bannerbanner
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Полная версия

Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 16

Эта троякая манифестация жизни и бытия «вечна на небесах», всегда была и всегда пребудет в том состоянии сознания, которое принято называть нирваной или раем. Невозможно мыслить о Ней как отторгающей любую часть себя, ибо Она есть единство. Она и есть Бог.

Никакие слова не могут описать нисхождение Бога в материю, ибо материя не была проявлена, пока нисхождение не совершилось. Идею этого процесса наиболее приближенно передает принцип тени. Трое – Триединство – создали всю субстанцию, всю материю и стали ею в процессе, родственном отбрасыванию тени на физическом плане, то есть в проецировании созидательной мысли во временную форму и субстанцию. Эта субстанция обладает всеми атрибутами своих прародителей (в меньшей или измененной степени).

Чтобы отбросить тень, силуэт тела должен пройти между солнечным светом и землей. Солнце, тело и земля являются тремя разными градациями или частотами вибрации материи, они составляют три действующие силы, посредством которых отбрасывается тень, и соответствуют трем различным действующим силам и атрибутам трех великих созидательных огней, представленных вышеупомянутой Троицей.

Теперь, чтобы помочь тем из вас, кому трудно понять концепцию единства в разнообразии, мы возьмем один из аспектов Троицы – Сына, которого также следует рассматривать как космическую субстанцию или материю в Троице «Материя, Сила и Сознание»; как тело – в Троице «Тело, Душа и Дух»; как Манас – в Троице «Манас, Буддхи и Атман». Этим аспектом Сына является Христос, Спаситель, Ангел Света, который низошел с небес в манифестацию не вследствие зла, но ради исполнения желания или Воли принципа Отца, каковой было сотворение материи, ее эволюция и конечное искупление.

Каждый атом проявленной материи, а соответственно – и каждое человеческое существо, обладает этим принципом; но он спит до момента проявления и развития, а развит он может быть только высочайшими побуждениями Души. Как следствие, хотя все мы являемся Спасителями в потенциале, в каждую эпоху находится только один Единственный, способный развить в себе любовь, терпение и самоотверженность, необходимые для столь высокого призвания, и этот Единственный становится «старшим братом» расы и эпохи, которым он принадлежит.

В Евангелии от Иоанна (глава 17, стих 21) есть такие слова: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино – да уверует мир, что Ты послал Меня». Эта надежда, выраженная в таком прекрасном и сокровенном речении, явственно демонстрирует веру Иисуса в конечную инволюцию материи в том же порядке, в каком развивала ее эволюция, вплоть до той точки, где инволюция становится возможностью.

Бо́льшая часть противоречий между наукой и религией, так же как и между различными подразделениями религиозных организаций, обязана своим существованием неготовности одного общества справедливо рассматривать спорные моменты в философии другого. Невежественный христианин воображает, что Иисус непременно утратит величие и силу, если рассматривать его с обычной точки зрения эволюционной монады[21] – такой, какая была началом земного бытия всего рода человеческого, хотя в церковных трудах его часто упоминают как «перворожденного среди многих братьев». Если он являлся братом всему остальному человечеству, то уж наверняка был подвержен действию общих законов эволюции. Мы не стремимся умалить божественность Иисуса – лишь желаем показать общее божественное происхождение всего человеческого рода.

ИЛЛЮЗИИ И ИДЕАЛЫ

Урок 6

Один за другим рождаются и угасают идеалы и иллюзии, которые служат путеводными огнями жизни. В часы крайнего одиночества, в теневом промежутке между исчезновением одного идеала и созреванием и рождением другого, душа либо прибегает к терпению, либо восстает – в зависимости от того, какое применение она находит своим возможностям и опыту.

Блеск, окружающий героев нашего мальчишества, ангелов-хранителей нашего девичества, меркнет с годами, и мы уже зрим в них просто добрых или храбрых людей, естественные силы закона и бытия. Мужчины и женщины, которых мы идеализировали и обряжали в одеяние богов – Любовь, – становятся обыкновенными человеческими существами, по мере того как эта любовь уступает место пресыщенности или равнодушию.

