bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

8 января 1920 г. в Железном зале Народного дома открылся Театр художественного дивертисмента, вскоре переименованный в театр народной драмы (или театр «Народная комедия»), под руководством С.Э. Радлова. Предшественником «Народной комедии» был передвижной Театр экспериментальных постановок, возникший под руководством Радлова в июне 1918 г. На афише он именовался: Первая коммунальная труппа. В ней работали Ф.А. Глинская, Ю.М. Бонди, Н.Д. Елагин. Летом 1918 г. коллектив играл в Народном доме комедию Я. Княжнина «Сбитенщик» и комедию Плавта «Близнецы». В этом театре бывали М. Горький и А.А. Блок. В театре работала Л.Д. Блок (по сцене – Басаргина). Выступал А.С. Александров (впоследствии известный цирковой артист Серж).

Репертуар театра состоял из коротких сатирических сценок, театрализованных шуток и интермедий, на темы политики и быта. Радлов придерживался принципов импровизации.

С самого начала существования театра к нему проявлял интерес М. Горький. В 1920 г. он дважды посетил театр и обещал написать для театра сценарий.

На лето 1920 г. труппа перебралась на соседнюю открытую сцену Зоологического сада. Там 16 июня Радлов поставил пантомиму Л.К. Лысенко «Советский сундучок» – на темы международной политики. В этот же день шла пьеса М. Горького «Работяга Словотеков». 11 ноября 1920 г. театр вернулся в Железный зал.

В 1923 г. коллектив Госбота распался. Это произошло из-за финансовых трудностей, а также из-за отъезда Г. Фительберга за границу, И. Лапицкого – в Москву. Некоторые певцы ушли в систему академических театров. После распада Госбота зрительный зал передали кинотеатру «Великан».

Здесь находились самые разнообразные аттракционы: Открытый театр, обсерватория с телескопами, павильон-лабиринт, детская железная дорога, спиральный трек, летающие аэропланы, «Чертово колесо», «Павильон смеха» с кривыми зеркалами, знаменитые «Американские горы», сгоревшие в сентябре 1932 г.

Ленсовет пообещал восстановить их к весне 1933 г. Новые «Американские горы», построенные по проекту архитекторов А.П. Великанова и А.Ф. Хрякова, при участии инженера П.В. Старцева, заработали только в середине мая 1934 г. 16 октября 1941 г., при очередной бомбежке, они сгорели.

Некоторое время здесь работал театр марионеток под руководством Л. Шапориной-Яковлевой.

С 1933 г. в Железном зале работал Детский музыкальный театр, имевший оперную, драматическую и кукольную труппу. Театр поставил оперу Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», спектакль по пьесе Е.Л. Шварца «Остров 5 К», музыку для которого написал Н.В. Богословский. Это была первая театральная работа композитора.

После Детского музыкального театра это помещение занял Театральный институт, позднее его место занял планетарий.

С приходом в сезон 1924/25 г. художественным руководителем театра режиссера С.Э. Радлова существенно обогатился репертуар театра. Но зрителей в зале было маловато. На спектаклях иногда присутствовало от 40 до 70 человек. В 1927 г. театр закрыли. Вскоре его попытались возродить. В начале 1930 г. с большим успехом прошла премьера «Первой Конной» В.В. Вишневского, осуществленная под руководством А.Д. Дикого. Но это не помогло спасти театр. Ведущие актеры театра В. Кибардина, Г. Холодова, Е. Альтус, А. Белогорский перешли в состав Красного театра, созданного в 1926 г. в качестве передвижного коллектива по обслуживанию крупных предприятий и клубов Ленинграда. С его деятельностью в последующие годы была связана судьба театрального зала для драматических спектаклей в Народном доме. В 1930 г. драматический театр закрыли.

В июне 1924 г. Ленинградское театральное управление Наркомпроса предложило установить «камеру для кинематографа» в Оперном театре Госнардома. 15 августа 1924 г. в Большом зале стал действовать кинотеатр «Великан», вмещавший 3000 человек. Первым фильмом, который увидели зрители, был «Остров погибших кораблей» – фильм американского производства 1924 г. В годы Великой Отечественной войны в театральное здание попала торпеда, предназначавшаяся для стоявших на Неве кораблей. После войны все было восстановлено, и 17 декабря 1950 г. кинотеатр «Великан» вновь принял посетителей.

