Полная версия
Всё о сексе. 100% успеха: энциклопедия сексуальных взаимоотношений
Эмиль Костин, Вячеслав Литвинский, Татьяна Огородникова
Всё о сексе. 100% успеха. Энциклопедия сексуальных взаимоотношений
Коллектив авторов благодарит:
Анну Вячеславовну Волкову,
Маргариту Евгеньевну Гусеву
и Людмилу Степановну Смирнову
за участие в публикации книги,
а также
Ивана Ивановича Токина
и Дмитрия Борисовича Фридмана
за подготовку приложений (предупреждение заболеваний, передающихся половым путем, и профилактика абортов).
Несколько слов об этой книге
Наконец-то! В свет выходит книга, в которой я стала соавтором двух уникальных, умнейших, признанных в своей области людей – и ни разу не пожалела об этом.
Друзья мои, все то, что я знала до этого о сексе, – детский лепет. Если раньше я предполагала, что, где и когда, то сегодня с большой долей уверенности могу заявить: я знаю почему. И знаю, почему по-другому не бывает.
Знаете ли вы, к примеру, почему мужчины открыто разглядывают женщин при первой встрече и почему отучить их заглядываться на девушек практически невозможно?
А почему женщины, не разглядывая никого, знают, кто что сказал, как выглядит и во что одет?
Почему мужчины в большинстве случаев не слышат, о чем говорят женщины, а их подсознание «отключается» из-за подавляющего превосходства собеседницы?
Почему мужчины боятся серьезных отношений и женитьба – наибольшая жертва, на которую способен партнер ради своей возлюбленной?
Почему мужчины врут и недоговаривают, искажают те или иные факты намного чаще, чем женщины?
Нужно ли приучать мужчину к домашнему труду, если его мозг по-особому реагирует на беспорядок, и как это скажется на его либидо?
Почему вообще наш сильный пол не такой сильный, каким принято его считать?
Если в двух словах обобщить ответы на все вопросы, то получится примерно такое определение: бабники с недостатком мозговой деятельности, равнодушные, трусливые лгуны и лентяи. Честно говоря, до общения с питерскими академиками я и так предполагала, какие они, наши мужчины ☹.
Но тогда возникает вопрос: какая мне польза от того, что я узнала, почему они именно такие? Наверное, напрашивается такой вывод: девушки и женщины, берегите мужчин, ведь им и без того непросто живется. Или любите их такими, какие они есть. Бороться бесполезно.
Впрочем, если вас все-таки не устраивает полная безнадега и вы верите в возможность налаживания взаимоотношений между полами, вы сможете узнать из этого авторитетного источника еще и такие секреты:
Что означает ранняя лысина и как к ней относиться?
Как одеваться, когда идешь на вечеринку с любимым или с подругой?
Чем крепка мужская дружба?
Каков среднестатистический портрет секс-туриста?
И вообще, почему мужчины – это мужчины, а женщины – это женщины?
Эти и еще тысяча разных вопросов по человековедению разобраны в этом всеобъемлющем труде, в нашем совместном проекте с двумя очаровательными профессорами из Питера, которые фантастическим образом нашли меня и оказали мне честь стать их соавтором.
Т. Огородникова
Предисловие
Революция в семье
Среди всех изменений, происходящих в современном мире, нет более важных, чем изменения в личной жизни людей – в семье, браке, сексуальности, эмоциях. Они захватывают сферу наиближайшего, настолько интимного в жизни человека, что их значение часто оказывается вне зоны внимания политиков, экономистов, юристов, педагогов, социальных работников – всех тех, кто имеет дело уже с последствиями самой настоящей революции. Суть этой революции, которая в 60-х годах на Западе получила название «сексуальной», состоит в радикальном изменении установок, прежде всего молодежи, по отношению к сексуальной жизни.
За последние десятилетия сексуальная жизнь человека все более отделяется и отдаляется от институтов брака и семьи, с которыми она привычно связывалась в предшествующей истории человеческого общества. В европейской культуре, в истоках которой лежит христианский идеал моногамной семьи, эта революция началась по историческим меркам совсем недавно – в конце XIX – начале XX века – с возможности широкого использования женщинами контрацептивов, противозачаточных средств, позволяющих избежать неизбежной, а зачастую и нежелательной беременности.
Сегодня само содержание сексуальности, ее значение в жизни человека и общества нуждается в переосмыслении. По-видимому, впервые в истории сексуальность предстает как та сторона жизни человека, которая нуждается в исследовании, формировании и изменении, в осознанно проводимой государством политике. А для этого необходимо систематическое и объективное исследование сексуальности, во всем многообразии ее проявлений.
