bannerbannerbanner
Актуальные вопросы семейного воспитания
Актуальные вопросы семейного воспитания

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Покаяние: «Воистину, Аллах любит кающихся»[37]. Имам Садик сказал: «Если человек будет каяться искренне, то Аллах возлюбит его и скроет его грехи в этом и грядущем мирах»[38].

Богобоязненность: «Поистине, Аллах любит богобоязненных»[39].

Добродетельность: «Воистину, Аллах любит творящих добро»[40].

Терпение: «Они не проявили слабости и не смирились. Ведь Аллах любит терпеливых»[41].

Упование: «Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих»[42].

Справедливость: «Воистину, Аллах любит справедливых»[43].

Чистота: «В этой мечети [совершают молитву] мужи, которые хотят очиститься от грехов. Воистину, Аллах любит очищающихся [от грехов]»[44].

Следование Пророку: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи…”»[45].

Усердие на пути Аллаха: «Поистине, Аллах любит тех, кто сплоченными рядами радеет за Его Слово, будто они – прочное строение»[46].

В Священном Коране приводится много подобных айатов, где Всевышний Аллах описывает тех, кого Он любит.

Праведные имамы также указывали на признаки возлюбленных Всевышним людей, которые называются «Причины любви к Аллаху». Здесь мы не станем утверждать, что каждый, кто пожелает, сможет достичь высшей степени Божьей любви, но скажем, что все может быть. Мы должны следовать теми путями и дорогами, которыми шли приближенные Бога, вдохновляться их примером, познать божественную любовь и самосовершенствоваться с ее помощью. Самое главное – ступить на этот путь, который приведет нас к Творцу.

3. Причины любви к Аллаху

а. Познание Аллаха

Имам Хасан считал, что путь любви к Аллаху лежит через Его познание, и говорил: «Кто познает Аллаха, то полюбит Его»[47].

В книге «Мисбах аш-шари‘а» говорится:

«Телом познающий находится среди людей, но душой он с Аллахом. Если на мгновение его сердце отвлечется от Него, то он умрет от тоски по Нему. Познающий – хранитель Его аманатов, сокровищница Его тайн, кладезь Его света, путеводитель людей к Его милости, носитель Его знаний и мерило Его справедливости. Он не нуждается в людях и мирских благах. У него нет друзей, кроме Аллаха. Он мыслит, говорит и действует благодаря Ему, ради Него и с Ним. Поэтому он прогуливается в священных садах Всевышнего и радуется Его благам. Познание Аллаха – это корень, от которого ответвляется вера»[48].


б. Поминание Аллаха

Пророк сказал: «Кто часто поминает Аллаха, того Он возлюбит»[49]. В священном предании говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Если Мой раб будет постоянно поминать Меня, Я удовлетворю все его желания и дарую наслаждения. Тогда он возлюбит Меня, а Я его. И тогда Я сниму покров между Мной и им и дарую ему способность не забывать Меня даже тогда, когда забудут все люди. Устами этого раба будут говорить Мои посланники. Ибо он истинный герой».

Один из главных способов проявления любви к Аллаху – это служение и поклонение Ему, что позволяет человеку устанавливать прямую связь со своим Творцом. Так он может без посредников поведать Ему о своих тайнах, излить свою душу и доказать свою любовь. Да, существует множество молитв, дошедших до нас от имамов и праведников, и через них человек может обращаться к Нему. Но в этом нет нужды: он может общаться со Всевышним своими словами.

Богоугодные люди учили нас обращаться к Всевышнему Аллаху с такими словами:

«Господи! Внуши нам желание стремиться к тебе! Озари наши очи и сердца светом Своим, дабы они прорвали все покровы и узрели истоки величия, и наши души упокоились в лоне святости Твоей!»[50]

Обращаясь к Всевышнему Аллаху, Пророк молил Его:

«О Творец! Сделай так, чтобы любовь к Тебе была дороже всего для меня, а страх пред Тобой страшнее всего! Отдали от меня мирские желания страстью узреть Тебя! И если сделал Ты мирскую жизнь светом очей для мирян, то сделай светом очей моих служение Тебе!»[51]

Имам Садик также молил Всевышнего Аллаха:

