bannerbanner
Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели
Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели

Полная версия

Работаем ярко: цветные продавцы, цветные покупатели

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2008
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

В осмыслении психологии цвета Гете идет и дальше простого анализа воздействия цвета. Он указывает на связь цветовых предпочтений с национальностью, возрастом, культурным уровнем. Активные нации предпочитают более яркие цвета, впрочем, как и дикари, более спокойные народы останавливают свой выбор на светлых соломенных оттенках в сочетании с темно-синим, нации, упирающие на свое величие и достоинство, выбирают темно-красный колер: «Дикари, некультурные народы, дети имеют большую склонность к цвету в его высшей яркости, и потому особенно к желто-красному. У них есть также склонность к пестрому. Пестрое же получается, когда краски в своей наибольшей яркости сочетаются без гармонического равновесия. Если, однако, это равновесие инстинктивно или случайно найдено, то возникает приятное действие.<…> Народы южной Европы носят одежду очень ярких цветов. Шелковые товары, дешевые у них, способствуют этой склонности. Особенно же женщины с их яркими корсажами и лентами всегда в гармонии с местностью, причем они не в состоянии затмить блеск небес и земли.<…> Живые, бойкие нации, например французы, любят усиленные цвета, особенно активной стороны; умеренные, англичане и немцы, любят соломенно – и красно-желтый цвет, с которым они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство, как итальянцы и испанцы, носят плащи красного цвета с уклоном в пассивную сторону». Молодые люди, особенно женщины, склонны выбирать светлые оттенки, например голубой и розовый, а старики отдают предпочтение темно-зеленому и лиловому: «По характеру цвета одежды судят о характере человека. Так, можно наблюдать отношение отдельных цветов и их сочетаний к цвету лица, возрасту и положению.<…> Женская молодежь держится розового и голубого; старость – лилового и темно-зеленого. У блондинки склонность к фиолетовому и светло-желтому, у брюнетки – к синему и желто-красному, и все правы». Чем более высок уровень культуры и образования, тем более мягкие и нейтральные цвета выбирает человек. И наоборот наименее образованные люди выбирают очень яркие цвета: «У образованных людей есть некоторое отвращение к цветам. Это может происходить отчасти от слабости глаза, частью от неопределенности вкуса, охотно находящей убежище в полном ничто».

Отдельно Гете рассматривает воздействие цвета в картинах художников, то, как мы воспринимаем колорит местности. Итак, «Учение о цвете» явилось огромным прорывом в осмыслении воздействия цвета на психологию человека. У Гете цвет – это не мистико-религиозный символ, это символ индивидуальности людей.

В. Кандинский о цвете.

Еще одной работой, посвященной воздействию цвета и также являющейся серьезной вехой в осмыслении этого воздействия, является книга «О духовном в искусстве» живописца В. Кандинского, написанная в XX в.

Кандинский противопоставляет цвета по принципу «светлота – темнота» и «тепло – холод». На основе изучения желтого и синего цветов Кандинский говорит, что цвета способны как к «горизонтальному движению» – к зрителю (желтый) и от зрителя (синий), так и к движению центробежному (желтый) и центростремительному (синий).

Как и Гете, Кандинский делит цвета на активные (положительные) и пассивные (отрицательные). Но основную роль Кандинский отводит желтому цвету. Желтый будоражит, возбуждает, беспокоит человека. Можно сравнить воздействие желтого со звуком трубы. Но если желтый посредством добавления синего «охладить», то он резко теряет положительную энергичность, становится болезненно-раздражающим, зеленовато-желтый – это цвет безумия.

Синий – это небесный цвет, он зовет к бесконечности. Чем темнее синий, тем он печальнее, чем светлее, тем равнодушнее, безразличнее, тише. Синий цвет – это флейта, темно-синий – виолончель, иссиня-черный – орган.

Зеленый цвет – это парализованная смесь синего и желтого. Это самая спокойная краска, она обездвижена и лишена эмоций. Зеленый – это звуки скрипки: «Я мог бы сравнить абсолютно зеленый цвет со спокойными, протяжными, средними тонами скрипки» – пишет Кандинский. И еще: «Глубокий зеленый цвет оставляет после себя предчувствие, ожидание нового, энергичного воспламенения».

