Полная версия
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1
Наличие органов чувств обязательно для того, чтобы постичь то, что воспринимается ими. Поэтому если один из этих органов отсутствует, то человек не может овладеть связанными с ним знаниями. Например, если человек родился слепым или глухим, то он не сможет правильно осмыслить то, что воспринимается зрением и слухом, даже если он будет постигать их другими органами чувств путём сравнения. Это как в притче. Слепого спросили: «Как выглядит белый цвет?» «Он сладок», – ответил слепой. Когда великого поэта Рудаки, который был слепым от рождения, попросили описать цвет, он сказал: «Он подобен верблюду»[65].
Однако следует отметить, что отсутствие одного чувства усиливает остальные. Так, у слепых людей очень сильно развиты слух или вкус, а у слепых животных – обоняние. Это можно сравнить с источником воды, который впадает в пять рек. Если одно из пяти его течений будет перекрыто, то уровень воды в остальных четырёх руслах поднимется. Или если, например, обрубить одну из пяти ветвей дерева, то остальные четыре будут расти быстрее.
Разъясняя то, как внешние органы чувств воспринимают информацию и взаимодействуют с внутренними органами, Ибн Мискавайх пишет: «Ощущаемые явления оказывают воздействие на зрение и прочие чувства и затем проходят. Но вместе с тем все чувства возносятся к единой силе под названием «общее ощущение». Она, в свою очередь, собрав информацию с каждого чувства, хранит её посредством другой силы под названием «воображение». Поэтому после того как ощущаемые явления проходят, эта сила может воссоздать их в памяти человека»[66].
Ибн Мискавайх не считает, что органы чувств не могут ошибаться. Более того, он указывает на ошибки каждого из них. Ошибка глаз заключается в том, что большие предметы в отдалении они видят маленькими. Так, они видят солнце маленьким, хотя оно во много раз больше нашей планеты, быстро вращаемое пламя им кажется огненным кругом, а находящиеся в воде предметы кажутся им кривыми. Ошибка языка заключается в том, что когда человек испытывает сильную жажду, он не может распознавать вкусы или находит сладкое горьким. Также слух и обоняние ошибаются, когда резко переходят от громких звуков и резких запахов к тихим и нежным. Разумеется, эти ошибки познаются не самими органами чувств, так как они в принципе неспособны что-то познавать. Они распознаются более высокой силой, которая именуется разумом[67].
Рациональное познание
Рациональное познание есть постижение образа чего-либо без помощи органов чувств. Ибн Мискавайх считает разум божественным даром и внутренним про роком человека, который согласуется с учениями внеш него пророка и божественным законом. Он ставит разум выше чувства, а умопостигаемое выше чувственного. Он поясняет, что это превосходство не есть превосходство в пространстве, но умопостигаемое, в отличие от чувственного, благородно, абстрактно и вечно. Благородство души основано именно на её союзе с умопостигаемыми явлениями и абстракциями, которые находятся вне времени и пространства[68].
Ибн Мискавайх, как и Аристотель, задаётся четырьмя вопросами ради познания всякой вещи. Вначале он вопрошает о бытии (хал хува
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Худжат ал-ислам (араб. – доказательство ислама) – один из высших исламских религиозных титулов, наряду с аятоллой и великим аятоллой, рангом ниже аятоллы, примерно соответствует епископу в христианстве.
2
Хауза – традиционная исламская академия, духовная семинария, в которой изучаются исламские дисциплины.
3
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 65.
4
Мухаммад Мухаллаби, сын Мухаллаба ибн Аби Сугры. Секретарь, а затем визирь Му‘изз ад-Даулы. Один из выдающихся поэтов и писателей своего времени. Умер в 352 г.л.х.
5
Мухаммад ибн Хусайн ибн Мухаммад, известный как Ибн ал-‘Амид. Визирь Рукн ад-Даулы и один из лучших писателей своей эпохи. Са‘алиби пишет о нём: «Писательство началось с ‘Абд ал-Хамида и закончилось на Ибн ал-‘Амиде. Будучи визирем Рукн ад-Даулы, он мудро, благо нравно и смело управлял вверенными ему делами. У него была прекрасная библиотека. Умер в 360 г.л.х.».
6
Ни‘мат, Шайх ‘Абд Аллах. Фаласифаи ши‘а. С. 170–173.
7
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 105, 167 и 179.
8
‘Амили, Сайид Мухсин, Амин. А‘йан аш-ши‘ат. Т. 3. С. 159.
9
Ибн Мискавайх. Таджаруб ал-умам. Редакция и предисловие Абу ал-Касима Имами. Предисловие. С. 23. «Дар Суруш ат-тиба‘а ва ан-нашр». Теге ран, 1366 г. с.х.
10
Таухиди, Абу Хаййан. Ал-Имта‘ ва ал-му’анаса. Т. 1. С. 35; Т. 2. С. 39. «Ладжнат ат-та’лиф ва ат-тарджама». Каир, Египет.
11
Исма‘ил ибн ‘Ибад ибн ‘Аббас был визирем династии Бувайхидов, видным учёным и литератором, которого прозвали «Сахибом» (Спутником), потому что он всегда сопутствовал Муаййид.
12
Шахразури, Мухаммад. Нузхат ал-арвах. С. 26.
