bannerbanner
Энциклопедия фэн-шуй
Энциклопедия фэн-шуй

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Три описанных выше числа являются наиболее удачными, а потому их комбинации расцениваются как благоприятные. Продавцы в магазинах стараются указывать цену не круглую, а такую, чтобы в ней было побольше восьмерок и девяток.

Каждое число имеет свое значение, которое позволяет читать его как иероглиф. Число 9 олицетворяет процветание в далеком будущем, число 8 – достижение успеха в делах материальных и т. д.

Поэтому комбинации чисел можно читать как предложения. Например, число 928 в соответствии со сказанным обозначает: «Легко расти и успешно расширяться».

Следует сказать несколько слов и о других числах. 6 принято считать удачным числом, так как в отличие от числа 2 (смотри ниже) оно символизирует благоприятное развитие обстоятельств. В фэн-шуй имеется понятие «место шести ша», но это вовсе не значит, что число обладает дурными свойствами. В данном случае оно всего лишь указывает на избыток энергии.

Несмотря на то что учение у-цин в китайской философии занимает особое место, число 5 принято считать несчастливым. Этому можно найти объяснение в том, что в исходном квадрате ло-шу оно находится в центре, и при его расположении в другом месте квадрата оно обозначает преобладание одной из сторон жизни. Лучше понять смысл этого числа вам удастся из раздела, посвященного формуле фэн-шуй, где подробно рассказано о фэн-шуй блуждающих звезд.

Число 4 считается самым неблагоприятным, так как фонетически звучит как «смерть». Подобное отношение к данному числу можно объяснить еще и тем, что оно является половиной числа 8, а значит, указывает на преобладание инь или ян, что всегда приводит к нежелательным последствиям.

Но все же стоит отметить, что отрицательное отношение к числу 4 возможно только в случае, если оно стоит отдельно. В комбинации с другими числами оно приобретает другое значение. Например, число 44 является удачным, так как в сумме составляет восьмерку.

Число 3 можно соотнести с наиболее распространенным символом в китайской культуре – тремя желаниями, исполнения которых необходимы любому живущему: богатство, здоровье и долголетие.

Как уже говорилось, в каждом доме имеются статуэтки трех богов-звезд – Фусина, Лусина и Шоусина, – а потому число 3 является числом благополучным.

Не стоит объяснять, что число 2 ассоциируется прежде всего с единством и противоположностью двух начал – инь и ян. Но это число принято считать в фэн-шуй блуждающих звезд (см. ниже) неблагоприятным, так как перемноженное на себя, оно составляет четыре, потому и символизирует различные несчастья, неблагоприятный исход.

Число 1 соответственно является символом единства и может иметь как отрицательное, так и положительное значение в зависимости от того, в комбинации с какими числами оно находится. Единица может выражать как достижение гармонии, так и опасность, которую следует ожидать, не имея поддержки.

Как вы уже поняли, китайская нумерология несколько отличается от привычной нам, где принято высчитывать основное магическое число через сложение числовых эквивалентов имен и определение наиболее характерных взаимосвязей.

Китайская нумерология тесно связана с астрологией, так как магическое число, характеризующее индивидуальные данные человека (число гуа), определяется в соответствии с данными его гороскопа, а не сложением числовых эквивалентов букв его имени и фамилии. Таким образом, число гуа является своеобразным кодом, который характеризует индивидуальные данные человека. В фэн-шуй числа гуа применяются для определения благоприятных и неблагоприятных направлений, а также решения вопроса о взаимодействии энергий пяти стихий, о чем более подробно и рассказывает следующий раздел нашей книги, посвященный наиболее сложному вопросу – формуле фэн-шуй.

В основе учения лежит символизм четырех священных животных. На севере должно располагаться место черной черепахи. Она символизирует покровителя, защищающего от холодных ветров с севера. В качестве черной черепахи с северной стороны дома должна располагаться гора. Таким образом, получается, что с этой стороны дома окажется склон, освещенный солнцем, и дурное влияние севера будет уменьшено.

