bannerbanner
Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877)
Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877)

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 11

Передовые британские отряды заняли Капитолийский холм и сняли оттуда американский флаг, подняв взамен него Юнион Джек. Утром, 25 августа, к пристани на Потомаке подошли корабли адмирала Кокберна. Высадившиеся у Арлингтонского моста моряки соединились с пехотинцами у Капитолийского холма.

Офицеры устроили экскурсию по зданию Конгресса. В зале Палаты представителей Кокберн уселся в кресло спикера, немного прикрыл глаза, а потом задал простой вопрос: «Может, сожжем к чертям эту колыбель демократии янки?» – на что британские морские пехотинцы с радостью закричали: «Да, сэр!» А затем они подожгли здания Сената и Палаты представителей (центральная ротонда со знаменитым куполом тогда еще не была построена и не соединяла их). Интерьеры обоих зданий, в том числе и библиотека Конгресса, были уничтожены, хотя толстая каменная кладка и проливной дождь, хлынувший вечером, позволили сохранить внешние стены. Джефферсон впоследствии продал государству свою библиотеку (более 6 тысяч томов), чтобы восстановить библиотеку Конгресса105. По мнению путешественников начала XIX века, Капитолий «являлся единственным зданием в американской столице, на которое стоит посмотреть»106. Промаршировав по Пенсильвания-авеню до Белого дома, британцы как бы повторили обычный инаугурационный парад американских президентов.

Прибыв в президентский особняк, адмирал Кокберн смог сполна насладиться своим триумфом. Англичане начали собирать сувениры в Белом доме. Кокберн взял одну из шляп Мэдисон и подушку со стула Долли Мэдисон. Затем британцы насладились вином и яствами, приготовленными для президентского приема, который так и не состоялся.

После столь приятного вечера британские морские пехотинцы устроили развлечение с поджогом особняка, стоя на лужайке, они бросали факелы через окна. Дом начал гореть, и это зрелище было захватывающим для британцев107. Они и ночью продолжили подбрасывать топливо в огонь, чтобы быть уверенными в полном уничтожении президентской резиденции. По сообщениям очевидцев, дым был виден из Балтимора и с берегов реки Патуксент. Генерал Росс позже оправдывался тем, что его войска «могли вести себя в сто раз хуже»108.



Поздно вечером 25 августа на фоне горящего Капитолия и здания министерства финансов под начавшимся дождем англичане провели военный парад.

Спустя 26 часов после начала оккупации они покинули Вашингтон. Своей цели британцы добились, сожгли множество административных и общественных зданий, захватили огромную военную добычу и более 200 орудий.

Эти трагические для американцев события отразились в английской литографии того времени109.

Утром 26 августа был произведен захват Александрии (штат Виргиния). Жители города не помышляли о сопротивлении. Мэр Александрии заключил сделку с британцами, и те воздержались от сожжения зданий, но заполучили в качестве контрибуции солидные запасы провизии и боеприпасов110.

Высмеивая трусость александрийцев, У. Чарльз создает довольно смешную карикатуру. Она называлась «Джон Буль и александрийцы»111.

На карикатуре Джон Буль (символ Великобритании), изображенный в виде быка в обычной гражданской одежде и кокетливой шляпе, с довольным видом предъявляет двум коленопреклоненным александрийцам список своих требований. При этом он говорит: «Мне нужна вся ваша мука, и весь ваш табак, и вся ваша провизия, и все корабли, и все товары. В общем, все, кроме Портера и Перри112. Этих уберите от меня, я ими уже сыт по горло». Здесь снова были намеки не напитки, а на фамилии моряков, доблестно сражавшихся с англичанами.



