bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

«Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» основано в октябре 1908 г. Инициаторами его учреждения стали инженер С.М. Айзенштейн и предприниматель Ю.М. Тищенко. Завод выпускал радиотехническую аппаратуру (радиостанции, радиопеленгаторы и т. д.), разрабатывая и проводя опыты по радиотелефонии. В 1917 г. на заводе работало 494 человека. На заводе под редакцией С.М. Айзенштейна выходил журнал «Вестник телеграфирования без проводов». К 1917 г. специалистами завода спроектировано, изготовлено и построено более половины мощных радиостанций в разных городах страны.

К марту 1919 г. завод национализирован. Вскоре РОБТиТ вошел в состав тогда же организованного «Электротреста». 11 ноября 1923 г. на его базе создали Центральную радиолабораторию (ЦРЛ), возглавляемую А.Ф. Шориным. С 1923 по 1936 г. она являлась основным научно-техническим центром отечественной радиопромышленности. 14 сотрудников ЦРЛ стали академиками, 12 – членами-корреспондентами. Здесь работали Л.И. Мандельштам, Н.Д. Папалекси, С.В. Спиров, Н.П. Богородицкий, Д.А. Рожанский, В.П. Вологдин, В.И. Сифоров, С.Я. Соколов. В 1929–1937 гг. руководителем отдела специальной и вспомогательной аппаратуры был В.А. Гуров, много способствовавший внедрению телевизионной и инфракрасной техники в СССР.

В сентябре 1936 г. ЦРЛ по приказу Наркомата тяжелой промышленности переименована в Институт радиовещания, приема и акустики (ИРПА), для которого на Каменном острове к этому времени возвели здание (набережная р. Крестовки, 3).

В 1941 г. часть завода эвакуировали в Красноярск. Оставшийся в Ленинграде коллектив выпускал войсковые радиостанции и пеленгаторные установки, восстанавливал работу вещательных радиостанций осажденного города.

В 1955 г. произошла новая реорганизация завода, он превратился в Государственный союзный НИИ (с 1967 г. – НИИ «Интеграл»). В 1992 г. НИИ «Интеграл» и НПО «Экспресс» объединились и образовали ЛНПО «Вектор».

В 1954 г. по проекту архитектора А.П. Щербенка возведены два однотипных пятиэтажных 75-квартирных дома № 14 и № 166. Их фасады гармонируют с соседним, выходящим на Каменноостровский проспект домом № 73–75.

В доме № 166 проживал один из основоположников гидроакустической техники в СССР, лауреат Государственной премии СССР (1941 г.), Герой Социалистического Труда (1963 г.) Е.И. Аладышкин, специалист в области гидроакустического приборостроения.

Александровский парк

Этот зеленый массив раскинулся на 18 га между Кронверкским проливом и Кронверкским проспектом. Здесь расположены зоопарк, театр Балтийский дом, Институт травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена (в настоящее время здание занято Государственной академией права). С 1843 г., момента своего возникновения, парк назывался Александровским.

6 октября 1923 г., в связи с празднованием шестой годовщины Октябрьской революции и в память о выступлениях В.И. Ленина, в Народном доме постановлением Петрогубисполкома Александровский парк переименовали в парк Ленина. В 1991 г. парк вновь стал Александровским.

История его возникновения связана с постройкой Петропавловской крепости, вокруг которой необходимо было иметь открытое пространство в радиусе 300 сажен – так называемую эспланаду.

Перестройка первоначальной земляной крепости в камне повлекла за собой и реконструкцию кронверка. Там дополнительно выстроили пороховой погреб, гауптвахту и дом для офицеров.

На валу кронверка, у его восточных ворот, 13 июля 1826 г. казнены декабристы П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, К.Ф. Рылеев и П.Г. Каховский. 26 декабря 1975 г., в день 150-летия со дня восстания декабристов, на краю кронверкского вала по проекту главного художника города В.А. Петрова, архитектора А.Г. Лелякова и скульпторов А.М. Игнатьева и А.Г. Демы установлена стела-обелиск.

