Полная версия
Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века
Б. Р. Мандель
Всемирная литература. Новое время и эпоха Просвещения. Конец XVIII – первая половина XIX века
Введение
Пятый век нашей эры. Варвар Одоакр, командующий германскими наемниками в Риме, свергает императора Ромула Августула, отправляет его в ссылку в Неаполь, однако сам не желает становиться императором. Ну, что ж, в Византии великий Зенон ждет пурпурную мантию. А послушный Одоакру сенат постановляет о конце Западной Римской империи. Достаточно одного Константинополя…
Великое переселение народов
Великое переселение народов – сегодня мы называем так гигантские этнические передвижения, начатые вторжением в Европу гуннов в 375 году и окончившееся расселением славян в VII веке – послужило толчком к созданию новых государств, новых империй, установлению феодализма, господству церкви, что в свою очередь заставило исчезнуть памятники античного искусства почти на тысячу лет!
Церковь воцарилась в Европе, церковь, со всеми ее запретами и парадоксами – ведь именно монахи, иногда почти единственные хранители грамотности и письменности, переписывали и перечитывали, толковали и исследовали рукописи античных авторов! Конечно, все результаты подобных исследований под эгидой христианской церкви должны были, так или иначе, помогать лишь богословию. Однако языческий мир, до поры до времени прятавшийся в тускло освещенных подвалах монастырей, выжил, ожил, поднялся к свету! Церковь не сумела удержать свои позиции – новые классы, буржуазия, крестьянство – вот кто избавит мир не только от гнета феодализма, но и от тяжелейшего ярма клерикальных запретов.
Франция…XI-XII века. Страна, которая одной из первых совершает лингвистический переворот, создав новый литературный язык, начинает оказывать и давление, и влияние практически на всю европейскую литературу, дав толчок затем и началу Ренессанса, Возрождения в Италии, Испании, Германии, Англии.
Именно здесь начинает возникать первая из современных литератур мира. Где влияние церкви, где средневековой философии, а где и арабоязычных захватчиков – мир широк, даже очень широк, вновь открытая греческая философия дарит миру жизнерадостность и жизнелюбие, свободомыслие и дает блестящие образцы всех литературных жанров.
Герои Реформации
XIV-XVI века… Блестящая эпоха, та самая, что была названа чудесным слово Возрождение! Разная – ведь было все: от великого Леонардо до тысяч страдальцев, умирающих на кострах инквизиции, от мудрых ученых и философов до таинственных и не разгаданных до сих пор английских бардов Марло и Шекспира…Политика и экономика, искусство и наука – надо помнить о величайшем значении этой эпохи! Уникальные географические открытия!
Однако мир ждет не только Возрождение… Реформация, а за ней и реакция, религия снова на высоте. Греческая жизнерадостность вытесняется мистикой, свободное искусство – претенциозно-аристократическим. Наступает эра барокко, эра извилистых линий, заменивших строгий классический реализм прошлого, декорация и орнамент бьют в глаза вычурностью и внешними эффектами. Красочные детали сопровождают вымышленный пастушеский мир галантности и пейзажей Аркадии, речь украшается риторическими фигурами. Эстетические требования меняются…
Однако абсолютные монархии XVII-XVIII веков, новые союзы аристократов с нарождающейся буржуазией снова разрушают вычурность барокко, строго регламентируя все виды и жанры искусства на потребу политики, отметает своеволие, выводит вперед ходячие добродетели, полностью убивая индивидуальность. Хотя, конечно, велики писатели всех времен никогда не придерживались строгих рамок, и даже в них, выдерживая каноны и законы, умудрялись создавать то, что осталось живым на все времена, только подтверждая истину – нет правил без исключений!
Глава I
Классицизм во Франции. XVII век в истории литературы
Пьер Ронсар
Абсолютная монархия во Франции XVII века – итог постепенных превращений королевской власти и одновременно следствие замедленного экономического развития страны. Дворянство не превращается в буржуазию и не сливается с ней, как то произошло в Англии. Неудачи движения Фронды (1648-1653), заговоры и антикоролевские блоки – все это терпит крушение, оканчивается неудачами, казнями и ссылками.
В течение всего XVII века и складывается французский классицизм, борясь как против реакционного искусства, так и против народного, демократического, низкого. Конечно, следует отметить группу поэтов, пытающихся создать новый язык литературы, новые жанры (еще в рамках позднего гуманистического Возрождения), группу, называемую в истории мировой литературы «Плеяда» и возглавляемую Пьером Ронсаром (1524–1585), выдающимся писателем, теоретиком искусства, зачинателем новой французской и европейской литературы.
