bannerbanner
Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога
Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога

Полная версия

Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Арнольд Минделл

Процессуальный ум: руководство по установлению связи с умом бога

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



Психология. Антропология. Искусство


Редакционный совет:

Владимир Аршинов (Россия)

Бронислав Виногродский (Россия)

Станислав Гроф (США)

Павел Гуревич (Россия)

Александр Киселев (Россия)

Сергей Ключников (Россия)

Владимир Козлов (Россия)

Стенли Криппнер (США)

Леонид Кроль (Россия)

Владимир Майков (Россия)

Яков Маршак (Россия)

Арнольд Минделл (США)

Эми Минделл (США)

Виктор Петренко (Россия)

Валерий Подорога (Россия)

Джон Ровен (Великобритания)

Аркадий Ровнер (Россия – США)

Михаил Рыклин (Россия)

Тыну Сойдла (Россия)

Дмитрий Спивак (Россия)

Чарлз Тарт (СШа)

Евгений Файдыш (Россия)

Вячеслав Цапкин (Россия)


Processmind


A User's Guide

to Connecting with the Mind of God


Arnold Mindell. PH.D


© 2010, Arnold Mindell


Перевод с английского: Александр Киселев

Научный редактор: к. ф. н. Владимир Майков

От автора

Эми Минделл – мой лучший друг, партнер и коллега помогала мне с каждой строчкой этой книги, переживая, экспериментируя и проверяя детали процессуального ума. Я бесконечно благодарен ей за ее замечательное сотрудничество и присутствие на всех вообразимых уровнях на протяжении всей книги.

Я еще раз благодарю Сьюзен Коусен за ее работу по расшифровке записей лекций и семинаров, которые составили основу этой книги.

Всем моим коллегам и ученикам по всему миру: спасибо вам, друзья, за многократную проверку этой книги.

Спасибо Максу Шупбаху и Джо Гудбреду за многие проясняющие беседы. Я признателен Дону Менкену и Роберту Кингу, чьи проницательные и полезные замечания в огромной степени способствовали улучшению первоначальной рукописи.

Еще раз спасибо Маргарет Райян за ее чувство юмора, дружбу и редакторский опыт.

И спасибо Эйнштейну за его замечание: «Я хочу знать мысли Бога… все остальное – детали».

Часть I

Процессуальный ум в вашей личной жизни


Плакат с портретом Эйнштейна в моем кабинете

Рукописная надпись на плакате:

«Я хочу знать мысли Бога… все остальное – детали»

Глава 1

Процессуальный ум как силовое поле на пороге смерти и в повседневной жизни

Время от времени почти каждый задумывается о том, существует ли какой-то разум, организующий с виду неупорядоченные и творческие события в личной жизни и вселенной. Носят ли эти события случайный характер… или на заднем плане есть некий «ум»? Как наше осознание влияет на события? В своей практике я часто размышлял о той странной и таинственной силе, которая проявляется на протяжении всей жизни, особенно в моменты кризиса, организуя опыт в жизни и на пороге смерти. Какая сила порождает самые удивительные и полезные человеческие переживания? Что стоит за нашими постоянными трудностями и проблемами, нашими человеческими конфликтами, нашими проблемами окружающей среды. и нашей способностью совершать мирные изменения? Ответы на эти вопросы предлагают и наука, и духовные традиции. Тем не менее в XXI в. мы далеки от общего мнения о том, чем или кем мы являемся и что, если вообще что-либо, организует или «со-творит» нашу судьбу.

Используя теорию и примеры из психологической практики, физики, духовных традиций и вашей собственной личной жизни, я выделяю различные аспекты организующего фактора—возможно, фактора, организующего саму жизнь – который я называю процессуальным умом. Затем я покажу, какую замечательную помощь может оказывать этот процессуальный ум в широком диапазоне ситуаций личной и глобальной повседневной жизни.