Отдаленные страны, долго ассоциировавшиеся в нашем мышлении со всем, что есть благородного и великого, при близком знакомстве часто теряют свое очарование, и кажется, что они не идут ни в какое сравнение с нашей родной землей. Но труднее всего умирают и легче всего восстают из пепла наши великие религиозные идеалы. Для многих персональный Бог со всеми его нежными атрибутами Отцовства и Материнства постепенно вырастает в величии и мощи, пока не становится Бесконечностью, и идеал силы и красоты теряется в терминах сознания, слишком величественных для понимания.

Мощь и влияние одного великого Спасителя или Учителя слабеет по мере того, как сила другого Спасителя нарастает; и по мере того как этот второй обретает все бо́льшую власть над универсальными силами, он притягивает к себе поклонение людских масс, пока не настанет и его час – и он по необходимости уступит место восходящей Звезде, или еще одному Спасителю.

Наиболее важный урок, который следует извлечь из преходящести идеалов и иллюзий – это непостоянство материи, даже обладающей высочайшими степенями вибрации; а также неличностные, неразделимые аспекты Вечного Духа, равно как и необходимость в образце или шаблоне для каждой фазы сознательной жизни.

Ничто не мое; ничто не твое; все сущее – наше.

В ходе возрождения древней философии в западном мире многие старые термины, указывающие на персонифицированные законы природы, силы, степени и состояния бытия, вновь обратили на себя внимание и глубоко запечатлелись в разуме многих из тех, кто изучает бытие и его тайны. Среди них – термины Мастер, Учитель или гуру. Будучи применены к тем, кто достиг господства над законами природы и ее силами и принадлежит к определенным ступеням Космической Ложи, и сделавшись наиболее общепринятыми среди ищущих знания, они часто используются в манере, которая вызывает у обычного исследователя ХIХ века предубеждение как против этой философии, так и против ее распространителей.

Иисус сказал: «Не зови никого учителем своим» – и он был прав. Когда вы слышите, когда кто-то говорит «мой учитель», то можете быть уверены, что данный человек либо слишком мало знает то, о чем говорит, либо является послушным орудием в руках хитрого лицемера. Истинный Учитель любой ступени реального бытия никогда бы не одобрил употребление слова «мой» в приложении к термину «учитель» своим личным чела или учеником.

Хотя этот термин бытует в широком употреблении на далеком Востоке, там он просто означает «мой учитель», а термин «гуру» имеет то же значение, за исключением того, что он указывает на учителя несколько более низкой ступени.

Какие же причины имеют англоязычные народы стыдиться своего собственного языка или таких терминов, которые имеются в общем употреблении – или стремиться к применению терминов, в отношении истинного значения которых они ничего не знают?

Как уже говорилось прежде, слово «мастерство» подразумевает овладение властью над великими силами природы. Тот, кто обрел такую силу, является просто Мастером и не может быть «своим» Мастером или Учителем ни для какой отдельной души без утраты достоинства и индивидуальности по отношению к ней, которая в сущности своей едина с его собственной душой. И когда слова «мой Мастер» или «мой гуру» исходят из уст человека, который употребляет их, дабы преувеличить свою собственную важность в глазах другого, кто не удостоился чести иметь особого Учителя, то они обычно сопровождаются волной тщеславия, настолько плотной, что она почти видима для смертного взора. Когда личность достигает такой степени развития, которая позволяет человеку иметь особое или персональное руководство, он никогда не станет предъявлять свои права на одного из членов Высшей Ложи как на персонального помощника. Если ему случается говорить о каком-либо отдельном Учителе, то он скажет просто «этот Учитель», но никогда не назовет его своим, если речь идет о его личных делах, особенно разговаривая с непосвященным, ибо во время первого же данного ему урока он усвоит, что слова «я» и «мое» должны быть исключены из его словаря.

