Полная версия
А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист. Т. 1
231
Крепостная мануфактура в России. Т. 1. С. 194.
232
Это связано не только с малым числом сохранившихся в фонде документов этого времени. Бумаги, которые Хомяков как должностное лицо должен был подписывать, оставались здесь в виде отпусков (черновиков), подписей не имеющих. Подлинники со всеми положенными подписями были, естественно, отосланы в разные учреждения, в делопроизводстве которых (если оно сохранилось) хотя бы частично существуют по сей день.
233
Государственный архив Тульской области (ГАТО). Ф. 187. Оп. 1. Л. 4.
234
ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 1.
235
ГАТО. Ф. 55. Oп. 1. Ед. хр. 18.
236
Для облегчения дальнейших разысканий по части указанных дат, отметим существование челобитной Кирилы Ивановича, относящейся к июлю 1739 года. Податель ее назван в ней подполковником (ГАТО. Ф. 55. Оп. 3. Ед. хр. 308). Как видим, он очень долго носил чин, заработанный на службе в Туле.
237
Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях. М., 2000. С. 17–18.
238
См.: ГАТО. Ф. 55. Oп. 1. Ед. хр. 1247.
239
См.: ГАТО. Ф. 55. Оп. 2. Ед. хр. 38.
240
Кстати, не единственным. Управляющим Оружейной канцелярии после смерти В. Ф. Пестрикова в 1755 году (Зыбин С. А. История Тульского императора Петра Великого оружейного завода. 1595 г. 1712–1834 г. М., 1912. С. 125), по другим данным, в январе 1756 года (ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Ед. хр. 178. Л. 2) был назначен действительный советник Федор Тимофеевич Хомяков. Работал на этом посту он, впрочем, недолго – уже в 1756 году был заменен генерал-майором И. Бибиковым (Гамель И. Х. Описание Тульского оружейного завода в историческом и техническом отношении. М., 1826. С. 56).
241
Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории общественно-политической мысли XIX века. М., 1986. С. 53–55.
242
Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 9. М., 1956. С. 135–136.
243
Седов В. В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. М., 1999.
244
Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 1–2. М., 1986.
245
Хомяков А. С. Церковь одна. Семирамида. М., 2004. С. 19–38.
246
Благова Т. И. Философия соборности А. С. Хомякова // Духовное наследие А. С. Хомякова: теология, философия, этика. Тула, 2003. С. 178.
247
Хомяков А. С. Мнение русских об иностранцах // Хомяков А. С. Избранное. Т. 1. Тула, 2004. С. 83.
248
Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. М., 1997. С. 43.
249
Там же.
250
Анненков П. В. Замечательное десятилетие // Алексей Степанович Хомяков в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 2004. С. 130.
251
История русской философии. М., 2001. С. 132.
252
Хоружий С. С. Всеединства философии // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 102–110.
253
Хомяков А. С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлёцер и антиисторическое направление» // Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 533.
254
Хомяков А. С. О старом и новом // Хомяков А. С. Избранное. С. 50.
255
Здесь и далее в скобках дается ссылка на издание: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990 (номер тома – римской цифрой, страницы – арабской).
256
Розанов В. В. О Достоевском // Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. М., 1996. С. 283.
257
Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. С. 106.
258
Там же. С. 109, 111.
259
См.: Ocповат А. Л. Достоевский и раннее славянофильство: 1840-е годы // Достоевский: Материалы и исследования. Вып. 2. Л., 1976.
260
Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 15. М., 1958. С. 10.
261
Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883. С. 204.
262
Милюков А. П. Литературные встречи и знакомства. СПб., 1890. С. 176–177, 180–181.
263
Хомяков А. С. О старом и новом. С. 55.
264
Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984. С. 131.
265
Там же. С. 119–120.
266
Цит. по: Bоропаев В. «Катехизис необыкновенно замечательный» // Литературная учеба. 1991. № 3. С. 131.
267
Хомяков А. С. О старом и новом. С. 284.
268
Бердяев Н. А. С. Хомяков. М., 1912. С. 85.
269
Хомяков. А. С. Полн. собр. соч. Т. II: Сочинения богословские. Прага, 1867. С. 96.
270
Там же. Т. I. C. 283.
271
Там же. Т. II. С. 108.
272
Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. Т. I. М., 1990. С. 246. Нелишне отметить, что в первом издании этого сборника (1964) приведенные строки, как и другие подобные им, были выпущены.