«Господи! Наполни мое сердце любовью к Тебе, страхом пред Тобой, убежденностью и верой в Тебя, трепетом и благоговением пред Тобой! О Обладатель Величия и Радушия!»[52]

Эти лишь несколько примеров из множества молитв угодных Богу, которые приводятся в религиозных книгах. Но и этого достаточно для того, чтобы узнать, с какой искренностью и любовью они обращались к своему Возлюбленному. Таким образом они учат нас всех, что самый верный путь познания Аллаха и получения высшего наслаждения лежит через прививание себе Его качеств и атрибутов, а это возможно лишь через мольбы и обращения к Нему.


в. Богобоязненность

Предание гласит, что Имам Бакир сказал Джабиру:

«Джабир! Знай, что богобоязненные люди требуют от тебя наименьших затрат и приносят наибольшую пользу. Если ты поминаешь Аллаха, то они помогают тебе в этом, а если ты забываешь о Нем, они напоминают тебе. Они постоянно говорят о повелениях Божьих и всегда следуют им. Они дружат лишь ради Него и взирают на Него своими сердцами, ибо знают, что только Он достоин этого»[53].


г. Признаки любви к Аллаху

Те, кто искренне любит Аллаха, обладают определенными признаками, по которым их можно узнать. Здесь мы укажем на некоторые из этих признаков, которые упоминаются в словах праведных имамов:

1. Любящий Аллаха человек желает Его довольства.

Кто любит Всевышнего, тот предпочитает Его веления своим желаниям и потому не сожалеет и не печалится об упущенных мирских благах. Если подарить ему весь мир, он не станет ликовать. Он желает довольства Всевышнего, и потому его радость заключается в Его довольстве.

В молитве любящих Бога праведников мы читаем:

«О надежда сердец томящихся! О верх мечтаний любящих! Молю Тебя о Твоей любви, и о любви тех, кто любит Тебя, и о любви к тому, что приблизит меня к Тебе! Молю Тебя сделаться для меня самым любимым!»[54]

В другой молитве говорится:

«Господи! Разве может тот, кто испытал сладость любви к Тебе, предпочесть другого?»[55]

2. Любящий Аллаха человек желает встречи с Ним.

В известном предании говорится, что, когда Ангел смерти явился к Ибрахиму, пророк спросил: «Видел ли ты, чтобы друг желал смерти своему другу и умертвил его?» И тогда Всевышний Аллах сказал ему в откровении: «О Ибрахим! Друг мой! Видел ли ты того, кто не желал бы встречи со своим другом?» После этого пророк сказал: «О Ангел смерти! Вот теперь забери мою жизнь»[56].

Согласно преданию, однажды некий бедуин пришел к Пророку и спросил его: «О Пророк! Когда наступит Судный день?» Пророк в ответ спросил: «А что ты приготовил для него?» На что бедуин ответил: «Я мало молился и не держал долгих постов, но я всегда любил Аллаха и Его посланника». Тогда Пророк сказал: «Каждый будет пребывать с тем, кого он любит»[57].

Истинный влюбленный убежден в том, что Всевышний всегда выполняет Свои обещания, и потому он всегда готов к своей смерти и жаждет встречи с Ним. Те же, кто боится смерти, сомневаются во встрече с Ним. Ведь кто любит своего Господа, тот не может бояться смерти.

3. Любящий Аллаха человек всегда поминает Его.

Любящий Аллаха человек никогда не перестает поминать и славословить своего Творца. И, когда любовь к Нему достигнет предела, никто и ничто не сможет занимать его мысли, кроме Него.

Файд Кашани приводит в книге «Махаджат ал-байда» такой рассказ о пророке Исе:

«Однажды пророк встретился с тремя группами людей, которые были удивительно худыми и бледными. Он спросил первую группу о том, что с ними. Они сказали, что дошли до такого состояния из-за страха перед адом. И пророк сказал, что Всевышний обезопасит их от адских мучений из-за их страха перед ними. Затем он спросил то же самое у второй группы, люди в которой были еще худее. Они ответили, что из-за сильного желания попасть в рай они отказались от всех преходящих мирских благ.

