bannerbanner
Славяно-русские древности в «Слове о полке Игореве» и «небесное» государство Платона
Славяно-русские древности в «Слове о полке Игореве» и «небесное» государство Платона

Полная версия

Славяно-русские древности в «Слове о полке Игореве» и «небесное» государство Платона

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 12

2. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВОМ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТОСЛАВОВА, ВНУКА О́ЛЬГОВА. ПЕРЕВОД ПАМЯТНИКА НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК[78]

ВСТУПЛЕНИЕНе до́лжно ли нам было, братья,начать старыми словамискорбных повестейо битве Игоревой, Игоря Свято́славлича?Начаться же той песнепо невзгодам сего времени,а не по замы́шлению Бо́яна.Бо́ян ведь мудрый,если кому хотел песнь творить,то растекался мыслию по́ Древу <Христа>,серым волком по́ земле,сизым орлом по́д облака.Припоминали битвы —первых времен усобицы,тогда пускали10 со́колов на стадо ле́бедей,который достигал – и прежде песнь бралстарому Яро́славу, храброму Мсти́славу,что зарезал Редедюпред полками касожскими,Красному Роману Свято́славличу.Бо́ян же, братья, не 10 со́коловна стадо ле́бедей пускал,но свои славные перстына живые струны воскладал,они же сами князьям славу рокотали.ПЕСНЬ 1Почнём же, братья,повесть свою от старого Владимирадо нынешнего Игоря,что одолел ум твердостью своейи возбудил сердца своего мужеством,наполнился ратного духа,навел свои храбрые полкина́ землю Половецкую за́ землю Русскую.Тогда Игорьвоззрел на светлое солнцеи видит: от него тьмоювсе свои вои прикрыты.И сказал Игорь к дружине своей:«Братья и дружина!лучше ж бы убитым быть,нежли полоненным быть.А сядем, братья, на своих борзых ко́ней,да глянем на́ Синий Дон». —Сожгла князю ум воля его,и горечь ему знамение заступила, —изведать Дону Великого.«Хочу же, сказал, копье поломатьв конце поля Половецкого с вами, русичи,хочу голову свою сложить,а либо напиться шеломом Дону». —О Бо́ян, соловей старого времени!если бы ты эти полки воспевал,скача, соловей, по умному Древу <Христа>,летая умом по́д облака,свивая славы обе части сего времени,рыща в тропу Тро́яна чрез поля на́ горы, —петь было хвалу Игорю,того <О́льга> внуку.ПЕСНЬ 2Не буря со́коловзанесла чрез поля широкие,галки стадами бегут к Дону Великому, —сапсана воспеть было,славный Бо́ян, Ве́лесов внук!Кони ржут за́ Су́лою,звенит слава в Киеве,трубы трубят в Новеграде,стоят стяги в Путивле,Игорь ждёт милого брата Всеволода.И сказал емубуй Тур Всеволод:«Один брат,один свет светлый ты Игорь,оба с тобой Свято́славличи.Седлай же, брат,своих борзых ко́ней,а мои уж готовы,оседланы у Курска —на́перед.А мои курянезнающие дру́ги,под трубами ро́ждены,под шлемами взлелеяны,с конца копья вскормлены,пути им ведомы,яруги ими знаемы,луки у них напря́жены,колчаны открыты,сабли изо́стрены,сами скачуткак серые волки в поле,ищучи себе чести,а князю славы.ПЕСНЬ 3Тогда вступил Игорь князьв златое стремя,и поехал по чистому полю;солнце ему тьмоюпуть заступило,ночь, стонущи ему грозою,птичий взбудила крик звериный —Встал близ Див,кличет вверху древа,велит покориться землям невладеемым:Волге, и Поморию, и Посулию,и Сурожу, и Корсуню, и тебе,Тьмутороканский кумир.И ужаснулись половцы,неготовыми дорогамипобежали к Дону Великому,кричат телеги в полу́ночи,что лебеди распуганные.Игорь к Дону войско ведёт.Теперь вот беды егопасёт птичье подобие,волки грόзу наводят пό яругам,орлы клекотомна кости зве́рей зовут,лисицы брешутна червонные щиты.Припев. О Русское войско!уже ты за Валами теперь.Долго ночь меркнет,зари свет запылал,туман поля покрыл,пенье соловьев уснуло,говор галок поднялся.РусичиВеликое полечервонными щитамиперегородили,ищучи себе чести,а князю славы.