bannerbannerbanner
10000 афоризмов великих мудрецов
10000 афоризмов великих мудрецов

Полная версия

10000 афоризмов великих мудрецов

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2011
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.

Ныне почитать родителей – это значит уметь кормить. Но и лошади, и собаки могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

Перед человеком к разуму три пути: путь размышления – это самый благородный; путь подражания – это самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый путь.

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.

По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг, много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг неискренний и друг болтливый.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела.

Посылать людей на войну необученными – значит предавать их.

Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих.

Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?

При встрече с достойным человеком думай о том, как сравняться с ним. Встречаясь с низким человеком, присматривайся к самому себе и сам себя суди.

Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, – это опрометчивость; не говорить, когда слова до него дошли бы, – это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, – это слепота.

С ученым, который, стремясь к истине, в то же время стыдится плохого платья и дурной пищи, не стоит рассуждать.

Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними – те, которые избежали соблазнов плоти, за ними – те, которые смогли избежать злословия.

Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном.

Сердитый человек всегда полон яда.

Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

Служа отцу с матерью, увещевайте их как можно мягче. Если ваши советы не возымеют действия, будьте по-прежнему почтительны и смиренны. Даже если вы раздосадованы в душе, не высказывайте своего недовольства.

Совершенный человек все ищет в себе, ничтожный – в других.

Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

Строить правильно отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми. Если приблизишь их к себе – они станут развязными, если удалишь от себя – возненавидят.

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.

Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.

Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, конченый человек.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

У сдержанного человека меньше промахов.

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – выше этого нет ничего.

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.

Утром познав истину, вечером можно умереть.

Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.

Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!

Сунь-цзы

Между VI и IV вв. до н. э.

Великий китайский полководец и мыслитель. Автор «Трактата о войне». Один из выдающихся последователей учения Конфуция.

Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

Взимание непомерных налогов – это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.

Вместо того чтобы возвеличивать небо и размышлять о нем, не лучше ли самим, умножая вещи, подчинить себе небо?

Война – это путь обмана.

В учении нельзя останавливаться.

Готовность пожертвовать собой ради выполнения долга есть основа поддержания жизни.

Дурные качества и поступки человека зависят от него самого.

Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей.

Заниматься делом – это то, что ненавидят люди; заслуги и власть – это то, что они любят.

Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств.

Когда задают неприличный вопрос, отвечать на него не следует. Когда рассказывают о неприличном, не следует задавать вопросов. Когда рассказывают неприличные вещи, не следует слушать.

Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет.

Когда не обращают внимания на критику и похвалу народа и спокойно мирятся с потерей его симпатий – это недостойный путь управления страной.

Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.

Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учености.

Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания.

Полагаться на законы и к тому же понимать их положения – только так можно добиться согласия.

Породистый скакун одним прыжком не сможет покрыть расстояние в тысячу ли. На кляче можно преодолеть это расстояние за десять дней, если не останавливаться на полпути.

Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть.

Пусть даже человек от природы и обладает прекрасными свойствами и мудростью – он должен еще получить мудрого учителя и следовать ему, он должен выбирать себе в друзья хороших людей и дружить с ними.

С тем, кто любит спорить, не надо вступать в пререкания.

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, мой друг; тот, кто мне льстит, мой враг.

То, что совершается без участия труда человека, и то, что он получает помимо своих желаний, составляет деятельность неба… Когда человек отказывается делать то, что ему предназначено, и ждет, что небо сделает все за него, – он заблуждается.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!

Физический труд – это то, что служит добродетели.

Человек должен делать те дела, которые хотя и требуют тяжелого физического труда, но успокаивают его разум.

Человек по своей природе зол, его добродетельность порождается практической деятельностью.

У-цзы

VI–V вв. до. н. э.

Выдающийся древнекитайский стратег, автор трактата «Искусство войны» – второго по значимости военного канона Древнего Китая.

В армии всегда найдутся воины храбрые, как тигры; найдутся сильные, легко поднимающие тяжелый треножник; найдутся ходоки, идущие быстрее боевых коней; всегда найдутся люди, которые смогут отнять знамя, заколоть полководца. Таких нужно отобрать, отделить их от прочих, любить и ценить их. В них – судьба армии.

В древности все, кто заботился о государстве, непременно прежде всего просвещали свой народ и любили своих людей.