Зрелые сексуальные отношения двух любящих существ представляют чрезвычайно сложное явление. В нем воедино сплавлены и предвкушение предстоящей встречи, и ценностные ориентации пары, и само сексуальное возбуждение, и мечты и надежды, обращенные в будущее, и присутствие собственного прошлого. С вовлеченностью человека в сферу интимных отношений, с принадлежностью к определенному полу связаны наиболее глубинные аспекты бытия, способность испытывать тонкие душевные движения, чувства любви, нежности, симпатии, привязанности или, наоборот, деформировать и утрачивать эту способность, захлебываться яростью и ненавистью, разрушая себя и окружающий мир.
В сексуальную жизнь, в любовь мужчины и женщины вовлечено множество тонких аспектов человеческого существования. Человек неизбежно сталкивается с ними независимо от того, как глубоко успели их осмыслить с научной точки зрения в результате сексологических, психосексологических, психоаналитических и иных исследований. Более того, в современном информационном обществе научное исследование зачастую отстает от изменений, связанных с сексуальностью человека и способами ее выражения. Человек и общество в своем развитии то и дело опережают развитие науки.
Одним словом, исследовать сексуальность и говорить о ней ответственно и объективно, обращаясь к читателю, – значит не ограничиваться рамками какой-то одной научной дисциплины. Это во-первых. И во-вторых, говорить о сексуальности в этих условиях – значит воспроизводить некоторые «общие места», соответствующие современному уровню развития науки и общества, не дожидаясь выяснения окончательной правоты разных подходов к одной и той же важной проблеме и не отсылая читателя к огромному списку первоисточников, в которых представлена история науки о сексуальности.
В каком-то смысле авторы этой работы вдохновлены сверхзадачей «полового воспитания» своего читателя, отдавая себе отчет в том, что «воспитывать» читателя по многим причинам невозможно. Чаще всего учебники по сексологии предлагают простое ознакомление читателей с фактической информацией, основанной на научных исследованиях, сопровождаемое пожеланием предоставить каждому человеку возможность самому разобраться в своих сексуальных ценностях и своем сексуальном поведении. Ясно, что это пожелание заведомо невыполнимо, ведь позиция читателя определяется прежде всего его собственной историей, формирующей его отношение к предпосылкам и допущениям, которые «по умолчанию» принимаются представителями наук, исследующих сексуальность; даже если читатель не отдает себе в этом отчета. В нашем случае – это позиции сексолога, психосексолога и психоаналитика.
Какие же допущения и предпосылки лежат в основе научного отношения к сексологии, психосексологии и психоанализа сексуальности?
Сексология, психосексология, психоанализ
По определению ВОЗ сексуальность – это стержневой аспект человеческого бытия на всем протяжении жизни от рождения до смерти. Но только совсем недавно, когда была осознана зависимость распространения ВИЧ от форм и способов сексуального поведения людей, эта организация предприняла единственное широкомасштабное и координированное международное исследование сексуального поведения в 15 странах. Самая интимная сторона жизни людей все еще нуждается в получении достоверных данных.
Принято считать, что исследователями, сделавшими для понимания природных механизмов функционирования сексуальности больше, чем кто-либо из предшественников, являются американские сексологи У.Х. Мастерс и В.Э. Джонсон. Две области стали предметом их научных интересов: физиология сексуальной реакции и лечение половых расстройств. В книгах «Сексуальные реакции у человека» и «Сексуальная неадекватность у человека», вышедших в 1966 и 1970 годах, они представили результаты своих экспериментальных исследований и описали методику лечения мужских и женских сексуальных расстройств. С этого времени принято вести отсчет появления сексуальной терапии и сексологии как области медицины со своими собственными методами экспериментального исследования. Так на стыке медицины и психологии возникла сексология.
По мере ее развития и умножения информации о человеческой сексуальности становилось очевидным, как мало известно обо всем том, что люди делают, чувствуют, хотят, о чем фантазируют, когда вступают в интимные отношения друг с другом или эти отношения имитируют. Имея дело с сексуальными расстройствами, сексолог не может не оперировать понятиями нормы, сексуального здоровья и тем, как они реализуются в сексуальном поведении множества людей. Сексолог не может судить о норме, исходя из собственного опыта как образца сексуального здоровья. Ему необходимо знать, что собой представляет сексуальное поведение большинства людей. В этой области человеческого поведения само поведение очевидным образом ориентировано по отношению к другому, по отношению к сексуальному партнеру. Сексуальное здоровье проявляется в сексуальной гармонии с партнером.
