bannerbanner
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1
Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Полная версия

Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 16

Несмотря на существование бесчисленных описаний и объяснений планов манифестации, изучающие этот вопрос постоянно неверно трактуют термины и положения. Приведенная ниже схема во многих случаях окажется для вас подспорьем. Прежде всего, однако, вы должны уразуметь, что в реальности не существует ни высокого, ни низкого, ни твердых, ни гибких границ; что вся манифестация направлена изнутри наружу, что все планы взаимно проникают друг в друга и переплетаются друг с другом.



Точка наверху символизирует Непроявленное, Абсолют, положительный потенциал. Нижняя точка символизирует его отрицательный полюс – резервуар, в котором порождаются и из которого направляются в пространство все потенциальные энергии, принадлежащие физическому плану. В него же будет сброшена вся проявленная материя, исполнившая свою миссию, равно как и все неудачные творения природы и аномальные условия, чтобы в некий момент в будущем вновь получить заряд энергии от положительных сил бытия – и, таким образом, еще одну возможность. Эта область также известна как Хаос.

Каждая горизонтальная линия на схеме символизирует позитивные и негативные аспекты одного из планов или сфер сознания; часть каждой линии, находящаяся справа от центра, представляет положительный полюс, а ее левая часть – отрицательный. Линия, проходящая через центр, символизирует взаимодействие Духа и Материи.

Эту схему не следует путать с другими, которые иллюстрируют те же истины или различные планы и силы. В некотором смысле эта схема уникальна.

СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ

Урок 2

Много неверных и достойных всяческого сожаления концепций, рассматривающих бытие после распада физического тела, существует ныне среди членов Храма.

Реинкарнации эго на Земле уделялось столь пристальнее внимание, что истина, касающаяся промежуточных состояний между воплощениями, по сравнению с ней пострадала; и отвержение самого факта реинкарнации во многих случаях происходит от неспособности понять условия, в которые душа попадает после того, как покидает тело, ибо глубоко укоренившаяся вера в сознательное существование после смерти неотделима от многих религий, особенно от тех, которые называют себя христианскими.

В некотором смысле назрела настоятельная необходимость, чтобы доктрина реинкарнации (или перерождения в физическом теле) была рассмотрена более тщательно, когда Е.П.Б.[11] предприняла свой великий труд, дабы добиться истинной, уравновешивающей точки зрения относительно смысла жизни, ибо сторонники определенных религиозных сект ревностно насаждали веру в то, что жизнь на физическом плане невыносима, что она, достойная лишь избегания и отвращения, есть юдоль слез и страдания – а не поле для развития, роста и достижения совершенства. Непрерывный поток антагонистической мысли, порожденный умами множества впавших в заблуждение людей, вступая в контакт с наиболее чистой эволюционной энергией природы и понижая ее вибрации, не мог привести ни к чему иному, кроме упадка ментальной сферы Земли. Это все более и более затрудняло эволюцию для тех, кто через действие Закона Кармы[12] должен возвращаться сюда с целью проработать свои неразрешенные проблемы.

Неудачное применение одного слова или сравнения часто бывает ответственно за целую последовательность ложных доктрин и впоследствии приводит к тому, что в общественном представлении важная философская истина маскируется так, что ее не могут узнать даже ее изначальные распространители. Слово «иллюзия», используемое восточными мистиками и теософами применительно к жизни в состоянии Девачана[13] (небесном состоянии), является одним из таких примеров. Хотя некоторые учителя определяют этот термин как всеобъемлющий (или употребляют его как таковой) путем применения его к бытию на всех остальных планах, истинное понятие, скрывающееся за этим словом, еще недостаточно изучено.