ПЕСНЬ 4Спозаранок в пятницупотоптали язычников полки половецкие,и рассыпясь стрелами по́ полю,помчали красных девок половецких,и с ними золото и шелка,и дорогие бархаты.Войлоком и плащами, и ко́жухаминачали мосты мостить по бо́лотами грязным местам,и всяким узорочьем половецким;красный стяг, белая хоруговь,красная чёлка, сребреный скипетр —храброму Свято́славличу.Дремлет в полеО́льгово храброе гнездо,далече залетело;не было оно обиде порождено,ни соколу, ни кречету, ни тебе,черный ворон, безбожный половчине.Гзак бежитсерым волком,Кончак ему след правитк Дону Великому.ПЕСНЬ 5На другой день очень ранокровавые зори свет возвещают,черные тучи с моря и́дут,хотят прикрыть 4 солнца,а в них трепещут синии молнии,быть грому великому,идти дождю стреламис Дону Великого.Тут и копьям приломаться,тут и саблям настучатьсяо шеломы половецкиена реке на Ка́яле, у Дону Великого.Припев. О Русское войско!уже не за Валами теперь.Вот ветры, Стри́божьи внуки,веют с моря стреламина храбрые полки Игоревы;земля гудом гудит, реки мутно текут,пыли поля прикрывают,стяги глаголют:половцы и́дут от Дона и о́т моря,и от всех стран – русские полки оступили.Дети бесовыкликом поле прегородили,а храбрые русичи,преградили червонными щитами.ПЕСНЬ 6Ярый Тур Всеволод!стоишь на обороне,прыщешь на войско стрелами,гремишь о шлемы мечами священными.Куда Тур поскачешь,своим золотым шлемом посвечивая,там и лежатязычников головы половецкие.Посечены саблями каленымишлемы аварскиеот тебя,ярый Тур Всеволод.Какая рана дорога, братья,забыв о чести и жизни,и граде Чернигове,отчем златом столе,и своей милой страсти,красной Глебовнысвычаи и обычаи?!ПЕСНЬ 7Были сечи Тро́яна,минули лета Яро́слава,были битвы О́льговы, О́льга Свято́славлича, —тот ведь Олег мечем крамолу ковал,и стрелы по́ земле сеял.Вступит в златой стременьв граде Тьмуторокане,тот же звон слышалдавний Великий Яро́славов сын Всеволод,а Владимир по все утрауши закладывал в Чернигове.Бориса же Вяче́славличаслава на суд привела,и на Ка́нинезеленый судный ковер постлалаза обиду О́льгову, —храброго молодого князя.С той же Ка́ялыСвя́тополк по се́че взялотца своегомежду угорскими иноходцамико святой Софии к Киеву.Тогда при Олеге Гориславличесеялись и растили усобицами,погибала жизнь Даждьбожия внука,в княжьих крамолахвека человекам сокращались.Тогда по Русской землередко бойцы пашен кричали,но часто вороны граяли,трупы себе деляще.И галки свою речь говорили,желая полететь на захребетное.То было в те битвы и в те войны,а такой битвы не слыхано.ПЕСНЬ 8Спозаранок до́ вечера,с вечера до́ светалетят стрелы калёные,гремят сабли о шлемы,трещат копья священныево́ Поле враждебномсреди земли Половецкой.Черна земляпод копытамикостьми была засеяна,а кровию по́лита, —печалью взошлипо Русской земле.Что мне шумело,что мне звенелодавеча рано пред зорями?Игорь полки заворачивает,жаль ведь емумилого брата Всеволода.ПЕСНЬ 9Билися день, бились другой,третьего дня к полуденьюпали стяги Игоревы;тут и братья разлучилисьна бреге быстрой Ка́ялы:тут кровавого вина недостало,тут пир закончилихрабрые русичи.Сватов напоили,и сами полегли тутза землю Русскую,никнет трава горестями,и Древо с печалью к земле преклонилось, —уже ведь, братья,невеселая година встала,уже пустыня силу прикрыла.Встала обидав силах Дажьбожья внука,вступил Девоюна́ землю Тро́яна —всплескала лебедиными крыльямина Синем море,у Дону плещучи, —пробуждая жизни времена.ПЕСНЬ 10Усобица князьям —на поганую погибель,ибо молвят брат брату:вот мое, и то – мое же;и начнут князья про малое:вот великое, сказывать,и сами на себя крамолу ковать,а язычники со всех страннападают с победамина́ землю Русскую.Припев. О, далече зашел сокол,птиц бья, к морю!