Тогда пророк сказал, что Аллах дарует им то, чего они желают. После этого он обратился с тем же вопросом к третьей группе, члены которой пребывали в еще худшем состоянии. И они ответили, что, любя Аллаха, дошли до такого состояния из-за разлуки с Ним и что они стремятся лишь к Нему и хотят достичь лишь Его. Тогда пророк Иса сказал: “Вы и есть приближенные Аллаха!”»

Харам ибн Хайан сказал: «Когда правоверный познает своего Творца, он полюбит Его, и когда он полюбит Его, то устремится к Нему, а когда он почувствует сладость стремления к Возлюбленному, он не будет взирать на блага этого мира и не станет желать благ иного. Тогда телом он будет находиться в этом мире, но душой – пребывать в загробном»[58].

4. Любящий Аллаха человек желает уединения с Ним.

Любящий Всевышнего человек всегда ищет возможности обращаться к Нему с молитвами и беседовать с Ним в уединении. Лучшими моментами своей жизни он считает то время, что он проводит со своим Возлюбленным вдали от мирской суеты.

Имам Садик сказал:

«Аллах поведал пророку Мусе в откровении: “О сын Имрана! Лжет тот, кто думает, что любит Меня, если с наступлением ночи он ложится спать. Разве влюбленный не желает уединения со своим Возлюбленным? О сын Имрана! Мне ведомо состояние тех, кто любит Меня. С наступлением ночи они обращают ко Мне сердца и взоры. Воображая Мое воздаяние, они беседуют со мной через свидетельствование. О сын Имрана! Во тьме ночной посвящай мне благоговение сердца, смирение тела и слезы очей! В этом случае ты найдешь Меня вблизи себя”»[59].

Словом, качества тех, кто искренне любит Аллаха, – это правдивость, искренность, верность завету, милосердие к людям, благоговение перед Богом. Они самые искренние в хранении тайн, самые правдивые в речах, самые верные в соблюдении заветов. Они самые чистые в помыслах и делах и самые смиренные перед Всевышним. Когда они обращаются к Нему, ангелы гордятся ими. Ради них Бог обустраивает землю, благодетельствует людям, удовлетворяет их нужды и отвращает от них беды.

Имам ‘Али сказал: «Любовь к Аллаху – это пламя, которое воспламеняет того, кто ощущает ее. Свет Божий освещает все, на что падает… Потому если кто-то возлюбит Аллаха, то Он дарует ему все, что он пожелает»[60].

Также Имам Садик учил: «Не отдавайте свое сердце кому-то, кроме Всевышнего Аллаха, ибо это Его заповедное место»[61].

Имам ‘Али, описывая тех, кто любит Аллаха, сказал: «Если Аллах возлюбит кого-нибудь из числа своих рабов, то дарует ему желание служить Ему и довольствоваться тем, что он имеет. Он также дарует ему знания и прозорливость, укрепит его веру и убежденность, вдохновит на наилучшее служение Ему, украсит спокойствием и кротостью, лишит его любви к мирской жизни и отвратит его от страсти к мирским благам»[62].

Поэтому истинный влюбленный не выражает открыто свою любовь к Всевышнему, ибо это не соответствует Его величию, и хранит молчание, хотя его сердце кипит и переполняется к Нему любовью.

Истинные влюбленные не отделяют в божественном цветнике бытия розы от шипов и в соответствии с айатом «В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности» не различают красоту и убожество. А неискренне любящие взирают на все это и согласно айату «Мы веруем в одних и не веруем в других» принимают одни знамения и творения Аллаха и отвергают другие. Сердца тех наполнены Божьим светом, а взоры этих обделены им[63].


д. Любовь к семейству Пророка и приближенным Аллаха

Когда в сердце человека зарождается любовь к Аллаху, он также начинает любить и приближенных к Нему людей. Потому что, когда человек питает интерес к кому- то, он питает интерес и к тем, кто близок к нему. Любовь к семейству Пророка укрепляет любовь к Всевышнему и усиливает привязанность к высоким божественным ценностям и желание привить себе добродетели. Согласно преданию, благородный Пророк сказал: «Любите Аллаха, ибо Он достоин любви. Любите меня из любви к Господу и любите моих родных из любви ко мне»[64]. В день мубахалы, когда Пророк накрыл плащом членов своего дома, он прочел молитву: «О Всевышний! Причисли меня к тем, кто любит их».