Сексуальное здоровье, а вместе с ним и сексуальная гармония включают в себя не только сексуально-физиологическую, но и сексуально-поведенческую и социально-психологическую направленность, а половое развитие в таком случае идет как в телесно-половом, так и психосексуальном направлениях. Несомненно, что сексуальное здоровье, сексуальное благополучие человека позитивно обогащает личность, повышает коммуникабельность и способность к любви. Оно включает в себя также свободу от страха, чувства стыда и вины, от ложных представлений, подавляющих и нарушающих сексуальную гармонию.
Реализуясь в сексуальном поведении, сексуальность как производное от телесных процессов испытывает влияние определенного социокультурного окружения. Сексуальные отношения следует рассматривать как явление или элемент культуры. Именно культура создает сексуальные сценарии. Консультирование с сексологом говорит о том, что человек, по определению, не больной, а клиент. Ведущим этапом в оценке его психики становится изучение мотивации в сексуальном поведении и сексуальных отношениях.
Конечно, общество может оказывать влияние на сексуальные отношения, но это воздействие, как правило, носит не прямой, а опосредованный характер. Так, если в книге пророка Исаии мы читаем:
«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову»
(Ис., 1: 17),– то в этих предписаниях нет указаний на само сексуальное поведение; однако эти слова задают норму поведения, в котором отношение к сексуальному партнеру может развиваться лишь как ее продолжение.
Исследуя сексуальное поведение человека, сексологи прибегают к методам и приемам социологического исследования, например опросам, анкетированию, тестированию, при этом они исходят из представления, что степень осознанности сексуального поведения достаточно высока, что человек сам может судить о мотивах своих поступков. Именно здесь проходит та граница, которая отделяет сексологию от психоанализа, а сексолога от психоаналитика.
Очевидность, нуждающаяся в наделении смыслом, – вот краткая формула типично психоаналитической ситуации, в которой данное подлежит толкованию, или интерпретации.
Сексуальная жизнь людей как особая тема человековедения является не только сложной, но и вместе с тем необычайно деликатной, тонкой; она не может быть полностью раскрыта, а тем более оценена в связи с индивидуальной неповторимостью каждого человека. Особое место занимают взаимоотношения полов разного возраста, разного семейного положения и их влияние на сексуальное поведение. Проблема не просто в том, что не все женщины и мужчины одинаковы, что они различны. Проблема в том, что нет той абсолютной точки отсчета, с которой истина Другого может быть изложена совершенно объективно. Значения душевных событий, с одной стороны, скрыты от самого субъекта, а с другой – выражают себя, так или иначе, лишь внешним, опосредованным образом в его поведении. Эта дистанция между непосредственно переживанием и внешними способами его проявления и приводит к тому, что человек нуждается в постоянном подтверждении своего знания о себе, которое он может обрести лишь в отклике Другого. Но этот отклик, в свою очередь, определяется Историей Другого, которая нам неизвестна и доступ к которой направлен во времени в обратную сторону, как если бы мы читали Книгу жизни Другого от конца к началу. Именно поэтому взаимоотношения между мужчиной и женщиной – это одна из важных и наиболее сложных проблем в изучении психологии человека. В этих взаимоотношениях, в конкретной коммуникации между мужчиной и женщиной воплощена реальность состояния психики и сознания того и другого, влияющая на сексуальные отношения.
Можно сказать, что различие между сексологом и психоаналитиком состоит в преимущественном обращении к разным, зачастую полярным планам сексуального поведения: для сексолога – это прежде всего социальный смысл конкретного поступка, то, что в данном обществе считается нормой, для психоаналитика – символическое значение поступка в плане истории конкретного человека. Именно к первому плану относится назначение полового воспитания, формирующего правильные психологические установки, то сексуальное просвещение, которое включает в себя необходимую информацию о взаимоотношениях полов и психогигиене половой жизни.
Заходит пациент к сексопатологу и говорит:
– Доктор, вы знаете, я очень люблю свою жену…
Доктор:
– Нет-нет-нет, это не ко мне – это к психиатру!
* * *Психиатр говорит знакомой:
– Как поживает ваш муж?
– Доктор, но я не замужем.
– Да? Значит, ваш муж холостяк.
Подчас причиной сексуальной дисгармонии оказывается недостаточная осведомленность в области психогигиены, неправильные представления о норме и физиологических колебаниях сексуальной функции, о степени приемлемости сексуальных контактов. Но проблема полового воспитания состоит в том, что оно не может ограничиться знанием социального смысла сексуального поведения, социальных норм. Между психологией учебной аудитории и живой историей конкретного человека – дистанция огромного размера.
