bannerbanner
Илион. Город и страна троянцев. Том 2
Илион. Город и страна троянцев. Том 2

Полная версия

Илион. Город и страна троянцев. Том 2

Язык: Русский
Год издания: 2009
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Рис. 514. Любопытная крышка от вазы из обожженной глины. (Половина натуральной величины. Найдена на глубине от 23 до 26 футов)


На рис. 515 я воспроизвожу любопытный предмет из терракоты с четырьмя ножками и прочерченным линейным орнаментом; он сплошной и мог служить вотивным приношением. На рис. 516 я воспроизвел деревянную рыбу, найденную в сожженном доме на глубине 26 футов; как она могла не сгореть – совершенно необъяснимо. С обеих сторон ее голова блестящего черного цвета, туловище – блестящего желтого; оба этих цвета могут произойти от высокой температуры во время пожара. Чешуя грубо обозначена маленькими ромбиками, изображенными с помощью перекрещивающихся линий. Рыба похожа на карпа, однако в Троаде карпы не водятся, и поэтому вызывает сомнение, действительно ли первобытный художник пытался изобразить именно этот вид. Но какой бы грубой ни была эта деревянная рыба, она – настоящее произведение искусства, если сравнить ее с уже рассмотренными выше изображениями людей.

Рис. 515. Предмет из цельной терракоты с четырьмя ножками и прочерченным линейным орнаментом. (Натуральная величина. Найден на глубине 30 футов)


Рис. 516. Деревянная рыба. (7:8 натуральной величины. Найдена на глубине 26 футов)


На рис. 517 – весьма любопытный предмет из слоновой кости, найденный в большом доме рядом с воротами. Он изображает грубо вырезанную свинью, припавшую к земле; ее задние ноги поджаты и находятся под телом, передние – под головой. Изображение с обеих сторон одинаковое; оно живо напоминает нам о золотых львах Микен[33], хотя эти последние, безусловно, показывают больше художественного искусства. Задняя часть нашей фигурки из слоновой кости переходит в нечто похожее на рыбий хвост, снабженный чем-то вроде вертикального отверстия длиной 0,7 дюйма и действительно проткнутый, что заставляет нас предполагать, что этот предмет как-то использовался в прядении. Время, а возможно, также температура от пожара придали нашей слоновой кости темный оттенок; голова и спина почти черные. Профессор Вирхов мне пишет: «Мне кажется сомнительным, что рис 517 изображает свинью. Положение ног и общий вид больше напоминают собаку».

Рис. 517. Предмет из слоновой кости в виде припавшего к земле зверя. (Натуральная величина. Найден на глубине 28 футов)


На рис. 518 и 519 я воспроизвожу два предмета из слоновой кости; каждый из них принадлежал лире, снабженной лишь четырьмя струнами, а на рис. 520 – еще один предмет из слоновой кости, принадлежавший лире с семью струнами; все эти три фрагмента орнаментированы насечками. Образец на рис. 518 украшен орнаментом в виде рыбьей кости с каймой, образованной двумя линиями; образец на рис. 519 украшен только прямыми линиями. На рис. 520 орнамент очень красивый; на краю, где расположены отверстия, сделана кайма из только одной линии; на двух других краях кайма образована двумя линиями и украшена волнистым узором; поверхность разукрашена спиралями, в которых мы также видим волнистые или зигзагообразные узоры.

Рис. 518. Фрагмент лиры с четырьмя струнами. (7:8 натуральной величины. Найден на глубине 26 футов)


Рис. 519. Кусочек слоновой кости, принадлежавший троянской лире с четырьмя струнами. (1:5 натуральной величины. Найден на глубине 26 фута)


Лира (φόρμιγξ) была древнейшим струнным инструментом греческих певцов; она часто упоминается у Гомера, у которого она прежде всего музыкальный инструмент Аполлона[34]; однако певцы также играют на ней во время пиров и в других случаях[35]. Φόρμιγξ упоминается вместе с флейтами (αυλοί)[36]; их часто украшали золотом, слоновой костью, драгоценными камнями и резной работой – отсюда их эпитеты: περικαλλὴς (очень красивая. – Пер.), δαιδαλέη (искусной работы. – Пер.), χρυσέα (золотая. – Пер.)[37]. Сначала у лиры было четыре, потом семь струн[38]; играть на лире – это φόρμιγγι κιθαρίζειν[39] или φόρμιγγα έλελίζειν[40]. Это было нечто вроде большой гитары с поперечиной (ζυγόν)[41], которая соединялась с обеими перекладинами и имела колышки (κόλλοπες), с помощью которых настраивали струны[42]. Она была пустая (γλαφυρὴ)[43], как и наша арфа, но легче, поскольку слово φόρμιγξ обозначает переносную кифару (от φέρω, φορέω, φόριμος), поскольку ее вешали на ремне на плечо и держали в руке, когда на ней играли[44]. Профессор Русополос любезно привлек мое внимание к пассажу из Плутарха, где упоминаются лиры (φόρμιγγες) с четырьмя струнами[45].

