Полная версия
Сказание о Кербеле
Мехди Газали
Сказание о Кербеле
© ООО «Садра», 2016
* * *Во имя Бога
От издательства
Трагическая гибель Хусейна ибн Али и его сподвижников в жестоком бою, произошедшем в 61 году хиджры (680 г. н. э.) в пустынном иракском местечке Кербела (носившем ранее название Найнава), – неутихающая боль в сердце любого мусульманина. Совсем немного времени понадобилось умме Мухаммада, чтобы забыть заветы своего Пророка, отстранить от власти его наследников и развязать кровавую вражду с потомками того, кто принес людям свет истинной религии. Апофеозом этой вражды стало сражение на берегах Евфрата, в котором сошлись с одной стороны – несметные полчища правителя Йазида ибн Муавийи, а с другой – крошечный отряд Хусейна ибн Али, любимого внука Посланника Аллаха: 72 преданных соратника, до последнего вздоха сражавшихся плечом к плечу со своим предводителем, защищая дело Дома Пророка. Не зря многие говорят: если бы не героическое самопожертвование Хусейна, ислам в своем чистом, незапятнанном виде перестал бы существовать.
Яркая, светлая книга Мехди Газали – это рассказ о том, что предшествовало тем событиям, о том, как они развивались, о страшной и героической битве, ставшей их венцом. И, конечно, в первую очередь – о людях, чьими руками вершилась история. О Хусей – не, сыне Имама Али и внуке Пророка Мухаммада. О его семье и сподвижниках – и о его врагах. Это – рассказ о подвиге, который не будет забыт до тех пор, пока существует род человеческий.
Предисловие
Иногда так бывает, что какое-то событие в жизни человека происходит исподволь, тихо и незаметно. И если бы оно не протекало именно так – неторопливо и плавно, то в него никто бы и не поверил. А если такое событие привлечет всеобщее внимание, то никому бы не захотелось, чтобы оно имело место в действительности. Однако оно происходит на самом деле. Более того, иногда сам человек принимает в нем самое непосредственное участие.
И то, что случилось на шестьдесят первый год по хиджре в Кербеле, относится как раз к разряду таких событий. Корни его уходят в невежество жителей Аравийского полуострова, как, впрочем, и в миссию Пророка ислама, последнего из пророков, в невозможность отрицать ислам и существование Пророка, халифата, завоевания, искренность Али, его смелость и справедливость, его право на халифат, вероломство одних и благородство других, волю Господа и повиновение ей Хусейна, друга Господа.
События в Кербеле более всего похожи на легенду. И как бы хотелось, чтобы всё это было лишь легендой, и не более! Но это – быль, хотя в нее и трудно поверить.
В этой книге мы попытались описать те дни просто, откровенно и полно. Наш рассказ – в виде отдельных, но взаимосвязанных историй.
Глава об Имаме
Хусейн. Он всегда и во всем был впереди других. Когда нужно было слушаться Имама Хасана, своего брата, и подчиняться ему, он был самым покладистым из всех. Когда нужно было молчать, он был тише всех, и молчание его было пугающим. А когда произошло восстание, он оказался самым решительным. Хусейн всегда был предводителем для остальных и никогда не прятался ни у кого за спиной. Он всегда был убежищем для других, сам же никогда и ни у кого не искал убежища. Именно таким и полагалось быть настоящему Имаму.
Когда разразилась беда при Кербеле, каждый из его сподвижников, умирая, звал Хусейна. Все они хотели склонить голову к ногам того, кто всегда и во всем был предводителем.
Но кого же должен был звать он сам, когда, израненный, рухнул наземь: «Господи, я доволен тем, чем Ты доволен, и сдаюсь я на Твою милость и суд. Нет бога, кроме Тебя…»
Хотя мы и старались рассказать в этой главе всё, что относится к жизни Хусейна, Господина мучеников, но, волей-неволей, подробности, касающиеся его семейства и сподвижников, выделены в отдельные главы, чтобы не допустить повторений.
