Полная версия
Вечное сокровище. Заря Богоявления
В связи с этим святитель Иоанн Златоуст говорит: «Итак, кто же будет надлежащим образом исполнять его (закон)? Тот, кто знает, что он не имеет в нем нужды. Кто достиг такого нравственного совершенства, что исполняет закон не ради страха пред ним, а ради одной добродетели, тот праведно и непреткновенно исполняет его, то есть, когда кто-либо исполняет его как человек, который не боится его, а скорее, с неодобрением обращает взор свой на положенные в нем наставления».
Заповеди Евангельские легки и добры к нам, если мы их законно употребляем и исполняем. Закон же был основан на страхе: мало кто из древних людей исполнял его по любви… Разве только некоторые из праведников… Но ведь Бог никогда не стал бы повелевать и заповедовать людям невозможного и противного человеческому естеству, сотворенному добрым.
И если в сердце человека обитает пламенная и самоотверженная любовь к Богу, то ему становится не нужным никакой, даже самый важный закон, потому что по любви мы всегда действуем праведно. Благодаря этой любви, и иго Христово легко и необременительно, а сама любовь – и счастье и духовная наша радость. Не то, что прежнее тяжкое бремя ветхозаветного законодательства.
Праведность и пребывание в вере Христовой избираются нами не насильно, но добровольно, по любви к Богу и ближним. Прежние же заповеди, данные человеку ветхому, подзаконному как обязательные, не к праведнику были обращены, но к грешнику, чтобы укротить его недостойное поведение. Такое состояние угождения Богу именуется рабским, а потому несовершенным. Хотя оно несомненно лучше, чем просто беззаконие и безбожие.
Истинный же праведник, познавший Христа и признавший Его Господом, не станет поступать неугодно Богу не из страха Божия, но из любви к Нему, из нежелания огорчить возлюбленного своего Спасителя. Такой человек уже ведет себя как сын, а не как раб.
Если же отвлечься от тематики ветхозаветного закона, то все же нельзя сказать, что христианам закон не писан, как говорится, но истинная любовь заключает в себе и закон Божий, и апостольские установления, и канонические правила церковной жизни, которым неизменно следует наше искреннее и пламенное благочестие, вдохновляемое благодатью свыше. Ведь и сама Церковь Божия не должна быть запятнана теми беззакониями, которые в слове апостольском сегодня перечислялись, потому что Святая Церковь Христова водима не законом, но – Духом Божиим.
Совершенным человек, по милости Божией, становится по вере и любви к Богу и ближним и по благодати Святого Духа. Раб же закона совершенным быть не может, потому что он всегда ограничен определенными рамками: не делай того-то, не ходи туда-то, соблюдай то-то и так далее.
Безусловно, закон был дан для человеческого блага, чтобы удержать в праведности тех, для кого – по их обычаям и нравственности – чистота душевная была недостижима. Но возросшие в христианской любви и вере более не нуждались в рабстве прежнего закона, ибо отныне стали поступать в Духе по закону Божественной любви и милосердия как сыны.
Именно об этом и говорит в сегодняшнем Апостольском чтении апостол Павел.
Милостью Божией, мы, братья и сестры, пребываем ныне не под законом, но под благодатью. И заслуживаем мы этого, грешные и немощные, исключительно по Божией милости, открывшейся во Христе и в ожидании от нас нашей христианской любви, способной преобразить каждого до подлинного совершенства, но не через законоположение, а по благодати и требованию совести. По усыновлению Богу во Христе в Духе Святом.
Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «С тех пор, как мы родились водою и Духом, мы действительно сделались усыновленными и наследниками Бога. Посему Павел называет верных святыми (1 Кор. 1, 2). Поэтому мы не оплакиваем смерть святых, а празднуем. Поэтому мы не под законом, но под благодатью (Рим. 6, 13), оправданные верою, знающие одного истинного Бога. Закон положен не для праведника (1 Тим. 1, 9). Мы не находимся под стихиями закона, порабощенные, как дети, но, достигши в мужа совершенного (Еф. 4,13), питаемся твердою пищей, не влекущей к идолослужению. Закон прекрасен, как бы светильник, светящий в темном месте, но до того времени, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Пет. 1, 19)».