Красный – это жизненный, активный цвет, но в нем нет безумия желтого. Это цвет народа, цвет триумфа, радости. Ему соответствует звук фанфар: «Светлый теплый красный цвет (Cатурн) имеет известное сходство со среднежелтым цветом… и вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т. д.<…> Красный цвет в среднем состоянии, как киноварь, приобретает постоянство острого чувства, он подобен равномерно пылающей страсти. Это уверенная в себе сила, которую нелегко заглушить, но которую можно погасить синим, как раскаленное железо остудить водою. Этот красный цвет вообще не переносит ничего холодного и теряет при охлаждении в звучании и содержании<…> В затемненном красном цвете чувствуется элемент телесности. Этот цвет напоминает средние и низкие звуки виолончели, несущие элемент страсти. Когда холодный красный цвет светел, он приобретает еще больше телесности, но телесности чистой, и звучит, как чистая юношеская радость, как свежий, юный, совершенно чистый образ девушки. Этот образ можно легко передать музыкально чистым, ясным пением звуков скрипки».

Фиолетовый – это печаль, звук фагота и свирели. Кандинский пишет: «Как оранжевый цвет возникает путем приближения красного цвета к человеку, так фиолетовый, имеющий в себе склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Но это красное, лежащее в основе, должно быть холодным, так как тепло красного не допускает смешения с холодом синего (никаким способом), – это верно и в области духовного.<…> Итак, фиолетовый цвет является охлажденным красным как в физическом, так и в психологическом смысле. Он имеет поэтому характер чего-то болезненного, погасшего (угольные шлаки!), несет в себе что-то печальное. Неслучайно этот цвет считается подходящим для платьев старух. Китайцы применяют его для траурных одеяний. Его звучание сходно со звуками английского рожка, свирели, и в своей глубине – с низкими тонами деревянных инструментов (например, фагота)».

Малиновый – излюбленный цвет девушек, ему соответствует звук колокольчиков и бубенцов, который русские называют малиновым звоном.

Белый цвет – это великое молчание, мир, из которого исчезли все звуки, это абсолютное безмолвие, таящее в себе огромные возможности: «Белый цвет действует на нашу психику, как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Внутренне оно звучит как незвучание, что довольно точно соответствует некоторым паузам в музыке… Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит, как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое – это Ничто, которое юно, или еще точнее – это ничто доночальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода».

Черный же, в противопоставление белому, это окончание, угасание, полное отсутствие каких-либо возможностей: Черный цвет внутренне звучит, как Ничто без возможностей, как мертвое, Ничто после угасания Солнца, как вечное безмолвие без будущности и надежды. Представленное музыкально, черное является полной заключительной паузой, после которой продолжение подобно началу нового мира, так как благодаря этой паузе завершенное закончено навсегда – круг замкнулся<…> Черный цвет есть нечто угасшее, вроде выгоревшего костра, нечто неподвижное, как труп, ко всему происходящему безучастный и ничего не приемлющий. Это как бы безмолвие тела после смерти, после прекращения жизни<…> Недаром чистая радость и незапятнанная чистота облекаются в белые одежды, а величайшая и глубочайшая скорбь – в черные, черный цвет является символом смерти».

В работе В. Кандинского психология цвета получила еще большее развитие. Появились новые параллели и сопоставления цвета, как с душевными состояниями, так и с физическими явлениям.


Белый цветО, белая луна, мне сегодня не до сна,Я жду, когда в ночи раздастсяЗвук шагов моей любимой.О, белая луна, как же жизнь моя смешна,Научи меня, научи меня,Научи меня, как быть счастливым.Кузьмин В. «Белая луна»

Как бы то ни было, но человек в первую очередь воспринимает цвета в тесной связи с природным объектом или предметом, которому они принадлежат. Белый цвет – это цвет облаков, снега, молока, тумана, пара, некоторых цветов. Эти объекты обладают рядом характеристик, на которых впоследствии строятся ассоциации, связанные с цветом. Рассмотрим, например, ощущения, вызываемые снегом. Снег – холодный, поля, покрытые им, кажутся бесконечно-бескрайними. Изначально снег очень чистый, но любая грязь на нем становится заметной, бросается в глаза. Что касается облаков, то здесь ассоциации несколько иные. Облака внешне выглядят легкими, даже невесомыми, летящими, чистыми. Кстати, такие же ассоциации связаны с побелевшими уже одуванчиками, а также с туманом. Еще белый цвет – это седина. Седой человек – пожилой, т. е. мудрый, справедливый, умный. При более абстрактном взгляде белый цвет – это день, светлое время суток.