Рис. 520. Орнаментированный кусочек слоновой кости, принадлежавший троянской семиструнной лире. (Натуральная величина. Найден на глубине 23 футов)


На рис. 521 – предмет из слоновой кости неизвестного назначения; его верхняя часть с обеих сторон разделена лентой из трех линий на два поля, из которых один украшен четырнадцатью, другой – двенадцатью небольшими кружками с точкой в центре; в нижней части предмета таких кружков три с каждой стороны. Пусть читатель обратит внимание на сходство этих кружков с кружками на любопытном предмете с рис. 142 (Кн. 1. С. 380), который, возможно, является идолом.

Рис. 521. Предмет из слоновой кости с одинаковым орнаментом по обеим сторонам. (7:8 натуральной величины. Найден на глубине 33 фута)


На рис. 522–524 – два куска слоновой кости с отверстиями, украшенные геометрическим орнаментом; у образца на рис. 524 есть два отверстия. Обе эти трубки, судя по всему, являются частями флейт. Точно так же, видимо, обстоит дело и с красиво украшенной прочерченным орнаментом костью с рис. 525. На рис. 526 – любопытным образом орнаментированная трубка из слоновой кости, скорее всего – флейта. Костяные трубки с рис. 527 и 528 также могут быть частями флейт. На рис. 529 – кусок слоновой кости с отверстием, вырезанный в виде многоугольной призмы, каждая сторона которой украшена маленькими кружками с точкой в центре, как на рис. 142 и рис. 521. Похожий предмет из слоновой кости с практически таким же украшением был найден в гробнице в Иалисе на Родосе и хранится в Британском музее.

Рис. 522, 523. Две стороны красиво орнаментированной трубки из слоновой кости. Из башни. (2:3 натуральной величины. Найдена на глубине 26 футов)


Рис. 524. Изящно гравированная трубка из слоновой кости, возможно часть флейты. Найдена в башне. (2:3 натуральной величины. Найдена на глубине 26 футов)


Рис. 525. Кусок кости, любопытным образом инкрустированный. (2:3 натуральной величины. Найден на глубине 23 фута)


Рис. 526. Орнаментированная трубка из слоновой кости, возможно троянская флейта. (2:3 натуральной величины. Найдена на глубине 26 футов)


Рис. 527–531. Фрагменты флейты, два астрагала (таранные кости) и предмет из слоновой кости, сплошь покрытый орнаментом. (Половина натуральной величины. Найдены на глубине от 26 до 30 футов)


На рис. 530 и 531 – таранные кости (астрагалы), которых было найдено очень много. Я уже обсуждал использование этих костей в предыдущей главе (см.: Кн. 2. С. 381). Рис. 532–535 – предметы из слоновой кости, грубо украшенные желобчатым орнаментом, очевидно сделанным с помощью кремневой пилы. Два похожих предмета, найденные в Иалисе, находятся в Британском музее. Из слоновой кости сделан и предмет с рис. 536, который напоминает застежку от нашей цепочки для часов, как и предмет с рис. 537, в котором есть три отверстия; с рис. 538 (в форме рыбы), а также с рис. 539. Этот последний снабжен любопытным углубленным орнаментом, который, однако, вероятно, не имеет символического значения. Профессор Сэйс заметил мне: «Эти предметы из слоновой кости говорят о торговле с Востоком. На Черном обелиске ассирийского царя Салманасара (840 год до н. э.) люди народа музри, обитавшего на юго-западе Армении, изображены приносящими среди другой дани слона, который, видимо, был вывезен из Бактрии». На том же обелиске показан двугорбый бактрийский верблюд.