13
Абу ал-Фарадж ‘абд Аллах ибн Таййиб. Багдадский врачеватель, который лечил больных в больнице ‘Адуд ад-Даулы и написал множество книг по медицине. Умер в 435 г. л.х.
14
‘Иса ибн Йахйа Джурджани. Учёный-лекарь, который в совершенстве владел арабским языком. Некоторые считают его учителем Ибн Сины.
15
См.: Йакут. Му‘джам ал-удаба’. Т. 5. С. 14.
16
Харазми, Абу Бакр. Раса’ил. С. 102.
17
Харазми, Абу Бакр. Раса’ил. С. 102.
18
См.: Да’ират ал-ма‘ариф ташаййу‘. Т. 1. С. 368.
19
Ахлаки Насири. С. 36.
20
Cм.: Мубарак, Заки. ал-Ахлак ‘инда ал-Газали. С. 75
21
Текст этого завещания приводится Йакутом Хамави в книге “Му‘джам ал-удаба’” (Т. 5. С. 17–19).
22
С. 83, 213, 255.
23
Му‘джам ал-удаба’. Т. 5. С. 10.
24
Ахбар ал-‘улама’ би-ихбар ал-хукама’ (Вести об учёных в сообщениях мудрецов). С. 217.
25
Чтобы ознакомиться с полным текстом завещания Ибн Мискавайха, см: Абу Хаййан Таухиди. Ал-Мукабисат. С. 323 и далее; Абу Сулайман Мантики. Саван ал-хикмат ва салас раса’ил. С. 347 и далее; Йакут. Му‘джам ал-удаба’. Т. 5. С. 17 и далее.
26
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 75–76.
27
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 75–79.
28
Ибн Мискавайх пишет об этом: «И, поистине, человек становится совершенным созданием благодаря силе разума, который является наилучшим даром Всевышнего Аллаха и величайшим благом, которым Он одарил его и превознёс над другими животными» (Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 16).
29
Ибн Мискавайх по этому поводу пишет: «Поистине, человек обладает духовным благородством, в котором он соответствует благим духам, которые называются ангелами, и обладает телесным благородством, в котором он соответствует животным. Так, он состоит их этих двух элементов». (См.: Тахзиб ал-ахлак. С. 88; Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 27 и 39).
30
См.: Ал-хавамил ва-ш-шавамил. С. 323 и 350; ал-Фауз ал-асгар. С. 45 и 48.
31
Ал-хавамил ва-ш-шавамил. С. 34–36.
32
Более подробно об этих аргументах см.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 28–33.
33
Там же. С. 37–38.
34
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 61, 68.
35
Ал-хавамил ва-ш-шавамил. С. 38–39.
36
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 62–65.
37
Там же. С. 65.
38
Там же. С. 66–67.
39
См.: Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 34–35.
40
Там же. С. 56–57.
41
Там же. С. 62.
42
Кадариты – приверженцы одного из исламских миро воззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек аб со лют но свободен в своих помыслах и совершаемых поступках и Бог не принимает в этом участия. В противоположность кадаритам джабариты являлись сторонниками абсолютной Божественной предопределенности.
43
Джабариты – представители одной из первых мировоззренческих исламских школ, которые, в противоположность кадаритам, признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.
44
Ал-Хавамил ва аш-шавамил. С. 150, 220–226.
45
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 177.
46
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 250, 346–347.
47
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 49.
48
Там же. С. 128–129.
49
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 347.
50
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 15–16, 116–117.
51
См.: Дафтари хамкарии хауза ва данишгах (Бюро сотрудничества хаузы и университета). Ара’и данишмандани мусулман дар таълим ва тарбийат ва мабании ан (Воспитание и обучение и их основы с точки зрения мусульманских учёных). Т. 1. С. 22.
52
Ал-хавамил ва аш-шавамил. С. 18.
53
Там же. С. 42, 45, 92.
54
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 55–56.
55
Ибн Мискавайх пишет об этом: «Одно из отличий меж людей – это различность их положений в восприятии благородных нравов» / Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 54.
56
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 15, 18, 117, 301–304.
57
Там же. С. 117, 208–209.
58
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 77–78.
59
Тахзиб ал-ахлак. С. 116–117.
60
Ибн Мискавайх пишет о совершенном человеке следующим образом: «И, поистине, когда он становится совершенным человеком и достигает вершины своего горизонта, в нём отражается свет высшего горизонта. И он становится совершенным мудрецом, к ко то рому приходит вдохновение в деле принятия решений и помощь из высшего мира в разумных соображениях. Или он становится поддерживаемым пророком, к которому приходит откровение разными путями, которые ведомы Всевышнему Аллаху, и он становится посредником между высшим собранием и собранием низшим» / Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 79.
61
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 52, 137–138.
62
Ибн Мискавайх пишет: «И питает эту душу соответствующей ей пищей, которая восполняет её недостатки. И эта пища есть знание и умножение сведений» / Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 64.
63
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 227.
64
Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 96, 100.
65
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 80, 83.
66
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 127, 360.
67
Ал-Фауз ал-асгар. Рукопись, хранящаяся в библиотеке Аятоллы Мар‘аши Наджафи. С. 28–29; Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 32–33.
68
Ал-хавамил в-аш-шавамил. С. 137, 305; Ибн Мискавайх. Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак. Кум: Бидар. 1371 г. с.х. С. 88–89.