А Игоревахраброго полку нé́ воскресить:за ним крикнул плач,и вопль понесся по Русской земле,дым бедымыкая в пламенном роге, —Жены русскиевосплакались, так крича:«Уже нам своих милых воевни мыслию смыслить,ни думаю сдумать,ни очами соглядеть,а злата и сребрани мало того погубить нам». —И встонал, братья,Киев печалью,а Чернигов напастьми,тоска разлиласяпо Русской земле,печаль сильна течетсредь земли Русской.А князья сами на себякрамолу ковали,а язычники сами победаминарыскали на Русскую землю,беруще даньпо беле о́т двора.ПЕСНЬ 11Те же ведь двахрабрые Свято́славлича,Игорь и Всеволод,теперь злобу пробудили,которую тот, было, смирилотец их Свято́слав,Грозный Великий Киевский.Грозою был,и пристращал,своими сильными полкаминаступил на землю Половецкую,притоптал холмы и яруги взмутил реки и о́зеры,иссушил потоки и бо́лота.А безбожного Кобя́каи́з Лукоморья,от железных великих полков половецких,будто вихрь выхватил,и упал Кобяк в граде Киеве,в гриднице Свято́слава.Тут баряне и венециане,тут греки и моравыпоют славу Свято́славу,карят князя Игоря,что погрузил имение на дно Ка́ялы,реки половецкой,русского злата насыпал.Тут Игорь князьВысел из седла злата,а в седло кощеево;уныли ведь градов забралы,и веселие поникло.СОН СВЯТО́СЛАВАА Свято́слав дурен сон виделв Киеве на горах:«Эту ночь с вечераодевали меня, сказал,черным покрывалом на кровати тисовой,черпали мне синее винос тоской смешано,сыпали мне смертными колчанамибезбожных тиверцевотборный жемчуг на лоно,и нежили меня;уже доски без конькав моем тереме златоверхом;ночью с вечера серые враны возгра́яли,у Плеснеска на́ оболонебыли могилы дани,и не послать к Синему морю». —И молвят бояре князю:«Теперь, князь, тоска ум полонила,вот ведь два сокола слетелис отча стола златапоискать ли града Тьмутороканя,а либо испить шеломом Дону;уже со́колам крылья припешилинечистых саблями, а самих ведь опуталив путы железные».ПЕСНЬ 12. Рассказ бояр о последствиях битвы Игоря«Темно было в третий день:два солнца померкнули,оба багряные столпа погаснули,и с ними молодые месяцы,Олег и Свято́слав,тьмою тут обволоклись.На реке на Ка́ялетьма свет покрыла:по Русской земле простерлися половцы,как пардужье гнездо,и в море <скорби> погрузили,и великое буйствоподали лживым и злым.Теперь взнесласьхула на хвалу,теперь грянуланужда на волю,теперь свергнулсяужас на землю.Вот ведьготские красные девывоспели на берегу Синего моря,звеня русским златом, поют время сумерек,манят месть Шарукану.И мы уже, дружина, жаждем веселия».ЗОЛОТОЕ СЛОВО СВЯТО́СЛАВАТогда Великий Свято́славизронил злато словосо слезами смешено,и сказал: «О мои сы́новци,Игорь и Всеволод!рано это началиполовецкую землю мечами мучить,а себе славы искать.Но вы втайне одолели:вы втайне ведь кровь безбожную проливали.Ваши храбрые сердцаиз жестокого металла скованы,а в подвигах закалены, —то ли свершили моей сребреной седине!И с вами не вижувласти сильного, и богатого,многовойского брата моего Яро́славас черниговскими бы́лями, с могу́тами,и та́транами и с ше́льбирами,и с топча́ками, и с реву́гами,и с о́льберами, —ибо те без щитов, лишь с кинжалами,криком полки побеждают,звеняще в прадедову славу.Но сказали: «Потрудимся мы сами,прошлую славу сами похитим,а будущей сами поделимся». —А что диво ли, братья,старому омолодиться?Если сокол с птенцами бывает,высоко птиц взбивает,не даст гнезда своего в обиду». —«Но вот зло, князь, минула помощь,изнанкой наши дни обернулись,вот у Рим кричатпод саблями половецкими,а Владимир под ранами,печаль и тоска сыну Глебову». —«Великий князь Всеволод!не мыслию тут прилететь бы издалечаотча злата стола поблюсти, —ты ведь можешь Волгу веслами разбрызгать,а Дон шлемами вычерпать,если бы ты был,то была бы раба по нога́те,а раб лишь по ре́зане;ты ведь можешь и по́сухуживыми огнемётами стрелять —удалыми сынами Глебовыми.