Полная версия
Эффект присутствия
Эффект присутствия
Михаил Мазель
© Михаил Мазель, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
© Михаил Мазель, текст, 2012 – 2014
© Михаил Мазель, иллюстрации, 2015
© Михаил Мазель, дизайн обложки, оформление 2013
Для контактов: http://www.mikhailmazel.ru
Всем, кого люблю
От автора
Дорогие друзья!
То, что мой девятый поэтический сборник будет называться «Эффект присутствия», я знал задолго до того, как мой восьмой сборник («Штрихами по воде наискосок») начал приближаться к завершению. Честно скажу, это было нелёгкое знание. Впереди предстоял большой труд по работе над текущей книгой, тональность которой уже определилась, и при этом уже ощущалось настроение следующей.
Я никогда не писал «книг стихотворений». Я всегда писал и пишу стихотворения. Они… приходят. В какой-то момент я ощущаю, что послевкусие того, что появляется, сильно изменилось. Возможно, и форма изменилась. И тогда я ставлю точку и издаю очередной сборник. Но перед этим, случайно ли, осознанно ли я оглядываюсь и анализирую новые стихо-творения. Я вольно или невольно направляю свои искания и потуги в определённое русло. Подсознание начинает «строить» книгу, хотя, повторюсь, я не пишу книг.
И вот в самом разгаре работы над одной книгой – в подсознании начинает брезжить другая. И терзает душу мысль (вопрос): «Как?».
Как теперь быть? Складывать новое в два файла заранее разделяя, или не пускать на волю чувства и мысли, более подходящие для будущего сборника?
Я не отвечу вам, как я с этим справился… Наитие, нечто, управляющее моими потугами, помогло. Такие вещи нельзя осознавать. Их нужно принимать как должное. Так и жил. Так и писал.
Когда я начал работать над «Эффектом присутствия», в какой-то момент возникло название десятого сборника, «В ожидании птицы Нагай»… Теперь это уже не удивляло, не тормозило, не озадачивало.
Я пересматривал фрагменты любимого мультфильма из детства, «Приключения капитана Врунгеля». Когда Зиновий Ефимович Гердт, озвучивающий капитана, запел «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт», я заулыбался. Вот и ответ. Если многие годы я называл мои поэтические парусники – сборники уже после их завершения, то сейчас стал называть до. Только и всего…
«Эффект присутствия». Откуда такое название? Всё очень просто. Я – фотограф. Я люблю снимать то, что вижу каждый день: улицу, парк, здания, деревья. (Не «жанр» – то, что вокруг.) Нередко люди в своих откликах пишут мне, что ощущают себя «в моих снимках» как в местах, в которых они бывали – при том, что многие никогда не бывали там. Согласитесь – приятно… Хороший стимул продолжать. Фраза «эффект присутствия» нет-нет да и звучала в откликах к моим пейзажам, к урбанистическим работам… Я вдруг понял, что хочу слышать подобное и по отношению к моим стихотворениям. Хочу дарить людям ощущение присутствия не только в фотографиях, но и в строках… Я не стал «подгонять» (ни в коем случае) строки под название, но ощущение, что я пишу стихи с эффектом присутствия, вселяло уверенность, что я изменился и пишу по-новому. Это подгоняло и стимулировало.
Если вы читали мой предыдущий сборник (я уже упоминал его название: «Штрихами по воде наискосок»), то можете вспомнить, в каких творческих муках после полугодового затишья я его начинал. Теперь я могу признаться, что заканчивать его мне было ещё тяжелее. Писался он медленно. Гораздо медленнее, чем стихи в предыдущие годы. Многие задумки не давались. Я складывал нереализованные наброски в стопочки, записывал их в блокноты. Регулярно перечитывал. Но всё равно стопки не уменьшались. В какой-то момент я принял решение и выбросил чуть ли не половину из того, что не давалось дольше, чем два – три года, а оставшуюся половину рассортировал по приоритетам важности для меня. Через какое-то время я повторил эту процедуру, но всё равно оставалось два-три десятка мучавших, просящихся на волю набросков. Ко всему «Эффект присутствия» буравил сознание… Я осознавал, что дошёл до ручки, но решиться поставить точку и сказать: «Всё, сборник готов,» – не мог.
