bannerbanner
Всемирная волновая история от 3762 г. до н. э. по 1599 г.
Всемирная волновая история от 3762 г. до н. э. по 1599 г.

Полная версия

Всемирная волновая история от 3762 г. до н. э. по 1599 г.

Язык: Русский
Год издания: 2015
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 7

БСЭ:

«ЦЕРЕРА, в др.-рим. мифологии богиня земледелия и плодородия. Ей был посвящён храм на Авентинском холме, где Ц. почиталась вместе с др. италийскими растительными божествами Либером и Либерой. В честь Ц. в Риме справлялся 19 апр. праздник цереалий. Ц. соответствует др.-греч. богине Деметре.»


Тит Ливий «История Рима от основания города» 17 г.:

«33. (1) После этого начались переговоры о примирении, и согласились на том, чтобы у плебеев были свои должностные лица с правом неприкосновенности, которые защищали бы плебеев перед консулами, и чтобы никто из патрициев не мог занимать эту должность. (2) Так были избраны два народных трибуна – Гай Лициний и Луций Альбин [493 г.]. Они выбрали себе трех помощников; среди них был Сициний, зачинщик мятежа; двух других не все называли одинаково. (3) А некоторые говорят, что всего два трибуна были избраны на Священной горе и что там же был принят закон об их неприкосновенности.»


В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

ЦЕРЕРА – древнейшая италийская и римская утопич. богиня производит. сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подзем. мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брата (по закону Ромула ей посвящалась половина имущества мужа, без причин разведшегося с женой). Почиталась как хранительница сел. Общины, защитница его урожая от грабителей (ей посвящался казненный за ночную кражу урожая). Впослед. Ц считалась только богиней злаков и урожая, пользуясь как таковая большим почетом, особенно среди крестьян, справлявших посвящ. ей цериалии и призывавших ее во время пагаалия – праздника пагов. В эпоху борьбы патрициев и плебеев Ц. возгл. плебейскую триаду (д. Либер и Либера) богов. к-рой в 493 до н. э. был сооружен кампанскими мастерами храм в долине между Палатином и Авентином. где плебеи издавна почитали земледельч. богов Сею, Сегетию, Мессию, Тутулину, которых Ц. заменила, и где был подзем. алтарь Кокса. Есть мнение, что Ц. всегда была богиней плебса, т. к. ее фламин был плебей, возможно жрец плебейской общины, а цериалии были включены в календарь Нумы в связи с приобщением части плебеев к римской общине. Храм плебейской триады богов стал центром борьбы плебеев с патрициями, архивом плебейских магистратов, убежищем для преследуемых плебеев, местом раздачи им хлеба (Ц. отожд. с богиней Пандой или Эмпандой. в храме к-рой кормили голодных. После примирения патрициев и плебеев Ц. стала почитаться как общая богиня, но ее старая роль ожила с обострением противоречий между народом и нобилитетом.

19 апреля 493 г. до н. э. в истории Рима произошел крутой поворот – патриции признали плебеев и для них был построен храм Цереры.


19 сентября 478 г. до н. э. Греция: окончились Олимпийские игры и армия спартанцев выступила на помощь царю Леониду к Фермопилам

Геродот «История в девяти томах», НИЦ «Ладомир», «АСТ», М., 1999:

Из книги VII

205. У Леонида было два старших брата – Клеомен и Дорией, и поэтому он отбросил мысль стать царем. Однако Клеомен скончался, не оставив наследников мужского пола, а Дориея также не было уже в живых (он погиб в Сикелии). Так-то Леонид вступил на престол, потому что был старше Клеомброта (тот был младшим сыном Анаксандрида) и, кроме того, потому что был женат на дочери Клеомена. Этот Леонид пришел в Фермопилы, отобрав себе, по обычаю, отряд в 300 человек и притом таких, у кого уже были дети. По пути туда он присоединил к своему отряду также и перечисленных мною выше фиванцев под начальством Леонтиада, сына Евримаха. Леонид так поспешно присоединил к себе только одних фиванцев из всех эллинов именно потому, что над ними тяготело тяжкое подозрение в сочувствии мидянам. Итак, царь призвал их на войну, желая удостовериться, пошлют ли они войско на помощь или же открыто откажутся от союза с эллинами. Фиванцы все же послали ему людей, хотя и думали об измене.