В любом случае, эта глава сказаний о Кербеле – о том, кто не прятался за спинами своих сподвижников и возглавлял свой народ, как и подобает настоящему Имаму. Эта глава – об Имаме.
* * *Когда до рождения Хусейна оставались считаные дни, Пророк пожелал отправиться в поездку из Медины в другой город. Тогда он пришел к Фатиме и сказал ей: «Джабраил поведал мне, что вскоре у тебя появится сын. Не давай ему молока, пока я не вернусь, даже если я задержусь на целый месяц».
Он говорил то же самое и тогда, когда на свет появился Хасан. Однако материнская любовь заставила Фатиму нарушить обещание и накормить его своим молоком уже через три дня после рождения.
А когда родился Хусейн, Фатима ждала, когда приедет ее отец. Когда Пророк прибыл, он просунул язык в ротик Хасана, а потом и Хусейна, и те стали сосать живительную влагу изо рта Пророка, своего деда.
Он повторял это много раз. Иногда даже засовывал палец обоим братьям в рот, чтобы они сосали его. И Хусейн рос и развивался благодаря деду своему, Мухаммаду.
* * *Новорожденного принесли к Пророку, чтобы тот выбрал для него имя. Посланник Аллаха сказал: «Я не буду опережать Господа в выборе имени для этого ребенка».
Вскоре ему явился Джабраил и сказал: «Место Али рядом с тобой – как место Харуна рядом с Мусой, так дай сыну Али то имя, которым звали сына Харуна».
Мухаммад спросил: «А как звали сына Харуна?»
Джабраил ответил: «Шабир».
Мухаммад сказал: «Но мой родной язык – арабский».
Тогда Джабраил сказал: «Назовите его Хусейном!»
И так ребенок стал зваться Хусейном.
* * *Мухаммад прочитал в его правое ухо азан, а в левое – икамат. Когда ребенку было только семь дней от роду, его дедушка сказал: «Сбрейте ему волосы и раздайте столько же милостыни, сколько весят его волосы». Из стада выбрали одного барана, и Пророк отправил его в дар повитухе, ведь Посланник Аллаха заботился обо всех земных надобностях новорожденного.
* * *Асма, служанка в доме Фатимы Захры и Али, принесла новорожденного Пророку. Когда тот увидел ребенка, то заплакал и сказал: «О Господь, прокляни его убийцу!»
Асма носила его Пророку второй раз, когда ребенку было всего семь дней от роду. Но Пророк снова заплакал и сказал: «Горестно мне».
Асма спросила его: «Ты плакал и сегодня, и в первый день. Да будут мои родители жертвой за тебя. Скажи, почему ты заплакал?»
Пророк ответил: «Я плачу из-за внука своего, которого убьют тираны из племени Омейядов. Да проклянет их Аллах, да не получат они моего заступничества… Господь мой! Люби этих двух мальчиков – Хасана и Хусейна, люби тех, кто их любит, и прокляни врагов их!»
* * *Один человек пригласил Пророка и нескольких его сподвижников на обед в свой дом. По дороге они заметили Хусейна, игравшего на улице. Пророк отошел от своих сподвижников и пошел к Хусейну, раскинув руки, чтобы обнять его. Но мальчик всякий раз убегал от него то в одну сторону, то в другую, вызывая этим смех Пророка. Наконец Мухаммад поймал его. Прижался лицом к лицу ребенка и сказал: «Хусейн от меня, а я – от Хусейна. Да возлюбит Господь каждого, кто любит Хусейна!»
* * *Он усадил Хусейна к себе на шею, прижимая руками к своей груди его ножки, и так подошел к сподвижникам. Те увидели, что Хусейн сидит на шее у Пророка. Мухаммад обратился к ним с таким словами: «Люди! Это – Хусейн, сын Али, его родители – самые лучшие родители на свете. То, что Господь дал Хусейну, Он не давал ни одному другому из потомков пророков, за исключением Йусуфа».