23 ноября 1932 г. пожар уничтожил левое крыло Народного дома, где работал драматический театр. В 1933 г. началось строительство нового монументального здания «Красного театра» в неоклассических формах по проекту архитекторов Н.А. Митурича и В.П. Макашева. Барельефы в фойе выполнены по проекту скульптора Л.А. Дитриха. В амфитеатре зала – более 1100 мест и на балконе – 350 мест. В октябре 1936 г. труппа театра слилась с Театром рабочей молодежи. Вновь образованный театр стал называться театром имени Ленинского комсомола. Среди актеров уже тогда выделялись Ю.В. Толубеев и В.И. Честноков. Строительство нового здания закончено в 1936 г. Новый сезон театр начал пьесой М. Горького «Варвары». В 1949 г. главным режиссером «Ленкома» стал Г.А. Товстоногов. В 1957 г. состоялась премьера «Фабричной девчонки» А. Володина, где в главной роли дебютировала молодая Т.В. Доронина. В 1970–1982 гг. театр возглавлял Г. Опорков. В 1990-е гг. театр имени Ленинского комсомола переименован в театр-фестиваль «Балтийский дом».

В 1943 г. на Кронверк сбросили на парашютах корабельные мины. Одна из них упала в северной части здания. С кинотеатра «Великан» воздушной волной снесло крышу. Было повреждено здание театра имени Ленинского комсомола. От бомбежек и обстрелов сильно пострадал зоопарк. После войны начались восстановительные работы. Вдвое была увеличена площадь зоопарка.

Однако вернемся к Народному дому. В середине 1930-х гг. по проекту О.Л. Лялина и Я.О. Свирского бывший Оперный зал приобрел декоративное оформление в неоклассическом духе. Это исказило былой облик интерьера, но сблизило его со стилем фасадов.

Мюзик-холл


В 1950 г. по проекту К.Л. Иогансена и Е.М. Соколова зал реконструировали с введением росписи (художник А.В. Трескин).

Рядом с кинотеатром «Великан» в 1955 г. открыли кинотеатр «Стереокино» на 211 мест. Система, по которой показывали стереофильмы, разработана инженером С.П. Ивановым еще до Великой Отечественной войны. Она использовала специальный растровый экран. Но при его эксплуатации возникало немало технических сложностей. Он состоял из множества мелких стеклянных деталей, которые очень трудно чистить. К тому же зрителю было нелегко уловить стереоэффект. Все это привело к решению отказаться от «Стереокино». Затем его назвали «Салют» и приспособили для показа обычных фильмов.

1 января 1978 г. кинотеатр закрылся на ремонт и переделку сцены и зала для размещения мюзик-холла. В мае 1988 г. новым представлением «Новоселье» мюзик-холл открыл свой очередной сезон в бывшем Народном доме.

5 ноября 1959 г. в Железном зале Народного дома открылся Планетарий (здание перестроено по проекту Р.А. Брегман). Его открытие совпало с передачей из космоса первых снимков обратной стороны Луны. Планетарий оснащен современной аппаратурой для наблюдения за звездным небом. В обсерватории Планетария самый большой в городе телескоп-рефрактор, проекционный аппарат фирмы «Карл Цейс», «Маятник Фуко».

Планетарий


Ортопедический институт

В июне 1902 г. часть территории Александровского парка передали Ортопедическому клиническому институту. Институт создавался по идее, на средства и под покровительством императрицы Александры Федоровны. По ее поручению в феврале 1901 г. врач-ортопед К.Х. Хорн составил программу устройства лечебницы, включавшей стационарное и амбулаторное отделения, приют для инвалидов и специальные мастерские.

Разработку проекта поручили архитектору Р.Ф. Мельцеру. Закладка здания состоялась 21 сентября 1902 г. В марте 1903 г. лечебница была преобразована в институт. 22 июня 1906 г. комиссия, в которую входил доктор Р.Р. Вреден, ставший затем директором института, приняла здание в эксплуатацию. 8 августа состоялось торжественное открытие первого в России Ортопедического института.

