жалкий заработок. Впрочем, кому какое дело до мнения женщины!
Рябой не скучает у Мустафы. Насытившись, он попивает винцо, наблюдает за тем, что происходит в кабаке, прислушивается к разговорам, запоминает лица. Одни посетители уходят, другие приходят. Есть и такие, что просиживают в кабаке целый день. Вспыхивает перебранка, она быстро перерастает в драку, грохочут падающие лавки, звенит разбитая посуда. Рябой поднимается и помогает Мустафе усмирять буйствующих. Когда Рябой в кабаке, драка угасает быстро – Рябого боятся.
Драка – это чепуха. Рябого интересует другое. Из ближнего угла долетает подозрительный разговор, и Рябой навостряет уши. Какой-то не в меру захмелевший посетитель доверительно сообщает собутыльникам:
– Слыхали, Пьяница-то до чего додумался? Размалюет себе рожу, переоденется и с толпой бездельников слоняется по городу! Напьются и избивают кого ни попадя! И это царь! Слыханное ли дело!
Один из его товарищей, тот, что потрезвее, пугливо озирается и пробует переменить разговор:
– Говорят, во Фракии опять ничего не уродится. Всё как есть сгорело!
Но пьяный не унимается, он перебивает своего товарища:
– Нет, что бы там ни говорили про его отца, но Феофил[64] действительно был царь! Покойник тоже переодевался и ходил по городу, но зачем? Он самолично блюл справедливость, следил, чтобы торговцы не вздували цен, не обманывали бедняков! А этот что?
Ему кажется, что он говорит тихо, но на самом деле он почти кричит. Наиболее трезвый из собутыльников пытается утихомирить не в меру разговорившегося товарища.
– Тише ты! – шипит он и опасливо оглядывается на Рябого.
Рябой делает вид, что поглощён вылавливанием мухи из чаши с вином и не слышит разговора. Ему известен болтливый посетитель, он здешний, из завсегдатаев, его не надо выслеживать, узнавать, где живёт. Нужно лишь запомнить лица собутыльников. Потом Рябой сообщит об участниках предосудительного разговора Мустафе, на котором, как на всех кабатчиках, лежит обязанность осведомлять власти о настроениях среди посетителей.
Во втором часу ночи[65], как велит градской эпарх, управитель Царьграда, гостеприимный Мустафа закрывает заведение. Посетители неохотно покидают подвал, некоторых Рябому приходится подталкивать к выходу. Наконец кабак пустеет, и Мустафа запирает дверь на засов. Он гасит лишние светильники, оставляя один огарок сальной свечи. Рябой рассказывает Мустафе о посетителе, произносившем опасные речи.
– Который? – спрашивает Мустафа. – Рубец на висок? Феофан зовут? Хорошо, дорогой! Он у меня уже есть заметка.
Мустафа давно живет в Царьграде, но чисто говорить по-гречески так и не выучился.
– Кто слушал, запомнил? – продолжает он.
– Уж не без того! – отвечает Рябой и в свою очередь задаёт вопрос: – А как дела с тем, который болтал, что-де его царственность законопатила в монастырь свою мать и сестёр?
– А! – улыбается Мустафа. – Он уже площадь Пелагий[66], дорогой!
Но вот друзья переходят к делам более насущным.
– Что даёшь, дорогой? – спрашивает Мустафа.
– Нынче бедновато, – отвечает Рябой и достаёт из сумы плащ Андрея Блаженного.
Кабатчик долго щупает плащ, подносит ближе к свету.
– Почём хочешь, дорогой?
Рябой набирает в грудь побольше воздуху и говорит, махнув рукой:
– Ладно уж, чего там! Давай два милиарисия[67], чтобы не торговаться, и делу конец!
Мустафа присвистывает и изумлённо поднимает брови:
– Два милиарисий за этот старьё? Крест на тебе нет!
– Ну, а какова твоя цена? – осторожно спрашивает Рябой. Он, не отрываясь, глядит на Мустафу.
– Ешь мой кровь, забирай двадцать обол!
– Ишь ты какой добрый! Да за двадцать оболов я лучше сам изношу!
– Износи, дорогой! – улыбается Мустафа.
– Ну уж ладно, – примирительно говорит Рябой, – давай полтора милиарисия, и по рукам!
– Совсем с ума сошёл! – восклицает Мустафа. – Получай милиарисий, отдавай плащ! Не хочешь, получай плащ, отдавай милиарисий.
Рябой соглашается на милиарисий, Мустафа снова щупает плащ, протягивает Рябому серебряную монету и весело говорит:
– Баба приходит кричать: Мустафа – упырь! Опять придёт кричать, скажу: зачем Мустафа – упырь? Рябой – упырь, Мустафа не упырь!