* * *Пророк столь часто повторял эти слова, что их знали все. Знали и печалились. Пророк говорил: «Хасан и Хусейн – предводители юношей рая». Он уже тогда называл их предводителями.
* * *Мухаммад посадил Хусейна к себе на плечи и пошел с ним по улице. Один человек увидел их и сказал Хусейну: «Мальчик, какого же хорошего коня ты оседлал!»
На что Мухаммад ответил: «Он еще и всадник отличный!»
* * *Однажды люди читали намаз вместе с Пророком. Один из его земных поклонов очень затянулся, и некоторые даже стали думать, что с Пророком что-то случилось. Как только намаз подошел к концу, они спросили: «О Посланник Аллаха, почему так затянулся твой земной поклон, что-то случилось?»
Пророк ответил: «Когда я делал земной поклон, ко мне подбежал мой внук Хусейн и забрался ко мне на шею. Я не хотел торопиться и подождал, когда он закончит игру».
* * *Однажды Джабраил спустился на землю и протянул Пророку горсть земли, затем что-то сказал ему и удалился. Пророк понюхал ту землю и заплакал, прижав к груди Хусейна.
Умм Салама встревожилась, но Пророк обратился к ней: «Умм Салама, Джабраил сказал мне, что это земля из Кербелы, из того места, где убьют после моей смерти Хусейна. Пусть она хранится у тебя. И как только она превратится в кровь, внук мой погибнет как мученик».
Умм Салама поместила ту землю в стеклянный сосуд и каждый день смотрела на нее. Она говорила: «Земля, тот день, когда ты превратишься в кровь, будет великим днем».
* * *Когда Хасан и Хусейн зашли в дом, то удивились: их мать спала, а покрыта она была какой-то тканью. Они сказали Асме: «Наша мать днем в такой час обычно не почивает!»
И тут Асма разрыдалась и сказала им: «Ваша мать не спит!»
Хасан бросился на грудь матери и, весь в слезах, воскликнул: «Мамочка, заговори же со мной до того, как душа моя отделится от тела!»
Хусейн припал к ногам матери, целовал их и плакал, приговаривая: «Мамочка, заговори со мной, прежде чем сердце мое остановится и смерть моя придет!»
В ту пору Хусейну было восемь лет, и он уже успел потерять и дедушку своего, Посланника Аллаха, и мать утратил, став сиротой.
* * *Усман терпеть не мог Абу Зарра и в конце концов отправил его в ссылку в Рабазу. Он приказал, чтобы никто не сопровождал его, чтобы он покинул город подобно преступнику.
Однако Али проигнорировал этот указ Усмана и отправился проводить Абу Зарра вместе со своими сыновьями, Хасаном и Хусейном, братом Акилем и зятем Абдуллой, а также помощником Аммаром.
Хусейн попрощался с Абу Зарром. Он сказал ему: «Дядюшка! Господь может изменить твое положение… Эти люди больше, чем ты, привязаны к этому миру. Ты не нуждаешься в том, чего у них нет, а им нужно то, от чего ты отказался… Потерпи, не волнуйся. Терпение и выдержка – это атрибуты набожности, а нетерпение все равно не отсрочит смерть человека…»
Так Абу Зарр, один из великих сподвижников Посланника Аллаха, был выслан в Рабазу.
* * *Во время битвы при Сиффине Али позвал к себе сына, Мухаммада Ханафийю, и сказал ему: «Атакуй правый фланг вражеского отряда». Мухаммад вместе со своими воинами напал на отряд врага, отбросил его и вернулся назад. Он сказал отцу: «Отец, воды!»
Али подал сыну воды и побрызгал немного на его тело и доспехи. Капли крови сочились из-под звеньев кольчуги Мухаммада. Али дал Мухаммаду немного передохнуть, а потом снова сказал: «А теперь напади на левый фланг вражеского отряда».