Имам ‘Али сообщает, что Пророк однажды сказал: «В Судный день раб Божий не сделает ни шагу, пока его не спросят о четырех вещах… Четвертый вопрос будет о любви к членам моего дома»[65].

Чистые чувства и проявление любви к дому Пророка укрепляют стопы человека на пути истины и защищают его от грехов и пороков. Чем сильнее человек будет любить имамов, тем вернее он будет следовать им.

Рассказывают, что некий сириец каждый день приходил к Имаму Бакиру и говорил ему: «О мой господин! Я так сильно люблю вас, что не могу вынести разлуку с вами и должен каждодневно видеть вас». Однажды он заболел и три дня не мог прийти к Имаму. И, не стерпев муки разлуки, умер на четвертый день. Тогда сподвижники Имама донесли до него эту весть и попросили прочитать над ним заупокойную молитву. Имам повелел им омыть покойного, завернуть в саван и положить на погребальные носилки. И когда он пришел в траурное собрание, то обратился к покойному по имени, и тот ответил ему! Ожив, он сказал: «Клянусь величием Творца, когда мою душу унесли в мир вечный, до меня дошел глас, велевший вернуть меня, чтобы я ответил на зов своего господина!»[66]

Признаки любви к дому Пророка

1. Любовь, сопряженная с благодеяниями и богобоязненностью

Любовь к дому Пророка требует богобоязненности и сердечной чистоты. Тот, кто любит членов дома Пророка, показывает это своими поступками. Как сказал Имам ‘Али: «Кто любит нас, пусть следует нашим деяниям и облачается в богобоязненность»[67].

Богобоязненность и избегание грехов отличают тех, кто любит членов дома Пророка. Так эти люди вмещают в себя любовь к ним, ведь грешные сердца не могут быть местом для любви к угодным Богу.


2. Любовь к друзьям членов дома Пророка

Кто любит членов дома Пророка, тот непременно любит их сторонников. Как сказал Имам ‘Али: «Кто желает узнать, истинно ли он любит членов дома Пророка, тот пусть обратится к своему сердцу. Если в нем есть любовь к нашим друзьям, то он наш друг»[68].

Следует помнить, что любовь к дому Пророка и дружба с его недругами не могут ужиться в одном сердце. Как сказано в молитве, которая читается при посещении святых мест: «Я с вами, с вами, а не с другими». В одном из изречений Имама ‘Али сказано: «Кто возлюбит Аллаха, тот возлюбит Пророка, а кто возлюбит Пророка, тот возлюбит нас, а кто возлюбит нас, тот возлюбит и наших сторонников»[69].


3. Готовность к лишениям

Любовь и привязанность к дому Пророка невозможна без готовности терпеть трудности и лишения. Ведь искренность чувств человека проявляется тогда, когда они подвергаются испытаниям. Когда в его жизни произойдут неприятные события, тогда он и обнаружит своих истинных и неистинных друзей.

Из некоторых слов Имама ‘Али следует, что большинство людей неспособно истинно любить членов дома Пророка, в особенности его самого. В частности, он сказал: «Если даже гора полюбит меня, то она сокрушится на месте». Здесь имеется в виду, что вслед за любовью явятся трудности и лишения, и такая судьба ждет всех благочестивых людей, которые искренне любят членов дома Пророка[70].

Плоды любви к членам дома Пророка

Как следует из изречений непорочных имамов, каждое доброе и дурное деяние имеет свои последствия в этой и в грядущей жизни. Любовь и ненависть к членам дома Пророка не являются исключением из этого правила. Любовь к ним как ценная добродетель приносит людям добрые плоды и возвышает их. Вдохновляясь словами Имама ‘Али, ниже мы перечислим некоторые из плодов.