За пределами всех противоречий существует лишь одна реальность во всяком смысле этого слова, будем ли мы называть ее Абсолютом, Вечным Духом или Богом. Все прочее с этой высшей точки зрения – иллюзия, ибо все прочее есть отражение или манифестация одного или более атрибутов Бога (или Абсолюта). Материя является иллюзией только с космической точки зрения; и поскольку она в некой форме проявляется во всех состояниях бытия, отсюда следует, что бытие в Девачане (или на небесах) столь же реально для духовных чувств, как бытие на Земле реально для физических чувств; а в действительности даже гораздо более реально, ибо духовные чувства являются более утонченными и обладают большей силой, чем физические. Смерть, как и сон, есть «великий восстановитель Природы», и она неминуемо должна возвращать человеку возможность реализации всех его высших идеалов. Если же человек не имеет высших идеалов, если он очерствел душою и не верит в добро, то в жизни небесной нет для него ничего – и как следствие, он не имеет сознательного существования на этом плане; его уделом останется только сознание восьмого плана (или сферы).

Одна из великих сложностей, с которыми сталкиваются изучающие тайны бытия, состоит в попытке примирить определенные высказываемые оккультистами утверждения, которые кажутся абсолютно противоположными друг другу без применения «тройного ключа» Материи, Силы и Сознания, ибо только благодаря ему можно интерпретировать любое конкретное состояние или фазу бытия. Если используется ключ сознания, то предмет до́лжно рассматривать с точки зрения сознания – просто как функцию одной из форм сознания в другой форме той же самой силы. То же правило применимо и к использованию ключа силы или материи. Просто невозможно исследовать план астральной материи физическим зрением; для этого абсолютно необходимо астральное зрение, которое дремлет в любом человеческом существе.

Во Вселенной не существует ни единой пяди пустого пространства. Океан эфира, самосветящегося невообразимого вещества, которое наполняет и формирует весь космос, является в некотором смысле щитом или одеянием Бесконечности. Он также является и двойным отражателем: изнутри он отражает бесконечность, снаружи – каждый атом материи на проявленных планах. Следовательно, это и есть великая иллюзия, в которой, проявляясь, мы «живем и движемся и имеем наше бытие». Среди своих прочих атрибутов сознание (или душа) обладает способностью проницать эфир и, будучи освобождено от физического тела, ограничено в пространстве только собственной волей. Таким образом, оно может искать своих собственных небес, по собственному желанию, будучи освобождено от астрального тела, которое после исчезновения физической формы остается на некоторое время в астральном свете одной из эфирных оболочек – откуда и возникла изначальная идея «чистилища».

Этот предмет слишком широк, чтобы его можно было как следует рассмотреть в коротком письме, но необходимо предпринять попытку изменить существующее мнение.

СИЛА УТВЕРЖДЕНИЯ

Урок 3

Защитникам современной ментальной науки редко приходит в голову, что развитие силы утверждения в том виде, как оно преподается некоторыми из их числа, может привести к катастрофическим результатам для них самих, равно как и для их невинных и невежественных учеников, которые не удовлетворяются естественными эволюционными методами в деле пробуждения и удовлетворения желаний и амбиций. В спокойном, ненавязчивом движении более медленных процессов нормального роста видят они лишь «томление плоти»; соответственно, многие из них находятся в состоянии «боевой готовности» к чему-то новому – к чему-то, что будет быстрее стимулировать развитие их психических центров.

Несомненно, сила утверждения почти беспредельна, когда она используется правильно; но мощь ее сродни мощи обоюдоострого меча в руках безответственного человека – ибо противоположный ее полюс, сила отрицания, непременно проявляется одновременно с нею, и если только последнюю не контролировать, сила утверждения может оказаться побежденной. Лишь немногие способны осуществлять такой контроль, что происходит из-за особенных условий существования в настоящем цикле и беззаконных целей, ради которых проституируется духовная сила. К примеру, употребление слов «я есмь», предшествующее выражаемому желанию или утверждению, относящемуся к обладанию или контролю над какой-либо формой материи (как в выражениях «я есмь сила» или «я есмь богатство»), может при определенных условиях привести в действие латентные внутренние силы, или элементалы[14], которые могут послужить реализации выраженного желания. Но, как было прежде сказано, такое положительное утверждение неизбежно пробуждает и негативный аспект конкретной утверждаемой силы. И если только совершающий действие не является обученным оккультистом, способным полностью контролировать все силы и материю более низких вибраций, чем те, которые управляют его индивидуальным существованием, негативный аспект вызванной силы, стремясь к равновесию, может привести его к потере контроля над утвержденной силой. Это – лишь одна из иллюстраций вечной битвы между материей и духом.