Центральная часть фасада здания Ортопедического института с майоликой К.С. Петрова-Водкина


Устройство больницы отличалось высоким уровнем комфорта, соблюдением всех гигиенических требований. Уровень земли под постройку для защиты от наводнений был повышен на полтора метра. Здание облицовано долговечными прочными материалами Цоколь выполнен из серого сердобольского гранита. Стены выложены белым матовым кирпичом.

Центральный парадный вход обращен в сторону Кронверкского канала. Посередине длинного фасада – прямоугольный выступ, раскрытый аркой вестибюля. Наверху выступа устроена терраса-солярий.

На нижнем этаже среднего корпуса оборудованы механическая мастерская, вентиляционная камера и кузница. На третьем этаже – совмещенный с аудиторией церковный зал и алтарный выступ. Стены церкви прорезаны окнами с полуциркульными завершениями.

Планировка здания обеспечивала комфортные условия для больных и персонала. Полы облицованы метлахской плиткой. Углы и карнизы в помещениях закруглены, чтобы не скапливалась пыль.

Домовой храм во имя Христа Целителя был освящен 22 декабря 1906 г. Одноярусный складной иконостас из золоченого дуба выполнен на фабрике Ф. Мельцера. Иконы на цинковых досках написал К.С. Петров-Водкин, запрестольный образ Христа Спасителя – Н.А. Бруни. В 1921 г. церковь закрыли, убранство ее исчезло.

Майолика на фасаде здания выполнена по рисунку К.С. Петрова-Водкина. Первоначально художник работал над эскизами и картоном. В 1904 г. он отправился в Лондон. Там на фабрике Дультона выполнялась сама майолика. В 1905 г. ее установили на фасаде здания. Это произведение – первый по времени значительный образец монументальной керамики в нашем городе.

Памятник «Стерегущему»


До недавнего времени в здании размещался Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена. В настоящее время находится Государственная академия права (Северо-Западный филиал).

В 1903 г., после постройки Троицкого моста, прилегающая к нему часть парка перепланирована. По проекту скульптора К.В. Изенберга в 1911 г. сооружен памятник морякам миноносца «Стерегущий».

1 ноября 1971 г. на аллеях начались работы по установке скульптурных композиций, которые должны украсить парк. Было решено установить десять скульптурных групп – среди них «Сталевар», «Художница», «Материнство», «Молодость», «Дети», «Девушка с голубем», «В жизнь…». Их авторы – скульпторы В.Г. Стамов, В.Л. Рыбалко, Л.М. Холина, А.М. Игнатьев.

В настоящее время выполнено значительное обновление парка. Здесь высажено около 3000 деревьев и 18 тысяч кустов. Кроме привычных для нас липы, дуба, клена, тополя встречаются конский каштан и маньчжурский орех. Среди кустов можно встретить карагану древовидную, кизильник, спирею, бересклет.

Чтобы гуляющие по парку не вытаптывали газоны, архитекторы А.Г. Громова, П.П. Ковалевский, А.К. Подкопаева провели обследование маршрутов людских потоков и наметили, какие дорожки расширить, какие проложить вновь.

Скульптура «Танцующие девочки» в Аникушинском сквере


1 июля 1963 г. вступил в строй второй участок второй очереди Ленинградского метрополитена имени В.И. Ленина. Наземная станция метро «Горьковская» возведена по проекту архитекторов А.С. Гецкина и В.П. Шуваловой. С 11 октября 2008 г. по декабрь 2009 г. станция подверглась полной реконструкции. Вместо старого вестибюля станции построен новый – в виде «летающей тарелки». Открытие станции состоялось 26 декабря 2009 г.

Аникушинская аллея и Аникушинский сквер

Эта аллея расположена между Каменноостровским проспектом и Вяземским переулком. Первоначально она была безымянной пешеходной дорожкой. 30 ноября 1999 г. ей присвоено имя М.К. Аникушина.

В 2001 г. в начале аллеи разбит Аникушинский сквер, в котором по инициативе скульптора В.А. Ветрогонского установлена скульптурная композиция М.К. Аникушина «Дружба», или, как ее еще называют, «Танцующие девочки». Она является копией, отлитой учениками Аникушина. Оригинал, созданный в 1987 г., установлен посреди водоема в парке японского города Осака.

