Полная версия
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей. Том 1
Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей
Том I
От издательства
В наши дни, когда все более очевидным становится кризис морали «общества потребления», когда искусственные культурные ценности, навязываемые человечеству на протяжении не одного десятилетия, медленно, но верно начинают изживать себя, на повестку дня выходит проблема воспитания нового поколения, обладающего высокой духовностью. В свете растущего социального запроса на эффективное нравственное воспитание детей и молодежи особенное значение приобретает исламская педагогика как система, способная сформировать цельную личность, обладающую широким спектром лучших человеческих качеств.
Предлагаемый читателю сборник содержит обзор взглядов на проблемы педагогики пятерых известнейших мусульманских мыслителей прошлых веков: Ибн Мискавайха, Зарнуджи, Сухраварди, Ходжи Туси и Маулави Руми. Изучение их богатого философского наследия способно оказать немалую помощь при создании исламской педагогической системы, а также может стать отправной точкой для изучения истории исламской мысли и цивилизации в целом.
Данное издание предназначено в первую очередь для специалистов в области исламской педагогики, однако оно будет полезно каждому родителю, желающему воспитать своего ребенка настоящим Человеком.
Предисловие
Нет никакого сомнения в том, что на протяжении всей истории человечества наука процветала благодаря глубоким размышлениям учёных мужей и что каждая её ветвь и вехи научного развития яснее просматривались в историческом аспекте. Именно так глубже раскрывались многие моменты, создавая необходимые условия для инноваций в науке и для её перехода на качественно новый уровень.
Педагогика также не является исключением. В наше время она охватывает различные знания, часть которых имеет практический характер, часть – теоретически-философский, часть – повествовательно-исторический. Среди них особое место занимают «История педагогических воззрений» и «История воспитания и обучения». Теперь учёные и мыслители уделяют гораздо большее, чем прежде, внимание историческому и практическому подходу к делу воспитания и обучения подрастающего поколения.
Изучение педагогических взглядов и мнений мусульманских мыслителей с исторической точки зрения также занимает видное место в исламской педагогике. Секрет необходимости всестороннего исследования в этом направлении кроется в том, что постижение процесса становления исламской мысли и стадий развития мусульманской науки и культуры зависит от знания истории исламской педагогики и этико-педагогических воззрений мусульманских философов. И так как религиозные убеждения оказывали значительное влияние на их взгляды, настоящее исследование способно помочь лучше познать специфику исламской педагогики.
Необходимость подобных изысканий отчётливее проявится тогда, когда мы сравним внушительный объём научных работ, посвящённых идеям западных и немусульманских мыслителей, с небольшим количеством сочинений, написанных об этико-педагогических взглядах мусульманских учёных.
Разумеется, в этом направлении проведены определённые исследования на арабском, персидском и европейских языках, и изданы различные книги. Однако эти издания не лишены недостатков, они в немалой степени однобоки и анахроничны.
Настоящий сборник посвящён духовному наследию пятерых известных мусульманских мысли те лей и педагогов, в нём приводятся их идеи и взгляды. И это лишь небольшой вклад в дело заполнения существующего в рассматриваемой сфере вакуума.
Главные особенности данного издания:
– выбор пятерых мыслителей из огромного числа мусульманских учёных согласно таким критериям, как научные заслуги и наличие сочинения по этике или педагогике;
– включение в сборник представителей самых разных идейных школ и направлений;
– обращение к первоисточникам;
– извлечение идей мыслителей из их трудов и систематизированное изложение материала.
Эта книга не только может быть полезна в учебно-практическом плане, но может иметь также теоретическое и исследовательское применение. Она способна создать предпосылки для того, чтобы в будущем изучалась эволюция педагогических взглядов мусульманских мыслителей и историческая взаимосвязь идей каждого из них. Так же она может положить начало классифицированию педагогических школ в исламской истории, их анализу и критике.
Бесспорно, это исследование окажет немалую помощь при создании исламской педагогической системы. Кроме того, изучение истории педагогических и социально-политических идей послужит отправной точкой для познания истории исламской мысли и цивилизации в целом. И, наконец, благодаря подобным исследованиям можно определить слабости педагогических идей мусульманских учёных и извлечь из этого анализа полезные уроки.