1. Воскрешение вместе с членами дома Пророка

Имам ‘Али сказал: «Кто полюбит нас, тот будет с нами в Судный день. Если человек полюбит даже камень, то Всевышний Аллах воскресит его вместе с ним»[71]. Имам раскрыл нам это общее правило затем, чтобы каждый человек знал, что будет ждать его в будущем и, исходя из этого, принимал решения и планировал свою жизнь. Это правило также очень важно при воспитании человека, так как оно указывает путь к развитию и совершенству, и обязанность воспитателя заключается в создании благоприятной почвы для того, чтобы воспитанник искренне полюбил членов дома Пророка.


2. Достижение высших добродетелей

Повелитель правоверных Имам ‘Али сказал: «Самое прекрасное благодеяние – это любовь к нам, а самое скверное злодеяние – ненависть к нам»[72]. Имам ‘Али также сказал: «Кто возлюбит нас, членов дома Пророка, тому вера принесет пользу и его благодеяния будут приняты»[73].

Это свидетельствует о величии членов дома Пророка и необходимости любить их. А любовь к ним выражается в следовании их словам и деяниям. Божественного воспитания и человеческого совершенства сможет достичь лишь тот, кто будет испытывать такую любовь.

Заключение

Главная цель воспитания на основе любви – это внушение воспитаннику желания служить Аллаху. Оно должно быть настолько сильным, чтобы могло сформировать его поведение на основе следования учениям религии и привило следующие свойства.


1. Упование на Всевышнего и отказ от эгоизма

Когда любящий Всевышнего человек видит, какую великую пользу приносит Возлюбленный, он желает служить Ему во всем. Как говорил Имам Хусайн в своей молитве: «Что потерял тот, кто нашел Тебя?! И что нашел тот, кто потерял Тебя?!» Эти слова отражают истинные чувства человека, который любит Бога, так как ничто в сравнении с любовью к Всевышнему не представляет для него никакой ценности.


2. Слабость влюбленного перед Возлюбленным

Слабость влюбленного человека резко отличается от других видов слабостей. Чем сильнее человек любит что- то или кого-то, тем слабее он становится перед ним. Слабость перед объектом любви усиливается вместе с любовью к нему. Чем сильнее чувство, тем более безоружным становится человек. Это свойство обязательно должно быть присуще тому, кто истинно любит Всевышнего, потому что до тех пор, пока он не почувствует свою слабость и немощь перед Ним, он не станет всеми силами держаться за Него.


3. Отречение влюбленного от всего, кроме Возлюбленного

Свойство любви таково, что чем сильнее любит человек, тем равнодушнее он становится ко всему, кроме Возлюбленного. Порой это чувство доходит до полного отречения от всего и всех. Как сказано в молитве: «О Всевышний! Позволь мне совершенно отречься от всех ради Тебя!»[74]

Истинной любви свойственно устранять все печали, кроме одной, самой великой. Как сказал Хафиз Ширази:

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ассистент-профессор Учебно-исследовательского института им. Имама Хомейни. zarabi@qabas.net

2

Нахдж ал-балага. Хутба 198; Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 68. С. 344.

3

Сахифа Саджадийа. С. 87. Молитва 20.

4

Бакир Шариф ал-Кураши. ан-Низамат-тарбави фи ал-ислам. С. 41.

5

Хусайн Махдизада. Айини ‘аклварзи. Глава 2. С. 96.

6

Коран, 17:24.

7

Коран, 26:18.

8

Аббас Куми. Мафатих ал-джинан. Молитва Абу Хамзы Самали.

9

Указ. соч. Молитва Кумайла.

10

Сахифа Саджадийа. Молитва 17. Абзац 3.

11

Хусайн ибн Мухаммад Рагиб Исфахани. Мурадаталфаз Кур’ан. С. 214.

12

Указ. соч. С. 196.

13

Коран, 2:165.

14

Мухаммад Хусайн Табатабаи. Тафсир ал-Мизан. Т. 1. С. 620.

15

Мухаммад ибн Ибрахим Садрад-Дин Ширази. Асфар. Т. 2. С. 161–162; Мабда’ вама‘ад. Со ссылкой на: Саджади. Фарханги ‘улуми ‘акли. С. 113.

16

Мухаммад Ала ибн ‘Али Таханави. Кашшафу истилахати ал-фунун. Т. 1. С. 136.

17

Саид Рахимийан. Хуббва маками мухаббат дар хикматва ‘ирфани. С. 65.