Господь Иисус Христос, Сын Божий, вступивший на землю, стал Солнцем правды, Которое взошло над всей вселенной и открыло верным людям, чистым и праведным, возможность богопознания. И потому, как писал апостол Павел, древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17).
Апостол Павел исповедует тайну Божиего милосердия и благодарит Господа за свое призвание, за возможность послужить во славу призвавшего его Спасителя: Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась (во мне) обильно с верою и любовью во Христе Иисусе (1 Тим. 1, 12–14).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы мало задумываемся над тем, какие на самом деле в вере своей мы счастливые. Апостольское чтение этого дня явно указывает нам на это. Ведь и в апостоле Павле, и в каждом из нас открывается благодать Господа нашего! Мы все, через веру и упование, получаем от Бога силу Христа Иисуса, потому что, крестившись, не только сами живем в своей человеческой замкнутости, но живет в нас Господь и все благое совершает Своею силою.
Может ли быть на земле что-либо выше этого Божественного призвания – соединения Бога и человека?
Слушая сегодняшнее Апостольское чтение, нельзя не поразиться исключительным смирением апостола Павла, которому всем нам должно подражать. Смотрите, как изобилует верный воин Христов и ревностный духовный наставник Церкви словами смиренномудрия, считая себя ниже и недостойнее всех. Он ни с кем не равняет себя, говоря в другом Послании своем о том, что Господь после всех явился и мне, как некоему извергу (1 Кор. 15, 8). Слово «изверг» здесь нужно понимать не в привычном народном смысле жестокого человека, а как выкидыша и недоноска.
Мы знаем, как много доброго совершил в своей жизни апостол Павел. Но посмотрим, как строг был апостол к себе, как он, пребывая в истинном смирении, помнил о том, что прежде был хулитель и гонитель и обидчик, и что помилован Всемилостивым Богом был потому, что поступал как некий изверг по неведению, в неверии, пока чудесным образом не был призван в новую жизнь и не приобрел в душе своей Господа.
Пример апостола Павла является и для нас примером истинного смирения, усердного благодарения Бога, разумной памяти о грехах.
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если ты согрешишь, и Бог простит тебе грехи, прими прощение и благодари Бога, но о грехе не забывай – не для того, чтобы тебе мучить себя мыслью о грехе, но чтобы научить душу не предаваться легкомысленной веселости и не впадать в те же грехи. Так поступил и Павел, сказав: меня, верным определив на служение, – он прибавил: меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик (1 Тим. 1,12–13).
Пусть, говорит, “сделается явною жизнь раба, чтобы открылось человеколюбие Владыки; хотя получил я прощение грехов, но воспоминания о них не оставляю”».
А разве на нас не проявляется неизреченное человеколюбие Божие? Разве нам не прощается Господом многое? Почему же, приняв Божественную милость, обретая прощение грехов, мы часто забываем благодарить Бога за оказанное нам благодеяние прощения и тут же с легким сердцем предаем забвению совершённое нами беззаконие… и вновь впадаем в такое же или в другое?..
Апостол Павел – в смирении – всю жизнь терзался прежними своими согрешениями, хотя совершал их в неведении, не зная Господа. Мы же и Бога знаем и Церковь, и порочность наших греховных действий понимаем, но все равно – согрешаем, предаем беззакониями своими возлюбленного Спасителя, Сына Божия, распятого и принявшего крестную смерть за всех нас, омывшего грехи наши Своей святой Кровью.
Задумаемся же, пока не поздно, пока дни земной нашей жизни, по милосердию Божиему, продолжаются, – как страшно в угоду своим порочным страстям пребывать в нераскаянных грехах, утопать в беззаконной трясине!..
А ведь искренним покаянием нашим все может перемениться в одно мгновение.
И Господь придет на помощь, и вытянет нас из греховного болота, и помилует, и простит, и возвеличит в праведности! Человеколюбием Господа прежний гонитель христиан сделался славным и всехвальным апостолом, верным служителем Божиим. Мы почитаем Павла еще более, зная кем он был раньше, почитаем Божественную силу – благодать, которая в нем истинно открылась. И с каждым из нас, братья и сестры, в своей мере происходит подобное…
Господь в равной степени милосерден и милостив ко всем людям, только не все мы способны принять человеколюбие Божие в полной мере. Потому что в этом случае и нам необходимо не только укрепиться в вере своей и любви христианской, но и ревностно, самоотверженно Богу послужить, не думая о собственной выгоде, нисколько не оправдывая и не жалея себя.