Ты, буй Рюрик и Давид!не ваши ли злачеными шлемами <блеща>по <рекам> крови плавали?Не ваша ли храбрая дружинарыкают будто туры,ранены саблями каленымина́ поле враждебном?Вступите, властелины, в златой стременьза обиду сего времени.Припев. За́ землю Русскую, за раны Игоревы,буйного Свято́славлича!Галицкий Осмо́мысл Яро́слав!высоко сидишь тына своем златокованном столе,подпер горы Угорскиесвоими железными полками,заступив королю путь,затворил к Дунаю ворота,меча́ бремена́ чрез о́блаки,суды рядя до́ Дуная.Грозы твои по землям текут,отворяешь Киеву ворота,стреляешь с отчего златого столасултанов за землями,стреляй, повелитель, Кончá́ка,безбожного раба.Припев. За́ землю Русскую, за раны Игоревы,буйного Свято́славлича!И ты, буй Роман и Мсти́слав!храбрая мысль носит ваш ум на дело,высоко плаваете на дело, буйствуя,точно сокол на ветрах ширяяся,стремясь птицу в буйстве одолеть.Так, у ваших железные оплечьяпод шлемами латинскими;от них грохнула земля, и многие страны —литва, ятвяги, деремела и половцы, —су́лицы свои повергли,а главы свои подклонилипод те ли мечи священные». —«Но теперь, князь,Игорю померк солнца свет,и Древо не добром листья срони́ло:по́ Роси, по́ Суле города поделили,а Игорева храброго полку не воскресить.Дон все-таки, князь, кличет,и зовёт князей на победу,О́льговичи, храбрые князья, доспели на брань». —«Ингварь и Всеволод, и все три Мсти́славича!не худа гнезда шестикрыльцы,не победными жребиямисебе земли расхитили,где ваши златые шлемыи су́лицы ляшские и щиты?!Загородите Полю воротасвоими острыми стрелами.Припев. За́ землю Русскую, за раны Игоревы,буйного Свято́славлича».ПЕСНЬ 13Теперь же Су́лане течёт сребряными струямик граду Перея́словлю,и Двина бо́лотом течетк оным грозным полочанампод криком безбожных.Один же Изя́слав,сын Васи́льков,позвонил своими острыми мечамио шлемы литовские;загубил славудеду своему Все́славу, —И сам под червонными щитами,на кровавой траве,загублен литовскими мечами;и захотел на кровать он, сказав:«Дружину твою, князь,птиц крылья приодели,а звери кровь полизали».Не было тут брата Бряче́слава,ни другого – Всеволода;один же изронил жемчужную душуиз храброго тела чрез злато ожерелие;уныли голоса, поникло веселие,трубы трубят городенские.Яро́славичи и все внуки Все́слава,теперь понизьте стяги свои,вонзите свои мечи безумные;теперь ведь выскочили из дедовой славы,ведь вы своими крамоламиначали наваживатьязычников на землю Русскую,на власть Все́славлю.Какое же было бы насилиео́т земли Половецой?ПЕСНЬ 14На седьмом веке Тро́янаБросил Все́слав жребийна девицу ему любу;тот лукавством <трех> подперся наконец,и ско́чил к граду Киеву,и коснулся скипетромзлата стола киевского.Ско́чил от них лютым зверемв полночи из Бела-града,завесившись синей мглой.Ранее возник ратью злой,отворил ворота Нову-граду,расшиб славу Яро́славу,ско́чил волком до Немиги с Дудуток.На Немигеснопы стелют головами,молотятцепами священными,на токе жизнь кладут,веют душу от тела.Немигикровавые берегане благом же былипосеяны,посеяны костьмирусских сынов.ПЕСНЬ 15Все́слав князь людям судил,князьям грады рядил,и сам в ночь волком рыскивал,из Киева дорыскивалдо князя Тмуторокани,великому Хорсуволком путь перерыскивал.Тому в Полотскепозвонят ли заутреннюю раноу Святой Софии в ко́локолы,а он в Киеве звон слышал.Хоть и сильная душав дерзком теле,но часто от бед страдала.Тому славный Бояни впервой припевку,сильный ум, сказал:«Ни хитрому, ни проворному,ни птице проворной,суда Божьегоне миновать». —О! стонать жеРусской земле,помянувши прежнюю поруи прежних князей, —того старого Владимиране удержать было на горах киевских.