Помогли Андрей Макаревич и «Оркестр креольского танго». Побывав на их концерте, я «оттаял». Я вдруг почувствовал свободу. Усталость сняло как по мановению магического жезла. Я вернулся домой, собрал все бумажки с набросками, разорвал и выбросил. А блокноты сложил стопкой, обмотал скотчем и спрятал в дальний угол нижнего ящика моего стола. Я выдохнул, произнёс вслух (сам себе): «Поздравляю, Миша. Твой восьмой сборник стихотворений завершён. Теперь ты можешь немного отдохнуть. Ты заслужил…»
Отдыха не получилось. Наутро, едва раскрыв глаза, я схватил листок бумаги и написал первое стихотворение для этого сборника…
Говорят, что я трудоголик…
Что я могу сказать об «Эффекте присутствия».
Я его писал по времени значительно меньше «Штрихов», но получился он насыщенным по разнообразию тем и жанров… эмоций, переживаний. Написалось много стихотворений о музыке, много стихотворений о войне и Холокосте (до недавнего времени я не решался касаться этой темы, не доверял себе и своему слову, но слова сильнее авторских страхов). В этом сборнике много стихов, рождённых прямо на концертах. Много стихов, выстраданных и выношенных годами. В нём много боли. В нём много если не гражданских стихотворений (это не совсем мой жанр – я лирик и философ), то стихов, отражающих всю тяжесть от страшных геополитических потрясений 2013–2014 годов. (Книга заканчивается стихотворениями датированными апрелем 2014 года.) В сборнике отразились и личные потери, и приобретения, и, куда же без неё – лирика. Любовная лирика. С годами этот жанр даётся всё с большим трудом, почему-то, но без неё ни один сборник не будет законченным.
В завершение этого вступления хочется подчеркнуть, что после более чем десятилетнего перерыва я решил проиллюстрировать свои строки своими же рисунками. Не фотографиями, давшими ему (сборнику) название, а именно рисунками. Это был большой, кропотливый и очень нелёгкий труд, но я рад, что решился и проделал его. Надеюсь, что иллюстрации помогут вам, моим читателям, прочувствовать то, что я вложил в название книги.
Геополитические потрясения, к сожалению, не утихают. Музыка, к счастью, продолжает радовать и вдохновлять. Люди: одни – пугают и разочаровывают. Другие – радуют и стимулируют. Третьи – помогают верить и бороться. Стихи…
Пожалуй, на этом надо ставить точку. Описывать собственные стихи дело совершенно бессмысленное, в отличие от самих стихов. Зачем я пишу уже больше двадцати пяти лет? Мне хочется. Мне интересно. Мне необходимо. И я, наивный, надеюсь, что это поможет мне и другим не потерять веру в себя, веру в других, веру во что-то хорошее, веру в гармонию, веру в разум…
«…Нам кажется, что многое реально:и прошлое, и люди, и дома.Мы полагали – время радиально.Возможно ли прозренье задарма?Я двигаюсь знакомою аллеей,но мне всё кажется, что я впервые здесь.Сомнения толпятся не довлея.Похоже, я подсел на эту «смесь».……Порою людям нужнодве-три фразы,чтоб осмотреться и…промолвить: «Есть!»Всё так реально. Даже… вера в разум,не говоря про зависть, зло и честь.И я ищу те фразы (или кадры),и тех, кому они нужней, чем мне.Прозренье в том, что мы проходим рядомштрихами дней, ветвей, корней, камней…»Ваш Михаил МазельАпрель 2015-го года. Джерси СитиПлиссе (А что ещё?)
Вода плескалась о каменья,луна плыла над морем вдаль,и заменял местоименьяцветущий за спиной миндаль.Звук. Запах. Запад. Заиканье.Волна в движеньях завралась,но воды… неба не зеркальней,чувств прежних отражая власть.Слились спокойствие и ропот,и на плиссе лёг лепесток —корабль, откроющий Европу,и следом призрачный Восток.Тарелкою лежат полмираи ждут. И ждут… Луною полнсон… от Пальмиры до Пальмирыдрейфующий по воле волн.А чувства? Видимость бесспорна:промеж стихий дрожащий шёлклуны, разбившимся фарфоромприсыпанный. А что ещё?Давно знакомые сомненья,переродившие печаль,изгнавшие местоименьяи научившие встречать.17 января 2012 годаИ всё-таки город…
К 90-летию Юрия Левитанского
Как томик стихов, постоянно лежащий у края стола,открою наш город, хотя наизусть помню двери и окна.Я вырасту на перекрёстке печалей листом из ствола.Ты штору слегка отодвинь… Не узнала? Промокли волокна.Дрожу. И никак не унять мне дрожанья, и тем дорожу.Дороже сейчас не сыскать днём с огнём мне меж строчек дорожек.Из прутьев дождя, из несказанных слов возникает ажур,и в выпавших сумерках через него примерещатся рожи.Так вот почему затаившимся гномом во взгляде испуг?Родная… Не слышит. Я томик захлопну в припадке отчаянья,и город сотру, и вгоню в чернозёмы свой девственный плуг.Но память не даст (как ни хлопай об стол) изменять окончания.И все-таки город… Он был. И исполнен он мной и тобой.Наш томик созвучий немым доказательством зыбкого края.Не сумерки. Память. Охота на тигров. Во льдах китобой.Я помню, что было. Мне хочется мокнуть, где окна сверкают.22 января 2012 годаЧеловек, строящий муравейники
«Не мешайте ему, он занят.»