Рис. 532–539. Различные предметы из слоновой кости. (7:8 натуральной величины. Найдены на глубине от 20 до 26 футов)


Из слоновой кости сделаны и любопытные предметы с рис. 540 и 541, которые с обеих сторон украшены несколькими маленькими кружками с точкой в середине и снабжены отверстием с обоих концов. Я бы предположил, что все эти десять предметов (рис. 532–541) и, возможно, также с рис. 521 и 529 служили украшениями для конской упряжи. То, что украшения из слоновой кости использовались именно так, можно видеть в знаменитом пассаже в «Илиаде»:

Так, как слоновая кость, обагренная в пурпур женоюКарскою или меонской, для пышных нащечников коням,В доме лежит у владелицы: многие конники страстноЖаждут обресть; но лежит драгоценная царская утварьДолжная быть и коню украшеньем, и коннику славой[46].

Рис. 540, 541. Предметы из слоновой кости, возможно украшения конской упряжи. (7:8 натуральной величины. Найдены на глубине 24 фута)


Предмет из слоновой кости, похожий на образцы с рис. 540 и 541 и также украшенный небольшими кружочками, был найден доктором В. Гроссом в Невевилле в швейцарских озерных поселениях в Мерингене и находится в его коллекции[47]. На рис. 542 – костяная ручка ножа или какого-то другого инструмента, который прикреплялся к ней медными гвоздиками, из которых один мы все еще можем видеть в верхнем из трех отверстий; на одной стороне ручки видно несколько надрезов.

Рис. 542. Костяная ручка ножа или ка ко го-то другого инструмента. (Половина натуральной величины. Найдена на глубине 26 футов)


Рис. 543–545 также сделаны из кости[48] и могли служить только рукоятками посохов или тростей (σκὴπτρον от σκὴπτω, «прислоняться», отсюда средневековое σκὴπτομαι, «прислониться к чему-то»). Рис. 546 – также набалдашник посоха или трости; в этом не оставляют никаких сомнений два отверстия, однако сделан он из терракоты. На нем мы видим (но только на одной стороне) ту двойную спираль в форме очков, которую мы постоянно видим на вазах. В общем и целом под словом σκὴπτρον Гомер подразумевает не что иное, как обычный посох, поскольку мы видим, что им без различия пользуются цари, глашатаи, судьи и нищие[49]. Однако в других пассажах σκὴπτρον означает именно царский скипетр, как символ власти и достоинства, и в таких случаях его украшали золотыми гвоздиками[50] или художественной работой по металлу[51]. Среди руин Трои достаточно предметов, которые вполне могли служить набалдашниками таких, государственных скипетров. На рис. 547 – именно такая ручка скипетра из высококачественного горного хрусталя, изображающая грубо вырезанную львиную голову; большое отверстие в нижней части, куда вставлялся сам посох, а также отверстия по обеим сторонам не оставляют никаких сомнений по поводу его функции. Эта ручка была найдена на глубине 28 футов на площадке, образованной двумя валами, которую я обычно называю башней. Не только эта львиная голова, но и сравнения со львами, которые постоянно встречаются в «Илиаде», делают в высшей степени вероятным то, что в той глубокой древности в этой области водились львы. Гомер не мог бы так великолепно описать свойства этого животного, если бы у него не было частой возможности видеть их, и его географические знания о южных странах слишком незначительны, чтобы мы могли предполагать, что он посещал их и таким образом близко познакомился с характерными особенностями львов.

Рис. 543, 544. Костяные ручки посохов (σκηπτρα). (Почти половина натуральной величины. Найдены на глубине 23 фута)


Рис. 545. Костяная ручка троянского посоха (σκηπτρον). (Половина натуральной величины. Найдена на глубине 23 фута)


Рис. 546. Терракотовый набалдашник скипетра. (Половина натуральной величины. Найден на глубине около 26 футов)


Рис. 547. Ручка скипетра с головой льва из самого лучшего горного хрусталя; найдена на башне. (Половина натуральной величины. Найдена на глубине 28 футов)


Образец на рис. 548 сделан из зеленого египетского фаянса; он был найден вместе с вазой с совиной головой и черной коробкой с рис. 266 и 267 в очень большой разбитой погребальной урне на самой стене, непосредственно к западу от царского дома. Очевидно, он служил ручкой от посоха, поскольку на противоположной стороне у него четырехугольное отверстие длиной 1 дюйм, глубиной 0,6 дюйма и шириной 0,4 дюйма, которое постепенно сужается к концу. На каждой стороне есть насечка по длине, в центре которой имеется отверстие, которое сообщается с четырехугольным отверстием и могло служить только для крепления вставленного в него посоха с помощью гвоздя. На внешней стороне мы видим квадратный выступ с двумя бороздками. Поскольку египетский фаянс слишком хрупок, чтобы служить для набалдашника посоха, то посох, который он украшал, мог быть церемониальным и использоваться для погребальных служб. Снизу он полностью остеклился, и по всей его поверхности есть отметины от огня, действию которого он подвергся; к нему повсюду пристали тонкие хлопья черного пепла. Другой предмет из египетского фаянса лежит передо мной сейчас, когда я пишу это; он также имеет форму набалдашника, но в нем проделано большое отверстие по длине. Он так сильно пострадал во время пожара, что его зеленый цвет разрушился, и он выглядит, как будто бы сделан из плохой пасты из белого стекла. Весь египетский фаянс, как и слоновая кость, указывает на связи между Троей и Египтом.