Далее мы кратко укажем на некоторые выводы, вытекающие из анализа истории педагогических воззрений исламских мыслителей.
I. В целом этико-педагогические школы мусульманских учёных можно классифицировать следующим образом.
1. Философская школа. Эта школа изучает вопросы этики и воспитания теоретическим методом и исследует их в свете философских проблем. Среди её представителей можно упомянуть таких мыслителей, как члены секты «Братьев чистоты», Фараби, Ибн Сина, Ибн Мискавайх, Ходжа Туси и Шейх Ишрак.
2. Школа хадиса и калама. Данная школа главным образом опирается на предания и имеет выраженный нравственно-религиозный характер. Представителями этого направления были Газали, Файз, Маджлиси и Нараки. Разумеется, Газали занимает среди них особо видное место.
3. Школа фикха. Представители этой школы, такие как Ибн Сахнун, Кабиси, Зарнуджи и Шахид Сани, рассматривали вопросы воспитания и обучения сквозь призму фикха и морали.
4. Гностическая школа. Некоторые учёные изучали этико-педагогические вопросы гностическими методами. Среди них можно упомянуть таких видных мыслителей, как Мухйи ад-Дин, Маулави и Малики Табризи.
5. Практико-аналитическая школа. В истории педагогической мысли мусульман было немного последователей этого направления, и потому сложно найти таких же выдающихся мыслителей, как Ибн Халдун, которые объективно изучали различные этико-педагогические вопросы.
В новейшей истории Ислама были такие учёные, как Табатабаи, Имам Хомейни и Мутаххари, которые проводили исследования в сфере педагогики смешанными методами с учётом новых реалий и современных политических, социальных, культурных и педагогических условий. Эту группу можно назвать «компиляционной». Также можно выделить ещё одну отдельную «школу литераторов».
II. Главными источниками, к которым обращались мусульманские мыслители при изучении этико-педагогических вопросов, были Коран и хадисы, мистицизм и гностицизм, греческая философия, личный и социальный опыт.
Безусловно, школы и мыслители по-своему использовали эти источники, чаще обращаясь к одним и ре же – к другим. И чтобы определить, кто к каким источникам больше обращался, необходимо провести соответствующие исследования. Также следует изучить, насколько сильное влияние на этико-педагогические воззрения мусульман оказали книги древнегреческих авторов и представителей других культур.
III. В истории исламской педагогики можно найти массу положительных аспектов, однако следует также упомянуть о самых главных её недостатках.
1. Этико-педагогические проблемы и в целом отрасли практической мудрости редко изучались в от дельной и серьёзной форме, в отличие от теоретической мудрости, философии, фикха и калама. Поэтому этико-педагогические взгляды учёных очень схожи между собой, и в этом отношении почти нет такого теоретизирования, которое встречается в других областях знаний. Кроме того, масштабы и границы обсуждаемых тем и вопросов, а также наличествующей литературы очень узки. В них отсутствуют то разнообразие и та глубина, которые встречаются в других исламских науках.
2. Педагогические вопросы в их подлинном смысле, т. е. внесение изменений в сознание и поведение других людей, в особенности детей и юношества, рассматривались в свете этических проблем, а также принципов формирования собственной личности. Очень редко они изучались в отдельной, независимой форме. Фундаментальные вопросы воспитания не занимали особого или хотя бы приемлемого места в мусульманской философии и праве.
3. Между основами, целями, принципами и метода ми этики и педагогики либо нет гармонии и взаимосвязи, либо не приложено достаточно усилий для их познания и обнаружения, хотя они могли бы сыграть неоценимую роль в развитии исламской мысли.
4. Систематическое обращение к таким религиозным источникам, как Коран, изречения и жизнеописание Пророка и пречистых имамов, не всегда сопровождалось точным анализом этико-педагогических понятий, за исключением трудов Газали. Особый метод исследования Шахида Сани, основанный на фикхе и этике, практически не нашёл применения после его смерти. Если бы такие подходы широко использовались, то объём изученных этико-педагогических вопросов удвоился бы.