Франсуа Малерб
«Плеяда» пыталась создать не только новый язык, но и создать на его основе литературу в подражание античным образцам, а также лучшим образцам литературы итальянского Возрождения.
Матюрен Ренье
Однако справедливости ради следует отметить, что «отцом» французского классицизма был, безусловно, Франсуа Малерб (1555-1628), автор од и гимнов, комментариев и манифестов. Сначала свободный художник, затем придворный поэт Генриха IV, слагатель верноподданнических виршей, восхвалявших абсолютную королевскую власть и французский государственный строй. Сначала – поклонник «Плеяды», затем ее гонитель, противник вдохновения и провозвестник строгой организации поэтического материала. Опора – только на разум! Строгая рационалистичность во всем – в содержании и форме, в композиции и поэтическом слове. Вместе – античность и христианство! Правила стихосложения незыблемы! Долой из французского языка низкие провинциализмы и иностранные слова! Конечно, нападки Малерба не могли не вызвать ожесточения против него как со стороны представителей дворянской литературы, так и со стороны новой «кабацкой», буржуазной поэзии. Матюрен Ренье (1573-1613) – резкий и остроязычный любитель красочного стиля «плеядовцев» обрушивается на Малерба в своих сатирах, расходящихся по всему Парижу в списках.
Надо отметить и такое удивительное литературное явление, как роман, большой пасторальный или героический роман! Вычурность и театральность, утонченность и причудливость – вот основные свойства этого жанра во Франции начала XVII века.
Шарль Сорель
Замечательный писатель Шарль Сорель (16021674). Один из первых, кто заставил зачитываться всю Францию свои романом «Франсион» (1623), повествующим о беспутном молодом человеке, исправляющемся после целого ряда бурных приключений благодаря удачному и в высшей степени благопристойному брачному союзу. Данные «воспитательные» мотивы надолго поселятся в европейской литературе. А уже в следующих романах Сореля звучат поднятые Сервантесом пародийные ноты «Дон-Кихота», но, самое главное, начинает проявляться патологическая ненависть к классицизму вообще и к всяческому подражанию в частности, что приводит автора к беспощадной критике всех известных ему литераторов.
Поль Скаррон
В середине XVII столетия в литературу вступает Поль Скаррон (1610-1660). Язвительный калека, начинающий литературную деятельность как драматург, достигает истинных вершин сатиры в «Комическом романе» (1651-1657) повествующем о жизни маленького провинциального городка, разбуженного приездом труппы актеров. Роман представил нам целую галерею блестяще выписанных образов-типов Франции XVII века: здесь и старый актер, и полицейский офицер, адвокат и модник…Любовь-идиллия на грубом фоне жизни, высокие чувства, острый и меткий язык автора прославили Скаррона на всю Францию. Однако, справедливости ради, стоит отметить и некий чрезмерный комизм, жуткое превращение героев в карикатуры. Да, о языке Скаррона ходили слухи, а его острые словечки любили повторять вельможи и сам король!
В 1634 году во Франции появляется Академия – одно из любимых детищ герцога Ришелье! Очищение литературного языка, составление канона письменной и устной речи… Посредством Академии Ришелье рассчитывал руководить литературной жизнью страны.
Одним из ближайших помощников всесильного министра был Жан Шаплен (1595-1674). Творец эпопеи «Девственница» (1656), где рассуждает о дисциплине и правилах, смирении гордыни и уставах, он применил заимствованные у античных авторов принципы, создав, в общем-то, вялое и скучное произведение, однако такое верноподданническое, что от него даже отворачиваются друзья.
Жан Шаплен
Хотя отрицать безусловные заслуги Шаплена в деле основания французского классицизма нельзя. Еще один академик, Бессмертный, как называют их во Франции, Гез де Бальзак (1597-1654) автор политических трактатов и пьес, писем и поучений, преобразователь французской прозы, безусловный знаток античности и мастер литературной переписки, делает в своих произведениях упор на христианство, требует возведения культа разума. Его трактаты «Государь» (1631 г.) и «Христианский Сократ» (1652), несмотря на явную католическую направленность, вполне отвечают идеям философов-материалистов, и, в частности, Рене Декарта (1596-1650) и Пьера Гассенди (1599-1655). Родоначальники философии Нового времени, герои, вместе с Френсисом Бэконом1, возродившие атомистическую философию Эпикура, сенсуалисты2, этики, возвещавшие о том, что счастье достигается путем добродетели, оказали огромное влияние на представителей литературы. Декарт в своем «Трактате о страстях» (1649) уже заложил основы новой рационалистической эстетики, ставшей основой французского классицизма.