273
Хомяков А. С. О старом и новом. С. 211.
274
См., напр.: Москва. 1868. 22 и 23 октября (передовые, статьи).
275
Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. II. С. 230.
276
Там же. С. XX.
277
Бердяев Н. А. Собр. соч. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. С. 23.
278
См. особенно: Флоренский П. Около Хомякова: Критические заметки. Сергиев Посад, 1916 .
279
Хомяков А. С. Полн. собр. соч. Т. II. С. 49.
280
Жид A. Достоевский. Эссе. Томск, 1994. С. 28–29.
281
Так уверяют некоторые современные исследователи. См., напр.: Носов О. H. Проблема личности в мировоззрении Ап. Григорьева и Ф. М. Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования: Вып. 48. Л., 1988.
282
См.: Начала. 1–4. 1995. М., 1996. С. 178–179.
283
Прот. Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. Париж, 1991. С. 89.
284
См.: Из рукописей Анны Николаевны Шмидт. М., 1916.
285
Флоренский П А. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1996. С. 288.
286
Архиепископ Иларион.(Троицкий). Церковь как союз любви. М., 1998. С. 427.
287
Флоренский П А. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 290.
288
Там же. С. 288.
289
Там же. С. 295.
290
Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 40 т. Т. I. М., 1995. С. 198–199. Второй том собрания сочинений вышел в свет в 1995 году, третий – в 1997, четвертый – в 1999, пятый, дополнительный, – в 2000. Далее ссылки на это издание даются в скобках после цитаты. Римская цифра указывает том, арабская – страницу.
291
Розанов В. В. Поздние фазы славянофильства // Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990. С. 283.
292
Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 145.
293
Кстати, сам Киреевский не особенно любил термин «славянофильство», предпочитая называть свое воззрение «православно-славянским» или «славяно-христианским».
294
Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Критика и эстетика. С. 274. Именно так определяет Киреевский «способ мышления богословско-философский» отцов восточной Церкви, восточно-православных мыслителей, полагая его верным «для достижения полноты истины» (Там же).
295
Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Там же. С. 294. Далее в тексте после цитаты из этой статьи в скобках отмечается страница данного издания.
296
Киреевский писал: «Западные (мыслители. – С. С.), напротив того, полагают, что достижение полной истины возможно и для разделившихся сил ума, самодвижно действующих в своей одинокой отдельности. Одним чувством понимают они нравственное; другим – изящное; полезное – опять особым смыслом; истинное понимают они отвлеченным рассудком, и ни одна способность не знает, что делает другая, покуда ее действие совершится» (Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Там же. С. 274).
297
Раскол произошел вследствие «новых догматов, неизвестных церковному преданию и порожденных случайным выводом логики западных народов» (296), «вследствие вывода разума формально-логического, искавшего наружной связи понятий и из нее выводившего свои заключения о сущности» (297). Так, католическое flioque исходит из силлогизма: раз в Троице Отец и Сын – равночестны, а Дух Святой, по Никео-Цареградскому символу, исходит от Отца, то Он должен исходить и от равного Отцу Сына.
298
Интересен анализ Киреевского взглядов Аристотеля, особо пришедшихся к западному двору, в частности его отношения к добродетели, которая якобы не нуждается в высших ступенях своего проявления, а лишь «в отыскании золотой середины между порочными крайностями» (307).
299
А. С. Хомяков в статье «Иван Васильевич Киреевский», посвященной почившему другу, так определял его новый подход: «<…> сама философия есть не что иное, как переходное движение разума человеческого из области веры в область многообразного приложения мысли бытовой» (Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988. С. 407).
300
Позднее в статье «Русская религиозная мысль и революция» Бердяев напишет буквально следующее: «Русская религиозная мысль XIX века делала дело, аналогичное тому, которое делала греческая патристика, и она была первым проявлением творческой религиозной мысли после восточных учителей церкви, после св. Григория Паламы. <…> Русская религиозная мысль не приближалась к церкви и церковной жизни, а была творческим движением внутри церкви, обогащением и восполнением церковной жизни, новой проблематикой в церкви» (Бердяев Н. А. Русская религиозная мысль и революция // Версты. 1928. № 3. С. 46, 50). Столь же высоко (вровень со святоотеческой мыслью) ставил русскую религиозную философию и современный богослов Б. С. Бакулин, автор замечательной десятитомной «Богословской энциклопедии» (пока неизданной).