Потому ныне стали стяги Рюриковы,а другие Давидовы,но порознь им знамёна вьются,копья поют на Дунае.МОЛИТВА-ПЛАЧ ЯРО́СЛАВНЫЯро́славнин глас [ «стена»] слышит —<Богородица Пирогощая> —кукушкой чужою рано кличет:«Полечу, речет, кукушкою по Дунаю,омочу бобровый рукав в Ка́яле реке,утру князю кровавые его ранына могучем его теле».Яро́славна рано молитв Путивле на забрале, так глаголя:«О ветер-ветрило!зачем, повелитель, так сильно веешь?зачем носишь ты бесовские стрелына своих нескорбных крыьяхна моего воя войско?мало ли было вверхупод о́блаками веять,колышучи корабли на Синем море?зачем, повелитель,мое веселие по ковылию развеял»?Яро́славна рано молитв Путивле городе на забрале, глаголя:«О Днепр Словутич!ты пробил как есть каменные горысквозь землю Половецкую,ты колыхал как есть на себеСвято́слава на́сады до полку Кобя́кова,восколышь, повелитель, моего воя ко мне,чтобы не слала к нему слез на море рано».Яро́славна рано молитв Путивле на забрале, глаголя:«Светлое и тресветлое солнце!всем тепло и красно как есть,зачем, повелитель, простерлогорячие свои лучи на мужа войско?в поле безводном жаждою им луки связало,тоскою колчаны заткнуло».ПЕСНЬ 16. Побег Игоря из пленаПрыщет море полу́ночи,и́дут вихри тучами;Игорю же князю Бог путь кажетиз земли Половецкой на́ землю Русскую,к отчу злату столу.Погасли вечерние зарева,Игорь спит, Игорь бдит,Игорь мыслию поле меряетот Великого Дону до Малого Донца.Ко́ней в полý́ночиОвлур свистнул за рекою,велит князю догадаться:князю Игорю – уйти.Крикнула, дрогнула земля,восшумела трава,вежи половецкие задвигалися,а Игорь князь поско́чил горностаем к зарослям.И белым гоголем на воду,бросился на борза коня,ско́чил с него легким волкоми побежал к лугу Донца.И полетел со́колом под мглами,избивая гусей и лебедейк завтраку, и обеду, и ужину.Коли Игорь со́колом полетел,тогда Влур волком побежал,труся собою студеную росу, —надорвали ведь своих борзых ко́ней.Донец сказал: «Князь Игорь!не мало тебе величия,а Конча́ку розни и зла,а Русской земле веселия».Игорь сказал: «О Донец!не мало тебе величия,качавшему князя на́ волнах,стлавши ему зеле́ну траву́на своих сребреных берегах,одевая его теплыми мгламипод сению зеле́на древа,стерегши его гоголем на́ воде,чайками на́ струя́х,чернядьми на́ ветрах.Не так ли, сказал, река Сту́гна,худую струю имея,пожравши чужие ручьи,и струги дву́носы – к устью?Юноше князю Рости́славузатворила Днепра темны бе́реги.Плачется мати Рости́славапо юноше князю Рости́славу.Поникли цветы горюя,и Древо с печалью к земле преклонило».ПЕСНЬ 17А не сороки затрескотали —по следу Игоревуездит Гзак с Конча́ком.Тогда вороны не гра́яли, галки примолкли,сороки не трескотали, полозы ползали только,дятлы стуком путь к реке кажут,соловьи веселыми песнямисвет возвещают.Молвит Гзак Конча́ку:«Если сокол к гнезду летит,соколика расстреляем мысвоими злачеными стрелами».Сказал Кончак ко Гзе:«Если сокол к гнезду летит,а мы соколика опутаемкрасною девицею».И сказал Гзак к Кончá́ку:«Если егоопутаем мы красною девицею,ни нам будет соколика,ни нам и красной девицы,а почнут нас с тобоюптицы битьв поле Половецком».* * *Сказав, Бо́ян и ходилна́ Свято́слава,песнетворец старого времениЯро́слава, О́льгова, —царя любимец:«Тяжко и голове вдали плечей,зло и телу вдали головы».Русской земле без Игоря!СТИХИРА «на хвалитех»Солнце светится на небесах,Игорь князь в Русской земле,девицы поют на Дунае,вьются голоса чрез море до Киева.Игорь едет по Бори́чевук Святой Богородице Пиро́гощей, —страны рады, грады веселы.Певши песнь старым князьям,а теперь молодым петь.Слава Игорю Свято́славличу,Буй-туру Всеволоду,Владимиру Игоревичу!Правы князья и дружина,поборовшись за христианна безбожные полки!Князьям слава и дружине!Аминь.2009–2012 гг.