Юрий ЛевитанскийПамяти Александра Николаевича
Житинского
Человек лежит и строит муравейник.Он лежит себе и строит муравейник.Он лежит себе на животе.Под сосной на берегу над морем.Человек, не ведающий горя.До поры не ведающий горя. Под сосной себе на берегу.1.Человек берёт одну иголку,а потом берёт ещё иголку,и ещё одну берёт иголкучеловек, лежащий под сосной.«Ах, ну почему иголки колки?!»Человек иголками исколот,но кладёт иголки друг на дружку,муравейник строя под сосной.Муравей куда-то убегает.Человек его едва поймает,и опять поверх кладёт иголки…«Муравей! Тебе я строю дом.»Облака над морем набегают.Человек прекрасно понимает,если мама сладко обнимает —время уходить. И он с трудомсдерживая слёзы обещает,что когда он съест омлет и щавель,что когда допьёт компот и после отоспит, как надо, два часа…Он вернётся и тогда достроитмуравейник — дело-то простое:на иголку класть ещё иголку.Очень просто. Через два часа.2.Через два часа начнётся дождик.«Мама, ну давай хоть на немножко?Мама, я там строю муравейник.Мама…» Мама смотрит и молчит.«Мама!..» Мама смотрит и вздыхает.Мама сына крепко обнимает.Мама лучше всех: она не злая.Просто вот вздыхает и молчит.За окном закат опять пылает.Как вчера, в обед закат пылает.Да, в обед — и всё-таки пылает…Человек вцепился маме в бок.Человек вцепился и судачит.Человек не может жить иначе.Раз решил построить муравейник —значит должен, и в кратчайший срок.Дело в том, что накануне в полденькто-то незнакомый с палкой в полденьмуравейник уничтожил в полдень:палкой разбросал, потом поджёг.Он его сперва облил бензином,а потом поджёг, облив бензином:«Я живу в том доме с мезонином.Я испробовал, что мог и что не мог.Так случилось: некуда мне деться —искусали моего младенца. Чудо, что ребеночек не умер. Искусали до смерти почти.»Так сказал он и развёл руками.И ушёл он. И развёл руками.Вроде сбросил с совести он камень.Или нет?.. Он всё равно ушёл.3.Щелкает будильник, отбивает…дробь, не дробь?.. Наш человек зевает. Сладко так наш человек зевает. Сладко так. Его встречает сон.Он счастливый, он пока не знает,что такое «бьют» и «убивают»,что война бывает, он не знает:человеку нет ещё шести.Ничего плохого он не знает.До поры плохого он не знает,(если только, что собака злая:лает, если близко подползти).Он лежит и строит муравейник.Засыпая – строит муравейник.И построит он его (наверное).Не наверное! Его построит он.А ещё построит дом и город.Он всегда найдёт построить повод.Человек рождён чего-то строить.Он не лишь бы кто, а Человек.Он не лишь бы разрушать и спорить.Он сегодня под сосной у моря так упорно строил муравейник, он сегодня был на высоте.Он на Мир глядит благоговейно.Он достроит утром муравейник.Зная, что на свете верно, лёжа просто так на животе.27 января 2012 годаДавно известная изнанка, или Неопадающий лист
Ну вот всё и закончилось, Старик!..Вчера слетел последний жёлтый лист.Когда бы мог – я б не надел парикна эту рощу. … Материалист(пусть хренов). Да – всему приходит срок.И правда в том, что лист слетит опять,но может не случиться этих строк,а может и случиться и впаятьв сознание вселенскую тоску,а то наоборот – один кураж.А лист себе готовится к броску,как я к сезону снов и мелких краж.Я, как карманник, пробую таскатьсам у себя восторги прошлых дней.О чём стрекочет жилка у виска?Украл. И?.. Не богаче, не бедней.Старик, ты понимаешь – я постигзаконы бытия и тайны душ,теперь назад мечтаю обрестинезнание, приняв холодный душ.О, нет! Я не наивен. … Отрезвлён!Я притворюсь начавшим этот путь,и стану как бы равноудалёнот скрытых слёз и от желанья пнутьсметённую листву… Да будет так!