Как и в первый раз, Мухаммад со своими воинами напал на вражеский отряд и рассеял его. И снова вернулся, но уже раненый. И только и смог произнести, что: «Воды…»
Али, как и в первый раз, подал ему напиться и вылил немного воды на его доспехи. И снова сказал: «Атакуй центр вражеского войска».
Мухаммад и на этот раз напал на врага и когда возвращался в свой стан, у него уже было множество ранений, к тому же он плакал. Али сказал ему: «Да будет твой отец жертвой за тебя! Ты обрадовал меня. Но почему ты плачешь? От радости или от страха?»
Мухаммад ответил: «Почему бы мне не плакать? Ты три раза посылал меня на смерть, и Господь возвращал меня целым и невредимым. И каждый раз, когда я возвращался, ты не давал мне передышки и снова отправлял меня в бой, а моим братьям, Хасану и Хусейну, ты не приказал сражаться ни разу. Почему?»
Али поцеловал Мухаммада в голову и сказал: «Ты мой сын, а эти двое – внуки Пророка Божьего. Разве я не должен охранять внуков Посланника Аллаха?»
Мухаммад смутился и произнес: «Да, отец, ты прав. Да отдам я за тебя и за них жизнь свою».
Вскоре к Мухаммаду подошел один человек и спросил: «Почему Али только тебя отправляет на верную смерть, а Хасана с Хусейном – нет?»
На это Мухаммад ответил: «Хасан и Хусейн – очи отца моего, а я – его правая рука. Отец мой сделал руку свою щитом, что прикрывает глаза его!»
* * *Всякий раз, когда он становился прочитать намаз, Хусейн бледнел. Когда у него спросили о причине этого, он ответил: «Разве вы не знаете, пред Кем я собираюсь предстать?»
* * *Он увидел однажды трех нищих, что сидели на земле, расстелив на ней кафтан, и ели кусок хлеба. Заметив Хусейна, они пригласили его присоединиться к ним. Хусейн прочитал им айат из Корана, где говорилось о том, что Господь не любит высокомерных людей, затем присел рядом с ними и отведал их угощения. И сказал: «Я принял ваше приглашение, а теперь ваша очередь принять мое приглашение». Имам повел их к себе домой, и всё, что было у него из еды, выложил перед ними на стол, и все вместе они поели.
* * *Одна из невольниц в доме Имама Хусейна подарила ему букет цветов. Хусейн взял букет и сказал: «Я освобожу тебя ради Господа».
Кто-то из тех, кто видел такое его обращение с прислугой, удивился и сказал: «Как же так, вы освободили ее из-за одного букета цветов, который ничего не стоит?»
Имам улыбнулся и сказал: «Такое воспитание дал нам Господь. Ведь сказано же в Коране: “Если кто-то сделал для вас благое дело, ответьте на это большим благом”».
* * *Это случилось незадолго до мученической гибели Имама Хасана. Он слег в постель у себя дома, и Хусейн, увидевший его в таком состоянии, заплакал. Имам сказал ему: «Милый Хусейн, почему ты плачешь?»
Хусейн ответил: «Из-за твоего состояния!»
Хасан сказал: «Это был яд, который отправит меня на тот свет, но нет ни одного дня, который был бы похож на день твоей смерти. Тридцать тысяч человек, заявляющих, будто принадлежат к умме Мухаммада, нападут на тебя, чтобы убить, и прольют твою кровь, и честь твою уничтожат, и семью твою заберут в плен, и имущество твое растащат. В тот момент с небес вместо дождя пойдет кровь и посыплется земля, и каждое живое существо будет плакать и скорбеть по тебе, даже пустынные гады и рыбы морские».
Ни один день не был и не будет похож на день гибели Имама Хусейна.
* * *Джа’ба, сын Хабиры, сын тети Хусейна по отцу и муж его сестры, написал ему из Куфы письмо: «Здесь все взгляды обращены к тебе… Здесь уже настолько хорошо тебя знают, что если ты захочешь по праву сражаться с врагами и дружить с верными тебе друзьями, приезжай сюда, ибо мы готовы жизнь свою отдать за тебя».