В последние годы подростки все раньше начинают половую жизнь, и их взаимному доверию и поддержке способствует сексуальное просвещение в семье. Но и здесь подстерегает опасность: подростковый возраст совпадает с тем возрастным кризисом, когда ребенок от сопоставления себя с родителями переходит к поиску образцов для подражания вне семьи, к поиску значимого Другого, обретаемого или на страницах книги, или на экранах и дисплеях телевизора, компьютера, или в компании на улице… Происходящая психологическая трансформация, накладываясь на физиологические изменения, столь радикальна, что захватывает всю сферу взаимоотношений подростка с окружающим миром.
Первый, кому должен научиться возражать подросток, – это его родители. Если он не научится возражать им, то не сможет «возразить» и Улице. Подростковое сознание настроено максималистским и протестным образом, настаивая на рациональном объяснении всего, что до этого воспринималось просто как привычное, дорогое и любимое. Подростковое сознание и самосознание продолжает логику самозащиты: «Я не просил вас меня рожать».
И если основополагающим моментом возникновения сексуальной близости людей является любовь, чему, как известно, посвящено так много произведений, в том числе и русской художественной литературы, и отечественного кинематографа, то именно она вводит подростка в опыт свободы, становящийся, быть может, горьким, но таким важным переживанием собственной реальности. И этот опыт чужой свободы можно только признать в качестве права подростка на свою собственную личную жизнь. Тогда любой сбой в соотношении любви и секса может стать источником психологической травмы, долго не заживающей раны. И к этому надо быть готовым, нужно запастись терпением. Как известно, любви никогда не бывает слишком много – ее всегда недостаточно.
Глава 1
Половое сознание и поведение. Формы психосексуальной культуры
Психологические различия мужчин и женщин
Принято думать, что между мужчиной и женщиной лежит целая пропасть, и различия между ними проявляются не только на уровне физиологии, но и в сфере психологии. Насколько в действительности велика разница между мужчиной и женщиной? Или, возможно, мы сознательно либо подсознательно преувеличиваем некоторые несходства?
Огромное количество исследований полностью опровергает утверждение, что женщины и мужчины серьезно отличаются друг от друга. В большинстве случаев представители обоих полов практически одинаково отзываются на одни и те же события. Психологи обнаружили лишь два более или менее заметных расхождения: мужчины и женщины по-разному реагируют на агрессию и на некоторые аспекты сексуальности. Доказана и несостоятельность представления о том, что женщины реже, чем мужчины, преуспевают в точных науках, зато якобы лучше владеют иностранными языками.
Факт существования различий не отрицается, но объясняется социальными причинами. У мужчин и женщин в обществе вырабатываются различные установки и навыки, основанные на ролях, обусловленных полом, и тогда различия между полами определяются тем положением, которое человек занимает в обществе. Так, в соответствии с социальным статусом женщины, как правило, всегда более тактичны и вежливы; мужчины же, как правило, ведут себя напористо и активно. Однако на работе, в бизнесе, в творческой деятельности особого политеса в отношениях между полами не существует; во многих случаях мужчина, напротив, обязан обращаться к женщине на равных, признавая тем самым ее права и возможности.
Одно из существенных различий в психологии полов заключено в характере восприятия правдоподобной и вымышленной информации. Несколько упрощая, можно сказать, что женщины гораздо хуже распознают правду и ложь. Женщины лояльны ко лжи. Они с большей вероятностью могут принять ложную информацию за чистую монету. Но и сами мужчины искажают те или иные факты, подчас намного чаще, чем женщины. Проблема – в различии коммуникации, тех процессов общения, участниками которых является мужчина или женщина, в различном соотношении вербальных (словесных) и невербальных составляющих процесса общения. Психологическое различие мужчины и женщины – в различии мужского и женского «языков».
Мужчины во всяком деле хотят, чтобы их убедили, женщины довольствуются тем, чтобы их упросили.
Э. БошенТак, мужское «вранье» помогает избегать стрессов и сохранять душевное равновесие в ситуациях, связанных с возможным ожиданием от собеседника достижений, характерного для него способа проявить себя в нестандартной, проблемной ситуации. Но и для женщин ложь выступает своеобразным средством защиты. Большая часть из тысячи опрошенных признали, что нередко обманывают своих мужей, бойфрендов, друзей, начальников и даже матерей. Ко лжи их вынуждают постоянно меняющаяся жизнь и давление, испытываемое на работе и в семейном кругу. При этом «вранье» в большинстве случаев оправдывается нежеланием огорчать близкого человека или же боязнью некоего смущения.