На вид приняв условия игры,листва лежит. В лесу ни ветерка.Листва лежит – отчаянья бугры.Всё так, Старик. Открытия смешны.Смешно решать, кто прав, а кто неправ.И я не пробурчу «меня тошнит».И я не подожгу пожухлых трав.И сим притворством я не обрекусебя страдать, что, дескать, стал лжецом.По «нехочу» вобью в базальт киркуи сталь сверну вокруг заподлицо.Старик, прости, я не могу молчать.Я понял – у всего изнанка есть.Сказал!!! И что? Сюжет не стал мельчать.Не разнеслась в момент благая весть.Одно с другим срослось, как два и два:летящий лист с гниеньем и весной.Иллюзия, как чёрная вдова,всё загрунтует неба белизной.И остаётся взять и написать —Старик, опять попадала листва…Я лясы (лишь бы) не люблю чесать —прекрасней нет в природе естества.А то, что вот за этой красотойбанальность, бренность скрыты? Не смеши.Старик!.. Опять листу кричу: – Постой!Чего кричу? Лист падать не спешит.30 января 2012 годаМарулло, скажи мне… (Суфлеры)
«не вставляет мне музыка Верди
не о жизни она не о смерти»
Алексей Цветковиз стихотворения «Травиата»Алексей Цветков не любит Верди.Жаль… Я сам не жалую Пуччини.В этой «скачке», будь ты сзади или спереди,нет ни подоплёки, ни кручины.Просто вкусы, чувства, и пристрастия.Просто связан тот же Риголеттос багажом любви в моей династии,и, в который раз, беру билеты я.Есть у каждого свои родные фобии,так и сяк исхоженные тракты.…Почему не умирает Тито Гоббив первой сцене из Второго Акта.Почему под музыку весёлуювсякий раз сгорает Виолетта.Извивается совсем не между сёламитракт от «почему» до «фиолетово».Ничего себе воздвигли зданьицеэтой многоликой тётке – Опере.Господи, избавь от швабры в задницу.Чувства сами сыпятся из hopper-а.Эти звуки… не о жизни, не о смерти,о страстях, слегка прикрытых флёром.В каждом соло, трио и квартетежизнь и смерть присутствуют суфлерами.Да. У Верди с жизнью его долгойи без них хватало разных звуков.Смерть детей, жены… и бал с Пеппиною.Путь, воспетый хором из Набукко.В сотый раз втыкаю взгляд в компьютерв запись Риголетто с Тито Гобби.О, Маруллло, на какой минутежизнь и смерть, сойдясь, не покоробят.«Почему под музыку красивуюпроисходят у Джузеппе все страдания?» —у отца давным-давно спросил и я.«Верди!..» – знал ответ его заранее.27 февраля 2012 годаСтимул
История встаёт кровавым дискомнад чёрною спокойною водой.Сижу и вычисляю степень рискаи фактор, обещающий покой.Так день за днём проходят век от века.Там льётся кровь и торжествует смерть,и ложь детишек учит, как кумекать…Но до сих пор не покачнулась твердь,хотя давно пророчат ей напасти.Сижу и ужасаюсь, и ищув истории кровавой сны о счастье.Считайте, что я этим как бы мщуволне отчаянья, бессилия и шока,катящейся по вере и вранью…Выходит, я пишу стихи постолькупоскольку знаю, что и я хранюне сон, так чуть заметный отголосокистории реальной, не иной.И не как муж, а снова как подростокосознаю (трясясь), какой ценойдосталось мне безоблачное детство…Я должен дальше рассказать про ложьтем, кто за мной пытается вглядетьсяв луну над речкою и вслушаться в галдёжканалов, охмуряющих нам разум…Хочу я верить в то, что Разум есть.Я верю в то, что не хитрю во фразах,и эта Вера – стимул, а не месть.10 марта 2012 годаАзы
«Море по-латышски
называется ю р а»
Ю. Левитанский…бежать от наводнения на поезде,в котором – ни руля, ни тормозов?Нет ничего печальней этой повести,как нет в моём незнании азов.Пускай немногому и кое-как обученный,я сознаю бессилие своё,де-юре отдаваясь воле случая.А море наползает на жнивьё.Дневных хлопот привычное журчаниепорою заглушает ветра свист,и глушит озабоченность отчаянье,и берег убеждающе скалист.Пускай вода и солнце точат скалы,готовя почву за «а после нас».…так бережно она ступни ласкала,и наяву, и после, в бури снясь.Издаст Ковчег, стоящий под парами,надрывный журавлиный горький клич,и беззаботно парами дворами,оцепенения ментальный параличодолевая, соберутся люди.Я промолчу, что я не их оплот.Вода ласкает. Надо! Будь, что будет,пора… из поезда построить крепкий плот.12 марта 2012 годаТриптих