О белом цвете часто говорят как об отсутствии всякого цвета. Это чистый лист, символ начала, света, пустоты. Белый без примесей цвет представляет собой совершенство и завершенность, он олицетворяет открытость и свободу, самоотдачу и единство. Белый цвет – цвет правдивости, порядочности, легкости, коммуникабельности. Это холодный цвет, дающий ощущение свежести, нетронутости, стерильности. Зачастую слова «белый» и «чистый» вообще выступают синонимами. Например, мы можем сказать «переписать набело» или «по белому», и все поймут, что имеется в виду (опять-таки!) беловой, т. е. чистый, без исправлений, вариант. Белый цвет подразумевает собой добро, поэтому даже такое нехорошее чувство, как зависть, с определением «белая» лишается части негативного звучания.

Символика белого цвета подчеркивается традициями, связанными с ним. Белая одежда святых, белые крылья ангелов, белые стены церквей подчеркивают совершенство, правдивость, открытость, добро, справедливость. Белая магия призвана помогать людям, белый рыцарь приносит людям спасение, белый парик судьи олицетворяет справедливость. Белое платье невесты символизирует чистоту, невинность и девственность. Белый больничный цвет подчеркивает стерильность.

Рассмотрим символизируемые белым цветом качества подробнее.

Чистота

Эта ассоциация чаще всего используется в рекламе различных чистящих, моющих средств, стиральных порошков. В роликах фигурируют белоснежно-белые вещи (одежда, постельное белье), блестящий белый кафель, белые поверхности – раковина, ванна, унитаз. На другом цвете разница между чистым и грязным не так явно видна, не бросается в глаза.

Еще одно применение этой характеристики – очищающие косметические средства. Белый фон мы видим, например, в рекламе Garnier «Чистая кожа».

Чистота (даже стерильность) белого – это стены медицинских кабинетов, больниц, лабораторий. Хотя в больницах, несмотря на привычность для России, применять белый цвет не рекомендуется. Это слишком холодный цвет, создающий ощущение изоляции и отчуждения.

Легкость

На этой ассоциации, связанной с белым цветом, построены многие рекламные сообщения. Соответственно, рекламируемые таким образом товары можно разделить на группы:

1) легкие сигареты;

2) слабоалкогольные напитки, например легкое пиво (а также безалкогольное);

3) кондитерские изделия с претензией на низкокалорийность.

Итак, как правило, легкие сигареты выпускаются именно в белой упаковке. Примеров масса: Parliament, Vogue, ESSE, Muratti, Pall Mall, Marlboro, Camel, Sobranie и многие другие.

Белый цвет часто присутствует в элементах дизайна упаковки, либо как фон в телевизионных рекламных роликах и печатной рекламе. В частности, белая банка у пива «Балтика-0».

Преимущество белого цвета в дизайне упаковки и белый цвет самих конфет «Рафаэлло» подразумевает легкость, а также низкокалорийность (фигура останется стройной, легкой), эффект которой еще более усиливается героиней рекламы – балериной. Еще один пример на ту же тему – баллончики взбитых сливок с низким содержанием жира.

Свобода

Свобода – это сильная ассоциация, связанная с белым цветом. Так, многие рекламные кампании делают упор на свободу, которую дарит их товар.