С восточной стороны должно располагаться место зеленого дракона. Дракон является главным священным животным, он символизирует начало и конец. Дракон является символом Китайской империи, императоров в Китае всегда называли драконами, так как считалось, что императоры произошли от первопредков-драконов.

Напротив, с западной стороны располагается место белого тигра. Тигр является символом мужества, его энергия очень сильна и должна находиться под контролем, поэтому место белого тигра должно располагаться ниже, чем место зеленого дракона.

Так как западное и восточное направления уравновешивают друг друга подобно тому, как уравновешивают друг друга инь и ян, иногда даосский знак Вселенной изображают в виде дракона и тигра, слившихся в борьбе и совокуплении.

Перед домом в южном направлении должно располагаться место малинового феникса, символизирующего будущее. Это может быть река или сад, там может расти дерево счастья или же просто стоять скамейка, и вовсе не важно, что именно, важно, чтобы символ был «живым», чувствовалось присутствие, внимание.

Помимо этого, в фэн-шуй большое внимание уделяется равновесию инь и ян. Так как ян символизирует освещенный солнцем склон горы, ему соответствуют выступающие элементы, яркий свет, движение, быстрое течение. Инь символизирует теневой склон горы, а потому ему соответствуют недостающие углы, ровные места, недостаточное освещение, пассивность, застоявшийся воздух. Такое разделение лежит в основе методов фэн-шуй, направленных на восстановление гармонии ландшафта и жилища. Со временем понятие фэн-шуй стало синонимом благополучия. Вокруг этого названия было много споров, его называли и фэнг шуй и фэн-шу, но в результате закрепилось название фэн-шуй, состоящее из двух слов: фэн – вода, шу – ветер. Принято считать, что, уравновешивая эти две стихии, можно добиться земной, человеческой и небесной удачи.

Значение элементов поможет вам в составлении характеристики себя и других. С помощью 60-годичного цикла и 12-ти значений (бык, тигр, кролик, дракон…) они появляются 5 раз, поэтому существует 5 элементов – дерево, огонь, земля, металл, вода, – и это идет в строгой последовательности, так как один элемент порождает другой. У всех есть свой вид: огонь – треугольник, земля – квадрат, металл – круг, вода – две волны, дерево – ромб.

Качества:

1) дерево – цвет – зеленый, весенний символ, восточное направление, знак – дракон, верность, отсутствие жадности;

2) огонь – красный, летний символ, юг, знак – феникс, логичность мышления, порядочность, доброта;

3) земля – желтый, окончание летней поры, квадрат, находится в центре, знак – корова, остроумие, правильность мышления;

4) вода – синий или черный, зима, север, волны, знак – черепаха, богатый ум, опыт.

Фэн-шуй определяют как искусство установления гармонии со своим жизненным пространством. В более узком смысле – это техника определения благоприятных мест, направлений в пространстве. Само название состоит из двух слов: «фэн – ветер» и «шу – вода». В Китае эти две силы считаются ответственными за успех в делах и здоровье, поэтому фэн-шуй звучит как синоним удачи. Первоначально фэн-шуй имел только одно направление, основанное на символизме четырех небесных животных, которое теперь отнесено к ландшафтному фэн-шуй и используется как один из принципов искусства расположения форм. Более тысячи лет привлечение благоприятной энергии связывали с окружающим ландшафтом.

Считалось, что человеку легче живется в том случае, если дом имеет определенное направление.

Первые принципы фэн-шуй были разработаны в то время, когда появился первый компас. Со временем правила и принципы изменялись и приспосабливались к новым сферам жизни. Но в то же время основные, ключевые понятия оставались без изменения.

Школа форм является самой древней, ее принято считать классической, так как она содержит основные принципы фэн-шуй, имеющие применение во всех других школах. Школа форм, которую также называют формальной школой, изучает зрительное восприятие человеком форм, цвета, а также основывается на климатических особенностях, определяя наиболее удачные направления.