В ответ на это Хусейн написал письмо: «Да поможет Господь брату моему, но сейчас я не собираюсь устраивать мятеж… Да помилует вас Аллах. Оставайтесь дома… и будьте осторожны, пока Муавийа в живых, чтобы он не усомнился в вас. А как только он умрет, то если я еще буду жив, то напишу вам о своем мнении».
* * *После мученической смерти Имама Хасана несколько шиитов написали письмо Имаму Хусей – ну, чтобы он приехал к ним и помог организовать восстание против Муавийи.
Но вот каков был ответ Имама Хусейна: «У нас с Муавийей имеется договоренность, и мы придерживаемся ее. Как только он умрет, то мы поступим так, как должны».
Хусейн был не из тех, кто стал бы попирать мирный договор, заключенный его братом.
* * *Один караван вез из Йемена в Сирию товары для Муавийи. Путь каравана пролегал через Медину. Хусейн приказал перехватить эти товары, а потом распределил их между нуждающимися и некоторыми своими родственниками. Он написал Муавийе такое письмо: «Это письмо Хусейна ибн Али Муавийе ибн Абу Суфйану. Караван из Йемена проходил через город, чтобы доставить тебе деньги, одежду, благовония, янтарь, чтобы ты сложил их в сокровищницах Дамаска, и твои братья и семейство все до единого могли пользоваться ими. Мне они были нужны, и я их взял. Мир тебе».
* * *Один араб-кочевник пришел в Медину и спросил: «Я очень беден и нуждаюсь. Кто в этом городе самый щедрый и великодушный человек?»
Все направляли его к Хусейну, сыну Али.
В мечети тот араб, наконец, обнаружил Хусейна. Он прочитал оду, прославляющую доброту и щедрость Имама и его семейства, и рассказал о своей нужде.
Когда Имам закончил намаз, он вернулся домой и спросил у Канбара: «Осталось ли что-нибудь из трофеев из Хиджаза?»
Канбар ответил ему: «Да, осталось четыре тысячи динаров».
Имам сказал ему: «Отдадим эти деньги тому, что более нас нуждается в них, он только что прибыл».
Он взял деньги, завернул их в свой кафтан и протянул за дверь тому бедуину. Он не хотел выходить к просителю и смотреть на него, ибо стыдился. Он сказал: «У нас было только это, больше нет. Если бы были лучшие дни, то я дал бы тебе больше. Но извини, у нас в карманах пусто».
Араб взял деньги и заплакал. И когда Имам спросил его, почему он плачет, тот ответил: «Я плачу из-за того, что горюю: как же земля может забрать себе эти щедрые руки?»
* * *Некто пришел к Имаму и сказал ему: «Я должен расплатиться за пролитую кровь, но у меня нет денег, и я сказал себе, что попрошу их у самых добрых людей».
Имам сказал ему: «Я задам тебе три вопроса. И если ты ответишь на каждый, то я оплачу треть твоего долга».
Человек сказал: «Неужели может такой ученый человек, как вы, спрашивать что-то у такого неграмотного бедуина, как я?»
Имам сказал ему: «Мой дед, Посланник Аллаха, сказал: “Добрые деяния нужно совершать по степени познания своего”».
Человек сказал: «Ну, раз так, тогда задавайте вопросы. Даже если я не знаю на них ответы, научусь у вас».
Тогда Имам спросил его: «Каково самое лучшее деяние?»
Бедуин ответил: «Вера в Господа».
Имам снова спросил: «Что спасает человека от гибели?»
Бедуин сказал: «Упование на Господа».
Имам спросил: «Что украшает человека?»
Араб ответил: «Знание, спутник которого – дело».
Имам снова спросил: «А если его нет?»
Бедуин ответил: «Богатство, что соединено с великодушием».
Имам спросил: «А если нет и его?»