«Среди галдящей пустоты»
Не меньше… (Поскорей)
Доверяй в этом мире себе одному,но при этом, пожалуйста, верь.Все дороги ведут только в эту страну,и всегда их не меньше, чем две.В чём же выбор тогда? В чём таится подвох?Есть ли разница? Есть ли резон?Кто-то шепчет подсказки, но кто он, мой бог,и куда приведёт горизонт?Доверяй в этом мире себе одному,но, пожалуйста, будь справедлив.Ветер дружески хлопнет ладонью в кормуи напутственно скрипнет прилив.Ты куда-а-а?.. Это ветер смеётся опять.Ты куда-а-а-а?.. Я к тебе. Я к тебе.А стихи никогда не напишутся вспять,как не станет доступней Тибет.Доверяй в этом мире себе одному,если звёзды легли на ладонь.Кто-то крабом ползёт одиноко по дну.Кто-то прячет волшебный огонь.Сохрани. Не забудь. Сбереги. Донеси.Эге-ге-гей-й-й, не пугайся, мой брат.Это чайка свободы летит в небеси.Это строки текут серебра.Доверяй в этом мире себе одному,но пытайся любить и искать.Ты поверь: в миг, когда я свой взглядподниму,сгинут тенью и страх, и тоска.Не грусти, даже если сейчас ты один.Не кручинься, не надо, мой бог.Все дороги ведут… Поскорей приходи,мой ещё не рождённый пророк.29 июня 2007 годаЭнный полустанок
Евгению Клячкину
Свободен – значит одинок.Не парадокс – банальный выбор.Метнутся стайкой из-под ногневозмутимо, словно рыбы,слова и тени этих словсквозь пыль и вечное сомненье.Не ледоруб и не веслов пространстве вызовут волненье.Вставай с колен: читать следыв широтах этих, парень, глупо.Свободен – значит, до бедыи до любви шагать и хлюпатьпоходкой чёткою, как слог,по буквам, падающим снегом.Плечо заденет за отрогпреграды, собранной из «лего».Свободен – значит не нашёли эту блажь ещё не бросил.Чуть различимо «хорошо»воткнёшь ты в Землю новой осью.А за спиной цепочка датпод песнями: а ля зарубки.И недоступная звездабыть продолжает самой хрупкой.Свободен – значит снова – ты.Непонятый, хотя доступный.Среди галдящей пустотыжеланьями встают уступы.Рука, объятья, поцелуй…исчезнут энным полустанком.Свободен – значит зафрахтуйвновь одиночество подранком.28 декабря 2008 годаНапрямик
…Михаилу Ширинкину
Говорят, что я раб(раб – свободы своей),затерял скудный скарбв чревах дальних морей…Вновь ушёл напрямиквдоль витрин и аллей…Да… Смурной мой двойник —оптимиста наглей.Сколько было имён?Разность встреч и потерь.Тает скудный заёмот портье до портье.Это всё оттого,что двойник мой свистит:убежав от торгов,процедив «отпусти».А отпустит едва ль.Я ведь, правда, – не раб.Опусти же вуаль,чтоб не выполз мой краб.Я сегодня уйду…Я куда-то вернусь.Белый лист, как редут.Раз не раб, так не трусь.5 мая 2012 годаКафе «Шуточки»
(для некурящих)
Ну что же… перекур для некурящих.Мороженое. Или крепкий чай.Да улыбнётся всяк сюда входящий.Да убоится бестолку скучать.Для пребывающих в тоске – отдельный столикс табличкой лаконичною «Тоска».На нём не скатерть – вспаханное поле.А ниже поля?.. Ясень пень – доска.Для тех, кто преуспел в науке споренья —дубовый крепкий стол… что бастион.(С табличкой: «Изменяю ход истории».)…Уже лет двадцать, как пустует он.А между ними старенькие парты,конторки, тумбочки и бочки. Чем не… СТОП!Тут перекур! Для некурящих. Что?.. Не парьтесь.Вас не попросят вышивать крестом.Вы озадачены? Вам хочется трудиться?Впервые… Вновь? Ну да… Вас ждёт успех.