«Победитель получает все» – и сила преодоления есть сила контроля над материей, негативным аспектом вечного позитивного. Чрезвычайно редки примеры, когда обычный человек девятнадцатого столетия способен сознательно отделить эго от физического тела и осуществить процесс слияния своего персонального сознания с сознанием Абсолюта. Он должен быть способен достичь такой высоты, прежде чем сможет безопасно и благоразумно призвать к действию объединенные силы «я есмь» и направить их к исполнению личного желания, каким бы возвышенным это желание ни казалось; ибо, как ни грустно об этом говорить, чистое и неиспорченное желание почти невозможно в эту эпоху и среди ныне живущих народов, ибо в каждом соображении слишком широко представлен элемент «я». Лишь Мастера высочайших ступеней способны выполнить такую геркулесову задачу, да и им это удается лишь отчасти. В то время как индивидуальное сознание проходит сквозь различные планы или состояния сознания, оно подвержено воздействию «пар противоположностей» и не может пробудить ни одной позитивной фазы своей низшей натуры без пробуждения также и ее негативной фазы; оно должно преуспеть в достижении баланса, в обретении нейтральной позиции на каждом плане или в каждой фазе бытия, прежде чем сможет достичь точки безопасности и власти над этим планом, фазой или состоянием.

Если путем упражнения силы утверждения человек преуспел в притягивании к себе большой доли мирового богатства (ибо сила утверждения также является силой притяжения), то позитивные силы, порожденные умножением этого богатства, вызовут к действию противоположные или негативные силы, и последние отберут у него нечто, свойственное его природе, – точный эквивалент обретенного богатства, проявленный либо на внутреннем, либо на внешнем плане его жизни. Это могут быть честь, интеллект, здоровье, зрение, слух – но какова бы ни была природа отобранного, будет достигнуто совершенное равновесие, ибо естественный закон не может увильнуть от точной справедливости. Если же человек приобретает богатство, славу или любое иное так называемое сокровище тем методом, которому учит его естественный эволюционный закон, то есть трудом, – то проявляются те же силы, но в гораздо менее опасной манере, ибо они действуют естественным путем. Возникает та же борьба, но враги его гораздо менее могущественны, и он более способен понять их методы борьбы, а также то, как можно вооружиться против них.

Лишь немногие понимают истинную мощь, которая содержится во фразе: «Да будет воля Твоя». Она воплощает одну из самых глубоких оккультных тайн, ибо воля в данном случае идентична Закону. Акт Бесконечной Воли приводит в движение естественный закон, который со временем непременно приведет к желаемому результату.

Когда оккультист достиг продвинутого состояния мастерства, усилие его воли соединяет его индивидуальную силу с силой бесконечного – что должно привести к осуществлению желания, стоящего за этим актом воли. Он не может желать совершения действия, находящегося в дисгармонии с Божественной Волей. И самого факта того, что он пожелал исполнения некоего действия, достаточно, чтобы показать: он действовал в соответствии с Божественной Волей и служил посредником или проводником Божественной Воли к низшим формам силы и материи, на которые сама божественная потенция не может воздействовать без опасности для конкретного состояния материи, испытывающей воздействие, поскольку субстанция Божественной Воли имеет более высокие вибрации. Такова истинная тайна всех проявлений воли, демонстрируемых Мастерами.

Одного процитированного выше изречения, произнесенного Иисусом в момент распятия, было бы более чем достаточно для подкрепления его утверждения, что Он и Отец – есть одно целое, даже если бы не существовало никаких иных свидетельств этого. То же самое выражение тысячи лет использовалось в определенный момент Великого Посвящения, и результат его одинаков во всех примерах – то есть оно предшествует некой форме распятия.

