Полная версия
Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века
После смерти Паскаля издаются его знаменитые «Мысли» (1670). Паскаль намеревается обратиться к неверующему человеку, ведущему мирской образ жизни, достаточно образованному и ищущему. Сменяющие друг друга письма и стремительные диалоги имели целью заставить неверующего осознать свое состояние, а затем, не останавливаясь, переходя от сострадания к поэтическому вдохновению, на одном дыхании призвать к вере. Вначале Паскаль описывает человека, лишенного благодати: неразумный, мечущийся между величием и зверством, конечным и бесконечным, неспособный самостоятельно достичь последней истины, обманутый чувствами и фантазиями, погрязший в обыденности, он все же бесконечно выше других существ, поскольку сознает свое ничтожество. Этот неизбежный дуализм не объяснен ни одним из философов; скептики и догматики смогли достичь лишь полуистин. Только христианское учение о первородном грехе объясняет тайну, заключенную в человеке. Развлечения, труд, философские учения, науки – ничто не может дать человеку удовлетворения. Лишь Бог может утолить его ненасытное желание достичь абсолюта. Путь к Богу лежит через покорность и смирение страстей. Используя парадокс существования, Паскаль хочет сказать, что Бог скрыт и человек должен искать Его везде и всеми средствами.
Обложка первого издания «мыслей» Паскаля. 1670 год
Резюме: Труды Паскаля – мыслителя и философа имеют три главных источника: Библию, отцов церкви (особенно св. Августина) и «Опыты» М.Монтеня. Манера изложения и форма уникальны – отчасти из-за своей незавершенности они обнажают малейшие движения ума, остро воспринимающего жизнь и идеи. Автор рассматривает всё: поэтику и политику, комедии и Писание, ремесла и государственное устройство, Адама и Кромвеля, детей и императоров. Паскаль меняет стиль изложения: то напряженный, прерывистый стиль, способный пробудить человека от летаргического сна, то поэтическая лаконичность; то жесткая логика, то полет фантазии; то возвышенная, утонченная проза, пронизанная лиризмом, то совершенная простота слова, когда речь заходит об Иисусе Христе. Все в этих строках пронизано живой мыслью, страстной верой и неугасимой любовью к истине.
§ 5. Мольер
Жан-Батист Мольер
Существует довольно забавное и, тем не менее, точное мнение о том, что если идеология абсолютизма сумела выразить себя в классической трагедии, то идеология буржуазия сделала это посредством комедии. XVII век породил замечательное явление в истории мирового театра – комедии Жана-Батиста Мольера.
Жан-Батист Поклен, впоследствии принявший псевдоним Мольер (1622-1673), сын придворного обойщика, происходил, как уже стало понятно, из «третьего сословия». Замечательное образование в Клермонском иезуитском коллеже, изучение права и латыни – все, казалось, вело к карьере адвоката, но юриспруденция отступает перед желанием соединить свою судьбу с театром. В 1643 году он поступает в труппу «Блистательного театра». Неудачи преследовали театр, и Мольер узнает, что такое долговая тюрьма. После выхода из тюрьмы Мольер присоединился к бродячим актерам и путешествовал вместе с ними по французской провинции около трех лет. Это была замечательная школа мастерства! Мольер, фактический руководитель этой труппы, актер и режиссер, пишет несколько комедий, которые, к счастью для автора и его соратников, пользуются неизменным успехом у жителей маленьких городков на юге Франции. «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь» и др. – это уже к подступы к знаменитым комедиям прославленного автора.
В 1658 году, труппа, в которой выступает Мольер, завоевывает симпатии Людовика XIV. Этот год следует считать началом бурной театральной деятельности драматурга и режиссера. 15 лет и крупнейшие комедии, критика аристократии и церкви, буржуазии, пытающейся пробиться в высший свет – все это не могло не вызвать огромное количество нападок на Мольера, закулисных интриг и прямых покушений на жизнь. В 1673 году, через несколько часов после спектакля, блистательно сыграв главного героя в своем «Мнимом больном» Мольер покидает этот мир…
Более тридцати комедий – таково наследство великого комедиографа. Широчайший социальный охват, глубокий реализм в сочетании с блистательным мастерством сатирика поднимают творчество Мольера на вершину мирового театра. А посмотрите на эту громадную галерею типов: аристократы и провинциалы, дворяне и крестьяне, слуги и ученые женщины, царедворцы и горожане, скупые и транжиры, врачи и мнимые больные и много кто еще оказывается на сцене благодаря мастерскому перу Мольера.