Блаженен всякий одарённый дикциейи избежавший бряцанья доспех. * * *Вновь проводив последнего клиента,я зал окину взглядом знатока.Да. В заведеньи не хватает суккулентови среди прочего, пожалуй, верстака.Но кто это? За столиком пустующем…В накидке… И когда он тут возник?А вдруг… в игру опять пришёл вистующий.А вдруг реальный. Настоящий. Не из книг.Мне б обслужить. Спросить: «Какого чаю,или мороженое?..» Ноги как вросли.Средь сонма – мысль одну я различаю:что мы до встречи с ним не доросли.А он молчит. А он не шелохнётся.И не понять: он шутит или нет.И только желваками сердце бьётся.Когда б носил – я б выронил лорнет.6 мая 2012 годаДоверие…
Я был любимцем всех соседских пьяницза то, что слушал (просто) и… не пил.Я видел упреждающий румянец,но не отказывал и впрок сил не копил.Да, слушал, подмечая что ни разуза много лет не сбился ни один…в своих исповедальных пересказахреальных и придуманных картин.Зимой, в ботинках с тонкою подошвой,корил себя «гнилой интеллигент».В сознаньи пьяниц – больше, чем хороший.В своём – трусливости эквивалент,кто дома объяснял, что задержалсяс Ефимычем. Что славно во дворе.Я помню мальчика. Он в окнах отражался.– Я научусь быть с ними «поскорей».Не кара и не дар – жизнь без надменностик тому, кто слаб, навязчив. К тем, кто пал.Так тошно объяснять всё повседневностью.Так глупо сетовать, что зарастёт тропа.Не научился. Мало силы воли?Нехватка обладанья и ума?Как ни крути – дороги станут полем.Доверье оправдал? Всё кутерьма.Без телескопа различаю в безднепланету неизвестную другим.Живут там без идиллии помпезнойутопшие в слезах своих богинь,исчезнувшие тихо, незаметно…(Ведь многие – так незаметно пьют).Нет-нет, совсем не кара та планета.Не дай вам бог найти на ней уют.19 мая 2012 годаДоктор
Непонятно, как этот поступок в словах обозначить.По пословице не опустело достойное место?Доктор1 должен был стать музыкантом, но вышло иначе.Умер брат (медицинский студент). Выбор сделан был «Presto».В своём городе жители доктора очень любили.И не только в его… говорили о нём с уваженьем.Ум, гуманность, сердечность… Признательность стоит усилий.Сорок лет он служил. Что такого, раз выбрал служенье.Незадолго до смерти ему предложили уехать.Разве мог он оставить больницу? Помилуйте, боги!Доктор был из людей, каждый день расставляющих вехи:сорок лет в одной комнате могут назваться дорогой.Так сложилось, что тело лежало бесхозным неделю.Похоронен был доктор за городом тихо и скромно.Стал последним пределом, ушедшему ввысь на пределенезаметный незнающим маленький спрятанный холмик.Он спешил на работу тем утром не так, как обычно.Всё кипело в душе старика. Да могло ли иначе?!Он узнал, что в больнице нарушен порядок привычный…Ход дальнейшего вряд ли был кем-то заранее «проплачен».Как же так! Главврача не пускают в его же больницу.Часовые смеялись. Больные стонали в канаве.– Кто тут старший? Кто старший! — он знал, что «нарушил» границу.Жизнь сорвалась с пружины щелчком, подведя его к… Cлаве?..– Что за шум!.. – Пациенты должны возвратится в палаты!– Расстрелять! — был исполнен приказ без отсрочки.Благородная ярость не может не быть слеповатой…«Героической смертью…» Скупые, банальные строчки.Он лежал посреди главной площади полной печали.Всем известный, любимый, отчаянный старый целитель.Он лежал. Горожане неделю в бессилии молчалидо поры, когда «новый порядок» позволил: – Берите.Скромный холмик за городом. Всё же… есть место поплакать.Сколько… кануло с «новым порядком» бесследно навеки.«Героической смертью погиб…» Шелестят в поле злаки.Доктор должен был стать музыкантом. Зачем… текут реки?9—11 июня 2012 года