206. Отряд же этот во главе с Леонидом спартанцы выслали вперед для того, чтобы остальные союзники видели это и также выступили в поход и не перешли на сторону мидян, заметив, что сами спартанцы медлят. Дело было в канун праздника Карнеи. По окончании празднества спартанцы собирались, оставив в Спарте только стражу, быстро выступить на помощь со всем своим войском. Так же думали поступить и прочие союзники, так как с этими событиями как раз совпадали и Олимпийские игры. И действительно, никто не предполагал, что борьба за Фермопилы так быстро окончится, и поэтому послали туда передовой отряд. Так решили поступить союзники.

Последний день Олимпийских игр, о которых пишет историк Геродот, приходился на 19 сентября 480 г. до н. э., следовательно армия спартанцев для помощи царю Леониду возможно именно в этот день «собиралась быстро выступить».


17 февраля 478 г. до н. э. природа: в Персии солнечное затмение – армия царя Ксеркса выступает из Сард в поход против Греции

Если верить Геродоту, то можно точно обозначить день начала похода персидского царя Ксеркса против Греции. В седьмой книге Геродот пишет, что во время сборов царя Ксеркса в поход «день обратился в ночь» – произошло кольцеобразное солнечное затмение – т. е. это было 17 февраля 478 г. до н. э. Впрочем, эта дата основана только на историко-географической правдивости греческого автора. Обычно принято считать, что поход Ксеркса начался двумя годами ранее – в 480 году, а это с солнечным затмением не совпадает, почему-то Геродота принято обвинять в неточности – я склонен ему доверять. Такая позиция не совпадает с датой предыдущего раздела – загадка не разрешима.

Геродот «История в девяти томах», НИЦ «Ладомир», «АСТ», М., 1999:

Из книги VII

37. Когда строительство мостов и работы на Афоне были завершены (именно, насыпи у устьев канала, возведенные для того, чтобы вода во время прибоя не переливалась через устья прокопа), пришла весть, что сам канал совершенно готов. Тогда снаряженное к походу войско после зимовки с наступлением весны двинулось из Сард к Абидосу. Между тем как раз во время сборов царя в поход солнце, покинув свою обитель на небе, стало невидимым, хотя небо было безоблачное и совершенно ясное, и день обратился в ночь. При виде этого небесного явления Ксерксом овладела тревога, и он вопросил магов, что может означать это знамение. Маги же отвечали, что божество этим предвещает эллинам гибель их городов, так как у эллинов солнце – провозвестник грядущего, а у персов – луна. Ксеркс же, услышав такое толкование, с великой радостью продолжал путь.

18 июля 477 г. до н. э. Рим: война римлян с этруссками – гибель Фабиев

18 июля 477 г. до н. э. в засаде погибли «Триста Фабиев», которые силами одного своего рода решились вести войну с этрусками. Единственный спасшийся Фабий стал предком всех позднейших, в том числе и диктатора Фабия Максима.


17 декабря 465 г. до н. э. Персия: после убийства царя Ксеркса заговорщиками престол Персии занимает его сын Артаксеркс I

Б и Е:

Артаксеркс (староперс. Artakhsathra, могущественный) – название трех перс. царей. А. I (465—424), прозванный Длинноруким, вступил на престол после умерщвления его отца Ксеркса I и его старшего брата Дария Артабаном и другими заговорщиками.


По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Правление Артаксеркса – 17 декабря 465 г. – 8 декабря 424 г.»

400 г. до н. э.

18 – 19 июля 390 г. до н. э. Рим: война римлян с галлами – сражение на реке Аллия – галлы-сеноны захватили Рим, разграбили и сожгли

Битва у речки Аллия, галлы захватили Рим. Город был разграблен, а 19 июля 390 г. до н. э. сожжен.

БСЭ:

«АЛЛИЯ (Allia), река в Италии, лев. приток Тибра. 18 июля 390 до р. Х. (по др. версии, 387 до н. э.) на А. в 10 км севернее Рима произошло сражение между рим. войсками (ок. 40 тыс. чел.) и сеннонскима галлами во время их нашествия на Италию. Римляне были разбиты, галлы заняли и разграбили Рим, к-рый покинули после получения большого выкупа. 18 июля считалось римлянами неблагоприятным днём.»