Конечно, ранние комедии еще написаны под влиянием итальянской комедии дель арте5, комедии масок, но уже «Смешные жеманницы» (1659), несмотря на сильные народные фарсовые традиции, являются вполне самостоятельным, мольеровским произведением, давшим блестящий образец сатиры на мнимую ученость и вычурную речь аристократических салонов. Это уже комедия нравов.
«Сганарель, или мнимый рогоносец» (1660), «Школа мужей» (1661), «Школа жен» (1662) – перед нами комедии, где фарсовый схематизм и примитивизм начинают отступать перед блестящим построением комедийного действа. Вопросы любви и брака, семейной верности и воспитания, бичевание аристократических нравов – вот темы названных комедий. Но Мольер не останавливается на достигнутом: «Критика на школу жен» (1663) дала ему возможность изложить свое понимание роли поэта, сатирика, гражданина.
Мастерство Мольера, казалось, может все! Комедии- балеты на потеху двору короля, излюбленное сочетание танца и театра – «Несносные», «Брак поневоле», «Любовь-целительница» и др. пользуются огромным успехом в Париже.
Иллюстрация к одному из первых изданий «Дон-Жуана»
«Мещанин во дворянстве» (1670) и «Мнимый больной» (1673) – комедии большой художественной и социальной силы, беспощадно бичующие нравы аристократии как класса дряхлеющего и буржуазии, стремящейся аристократизироваться любым путем. Но, тут же и компромисс – комедии «Комическая пастораль» и «Блистательные любовники». Галантные, остроумные, незлобивые…
Середина 60-х годов связана с появлением настоящих «серьезных» комедий: «Тартюф» (1664-1669), «Дон-Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666).
Великий поход Мольера против ханжества и лицемерия церкви, начатый «Тартюфом», комедией запрещавшейся и переделывавшейся на протяжении пяти лет, открыл зрителям губительное влияние религии на человека, семью и семейные отношения, религии, буквально парализующей волю. Здесь Мольер предстает перед нами не просто критиком и сатириком, здесь он уже вольнодумец эпохи Возрождения!
Обрабатывая известный сюжет о развратнике, в «Дон-Жуане, или Каменном госте» Мольер обрушивается на феодальное дворянство: он выливает на головы героев всю свою ненависть к паразитам, измывающимся над человеческими правами, попирающими идеалы, священные для буржуа-труженика, к сословию которого принадлежал и автор комедии. Но Дон-Жуан Мольера храбр, он вольнодумец и скептик, и эти черты характера симпатичны и автору, и зрителям.
В комедии «Мизантроп» начинает вытесняться комический элемент – переживания героя, Альцеста, сродни настроениям самого автора, затравленного врагами и кредиторами. Но Альцест почти полностью лишен как здравого смысла, так и чувства меры и, попадая в забавные ситуации, не может быть провозвестником новых идей. Штурм абсолютистской идеологии не состоится…
Памятник Мольеру в Париже
Хотя за пределами нашего обзора остался целый ряд прекрасных мольеровских комедий, можно сделать вывод о сложности, может быть и некоторой еще неразгаданности мольеровского искусства, хотя попытки такие делались, и стоит назвать замечательную книгу М.Булгакова «Жизнь господина де Мольера».
Резюме: классицизм Мольера не укладывается в тесные рамки французского классицизма по Н.Буало. Свободное обращение с правилами (и, прежде всего, с правилом триединства), нарушение принципов типизации, и, в то же время, рационализм и генерализация образов, логичность и четкость композиции – это не парадоксальность Мольера, это – высота автора, его вклад в общую демократизацию мирового театра.
§ 6. Жан Лафонтен
Лафонтен
Выходец из среды чиновничьей буржуазии, Жан Лафонтен (1621-1695), переехав из провинции в Париж в 1657, очень быстро становится близок к аристократическим кругам Франции. Быстро заняв достойное место в качестве одного из виднейших поэтов-лириков своего времени, он приобретает покровительство всемогущего министра финансов при Людовике XIV – Фуке.