Апостол Павел никогда себя не жалел. И сегодня мудрым словом своим он утешает и ободряет всех, впавших в отчаяние, вселяет добрую надежду на Божественную любовь и милость. Потому что Божиему состраданию к нам нет конца. Если, конечно, этой благодати мы заслуживаем, а не отвергаем Божественную помощь в злом и эгоистическом волеизъявлении своем.
Благодаря вере нашей мы становимся благоугодными Богу. Но посмотрим опять на апостола Павла! Ведь приобретя, благодаря проповедническим и апостольским трудам, множество преимуществ перед другими людьми, обладая чудодейственными дарами и способностями, он никогда ими не превозносился, не похвалялся и не гордился, но всю благость своей праведной жизни относил к славе Божией, явленной на нем, по его самооценке – грешном и недостойном.
В другом своем Послании верный воин Христов пишет о себе, что он по правде законной – непорочный. И продолжает: Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп. 3, 6–9).
Сподобимся же и мы, братья и сестры, поступать праведно и правильно не по долгу, не по обременительному для нас закону, но по неизреченной и искренней нашей любви к Богу и людям, в ревностном служении Тому, Кем истинно спасены, осознавая собственную немощь и недостоинство, имея память о своих грехах и часе смертном.
И тогда благодать Божия, во всем ее величии, откроется в нас обильно с верою и любовью во Христе Иисусеу возлюбленном Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Всесвятым и Благим Духом во веки веков.
Аминь.
Слово 6
О следовании за Христом
Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Лк. 14, 33Во вторник двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
За Господом нашим Иисусом Христом в земной жизни Его всегда следовало множество народа. По собственному разумению большинство из сопровождающих Христа называли себя Его учениками.
Однако в высоком этом звании некоторые из них, не будучи таковыми на самом деле, лишь тешили свое греховное тщеславие.
Говоря современным языком, престижно было считаться последователем Удивительного Проповедника и Чудотворца, потому что в этом случае можно было купаться в лучах сопровождавшей Его славы… до того момента, как на него начались открытые гонения со стороны иудейской религиозной власти.
В Евангельском чтении (см. Лк. 14, 25–35) сегодняшнего дня рассказывается о том, как Господь наш
Иисус Христос, поняв это, словом Своим совершил необходимое разделение последователей своих на подлинных и мнимых.
Спаситель сказал: если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни, тот не может быть Моим учеником.
Слова эти означали, что никакие, даже самые сильные чувства человеческие не могли быть сравнимы с любовью к Богу, сопряженной с полной, без остатка, самоотдачей Ему. Да, любовь к ближним нашим, дорогим и близким людям, безусловно, похвальна и прекрасна, но – если только она не отвергает нас от любви к Господу, если ведет к Божественной благодати, а не противоборствует ей.
Конечно, говоря так, Господь затрагивает в нас самое болезненное – нашу привязанность человеческую к родным по плоти. Но иначе нельзя указать на то, что родство Небесное стоит гораздо выше всякого, даже самого тесного физического родства.
Нет, не враги нам наши ближние, если разделяют с нами любовь к Богу.
Но становятся врагами, нашими непримиримыми противниками, оставаясь в своем неверии, в отрицании веры и Божественной правды.
Ученик Христов должен всего себя отдать Богу, без остатка. Ничто в этой жизни, даже и сама жизнь – плотская и временная – не должны отягощать его в стремлении к служению Господу.
Увы, слишком многие шли ко Христу, привлеченные лишь любопытством к чудесам Божиим, совершенно не задумываясь о сущности преподаваемого Господом учения о спасении. Такие люди не делали ничего, чтобы стать истинными последователями Христа, чтобы не только физически следовать за Иисусом Христом по путям и дорогам Его земной жизни, но и духовно сопровождать Божественного Сына в благовестии Царства Божиего.
Если же и отец, и мать, и прочие близкие люди становятся явным препятствием в движении нашем ко Христу, то Господь ради любви к Богу призывает поступиться всеми земными привязанностями, отречься от всего того, что умаляет любовь Божию.