Гез де Бальзак
Резюме: характернейшими чертами французского классицизма XVII века являются: рационалистичность и отвлеченность образов, строгая ориентация на античность, узаконенные раз и навсегда правила композиции литературного произведения, условность в обрисовке характеров, отсутствие индивидуализации; соблюдение закона о трех единствах, недопущение литературной вольности, четкое применение правил стихосложения. Данные требования достаточно последовательно изложены в трактате Буало (см.дальше) «Поэтическое искусство».
§ 1. Пьер Корнель
Пьер Корнель
Высшее художественное проявление и выражение идей прославления государственного долга, как это нам предписывают гениальные положения великого рационалиста Декарта, нашли в трудах Пьера Корнеля (1606-1684), выдающегося французского драматурга. Сын адвоката, закончив иезуитскую школу, он изучает право и затем служит в Руане адвокатом парламента. С 1629 года пишет пьесы, вначале комедии, затем драмы и трагедии, но все они, по сути, являлись перепевами греческих образцов («Мелита», 1629; «Клитандр», «Вдова» и др.). Однако дарование автора проявлялось в этих произведениях уже достаточно заметно. Году в 1634 Корнель переезжает в Париж и очень быстро входит в ближайшее окружение Ришелье. Но – победило желание быть свободным! Отказ от пенсии, возвращение в Руан, и, наконец, в 1636 году появляется создавший ему славу «Сид». «Сид» – первая великая трагедия Корнеля, представившая нам такую свободу в обращении с триединством, что неудовольствие Ришелье вылилось в целую кампанию против Корнеля! Французская Академия устраивает суд над автором «Сида». Но мы понимаем сейчас, что причины неудовольствия Ришелье и Академии не только в формальном отступлении от правил триединства, нет, они в покушении на принципы централизации и регламентации политической и интеллектуальной жизни Франции. Бунтари-феодалы, отец Химены и Родриго, подчиняясь монарху, стоят на грани бунта! Борьба между долгом и страстью, где чаши весов перевешивают друг друга, оканчивается победой любви – героиня прощает убийцу отца во имя чувства к герою. Надо сказать, что следующие трагедии Корнеля уже более спокойны, автор примиряется с абсолютизмом, становится еще одним, хоть и великим, драматургом эпохи французского классицизма. Трагедии «Гораций» (1640), «Цинна» (1640), «Полиевкт» (1643), созданные на основе древнеримских сюжетов, будут строго соблюдать правило трех единств, они расскажут о борьбе семейного долга и гражданского, верх возьмет, конечно же, гражданский, государственный. Автор уже отрекается от своей прежней оппозиционности. Герой превратится из республиканца в ярого монархиста. Конечно же, Корнель является создателем классической драмы Франции XVII века. Драма впервые создается так, что чувства и страсти, нарастая по мере развития действия, ведут к глубочайшим конфликтам героев, позволяя выявить в полной мере их характеры, долг перед государством побеждает все остальное, к сожалению, для нас, и права личности остаются попранными… Ясность, точность, логичность композиций, некая скульптурность образов, опора на разум и этику – все это делает пьесы Корнеля несколько шаблонными, беспомощными перед выражением глубинной психологии героев; ясность стиля и речи часто нарушается излишне пышными фразами с огромным количеством риторических вопросов и повторов; ложные сентенции наполняют высказывания персонажей – да, критиковать сейчас все это легко, но Корнель жил тогда, в далеком XVII веке, Корнель начинал новый театр, отдадим ему должное!
Иллюстрация к трагедии «Гораций»
В 1647 году Корнель становится членом Французской Академии, Бессмертным. С 1662 года и до конца жизни драматург и царедворец живет в Париже, попав под влияние иезуитов. Последние трагедии не вызывают восторга у публики, может быть, еще вспыхнет интерес к Корнелю в связи с постановкой «Эдипа», но все дальнейшие пьесы уводят зрителя в мир риторических упражнений и любовной тематики, так не характерной для великого Корнеля!