Со временем в традиционной школе фэн-шуй открылись новые возможности. Когда появился компас, появилась возможность рассчитывать благоприятные направления для строительства дома. Главной стороной света китайцы считают юг, и поэтому китайский компас отличается от компаса, привычного для европейца.

Эти две школы представляют собой основные направления экзотической китайской науки.

Но, говоря о различных школах и направлениях, следует учесть то, что они должны взаимодействовать друг с другом. В противном случае практическое применение техники фэн-шуй не даст желаемого результата. Одна школа как бы дополняет другую, и тем самым создается идеальное сочетание двух направлений.

Человек очень восприимчив к окружающему миру. Любые изменения в нем отражаются и на самом человеке. Китайцы считают, что человеческое восприятие настолько тонко, что любая незначительная деталь может повлиять на судьбу человека, его удачу, здоровье и т. д.

Взаимодействие этих двух школ позволит выбрать наиболее удачное расположение и учесть все детали. Все это поможет достичь необходимой гармонии и привлечь положительную энергию.

Это искусство настолько распространено в Китае, что его влияние ощутимо буквально в каждом доме. Ни одно событие или какое-либо изменение не происходит без совета или участия мастера по фэн-шуй. Исторические события, болезни, личные проблемы и т. д. – все это связывают с искусством фэн-шуй.

В Китае особой популярностью пользуется фэн-шуй народный, знания которого передавались из поколения в поколение. Это искусство более доступно и распространено, чем фэн-шуй для избранных. При строительстве современных домов и обустройстве деревень обязательно учитываются советы мастера по фэн-шуй, так как китайцы придают большое значение не только расположению дома, интерьеру, но и ландшафту. Китаец не захочет жить в доме, если его строительство разрушает фэн-шуй ландшафта.

Также известна и школа черношапочников, но она используется только избранными мастерами по фэн-шуй.

Школа черношапочников является наиболее редким направлением. Его методика и учение проповедуются учениками одной из тибетских школ. Эта школа включает в себя опыт и учения многих традиций. Эта школа включает множество ритуалов, собранных из разных культур.

Особое внимание в школе черношапочников уделяется индийской культуре. В Индии фэн-шуй известен как васту шастра; также необходимо заметить, что фэн-шуй в Индии включает в себя индийскую астрологию.

Школа черношапочников включает в себя концепцию кармы, практику йоги и т. д. А также магические знания и ритуалы.

Поэтому школа черношапочников практикуется только избранными мастерами, посвящение носит ритуальный характер.

Так как методику фэн-шуй практикуют европейцы, американцы и т. д., язык фэн-шуй легко изменяется, потому что европейцу, привыкшему к определенному языковому стилю, трудно приспособиться к своеобразным китайским названиям.

За пять тысяч лет это искусство прошло длительный период становления, оформились школы, фэн-шуй стал известен во всем мире.

Школа черношапочников

Школа черношапочников – производное от многих традиций, учений и практик. В отличие от других школ, которые подают фэн-шуй как технику, позволяющую установить гармонию с энергиями живой земли, школа черношапочников представляет собой настоящий культ со множеством ритуалов, пришедших из разных культур.

История развития школы черношапочников показывает долгий путь буддизма из Индии через Тибет в Китай. Фэн-шуй черношапочников позаимствовал у буддизма понятие «сострадание», концепцию кармы, практику йоги, структуру организованной церкви. На Тибете фэн-шуй обогатился магическими знаниями и ритуалами.

Школа черношапочников практикуется исключительно знатоками и не доступна среднему обывателю. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, следует привести в качестве примера церемонию освящения жилища, именуемую церемонией тун фу. Подробности изложены мистером Д. Граута, правительственным чиновником, который имел возможность наблюдать ее на новых территориях в деревне Пак Бай 17 января 1960 г. Ритуал исполнял Чун Фэньчжун родом из провинции Гуанси.