И здесь нет никакого противоречия с одной из главных заповедей Господних – любить всех людей искренней и истинной христианской любовью. Но на пути Божием в первую очередь мы должны любить тех, кто близок к нам по вере в Бога. Мы должны избегать неверных, враждебных нам, тех, кто, принимая мудрование греховной плоти своей, пытается внушить нечестие, соблазном уводя с пути спасения.
Итак, Спаситель заповедует нам не привязываться ко всему тому, что отвлекает нас от Бога, будь то внешние люди или греховность нашей собственной души, что несет в себе порочные страсти и устремления, способные искусить и руководить нами в жизни.
Мы должны ненавидеть грехи и беззакония свои, непрестанно с ними бороться, направляясь к более духовному и, безусловно, лучшему для нас. Бога не заменит никто и ничто! По слову святителя Григория Богослова, «…именно так мы должны выражать свою ненависть к ближним, чтобы и любить в них – их суть, и ненавидеть то, чем они препятствуют нам на пути Божием».
То есть самого человека, как создание по Божественному образу и подобию, мы призваны Господом любить, но грех, производимый этим человеком (как и свой) – ненавидеть, ведь он источник отпадения от Бога.
Надо любить каждого в этом мире, но на пути спасения не следует любить врага Христова, путь даже он для нас близкий по плоти родственник. Как писал святитель Григорий Богослов, много уделявший внимания этому вопросу в своих творениях: «Надо любить ближних и любовь должна быть простираема на всех ближних и дальних, однако ради этой любви не должно уклоняться от любви к Богу».
И еще об одном признаке истинного последователя Христова мы сегодня слышали от Господа, говорящего нам: кто не несет креста своего, и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Все мы несем свой жизненный крест. Для одних крест – непрестанная борьба с собственными грехами и плотскими соблазнами. Для других – истинное милосердие и сочувствие чужой беде. Для третьих – испытания и трудности жизни, болезни, трудноисполнимые обязанности. У каждого свой крест, который мы должны нести со смирением и терпением, без дерзновенного и греховного желания его сбросить, облегчить свою земную участь, помня, что Бог, по милости Своей, никогда не попускает нам испытаний и скорбей более, чем мы можем действительно понести.
Трудности же нужны нам на этом пути спасения, нужны, как победы и радости, потому что именно они, преодоление их, укрепляют нас в вере, делают стойкими воинами Христовыми, действительными последователями Господа.
Сын Божий говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16,24). Иначе и невозможно стать учеником и последователем Того, Кто Сам ради человечества смирился до смерти крестной.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Последовать Христу – значит проводить земную жизнь единственно для неба, подобно тому, как проводит Свою земную жизнь Богочеловек».
В служении Богу заключается подвиг христианина.
Только посредством живой веры в Господа мы становимся способными отречься от мнимых достоинств и утех падшего человеческого естества, соделаться учениками Христовыми всей душой, разумом, словом и деятельностью, что подобает обновленному в Боге естеству в христианах.
Вот почему Спаситель наш признает Своими учениками только тех, кто способен ради любви к Нему на всякое самопожертвование, кто не дорожит земным и материальным. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Нужна великая сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или имеет в мысли что-нибудь недостойное, – не носит имени Его и не имеет в себе Христа. Но тот, кто носит Его в себе, шествует не сквозь торжище, а по Небесам».
Эту мысль Господь разъясняет на примере человека, желающего возвести башню. Чтобы строение было прочным и крепким, чтобы оно простояло века, необходимо вычислить все издержки. И не следует выглядеть в глазах окружающих несведущим в строительстве, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, потому что всякое положенное основание требует дальнейшего продолжения, успешного завершения всего дела.
Естественно, эти слова Господни относятся не только к строительству, но и ко всей нашей жизни.
Спаситель приводит еще и другой пример, говоря: Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире.
Всякое действие наше должно быть логично и продуманно. Это касается и каждого отдельного человека и всего мироздания в целом. У Бога все гармонично распределено. Но и нам заповедано поступать по вере, любви и должному разумению. Ради главного поступаться пустым и временным, понимая, что наиболее значимо для нас, а что нет.
Любовь к Богу и ревностное служение Ему стоит превыше всего земного.
