Полная версия
Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога
Позвольте своему собственному телу рассказать вам больше о процессуальном уме, попробовав следующий эксперимент. Это упражнение представляет собой более полный вариант того, что вы только что читали или переживали ранее в этой главе. Я рекомендую вам записать ваши переживания в ходе этого Упражнения 2 в квадрате #2 карты, приведенной в Приложении II в конце книги; после того, как вы запишете все свои переживания, эта карта может дать вам общее представление о вашей собственной природе, поле вашего процессуального ума.
Упражнение 2:
Процессуальный ум как тенденция тела
Давайте сперва начнем с вашей повседневной реальности. Как вы обычно себя идентифицируете? С какого рода «деятельностью» или работой вы чаще всего отождествляетесь? Что вы чувствуете в отношении этой работы в данный момент?
Теперь давайте опять исследовать ваше переживание поля процессуального ума в виде тенденций движения. Стоя или сидя, постарайтесь расслабиться, сохраняя осознание своего тела. Расслабьтесь настолько, чтобы чувствовать, как будто вы почти спите. Теперь, когда вы готовы, продолжая «спать» с осознающим умом, замечайте жесты и движения, которые стремится делать ваше тело. Замечайте его малейшие тенденции и движения. Следуйте им в течение минуты или двух. Затем, когда будете готовы, снова сядьте, как будто вы проснулись, и повторите эксперимент во второй раз, притворяясь, что опять засыпаете. Следуйте тенденциям своего сновидящего тела. Повторяйте «сон» и «бодрствование», пока у вас не будет ощущение того, как и почему ваше тело движут тонкие тенденции некоего поля. Можете ли сформулировать своими словами, какова природа этого поля? Можете ли вы ощутить послание поля? Сохраняя осознанность, попробуйте почувствовать, есть ли цель у этого процессуального ума. Нарисуйте и/или запишите свои переживания в карте.
Один из моих клиентов, у которого была сильная депрессия, попробовал это упражнение и обнаружил, что движения и тенденции его тела снова и снова заставляют его чувствовать – есть направляющая его мудрая рука, и его жизнь не так безнадежна, как он боялся. Цель гнетущих чувств, по-видимому, состояла в том, чтобы заставить его выйти из повседневной реальности и почувствовать эту «руку» – новую (процессуальный ум?) и более глубокую часть самого себя.
Когда у вас глубокий контакт с самим собой, со своим процессуальным умом, вы можете называть его своим «умом», своим «бессознательным», своей глубочайшей самостью, своей биологией, своим «сновидящим телом»ix, своей «мудростью» или своим «Богом». В любой момент вы можете ощущать воздействие вашего процессуального ума как что-то, стремящееся вас двигать. В любой момент вы можете закрыть глаза, ощутить свое тело и просто замечать, куда у вас есть тенденция двигаться. Если вы следуете процессу своего тела, то можете узнавать свой процессуальный ум как поле, которое пытается двигать или «сновидеть» вас в том или ином направлении. Этот процессуальный ум предшествует вашим сновидениям, подобно тому как невидимое поле предшествует молнии.
Это снова напоминает мне о словах Судзуки Роши, приведенных в начале этой главы: «Ясный ум или Не Ум – это темное небо… зная все, ты подобен пустому темному небу. Иногда темное небо прочеркивает молния. И после того, как она проходит, ты забываешь о ней, и нет ничего, кроме темного неба. Необходимо верить в это ничто – пустотность. Но я не имею в виду пустоту. Это нечто. Но это нечто—что-то такое, что всегда готово принять определенную форму. В его активности есть правила, есть теория или истина»
Он утверждает: «Под просветлением я понимаю веру в это ничто. Веру в нечто, не имеющее формы или цвета, но готовое принимать форму или цвет».
Информация к размышлению
1. Появлению молнии предшествует электрическое поле.
2. Замечайте тенденции и исследуйте, что стоит за ними.
3. Способность замечать свой процессуальный ум как поле – это разновидность просветления.
Глава 3
Мета-навыки Дзэн
В предыдущей главе я показывал, каким образом поле процессуального ума предваряет и организует тенденции, переживания, сигналы и наблюдения аналогично тому, как электрическое поле предваряет молнию. Я схематически изображал первые 0.2 секунды возникновения вспышки молнии, показывая, как электрическое поле наполняет пространство между облаками и землей. Когда поле достаточно сильно и условия готовы, поле проявляется в виде молнии или, в случае человеческих полей, в виде сигналов, сновидений и движений. Рассуждая о возможной психофизической природе человеческих полей, можно было бы сказать, что сперва возникают заигрывания или «электрические лидеры и стримеры». Обычно мы сосредоточиваемся только на видимых электрических разрядах в форме сигналов. Но прежде, чем что-либо происходит, есть только потенциал – проблеск процессуального ума, знак силы, стремящейся двигать нас, стоящей за всем, что мы думаем и делаем.