По своим общественно-политическим взглядам Лафонтен, пожалуй, мог бы быть отнесен к эпикурейцам, вольнодумцам. Его ранние произведения, баллады6 и сонеты7, мадригалы8 и дружеские послания были посвящены, в основном, светской жизни и испытывали явное влияние героических поэм далекого прошлого. В 60-е годы XVII столетия Лафонтен пишет свои знаменитые «Сказки», материал для которых щедро черпает из произведений Апулея9 и Петрония10, Ариосто11 и Аретино12, Боккаччо13 и Рабле. Великолепная обработка этих сюжетов, по большей части, любовных, эротических, мастерская шлифовка языка, свободный мер – все это возымело просто потрясающее воз- воздействие на читателей.
«Сказки» имели громадный успех, их цитировали в светских салонах и распевали на улицах, положив слова на простенькую народную музыку. Однако Людовик XIV был недоволен – слишком много прозрачных намеков – и после четвертого издания «Сказки» были запрещены.
Первое издание басен Лафонтена
В 1668 году выходит первая книга всемирно известных «Басен». Перед нами тоже чужие образцы, от греческих и римских до современных автору, но басни Лафонтена – оригинальнейшие произведения. Последний, двенадцатый сборник (1694), показал читателю некую неодинаковую ценность произведений Лафонтена, но время показало подлинную силу этих книг. Итак – первые две книги – это полное следование античным образцам, следующие же книги развлекают читателя, усиливая художественность, убирая за скобки мораль. Взгляните на вольный перевод басни Лафонтена «Мельник, его сын и осел», сделанный Михаилом Васильевичем Ломоносовым:
Послушайте, прошу, что старому случилось,Когда ему гулять за благо рассудилось.Он ехал на осле, а следом парень шёл;И только лишь с горы они спустились в дол,Прохожий осудил тотчас его на встрече:«Ах, как ты малому даёшь бресть толь далече?»Старик сошёл с осла и сына посадил,И только лишь за ним десяток раз ступил,То люди начали указывать перстами:«Такими вот весь свет наполнен дураками:Не можно ль на осле им ехать обоим?»Старик к ребёнку сел и едет вместе с ним.Однако, чуть минул местечка половину,Весь рынок закричал: «Что мучишь так скотину?»Тогда старик осла домой поворотилИ, скуки не стерпя, себе проговорил:«Как стану я смотреть на все людские речи,То будет и осла взвалить к себе на плечи».Замечательный памятник Лафонтену в Париже
В эпоху торжества философии Декарта, когда животные определялись как машины, было просто необыкновенно смело использовать их образы в литературе, да еще так реалистично! Человеческие свойства животных не отметают их собственные природные качества. Слоны и муравьи, птицы и лисы, насекомые и обезьяны – разве это не галерея всех типов французского общества XVII века? Причем, стоит отметить яркую индивидуализацию характеров героев, не отрицающую и высокую степень обобщения. А личное мнение автора, спрятанное (или, наоборот, выставленное напоказ) в знаменитых лафонтеновских моральных концовках, никогда не достигает такой степени агрессии, что была свойственна, например, Мольеру, нет, это было всегда ироническое, скептическое, юмористическое окончание, поиски выхода из противоречий жизненных ситуаций. Неслучайно, кстати, позднее Лафонтена обвиняли в примиренчестве. Однако басни Лафонтена есть и будут, они оказали огромное влияние на развитие басенного творчества в европейской литературе, и мы с гордостью можем сказать, что лучшие традиции Лафонтена воспринял замечательный русский баснописец И.А.Крылов.
Резюме: Мольер, Лафонтен, Паскаль и целый ряд писателей XVII века своим творчеством показали, что система классицизма, в рамках эстетической программы которой они сами и существовали, не является вечной и незыблемой. Споры новаторов и сторонников старого, по сути, вылился в явную дискуссию о современности и античности. По существу, готовилась почва для литературы буржуазного просвещения. И не случайно, что многие произведения этого периода во Франции имели не только и не сколько художественную, развлекательную направленность, но являлись явно морально-политическими, назидательными, знаменуя собой переход к новому искусству Европы.