К началу ХХ в. в парке появилось предприятие по производству минеральных вод. Оно было создано обществом «Заведение искусственных минеральных вод», основанным в 1834 г. и находившимся на берегу Большой Невки. Предприятие состояло из нескольких деревянных домиков и имело около 150 рабочих. За год они производили около 4 миллионов бутылок сельтерской и содовой воды, лимонада. С 1 мая по 1 сентября здесь под наблюдением опытных врачей можно было принять минеральные ванны – кислородные, щелочножелезные, углекислые, серные, морские.

В 1810 г. архитектором Л. Руска сделано первое предложение разбивки парка. Затем появились еще два проекта разбивки парка: в 1816 г. – П. Базеном и в 1817 г. – А. Менеласом. Однако ни один проект реализован не был.

В 1842–1843 гг. по проекту архитектора Министерства финансов А.М. Куци и садовника А. Гусева создана восточная часть парка. Она занимала участок бывшего гласиса крепости, расположенный к северу от Иоанновского моста и Троицкой площади до пересечения Кронверкского проспекта с Каменноостровским. Основу композиции составляла аллея, предназначенная для езды верхом. Рядом с ней была пешеходная дорожка.

В парке было выкопано несколько прудов для поливки растений. У Иоанновского моста соорудили водокачальни с насосами для поливки ездовой аллеи. Автор проекта – механик Берг. Высадили деревья и кустарники, разбили клумбы. Появилась железная решетка с четырьмя входными воротами. Ее изготовил кузнечный мастер Ефим Семенов. Все парковые сооружения изготовлялись по проекту А.М. Куци.

В центре круглого газона построили деревянную беседку с железной крышей «для прогуливающихся пешком на случай дождя». У ездовой дорожки со стороны кронверка возвели двухэтажный деревянный Кофейный домик.

6 февраля 1842 г. по повелению Николая I парк назван Александровским в память Александра I. В присутствии императора 30 августа 1843 г. состоялось открытие восточной части парка.

В 1844–1846 гг. создана центральная часть парка. Его проект составил инженер-капитан А.П. Соболев; садовый мастер – А. Рохель. Эту часть парка, являющуюся продолжением восточной части, разбили между Кронверкским проспектом и рвом кронверка по оси Введенской улицы. С южной стороны к ней примыкала территория с постройками «Заведения искусственных минеральных вод», расположенная у рва кронверка.

Для «Заведения искусственных минеральных вод» по проекту А.М. Куци построили деревянные корпуса с открытой галереей (1851 г.). Рядом создали кабинет восковых фигур с платой за вход. Появилась деревянная беседка, расписанная в китайском стиле. Тут же построили чайную, которая в октябре 1864 г. сгорела. В 1896 г. вместо деревянных корпусов возвели каменные.

В 1847–1852 гг. создана теми же проектантом и садовым мастером западная часть парка. Ее продолжили от оси Введенской улицы вдоль Кронверкского проспекта и рва кронверка до Кронверкского протока. Здесь также устроили ездовую аллею и пешеходную дорожку.

В 1865 г. «с соизволения» императора Александра II участок в западной части парка площадью 3,3 га безвозмездно передан на 20 лет под создание Зоологического сада.

В 1871 г. в восточной части парка городским садовником А. Визе создан городской древесный питомник площадью 0,45 га. Он находился между ездовой аллеей и рвом кронверка, где раньше размещался Кофейный домик, сгоревший в 1864 г. Древесный питомник просуществовал до 1892 г. В 1906 г. на его месте возведено здание Ортопедического клинического института.

В 1885–1886 гг. произведены ремонт и благоустройство парка: высажены 900 елей, 175 сосен, 12 кедров и 60 деревьев других видов.

В 1899 г. 14,68 га территории парка безвозмездно переданы Санкт-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости. На участке площадью 8,3 га построили Народный дом. При этом значительную часть парка перепланировали, вырубив многолетние деревья. Территорию огородили и брали плату за вход.

В 1902–1903 гг., в связи с прокладкой прямого проезда от Троицкой площади до Каменноостровского проспекта, перепланирована восточная часть парка. Автор проекта перепланировки – садовник В.И. Визе. Автор проекта проезда и производитель работ архитектор А.А. Дитрих. Длина проезда – около 426 м, ширина – около 14 м. При его устройстве вырубили 275 многолетних деревьев. Проезд разделил восточную часть на две неравных части. Проезд через парк имел торцовое покрытие, а по его сторонам уложили асфальтовые тротуары с железобетонными поребриками.