§ 2. Никола Буало
Сегодня уже можно смело назвать Никола Буало (1636-1711) одним из величайших после Аристотеля представителей эстетики, создателем законченной теории классицизма. Буало был и поэтом – автором многочисленных дидактических сатир, посланий и поэм, и литературным критиком. Для нас, как и для современников Никола Буало важнее всего его замечательная поэма «Поэтическое искусство» 91672-1683), где четко и ясно автор сформулировал все основные положения классицизма. К поэме естественным образом примыкает и «Диалог о герое романа» (1664). Теперь уже можно было увидеть воочию, как философия Декарта воплощается в искусстве! Отвергая материализм Декарта, Буало, тем не менее, принимает рационализм, объявляя разум верховным судьей любой истины. Мало того, по Буало, истина и красота едины и присутствуют в природе, а лучшие образцы истины в искусстве – в творчестве античных авторов. Буало догматично устанавливает раз и навсегда эстетические законы, долженствующие регламентировать все искусство, и законы эти, направленные как против грубости демократического искусства, так и против барокко3, общеобязательны и неизменны. «Поэтическое искусство» Н.Буало подвело итог многолетним исканиям целой эпохи, став одним из самых крупных ских документов, чье влияние прослеживается не только во Франции XVII века, но и многих других европейских странах еще, по крайней мере, целое столетие.
Никола Буало
Резюме: Никола Буало в поэме «Поэтическое искусство» устанавливает ряд законов, согласно которым из сферы искусства удаляется все, что неразумно и своевольно. Абстрактная типизация становится абсолютным законом. Индивидуализация полностью устраняется. Главное везде и во всем – строгость, порядок, обезличенность. Долой галантность литературы дворянства, долой грубый натурализм Мольера! Единственный образец – античные авторы. Буало разрабатывает правила стихосложения до самых мельчайших деталей, виды и жанры приведены в систему и порядок, триединство строго обязательно, язык чист и тоже подчиняется законам. Однако удивительное дело: Буало не может не требовать от писателя страсти, не может отрицать изучение природы в качестве образца и канона, не может умалять значение правды в искусстве. Тем самым великий труд Никола Буало сыграет значительную роль в дальнейшем развитии не только теорий искусства, но и самого литературного, музыкального, живописного, архитектурного развития в Европе.
Выдающийся перевод трактата Буало, сделанный замечательным русским поэтом В.К.Тредиаковским
§ 3. Жан-Батист Расин
Франция середины-конца XVII столетия. Расцвет царствования Людовика XIV. Мир, покой и процветание во Франции под властью Короля-солнце! Изысканный аристократизм во всем, придворные интриги и условности – такая атмосфера, казалось, царит не только в Лувре, но и по всей стране.
Жан-Батист Расин
Жан-Батист Расин (1639-1699). Нам известно огромное влияние, которое оказали на него янсенисты4, в чьем монастыре Пор-Рояль он длительное время изучал античную культуру. Однако приезд в Париж, после мрачной религиозной обстановки севера резко меняет и настроение Расина. Теперь он весел и радостен, теперь жизнь и природа – вот основные его соратники! Одна за другой появляются сразу ставшие знаменитыми трагедии «Александр Великий» (1665), «Андромаха» (1667), «Британик» (1669), «Баязет» (1672), «Федра» (1677) и множество других. В 1673 году Расин становится членом Французской Академии, в 1677 году вместе с Буало он назначен придворным историографом. Это время наивысшего расцвета творчества Расина. Однако вскоре наступает перерыв почти на десять лет, сопровождавшиеся глубокими потрясениями в жизни Расина, драматург вновь обращает свой взгляд к религии, пишет глубоко религиозные кантаты и мрачные трагедии «Эсфирь» (1689) и «Гофолия»(1691).
Начло литературного творчества, первые трагедии Расина еще представляют собой подражание Корнелю, герои пришли из античного мира, композиция трагедий строго симметрична, однако уже в «Александре Великом» мы видим значительно снижение активности героев, они становятся подобными современникам Расина – придворными короля Людовика, сохраняя лишь внешнее обличие античного персонажа. Но следует заметить, характеры героев уже даны в развитии! Нерон в «Британике» становится кровавым тираном в ходе развития трагедии, Митридат превращается в страдальца к концу одноименного произведения Расина. Борьба и страсти, терзания и злой рок – все это на сцене, все это видно зрителем и переживается вместе с героями, сидящие в зале глубоко потрясены – это Расин, это уже не Корнель с его спрятанными страстями, это, скорей, Софокл!
Великая французская актриса Сара Бернар в роли Федры
Отметим некоторую счастливую парадоксальность Никола Буало, считавшего Расина величайшим выразителем провозглашенных им идей классицизма (несмотря на все отступления драматурга от предписанных законов). В «Поэтическом мастерстве» едва ли не самые вдохновенные строки посвящены именно Расину. Конечно, при всем психологизме и необычности страстей, Расин, прежде всего, сохранил незыблемым правило триединства. Современники и исследователи обратили внимание на салонность «Федры», где вулканы страсти строго регламентированы, где герои просто вынуждены сдерживать их только вследствие установлений классицизма. Сужается исторический фон, действие сводится к внутренней эволюции героев.