Не только духовные традиции, но и такие выдающиеся ученые, как Эйнштейн, полагали, что за всем сущим стоит разумная космическая сила. Однако Эйнштейн сомневался, что наука ее обнаружила. В письме от 1926 г. своему коллеге Максу Борну, Эйнштейн делает замечание, которое со временем стало широко известным среди физиков-теоретиков: «Квантовая механика, безусловно, впечатляет. Но внутренний голос говорит мне, что это еще не то, что нужно. Теория говорит очень много, но на деле ничуть не приближает нас к тайне Старика»i.[1]

Сегодня, спустя около века после открытий квантовой теории и теорий относительности, современные космологи все еще задумываются о «тайне Старика». Космолог Стивен Хоукинг и физик Пол Дэвис называют «Старика» – разумную силу, которую искал Эйнштейн, – «Умом Бога» ш. Некоторые физики-теоретики надеются отыскать этот «Ум» в единых теориях поля или сходных концепциях. Психологи Карл Юнг, Роберто Ассаджиоли и другие представители трансперсональной и интегральной психотерапии тоже говорят о «коллективном бессознательном», «надличностной Самости» или о каком-то типе трансцендентного или «объединяющего» сознания. Юнг и его друг, Нобелевский лауреат, квантовый физик Вольфганг Паули говорили о гипотетической единой психофизической области опыта, которую они, цитируя алхимиков, называли “ипш Mundus” (Единый мир). Религии всегда говорили о замысле, силах и мудрости вселенной, используя такие термины, как Самость, Бог или боги.

По причинам, которые я буду объяснять по ходу этой книги, я называю «Старика», о котором говорил Эйнштейн, «процессуальным умом». Изучение и переживание процессуального ума будет соединять ныне раздельные дисциплины психологии, социологии, физики и мистицизма, а также предоставлять новые полезные способы отношений друг к другу и окружающей среде. Я обещаю не только объяснять интеллект процессуального ума в терминах ощутимого организующего «силового поля», но и показывать, как оно может помогать нам смягчать боль симптомов, облегчать взаимоотношения и устранять организационные проблемы.

Цель этой книги – вы

Хотя меня волнуют идеи процессуального ума, и я хочу убедить ваш повседневный ум ссылками на физику, психологию, мифологию и духовные традиции, моя главная цель не носит интеллектуального характера. Скорее она состоит в том, чтобы побудить вас, дорогой читатель, попробовать использовать эти новые методы для разрешения всевозможных личных проблем, проблем отношений, и мировых разногласий. Вероятно, после изучения проявлений процессуального ума в науке и религии, его существование будет казаться вполне обоснованным. Однако для меня окончательная проверка процессуального ума – это то, что почти кто угодно может использовать его как в повседневных, так и в мировых проблемах.

Моя цель – это вы, дорогой читатель. Эта книга призвана быть одним из ваших «вторых тренингов». Согласно моему определению «первых тренингов», сначала вы учите навыки, языки и инструменты, необходимые для вашей жизни и работы. В первых тренингах вы, так сказать, учитесь пользоваться молотком. Во «вторых тренингах» вы учитесь тому, «как» использовать этот молоток таким способом, который преобразует вашу работу в искусство, как использовать навыки рациональным образом. Как только вы будете больше знать о глубочайшей части себя, вашем процессуальном уме, я буду побуждать вас использовать его для улучшения инструментов и убеждений, которые у вас уже есть.

В «первых тренингах» вы учите языки и методы, нужные для присоединения к сообществу. Процессуальный ум – это «второй тренинг» для развития необходимых «человеческих навыков», чтобы ладить почти с кем угодно и с чем угодно в этом мире. Во «втором тренинге» ваш телесный опыт и ваша глубочайшая самость руководят вами в работе с самим собой, открытии и создании сообщества – на чем бы вы ни сосредоточивались. Чем больше у вас доступ к вашим глубочайшим организующим принципам, тем более легкой творческой становится жизнь. Процессуальный ум находится и внутри вас, и в то же время явно связан со всем, что вы замечаете. Я буду показывать и объяснять, что ваш процессуальный ум находится в вашем мозгу, но он также «нелокален», позволяя вам быть в нескольких местах одновременно.