Например, реклама презервативов Visit – белый фон, на нем слоган «Полнота чувств» и больше ничего. Или реклама сотовых телефонов. Белый щит с тянущимися друг к другу руками – Nokia. Слоган усиливает значение цвет «connecting people». Упор делается на открытость и коммуникабельность белого цвета. На белом фоне происходят и все рекламы нового тарифа «Джинс», и опять-таки слоган утрирует цветовое ощущение – «сроки действия больше не действуют». Вот она – истинная свобода. Свобода от пространства и времени. И новый тариф «Белые ночи» от «Мегафон» уже в самом названии несет тему свободы, усиливающуюся воздействием слогана: «Белые ночи – звони, сколько хочешь».

Несколько ассоциаций.

Часто в рекламе используется сразу ряд ассоциаций. В некоторых рекламных сообщениях используется сразу три ассоциации «холодный – чистый – белоснежный». Это «Миф» – морозная свежесть и жевательная резинка «Дирол», где в рекламе появляются морозные узоры.

Когда речь идет о белом цвете, надо сразу быть готовым к тому, что использование одного только белого цвета в рекламе невозможно. Белый цвет может быть либо фоном, либо, наоборот, белым будет изображение или буквы на фоне другого цвета.

Итак, характеристиками белого цвета являются:

1) совершенство;

2) завершенность;

3) открытость;

4) свобода;

5) самоотдача;

6) единство;

7) правдивость;

8) порядочность;

9) легкость;

10) чистота;

11) полнота;

12) коммуникабельность;

13) холод;

14) свежесть;

15) нетронутость;

16) стерильность;

17) добро;

18) изоляция;

19) разочарование;

20) отрешенность;

21) бесплодность;

22) скука;

23) чопорность.

Дополнительные названия белого цвета:

1) снежный;

2) белоснежный;

3) молочный;

4) меловой;

5) лилейный;

6) кипенный;

7) белокипенный;

8) белила;

9) белесый.

Яркие цвета успеха

Людмила Богомолова, директор по развитию и пиару исследовательской компании «О + К»: «Когда мы тестировали сок Rich, его упаковка на тот момент была абсолютно новаторской для рынка соков. Во-первых, с функциональной стороны: квадратная в сечении коробка с завинчивающейся крышкой. Во-вторых, использование белого цвета, достаточно „жесткий“ дизайн. Это был слом традиций „веселеньких“ или пафосных зеленых упаковок с грудами фруктов. Для тестирования были подготовлены несколько вариантов, подготовленных разными дизайнерами, в том числе и традиционный „продуктово-зеленый“.

Поскольку марка только готовилась к выпуску, нам было важно понять не только, какой вариант нравится потребителям больше, но и почему. Опять же, если новаторский вариант будет отвергнут, то в чем причина? И преодолима ли она?

Тогда вместе с производителем и рекламным агентством, которое разрабатывало бренд, наша исследовательская компания решила провести качественное тестирование упаковки. Это давало нам возможность реконструировать марку на основании впечатления об упаковке. Исследование дало очень обнадеживающие результаты: все респонденты, которые спонтанно «выбирали» этот вариант упаковки, описывали характер и специфику марки буквально словами из креативного брифа. То есть послание бренда считывалось очень точно. Кроме того, клиент получил много информации о возможных рисках, связанных с выводом марки на рынок. Это позволило принять более взвешенные решения относительно позиционирования Rich, в частности стало понятно, что надо сосредоточиться на группе потребителей «новаторов» и не пытаться расширить целевую аудиторию рекламного сообщения за счет всех потребителей, экономически способных купить этот сок».

«Рынок, как известно, отреагировал на Rich весьма позитивно. Производитель добился не только желаемой доли рынка, но стал законодателем мод в категории: конкуренты либо сменили упаковку своего продукта („Я“), либо вообще выпустили продукт, оформленный в стилистике „Rich“, – например, новая марка соков Caprice. В общем, пример с Rich стал классическим».[1]


Черный цветЯ крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет.И мой герой он соткан весьИз тонких запахов конфет.Напудрив ноздри кокаином, я выхожу на променад,И звезды светят мне красивоИ симпатичен ад.«Агата Кристи» «Опиум для никого»

Черный цвет в природе – это ночь, земля. Ночью все становится черным – небо, вода, окружающие предметы. Все теряет свои реальные очертания, лишается своего цвета. Черная ночь – это загадка. Черный цвет пугает своей глубиной, непроницаемостью и кажущейся бесконечностью. Хотя многие вещи в современном восприятии действительности меняются. Если в первобытные времена ночь олицетворяла страх перед окружающим миром, то сегодня ночь – это время молодых, это противопоставление дневному чопорному, правильному, закомплексованному, полному запретов миру. Ночь – это свобода. Но не та свобода, которую дарит белый цвет. Если белый – это свобода ума и разума, то черный – это свобода тела и инстинктов.