В 1903 г. в центре восточной части парка сооружен гранитный грот. Рядом устроен каскад с бассейном. Небольшой канал соединял бассейн с прудом. От створного крана на Кронверкском проспекте к каскаду подвели водопроводные трубы и установили желоб для каскада. Работы по сооружению грота, каскада с бассейном и пруда осуществляли подрядчики: К.Е. Евдокимов (земляные работы), Е.М. Михайлов (гранитные и бетонные работы). Все водопроводные работы осуществляла водопроводная мастерская А.И. Воробьева.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

В 1850–1860 гг. на территории кронверка по проекту П.И. Таманского, А.И. фон Фельдмана и И. Иокиша возведено подковообразное здание с полутораметровой толщиной стен. Его архитектура напоминает средневековые крепости. В 1868 г. сюда из Главного арсенала на Литейном проспекте перевезли орудия, а также коллекции образцов отечественных пушек «Достопамятного зала», созданного еще в 1756 г. В 1872 г. собрание «Достопамятного зала» переименовано в Артиллерийский музей. Первым заведующим музеем стал А.С. Афанасьев-Чужбинский, горячий сторонник создания «народного музея», доступного широким массам.

В 1873 г. в музей поступил архив Главного артиллерийского управления, насчитывавший более 100 тысяч единиц хранения. В нем содержались материалы по русской артиллерии XVII–XIX вв.

С 1877 по 1889 г. в музее велась работа по систематизации и изучению музейных предметов. В результате были изданы три тома исторического каталога. В 1878 г. в музее создана научноисторическая библиотека.

В 1917 г. по решению Временного правительства около 75 процентов музейных фондов исторического архива эвакуировано в Ярославль. Это нанесло музею большой ущерб: 2 тысячи знамен, около 300 единиц старинного холодного и огнестрельного оружия, более 5 тысяч архивных единиц хранения были утрачены.

В 1920-е гг. музею переданы фонды 27 полковых музеев русской армии, содержавшие свыше 5 тысяч знамен, 700 единиц холодного и огнестрельного оружия, 12 тысяч акварельных рисунков. Вернулись и сохранившиеся фонды музея, эвакуированные в Ярославль.

Около Музея артиллерии


22 февраля 1925 г., к 7-й годовщине Красной Армии, Артиллерийский исторический музей открыл первую отечественную экспозицию, которая называлась «Постоянная выставка вооружения». 27 ноября 1927 г. в трех больших залах открылась основная экспозиция музея.

Во время Великой Отечественной войны основную часть коллекции эвакуировали в Новосибирск. В помещении и на территории внутреннего двора размещались мастерские по ремонту танков, выполнявшие заказы Ленинградского фронта. Земляные валы использовались под огороды для служащих. Во время блокады в кронверке оставался небольшой коллектив работников, охранявших оставшиеся ценности. Во время вражеских бомбардировок и артиллерийских обстрелов 27 прямых попаданий в здание музея нанесли ощутимый урон коллекциям, 10 сотрудников погибли.

После возвращения фондов из Новосибирска сотрудники музея взялись за его восстановление. Музей пополнился коллекциями образцов вооружения, переданными в дар музею конструкторами В.А. Дегтяревым, Г.С. Шпагиным, Ф.В. Токаревым, В.Г. Федоровым, В.Г. Грабиным.

В 1963 г. Артиллерийский исторический музей объединился с Центральным историческим военно-инженерным музеем, а через два года – с Военным музеем связи. Музей стал называться Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ныне это богатейший музей, насчитывающий свыше 200 тысяч экспонатов.

Зоологический сад

25 февраля 1865 г. в южной части Александровского парка купец второй гильдии Юлиус Гебгарт и его жена голландка Софья Гебгарт получили земельный участок около 3,5 десятин, на котором решили устроить зоологический сад. Большую часть территории отвели под зверинец, а на участке, выходящем к Неве, устроили сад с террасой и рестораном.