Начиная писать эту книгу, я опасался, что нелокальная природа процессуального ума, уже предсказываемая в квантовой физике, может звучать слишком странно для обычного читателя. Но потом я осознал, что, по крайней мере, некоторые люди каждое утро ощущают нелокальность в тех гипнагогических состояниях, что лежат в промежутке между сном и бодрствованием. В таком состоянии «полусна-полубодрствования» своего рода призрачный разум нередко сообщает нам «нелокальную» информацию о людях и вещах в отдаленных местах. Физик мог бы назвать этот опыт психологическим эквивалентом того, что я позднее буду объяснять как «квантовую сцепленность»[2]. Сегодня я понимаю, что процессуальный ум – это не просто особое измененное состояние сознания, а образ жизни и политическое воззрение, необходимые для разрешения глубочайших внутренних и внешних конфликтов.

Так или иначе, процессуальный ум можно переживать как своего рода силовое поле. Это, так сказать, активное разумное «пространство» между наблюдателем и наблюдаемым. Это и вы, и я, и наше общее «мы». Процессуальный ум связан с фактами повседневной реальности, но также независим от них. После многих сомнений и исследований как самого себя, так и людей на пороге смерти, мне представляется возможным, что процессуальный ум обладает качествами, которые выходят за пределы наших сегодняшних представлений о жизни и смерти тела. Возможно, специальные упражнения, содержащиеся в этой книге, дадут вам краткое впечатление об этом разуме и его связях не только с опытом вашего собственного тела, но и со всеми и всем во вселенной.

Быть может, процессуальный ум – это источник сознания. В непосредственном опыте процессуальный ум представляет собой чувство осведомленности вне наших обычных дуалистических систем отнесения, которое в течение кратких моментов бывает у каждого. Это «знание» очень трудно сформулировать в словах. Вот почему большая часть этой книги сосредоточивается на переживании процессуального ума. Начиная с Главы 2, вы будете находить в конце каждой главы упражнения, призванные обогащать ваш личный опыт. Я предлагаю вам пробовать выполнять эти медитации внутренней работы. Они позволят вам ощущать процессуальный ум, получать к нему доступ, и самим судить о том, что он собой представляет и как он может направлять повседневную жизнь и разрешать затруднения такими способами, которые часто выходят за пределы нашего интеллектуального понимания.

Квантовый ум и процессуальный ум

Процессуальный ум – это развитие всей моей предшествующей работы и, в особенности, книги «Квантовый ум», написанной около десяти лет тому назад. В этой книге я обсуждал квантово-подобные характеристики нашей психологии и показывал, как они соотносятся с древними верованиями. Квантовый ум представляет собой тот аспект нашей психологии, который соответствует основным аспектам квантовой физики. Квантовый аспект нашего осознания замечает тончайшие «нано» тенденции и саморефлексирует над этими подпороговыми переживаниями. Однако квантовый ум это не только саморефлексирующее осознание, восприимчивое к тонким сигналам; это также своего рода «пилот-волна»[3], или направляющий паттерн. В книге «Квантовый ум» я высказывал предположение, что математика (уравнение Шредингера) и правила квантовой физики отражают нашу способность саморефлексировать и создавать повседневную реальность. Физики говорят о «коллапсе волновой функции», создающем реальность. Я говорю о том, как наша саморефлексия использует, а затем маргинализирует, а не «коллапсирует» нашу сновидящую природу. Например, поразмышляв над сновидением, вы могли бы подумать: «Ага! Теперь я буду делать это или то», и, поступая подобным образом, вы временно отбрасываете мир сновидения, создавая новую реальность.

Помимо общей для нас и других частей нашей вселенной способности ощущать возможности и тенденции, самореф-лексировать и переходить от сновидения к повседневной реальности, квантовая физика предполагает, что материальные частицы могут вести себя так, будто они одновременно находятся в двух местах или двух состояниях. Например, в квантовой физике и в сновидениях вы можете быть одновременно живы и мертвы. Однако, просыпаясь утром, вы выходите из некоторого рода объединяющего или нелокального опыта и вскоре начинаете рефлексировать, отождествляясь с тем или иным из этих образов сновидения или соответствующих настроений. Таким образом, не только в квантовой физике, но и в сновидениях вы можете быть в нескольких местах одновременно. Короче говоря, наша квантовая природа является чувствительной, саморефлексивной и нелокальной или, так сказать, «билокальной».