Он начал с того, что разложил на столе благовония, винные чашки, чашу для риса и красный сверток… Затем зажег благовония и налил в чашу воды. Поджег две купюры жертвенных денег, положил их в чашу с водой и окунул туда гвоздь. После этого взял кусочек сырого бамбука, провел им над горящими благовониями и сделал на нем какие-то надписи, взятые из книги, а затем снова провел кусочком бамбука над благовониями, обратив его исписанной стороной вниз.

Это повторялось с каждым кусочком заранее приготовленного бамбука. Затем он разрезал на полосы кусок красной материи и как шнурами обвязал ими кусочки бамбука. Надписи, похоже, составляли пары: три кусочка лежали с правой стороны и соответствующие им – с левой.

Покончив с этим, он налил в три чашки вина, а в остальные три – чаю. Зажгли свечи, геомант занял свое место во главе стола и приступил к песнопениям.

После пятиминутной молитвы он схватил за горло молодого петушка и вонзил ему в глаз гвоздь, смоченный в чаше для риса. Петушок забился с такой силой, что геоманту пришлось сдавить его еще сильнее и вонзить гвоздь повторно. Гвоздь с хрустом прошел сквозь голову петушка и вышел из другого глаза. Петушок перестал трепыхаться и безвольно обмяк.

Продолжая держать петушка левой рукой и не вынимая гвоздя из головы птицы, геомант приказал своему помощнику, одному из жителей деревни, поместить в каждый горшок с песком по три кусочка бамбука. Он окропил бамбук кровью из глаз петушка, а затем пригвоздил петушка к дереву. После этого под деревом сожгли жертвенные деньги, окропили землю перед деревом вином и взорвали несколько хлопушек.

Геомант снял петушка с дерева. Взорвали еще несколько хлопушек. Держа его левой рукой, он правой вытянул гвоздь, а затем окропил слепые глаза петушка водой из чаши. Снова взорвали хлопушки. Обмякшую птицу положили на землю, геомант набрал в рот воды из чаши и дважды опрыскал ею петушка, одновременно ударяя его по огузку. К моему удивлению, петушок поднялся и пошел, пошатываясь, оглушенный и слепой.

Следуя указаниям геоманта, его помощник взял один из горшков с тремя кусками бамбука. Вместе они отнесли его в конец деревни и поместили под деревом, на котором геомант остановил свой выбор. Затем помощник взял кирку и сделал на холме ямки с интервалом в десять футов. После этого другой горшок с оставшимися тремя кусочками бамбука был перенесен на противоположный конец деревни и размещен там подобным образом.

Наконец геомант объявил, что церемония закончена и через три дня можно начинать работу. Когда через два дня к нам в офис зашел один из жителей деревни, я стал расспрашивать его о состоянии петушка. Крестьянин сказал, что петушок вполне здоров и может видеть. Я не поверил и попросил сегодня же показать мне жертву.

Вдоволь насмеявшись, он объяснил мне, что гвоздь был воткнут в глазницу таким образом, чтобы не повредить зрение. Но я настаивал и добился, чтобы мне показали петушка в тот же день. У птицы оказался вполне здоровый вид. Рассматривая его более внимательно, я обнаружил, что один глаз все же незрячий. Видимо, геомант немного промахнулся…

Как видно из приведенного примера, школа черношапочников является культом, вобравшим в себя элементы разных культур. Это практически эклектическая версия фэн-шуй, основанная на интуиции и мистическом знании.

Средства фэн-шуй у черношапочников делятся на две категории: действующие в пределах знания (жу ши) и действующие за пределами знания (чжу ши). Естественно, что таким образом можно разделить средства, составляющие технику и других школ, но в школе черношапочников этому придается особое значение.

Средства жу ши просты и понятны всем. Не обязательно владеть искусством фэн-шуй для того, чтобы ими пользоваться. Это рациональные, логические методы, которые может посоветовать и психолог, и дизайнер, и просто посторонний человек. Например, если что-то не ладится в личной жизни или плохо идет бизнес, можно посоветовать уделять больше внимания указанной проблеме, стараться предупреждать возможные ошибки и самому не совершать действий, которые приводят к неудачам.