«Б и Е»

«Бренн – имя, или, вернее, титул. нескольких галльских вождей, сохранившийся и поныне в кельт. слове brennin, т. е. король. Наиболее известен Б., вождь сенонов, галльского племени в Верхней Италии, вторгшийся в римские владения с огромным войском в 388 году до р. X. При реке Аллии (см. это слово) 18 июля римляне были наголову разбиты, и Бренн медленно стал подвигаться к Риму. Сокровища и святыни были спрятаны в Капитолии, где укрепились молодые, способные носить оружие граждане, между тем как остальные, большею частью, искали спасения в бегстве. Сенаторов, которые предпочли умереть, чем оставить отечество, Б. нашел сидящими на курульных креслах в почетном одеянии, в своих раскрытых настежь домах; они были перебиты, а город предан разграблению и сожжен. Между тем в тылу галлов снова собралось значительное римское войско, а в самом Капитолии осаждаемые с таким успехом отбили приступ галлов, что последние с тех пор не решались вступить с римлянами в открытый бой, а старались достигнуть своей цели нечаянным нападением. Ночью воины Бренна стали взбираться на скалы, и нескольким галлам удалось уже достигнуть вершины, не будучи замеченными стражей, как вдруг гуси, содержавшиеся в храме Юноны, подняли крик, разбудивший Манлия (см.). Последний поднял на ноги осажденных и сам частью столкнул, частью убил взобравшихся. Наконец, и римляне, лишенные провианта, и Б., в войске которого свирепствовала чума, утомленные продолжительной осадой, решились вступить в переговоры о мире. Б. обещал удалиться по уплате ему 1000 фунтов золота. Золото было уже отвешено и Б. с вошедшими в поговорку словами: Vae victis! (Горе побежденным!) бросил свой меч на чашку весов, когда подоспевший с войском Камилл, возвращенный из изгнания и провозглашенный диктатором, прогнал галлов и истребил их войско. Так гласит предание…»

Историк Евтропий описывает события скромнее, «без гусей спасших Рим».

Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Вскоре после этого (390 г.) сеннонские галлы подошли к Городу и, победив римлян в сражении на 11 миле от Рима у реки Аллии, преследовали их и даже захватили Город. И ничего не смогли отстоять римляне, кроме Капитолия. После долгой осады, когда римлян уже начал одолевать голод, галлы потерпели тяжелейшее поражение от неожиданно появившегося Камилла, который пребывал в изгнании в соседнем городе. 3. После этого галлы, получив золото за то, чтобы не осаждали они более Капитолий, отступили. Но, преследуя их, Камилл нанес им такое поражение, что вернул обратно и все золото, которое им отдали, и еще многое другое, что они захватили, в том числе и воинские значки.

18 октября 222 г. до н. э. Египет: царем Египта стал эллин Птолемей IV Филопатор

Б и Е:

Птолемей IV Филопатор (221—204), принял престол и монархию потерявшими наполовину свой прежний блеск. Государи стали более ценить чувственный покой и наслаждения, и мало заниматься делами. Филопатор был жесток, развратен, вследствие чего получил, между прочим, прозвание Трифона (изнеженного), и был трезв лишь когда совершал богослужение. Большое влияние на дела приобрела любовница царя Агатоклея и другие гетеры. Он писал трагедии (напр. «Adonis») и воздвиг храм в честь Гомера, где изображение великого поэта было окружено изображениями 7 городов, споривших за честь быть его родиной. Как раз в это время Македония достигла апогея своего могущества в Элладе, а Антиох III стремился к возвышению Сирии. При столкновении с Сирией Египет потерял несколько городов (Тир, Птолемаиду); Палестина также перешла обратно во владение Сирии. В 217 г. египтяне одержали победу при Рафии над Антиохом, но она ничего не дала Египту. Все-таки еще не совсем утратилось обаяние египетского могущества; Египет посылает запасы хлеба Риму и вмешивается в дела Греции, желая прекратить войну между Филиппом Македонским и этолянами.


По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Правление Филопатора – 18 октября 222 г. – 12 октября 205 г.»