В дверь стучат: тук, тук, тук-тук-тук, тук, тук, тук-тук-тук… Это условный стук. Рябой идёт к двери и отодвигает засов. Входит Кукша. Рябой оттопыривает край Кукшиной сумы, запускает в неё руку, выкладывает на стол шёлковый женский покров и мягкие, расшитые золотом сарацинские туфли. Ещё он достаёт из Кукшиной сумы небольшую, туго набитую деньгами мошницу, но её на стол не кладёт, а сразу прячет. Рябой доволен: его раб не зря прожил день.
Видно, что Кукша здесь не в первый раз, он, не спрашивая, идет к затухающему очагу, над которым висит лоснящийся от сажи котел. В котле ещё слышно ленивое бульканье. Кукша накладывает себе полную глиняную миску густой бобовой похлёбки и, обжигаясь, жадно ест.
Рябой не морит Кукшу голодом – не потому, что у него доброе сердце или он хорошо усвоил евангельские поучения о любви к ближнему. Просто его слуге, чтобы исправно служить, необходимы сила и проворство, а от голода, как известно, человек слабеет и становится вялым.
До сих пор Рябой сам занимался воровством, прирабатывая к подаянию. Теперь у него совсем другая жизнь. Зачем ему воровать? За это могут избить или, ещё хуже, бросить в темницу. Теперь для него ворует беглый скифский раб. Дело чистое. Немой, надо думать, не скоро попадётся – больше всего на свете он боится угодить в лапы к стражникам. А когда он всё-таки попадётся, это ничем не грозит Рябому. Какое отношение имеет почтенный царьградский нищий к беглому скифскому рабу? Да мало ли их тут в Царьграде скрывается от своих хозяев и от правосудия!
Раб оказался ловок и сметлив. Пришлось, конечно, дать ему несколько уроков. Иногда Рябой поощряет его намёками: если-де Немой будет стараться приносить побольше добычи, то Рябой со временем позаботится о благоприятных переменах в его судьбе.
Да, воровать Рябому теперь незачем. Он мог бы и не валяться больше на паперти, но на это он не пойдёт – шутка ли, каждый день терять сотню оболов! У Рябого есть давняя мечта: накопить достаточно денег, купить возле города усадьбу с домом и виноградником, жениться и зажить уважаемым человеком. Особенно его привлекает мысль завести у себя в саду павлинов. Он считает, что всякий настоящий богач непременно должен держать павлинов. Иногда Рябой, подвыпив, делится своими мечтами с другом кабатчиком, но тот только посмеивается над ним:
– Не надо павлин – голос дурной и денег стоит. Лучше соловей – голос приятный и поёт задаром!
Кукша наелся и должен уходить – больше ему здесь делать нечего. Он медлит, его разморило от горячей пищи, и глаза у него слипаются, он с удовольствием прикорнул бы где-нибудь в уголке, но ему не позволяют.
– Где ночует? – спрашивает Мустафа, когда за Кукшей затворяется дверь.
– Это его дело, – отвечает Рябой.
– В свой каморка не пускаешь? – улыбается Мустафа.
– Ещё чего? – говорит Рябой. – Я завёл себе раба, чтобы он на меня работал, а не для того, чтобы заботиться о его ночлеге.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Волоковое отверстие (окно) – делалось для вытягивания дыма из жилища во время топки, поскольку печи не имели труб.
2
Словене – восточнославянское племя, жившее на территории нынешней Новгородской области. Судя по последним научным изысканиям, выходцы из Поморья, с южного побережья Балтийского моря. Одно из племён, составивших впоследствии русский народ. В древности существовало понятие «люди словеньска языка» – имелись в виду все вообще славяне.
3
Весь – финно-угорское племя, некогда населявшее огромные пространства на севере нынешней Европейской России. Одно из племён, составивших впоследствии русский народ.
4
Гостомысл – последний словеньский князь.
5
Варяги – морские разбойники и торговцы, приплывавшие с Запада. Нанимались на службу к русским князьям, а позже и к византийским императорам.
6
Клеть – холодное помещение при доме; чулан, кладовая.
7
Отрок – мальчик от семи до пятнадцати лет.
8
Один – в скандинавской мифологии верховный бог.
9
Гардарики – страна крепостей, древнескандинавское название Руси.
10
Викинги – древнескандинавские воины, участники морских завоевательных походов.
11
Берсерк – свирепый воин, который в битве приходил в исступление, выл, как дикий зверь, кусал свой щит и был, согласно поверью, неуязвим.
12
Гридница – помещение для гриди – младшей дружины. В гриднице устраивались дружинные пиры.