1 августа 1865 г. состоялось открытие первого в России стационарного зоологического сада. В нем содержались слон, ягуар, рысь, леопард, дикобраз, антилопа. Были медведи, восемь лисиц, два муравьеда, сорок обезьян. В 1866 г. в саду устроили ледяные горы. Играли «два хора военной музыки». Со смертью Ю. Гебгарта в 1871 г. зоопарк захирел. Через некоторое время вдова вышла замуж за гимнаста Эрнста Роста, который с 1873 г. стал хозяином зоосада. Новый владелец произвел дренаж территории, установил газовое освещение, водопровод и канализацию, построил зимние помещения для животных.

Э. Рост, прежде всего, был коммерсантом, поэтому на территории зоосада он построил театр и ресторан «Зоология». На подмостках театра выступали впоследствии широко известные деятели театра, среди них – актер и режиссер Н.Н. Собольщиков-Самарин, один из основателей Большого Драматического театра Н.Ф. Монахов, знаменитый И.И. Излер – устроитель петербургских увеселений, театральный предприниматель П.В. Тумпаков.

Зоосад посещал А.А. Блок. 19 июня 1912 г. он записал в дневнике: «Плетусь в Зоологический сад. Посмотрев разных миленьких зверей, начинаю слушать совершено устаревшего „Орфея в аду“».

С 1879 по 1889 г. в зоосаде устраивались этнографические выставки, на которых демонстрировались бушмены, зулусы, кафры, нубийцы, пигмеи с разными предметами их быта, с домашними животными. В 1880 г. показаны четырнадцать нубийцев в «живописной картине их неприкрашенной африканской жизни».

Расходы на содержание животных были очень велики – в среднем по 48 тысяч рублей ежегодно. Но были и пожертвования. Александр II подарил двух слонов, принц А.П. Ольденбургский – мандрила, офицеры корвета «Рында» – японского медведя. Важным делом дирекция зоосада считала акклиматизационные опыты. Для обмена опытом Э. Рост в 1886 г. ездил в лондонский зоосад.

В Зоологическом саду. 1900-е гг.


В 1897 г. Э. Рост скончался, и зоопарк переходил от одного владельца к другому. В 1910 г. его закрыли и всю коллекцию животных распродали за долги. Спустя год зоопарк вновь открылся. В нем демонстрировались животные, приобретенные новым владельцем.

В апреле 1918 г. зоосад национализировали, и он стал научнопросветительным учреждением. Его управляющим назначен зоолог Н.П. Танасийчук. Общее руководство осуществлял научный совет (упразднен в 1924 г.), в который вошли авторитетные ученые-зоологи А.А. Бялыницкий-Бируля, В.Л. Бианки, В.А. Догель, Н.А. Холодковский и другие. Подбор зверей и птиц стал производиться на строго научной основе. Территория зоопарка значительно увеличилась, составив 6,7 га. Тогда же родилась традиция проведения массовых экскурсий.

Осенью 1924 г., после сильного наводнения, многие помещения зоопарка были разрушены, погибли многие редкие животные. В 1928 г. восстановлены старые помещения, построены бассейн для белых медведей, здание львятника, перестроили обезьянник и оленник. Затем появились павильоны для медведей, мелких хищников. С 1929 г. в саду работал Кружок юных зоологов.

С началом Великой Отечественной войны часть редких и ценных животных эвакуировали в Казань. В ночь с 8 на 9 сентября 1941 г. на территорию зоосада упали три фугасные бомбы. Под обломками слоновника погибла слониха Бетти, разрушено здание обезьянника. Зоосад закрыли. Летом 1942 г. зоопарк вновь принял посетителей.

Сотрудникам зоопарка, спасшим жизнь животным в годы блокады, посвящена мемориальная доска, выполненная скульптором М.К. Аникушиным в 1994 г.

С 1945 г. началось восстановление коллекции животных, в основном за счет видов, обитавших в Ленинградской области. В 1948 г. восстановили поврежденные помещения львятника и антилопника. В 1950 г. зоопарк пополнился множеством редких животных, среди которых были слоны, муравьед. В 1956 г. привезены жирафы, от которых родилось 12 жирафят.

За счет территории бывшего Госнардома площадь зоопарка в 1952 г. увеличилась более чем в 2,5 раза. В 1958 г. начал работать кинолекторий. В 1960 г. на базе зоопарка организована лаборатория по изучению высшей нервной деятельности животных. Ею руководил видный ученый доктор биологических наук Э.Г. Вацуро.