Мастера или Посвященные Великой Ложи пока являются лишь идеалами для большинства рода человеческого – идеалами, которые, подобно всем прочим, в большей или меньшей степени бледнеют по мере того, как каждая индивидуальная душа приближается к той же ступени бытия – обретает то же господство над жизнью и смертью. Но неразумно ниспровергать эти идеалы чересчур фамильярным употреблением до того, как они исполнили свою миссию в качестве живых образцов, в соответствии с которыми несовершенный человек может строить свою жизнь и формировать свою судьбу. Великая ошибка вкрадывается даже в разум некоторых из наиболее преданных учеников относительно воздействия на них соприкосновения с Посвященным. Страстное стремление человеческого сердца к кому-то или чему-то, что выше и больше его самого, и благодаря чему можно достичь более совершенного состояния, ответственно за веру в то, что такое достижение может быть реализовано простой передачей силы от Посвященного к ученику. Глупые дети! Неужели вы все еще думаете, что кто-то – хоть бы и Бог – может наделить вас тем, что проявляется лишь благодаря процессу труда и роста? Закон роста – это изначальный закон Вселенной, который никто и ничто не может нарушить или изменить.

ЭФИРНАЯ ВСЕЛЕННАЯ

Урок 7

Такое внимание уделяется и такое значение предается психическому ви́дению невеждами в космическом modus operandi[22] и чисто естественном законе, который вызывает все феномены, подпадающие под классификацию «психических»; столь многие были введены в заблуждение тем, что, по их мнению, может быть отнесено только на счет вмешательства отдельного «духа», что было бы неплохо развеять их заблуждения, а также пролить свет на этот предмет ради пользы всех заинтересованных лиц.

Каждая мысль, слово и деяние каждого создания и вещи в проявленной Вселенной запечатлеваются энергией Фохата[23] в великом океане эфирной субстанции, которую в некотором смысле можно уподобить фотографической пленке, благодаря ее способности воспринимать и сохранять отпечатки.

Изучение геометрии должно научить вас тому, что во всех вещах присутствуют три великие силы – положительная, отрицательная и нейтральная. Положительно-отрицательная сила, или Отец, великая творческая сила Вселенной, дарует силу мысли (принцип Манаса); негативно-позитивный полюс проявляет эту мысль, облекая ее в форму, или действие.

Нейтральная или центральная точка на «линии бытия» привлекает к себе как силу проецирующую, так и принимающую, и фиксирует образ мысли, слова или деяния на этой эфирной субстанции, которая в геометрии символизируется квадратом, а в арифметике – числом 4. Там этот образ сохраняется в течение всего цикла манифестации. Это и есть «Книга Божьего Суда», и благодаря ей, благодаря описанному выше процессу наши изъяны и добродетели записываются и предстанут пред нами, когда мы войдем в Астральный Свет, или Эфир.

Относительно вышеупомянутой сферы сознания существует значительная путаница, возникшая из-за того, что комментаторы ее законов и феноменов используют термин «астральный свет» необдуманно и неразборчиво.

Астральный Свет имеет два аспекта или плана сознания. Его высший аспект обладает созидательной и предохранительной функцией, и из него отражаются или проецируются все запечатленные принципы совершенной формы или порядка, а обратно к нему отражаются те же самые принципы с присовокуплением того, что каждая душа обрела за свою планетарную жизнь. Это план манифестации души.

Низший аспект Астрального Света является планом хаоса и разложения формы. Из него мы получаем летучие видения ужасных или гротескных форм, а обратно к нему отражается все, что известно нам как зло – весь негодный материал природы. Это место первой остановки души на пути ее возвращения к Девачану, или небесам. Это также место очищения, где она сбрасывает последние остатки того, что известно нам как физическая материя. Без понимания обоих этих аспектов истинное понимание Астрального Света невозможно.