13
Торговый город при истоке Волхова из Ильмень-озера. Так одним именем варяги называют четыре поселения – Словеньск, Славно, Прусы и Нерев, расположенные близ истока. А после того, как Рюрик построил в Словеньске новую крепость, Хольмгард все чаще называют Нов-городом.
14
Кукша – это лесная птица, то же, что роньжа, ближайшая родственница сойки. В дохристианские времена были очень распространены «птичьи» имена, любовь к ним сохранилась и после Крещения Руси – младенцам принято было давать наряду с крещальным ещё одно имя, и оно часто бывало «птичьим». Отсюда у нас так много «птичьих» фамилий. Имя «Кукша» носили двое русских святых, оба священномученики, пострадали в XII веке.
15
Скальд – поэт у древних скандинавов.
16
Праща – древнее ручное оружие для метания камней.
17
Паруса у викингов были шерстяные.
18
Тул – колчан.
19
Руны – древнегерманские, преимущественно древнескандинавские, письмена.
20
Ингви-Фрейр – скандинавский бог плодородия и мира.
21
Предводитель большой шайки викингов, объединявшей несколько шаек.
22
Виса – стихотворение из восьми строк, которое сочинялось на случай.
23
Кросна – ткацкий станок.
24
Плошка – низкий плоский сосуд, большей частью глиняный.
25
Полати – помост в избе от печи до противной стены.
26
Стреха – край крыши.
27
Гривна – металлическое шейное украшение в виде обруча.
28
Сарацины – мусульмане, главным образом арабы.
29
Римский.
30
Тать – вор.
31
Шишок – лесная нежить, сказочное существо, враждебное человеку.
32
Мех – снятая целиком (дудкой) шкура, зашитая и обделанная для держания жидкостей, для поддувания воздуха в волынке или в горне.
33
Мовня, мовница – баня.
34
Водоворот.
35
Сварог – славянское языческое божество, бог неба.
36
Жито – всякий хлеб в зерне; на юге нашего отечества так ещё называют рожь, а на севере – ячмень.
37
Местник – то же, что мститель.
38
Детинец – центральная укреплённая часть древнерусского города, обнесённая стенами.
39
Посад – большое торгово-ремесленное поселение с выборным правителем – посадником. Позже торгово-ремесленная часть города вне городской стены.
40
Жило – жилое помещение.
41
Тор – в скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь, защищающий богов и людей от великанов и страшных чудовищ.
42
Чудь, чудины (собир.) – так называли несколько финно-угорских племён. Западная чудь – это предки нынешнего эстонского народа, а большая часть восточной вошла в состав русского народа.
43
Языческий храм.
44
Вёх – болиголов.
45
Марка – древнескандинавская мера веса, равная приблизительно 216 г, и денежная единица.
46
Дисы – в германо-скандинавской мифологии сверхъестественные существа женского пола, олицетворявшие силы плодородия.
47
Фрейя – богиня любви и плодородия у древних скандинавов.
48
Ярл – высший воинский титул, следующий за титулом конунга; наместник конунга, воевода.
49
Челядь (собир.) – прислуга, рабы.
50
Бальдр – самое светлое божество скандинавского языческого пантеона.
51
Фризы – германское племя, в Средние века жившее на северо-западе нынешней Германии.
52
Бургграф – правитель города.
53
Дротик – метательное копье.
54
Баптистерий – особая постройка при церкви для крещения.
55
Пропонтида (греч. Propontis, от pry – перед и pyntos – море), древнегреческое название Мраморного моря. Буквально: Преддверие Русского (Чёрного) моря.
56
Номисма (от греч. Nomisma – монета) – византийская золотая монета, обычно с изображением правящего императора.
57
Лядна – покинутая и заросшая лесом земля.
58
Хламида – прямоугольный плащ с застёжкой (у древних греков), накидка.
59
Калита – кожаная сумка для денег в Древней Руси, подвесной карман.
60
Златица – золотая монета.
61
Медница – медная монета.
62
Паперть – крытая площадка перед входом в церковь.
63
Обол (от греч. Obolys) – медная, серебряная, бронзовая монета в Древней Греции, Византии (IX–X вв. Сходно с лептой. Лепта (от греч. Lepton) – мелкая медная монета.
64
Феофил – византийский император (829–842), сторонник иконоборческой ереси, отец императора Михаила III. Его вдова Феодора восстановила иконопочитание.
65
В восемь часов вечера по нашему времени.
66
Во рву на площади Пелагия хоронили казнённых преступников.
67
Милиарисий – позднеримская и ранневизантийская серебряная монета. Равен 24 оболам.