В чем процессуальный ум представляет собой развитие квантового ума? Процессуальный ум дополняет квантовый, прибавляя еще одно качество ко всем только что упоминавшимся качествам осознания. Наш процессуальный ум, наша глубочайшая самость не только чувствительна, саморефлек-сивна и «билокальна»; ее также можно найти в мистических традициях. В частности, ее можно понимать с точки зрения того, что коренные народности определяли как «тотемный дух» отдельного человека или группы. То есть наши процессуальные умы имеют отношение не только к общим физическим характеристикам квантовой вселенной, но и к частным, связанным с землей характеристикам, переживаемым в качестве того, или в связи с тем, что шаманы называли «местами силы» – особыми местами на земле, которые мы любим и которым доверяем. Процессуальный ум – это силовое поле, отождествлявшееся с «тотемными духами», то есть с тонкими чувствами, которые мы испытываем по отношению к местам на земле, способными побуждать нас чувствовать себя мудрыми и/или «двигаться» в определенных направлениях.

Что собой представляют эти тотемные духи, чувства земли и поля? Это все равно, что спрашивать, что находится под камнем, не сдвигая камень и не заглядывая под него. В настоящее время главный метод «заглядывания» – это ваш собственный процесс осознания[4]. Поначалу живущий во мне ученый-естественник здесь останавливался и спрашивал: «Эй! Минутку! Связанные с землей тотемные духи, проявляющие наши процессуальные умы? Не верь этому! Твой ум находится в твоем мозгу, а твой мозг – у тебя в голове!»

Но терапевт во мне говорит: «Конечно, твой ум частично находится в твоем мозгу. Но твой мозг – это материя, а материя обладает нелокальными свойствами. Некоторые из них – как минимум – проецируются на земные места силы. Коренные народы всегда чувствовали, что особые места земли, например, кладбища – это области силы, с которыми они отождествляются. Поэтому, дорогой ученый-скептик, оставайся скептичным, но достаточно непредубежденным, чтобы использовать результаты своего собственного опыта и объяснять возможную нелокальность ума последующими идеями и экспериментами. Быть может, ты, в конце концов, ощутишь и вспомнишь ту часть своей эволюционной психологии, которая некогда знала, как следовать земле и связанным с ней силам.

Теперь позвольте мне кратко резюмировать все, что я сказал до сих пор. Процессуальный ум проявляется в квантовой физике и в «Старике» Эйнштейна – то есть предполагаемом разуме, стоящем за законами человека и вселенной. Кроме того, процессуальный ум проявляется в религиях в форме концепций «бога». Вдобавок, я упомянул (и позднее в этой книге покажу подробно), что процессуальный ум можно видеть не только в наших науках и религиях, но и в древних, связанных с землей, традициях коренных народов.

Содержание книги делится на четыре части:

I. Процессуальный ум в вашей личной жизни

В этой части книги вы познакомитесь с подробностями того, каким образом процессуальный ум присутствует в вашей жизни в этот самый момент

II. Процессуальный ум в симптомах, взаимоотношениях и мире

Здесь вы сосредоточиваетесь на том, как использовать новый опыт процессуального ума, чтобы помогать разрешать телесные проблемы, проблемы отношений, и обращать вспять тенденции ухудшения глобальных проблем.

III. Процессуальный ум в науке и религии

В этой части вы можете переживать связь процессуального ума с вашими собственными высшими принципами, а также с вездесущностью и другими состояниями сознания, часто предполагаемыми духовными системами.

IV. Нелокальность и танец сцепленности

Эта часть книги сосредоточивается на физике и психологии нелокальности. В ней говорится о динамичной и по всей видимости разумной природе пространства между нами. Мы будем исследовать то, как наша основная природа «самоорганизует» энергии отношений и может влиять на мир.

В Заключении, озаглавленном Почему Убунту – это будущее мира, устанавливается связь между идеями процессуального ума и древней африканской коммунальной этикой, а также коммунальным духом Ахимса (ненасилия), которому учил Ганди. Идеи процессуального ума будут дополнять эти этики, так что они могут стать еще более действенными для общего блага, в особенности во время мировых кризисов.

В Терминологическом словаре даются значения специальных терминов из области физики и процессуальноориентированной психологии.