Глава II
Английская литература XVII века
Оливер Кромвель
Победоносная английская буржуазная революция (1648-1660) завершалась, когда во Франции еще происходил процесс централизации и абсолютизации королевской власти. Восстание английских буржуа приходило к своему логическому завершению. Финансовые нарушения, вымогательство, казнокрадство правительства Иакова I, неудачи его внешнеполитического курса, преследования пуритан – все это вызывало законное недовольство буржуазии. Революция в Шотландии, начавшаяся в 1639 году, показала неспособность короля справиться с ней без денег и войска. Король вновь созывает парламент (после одиннадцатилетнего перерыва), который, однако, вместо вотирования субсидии, обрушивается на королевскую власть, заявляет о своем главенстве в стране и даже пытается установить связи с шотландскими повстанцами! Парламент был разогнан, революционные настроения в стране нарастали, Иаков I дает разрешение на созыв в 1640 году печально известного и знаменитого «Долгого парламента». Дальнейший ход революции известен. У власти Оливер Кромвель, с 1647 года Англией фактически правит армия, в 1649 году казнен король Карл I. Конфликты в лагере победителей ведут к новым восстаниям крестьян, Кромвель жестоко расправляется с многочисленными армейскими заговорами и восстанием в Ирландии…
Власть пуританской буржуазии, к несчастью, считала театр местом суетных наслаждений. Драматическое искусство запрещается, актеры наказываются, народные праздники отменяются, обнаженная скульптура драпируется, из церквей выносятся украшения и картины…
Однако литература живет! Мощные сокрушительные удары наносит она по старой галантной драме, по вычурности и подражанию французам. К сожалению, часть писателей Англии находилась в эмиграции, спасаясь от революции. Но идеи рационализма, возрождения античных образцов жили в творчестве крупнейших поэтов и писателей эпохи – Мильтона, Драйдена, Батлера и др.
§ 1. Джон Мильтон
Джон Мильтон
Литература эпохи английской буржуазной революции достигает своего наивысшего расцвета, по мнению многих исследователей, именно в творчестве Джона Мильтона (1608-1674). Выходец из дворянской семьи, успевшей к его рождению обуржуазиться окончательно, этот в будущем выдающийся английский политический деятель, писатель и публицист, в ранних произведениях, элегиях и сонетах был отнюдь не чужд классицизму. А первые поэмы 30-х годов и драма «Комус» (1634) характеризуются как попытки соединить христианство и языческую античность. Однако и в этих произведениях уже явно заметны нападки на деспотизм и церковь, английское пуританство, и даже призывы к их уничтожению.
Жестокая религиозная борьба шла в душе Мильтона. В годы революции он выступает как публицист и памфлетист, он участвует в формировании общественного мнения в пользу революции внутри Англии и за границей. Его знаменитые памфлеты «Иконоборец» (1649), «Защита английского народа» (1650), «Вторая защита» (1654), вместе с трактатом «О христианской доктрине» критикуют не только догмы христианства, но и доказывают, что государство получает свои полномочия только от народа.
В 1658 году Мильтон начинает работу над своим крупнейшим произведением «Потерянный рай» (закончил в 1663 году). Реакция победила революцию…
Поэт, ослепший к тому времени, уже сидел в тюрьме и сумел избежать смертной казни благодаря ходатайству друзей из аристократических кругов, близких к королевским. В «Потерянном рае» поэт, используя библейские мифы, прославляет царство разума, низвергнутого реставрацией абсолютистской власти. Строго следуя Библии, автор описывает восстание сатаны против Бога, жизнь Адама и Евы в раю, грехопадение и пр. Однако мы понимаем: перед нами аллегория, скрывающая революционный замысел Мильтона. Ангелы – солдаты Кромвеля, военный совет в раю, поражение сатаны – это эпизоды гражданской войны в Англии, да и сами бог и сатаны – республиканцы роялисты…
Первое издание гениальной поэмы
Двенадцать книг «Потерянного рая» представляют ад, хаос и ночь, отблески небесного света и собрание падших ангелов. Философские воззрения автора свидетельствуют о его неистребимой вере в победу добра. Перед нами проходят картины творения, появления желаний и страстей, вырывающихся из-под власти разумной воли, появление греха и порока, сна и смерти…
Нетрудно заметить, как мало, на самом деле, у Мильтона от библейской трактовки сотворения мира. На самом деле, поэт ограничивается лишь двумя основными сюжетами Библии: падение ангелов и падение Адама. В поэме перед нами и два мира: макрокосм и микрокосм. Учение о мироздании излагается устами архангела Рафаила, разъясняющего всю небесную механику и добавляющего при этом, что ее понимание недоступно людям.
Из иллюстраций к «Потерянному раю» Г.Доре
Главным действующим лицом поэмы является сатана. Но, конечно, из великой битвы ангелов победителем выходит сын божий, его противник, он и делается утешителем падших. Все эти события – макрокосм поэмы, озаренный высокой политикой и философскими проблемами – ведут к воплощению идеала Мильтона: пуританская семья, здоровый образ жизни, новый общественный строй. Грехопадение разбило мирное сожительство Адама и Евы, но, в конце концов, Ева приходит к прежнему послушании и теперь уже показывает все добродетели, присущие буржуазной женщине – она скромна, благонравна, послушна мужу.