В экзегетике, хадисоведении, фикхе и философии имеются хорошие возможности для постановки и об суждения педагогических вопросов. Но когда мы пристальнее изучаем сочинения по перечисленным наукам, то ясно видим, что этим вопросам в них уделяется очень мало внимания.
5. Совмещение «объективного научного подхода» с «фундаментальным теоретическим взглядом» в социально-педагогических вопросах весьма полезно, и оно наблюдается во многих воззрениях мусульманских мыслителей. Однако в педагогических идеях такой синтез не применён должным образом. Исключением можно считать только Ибн Халдуна, начинания которого практически не были продолжены в исламском мире после его смерти.
6. Историческая взаимосвязь между взглядами отдельных мыслителей и предшествовавших им деятелей науки зачастую неправильно представлена. Фактические этико-педагогические воззрения этих учёных не изучены в хронологическом порядке с должным анализом и чёткой критикой их источников.
Несмотря на это, педагогические идеи мусульманских мыслителей имеют много достоинств, главными из которых являются приоритет духовности и нравственный подход к жизни. Именно эти достоинства легли в основу становления и развития образовательных систем в Средние века.
В предлагаемом сборнике приводятся мысли известных философов, которые высказывались в области исламской педагогики, но не тех учёных и политиков, что внесли весомый вклад в создание систем образования и научных центров исламского мира. Также здесь не рассказывается о том, как функционировали эти системы и центры, хотя исламская история едина и все её фрагменты и элементы взаимосвязаны.
Предлагаемый уважаемым читателям сборник «Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских учёных» содержит следующие части:
– «Взгляды Ибн Мискавайха» (подготовлена худжат ал-исламом[1] Абу Джа‘фари под редакцией Фасихизада);
– «Взгляды Зарнуджи» (подготовлена худжат ал-исламом Факихи под общей редакцией Фасихизада);
– «Взгляды Йахйи Сухраварди» (подготовлена худжат ал-исламом Бихишти);
– «Взгляды Ходжи Туси» (подготовлена худжат ал-исламом Абу Джа‘фари под редакцией Бихишти);
– «Взгляды Маулави» (подготовлена худжат ал-исламом Бихишти).
Пользуясь случаем, выражаем свою искреннюю благодарность главному куратору этого проекта – доктору Ахмаду Ахмади – за его ценные наставления.
Отдел педагогических наук Научно-исследовательского института хаузы[2] и университета старается путём проведения исследований и издания книг проложить новый путь к познанию исламской педагогики. Наш отдел выражает огромную благодарность всем сотрудникам, которые были задействованы в этом проекте, а также руководству Научно-исследовательского института хаузы и университета за их научное руководство и про сит всех специалистов и читателей направлять, исправлять и критиковать нашу работу.
Отдел педагогических наукИбн Мискавайх
Жизнь и творчество
1. Жизнь Ибн Мискавайха
Мусульманский мыслитель четвёртого столетия Ахмад ибн Мухаммад ибн Йа‘куб, известный как Ибн Мискавайх, родился в 325 г. лунной хиджры в Рее. О детстве и молодости учёного известно немного. Исходя из того, что он сам пишет в «Тахзиб ал-ахлак», можно заключить, что жизнь Ибн Мискавайха делилась на два периода. Юность его прошла в праздных гуляниях и стремлении нажить состояние. Однако в зрелые годы в результате духовного преобразования он обратился к науке и духовному очищению, открыв тем самым новую страницу своей жизни. Призывая каждого к самосовершенствованию, Ибн Мискавайх так описывает свои юные годы:
«Кто в детстве не получит достойного воспитания, кого отец взрастит примитивными стихами и лжи вы ми рассказами, облагораживая скверности и прививая сладострастие, а затем он найдёт путь в чертоги вельмож, где за подобные стихи дают награду, со льётся с друзьями, которые призывают к плотским наслаждениям, и пристрастится к скапливанию яств, одежд, скота и украшений, – как это всё случилось со мной, – тот лишится счастья, понесёт урон, и на него обрушится злосчастье».
О втором периоде своей жизни, в котором самоанализ и духовные искания кардинально преобразили его, Ибн Мискавайх пишет: «Уже в зрелом возрасте я с великим трудом бросил все те недостойные привычки и очистил свою душу от всего дурного и скверного»[3].