Аптекарская набережная

От набережной реки Карповки до проспекта Медиков. На плане 1828 г. отрезок от Карповки до Аптекарского проспекта, включая часть современной улицы Академика Павлова, обозначен как Аптекарский проспект. Современное наименование ей присвоено 16 апреля 1887 г. на участке от реки Карповки до Аптекарского проспекта. Свое название набережная получила от Аптекарского огорода, размещавшегося в этом районе. В 1982 г. при строительстве Кантемировского моста набережную продлили до него. 20 сентября 2006 г. к ней присоединили участок до дома № 9 по улице Академика Павлова.

В 1971–1974 гг. проводилась реконструкция набережной. Авторы реконструкции – архитекторы В.М. Иванов, Ю.Г. Шиндин, А.В. Говорковский, инженеры Б.Н. Брудно, Б.Б. Левин. Вдоль набережной появился гранитный парапет. В створе улицы Профессора Попова создана широкая гранитная лестница, разбитая на три самостоятельных марша. С обеих сторон к ней примыкают боковые лестничные сходы. Высокая гранитная стенка с чугунным ограждением и гранитными тумбами разорвана двумя лестничными спусками к воде. Торжественное открытие набережной состоялось в 2002 г.

Территорию от набережной Карповки до улицы Профессора Попова занимает Ботанический сад (см.: ул. Профессора Попова, 2).

В одном из корпусов Ботанического сада, выходящих на набережную, в 1910-е гг. находилась редакция вестника центральной патофизиологической станции Ботанического сада – журнала «Болезни растений», редактором которого был И.А. Оль, брат известного архитектора.

За садом территория вплоть до Инструментальной улицы принадлежала Министерству внутренних дел.

На углу набережной и улицы Профессора Попова, в то время Песочной, стояла служебная двухэтажная дача министра внутренних дел. В 1900-е гг. ее занимал председатель Совета министров П.А. Столыпин.

12 августа 1906 г. около трех часов дня три боевика – рабочие И. Типунков, Н. Иванов и Э. Забельшанский, переодевшись жандармами проникли на дачу, где были разоблачены охранником. С криком «Да здравствует свобода!» они бросили туго набитые портфели на пол. Раздался страшный взрыв. Стоявшие на верхнем балконе над подъездом дачи дети Столыпина взрывом были выброшены на набережную. Большая часть дачи разрушилась. Уцелел только кабинет. В результате раскопок, производимых нижними чинами Гренадерского и Московского полков и пожарными командами пяти городских частей были обнаружены 27 человек убитых на месте и 32 раненых (хотя в справке, составленной департаментом полиции, убитых и скончавшихся от ран указывалось 30 человек), П.А. Столыпин не пострадал. 13 июля 1907 г. принято решение о сооружении обелиска в память погибших. Его заложили 12 августа 1907 г. Через год, в августе 1908 г., состоялось открытие. Проект исполнил гражданский инженер В.К. Торлецкий при участии архитектора Р. Марфельда. При возведении обелиск украсили иконой Воскресения Христова, исполненной монахинями Новодевичьего монастыря, и доской «под старую бронзу» с именами погибших.

На углу набережной и улицы Профессора Попова (дом № 6а/1) в 2001–2008 гг. возведен многофункциональный жилой комплекс (арх. И.А. Солодовников и Ю.В. Исадченко).

На набережную выходят корпуса завода «Красногвардеец» (см.: Аптекарский пр., 9). В 1939 г. началось строительство главного трехэтажного корпуса завода. Он вытянулся вдоль Большой Невки почти на 200 м. В 1973–1974 гг. для завода построено административное здание.

В 2008 г. на набережной установлен памятник Менеджеру (скульпторы П. Игнатьев, Д. Прасолов).

Аптекарский проспект

От набережной реки Карповки до Аптекарской набережной. Свое название проспект получил от аптекарского огорода, заложенного в 1714 г. по указу Петра I для выращивания лекарственных трав. От этого огорода пошло название острова и проспекта. Аптекарский огород подчинялся Главной аптеке, следовательно, и Медицинской канцелярии. Помимо заготовки лекарственных трав здесь ставились опыты по проверке эффективности различных лекарственных средств, велся обмен семенами и растениями с иностранными ботаниками, преподавалась ботаника ученикам госпиталей.