Вместе с первым проявлением принципа формы появился и грех (узы или ограничения), а с ним – импульс к освобождению от этих ограничений; ибо Дух в рабстве есть Дух в мучениях. В то время как сама борьба инкарнирующего Духа за обретение свободы служит лишь к увеличению прочности и материальности его пут, присущая ему природа призывает его к борьбе и тем заставляет еще сильнее проявить благодаря силе движения свою изначальную сущность.

Утверждение «нет искупления греха, кроме как через кровь» было причиной бо́льших противоречий, большего кровопролития, чем любое другое библейское утверждение, и оно встретило так же мало понимания, как и другие глубокие оккультные истины, которые можно найти на страницах этой книги. Но, как и в случае с другими эзотерическими утверждениями, сама его простота скрывает его истинное значение от глаз непосвященных – ибо в то время как оно, подобно многим другим похожим истинам, имеет несколько значений и может быть подвержено многим изменениям или толкованиям, наиболее важная интерпретация указывает, что кровь в определенном ее состоянии является первой формой разумной жизни на физическом плане. Во взвешенном, так сказать, спящем состоянии она содержится в каждой молекуле каждой клетки, которую природа использует в строительстве формы и вещества. Часто можно услышать выражение: «Из камня крови не выжмешь». Но кровь из камня вполне можно было бы добыть, если знать, как добиться этого, поскольку кровь находится в латентном, если и не очевидном, состоянии во всех вещах, как я уже указывал прежде. Пролитие или разрушение крови человека или животного приводит лишь к разрушению формы – каковая форма, таким образом, разлагается на свои составные элементы. И если душа, оживлявшая эту форму, находится на восходящем витке своего цикла проявления, то ее обнажение ведет лишь ближе к конечному растворению формы и поглощению в Бесконечном, к которому она движется и где единственно может она быть освобождена от ограничений материи.

Это положение равно верно для всех форм, будь то физических, социальных, религиозных или политических. Любое великое правление, общество или религия были выстроены на разрушении какой-либо предшествующей формы, и такое разрушение было вызвано в каждом случае кровопролитием или соответствующими ему скорбями и страданиями. Почва земная пропиталась кровью от полюса до полюса за эпохи, которые прошли с тех пор, как она возникла, и это будет повторяться снова до тех пор, пока ее миссия не закончится. И когда осознание этой истины придет к вам, то нетрудно будет различить безнадежность, полную невозможность «мирной революции», о которой человечество так долго молилось и которая «должна создать порядок из нынешнего общественного хаоса», в соответствии с верованиями тех, кто недостаточно учитывает работу необратимого закона.

Окончание царствования «златого тельца» ознаменуется самыми ужасными революциями, которые сотрясут землю, – ибо в соответствии с мощью и величием узурпатора Божьих прерогатив против него будут выдвинуты деструктивные силы, равные ему по мощи и величию. Поклонение «златому тельцу» ответственно за большее количество зла, чем все остальные причины вместе взятые, – соответственно, свержение его с трона будет еще более трудным, и сопровождаться оно будет еще бо́льшими скорбями.

Стоящая за действием этого закона сила, которая требует пролития крови для искупления греха – или, иными словами, разрушения формы путем разрушения материи и последующего освобождения души, – является силой Христа – Сына. Если Отец представляет собой Дух, то Сын символизирует Материю; и Христос искупает материю в конце каждой великой манвантары[24], жертвуя дифференцированной (физической) жизнью в форме и возвращаясь к жизни в Духе – Единстве. Но это происходит не только в конце таких периодов. С самого начала и до конца манифестация жизни Христа в форме (Вселенской Души) является постоянной жертвой, как и жизнь всех, в ком этот принцип наиболее активен. Жертва эта рождается от своей Матери – Любви, и вместе они удерживают весы Справедливости в свете самопожертвования.

ИСТИННОЕ БРАТСТВО

Урок 8

С высоты, завоеванной в битве с обстоятельствами, подобными тем, среди которых вы оказались в эту темную эпоху, я прихожу, чтобы говорить с вами и умолять вас слушать, понимать и повиноваться – не тому, что я могу приказать, но тому, что я в согласии с вашими собственными душами шепчу в невыразимой, целеустремленной любви.