18 декабря 218 г. до н. э. Пуническая война: Ганнибал наносит поражение римлянам при Треббии

Т. Харболт «Битвы мировой истории» словарь, доп. Дж. Брюс:

Треббия (Trebbia) I 2-я Пуническая война. Место сражения в дек. 218 до Р. X. между карфагенской армией Ганнибала (пехота – 26.000, конница – 6000) и 40-тысячной рим. армией консула Т. Семпрония Лонга. Семпроний командовал войсками единолично, поскольку другой военачальник, Сципион, был ранен в стычке за несколько дней до сражения. Вопреки совету Сципиона, Семпроний перешел Треббию, намереваясь атаковать Ганнибала. Римляне сражались отважно, долгое время исход боя не был ясен, но в конце концов, в результате атаки карфагенской конницы Магона, левый фланг римлян пришел в беспорядок, они были разгромлены и понесли тяжелые потери.


Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Ганнибал, оставив своего брата Гасдрубала в Испании, перешел Пиренеи, а затем и Альпы, которые в это время года считались непроходимыми. Говорят, что он привел в Италию 80 тыс. пехоты, 10 тыс. конницы и 37 слонов. Между тем множество лигуров и галлов присоединилось к Ганнибалу. 3. Семпроний Гракх, узнав о появлении Ганнибала в Италии, перебросил свою армию из Сицилии в Аримин. 9.1. Первым столкнулся с Ганнибалом Публий Корнелий Сципион. Вступив в сражение, он был ранен и вместе со своим бежавшим войском вернулся в лагерь. Семпроний Гракх также сразился с Ганнибалом на реке Требии и тоже был побежден. 2. Тогда многие в Италии покорились Ганнибалу.

17 декабря 217 г. до н. э. Рим: первый праздник сатурналия по образцу кроний – карнавал, веселье – предшественник итальянских карнавалов

Первый итальянский карнавал в Риме, похожий но средневековые карнавала, возможно, проведен в 217 г. до н. э., или в 216 г., день 17 декабря сомнения не вызывает.

В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

сатурналий (17 декабря) первонач. хар-р к-рого неизвестен, был в 217 до н. э. преобраз. по образцу греч. кроний. Во время праздника господа и слуги менялись своими обязан., воцарялось безудерж. веселье карнавал. типа, люди обменив. подарками светильниками и глин. фигурками, избирался шуточ. царь сатурналий: эти праздники рассматр. как воспомин. о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользов. большой популярн. и постепенно растягив. до 5 —7 дней. В храме С. хранилась гос. казна.

19 декабря 217 г. до н. э. Рим: возможно первые праздники опалии – в честь богини Опс, жены Сатурна, покровительницы Рима

Имя богини Опс у римлян было «табуировано» – не разрешено к употреблению. Опс была покровительницей Рима и женой Сатурна. Год начала празднования 17 декабря и 19 декабря совместно относят к 3-му веку, я написал 217 г., это смелое предположение.

В. Гладкий «Древний мир», Энц. словарь в 2-х т:

ОПС – в рим. миф. богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Ее эпитет Консивия («сеятельница») и праздник опсиконсивия (25 августа), возможно, связаны с близостью культа О. культу рим. аграрного бога Конса. Во время праздника ей приносили жертвы в доме царя – регии, куда имели доступ только весталки и великий понтифик. Др. праздник О. – опалии (19 декабря). С 3 в. до н. э. О. отожд. с Реей и считается женой Сатурна. Окружавшая ее культ таинственность вызвала представление об О. как о богине, покровит. Рима, имя к-рой было табуировано. В О. видели таюке аналогич. Теллус богиня земли и Кибелу. Посвящ. ей надписи единичны. В Риме на Капитолии н на форме были храмы О.

19 октября 202 г. до н. э. Пуническая война: солнечное затмение – римляне разбили Ганнибала при Заме и захватили Карфаген, заключен мир – после 19 лет сражений закончилась 2-я Пуническая война

Дата сражения точно не установлена – в классическом труде Т. Моммзен «Римская История», М., тип. Рихтера, 1887 указано, что дату 19 октября называют ссылаясь на солнечное затмение, но сам волновой герой знаменитый историк Теодор Моммзен (см. 18 ноября 1817 г. с. с.) считает такое свидетельство недостоверным.