Ибн Мискавайх жил в эпоху правления Бувайхидов, которые славились своим благородством и просвещённостью. Они оказывали почёт и поддержку учёным, поэтам, писателям и прочим представителям интеллигенции, используя их как инструмент для сохранения и укрепления своей власти. Поэтому в эпоху их правления исламская культура и цивилизация процветала и развивалась быстрыми темпами. Особенно это касалось научной, литературной и философской сфер. Ибн Мискавайх прожил свой век, служа нескольким правителям из этой династии. Сначала он находился на службе Мухаллаби[4], визиря Му‘изз ад-Даулы. Затем перешёл на службу к Ибн ал-‘Амиду[5], мудрому визирю Рукн ад-Даулы, который в 353 г. л.х. вверил ему управление своей огромной библиотекой и доверил воспитание и обучение своего сына Абу ал-Фатха. Ибн Мискавайх семь лет служил Ибн ал-‘Амиду. После смерти Ибн ал-‘Амида должность визиря перешла к его сыну Абу ал-Фатху, который занимал этот пост до 366 г. л.х. И всё это время Ибн Мискавайх был рядом с ним. После кончины Рукн ад-Даулы и прихода к власти его сына ‘Адуд ад-Даулы Ибн Мискавайх сохранил за собой должность библиотекаря и советника правителя, который нередко посылал его в качестве своего представителя с той или иной миссией. Ибн Мискавайх также находился на службе Бувайхидов в Рее, Фарсе, Багдаде и Исфахане и занимался научной и воспитательной деятельностью. Прожив около ста лет, он умер в 421 г. л.х. в Исфахане во время правления Султан ад-Даулы и был похоронен в квартале Хаджави этого города[6].
По религиозным убеждениям Ибн Мискавайх был шиитом, что подтверждается многими фактами. На пример, по кунье его звали Абу ‘Али, а правители и визири из династии Бувайхидов, известные своей бескомпромиссной приверженностью шиизму, проявляли к нему высокое уважение. В своих произведениях он восторженно отзывается о шиитских имамах, называет ‘Али «имамом» и «повелителем правоверных», использует в его адрес такие выражения, как «да благословит его Аллах» и «мир ему», и очень высоко ценит его знания и отвагу[7].
Приверженность Ибн Мискавайха к шиитскому тол ку при знают многие историки и биографы[8]. Кроме того, в нескольких местах своих трудов Ибн Мискавайх полностью соглашается с присущими шиитам идеями и даже использует их терминологию, такую, например, как «ал-амр байна ал-амрайн» (промежуточное положение), когда затрагивает вопрос о свободе выбора и фатальности.
2. Личность Ибн Мискавайха
Благодаря своим бесчисленным способностям и неустанным стараниям, щедротам великого кладезя книг, что находился в его руках, а также научному рассвету в эпоху династии Бувайхидов, в которую он жил, Ибн Мискавайх сумел достичь высот в различных науках, как то: философия, этика, химия, медицина, история, поэзия и литература. Некоторые прозвали его «Третьим Учителем» после Аристотеля и Фараби, ведь Фараби разъяснил и дополнил теоретическую мудрость Древней Греции, а Ибн Мискавайх упорядочил и соразмерил практическую мудрость[9].
Историки не упоминают имён его учителей, и даже современник Ибн Мискавайха Абу Хаййан Таухиди подверг его критике за то, что у него было много наставников[10]. Однако в действительности у Ибн Мискавайха не было учителей. Его педагогами были любовь и рвение к учёбе и многочисленные доступные ему книги. Он в совершенстве владел персидским и арабским языками, знал сирийский и пехлевийский языки.
В философии и этике Ибн Мискавайх пользовался переведёнными сочинениями Платона, Аристотеля и Га лена. На его труды более всего оказали влияние взгляды Аристотеля, изложенные в трактате «О душе» и книге «Никомахова этика». Иногда он пытался объединить несколько мнений или выдвинуть новую идею. В этом плане он также пользовался трудами мусульманских учёных, таких как Ибн Мукаффа‘, Фараби, Кинди и ‘Амири. Кроме того, благодаря углублённому изучению книг по истории, в том числе «Та’рих» (История) Табари, и осведомлённости о тех событиях, что произошли в век правления династии Бувайхидов, он написал такую ценную книгу, как «Таджариб ал-умам». В медицине и сопутствующих ей науках он черпал вдохновение в со чинениях Закарийи Рази.