Черный цвет противопоставлен белому. Основное противопоставление идет на уровне: белый – это день, добро, черный – ночь, зло. Черный и белый – это полярные цвета. Но черный цвет отнюдь не однозначно отрицателен. Он загадочен и таинствен, привлекает и бросает вызов, притягивает и не выпускает. Черный цвет означает силу и предвидение, созидание и содержательность. Этот цвет изысканный и торжественный, он олицетворяет достоинство и изящество. Но при этом избыток черного цвета ведет к доминированию отрицательных его характеристик, которыми являются жестокость, депрессивность, разрушительность, черный цвет может означать пустоту и разрушение, эгоизм и слабость. Именно поэтому в рекламе черный цвет надо использовать очень аккуратно. Как правило, для сглаживания негативных черт его сочетают с белым. Тогда мы видим в рекламе не цветные, а черно-белые фотографии. Такая реклама выглядит стильно и изящно. Хотя все равно на фоне снимков обычно фигурируют либо цветное изображение товара, либо яркая надпись (слоган или название фирмы). Так чаще всего рекламируют дорогие духи, одежду от кутюр, драгоценности, т. е. упор делается на тот шик, который передает сочетание черного с белым – изящно, самодостаточно, элегантно, изысканно. Примеров подобной рекламы масса: Givenchy, Xeryus Rouge, Guerlain Shalimar, Burberrys и др.

Иногда производители делают ставку на черную упаковку товара, которая смотрится стильно и эффектно. Черная бутылка пива «Гинесс», баночка и пакет Carte Noire – вот яркие примеры. Упаковка «Дирол D’Luxe» тоже черная. Причем на рекламе изображены женщина в черном платье с ниткой жемчуга на шее и черная пантера. Заметьте, все товары в черной упаковке рассчитаны на обеспеченного покупателя. Черный цвет – цвет дорогого продукта. По этой причине современная офисная техника все чаще выполняется в черных тонах.

Часто в рекламе играют и на отрицательных характеристиках черного цвета – депрессивности и пустоте. В таком случае сначала в рекламе появляется черно-белая картинка, а потом она становится цветной. Например, телевизионный ролик «Garnier чистая кожа», а также реклама белья ARDI («Вырвись на свободу!»). Другая сторона черно-белой (с преобладанием черного) рекламы – это мрачная, взывающая к совести социальная реклама.

Рассмотрим качества, символизируемые черным цветом, подробнее:

1) стильность;

2) изящество;

3) самодостаточность.

На эти качества обычно делается упор в рекламе дорогих товаров, рассчитанных на премиум-сегмент или просто на самых продвинутых. Вспомнить хотя бы маленькое черное платье от Коко Шанель, лишенное каких бы то ни было отделок и аксессуаров, которое в свое время произвело фурор и до сих пор является символом минимализма, стиля и завершенности.

Сейчас в черном цвете предстают новые минималистически стильные модели сотовых телефонов, модная и продвинутая водка Nemiroff в черной бархатной упаковке. В эффектном черно-белом цвете преподносятся супердорогие украшения с бриллиантами и другими драгоценными камнями и эксклюзивные часы.

Одной из характеристик черного цвета является эгоизм, что для обозначенной аудитории скорее является положительной чертой, чем отрицательной. Черный цвет – это эгоистичное желание обладать идеалом и быть его единственным владельцем.

Контраст черно-белый мир – цветной мир.

Зачастую как в телевизионной, так и в рекламе, предназначенной для прессы, мы видим сочетание черно-белой картинки и цветной. Это подчеркивание разницы между миром цветным и миром, лишенным красок, как раз направлено на акцентирование радости цветного мира. В этом случае черно-белое – это плохо, грустно, печально, цветное – это жизненно, весело, ярко.