Резюме: Творчеству Расина, безусловно, присуща двойственность, особенно заметная при сопоставлении его библейских трагедий конца 80-х годов со светскими великими трагедиями 70-х. Идеология нового класса буржуазии столкнулась с устоявшимся французским абсолютизмом. Гейне сказал: Расин – первый новый поэт, как Людовик XIV был первым новым королем…». Расин избавляется от средневекового мышления уже полностью, и в античные костюмы у него облачены новые французские герои ,его современники, жители Европы XVII века.
§ 4. Блез Паскаль
Блез Паскаль
Наряду с Расином следует упомянуть и знаменитого французского писателя Блеза Паскаля (1623–1662), религиозного мыслителя, математика и физика, один из величайших умов XVII столетия. Паскаль, детства настолько увлекавшийся математикой, что отец даже пытался его сдерживать, уже в 12 лет, придя к собственным выводам, построил доказательство 32-й теоремы первой книги Евклида: сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов. После этого отец разрешил ему читать Евклида и брал на заседания научного кружка. Мальчик чрезвычайно быстро развивался и вскоре на равных обсуждал научные проблемы с крупными учеными своего времени. В 16 лет он написал замечательный «Опыт о конических сечениях», содержащий теорему (называемую теперь теоремой Паскаля), согласно которой во всяком шестиугольнике («мистическом шестивершиннике»), вписанном в эллипс, гиперболу или параболу, точки пересечения трех пар противоположных сторон лежат на одной прямой.
Суммирующая машина Паскаля
Чтобы облегчить отцу трудоемкие финансовые расчеты, Блез придумал машину, способную складывать и вычитать, а также переносить цифры в следующие разряды и высчитывать общие суммы. Сконструировав за несколько лет около 50 образцов арифметической машины, Блез в 1649 получил королевскую привилегию на свое изобретение – «Паскалево колесо». Самая глубокая научная работа Паскаля, «Трактат о пустоте», не была опубликована; после его смерти были обнаружены только ее фрагменты. Будучи блестящей защитой прогресса науки, призывая к автономности науки по отношению к философии и утверждая ценность строгого экспериментального метода, эта работа также содержит мысль, что «человек предназначен для бесконечности».
Однако его ум не был свободен от сомнений и не мог удовлетвориться наукой. Ночью 23 ноября 1654, «приблизительно от десяти с половиною вечера до половины первого ночи», в нем произошел внутренний переворот. Вступив в мистический контакт с Богом, он удалился от мирских дел и посвятил себя Иисусу Христу. Свой опыт он тайно записал (сначала на клочке бумаги, затем на пергаменте, добавив несколько строк), и запись была найдена после смерти Паскаля зашитой в подкладку камзола. Этот «Мемориал» (или «Амулет Паскаля»), озаглавленный FEU (огонь), является уникальной записью мистического опыта.
После этого Паскаль стал уделять больше времени молитвам и изучению Библии. Янсенисты обратились к Паскалю, надеясь, что его остроумие и талант смогут повлиять на общественное мнение. В итоге появились восемнадцать «Писем к провинциалу». Первое называлось «Письмо к провинциалу одного из его друзей по поводу прений, происходящих сейчас в Сорбонне» и было опубликовано 23 января 1656, восемнадцатое и последнее – 24 марта 1657. Написанные якобы находящимся в Париже «провинциалом к одному из друзей» на родине, первые письма являются едкой, ироничной оценкой пустых теологических диспутов, ведущихся в Сорбонне. Начиная с четвертого письма, Паскаль меняет тактику и начинает фронтальную критику казуистики и иезуитских приемов в области моральной теологии, обвиняя иезуитов в распространении нечетких и поверхностных доктрин с целью сохранения привлекательности веры и своего собственного ордена. От забавной рассудительности и тонкой издевки Паскаль постепенно переходит к открытому моральному негодованию. Письма были тайно напечатаны и распространялись, в том числе, по почте, вначале без имени автора, а затем, когда они были собраны в одну книгу и изданы в Кёльне в 1657, – под псевдонимом Луи де Монтальт «Письма к провинциалу, или Письма Луи де Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике этих отцов». Письма – шедевр французской сатирической прозы, при жизни автора они завоевали широкую популярность. В этом произведении проявились две характерные черты авторского стиля: владение «искусством убеждать» и непоколебимая приверженность моральному совершенствованию и абсолютным ценностям.