301
Киреевский И. В. Отрывки // Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984. С. 276.
302
Хомяков А. С. О старом и новом. С. 50.
303
Лясковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899. С. 92.
304
Там же.
305
См.: Киреевский И. В. Полн. собр. соч. Т. II. М., 1861. С. 338.
306
Лясковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. С. 98.
307
Тема «Н. Ф. Федоров и И. В. Киреевский» поднимается также в статье С. Хретининой «“Живое” у И. Киреевского (от славянофилов до Н. Ф. Федорова)» // Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений. Вып. 1. М., 1996. С. 150–154.
308
Впрочем, справедливости ради надо отметить, что именно Ю. Самарин был автором еще в середине 1850-х годов одного из проектов отмены крепостного права и позднее принимал непосредственное участие в ходе крестьянской реформы. Правда, Федоров имеет в виду совсем другой ее ход, к тому же тесно увязывая ее с возвращением дворянской службы.
309
В статье о Киреевском Федоров так говорит об учении всеобщего дела: «Такое славянофильство (новое) не враждебно Западу, также претерпевающему холод и голод, также чувствующему нужду и в хлебе насущном, и в жилище» (II, 196), т. е. онтологическое дело, касающееся самых основ жизни и жизни самой, никак не может разъединять, а только объединяет всех сынов и дочерей человеческих, всех смертных
310
К. С. Аксаков свою концепцию земли.(страны, общины) строил в контрастно-дополнительной паре с государством, возникшим под давлением военных угроз соседей и на отличных от общины началах, связанных с внешним законом, властным принуждением. Ю. Ф. Самарин держался подобного же взгляда на общину, где, по его мнению, развивается личность, умеющая свободно и сознательно отказаться от своего эгоистического полновластия, свойственного индивидуалистическому секуляризованному сознанию. У него, правда, нет аксаковской полярности община – государство, – напротив, и самодержавие, и община служат одной цели – противостояния отвлеченной, юридико-экономической цивилизации.
311
Хомяков А. С. О старом и новом. С. 55.
312
Хомяков А. С. Письмо к редактору L’Union chrétienne о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита // Хомяков А. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 242.
313
Хомяков А. С. Письмо к В. Пальмеру // Там же. С. 284. Подробнее см.: Хоружий С. С. Хомяков и принцип соборности // Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994. С. 17–31.
314
Москвитянин. 1846. № 11–12. С. 254–258.
315
Там же. С. 255.
316
Киреевский И. В. Полн. собр. соч. Т. I. М., 1861. С. 98.
317
Для Федорова такое «можно сказать – нечестивое отношение славянофилов к словам умиравшего друга» – свидетельство их глубинного неверия в воскресение. «Невнимательным отношением к воскресению славянофилы превзошли, можно сказать, даже афинян, которые слушали ап. Павла с большим вниманием, но лишь до тех пор, пока он не сказал о воскресении; услыхав же о воскресении, афиняне сказали апостолу: “…об этом послушаем тебя в другое время”» (II, 9–10).
318
Stoffels Ch. Resurrection. Paris, 1840.
319
Неточная цитата из финала рассуждения «О счастливейшем времени жизни», где Карамзин отказывает в чувстве счастья молодым годам «пылких желаний», наслаждений и мук, да и нынешней своей светской жизни: «…но не в летах кипения страстей, а в полном действии ума, в мирных трудах его, в тихих удовольствиях жизни единообразной, успокоенной, хотел бы я сказать солнцу: остановися! Если бы в то же время мог сказать мертвым: восстаньте из гроба!» (Карамзин Н. М. Соч. Т. 8. СПб., 1835. С. 137–138).
320
Аксаков И. С. Почему в православной России не допускается свобода совести? // Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? М., 2002. С. 756.
321
Аксаков И. С. Ответ на рукописную статью «Христианство и прогресс», присланную в редакцию газеты «Русь» // Там же. С. 797.
322
Там же. С. 798.
323
Там же. С. 804.
324
Там же. С. 805, 804.
325
Там же. С. 807.
326
Там же. С. 809.
327
Головнин А. В. – Шевыреву С. П. 8 апреля 1853 г. // ОР РНБ. Ф. 850 (Шевырева С. П.). Ед. хр. 205. Л. 6–6 об.
328
Семенов-Тян-Шанский П. П. Мемуары. Пг., 1916. Т. IV. С. 224.