Если окажутся такие, кто искусен в употреблении оружия, кто способен и силен, крепок здоровьем и подвижен, кто помышляет о том, чтобы поглотить противника, нужно добавить им титулов и с их помощью добиться победы.

Когда весь народ спокоен на своих полях и в своих домах, когда он питает добрые чувства к чиновникам, оборона уже тем самым крепка.

Если государь, знающий Путь, хочет поднять свой народ, он прежде всего устанавливает согласие и только потом предпринимает большое дело.

Когда государь умеет умных ставить наверху, а неразумных помещать внизу, его лагерь уже тем самым будет прочен.

Если действия человека не согласуются с Путем, а поступки не согласуются с долгом, то, пусть этот человек и находится среди великих, пребывает среди знатных, все равно беда непременно настигнет его.

Когда народ считает своего государя хорошим, а соседние государства дурными, сражение уже тем самым выиграно.

Когда народ, видя, что государь так бережет его жизнь, так скорбит о его смерти, предстанет вместе со своим государем перед опасностью, воины будут считать наступление и смерть славой, а отступление и жизнь – позором.

Когда у людей есть чувство чести, в большом государстве этого достаточно, чтобы сражаться, в малом государстве этого достаточно, чтобы защищаться.

Мудрые государи древности строго соблюдали законы, касающиеся правителя и подданных, соблюдали правила, касающиеся высших и низших; они воспитывали народ в соответствии с обычаями, подбирали талантливых людей и, таким образом, были всегда готовы ко всяким случайностям.

Побеждать, наступая, – легко. Побеждать, защищаясь, – трудно.

Правя государством и управляя армией, надлежит учить общественным нормам, воодушевлять сознанием долга, внушать чувство чести.

Причин, по которым начинается война, пять. Первая – борьба из-за честолюбия, вторая – борьба из-за выгод, третья – накопление вражды, четвертая – внутренние беспорядки, пятая – голод. Названий войны также пять. Первое – вой на справедливая, второе – война захватническая, третье – война личная, четвертое – война насилия, пятое – война против самих себя.

Путь есть то, что обусловливает обращение к первооснове и возвращение к первоначалу. Долг есть то, что обусловливает совершение поступков и достижение результатов. Рассудительность есть то, что обусловливает удаление от вреда и приобретение выгоды. Сообразительность есть то, что обусловливает поддержание дела и сохранность сделанного.

Ведя войну, необходимо точно знать, в чем сильные и слабые стороны противника, и направиться туда, где у него опасное место.

Древняя Греция

Гомер

Годы жизни неизвестны; предположительно от XII по VII в. до н. э

Легендарный древнегреческий поэт, которому приписывается создание двух величайших поэм античной литературы – Илиады и Одиссеи. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно.

Бог найдет виновного.

Вижу, дитя, по словам, что твоя благородна порода!

Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.

Гибок язык человека; речей в нем край непочатый.

Глупец познает только то, что свершилось.

Дым отечества сладок.

Женщину украшает молчание.

Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь.

Не навязывай услуг против воли.

Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.

Об одном следует говорить, о другом – молчать.

Прекрасное недолговечно.

Приятны завершенные труды.

Сделанное и дурак поймет.

Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.

Я – тебе, ты – мне.

Фалес

Ок. 625–547 гг. до н. э.

Родоначальник античной и европейской философии и науки. Основатель милетской школы (от названия города Милет, расположенного в Ионии, на западном берегу Малой Азии).

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании.

Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь, что твоим врагам еще хуже.

Многословие еще не залог разумения.

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

Надо не с виду быть хорошим, а характером пригожим.

Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.

О друзьях должно помнить не только в присутствии их, но и в отсутствие.

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.

Пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился.

Самое трудное – познать самого себя, самое легкое – давать советы другим.

Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует надо всем.

Человека, клевещущего на других, изгоняй из дома.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.

Эзоп

Годы жизни неизвестны. Примерно VI в. до н. э

Легендарный древнегреческий баснописец. Был ли Эзоп историческим лицом – неизвестно. Под именем Эзопа сохранился сборник из 426 басен, изложенных прозой.

Благодарность – признак благородства души.

Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их.

Велико ли, мало ли дело, его надо делать.

Для людей работа является наслаждением.

Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже.

Если тебе не спастись от смерти, умри, по крайней мере, со славой.

Если человек берется за два дела, прямо противоположные друг другу, – одно из них непременно не удается ему.

Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав.

Истинное сокровище для людей – умение трудиться.