Т. Харболт «Битвы мировой истории» словарь, доп. Дж. Брюс:

«Место сражения 19 окт. 202 до р. X. между примерно равными по численности (до 40.000 чел.) войсками карфагенян во главе с Ганнибалом и римлян под командованием Сципиона Африканского. Карфагенские войска начали наступление, выдвинув вперед 80 боевых слонов. Несколько ставших неуправляемыми животных начали пятиться назад на конницу, смяв ее боевые порядки, в то же время легионеры разомкнули строй, пропустив остальных слонов и вновь сомкнув свои ряды. Ожесточенное сражение закончилось полной победой римлян, уничтоживших 20.000 карфагенян и еще большее их количество захвативших в плен. Решающее значение в ходе битвы имело превосходство римлян в коннице (6000 всадников против 2000). К концу дня Ганнибал бежал с поля сражения. В результате Карфаген уступил Риму Испанию.»


Тит Ливий «Война с Ганнибалом» (9—17 гг.):

Это сражение было несчастным для пунийцев с первой же минуты. Впереди у римлян стояли манипулы тяжелой пехоты (легковооруженные, как уже говорилось, заполняли только промежутки между ними). С дружным, согласным криком, легко заглушившим многоязычную разноголосицу в рядах неприятеля, легионеры попросту смяли легкую пехоту Ганнибала. А вторая линия, боясь нарушить свой собственный строй, отказалась принять бежавших под защиту. Тесно сплотившись, карфагеняне, африканцы и македоняне не пропустили их назад и отбросили к обочинам поля, тех же, кто упорствовал и все-таки старался прорваться, убивали без всякой жалости. В результате все пространство перед второю линией оказалось загроможденным трупами и оружием до того густо, что римское наступление остановилось: солдаты спотыкались о мертвые тела и поскальзывались в лужах крови, знамена заколебались, боевой порядок распался. Сципион приказал отступить и мгновенно переменил построение. Вторую и третью линии римлян он развел по флангам (потому что, бестолково нажимая на первую, они ничем ей не помогали и только увеличивали смятение), раненых отослал в тыл. Вот тогда лишь и вспыхнул настоящий бой, бой между достойными противниками, одинаково вооруженными, равными и воинским опытом, и воинской славою. Но римляне были многочисленнее и бодрее духом – ведь они уже обратили в бегство вражеских слонов, разогнали конницу, истребили легкую пехоту, – а вдобавок в тыл пунийцам ударили Лелий и Масинисса, и эта конная атака сломила последнее сопротивление. В тот день карфагенян, их союзников и наемников погибло свыше двадцати тысяч и примерно столько же попало в плен. Боевых знамен римляне захватили сто тридцать два, слонов – одиннадцать. Победители потеряли убитыми около полутора тысяч воинов. Ганнибал ушел живым и невредимым и, возвратившись в Карфаген, известил сенат, что проиграна не только битва, но и война в целом и что нет иного пути к спасению, как искать мира любою ценой.


Евтропий «Breviarum historiae Romanae» (Краткая история Рима), 364 г.:

Между тем, обоими полководцами готовилось сражение, подобное которому вряд ли кто припомнит. И вот искуснейшие в военном деле мужи вывели свои войска на битву. 2. Сципион вышел победителем, чуть не взяв Ганнибала в плен. Тот бежал сначала со многими всадниками, затем – с 20, а под конец – с 4. Римляне, вступив в лагерь Ганнибала, нашли там: серебра – 20 тыс. фунтов, золота – 8 тыс. и много другого богатства. 3. Вскоре после этого с карфагенянами был заключен мир (201 г.). Сципион вернулся в Рим, с великой славой отпраздновал триумф, и с тех пор получил прозвище Африканского. 4. Так, после 19 лет сражений и битв, закончилась Вторая Пуническая война.

200 г. до н. э.

17 мая 182 г. до н. э. Китай: объявлена амнистия по всей Поднебесной

По Сыма Цянь «Исторические записки ШИ ЦЗИ», M. Вост. литература. 1984:

В 8-й год правления императрицы Гао-хоу (182 г. до н. э.). В четвертой луне, в день дин-ю (17 мая), объявлена амнистия по всей Поднебесной.