Существует и иная форма силы, столь же могущественная, как действие силы Воли, с которой вы более или менее знакомы; равновеликая ей, но приуменьшенная или пренебрегаемая в современном оккультизме. Эта сила выражается словом «благодарность». Мы будем придерживаться этого знакомого слова, чтобы облегчить для вас процесс запоминания.

В попытках отставить в сторону идею личного Бога многие атрибуты, которые представлялись особенно тесно связанными с таким Богом, но в реальности являются чрезвычайно могущественными универсальными силами, были преданы небрежению или забвению. Эта особенная сила – сила благодарности – напрямую связана с законом спроса и предложения, где спрос представляет позитивный аспект великого закона ассимиляции, а негативным его аспектом является закон предложения. Без излияния или высвобождения силы благодарности или признательности по завершении волевого акта сам этот акт не может быть полностью завершен. Да, вашему ограниченному пониманию он может казаться завершенным, но если бы вы могли видеть внутренним взором, на плане сил, вы бы поняли, что истинное завершение этого акта останется непроявленным точно в той же степени, в какой велика ваша неблагодарность, или же его результаты будут сведены к нулю неожиданным поворотом колеса жизни.

Может возникнуть вопрос: кого или что мы должны благодарить? Чтобы ответить на него, просто обратите свои мысли внутрь, к Любви Всемогущей, и взращивайте волю и желание к пробуждению этой силы внутри себя – силы, которая, достаточно развившись, хлынет столь же естественно, сколь естественно стремление к исполнению желания или цели.

Оккультное значение фразы «да будет воля твоя» может быть передано словом «бесстрастие» в том значении, в котором оно используется сведущими мистиками. Одной из великих причин опасности в упражнении силы утверждения, о которой шла речь выше, является исключение принципа бесстрастия и замена его самым страстным желанием. В то время как высшая или позитивная сторона принципа желания благотворна, низшая или животная его сторона является пагубной. Элементалы низшего желания относятся к тому классу, который окружает и тащит вниз неофита или ученика, по невежеству или небрежности вторгшегося в их сферу и преждевременно пробудившего соответствующие благотворные элементалы высшей стороны желания, силой принудив их к действию. Таким образом, совершенно ясно, что до тех пор, пока человек не стал полностью «бесстрастным» в истинном смысле этого слова и не может сказать от всего сердца «да будет воля твоя», ему следует остерегаться пробуждения этой ВОЛИ. Я весьма далек от попыток минимизировать или отрицать любую силу или атрибут, принадлежащий Абсолюту. Единственное, чего я постоянно прошу от вас – это «естественной жизни». Индивидуальное бытие каждого из вас должно расти и распространяться естественно и достичь таким образом плодоношения своего, оставаясь незапятнанным, а не искаженным уродством и несовершенством. Если бы существовала лишь одна жизнь, которую предстоит прожить, – если бы людям никогда больше не суждено было вновь испытать радость или боль – то нынешняя безумная гонка ради удовлетворения желаний казалась бы более разумной. Но когда человек приходит к выводу, что из-за преждевременного исполнения любого отдельного желания он со временем должен будет оставить всякую надежду не только на это конкретное благо, но и на все прочие блага сходной природы, то он уверится, что такой серьезный риск, мягко говоря, является не лучшим решением. Когда человек достигает понимания и осознания невозможности получения чего-либо ценного посредством чего-то, ценности не имеющего; понимания того, что закон «в поте лица твоего будешь есть хлеб» является необратимым и неизменным и действует на всех планах бытия; когда человек становится способным использовать это знание во всем, что касается его повседневной жизни, – тогда он, наконец, преуспеет в том, чтобы открыть врата к источнику всей силы. И способность безопасно использовать свои развивающиеся способности для обретения абсолютного контроля над высшими формами материи придет к нему с той же неизбежностью, с какой день сменяет ночь.