КОММЕНТАРИЙ

В 1926 г. В. Ф. Ржига в своей работе «Гармония речи “Слова о полку Игореве”» сделал существенное замечание по поводу испорченности текста Слова: «Что касается самого текста Слова, то по мнению новейших исследователей, которое я целиком разделяю, он не так уже сильно испорчен, как это казалось сначала» (Ржига, 1992. С. 5). Эти правильные слова высказаны не в качестве убеждения, они имеют под собой объективную реальность.

Часть вторая

БОЯН «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Глава 1

ОТНОШЕНИЕ БОЯНА К КНЯЗЬЯМ-СОВРЕМЕННИКАМ

По мысли автора «Слова о полку Игореве», воспеть поход Игоря подобало Бояну, – ему доступно было мысленное, невещественное естество Древа духовной жизни, он летал умом под облака, а также хорошо знал тропу Трояна через поля к горам – путь к Приазовью, в землю Трояна, куда направил свой поход Игорь.

Замысел Игоря о походе, в интерпретации автора «Слова», был грандиозным. О цели этого похода кличет Див в верху Древа: велит повиноваться (а не «послушать», как принято) «земле незнаемой» (невладеемой) – Волге, Поморию, Посулию, Сурожу и Корсуню (Крым) и Тмуторокани (Таманский полуостров).

Открывалась захватывающая цель: возродить Киевскую Русь, включая пределы Левобережной Скифии с частью Крыма, которую восстановил было Святослав Игоревич, отец Владимира Святого.

В тот период существовало два половецких объединения, Приднепровское и Донское – Белая и Черная Кумания, по данным карты Восточной Европы, составленной в XII в. арабом Идриси (Плетнева, 1988. С. 30). Днепровские половцы в холодный сезон, с октября по апрель, кочевали близ Дуная и на Балканах. А в мае они (или какая-то часть их) вновь появлялись на границе Руси (Литаврин, 1980. С. 105). Поэтому походы русских князей на половцев Днепра и Дона были «оговорены правилами» кочевий днепровских половцев к Дунаю и на Балканы, – походы эти совершались главным образом зимой и ранней весной, чтобы предотвратить объединение тех и других половцев.

С этими «правилами» были связаны, должно быть, походы русских князей на Дунай, на половцев как на врагов своих, кочующих летом в Поднепровье.

В 1106 г. великий князь Киевский Святополк послал воеводу Яна на половцев к Зареческу: и прогнали их до Дуная, пленных отняли, а половцев посекли (Шахматов, 1916. С. 327, 328).

В 1192 г. осенью, когда, надо полагать, днепровские половцы откочевали на Дунай, «надумали лучшие мужи из черных клобуков просить у великого князя киевского Рюрика сына Ростислава на половцев на Дунай» (ПСРЛ, 1962. В лето 6700).

Игорь пошел на донских половцев Кончака 23 апреля, рассчитывая, видимо, что днепровские половцы, которые могли бы оказать помощь донским, еще не вернулись с Балкан к границам Руси.

Днепровских половцев возглавлял тогда хан Гзак. Сделать такой вывод помогают слова автора «Слова о полку Игореве»: «Игорь к Дону войско ведет… Гзак бежит серым волком, Кончак ему след правит (из Поднепровья) к Дону Великому». Однако «в бою Игорь столкнулся даже не с одной-двумя ордами, а с объединенными под главенством Кончака полками приднепровских, донских и поморских половцев» (Плетнева, 1988. С. 31; ПЛДР, 1980. С. 355).