Это очень просто, а потому не всегда имеет должный эффект. В средствах жу ши нет мистики, которая так привлекает, а также нет требования соблюдать тайну, что не позволяет считать жу ши средством магическим. Именно поэтому и эффективность его достаточно мала.

Средства чжу ши, действующие за пределами знания, имеют больший эффект, так как воплощают в себе четыре основных магических элемента: волю, веру, фантазию и тайну. Для примера рассмотрим случай с одним писателем, который по совету мастера фэн-шуй, для того чтобы заполучить контракт с издательством, складывал свои рукописи высоко на шкаф. Для него это было действие с ожидаемой впереди удачей. Он не выдумал его сам, а потому вера его не находится под сомнением. У него достаточно фантазии, чтобы представить взаимосвязь между тем, что он делает, и тем, что должно свершиться. Закидывая рукопись на шкаф, он совершает волевой поступок. О том, что пользуется секретным способом воздействия, он никому не рассказывает, иначе совет мастера потеряет силу: это есть тайна.

Именно поэтому, если не заплатить мастеру по фэн-шуй, он даст вам совет жу ши, который нельзя будет оспаривать как бездействующий, но его исполнение даст ощущение, что все пришлось делать самостоятельно.

Если мастер по фэн-шуй будет доволен вашим гостеприимством, он расскажет вам секрет, который ему достался по наследству от родственников и заключает в себе мудрость поколений. Даже простое исполнение этого совета пробудит в вас мистическое чувство, которое для простого человека есть первый признак удачи…

Пирамидальная школа

Однако фэн-шуй известен не только на Востоке. В последнее время им все больше интересуются в Европе и Америке. Так как это нейтральное по отношению к суровой религиозной морали учение, которое трудно выставить как идолопоклонничество, оно становится все более и более популярным.

Распространение искусства фэн-шуй в Европе и Америке порождает новые интерпретации, среди которых более известна пирамидальная школа. Ее особенность заключается в отсутствии характерного для китайской философии символизма. Принципы фэн-шуй получают толкование через нейтральные по отношению к официальной религии и практике классического фэн-шуй понятия.

В пирамидальной школе идея гармонии с окружающей средой рассматривается с точки зрения биологии, общественной структуры, психологии. Делается упор на то, что власть над средой обитания – одновременно и достояние, и проклятие человека: он обладает большими возможностями для внесения изменений, но сам легко к ним привыкает, тем самым попадая в зависимость. Ее смысл принято описывать через различные социологические эксперименты, проведенные в разное время, но всегда дающие один и тот же результат.

Чтобы не утомлять читателя научными выкладками, приведем в качестве примера следующую анекдотическую историю, которая, однако, позволяет относительно легко вникнуть в смысл рассматриваемого вопроса.

Задумавшись над тем, что человек теряет выработанные в процессе эволюции инстинкты, сотрудники научной лаборатории одного из американских университетов (вымышленно) решили поставить эксперимент на тему «Поведение человека в изолированной среде». В качестве объекта был выбран осужденный, который отбывал пожизненное заключение за убийство первой степени. Его раздели догола и поместили в железную клетку, в которой с периодичностью в двенадцать часов светила лампочка.

Еда подавалась через небольшое окошко в строго рассчитанных пропорциях, которых на поддержание физической жизни тела хватало вполне, но вот для умственного развития было явно недостаточно…

Из протокола проведения эксперимента: «…Месяц спустя: объект находится в относительном психическом равновесии, терпеливо ожидает, что же будет дальше.