Выражение «в поте лица твоего» является как символическим, так и буквальным, и означает «путем контроля над тепловыми центрами внутренних оболочек или тел и использования их», ибо эти тепловые центры соответствует положительным духовным силам.

Труд, вызывающий пот, соответствует трудам души, что несут с собою воды скорби. Позитивная энергия Духа или Огня вызывает негативную силу Духа, которая есть Вода Жизни, или Очищение.

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛА[15]

Урок 4

Несмотря на даваемые в изобилии наставления и явные указания в священных и мирских писаниях, поддерживаемые всеми свидетельствами, на которые способны физические чувства в отношении познания и понимания ментальных и духовных качеств чела, или ученика, в девяти случаях из десяти люди по-прежнему продолжают упорствовать в поиске подобных качеств почти исключительно в физической стороне человека: в его окружении, занятиях, интеллектуальных целях и т.д. Вы читаете слова: «Мудрость мира сего есть глупость пред лицом Бога», признаете и приемлете безошибочную истину этого утверждения – а затем безмятежно поддерживаете ту самую мирскую мудрость своими действиями в первый же раз, когда вас призывают сделать выбор между нею и мудростью Бога в том виде, в каком она изложена теми, кому продвинутая эволюция дала высочайшую силу проницательности!

Рискуя вызвать непонимание и подвергнуть слова свои превратному истолкованию, я должен вновь попытаться прояснить этот предмет.

И было бы смешно, когда бы не было так грустно – читать список качеств, ментальных и физических, включающих все что угодно – от физической культуры, научных познаний, нравственной праведности вплоть до предполагаемой способности к ясновидению – который столь часто предъявляется нам в качестве основы для духовного просветления. Прошу меня понять: я никоим образом не недооцениваю ни одно из этих великих, трудом добытых достижений; все они необходимы – но необходимы лишь как антахкарана[16], или мост между нижними ступенями материи и Духом; они не имеют ничего общего с духовным просветлением или умением пользоваться внутренними чувствами. В зависимости от способа своего применения они могут быть способами достижения эти целей – а могут и не быть.

Знатоки житейской мудрости часто заявляют – и еще чаще с презрением, что Учителям-Мастерам никогда не следует иметь дело с таким-то или таким-то человеком, ибо он виновен в том или ином великом преступлении против общества; и поэтому его услугами не должны пользоваться люди чистые и святые. Не стоит даже говорить о том, что, будь это правдой, ни единый человек в мире, бесспорно, не смог бы найти себе применение в качестве ученика, ибо все мы одинаково виновны, и степень вины является лишь вопросом разных инкарнаций. Истина же состоит в том, что лишь тот, кто благодаря духовному просветлению достиг той точки, где может со спокойствием содержать в себе высоты и глубины жизни, способен на ученичество. И не имеет значения, достиг ли он этой точки в этой или другой инкарнации – каждое человеческое существо в какой-то момент должно быть способным встать на распутье, где встречаются две дороги, и разумно и сознательно глядеть вперед и назад. Ведь именно здесь частично проявляется оккультная тайна воздаяния за грех, как она изложена в Евангелиях. Ибо до тех пор, пока человек не задрожал, узрев чудовищность одного из полюсов вселенского бытия, он остается не способен видеть и другой его полюс. Он должен учиться с помощью соответствия, с помощью сравнения – и тогда все возможности духовных достижений наконец находят себе воплощение в одном слове: Любовь. Любовь ко злу или тьме – мертвая, похороненная, воскрешенная и видоизмененная – становится любовью к Богу или Благу, любовью к человечеству, то есть Бескорыстием.

Для самолюбия нет места в сознании того, кто достиг знания о прошлых воплощениях, если только гордость за свою победу над ограничениями, до сих пор тормозившими его развитие, не восстанет и не пробудит дремлющие амбиции, или наоборот; ибо амбиции также пробуждают гордость. Но когда вместо них обоих истинная скромность рождается из скорбных трудов души, то душа эта в руках великого Учителя становится силой, направленной к добру, – силой, которую невозможно обрести никакими человеческими средствами.