Тогда бедуин сказал: «Бедность, с которой приходит терпение».
Имам спросил: «А если и этого нет?»
Араб подумал и сказал: «Тогда огонь небесный сожжет этого человека, раз он заслужил такое наказание!»
Имам засмеялся и дал этому человеку тысячу динаров для уплаты долга. А еще подарил собственное кольцо, чтобы тот мог продать его и потратить эти деньги на себя.
* * *Один человек пришел к Имаму Хусейну и сказал ему: «Я грешник и не могу удержаться от греха, посоветуй мне, как быть!»
Имам ответил: «Выполни пять дел, потом уже можешь совершать любой грех, какой захочешь: во-первых, не ешь хлеб насущный, что Господь тебе дает, и можешь грешить, как угодно; во-вторых, покинь Божьи владения, и можешь грешить, сколько тебе захочется; в-третьих, найди такое место, где бы Господь не видел тебя, и греши, сколько тебе вздумается; в-четвертых, когда за тобой придет Ангел смерти, чтобы забрать твою душу, отвергни его и совершай любой грех, какой захочешь; в-пятых, когда тебя захотят кинуть в ад, не входи туда и греши, сколько тебе захочется».
Услышав это, тот человек грустно повесил голову.
* * *Муавийа написал письмо Марвану, сыну Хакама, который был градоначальником Медины, чтобы тот принял у людей присягу верности Йазиду. Марван выступил перед народом и рассказал об этом. Многие богатые и именитые горожане дали присягу или по крайней мере промолчали. Против были только четверо: Хусейн ибн Али, Абдулла ибн Зубайр, Абдулла ибн Умар, Абдуррахман ибн Абу Бакр. Марван обо всем этом доложил Муавийе. Тот собрал войско из тысячи воинов и направился в сторону Медины, чтобы расквитаться с этими четырьмя.
Хусейн, Абдуррахман и Абдулла увидели за городом сына Абу Суфйана, и тот очень грубо обошелся с ними. Прибыв в Медину, он взошел на минарет и оттуда стал прославлять достоинства Йазида и запугивать народ. Затем Муавийа поехал в Мекку. Хусейн, Абдулла ибн Зубайр и Абдуррахман направились туда же. Но Муавийа, в отличие от прошлого раза, обошелся с ними приветливо и вежливо. Он сказал им: «Выскажите свое мнение». Абдулла ибн Зубайр сказал: «Позволь народу самому выбрать себе халифа или, по примеру Абу Бакра, назначь сам кого-то не из числа своих родственников или своего клана, либо, как Умар, подними восстание».
Услышав такие слова, Муавийа пришел в ярость и сказал: «Те люди – великие мусульмане, и ничего не делается в городе без их мнения. Они присягнули Йазиду, и вы четверо должны поступить так же!»
Народ же, видя всё это, дал присягу на верность Йазиду. После собрания у Имама Хусейна спросили: «Зачем же вы присягнули ему?» Он ответил: «Я не присягнул». У него спросили: «Почему же вы тогда не сказали об этом?» Он ответил: «Если бы я это сказал, то меня бы убили».
* * *После того, как Муавийа заручился клятвой верности народа его сыну Йазиду, Хусейн стал протестовать всё более рьяно и открыто. На частных и общих собраниях он рассказывал народу о несправедливостях, творимых Омейядами и Муавийей, и все противники Муавийи, шииты, посещали его дом.
Но шпионы Муавийи были повсюду и донесли ему о том, что творилось в городе. Муавийа колебался, не зная, что же ему предпринять. Он решил спросить мнения Марвана ибн Хаккама, градоначальника Медины. И тот предложил ему выслать Хусейна подальше из города, в Сирию, и держать его под контролем. Муавийа ответил ему: «Ей-Богу, ты пытаешься освободиться от Хусейна, а на меня повесить эту заботу!»
