bannerbanner
Чему научило меня наше озеро зимой
Чему научило меня наше озеро зимойполная версия

Полная версия

Чему научило меня наше озеро зимой

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Елизавета Водовозова

Чему научило меня наше озеро зимой

Зимою наше озеро доставляло мне другие удовольствия. У меня было много знакомых подруг на другом берегу. Часто посещать их летом было невозможно: когда поднимутся волны, ехать на лодке опасно, а объезжать кругом далеко; в хорошую же погоду у нас не было гребцов, так как все люди были заняты полевыми работами.

Лишь только наступали холода, и озеро покрывалось толстым льдом, я каждую неделю отправлялась к кому-нибудь из знакомых детей. Запрягут парою легкие саночки, повесят к лошадям бубенцы, и я лечу во весь дух по гладкой, ровной поверхности. По дороге кое-где мелькают только ели, воткнутые вокруг прорубей, чтобы кто-нибудь не упал в них ночью. Кругом – ни домов, ни заборов, лишь бесконечная снежная, совершенно гладкая поляна. Мчишься во весь дух и чувствуешь только, что сердце сильно бьется от быстрой езды, и хотелось бы мчаться еще и еще скорее. Кучер затягивает заунывную песню, и вам взгрустнется; но он, приударив коней, переменяет ее на удалую, – и на душе опять повеселело.

Когда нас, детей, собиралось много, мы отправлялись на озеро смотреть на рыбную ловлю. При этом я приставала к подругам с расспросами: «отчего это у нас теперь такие морозы, а вода в озере не промерзает до дна? И как это рыбки не засыпают во время холодов?» Но их ответы не удовлетворяли меня.

В праздник Рождества приехал мой старший брат, и вот что он рассказал мне по этому поводу. Холода и морозы, прежде всего, прохватывают всё, что сверху. Поэтому на озере раньше всего замерзает поверхность воды. Конечно, верхний ледяной слой мог бы сейчас опуститься вниз, на дно, и тогда погибли бы все рыбы; но этого не может случиться потому, что лед гораздо легче воды. Чтобы подтвердить сказанное примером, брат взял две стеклянные бутылки, налил их до краев водою, а одну из них крепко заткнул пробкой и выставил за окно. Скоро я услышала сильный треск и подбежала к окну: это треснула та бутылка, которая была закупорена; в то же время из неё выскочила пробка, и вытекло несколько воды. Из той бутылки, которая не была закупорена, тоже вытекала вода, только она не треснула на морозе.

– Видишь ли – сказал мне брат: – вода в бутылках стала замерзать, а когда она замерзает, ей нужно больше места, она расширяется. Вот, поэтому она и вытекла через край бутылки. Из той же бутылки, которая была закупорена, вода не могла вытечь, – бутылка и лопнула. Часть воды вытекла, следовательно, остальная весит меньше, значит, бутылка льду весит меньше, чем бутылка воды; вот и выходит, что лед легче воды. А все вещи, которые легче воды, плавают на ней, поэтому лед плавает на воде. Когда на озере покажутся льдины, они мало-помалу смерзаются вместе, и наконец, вся поверхность воды покрывается ледяным покровом, который не пропускает сильного холода вглубь воды. Вот потому-то и при сильных морозах рыбы могут преспокойно жить в воде.