Термин «братство» стал для некоторых бранным словом, для других – притчей во языцех, перелетающей из уст в уста с небрежной насмешкой. Так случилось из-за неспособности человека различить фундаментальную истину, выражаемую этим словом, во всей ее чистоте и святости.

Как жемчужина, даже будучи брошена в грязь и слякоть, сохраняет присущую ей ценность и требует лишь очистки, чтобы явить свой прекрасный духовный блеск, – так и слово «братство» можно вновь заставить струить свет его великолепия в мир, раздираемый борьбой и распрями в полном отсутствии братской любви; и ты, дитя мое (кем бы ты ни был), имеешь собственную долю в этом великом труде.

Слово «братство» буквально означает все, подразумеваемое словами «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними[25]», и это невозможно оспорить. И ни один из вас не находится в таком положении, чтобы быть неспособным следовать этому закону, ибо закон этот универсален, и любой, кто нарушает его, навлекает на себя его кармическое действие. Более того, это тот самый закон, на котором покоится любая возможность дальнейшего продвижения по линиям эволюции; ибо, если ты не можешь даровать своему брату или сестре любовь, руку помощи, ободряющее слово или деяние, которых сейчас или в любое иное время желаешь для себя, – то как можешь ты дарить великому Учителю, коему себя вверяешь (ему, который един с твоим братом или сестрою так же, как с тобой), бескорыстную любовь, которая одна лишь может удержать тебя на избранном тобою пути? Это не вопрос чувства, как часто воображают, – но, как я указывал прежде, закон, на котором основывается твоя истинная жизнь, нынешняя и последующая. К нарушению этого закона может быть отнесено всякое зло, когда-либо проявленное; и ныне вновь предсказывают звезды падение великих континентов из-за неповиновения человека этому закону.

Откройте глаза, дети мои, и узрите, как человеческая бесчеловечность, отсутствие братской любви отягощает цепями, связывает и приносит в жертву своим собственным эгоистичным желаниям и страстям другие искры божественности – братьев и сестер человека, свершающих тот же утомительный путь, что и он, бок о бок с ним, на расстоянии голоса, под сводами того же чертога, что дает и ему укрытие.

В то время как один представитель так называемых высших классов готовит бесчестие дочери какого-нибудь бедного механика – другой человек одного положения с ним приуготовляет изысканную трапезу в каком-нибудь укромном уголке огромных торговых рядов, где жена или дочь первого могут вкусить, sub rosa[26], опьяняющие вина или ликеры, что с той же уверенностью приведут к их падению, или подстраивает невинную с виду встречу с другими мужчинами, чья цель такова же, как и его собственная, – бесчестие бедной девушки.

Оптовые торговцы спиртным запасают сотни и тысячи бочек мерзких опьяняющих зелий, которые в конечном итоге идут на то, чтобы ускорить падение слабых во всех классах их собственной страны, равно как и других стран, где такие напитки были до сих пор неизвестны. И скоро, очень скоро в ответ они слышат печальные истории об убийстве и грабеже, в которых, вполне возможно, замешаны единственные сыновья вышеупомянутых торговцев.

И если, говоря о великом законе братства, приходится взывать только к эгоистическим инстинктам человека, то лучше уж говорить с ним так, чем оставить его в неведении о кармическом возмездии, которое неизбежно последует; но и сей великий благодетельный закон кармы в равной степени неправильно понимают и толкуют.

Для многих карма сделалась просто жаждущей мести «Немезидой», сжимающей их в жестокой хватке, от которой они не могут убежать, – а не справедливой и нежной великой Отеческой Любовью, каковой она является в действительности. Если бы не нарушение этого закона нашего вечного братства, то нам было бы нечего бояться. Каждое любящее слово или действие наше по отношению к брату вознаграждается вдесятеро, ибо на плане истинного бытия одно лишь добро всемогуще; зло же превращается в ничто.