Вскоре Марван написал письмо Муавийе о том, что Хусейн расширил свою пропагандистскую деятельность, и хотя он пока ничего не предпринял, но в городе уже попахивает мятежом. Однако Муавийа боялся Хусейна и ответил, что пока Хусейн не сделал конкретных шагов, ничего с ним делать не нужно. Он просил Марвана лишь позаботиться о себе самом и быть настороже.
* * *Все шпионские замыслы Муавийи рассыпались в прах. В конце концов он решил написать Имаму письмо: «От тебя доходят известия, и если они верны, то я не ручаюсь, что у тебя всё будет хорошо, но если это ложь, тебе следует устраниться подальше от них, ибо ты был верен уговору и своей клятве… Не делай ничего такого, что бы заставило меня поступить с тобой плохо, ибо если ты отречешься от меня, я сделаю то же самое и с тобой, а если ты что-нибудь станешь замышлять, то и я поступлю так же и устрою заговор. Я слышал, что некоторые жители Ирака пригласили тебя организовать восстание. Но помни о том, что и отец твой, и мать испытали уже однажды от этого народа!… Берегись, если ты посеешь среди этих людей смуту и раскол!»
Имам Хусейн написал ответное письмо Муавийе как великодушный человек: «То, о чем ты сообщил, тебе рассказали льстецы, которые хотят посеять раздор… Я не намерен вести с тобой войну… но ты, конечно же, не прекратишь это… после того, как ты дал клятву и пообещал пощадить их. Разве не ты убил Амра, сына Хамака Хазаи, сподвижника Посланника Аллаха? И это после того, как ты обещал пощадить его. Если бы ты дал такое обещание горным козам, и те бы спустились с безопасных вершин своих. Разве ты не был знаком с Зийадом, сыном Сумайи, который появился на свет в доме Убайда, твоего брата? Ведь сам Пророк сказал: “Новорожденный пусть спит в колыбели, где родился, а наказание за прелюбодеяние – побивание камнями”. Разве ты сделал Зийада главой мусульман, чтобы он убивал и калечил их? Разве не ты убийца того человека, Хазрами, о котором Зийад написал тебе, что он – из шиитов Али, и потому его нужно убить? Ты ответил тогда: “Убивай каждого, кто из партии Али”. А ведь путь Али – тот же самый путь, по которому следовал его двоюродный брат по отцу, Мухаммад, Посланник Аллаха, благодаря которому ты сейчас находишься на своем посту. Ты сам говорил: “Я отстранюсь от смуты подальше”, но я не вижу ни одной другой смуты в этой умме, что была бы больше той, что устроил ты. Ты сам говорил: “Если я совершу предательство, то и ты со мной вероломным будешь, и устрой любой заговор, какой только в голову тебе придет”. Я уверен, что он никакого вреда не причинит мне, ибо ты неграмотный и жаждешь нарушить уговор… ты не был верен ни одному обязательству, что заключил, и с людьми ты расправляешься только потому, что они говорят хорошо обо мне. И я тебе сообщу радостную весть о возмездии, что грядет в День расчета… помни, что Господь не забудет о тебе… Ты принимаешь у народа присягу на верность своему сыну, а между тем он вино пьет и играет с собаками… Ты сам своими руками ведешь себя на погибель… запугиваешь верующих и набожных людей словами глупцов и невежд. От письма твоего веет кровью».
* * *Когда Муавийа умер, Йазид сам написал письмо своему двоюродному брату, Валиду ибн Утбе, тогдашнему правителю Медины, чтобы тот принял у Хусейна ибн Али и Абдуллы ибн Зубайра присягу на верность ему, а если они откажутся присягать, то убил бы их.
Валид позвал к себе Марвана ибн Хаккама и посоветовался с ним. Марван сказал ему: «До того, как до Хусейна и Абдуллы дойдет весть о смерти Муавийи, позови их сюда и прими у них присягу. А если они не согласятся на это, то прямо сегодня вечером голову им с плеч долой. Если не сделаешь так, то увидишь войну, смерть и большое кровопролитие впереди».