Помимо тесных отношений с учёными визирями Сахибом ибн ‘Ибадом[11], Мухаллаби и Ибн ал-‘Амидом, ад-Дауле. У него была огромная библиотека. Умер в 385 г. л.х.
Ибн Мискавайх был современником и общался с таким известным философом, как Ибн Сина. Об их первой встрече рассказывают, что молодой Абу ‘Али пришёл в учебный кружок Ибн Мискавайха, сидевшего в окружении многочисленных учеников, и, бросив перед ним грецкий орех, попросил измерить площадь его поверхности. В ответ на это Ибн Мискавайх кинул ему несколько страниц своей книги об этике и сказал: «Ты сначала исправь свой нрав, чтобы я измерил площадь поверхности ореха, ибо ты больше нуждаешься в исправлении своего нрава, чем я в измерении»[12].
Ибн Мискавайх поддерживал отношения с врачевателями Абу Таййибом[13] и Абу Сахлом Масихи[14], общался и переписывался с такими литераторами, как Абу Хаййан Таухиди, Бади‘ аз-заман Хамадани и Харазми.
Абу Хаййан и Ибн Мискавайх вели между собой активную переписку, в которой обсуждали различные вопросы по литературе, философии, этике и общественным проблемам своего времени. Все эти вопросы и ответы впоследствии были собраны в виде книги «Алхавамил ва-ш-шавамил».
Бади‘ аз-заман в одном из своих писем к Ибн Мискавайху просит извинения за сплетни об учёном, распускаемые от его, Бади‘ аз-замана, имени, и в сложенных в честь Ибн Мискавайха стихах называет его своим кумиром[15].
Харазми также дружил с Ибн Мискавайхом и в одном из своих писем очень душевно сопереживал философу в его семейных проблемах и молился за него[16].
Ибн Мискавайх являлся современником сообщества Их ван ас-сафа’, но не был с его членами в хороших отношениях, так как те, в отличие от него, имели политические цели и находились в оппозиции к правящему режиму. Кроме того, они стремились связать между со бой религию и философию, а в этических воззрениях склонялись к суфизму[17].
3. Творчество Ибн Мискавайха
Ибн Мискавайх оставил много ценных трудов по разным наукам, особенно по этике и философии. По этим двум дисциплинам он написал такие книги, как «Тахзиб ал-ахлак ва татхир ал-а‘рак», «Тартиб ас-са‘адат», «Ал-Фауз ас-асгар», «Ал-Хикмат ал-халидат». «Тахзиб ал-ахлак» – его самый значимый и ёмкий труд по этике, который охватывает все этические принципы и основы и отличается удивительной упорядоченностью и основательностью. По убеждению не которых, это первый систематичный, гармоничный и аргументированный трактат по этике[18].
Эта книга, написанная под влиянием сочинений древнегреческих авторов, особенно Аристотеля, оказала большое влияние на труды других мыслителей, последовавших за Ибн Мискавайхом. Так, Хаджа Насир Туси назвал свою книгу «Ахлаки Насири» переводом «Тахзиб ал-ахлак» с некоторыми дополнениями[19], а Газали пользовался ею при написании своего труда «Ихйа’ ‘улум ад-дин» («Воскрешение религиозных наук»)[20].
Целью Ибн Мискавайха при написании этой книги, как он сам признаётся на её первых страницах, было создание благонравия в человеческой душе, вследствие которого она может без труда совершать благие деяния. Для достижения этой цели необходимо познать душу, её силы и способности и изучить то, что может привести к очищению души и её спасению либо к загрязнению и погибели. Исходя из данных принципов, Ибн Мискавайх разделил свой трактат на семь глав: «Определение души», «Нравы и характеры», «Разница между благом и счастьем», «Деяние человека», «Виды любви», «Душевные болезни» и «Душевная медицина».