С конца 1960-х гг. зоопарк начал перестраиваться. В 1970-е гг. проведена полная его реконструкция. В 1971–1975 гг. по проекту архитектора Эрделли построены новые каменные павильоны. В них поселили около 1700 различных животных и птиц, представляющих 400 видов; обновили «площадку молодняка».

15 августа 2012 г. зоопарк отпраздновал свой 147-й день рождения.

Народный дом императора Николая II

В 1899 г. часть парка между «Заведением искусственных минеральных вод» и зоопарком выделили Комитету Санкт-Петербургского городского попечительства о народной трезвости. Председателем общества был принц А.П. Ольденбургский, много занимавшийся благотворительностью. Городская управа пошла навстречу принцу, уступив ему большие земельные участки в разных частях Петербурга, принадлежавшие городу. Народные дома первоначально мыслились демократическими клубами с просветительным образовательным сектором, но в них чаще всего превалировала зрелищная функция. Такой характер носил и Народный дом императора Николая II в Александровском парке.

Для его устройства Попечительство выбрало прекрасное место в средней части парка. При строительстве здания использованы конструкции художественного отдела Всероссийской промышленнохудожественной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Железный каркас здания, который был частью здания машинного отдела выставки (арх. А.Н. Померанцев), изготовили на московском заводе Гужона (впоследствии «Серп и молот»). После закрытия выставки великолепное здание машинного отдела два года пустовало. Каркас по частям перевезли в Петербург.

В октябре 1899 г. принц Ольденбургский заложил первый камень. Строительную комиссию возглавил адъютант принца А.В. Черепанов, технический надзор вел архитектор Г.И. Люцедарский. Народный дом императора Николая II являлся одним из первых общественных зданий Петербурга, сооруженных на основе металлического каркаса.

12 декабря 1900 г. Народный дом императора Николая II был освящен. Однако отделка фасадов в кирпиче и камне растянулась на следующий строительный сезон.

В центральной части здания размещались вестибюль и фойе. В левой (восточной части) находился драматический театр, вмещавший 1500 сидячих мест и множество стоячих зрителей. В правой части, симметрично театру, располагался зал для концертов и гуляний, так называемый Железный зал, ныне там размещается Планетарий. В нем оставили все металлические конструкции, откуда и название зала.

К Железному залу примыкала столовая, занимавшая объем правого ризалита и пристроенное южное крыло. Столовая находилась на двух уровнях и могла разместить до 1500 человек. Две полуротонды в летнее время служили продолжением обеденных залов.

Народный дом был оснащен новейшими техническими средствами: электрическим освещением (с собственной электростанцией), паровым отоплением низкого давления, усиленной вентиляцией. Театральные действия сопровождались эффектами разноцветного освещения.

Самое пристальное внимание уделялось мерам противопожарной безопасности. В здании установили приборы контроля за температурой и электрическую сигнализацию. Двери открывались автоматически с помощью электромагнитов. При пожаре сцена могла отделяться от зала занавесом из гофрированного железа и заливаться «искусственным дождем».

Летом 1901 г. рядом с Народным домом решили устроить аттракционы. С 1906 г. работала миниатюрная одноколейная железная дорога длиной около 1280 м, за проезд по которой желающие платили 5 копеек. Она начиналась в том месте, где сейчас находится Планетарий, шла вдоль Кронверкского канала до Мытнинской набережной. Небольшой паровоз мощностью 12 лошадинных сил тащил за собой по рельсам три вагона, в каждом из которых ехали 18 детей или 12 взрослых.

Бывший Народный дом императора Николая II


В 1909 г. принц Ольденбургский решил расширить Народный дом императора Николая II. Он инициировал строительство второй очереди комплекса – Народной аудитории, которой затем было присвоено его имя. Разработка проекта поручена Г.И. Люцедарскому.

В 1910–1911 гг. к правому крылу Народного дома пристроили здание нового Оперного зала на три тысячи мест. Железобетонные работы вела фирма инженера путей сообщения В.А. Барри. К концу 1911 г. постройка здания была завершена. Оперный зал назывался еще театром, или Народной аудиторией.