Почти все время спит, в периоды бодрствования просит выпустить, что, по всей вероятности, является побочным эффектом сенсорной изоляции…

Два месяца спустя: объект приноровился передвигаться по комнате на четвереньках, ест из миски, не прибегая к помощи столовых приборов, речь претерпевает изменения регрессивного характера и становится все более похожей на нечленораздельное мычание примата…

Три месяца спустя: в камеру к объекту были подброшены шкура первобытного человека и дубина из бананового дерева. Объект быстро освоился, замотался в шкуру и принялся махать дубиной в разные стороны, разбил лампочку. Какой-либо последовательности действий, за исключением того что относится к принятию пищи, обнаружено не было…

Четыре месяца спустя: объект был усыплен и переодет в форму военного времени Первой мировой войны. По пробуждении он некоторое время находился в подавленном состоянии, вызванном столь резкими переменами обстановки, но потом привык, пристроил кокарду от фуражки на стенку и в свободное от чистки сапог время молится на нее за победу германского оружия…

Пять месяцев спустя: по результатам совещания специалистов по клинической психиатрии было принято решение – установить в помещении рояль, а также выдать объекту фрак и ввести в рацион питания вместо рисовой каши и томатного сока мясные блюда (бифштекс с кровью), продукты моря (устрицы), в качестве напитка – французское вино с выдержкой не менее 10 лет… Объект привыкал к новой обстановке в течение трех минут, после чего попросил прислать ему хороших кубинских сигар, пару подсвечников для работы ночью и сборник сонетов Шекспира».

Это, конечно, анекдот, но в каждой шутке есть доля правды. Именно таким образом, но на других примерах сторонники пирамидальной школы объясняют взаимосвязь человека с окружающей средой и призывают к необходимости внесения изменений для установления гармонии.

Наркоман, прошедший полный курс лечения, возвращается снова к своей пагубной привычке, как только окажется в притоне. Вкус свежей и здоровой пищи пробуждает аппетит, даже если человек совершенно неголоден.

Длинная очередь понуждает к терпеливому ожиданию. Таким образом, приверженцы пирамидальной школы описывают зависимость человека от окружающей обстановки и делают логичный вывод о необходимости корректировки.

Отступление от традиционного фэн-шуй большей частью выражено применением нейтральных по отношению к религии и культурным особенностям понятий, хотя и сами основы фэн-шуй претерпевают некоторые изменения.

Пирамидальная школа отличается тем, что в ней нет никакого символизма, все силы деперсонифицированы и представлены в виде элементов окружающей среды, которые могут оказывать отрицательное или положительное воздействие на человека и его жилище. Если сторонник классического фэн-шуй сочтет расположение дома удачным исключительно потому, что с восточной стороны находится гора, символизирующая дракона, то приверженец пирамидальной школы сочтет расположение благоприятным по причине того, что гора с восточной стороны создает ощущение защищенности и ее форма не позволяет водным потокам устремляться к дому.

В остальном пирамидальная школа ничем не противоречит классическому китайскому фэн-шуй: те же пять элементов, начала инь и ян, положительная и отрицательная энергия – только другие слова, более понятные читателю, далекому от китайской философии.

Многие учения о человеке и его месте в мире советуют изменять мир, начиная с себя, потому что нет нам никого ближе, чем мы сами. Кому не хочется видеть себя здоровым, богатым, удачливым или просто счастливым? Но, к сожалению, не всегда и не каждому по силам изменить свои вредные привычки или научиться жить по-другому.

Древнее китайское учение фэн-шуй предлагает сделать наоборот: изменить себя и свою жизнь, начав с изменения окружающего вас мира. Обстановка дома является зеркалом вашего ума, т. е. отражает все, что творится у вас внутри. И в связи с тем что меняетесь вы и меняются ваши привычки, иногда хочется изменить обстановку дома.

Таким же способом можно действовать и в обратном направлении: обустраивая свое жилище по-новому, вы можете изменить что-то и в себе. Ваши мнения, страхи и ожидания часто подтверждаются. Ибо излучаемые мысли возвращаются к вам в виде энергии, усилившей свои положительные или отрицательные качества, в зависимости от того, какими были мысли.

Но это большей частью происходит со сдвигом во времени, так что вы уже не видите связи между созданными причинами (мыслями) и их действием (событиями).

Удачливые люди отличаются от невезучих тем, что лучше фокусируют свою энергию в направлении успеха.

На страницу:
4 из 5