Книга «Ал-Хикмат ал-халидат», переведенная на персидский язык как «Джавидани хирад» («Вечность мудрости»), содержит нравственно-воспитательные афоризмы разных народов. В книге «Ал-хавамил ва-шшавамил», которая состоит из двух частей: вопросов Абу Хаййана к Ибн Мискавайху под общим названием «Ал-хавамил» и ответов Ибн Мискавайха под названием «Аш-шамавил»; рассматриваются различные вопросы по философии, этике и литературе.
Ибн Мискавайх также оставил завещание, которое со держит краткое изложение разнообразных мнений и взглядов относительно этики и её философии[21]. Наряду с этим он написал несколько трактатов, в которых развиваются эти взгляды, в частности, «Ал-Лаззат ва ал-алам» («Трактат об удовольствиях и страданиях»), «Рисала фи ат-таби‘а» (Трактат о природе), «Рисала фи джаухар ан-нафс» (Трактат о сущности души), «Ал-‘Акл ва-л-ма’кул» (Ум и умопостигаемое), «Ан-Нафс ва ал-‘акл ва хакикат ал-‘адл» (Душа, разум и истина справедливости).
Кроме того, Ибн Мискавайху принадлежит ряд сочи нений по медицине и химии. Сам Абу Райхан в разных местах своей книги «Ас-Сайдана» («Фармакогнозия») упоминает о его медицинских взглядах[22]. По словам Йакута[23], Ибн Мискавайх написал книгу «Ал-Джами‘»
(«Все охватная»), которая, по мнению некоторых исследователей, была создана под влиянием книги «Ал-Хави» («Всеобъемлющая») Закарийи Рази. Труды «Ал-Ашрибат» («Напитки»), «Таркиб ал-баджат мин ал-ат‘имат» («Рецепты блюд») и «Ал-Адвийат ал-муфрадат» («Лекарственные снадобья») также посвящены медицине и связанным с ней наукам.
На тему истории перу Ибн Мискавайха принадлежит такая ценная книга, как «Таджариб ал-умам». Написанная с целью нравственного воспитания, она повествует о различных событиях прошлого и призывает людей извлекать уроки из истории.
Также Ибн Мискавайх оставил ряд сочинений по литературе и поэзии, среди которых – «Унс ал-фарид» («Радость одинокого человека»). По словам Кифти[24], это – наилучшая книга коротких рассказов.
Итак, с помощью сочинений Ибн Мискавайха по этике и философии, в частности «Тахзиб ал-ахлак», «Тартиб ас-са‘адат», «Ал-Фауз ал-асгар», «Ал-хавамил ваш-шавамил» и «Ал-Хикмат ал-халидат», мы разъясним его взгляды на воспитание в четырёх главах под названиями «Человек», «Познание», «Мораль» и «Обучение и воспитание». Теперь же завершим эту часть о жизни и творчестве Ибн Мискавайха цитатой из его завещания искателям мудрости:
«О искатель мудрости! Очисти свое сердце и укрепи свой дух, ибо мудрость есть величайший дар Божий… Знай, куда бы ты ни повернул разум, он обратится в ту сторону. Если ты направишь его к религии, он познает её самым глубоким и отличным образом. Если же ты обратишь его к мирской жизни, то он склонится к ней, хоть она преходяща и непостоянна»[25].
Глава первая
Человек
Человек – объект воспитания и обучения. По этому мнение каждого мыслителя о человеке, о его способностях и качествах оказывает большое влияние на его педагогические взгляды. Так, разъясняя место человека в реальном мире, его сущность и способности, Ибн Мискавайх раскрывает его особенности и добродетели.
Место и роль человека
Ибн Мискавайх считает человека средоточием мироздания, сердцевиной бытия и объединителем множественностей, потому что всякое движение начинается с него и заканчивается на нём. Человек вбирает в себя лучшие качества творений и является ясным до во дом о единственности, мудрости и всемогуществе его создателя.
Ибн Мискавайх определяет место человека следующим образом. С точки зрения телесности все природные тела одинаковы и ни в чём друг друга не превосходят. Но после того как они принимают благородные формы, между ними возникают некие различия. Так, те минералы, которые лучше других принимают благородные формы, благороднее их всех. Иерархия меж ними определяется, таким образом, до тех пор, пока в них не возникает способность принимать растительную сущность.