В Приложении I я подробно описываю связь между квантовым умом и процессуальным умом.

В Приложении II: Карта процессуального ума вам предоставляется возможность «протоколировать» свои собственные переживания процессуального ума, которые возникают при выполнении упражнений или экспериментов, предлагаемых в этой книге. Следите за своими переживаниями – они могут многое вам рассказать о том, кто вы есть, а также могут быть полезны в ситуациях реального мира.

Значения процессуального ума. Наконец, позвольте мне пояснить, что я, в зависимости от контекста, подразумеваю под процессуальным умом.

♦ теорию, организующий принцип в психологии и физике.

♦ Полевую концепцию и опыт побуждения специфическим измененным состоянием сознания.

♦ Практику, медитацию и медитативную процедуру, описанную в упражнениях этой книги.

♦ Глубочайшую самость, соматическое переживание благополучия и наименьшего действия.

♦ Недвойственное качество, описывающее особенную квантово-подобную человеческую систему осознания.

♦ веру в духов или в богов, которую мы находим в религиях или в духовных традициях.

♦ опыт жизни или близости смерти, который включает в себя все вышеперечисленное.

Жизнь и опыт близости смерти

Большинство людей обычно идентифицируют себя как тело, находящееся в определенном месте, делающее то или это. В глубоком сне и на пороге смерти, когда ваше обычное «я» играет менее заметную роль, становится более явным весь ваш ум, то есть ваш процессуальный ум. Этот мощный организующий фактор действует так, как если бы он был «силовым полем», наподобие ветра, продувающего кроны деревьев. Обычно вы не можете видеть поля – вы можете только чувствовать, как они перемещают вещи, как поле, так сказать, «треплет» листья. Точно так же вы можете чувствовать действие на ваше тело силы тяготения. Просто подпрыгните, и сила поля тяготения будет тянуть вас вниз к земле. (Если вы можете представить себе, что подпрыгиваете на луне, вам понадобится больше времени, чтобы вернуться на «грунт», поскольку поле тяготения на луне слабее, чем на земле.)

Поля, подобные тяготению, организуют многие из наших движений и многие аспекты нашей жизни. Однако, поскольку мы так привыкли к силе тяготения, мы редко о ней думаем. Сходным образом, процессуальный ум – это психофизическое силовое поле, однако мы редко обращаем на него внимание, если только не находимся в восприимчивом или измененном состоянии сознания в сновидении или на пороге смерти. Тем не менее оно организует огромную часть нашей жизни. Подобно тому как шаманы говорят о фигурах, персонифицирующих эти поля, как о «союзниках», «проводниках» или «силах», физики представляют структуры таких полей, как тяготение и электромагнетизм (или другие физические поля), в виде уравнений поля и сил, опосредуемых «виртуальными частицами». Союзники, частицы и уравнения дают нам представление о силе и структуре невидимых полей.

Недавно мне напомнила о поле процессуального ума болезнь и вскоре последовавшая за ней смерть моего друга и коллеги, терапевта и автора д-ра Сары Хэлприн. С самого раннего детства она интересовалась театром и сочинительством, изображая разные вещи для публики. Она была во многих отношениях замечательной женщиной. Когда она заболела, ее добрая воля и мое везение позволили мне переживать вместе с ней ее последние слова и видения. Благодаря ее партнеру, д-ру Хербу Лонгу, я мог разговаривать с ней по телефону, хотя мы находились в разных городах. Оказалось, что следующие слова, которые я сейчас перескажу, были ее последним переживанием, о котором она рассказала. Спасибо моему партнеру Эми за то, что она записала все происходившее в ходе нашего последнего телефонного разговора с Сарой.

Последнее словесное сообщение Сары

В начале нашего разговора Сара говорила о своих недавних попытках найти лучших врачей, лучшие больницы и лекарства, чтобы помочь ей справиться с раком почки. Слабым, но ясным голосом Сара говорила мне, что больше всего ей хочется, чтобы ее жизнь была полезна другим. Разговаривая с ней по телефону, я не представлял, что это будет последнее словесное сообщение, которое она нам оставит, ибо в то время никто не знал, что она умрет в ближайшие дни. Оглядываясь назад, можно предположить, что отчасти она могла страдать от слишком большой дозы химиотерапии, которую ее тело не слишком хорошо переносило.