В 1730-е гг. сделаны первые попытки благоустройства острова. Была прорублена просека длиной свыше километра, послужившая впоследствии (1798 г.) трассой Аптекарского проспекта. Первоначально названия она не имела, построек на ней не было. Хозяевами здесь были только служащие огорода и мастерской лекарских инструментов.

В начале XIX в. началось благоустройство всей трассы, которой придавался вид улицы. В 1817 г. ее назвали Малым Аптекарским проспектом. В 1828–1845 гг. она называлась Песочным проспектом, Песочной улицей (название связано с характером почвы этой местности), вновь Аптекарским проспектом. В 1856 г. это название закрепилось окончательно.

На участке от набережной Карповки до улицы Профессора Попова с выходом к Большой Невке расположен Ботанический сад. Он создан в 1823 г. на базе Аптекарского огорода. В 1931 г. здесь организован Ботанический институт АН СССР. В 1940 г. ему присвоено имя В.Л. Комарова (см.: ул. Профессора Попова, 2).

Со стороны проспекта просматриваются главное здание института и четырехэтажный дом гербария и библиотеки Ботанического сада, возведенный в 1911–1915 гг. по проекту архитектора А.И. Дитриха (дом № 1). Центральная ось его главного фасада выделена двумя парами пилястр ионического ордера.

В здании хранится уникальный гербарий, насчитывающий около пяти миллионов листов растений.

15 ноября 1941 г. одна из бомб попала в Ботанический сад и разрушила оранжереи, где погибло много редких растений и деревьев.

На территории Ботанического сада, на пересечении проспекта с улицей Профессора Попова, в 1912–1914 гг. по проекту А.И. Дитриха построено здание для рабочих и сотрудников сада.

Дом № 3 (см.: ул. Профессора Попова, 5).

В 1792 г. на участке, занимаемом домами №№ 5, 7 и 9, построили двухэтажное здание для Медико-хирургического училища. В связи с тем, что оно располагалось далеко от госпиталей, было решено «здание обратить в помещение фабрики хирургических инструментов, лаборатории, типографию, заведя тут же особый Запасный магазин аптекарских материалов ради лучшего сбережения оных».

Вопрос о постройке «Магазина аптечных материалов» (что-то вроде склада) с лабораториями и подсобными помещениями, включающими эксикаторию – сарай для сушки лекарственных трав, затянулся до 1830-х гг. Весной 1837 г. архитектор З.Ф. Краснопевков выполнил план местности, представив его в Комиссию проектов и смет Совета путей сообщения и публичных зданий. План был представлен Николаю I и Высочайше одобрен.

Здание магазина с флигелями возведено вдоль Аптекарского проспекта. Слева и справа от него, а также за ним построены лаборатории. Автором этих домов, видимо, был архитектор-строитель З.Ф. Краснопевков, в 1830-е гг. работавший в Медико-хирургической академии; в 1837–1843 гг. он служил в МВД. Некоторые чертежи, хранящиеся в архиве, подписаны Д. Висконти, Ф. Руска и Шарлеманем 2-м.

Главный запасный магазин («Магазин аптечных материалов») в результате слияния магазина Главной аптеки, погребов и лабораторий медицинского сада стал родоначальником Химикофармацевтического завода № 1 (дом № 5).

С Главным запасным магазином, впоследствии переросшим в завод военно-врачебных заготовлений, связаны первые шаги отечественной лекарственной химии. Он был тесно связан с Медикохирургической академией. В 1808 г. учреждено особое фармацевтическое отделение для подготовки провизоров. Для студентов читались лекции по фармации, фармакологии, химии, зоофармакологии и зоотомии.

В 1840-е гг. было решено построить новый Запасный магазин с лабораторией. Его строительство завершилось в 1846 г.

В конце 1890-х гг. Главный запасный магазин объединился с Инструментальным хирургическим заводом в Завод военноврачебных заготовлений. Впервые в России здесь было налажено массовое производство готовых дозированных лекарственных препаратов. С 1900 г. стала действовать таблеточная мастерская, изготовлявшая прессованные таблетки из дозированных порошков. Выпускались настойки, экстракты, мази, растворы из растительных веществ.