Большинство из нас столь утомлено борьбою с проявленной тьмой на физическом плане, что мы бы с радостью хоть на мгновение оказались там, где лучезарный свет вечного Добра может изливать свои семеричные лучи в наши души в конце одного из перерождений, дабы сила, воля и выносливость могли возвратиться к нам, когда мы вновь войдем в темную сферу, называемую нашим миром.

Дети мои, сбросьте ярмо, которое столь долго отягчало ваши плечи, распрямитесь и скажите вместе с теми, кто любит вас: «Я есмь сторож брату моему», грехи брата моего – грехи мои, и бремя сестры моей – мое бремя. И что вам за дело до того, найдут ли ваши слова отклик в сердцах тех, кто окружает вас!

ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ

Урок 9

Как больно мне порою вынужденно свидетельствовать ваше нетерпение при виде невежества братьев и сестер ваших, которые до сих пор не имели равных с вами возможностей для обретения знания – равно как и ваше нежелание передавать им это знание! Среди вас есть те, кто интеллектуально не способен вникнуть в запутанные проблемы или специальные термины, но может при этом намного опередить вас в истинном духовном прогрессе. Они, несмотря на свое неумение соотносить между собою линии мысли, которые со временем ведут к пониманию фундаментальных законов бытия и его феноменов, или усвоить такие естественные иллюстрации, которые находятся повсюду вокруг них, без посторонней помощи, с искренней радостью восприняли бы любые усилия, направленные к их просвещению. Невозможно бросить даже случайный взгляд в любую сферу природы, не остановив его на сотнях предметов, что предоставляют собою превосходные подобия для иллюстрации любой фазы естественного закона. Сферы действия движения и вибрации кажутся наиболее туманными и трудными для исследования многим из наших учеников, в остальном весьма хорошо продвинувшимся, которые только приступают к изучению универсальных – то есть естественных – феноменов с точки зрения оккультизма. И, давая вам следующую простую иллюстрацию, я всего лишь делаю то, что способен предпринять любой из старших учеников, если он готов обратить свое внимание на нужды своих младших братьев.

Любому из вас приходилось наблюдать движение совершенно сбалансированной доски, посередине которой стоит человек, поставив ноги с каждой стороны от точки равновесия, попеременно каждой ногой сообщая доске равное количество силы. Чем длиннее доска, тем больше времени требуется, чтобы поднять любой из ее концов до высочайшей точки, которой он может достигнуть. Каждый из них играет роль негативного полюса по отношению к позитивному центру равновесия, когда доска находится в покое в горизонтальном положении; но будет воплощать как позитивный, так и негативный аспект, когда находится в движении, соответственно подъему или опусканию. Вся такая доска характеризовалась бы определенным типом движения, сообщенным ей человеком, представляющим движущую силу. Но она также обладает своим особенным движением массы – то есть движением ее собственных внутренних масс, и каждая молекула доски обладает собственной особенной вибрацией, совершенно независимой от вибрации любой другой молекулы. В некотором смысле можно сказать, что эта доска – мертвая; то есть присущая ей сила роста утрачена, но зато живы ее молекулы. Теперь представьте, что доска продолжает оставаться в этом положении, постоянно вырабатывая энергию в течение неопределенного периода времени, и что вы можете видеть внутренние силы, которые поддерживают и сохраняют в неприкосновенности молекулы доски. Вы бы увидели, как молекулы сокращаются и их вибрации быстро возрастают. При этом каждая молекула притягивает к своему собственному центру все жизненные силы, которые делают ее отдельной молекулой, в то время как ее оболочки – физические формы – постепенно распадаются, не оставляя ничего, что можно было бы увидеть даже при помощи самого мощного микроскопа. Если бы ваше зрение могло достигнуть еще более высокого плана, то вы бы увидели, что все индивидуальные центры разнообразных молекул стали частью одной субстанции более тонкого уровня, ибо они достигли уровня атома, который является планом неделимого.

На страницу:
3 из 16