Но если Боян воспел бы лучше этот поход, по мнению автора, то встает вопрос: кто был Боян и кого он воспевал? Наше представление о Бояне возникает из смысла предложений о нем в тексте самого памятника. Так, автор говорит, что он был песнетворцем времен Ярослава Мудрого и Олега Святославича («Гориславича»). Но песнетворцами называли тогда не только составителей песен, в том числе богослужебных песен и молитв, но и самих певцов, а также ораторов: «Историки и витии (ораторы), то есть летописцы и песнетворцы», – сказано у Кирилла Туровского (Срезневский, 1863. Т. 2). Боян выступил с обличением против Святослава Ярославича, изгнавшего «законного» великого князя с киевского престола, своего брата Изяслава: «…тяжко ти головы, кроме плечю; зло ти телу, кроме головы», – «рек Боян и ходы на Святъславля…» – «…Тяжело и голове без плеч, зло и телу без головы», – «сказав, Боян и пошел на Святослава…» (пер. наш.). Однако постановка 2-й части предложения «рек Боян и ходы…» в 1-ю часть «тяжко ти головы…» имеет принципиальное значение: донести кратчайшим путем смысл предложения и дать представление об исторической ситуации, отраженной в этом предложении. Тогда как ложное заключение относительно грамматической формы слова «рекъ», что это не причастие «сказав», а глагол «сказал» или «сказали» (Боян и будто бы некий Ходына одновременно с Бояном сказал), создаёт проблемы для переводчика и комментатора, о которых сказано будет ниже.

Наше представление о Бояне зависит также от смысла предложения: «Боян… Коганя хоти». – «Боян… великого князя (царя) любимец» (пер. наш). Об активном, наступательном характере Бояна как высшего существа, принадлежащего к интеллектуальной (духовной) элите, основывающемся на установившихся ценностях русской традиции престоланаследия, свидетельствует его поступок по отношению к Всеславу Полоцкому, соответствующий его поступку по отношению к Святославу Ярославичу, – он выступил против Всеслава и сказал ему укоризну: «Ни хитрому, ни гораздому, ни птице гораздой суда Божьего не миновать».

Но кого, или каких князей, воспевал Боян? – На этот вопрос полного ответа в тексте памятника нет. Два предложения, содержание которых дает, по мнению современных исследователей, представление о князьях, которых воспевал Боян, являются на самом деле противопоставлением. В первом предложении говорится о том, что существовал обычай, вспоминая усобицы первых времен Киевской Руси, создавать песни князьям по жребию, бросая 10 соколов на стадо лебедей от имени кандидатов на прославление. И кому выпадал жребий, чей сокол первым догонял лебедь, тому и песнь была.

Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобице,Тогда пущашеть 10 соколов на стадо лебедей,Который дотечаше, та преде песь пояше,Старому Ярославу, храброму Мстиславу,Иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми,Красному Роману Святъславличю.

В этом случае следует уделить внимание следующему обстоятельству: «помняшеть», «пущашеть» – это гл. в имперфекте 3-го л., мн. ч. «вспоминали», «пускали». А «дотечаше», «пояше» – гл. в имперфекте 3-го л., ед. ч. «достигал», «брал». Во втором предложении говорится, что у Бояна был другой метод:

Боян же, братие,  не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше,Нъ своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше,Они же сами Княземъ славу рокотаху.

Пущаше, въскладаше – гл. в имперфекте 3-го л., ед. ч. «пускал», «воскладал». Следовательно, к этой мысли уже неприменимо представление о тех трех князьях из первого предложения, которым будто бы пел славу Боян.

Выводы, сделанные в прошлом веке Е. В. Барсовым, а в наше время М. Н. Тихомировым и Б. А. Рыбаковым, следующие: Боян был гениальным поэтом второй половины XI в., воспевал князей-современников и князей старшего поколения. Традиция его была письменная, а не устная. Он был приверженцем семьи великого Киевского князя Святослава Ярославича, отца Олега Тмутороканского («Гориславича»), который был дедом Игоря. Это была ветвь Черниговских князей. И произведения Бояна были произведениями черниговского автора. В Похвальных словах Бояна воспевались: Тмутороканский «храбрый» Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, Полоцкий князь Всеслав, Киевский Святослав Ярославич, Тмутороканский «красный» Роман Святославич, брат Олега Святославича («Гориславича»), сам Олег Святославич, бежавший от своего дяди Всеволода Ярославича из Чернигова в Тмуторокань к брату Роману, Борис Вячеславич, прокняживший в Чернигове 8 дней и бежавший в Тмуторокань к Роману за год до Олега (Тихомиров, 1968. С. 45–48).

На страницу:
2 из 12