Из приведенных примеров, понятных для слушавших Иисуса Христа, Господь наш делает вывод: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Называться христианином, то есть истинным последователем Христовым, непросто, здесь нужно не только терпение, но самоотвержение и разум.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Познав, что Господь наш Иисус Христос есть Свет истинный (Ин. 1,9), сподобимся всей жизнью своей исповедовать этот Свет Христов, чтобы не только мы, но и ближние наши всегда были озаряемы животворящими лучами Солнца Правды, взошедшего над землей ради нашего подлинного спасения.
В Евангельском чтении, предложенном нашему вниманию сегодня за Божественной Литургией, говорится о времени, когда Господь должен был вступить на путь Своей Жертвы, ибо шел в Иерусалим на страдания, на распятие и смерть крестную. И как нельзя более благовременно призывал учеников Своих к такому же истинному самопожертвованию. Сын Божий говорит: Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее.
И заключает: Кто имеет уши слышать, да слышит!
Суть этого премудрого высказывания такова: как соль нужна бывает до тех пор, пока не утрачивает свои свойства, так и ученики Христовы до тех пор остаются истинными последователями Божиими, пока имеют способность на самопожертвование, на отречение ради Христа от всего пустого и недостойного, отрицающего Бога.
Как соль невозможно ничем исправить, когда она становится несоленой, так и решимость пострадать ради Христа не воспламенить без веры и любви, без готовности к самопожертвованию ради Бога и ближних. Без веры и принятия учения Христова стать учеником, последователем и сподвижником Господним – нельзя.
Недаром святитель Василий Великий писал: «Что свойственно христианину? Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровью Христовой, творить святыню в страхе Божием и в любви Христовой».
Господу угодно, чтобы мы не о самих себе ревностно заботились, но и вдохновляли других людей – словом о Боге, делом благим, любовью нелицемерной и примером святости праведной жизни.
Такое же возможно только тогда, когда верующий человек достигнет христианского совершенства и будет думать не о своей личной пользе, но о пользе других. И прежде всего об их спасении. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если Бог сделал тебя солью духовной, то поддерживай и укрепляй больные члены, то есть беспечных и нерадивых братьев, и избавь их от беспечности, как от болезни, соедини с прочим Телом Церкви».
Будем же, внимая призыву Господа, терпеливо и достойно нести по жизни свой крест, следовать за Спасителем нашим в вере и благочестии, в делах добрых и милосердных, не привязываясь душой ни к чему земному и тленному, любя ближних любовью, не идущей вразрез с любовью к Богу. Принимая на себя слова апостола Петра, который вдохновенно, от всей души христианской, всем собратьям во Христе говорил: Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас (1 Пет. 2, 9).
Только такое отношение и осознание себя самих, такая самоотверженная любовь и несомненная вера дают право и честь следующим за Господом именоваться Его истинными учениками и последователями, ибо Ему подобает слава во веки.
Аминь.
Слово 7
О достойном христианском поведении
Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием украшали себя, не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
1 Тим. 2, 8-10В среду двадцать шестой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В этот благословенный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию очень важное Апостольское чтение (см. 1 Тим. 1, 18–20; 2, 8-15), поясняющее то, как должен себя вести в церковной жизни истинный и верный последователь Христов.
Вначале апостол Павел обращается к Тимофею, а в его лице и ко всем священнослужителям, которым
Богом доверено духовное окормление паствы, то есть – проповедническая и наставническая деятельность. Он говорит: Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере, таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Павел поручает нелегкое дело благовестил и духовного назидания в вере своему любимому ученику, делая это с любовью к нему, как к родному сыну, подчеркивая важность и значимость духовного родства, стоящего всегда выше родства физического, плотского. Апостол даже и говорит с Тимофеем не повелительно, не властно и деспотично, но заботливо, по-отечески. Павел сам готов душу за него положить.
К тому же он ясно показывает, что выбор Тимофея как наставника и епископа Церкви Христовой определен не по человеческому разумению, но сообразно с Божественным откровением, с бывшими о нем пророчествами. Именно поэтому апостол Павел и поручает своему ученику дальнейшее дело учения, вразумления людей и просвещения их в вере христианской.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Звание наставника и священника весьма важно и достойно удивления, и воистину Божие указание необходимо для того, чтобы для этого был избран человек достойный. Так и было в древности; так бывает и ныне, когда мы, без человеческого пристрастия, совершаем избрание, когда не взираем ни на что житейское, ни на дружбу, ни на вражду…