Истинный друг познается в несчастье.

Когда посетит тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей.

Кто хвастает перед тем, кто его знает, заслуженно поднимает себя на смех.

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой.

Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.

Не всегда будет лето.

Не заводи знакомства с теми, кто новых друзей предпочитает старым. Знай: как изменили нам, старым, испытанным товарищам, так изменят и новым.

Не открывайся жене и не делись с нею никакими тайнами: в супружеской жизни жена твой противник, который всегда при оружии и все время измышляет, как бы тебя подчинить.

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.

Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей.

Нет ничего столь совершенного, чтобы быть свободным от всяких упреков.

Одна ласточка весны не делает.

Старайтесь присоединить к красоте прочные качества.

Пифагор

Ок. 570–500 гг. до н. э.

Математик, философ, религиозный и политический деятель. Создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом».

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Делай великое, не обещая великого.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях – до совершенной потери ума.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

Статую красит вид, а человека – его деяния.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Эсхил

Ок. 525–456 гг. до н. э.

Древнегреческий драматург, «отец трагедии». Эсхила относят к числу крупнейших новаторов античного театра.

Двойною плетью хлещут празднословного.

Если сила соединяется со справедливостью, то что может быть сильнее этого союза?

Легко счастливому поучать несчастного.

Любовь, если можно любовью назвать безумной похоти женской власть, опаснее чудовищ, страшнее бури.

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны.

Незавидна участь того, кому никто не завидует.

Нельзя преодолеть необходимость.

Родства и дружбы сила велика.

Свершивший да несет последствия дел своих.

Страшен брак по принуждению.

Софокл

Ок. 496–406 гг. до н. э.

Древнегреческий драматург. Софоклу приписывают 123 трагедии, среди которых «Царь Эдип», «Антигона», «Электра».

Блаженна жизнь, пока живешь без дум.

Великие дела не делаются сразу.

Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное.

Дары врагов пагубны.

Как страшен может быть разум, если он не служит человеку.

Кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.

Лучше будь прост да честен, чем умен и лжив.

Много в природе дивных сил, но сильней человека – нет.

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

Мудрость – родная мать счастья.

На тех, кто впал без умысла в ошибку, не гневаются сильно.

Не помогает счастье нерадивым.

Отвергнуть друга преданного – значит лишиться драгоценнейшего в жизни.

Слушай и молчи.

Старость одинокая всем бедам беда!

Ум, несомненно, первое условие для счастья.

Геродот

Ок. 485–430 гг. до н. э.

Древнегреческий историк, «отец истории». Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры.

В мирное время сыновья погребают отцов, а на войне отцы – сыновей.

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться.

Истинно мужественный человек должен обнаруживать робость в то время, когда на что-либо решается, должен взвесить все случайности, но при исполнении необходимо быть отважным.

Клевета ужасна потому, что жертвой ее несправедливости является один, а творят эту несправедливость двое: тот, кто распространяет клевету, и тот, кто ей верит.

Лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

Людям, решившимся действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят.

Обычно люди видят во сне то, о чем они думают днем.

Я обязан передавать все, что рассказывают мне, но верить всему не обязан.

Еврипид

Ок. 480–406 гг. до н. э.

Древнегреческий драматург и поэт. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, до нас дошло 18 трагедий.

Да, как ни дорога нам жизнь, одно еще дороже: сознание правоты.

Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.

Жизнь есть борьба.

Звание свободного человека дороже всего.

Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.

Когда двое говорят и один из них сердится, тот, кто уступает, умнее.

Кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума.

Лишь ласковый имеет дар пленять.

Невоздержанный язык – худшее из зол.

Не может быть добрым рожденный от злого отца.

От дара подлых рук добра не жди.

От малой искры до пожара людей язык доводит…

От подношений и боги становятся сговорчивыми.

Прекрасно сказано, что в споре двух сторон суд обе стороны обязан выслушать.

Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?

У истинных друзей все общее.

Сократ

Ок. 470–399 гг. до н. э.

Древнегреческий философ, один из основателей диалектики. Учение Сократа стало поворотным в философии – от рассмотрения природы и мира ученый пришел к рассмотрению человека.

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества – приличие, а признак щегольства – излишество.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.

Высшая мудрость – различать добро и зло.

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, – это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая – станешь философом.

Женишься ты или нет – все равно раскаешься.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!

На страницу:
2 из 3