18

Абд Аллах ибн Мухаммад Ансари. Маназилас-са’ирин. С. 150.

19

Саид Рахимийан. Хуббва маками мухаббат дар хикматва ‘ирфан. С. 65.

20

Салих Адима. Ма‘нашинаси иважагани Кур’ан. С. 19.

21

Указ. соч. С. 159.

22

Там же.

23

Там же.

24

См. Мухаммад Таки Мисбах. Худшинаси бараихудсази. С. 23–32.

25

Муртаза Мутаххари. Фитрат. С. 86 и 191.

26

Муртаза Мутаххари. Инсан дар Кур’ан. С. 23.

27

Коран, 27:89.

28

Коран, 3:31.

29

Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабуйа (Шейх Садук). ал-Хисал. С. 188.

30

Хасан ибн Мухаммад Дайлами. Иршад ал-кулуб. С. 171.

31

Зайнад-Дин ибн ‘Али (Шахид Сани). Мунйат ал-мурид. С. 116.

32

Мухаммад ибн Шах Муртада Файд Кашани. Махаджат ал-байда. Т. 8. С. 62.

33

Мухаммад Мухаммади Рийшахри. Кимийаи мухаббат. Глава 3. С. 158.

34

Нахдж ал-балага. Хутба 91. С. 311.

35

Мухаммад ибн Йа‘куб Кулайни. УсулКафи. Т. 8. С. 247. Изречение 357.

36

Мухаммад ибн Хасан Туси. Мисбах ал-муджтахид. С. 583. Изречение 691.

37

Коран, 2:222.

38

Абу Джафар Мухаммад ибн Якуб Кулайни. Кафи. Т. 2. С. 230.

39

Коран, 3:76.

40

Коран, 3:134.

41

Коран, 3:147.

42

Коран, 3:159.

43

Коран, 5:42.

44

Коран, 9:108.

45

Коран, 3:31.

46

Коран, 61:4.

47

Масуд ибн Иса Варрам. Танбих ал-хаватир. Т. 1. С. 52.

48

‘Абд ар-Раззак ибн Мухаммад Хашим. Мисбах аш-шари‘а. С. 519.

49

Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 3. С. 160.

50

Аббас Куми. Мафатих ал-джинан. Мунаджат ша‘банийа (Молитвы месяца шабан).

51

‘Али ибн Хисамад-Дин ал-Муттаки. Канз ал-‘уммал. Т. 2. С. 182.

52

Рида ад-Дин ибн Муса ибн Джафар ибн Тавус. Икбалал-а‘мал. Т. 1. С. 173.

53

Абу Джафар Мухаммад ибн Якуб ал-Кулайни. Кафи. Т. 2. С. 133; Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 73. С. 36.

54

‘Али Мишкини. ал-Мисбах ал-мунир. С. 123.

55

Там же.

56

Мухаммад ибн Шах Муртада Файд Кашани. Махаджат ал-байда. Т. 8. С. 6.

57

Там же.

58

Указ. соч. С. 7.

59

Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 70. С. 14.

60

Указ. соч. Т. 27. С. 25.

61

Там же.

62

Указ. соч. Т. 81. С. 88.

63

Мирза Риза Нури. Рийад ал-мухиббийн. С. 105.

64

Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 27. С. 111. Изречение 83.

65

Мухаммад ибн Нуман (Шейх Муфид). Амали. С. 353.

66

Мирза Риза Нури. Рийад ал-мухиббийн. С. 138.

67

Мухаммад Бакир Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 10. С. 107.

68

Указ. соч. Т. 27. С. 53.

69

Фурат ибн Ибрахим ал-Куфи. Тафсир Фурат ал-Куфи. С. 128.

70

Ибн Аби ал-Хадид. Шарх Нахдж ал-балага. Т. 18. С. 275.

71

Мухаммад ибн ‘Али ибн Бабуйа (Шейх Садук). Амали. С. 209.

72

Абд ал-Вахид Амиди. Гурар ал-хикам ва дурар ал-килам. Т. 2. С. 480.

73

Мухаммад ибн Хасан Саффар. Баса’ир ад-дараджат. С. 364.

На страницу:
2 из 3

Другие книги автора