Открытие нового здания состоялось 4 января 1912 г. Занавес исполнил художник И.Я. Билибин. Зал состоял из партера, амфитеатра и трех ярусов, а перекрывал помещение крупнейший в строительной практике того времени железобетонный купол. Архитектурный комплекс сочетал четкость и строгость рационального решения с монументальной представительностью общественного здания. Задняя железобетонная стена шириной 25 м повисала над зазором для подъема декораций, которые подвозились со склада. Сеть труб позволяла залить дождем всю сцену.

Через два дня после открытия, 7 января, в новом здании возник пожар. Причиной его, возможно, явилось обилие пиротехники, употреблявшейся при постановке пьесы «Севастополь» в момент штурма Малахова кургана. Сцена загорелась, но зал остался неповрежденным.

Здание вновь открыли лишь 6 декабря 1912 г. С этого времени оно использовалось как оперный зал.

Благодаря хорошей акустике в «Зрительном зале и народной аудитории» (так называли первоначально Народный дом) вскоре после открытия стали давать музыкальные спектакли. На эти вечера приглашали лучших мастеров-исполнителей того времени – Л.В. Собинова, Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, П.З. Андреева.

В 1917 г. в Оперном зале Народного дома устраивались митинги и собрания. С 4 по 28 мая 1917 г. проходил 1-й Всероссийский съезд крестьянских депутатов, на котором 22 мая выступил с речью по аграрному вопросу В.И. Ленин.

В 1919 г. Петроградскому Народному дому присвоено имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В начале 1920 г. он перешел в ведение Народного комиссариата просвещения.

В 1910–1915 гг. директором, художественным руководителем и солистом оперной труппы Народного дома был Н.Н. Фигнер.

С 1909 г. виолончелистом в оркестре Народного дома работал С.А. Самосуд. В 1910–1917 гг. он был дирижером оперного театра Народного дома.

С 1910 г. оперными спектаклями Народного дома руководил дирижер, педагог и композитор И.П. Аркадьев. С 1910 г. в театре работал только что вернувшийся в Петербург изобретатель парашюта Г.Е. Котельников. В 1914 г. состоялись последние концерты в Санкт-Петербурге балерины А.П. Павловой.

В 1915 г. поставлена «Вражья сила» в постановке Ф.И. Шаляпина, а в 1917 г. – «Дон Карлос» в его же постановке.

С 1921 г. выступал В.В. Гущинский, куплетист, клоун-эксцентрик, исполнитель фельетонов. Еще до революции работал в маске «босяка», сохраняя ее на эстраде вплоть до 1930-х гг. Умер в Арктике, куда группа артистов совершила первый агит-полет в феврале 1940 г.

В 1920-е гг. в большом зале Народного дома играл оперный театр. Театр, обладавший сильной труппой, с ноября 1922 г. носил название Государственного Большого оперного театра (Госбот). Он создан в 1919 г. в результате слияния Театра музыкальной драмы, работавшего в Большом зале Консерватории, и оперного коллектива Народного дома. Художественное и просветительное значение спектаклей театра определяли дирижеры А. Маргулян, Г. Фительберг, А. Павлов-Арбенин, режиссер И. Лапицкий, а также группа опытных певцов. В начале 1920-х гг. репертуар театра включал более 30 опер русских и зарубежных классиков. Первой постановкой коллектива, осуществленной в 1920 г., была «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова.

В 1918 г. Народному дому передали стоявший рядом Большой театр Зоологического сада. В нем открылся кинотеатр «Севзапкино» на 500 мест. В 1922 г. Большой оперный театр прекратил существование. Его место заняла труппа Союза работников искусств (1922–1923 гг.). 17 сентября 1929 г. опереттой Н.М. Стрельникова «Холопка» в нем открыл первый сезон Театр музыкальной комедии. В том же году начал работать мюзик-холл, первые представления которого состоялись в Народном доме. Музыкальную часть мюзик-холла возглавлял И.О. Дунаевский. Здесь выступали Е.М. Грановская, Л.О. Утесов, Н.К. Черкасов, Р. Зеленая, Б.П. Чирков, Н.П. Смирнов-Сокольский. С цирковыми номерами выступал Р.М. Балановский, впоследствии режиссер-инспектор Ленинградского цирка. В 1939 г. театр музкомедии переехал на улицу Ракова, в бывший театр «Палас». Затем здесь помещался филиал Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Сезон 1940 г. начался «Пиковой дамой» П.И. Чайковского.

На страницу:
3 из 6