25 мая 1900 г. завод переименован в завод врачебных заготовлений. В его обязанность входило снабжать всем необходимым учреждения, подчиненные Главному военно-санитарному управлению, а затем – Наркомату здравоохранения. На заводе изготовляли весь комплекс медикаментов, необходимых Красной Армии и населению, – хирургические инструменты и врачебные предметы, аппараты для дезинфекции, фельдшерские сумки, протезы, асептические и индивидуальные пакеты, халаты для медицинского персонала.

В 1922 г. завод назывался «Военврач», с 1937 г. – Химикофармацевтический завод № 1. Приказом наркома здравоохранения от 11 сентября 1938 г. завод ориентировался на выпуск готовых медицинских препаратов и патентованных средств. С 1939 г. создавались новые врачебные препараты: цитрамон, таблетки витамина С и сухого йода, свинцовая примочка и другие.

Во время Великой Отечественной войны ни один из цехов завода, несмотря на острую нехватку сырья, топлива, электроэнергии, не был законсервирован. Из 660 рабочих, работавших до войны, в блокаду оставалось лишь 339 человек.

С 1977 г. завод стал головным предприятием производственного химико-фармацевтического объединения «Октябрь». В этот период учеными были разработаны новые препараты, одним из которых стал дактиномицин, рожденный в онкологическом центре. Для его выпуска в ампульном цехе объединения, возглавляемом Т.И. Шишигиной, создали асептическую среду, то есть полностью стерильный участок. В 1978 г. объединение выпустило лечебное средство, которого ждали многие тысячи людей, – валидол в капсулах (впервые в мировой практике). За ним появился нитроглицерин в капсулах. В 1970-е гг. лекарства, выпускавшиеся объединением «Октябрь», направлялись в 24 страны.

В настоящее время предприятие прекратило свое существование. В здании расположились различные офисы. В 2010-е гг. здание предполагается реконструировать под офис-центр. Авторы проекта реконструкции – архитекторы В.Э. Лявданский, О.Ю. Конева, В.А. Мартынова.

В соседнем доме № 7 находилось фармацевтическое и перевязочное производство, принадлежавшее Главному запасному магазину. Здание возведено в 1900-е гг. по проекту военного инженера Л.Г. Малеева.

В 1920-е гг. в нем находилась Окружная химико-бактериологическая лаборатория Ленинградского военного округа. В 1945 г. разместился Механический техникум, который готовил техников широкого профиля. В конце 1960-х гг. его перевели на Песочную набережную, 14. В настоящее время в здании находится библиотека завода «Красногвардеец».

Дома № 9-11 по Аптекарскому проспекту (дома № 3-36 по Инструментальной ул.) возведены в 1843–1844, 1852–1855 гг. по проекту А.М. Горностаева. В них располагались производственные здания и лаборатория завода военно-врачебных заготовлений. В 1900-е гг. здания перестроены по проекту Л.Г. Малеева.

В 1719 г. в целях снабжения русской армии необходимым перевязочным материалом и хирургическими инструментами Петр I повелел «при Главной аптеке в Аптекарском огороде выделывать лекарские инструменты».

С 1721 г. на углу Аптекарского проспекта и нынешней Инструментальной улицы находилась «Мастеровая изба лекарских инструментов», или «инструментальная изба», укомплектовывавшая врачебными инструментами русскую армию, а с 1760 г. и Военно-морской флот. Первым руководителем производства был искусный мастер Василий Шершавин, который принял государственную присягу и руководил производством двадцать лет. «Инструментальная изба» относилась к Медицинской канцелярии. В 1760 г. она переименована в Петербургскую инструментальную фабрику. На базе фабрики хирургических инструментов в 1796 г. вырос Петербургский инструментальный хирургический завод, будущий завод «Красногвардеец» (дом № 9). На нем работали 30 мастеровых – коренных жителей Аптекарской слободы.

На территории предприятия сохранилось трехэтажное каменное здание с портиком и треугольным фронтоном, построенное в 1792 г. по проекту А. Порто и предназначавшееся для Медикохирургического училища.

С 1829 по 1841 г. управляющим Санкт-Петербургским инструментальным заводом был ученый-анатом И.В. Буяльский, с 1841 по 1854 г. техническим директором – великий хирург Н.И. Пирогов.

На страницу:
4 из 6