19 ноября 162 г. до н. э. природа: с неба Вавилона ушла комета Галлея

По сайту [битая ссылка] WWW.cometography.com:

В текстах на вавилонских глиняных табличках описание явления комет происходит только 2 раза, на табличке BMA 41462 и BMA 41628. В 1984 г. астрономы Стефенсон и Хангер рассчитали, что день появления кометы в видимости над Вавилоном – это комета Галлея – приходится на 21 октября 163 г. до н. э., а день ухода кометы с неба – 19 ноября 163 г. до н. э.


18 июня 150 г. до н. э. Китай: наследником императора провозглашен Цзяодун-ван

По Сыма Цянь «Исторические записки ШИ ЦЗИ», M. Вост. литература. 1984:

7-й год императора Сяо-цзина (150 г. до н. э.). Император лишил Жуна прав наследника, дав ему титул Линь-цзян-вана. В четвертой луне, в день дин-сы (18 июня), наследником провозглашен Цзяодун-ван.

18 октября 126 г. до н. э. Рим: началась эра Тира

По Э. Бикерман «Хронология древнего мира», М., Наука, 1975:

«Известно, что эра Тира началась осенью 126 г. до н. э., и что год Тира (в римский период) начинался 18 октября».

19 августа 114 г. до н. э. природа: над Аравией солнечное затмение

19 августа 114 г. до н. э. в Южной Аравии произошло полное солнечное затмение.

100 г. до н. э.

17 января 86 г. до н. э. Рим: умер Марий – римский полководец, консул, тиран

Плутарх «Сравнительные жизнеописания», «Гай Марий и Пирр», 100 г.:

«Марий умер на семнадцатый день своего седьмого консульства. Римом тотчас овладела огромная радость, все ободрились, избавившись от тяжкой тираннии, но спустя немного дней они узнали, что ими правит новый, уже не престарелый, а цветущий и сильный деспот – Марий, сын умершего, который, проявив страшную жестокость и свирепость, умертвил многих знатных и славных римлян. Сперва его считали воинственным и отважным и называли сыном Ареса, но затем он делами обнаружил свой нрав, и его прозвали сыном Афродиты. Осажденный Суллой в Пренесте, он тщетно пытался избежать гибели и после падения города, оказавшись в безвыходном положении, покончил с собой.» На семнадцатый день означает – 17 января 86 г.

17 декабря 63 г. до н. э. Рим: заговор Каталины – Лентул планирует перебить сенат и дотла сжечь Рим

Плутарх «Сравнительные жизнеописания», «Гай Марий и Пирр», 100 г.:

«18. А замышлял Лентул дело не малое и не простое. Он решил перебить весь сенат и сколько удастся из остальных граждан, а самый горо спалить дотла и не щадить никого, кроме детей Помпея, которых следовало похитить и держать заложниками, чтобы потом добиться мира с Помпеем, ибо ходил упорный и надежный слух, что он возвращается из своего великого похода. Для выступления была назначена одна из ночей Сатурналий {21}, и заговорщики несли к Цетегу и прятали у него в доме мечи, паклю и серу. Выбрали сто человек и, разделив на столько же частей Рим, каждому назначили особую часть, чтобы город запылал сразу со всех концов. Другие должны были закупорить водопроводы и убивать тех, кто попытается достать воды.

21. …одна из ночей Сатурналий… – означает 17—21 декабря 63 г. до н. э.»


17 января – 17 марта 49 г. до н. э. Гражданская война в Риме: бегство Помпея из Рима, затем из Италии – Цезарь – властитель Рима

10 января 49 г. до н. э. Цезарь перешел границу своей провинции Рубикон – угроза Риму стала неотвратима. Переговоры Помпея и Цезаря не состоялись. 17 января 49 г. до н. э. Помпей с большинством сената и денежными запасами республики бежит из Рима в Капую. Города сдаются силам Цезаря один за другим. Гней Помпей бежит из Италии.

Анна Берне «Брут – убийца идеалист»:

17 марта (49 г.) Гней Помпей, находившийся в Брундизии, принял решение оставить этот город, оборона которого казалась ему невозможной, и во главе всей армии переправиться в Грецию. Цезарь стал полновластным хозяином Рима и всей Италии. Война перекинулась на рубежи империи.

На страницу:
3 из 7