Рис. 548. Любопытный предмет, возможно рукоятка посоха из египетского фаянса. (Половина натуральной величины. Найдена на глубине от 26 до 28 футов)


На рис. 549 и 550 (последний имеет отверстие по длине) также, по-видимому, набалдашники посохов или ручки тростей, сделанные из зеленой стеклянной пасты. Оба украшены белыми или желтыми спиралями, которые не нарисованы на стекле, но содержатся в нем. Образец на рис. 551 состоит из зеленой стеклянной пасты, орнаментированной правильными белыми чертами; он также имеет отверстие и сделан почти в форме пряслица, однако он, собственно говоря, сюда не относится, поскольку найден был на глубине всего 6 футов.

Рис. 549–551. Стеклянные пуговицы. (Половина натуральной величины. Найдены на глубине: правая – 6 футов, другие две – 26 футов)


На рис. 552–554 я воспроизвожу три небольших шарика; на рис. 555 – бусину из белого стекла. Я обращаю особое внимание читателя на тот факт, что эти три шарика, бусина и две ручки от трости – единственные стеклянные предметы, найденные мною в ходе всех моих раскопок в Гиссарлыке; далее, что эти шесть предметов были найдены в третьем, или сожженном, городе и что никаких следов стекла не было обнаружено ни в одном из нижних или доисторических городов, если только рис. 551 в действительности не принадлежит к последнему доисторическому городу, что мне представляется сомнительным. Я скорее полагаю, что он относится к еще более позднему городу, шестому от материка, который, как я склонен считать, является лидийским по происхождению. Таким образом, весьма возможно, что все эти предметы были импортированы в Трою финикийцами.

Рис. 552–555. Три стеклянных шарика и одна стеклянная бусина. (3:4 натуральной величины. Найдены на глубине от 26 до 33 футов)


На рис. 556 – яйцо из арагонита изящной формы. Образец на рис. 557 представляет собой предмет из диорита неизвестного назначения. Кроме того, было обнаружено множество неотполированных шестиугольников из хрусталя, а также небольшая, тонко отполированная пластинка из хрусталя с четырьмя отверстиями; она могла быть деталью лиры.

Рис. 556. Яйцо из арагонита. (7:8 натуральной величины. Найдено на глубине 26 футов)


Рис. 557. Предмет из диорита неизвестного назначения. (Половина натуральной величины. Найден на глубине от 26 до 28 футов)


Переходим от этих украшений к более полезным предметам. На рис. 558 – очень примитивная расческа из кости; ее зубья могли быть вырезаны обычными пилами из халцедона.

Рис. 558. Костяной гребень. (7:8 натуральной величины. Найден на глубине 23 фута)


В следующей группе иллюстраций к тексту на рис. 559 – предмет из слоновой кости с тремя отверстиями, который мог служить украшением для конской упряжи. На рис. 560–574 – иглы или другие инструменты из обычной и слоновой кости для женской работы. Как я уже говорил, похожие иглы из кости были найдены в пещерах Дордони во Франции, а также в швейцарских озерных жилищах (см.: Кн. 1. С. 380). Они также часто встречаются в погребениях Германии. На рис. 575–580 – костяные шила, такие, как я уже описывал выше (см. там же). На рис. 581–584 – еще четыре шила из кости. На рис. 585–587, согласно профессору Вирхову, – рога лани, заостренные для использования в качестве шил. Похожие рога часто встречаются в трех верхних доисторических городах Гиссарлыка.