Есть много названий процессуального ума, в зависимости от того, как вы его переживаете, в зависимости от вашей культуры и времени, в котором вы живете. Европейские алхимики говорили об «Унус Мундус» – едином мире, из которого происходит все сущее. Возможно, первым термин Unus Mundus, на латыни означающий «один мир», использовал в XVI в. алхимик Герхард Дорн. Я благодарен К.-Г. Юнгу за то, что в ходе своего изучения алхимии он нашел этот термин для описания гипотетического источника – «единого мира» – стоящего за всеми событиями в повседневной реальности. Юнг называл события, связанные между собой без известной причины, «многозначительными совпадениями» или «синхроничностями»; этот последний термин стал названием статьи, в которой описывался данный феномен.x Насколько я понял работу Юнга, на мой взгляд, он имел в виду, что и наблюдатель, и наблюдаемое возникают из одного и того же источника – Унус Мундус.
Я уже указывал, что идея дзэн-буддизма, нашедшая отражение в словах Судзуки о «темном небе» (перед вспышкой молнии) тоже относится к силе и потенциалу процессуального ума. Самые первые дзэн-буддисты говорили о сущностном уровне нашей психологии с точки зрения единого разума, который они называли «умом Будды» Большинство мифов о сотворении мира, в которых говорится о первых моментах творения до появления растений, камней, рыб, животных, людей и вещей, указывают на по своей сути разумное поле процессуального ума. Например, зулусы из Южной Африки, возможно, называли процессуальный ум именем своего мифического создателя, Унку-лункулу. Он персонифицирует первое «семя». Я буду говорить о нем в Главе 14. Раздумывая о загадочном поле, из которого происходит всякое изменение, древние китайцы говорили о «Дао, не выразимом словами». «Следуй Дао», – говорили они. Оно было «Матерью небес и земли». Мне очень нравилась эта идея Дао, и я хотел научиться ему следовать. Однако, это было так интуитивно, что я решил создать своего рода «Дао-работу», известную сегодня как процессуально-ориентированная психология. Хотя и будучи полезной для области, именуемой психологией, процессуально-ориентированная психология предназначена для применения в областях интереса, лежащих вне обычного контекста психологии. «Процессуальная работа» включает в себя такие области, как проблемы индивидуального, семейного и душевного здоровья, но также применима к психическим расстройствам, коматозным состояниям, организационным проблемам и открытым форумам малых и больших групп, а также к физике.
Процессуальный ум представляет собой следующий шаг, добавляющий человеческий ум к квантовой физике и ее волновым функциям и элемент наблюдателя к Дао. Однако, несмотря на то, что процессуальный ум – это общий принцип, у каждого из нас есть процессуальный ум, специфичный для нашей индивидуальной природы. Точно так же, как электрическое поле может появляться до молнии в любом месте на земле, природа земли в конкретном месте до некоторой степени определяет то, как там выглядит молния. Поле над крупным городом проявляется иначе, чем поле над береговой полосой. Горы отличаются от пустыни. Каждая из характеристик поля нашего процессуального ума отличается от других. Вы можете чувствовать «поле» вокруг других людей. Вы почти можете узнать приятеля, идущего по улице темным вечером, поскольку вокруг него есть определенная «аура», или «свечение», или поле. Каждый обладает определенной «эмоциональной атмосферой», или характерным полем, или «силой» и манерой поведения. Поле процессуального ума могут ощущать другие люди. Таким образом, процессуальный ум – это один из наших глубочайших навыков чувствования, который мы можем использовать, чтобы преодолевать трудности жизни. Однако большую часть времени мы не осознаем эту силу. Эми могла бы назвать эту силу «метанавыком».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. Примечания на стр. 334. Нумерация сносок соответствует использованной в оригинале. По-видимому, автор удалил некоторые сноски в процессе редактирования, но оставил нумерацию без изменения. (Прим. пер.)
2
Quantum entanglement – термин, придуманный физиками для краткого описания феномена квантовой или ЭПР – корреляции (впервые постулированной в мысленном эксперименте Эйнштейна-Подольского-Розена), суть которого состоит в том, что квантовые объекты, которые взаимодействовали, а затем перестали взаимодействовать, остаются взаимосвязанными «нелокальной связью», не зависящей от расстояния в пространстве и времени. Английское слово entanglement дословно означает «спутанность» или «сплетение», однако мне кажется более подходящим переводом термин «сцепленность». (Прим. пер.)
3
В одной из интерпретаций квантовой физики, принадлежащей Дэвиду Бому, предлагалось рассматривать квантовые объекты как своего рода сочетание абсолютно упругих «шариков», не имеющих размеров и «пилот-волн», ответственных за квантовые свойства. Сама идея пилот-волн (или волн материи) принадлежит учителю Бома Луи де Бройлю. (Прим. пер.)
4
Как всегда, Минделл подразумевает под осознанием непосредственную чувственную осведомленность, существующую до интерпретации в терминах субъекта и объекта. (Прим. пер.)
5
Это весьма созвучно тому, что выдающийся религиозный мыслитель Мартин Бубер в начале прошлого века писал о диалогической природе сознания и «пространстве между Я и Ты». (Прим. пер.)
6
Англ. “Out of sight, out of mind”. Заметьте, что по-русски мы говорим «С глаз долой, из сердца вон». (Прим. пер.)