Так или иначе, в начале нашего разговора она спросила, не знаю ли я чего-нибудь, что можно было бы сделать, чтобы ей помочь, сверх и помимо тех видов лечения и химиотерапии, которые она уже пробовала. Я сказал, что не знаю никакой лучшей медицинской помощи, чем она уже получает, и что наилучший известный мне способ быть ей полезным – это прослеживать ее процесс. Она согласилась. В нашем разговоре она рассказывала мне, что очень встревожена. Она жаловалась на панику, учащенное сердцебиение и ужасный страх. Очень быстро дыша, она снова и снова повторяла: «Что происходит?» Возможно, она была напугана потому, что чувствовала, насколько она близка к смерти. Вот почти дословный отчет о ее переживаниях.

Я предложил, чтобы она описывала мне свои переживания и как можно лучше следовала им. Она сказала, что ее «сердце бьется так неистово, что она может чувствовать, как оно барабанит у нее в груди». Когда я предложил начать с этого переживания сердца, она стала спокойнее. Спустя мгновение, она сказала очень тихим и спокойным голосом, что видит себя «падающей в ничто… падающей в ничто». Поэтому я сказал «давай исследуем это ничто». Она сказала, что боится падать в это небытие. «Оно такое пустое». Я мягко посоветовал ей доверять и следовать своему опыту. «Быть может, окажется, что это просто ничего», – печально ответила она.

Чтобы сократить нашу получасовую беседу, позвольте мне резюмировать. Она сказала мне по телефону (трубку которого Херб прижимал к ее уху), что хотя и колеблется, но попробует исследовать то чувство падения. Она сообщила, что видит себя кружащейся в воздухе в «пустоте». В тревожном и в то же время возбужденном состоянии она повторяла «Я падаю, падаю, падаю». В испуге она спрашивала: «Что дальше?». Я ответил, что нам следует подождать, и ее процесс скажет нам, что будет дальше, если вообще что-то будет. Мы спокойно подождали около минуты, а затем она, к своему собственному (и моему) удивлению радостно сказала, что «приземляется около реки».

«Да, я приземляюсь! Я опускаюсь на реку и мне так приятно видеть на воде красивую зеленую утку!» Она сказала, что ее поразила шея птицы – она «трепетала», быстро двигаясь взад и вперед. Возможно, утка готовилась взлететь. «Прекрасно». После недолгого молчания, она сказала «прощай» и мы расстались друг с другом. Это был последний разговор, который у нее был с кем-либо.

Сегодня, оглядываясь назад, я думаю о последних моментах ее жизни. Я высоко ценю то, как Херб о ней заботился. Я размышляю о ее видении. Я хочу еще поразмышлять вместе с вами, дорогой читатель. Сперва я хочу здесь поблагодарить Сару за то, что она побудила меня опубликовать ее слова. Когда я закончил эту книгу, мне попался автобиографический очерк, в котором она пишет, что живет у реки и как птица на рекеiv. Как замечательно, что в последние месяцы своей жизни она переехала на берег реки Колумбия в Портленде.

Ее последний рассказ о своем процессе поднимает всевозможные вопросы. Что за разум направлял ее через ту «пустоту» к реке и птице? Какова природа того разума внутри нее, который сперва проявлялся в ее трепещущем сердце, а затем в трепетании птицы? Было ли то пугающее сердцебиение телесным эффектом, возникавшим из-за приближения смерти? Или это был ее опыт сновидения того, что она называла «трепещущей птицей»? Что устраивает так, что наши телесные переживания, вроде трепещущего сердцебиения, отражают наши фантазии и сновидения (такие, как трепещущая утка), или наши сновидения отражают наши телесные переживания? Каков был смысл той пустоты или «небытия», которого она боялась и которое она, в конце концов, пересекла, прежде чем обнаружила утку? Когда она, в конце концов, подчинилась этому небытию, ее обычная форма исчезла, и взамен ее внимание сосредоточилось на птице на воде.

На страницу:
1 из 3