Рис. 559–580. Шила и иглы из обычной и слоновой кости. (Примерно половина натуральной величины. Найдены на глубине от 22 до 23 футов)


Рис. 581–584. Костяные шила


Рис. 585–587. Рога лани, заостренные и, возможно, использовавшиеся как шила. (Почти половина натуральной величины. Найдены на глубине от 16 до 26 футов)


На рис. 588–590 – кабаньи клыки, из которых последние два заострены. Однако представляется сомнительным, что они были заострены искусственно; скорее, их заостряли сами кабаны. Кабаньи клыки очень часто встречаются в руинах всех доисторических городов Гиссарлыка. Профессор Отто Келлер[52] пишет на эту тему следующее: «Охота на кабана имела огромную важность в повествованиях и пластическом искусстве героических эпох. Судя по найденным кабаньим клыкам, это также было любимое занятие наших европейских обитателей озерных жилищ и жителей пещер[53]. До сего дня кабаны часто встречаются в Троаде и прилегающих областях[54]. Между Адрамиттием и Ассом и в других частях Троады кабаны каждое утро оставляют на земле следы там, где валяются в грязи. Кабаны часто встречаются в лесах Мисийского Олимпа, то есть рядом с Троадой[55]; и в очень древние времена мифический кабан, что порвал Идмона, сына Аполлона (эпизод из легенды об аргонавтах)[56], и тот жуткий вепрь, который опустошал страну Креза[57], вышли именно из этих лесов. И в дубраве на вершинах Иды множество великолепных вепрей жирели для древних троянцев, ибо желуди были их любимой пищей. Могли они жить и в болотах на долине»[58].

Рис. 588–590. Клыки кабана. (Половина натуральной величины. Найдены на глубине от 16 до 26 футов)


Рис. 591–598 изображают предметы, которые, согласно профессору У.Х. Флауэру из Коллегии британских хирургов, являются позвонками тунца и небольших акул.

Рис. 591–598. Позвонки акул, дельфинов и тунцов. (Половина натуральной величины. Найдены на глубине от 16 до 33 футов)


Теперь я перехожу к троянским литейным формам, которых всего было найдено около девяноста, почти все более-менее фрагментарные; почти все они сделаны из слюдяного сланца, несколько – из обожженной глины, и только одна из гранита. Рис. 599 и 600 воспроизводят два таких камня с формами для отливки боевых топоров и ножей, а также других инструментов или оружия, нам неизвестного, на всех шести сторонах. Из этих больших форм мне удалось получить невредимыми только четыре или почти четыре. Совершенно не опасаясь возражений, я могу откровенно сказать, что эти формы с углублениями для отливки на шести сторонах уникальны и не были найдены больше нигде; однако о том, что такие формы с углублениями для оружия или инструментов были во всеобщем употреблении в Трое, говорит большое количество разбитых экземпляров. Литейные формы, найденные в швейцарских озерных жилищах[59], а также те, что были обнаружены в Венгрии[60] и других местах, имеют углубления только с одной стороны[61]. В Микенах я нашел две формы, у одной из них углубления были на шести сторонах, но они были предназначены только для отливки украшений[62]. Эти троянские формы также отличаются глубиной самих углублений, которые в точности соответствуют размеру боевых топоров, ножей и т. д., которые надлежало отливать. Таким образом, очевидно, что эти углубления просто заполняли жидким металлом, а затем покрывали плоским камнем, пока заново отлитые предметы не остывали. В формах, найденных в других местах, процесс отливки проходил по-другому. Было два камня, в каждом из которых была форма оружия, которое было нужно изготовить, однако углубления в каждой форме составляли только половину толщины предмета; эти два камня соединяли так, чтобы оба углубления точно прилегали друг к другу, и так получалась форма для целого предмета. Как мы уже видели на форме с рис. 103 из первого города, в каждом из двух камней чаще всего было по два отверстия, с помощью которых их соединяли друг с другом[63]; в каждом камне была небольшая бороздка, которая вела от края к каждому углублению; и когда оба камня соединяли, после этого бороздки так же точно прилегали друг к другу; вместе они составляли небольшое трубчатое отверстие, похожее на воронку, через которое жидкий металл заливали в форму. Однако, как может видеть читатель на гравюрах, эти большие троянские формы не имеют таких канавок, через которые можно было заливать металл; таким образом, очевидно, что процесс отливки был так прост, как только возможно: металл просто заливали в формы и затем покрывали плоским камнем.

Рис. 599. Форма из слюдяного сланца для отливки различных металлических инструментов. Найдена на башне. (1:4 натуральной величины. Найдена на глубине от 26 до 28 футов)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Cesnola L.P. di. Cyprus. Pl. XII.

2

См.: Schliemann H. Mycenae. P. 163, № 237.

3

Janssen L.J.F. Op. cit. Bl. II, № 46.

4

Мы видим, что чистое вино (οίνος άκρατος) в гомеровских поэмах используется только для возлияний; так в II. II. 341 и IV. 159:

Вин возлиянье и рук сопряженье на верность обета.

На страницу:
4 из 5