Но рай еще может быть разрушен. Волки, воплощающие в себе идеи реставрации, нападают на рай, как предсказал в свое время архангел Михаил, они силой пытаются уничтожить веру (как в свое время революционные идеи). Муки Адама и Евы, их борьба за истину, делает их еще более твердыми и верящими, и, пройдя через огненные врата, они видят весь мир, лежащий перед ними, и перестают скорбеть…
Поэма Д.Мильтона «Возвращенный рай (1665) знаменует отказ автора от проповеди здравого смысла, его уход от активных действий в защиту революции. Сын божий дарует свободу человеку, который научился повелевать своими страстями. Поэма представляет собой сплошной поединок между сатаной и пуританским Христом. Сатана здесь уже не мятежник- революционер, он – воплощение пороков защитников реставрации.
Творческий путь Мильтона завершился поэмой «Самсон» (1667). Библейский герой, обуздавший свои страсти с помощью разума, вступает в борьбу с филистимлянами и гибнет вместе с ним…
В 1674 году, всеми покинутый, Мильтон умирает, предрекая опасности реставрации. Литературная же слава его растет: «Потерянный рай» оказывает сильнейшее влияние на мировую литературу XVIII-XIX веков.
§ 2. Классицизм в Англии. Сэмуэль Батлер. Джон Беньян. Джон Драйден
Сэмюэль Батлер
1660-1688. Эти года принято называть временем реставрации. Династия Стюартов возвращается в Англию. Вновь открываются театры. Разгульное веселье и разврат царят на лондонской сцене. Двусмысленность, любовные интриги – основная тематика нынешних пьес.
Одним из основных противников пуританства был Сэмуэль Батлер (1612-1680). Сын зажиточного землевладельца, получивший прекрасное классическое образование, светский человек, Батлер приветствовал возвращение монархии. В сатирической поэме «Гудибрас» (1663, 1664, 1678) он зло высмеивает пуританство. Поэма быстро становится известной не только в высшем свете, но и буквально на лондонских улицах, благодаря, в основном, своему шутовскому стилю и острому языку. Герой поэмы – Гудибрас, фанатик- пуританин, урод с отвратительным горбом, вонючий и неуклюжий, похожий одновременно на героев Сервантеса и Рабле. Гудибрас утверждает, что народные увеселения – грех и порок и борется с ними, как Дон-Кихот м ветряными мельницами. Многие из сцен поэмы прямо пародируют многие из известных революционных событий недалекого для англичан прошлого. Своеобразный Санчо Панса нашего Гудибраса, Ральф, обладающий волшебным фонарем «внутреннего света», помогающего ему водить людей в болото лжи, в конце поэмы, начинает бороться против своего хозяина и побеждает его при полной поддержке издевающегося народа. Имя Гудибраса вошло не только в золотой фонд мировой литературы, оно стало нарицательным для фанатиков, лжецов и ханжей.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Френсис Бэкон (англ. Francis Bacon), (22 января 1561 – 9 апреля 1626) – английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем – лорд- канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Автор трудов «Новый Органон», «Новая Атлантида» и др.
2
Сенсуалисты от сенсуализм (от латинского sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма – "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" – разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли и Д. Юм.
3
Барокко [от итал. barocco, фр. baroque, – странный, неправильный] – литературный стиль Европы конца XVI, XVII и части XVIII ст. Термин «Барокко» перешел в науку о литературе из искусствознания; основанием для такого перенесения термина является общее сходство стилей изобразительных искусств Понятие барокко введено (нем ецкими учеными) в литературоведение сравнительно недавно.
4
Янсенисты от янсенизм – религиозное учение и религиозное движение (XVII-XVIII в.) внутри католической церкви. Середина XVII века была очень богата новыми религиозными учениями и ересями; некоторые из них приобретали большое общественное значение и, вплетаясь в другие культурные и социальные течения, оказывали влияние и на политику. Среди этих учений янсенизм был едва ли не самым влиятельным. Назван от имени основателя Янсения.
5
Комедия дель арте (commedia dell'arte), комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления.
6
Баллада (от фр. ballade, итал. ballata от ballare – плясать) – жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом. Развилась из народной плясовой песни любовного содержания, распространённых у южно- романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.