Ночь

Черный цвет может символизировать ночную жизнь, в таком случае, черный – это основной фон рекламы. Добавленные цвета, создающие нужные акценты, – это ярко-неоновые вспышки ночного города. Такая реклама призвана показать яркую жизнь оборотной стороны дня, жизнь ночного мегаполиса с его вседозволенностью, свободой от обязательств и комплексов, нереальной яркостью контрастов. На черном фоне любой цвет приобретает яркость и силу фейерверка, на чем и играют рекламные сообщения.

Итак, характеристиками черного цвета являются:

1) загадочность;

2) таинственность;

3) вызывающая привлекательность;

4) притягательность;

5) сила;

6) предвидение;

7) созидание;

8) содержательность;

9) изысканность;

10) торжественность;

11) достоинство;

12) изящество;

13) жестокость;

14) депрессивность;

15) разрушительность;

16) пустота;

17) разрушение;

18) эгоизм;

20) слабость;

21) подавленность;

22) сила, прикрывающая слабость и эгоизм.

Дополнительные названия черного цвета:

1) агатовый;

2) смоляной;

3) угольный;

4) вороной.

Яркие цвета успеха

«В сентябре 1997 г. в английской прессе появились рекламные модули сети бутиков Wallis, торгующих женской одеждой. Реклама Wallis подтверждала древнюю истину о том, что женщина имеет власть над сознанием мужчины. Развороты были полны иронии. Они подчеркивали мысль о том, что женщина – объект влечения для мужчины, одновременно коверкая это утверждение путем превращения мужчины в объект самоутверждения женщины с помощью того, как она одевается<…>.

Серия разворотов была размещена в женских глянцевых журналах на 14 страницах (т. е. находилась в середине журнала среди основных статей и не могла остаться не замеченной аудиторией). На одном из постеров серии был изображен мужчина, стоящий в двери поезда метро. На переднем плане привлекательная, с иголочки одетая женщина идет по платформе. Поезд находится в движении, уходит с платформы. Мужчина облачен в униформу, соответственно, скорее всего является служащим метрополитена, не имеющим к женщине никакого отношения. Он смотрит на нее, открыв рот и забыв об осторожности. По логике вещей, голова мужчины, торчащая из двери, через мгновение будет расплющена о стену тоннеля. В правом нижнем углу модуля написан слоган: «Wallis – Убийственное платье».

Другой разворот четко демонстрирует смысл коммуникации Wallis. Он показывает молодую девушку, идущую по проселочной дороге. На одной линии с ней, уставившись на ее ноги, по траве едет газонокосильщик на своем страшном аппарате. Его газонокосилка медленно подъезжает к ничего не подозревающему мужчине, лежащему с книжкой на газоне. На этом развороте идея влияния женщины в убийственном платье на жизнь мужчины усилена тем фактом, что в отличие от первого модуля, когда мужчина, обративший внимание на женщину, подвергает свою жизнь опасности, в данном случае подвергается опасности жизнь мужчины, не обращающего на нее никакого внимания. Эта деталь свидетельствует о том, что согласно внутренней логике месседжа мужчина, не замечающий женщину в Wallis, может умереть.

Все постеры выполнены в виде черно-белых фотографий, что тонко подчеркивает черный юмор рекламной кампании. Стильно и тонко сделанная реклама не могла не обратить на себя внимание».[2]


Серый и серебряный цветаИ снова седая ночь,И только ей доверяю я.Знает седая ночь все мои тайны,Но даже и ты помочьНе можешь, и темнота твояМне одному совсем, совсем ни к чему.Шатунов Ю. «Седая ночь»

Серый цвет в природе часто не встретишь. Это туманный день, небо, затянутое тучами, пыль, грязный снег. Все эти явления окружающего мира не вызывают положительных ассоциаций. Видимо, с этим связано и восприятие серого цвета. Серый цвет – это ни то ни се, ни черный ни белый, ни день и ни ночь.

На страницу:
3 из 4