Мы, те, кто верит в совершенство действия кармического закона, не можем думать о страданиях и распятии Иисуса как о следствии чего-либо, кроме соответствующего зла в одной из физических манифестаций эго, которое позже воплотилось как Иисус. Но это никак не влияет на утверждение, что Он умер за грехи мира, ибо грехи мира были и его грехами – в двояком смысле, который получит более полное объяснение, когда мы предпримем изучение Нового Завета с оккультной точки зрения. Тот факт, что Иисус, когда свершилось его Воскресение, впервые предстал именно Марии Магдалине, которая даже сегодня является олицетворением всякого зла и всех грехов в женщине, должен бы преподать всем, кто претендует на звание христиан, урок, касающийся этого предмета.


Истинный оккультист никогда не затруднится примирить это утверждение с тем, что для принятого ученика необходима чистота тела и разума. Мария-богоматерь символизирует собою невежественную или пассивную чистоту – то состояние чистоты, которое не знает искушения; Мария Магдалина – чистоту сознательную и активную; они – два полюса одного великого атрибута.

То, что я сказал здесь, не должно восприниматься как сказанное в защиту великой ереси о том, что цель оправдывает средства или что можно совершать зло в надежде на благие последствия. Сознательно причиняемое Зло никогда не может привести к добру – они столь же далеки друг от друга, как антиподы, живущие на разных сторонах Земли. То, что мы понимаем как зло, совершенное по незнанию, в котором человек искренне раскаивается и которое искупает, пробуждает свой противоположный полюс посредством сил, приводимых в действие раскаянием и искуплением.

Нигде в литературе истинные качества чела не определены более ясно, чем в Нагорной проповеди: нищие духом, скорбящие, кроткие, милосердные, миротворцы, преследуемые, чистые сердцем. Именно они есть чада Божии, истинные ученики, чела Учителей. Без этих качеств все знания Вселенной будут совершенно бесполезны. Именно то, что мы ЕСТЬ, то есть наш внутренний характер, а не то, что мы знаем и во что верим, составляет основу ученичества в Белом Братстве.

ХРИСТОС

Урок 5

Многие из тех, для кого предназначены эти Уроки, не в состоянии приобрести книги, содержащие наше изложение древней мудрости, и по этой причине многие из наших указаний им непонятны. В особенности это верно для тех, кто освободился от ига современной церкви и, по-прежнему почитая и любя личность и характер Иисуса, не знает, какое место отвести Ему на шкале человеческой жизни при своих изменившихся убеждениях. Это касается и тех, кто склонен ставить Его на один уровень с другими людьми.

У каждой эпохи есть свой Христос или Спаситель, который может проявляться в разных условиях в одном или нескольких человеческих телах; но под «эпохой» мы имеем в виду не просто несколько сотен лет, но несколько тысяч.

В первом томе «Тайной Доктрины»[17], в начальных станцах третьей главы есть такие слова: «Три распадаются на четыре». Это предложение содержит в себе тайну манифестации всех Спасителей всех времен. Не имеет значения, будем ли мы рассматривать ту или иную из Троиц – Отец, Мать, Сын; Атман[18], Буддхи[19], Манас[20]; Материя, Сила и Сознание; Желание, Воля и Мудрость или Тело, Душа и Дух – ибо, в конечном счете, все они оказываются Единым, и это Единое в трех лицах является Абсолютом, жизнью и бытием всего, что проявлено на всех планах космоса. И все эти Троицы следует рассматривать как взаимозаменяемые, хотя и самодостаточные в отдельности; и любой из трех их аспектов (или личностей, каковыми они являются в учении [христианской] церкви) проявляется во времени или в вечности, проявляется совершенно, то есть – со всеми атрибутами прочих двух.

На страницу:
2 из 16