329
Освобождение крестьян. Деятели реформы. М., 1911. С. 89.
330
Дневник Е. А. Перетца, государственного секретаря. М.; Л., 1927. С. 94.
331
РГАВМФ. Ф. 224 (вел. кн. Константина Николаевича). Оп. 1. Ед. хр. 377. Л. 8.
332
Русский архив. Год пятый. М., 1867. Стб. 1403–1404.
333
ОР РНБ. Ф. 208 (Головнина А. В.). Ед. хр. 11. Л. 45–45 об.
334
ГАРФ. Ф. 722 (вел. кн. Константина Николаевича). Оп. 1. Ед. хр. 663. Л. 13 об.
335
Там же. Ед. хр. 86. Л. 59, 67–67 об.
336
Там же. Л. 55.
337
Там же. Ед. хр. 928. Л. 87–87 об.; Там же. Ед. хр. 936. Л. 42–42 об.
338
Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания. Дневник. Тула, 1990. С. 55.
339
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 86. Л. 53 об.; Ед. хр. 89. Л. 27 об., 29, 33, 34.
340
Николай Первый и его время / Сост. Б. Н. Тарасов. М., 2000. Т. 1. С. 121.
341
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 89. Л. 40.
342
Там же. Ед. хр. 81. Л. 143 об.
343
Там же. Л. 147 об. – 148.
344
РГАВМФ. Ф. 224. Оп. 1. Ед. хр. 377. Л. 12.
345
Русский архив. Год пятый. М., 1867. Стб. 1412.
346
См.: ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 197.
347
Там же. Ед. хр. 131. Л. 72.
348
Там же. Ед. хр. 663. Л. 17 об. – 18.
349
Там же. Ед. хр. 928. Л. 147.
350
См.: ОР РГБ. Ф. 169 (Милютиных). К. 4. Ед. хр. 3. Л. 25.
351
Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 126.
352
Дневник Е. А. Перетца. С. 60–61.
353
См. подробнее: Воронин В. Е. Великий князь Константин Николаевич: становление государственного деятеля. М., 2002. С. 61–67.
354
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 1121. Л. 13.
355
Русская cтарина. 1893. № 9. С. 513.
356
Там же. 1891. № 5. С. 359.
357
Там же. С. 345.
358
Никитенко А. В. Дневник. М., 1955. Т. 1. С. 426.
359
ОР РНБ. Ф. 208. Ед. хр. 11. Л. 92–92 об.
360
Русский архив. 1897. Кн. 8. С. 622.
361
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 245. Л. 17 об. – 18 об. Русский архив. 1897. Кн. 8. С. 622.
362
Мещерский В. П. Мои воспоминания. СПб., 1897. Ч. 1. С. 143.
363
Дневник Е. А. Перетца. С. 27.
364
Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел. М., 1961. Т. 1. С. 56.
365
Дневник Д. А. Милютина. М., 1947. Т. 1. С. 118.
366
Дневник П. А. Валуева, министра внутренних дел. Т. 1. С. 151.
367
ОР РНБ. Ф. 208. Ед. хр. 56. Л. 15–16 об.
368
Вел. кн. Константин Николаевич – Головнину А. В. 30 декабря (11 января) 1863/1864 г. // Там же. Л. 17–17 об.
369
Дневник вел. кн. Константина Николаевича. Запись 4 марта 1881 г. // ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 1165. Л. 124.
370
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 1119. Л. 163 об. – 164.
371
Там же. Ед. хр. 1118. Л. 45 об.
372
Там же. Л. 130 об. – 131.
373
Там же. Л. 72–72 об.
374
Там же. Л. 144–145 об.
375
РГАВМФ. Ф. 224. Оп. 1. Ед. хр. 353. Л. 29.
376
ГАРФ. Ф. 722. Оп. 1. Ед. хр. 1124. Л. 39.
377
Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 271.
378
Самарин Ю. Ф. Соч. М., 1911. T. 12. С. 131.
379
Там же. С. 99–100.
380
Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 6. С. 251.
381
Там же. М., 1900. Т. 1. С. 287.
382
Там же. М., 1914. Т. 3. С. 240–241.
383
Там же. М., 1900. Т. 12. С. 240.
384
Там же. С. 134.
385
Там же. М., 1900. Т. 8. С. 245.
386
Там же. С. 273.