Женщины лгут несравненно искуснее, они способны обманывать с поразительным мастерством и артистизмом, поэтому часто могут ввести в заблуждение собеседника. Мужчины же часто лгут очень «ненатурально», поэтому им гораздо реже удается обвести женщину вокруг пальца. Но ключевой момент этого женского мастерства – не в том, что женщины любят ложь и любят ее слушать, а в том, что они любят слушать и во многих случаях поэтому не противятся тому, что мужчины их обманывают.
Жене надо говорить только правду!.. И только с три короба…
Насколько в целом отличается женский язык от мужского? Установлено, что различия в потребности общения для мужчины и женщины – неиссякаемый источник домашних раздоров. Для женщины важен сам процесс общения, для мужчины – результат беседы. Именно этим объясняется, что средний объем общения представительниц прекрасного пола более чем в полтора раза превышает объем общения сильной половины человечества. Если в течение дня женщине не удается полноценно пообщаться (с коллегами, с друзьями, с членами семьи), то это крайне отрицательно сказывается на ее психологическом самочувствии. При этом ухудшается настроение, понижается производительность и качество труда; не исключено возникновение конфликтных ситуаций – как на работе, так и дома.
Женская способность к разговору обусловлена наполненностью мира чувств, потребностью их выражения, в котором «озвучивание» приобретает ведущий характер. Мужская конкретность выражения мыслей связана не с тем, что они – более логически мыслящие люди, а скорее с привычной абстрактностью используемого языка.
Женщина в разговоре использует от 60 до 80% ресурсов головного мозга, тогда как мужчина – значительно меньше. Во время беседы она пользуется пятью тоновыми уровнями, несущими различные оттенки информации, из которых он улавливает только три. Женский голос, сложный по своей структуре и мелодичности, не всегда воспринимается представителями сильного пола в полной мере. Поэтому у мужчин почти всегда возникают сложности в информационной обработке, а следовательно, и в распознавании смысловой нагрузки сказанного женщиной. В целом мужчина не способен в полной мере следить за движением мысли в разговоре с ней, его подсознание отключается из-за подавляющего превосходства собеседницы.
Когда женщина молчит, ее лучше не перебивать.
Женщина воспринимает в ходе беседы гораздо больше информации. Благодаря этой особенности она является намного более «удобным» слушателем: реже перебивает собеседника, дольше внимает его словам (мужчина при разговоре перебивает подругу в два раза чаще, а внимательно слушает только 10–15 секунд, после чего склонен дать любой ответ, не уточняя информации).
В отличие от женщин мужчины обычно предпочитают конкретный разговор беседе, не имеющей определенной цели. Неопределенное по намерениям «давай поговорим» их только раздражает. Мужчины любят говорить об успехах, женщины – о неудачах. И если он предпочитает рассуждать молча, то она думает вслух, что может восприниматься партнером как пустословие и болтовня.
Мужская речь более кратка, поскольку всегда категоричнее в своих суждениях: их «да» – это «да», а «нет» – это «нет». Женская речь, наоборот, полна неопределенности, в ней незримо присутствуют и «да» и «нет», а главенствует «может быть». Вербально неопределенность выражается с помощью условного наклонения, которое женщина употребляет в два раза чаще, чем мужчина. Кроме того, дамы в три раза чаще задают разного рода вопросы и произносят фразы «не так ли?», «да?», «правда?», «неужели?», «нет?», направленность которых связана с уточнением не столько конкретной информации, сколько общего отношения собеседника к происходящему.
Различие женской позиции в коммуникативных процессах выражается не только в большей чуткости женского восприятия речи, но и в использовании невербальных компонентов общения: женщины при разговоре чаще улыбаются, смотрят в глаза, мужчины же отводят взгляд в сторону. Такие эмоции, как страх, удивление, отвращение, радость мимически более точно отражаются на женских лицах, а вот горе и подавленность – на мужских.
Несомненные преимущества женской вовлеченности в коммуникацию подчас оборачиваются «промахами» там, где мужская стратегия общения еще более упрощается самими обстоятельствами. Так, мужчина, чувствуя свое уязвимое положение в эмоциональных вопросах, скорее расценит как «нечестную игру» попытки завязать разговор, когда он устал. Более того, он проявит элементарное беспокойство, если беседа затянется, а отказ от нее будет им оправдан необходимостью выспаться. Поэтому, если женщина, начиная беседу, имеет в виду достижение определенной цели, ей стоит сразу приступить к главному, иначе, пока она будет распространяться о мелких подробностях, ее собеседник может потерять всякий интерес к разговору. Женщинам стоит сформулировать слоган: «Мужчины ненавидят вести дискуссии поздно вечером».