Один из коленопреклоненных александрийцев113, у них, кстати, от страха дыбом встали волосы, говорит: «Пожалуйста, мистер Буль, не будьте так суровы с нами. Вы же знаете, мы всегда дружили с вами, даже во времена эмбарго». На заднем плане карикатуры изображен британский солдат в мундире, с обнаженной саблей. За плечами у него ранец с тремя солидными бутылями спиртного. Он командует носильщику в гражданском платье, несущему сразу три бочонка на доске: «Вперед, Джек. Не все янки такие трусы, как эти парни. Воспользуемся благоприятным моментом». Носильщик, названный Джеком, с довольным видом восклицает: «Ура, ребята! Больше рома и еще больше табака»114. Карикатура пользовалась широкой популярностью среди различных слоев населения и способствовала осуждению пособников врага и поднятию боевого духа американцев.

Героическая оборона города Балтимора, и особенно форта Макгенри, прикрывавшего вход в балтиморскую бухту, вызвали восхищение американского общества. Для захвата Балтимора англичане планировали совместную операцию с моря и суши. Генерал Росс должен был высадиться для атаки северного форта, а вице-адмирал Александр Кокрейн подвергнуть осаде форт Макгенри, который прикрывал балтиморскую бухту. Однако стойкость защитников форта сорвала английские планы. Командующий ополчением генерал Сэмюэль Смит (1752–1839)115 мобилизовал на строительство земляных укреплений и редутов практически все взрослое население города, включая свободных негров. Он сумел убедить торговцев затопить свои суда в бухте, чтобы создать подводный барьер, через который не смогли бы пройти английские корабли. Первое столкновение с англичанами, численность которых равнялась 5 тыс. солдат, произошло у северного форта Норт Пойнт, где во время сражения погиб английский генерал Росс116. Также достойный отпор встретил отряд англичан под командованием полковника Брука у Хемпстед-хилл.

Атака британцев на форт Макгенри, которым командовал майор Джордж Армистед (1780–1818), началась 13 сентября 1814 г. Англичане вели бомбардировку форта с девятнадцати кораблей, причем применяли ракеты Конгрива – новейшее оружие того времени. Бомбардировка продолжалась 27 часов, по форту было выпущено около 1800 снарядов. Попытка англичан высадиться на берег на небольших лодках успеха не имела.

Город был защищен береговым фортом Макгенри. Командир форта майор Джордж Армистед приказал поднять над ним огромный по размерам американский флаг, чтобы показать врагам, что сдаваться не намерен.

Свидетелем бомбардировки форта Макгенри был юрист и поэт Френсис Скотт Ки (1779–1843), который вместе со своим другом Джоном Скиннером занимался обменом военнопленных по поручению президента. Через несколько недель он написал поэму «Знамя, усеянное звездами»117, ставшую словами американского национального гимна.

Известный художник-карикатурист Уильям Чарльз в том же 1814 г. нарисовал популярную карикатуру под названием «Джон Буль и балтиморцы»118.

Мэрилендские ополченцы со штыками наперевес гонят незадачливых британских вояк со своей земли. Англичане изображены в самом смешном виде, толстыми и неуклюжими горе-вояками. Сзади толпы англичан шествует сам Джон Буль в штатской одежде с головой быка, увенчанной рогами и смешной шляпой. В его зад упирается штык американского ополченца.



Американский солдат, нацеливая штык в зад Джона Буля говорит: «Ой! хох! Джонни, ты думал, что справился и проучил александрийцев … но мы проучим тебя, ты узнаешь, что такое порка!!!»

Джон Буль: «Милосердия! Пощады мне! Какие молодцы вы, балтиморцы! Я думал, что после примера с александрийцами, мне нечего будет делать, кроме как войти в город и утащить добычу. И вот ничего кроме поражения и позора!!!» В правом углу офицер пытается командовать отступающими британцами. Здесь, по-видимому, Чарльз изобразил адмирала Кокберна. Он кричит войскам, что они должны вернуться и сражаться: «В чем дело! Вы – трусливые негодяи! Вернуться назад и выполнять приказы вашего правительства! Мы должны атаковать любое уязвимое место в их обороне!»

Ему отвечает горец-шотландец: «Пошел к черту, адмирал! Ты – сумасшедший, как и твое правительство. Вы можете атаковать только такие города, как Хэмптон, Гавр де Грас или Александрия!»119 На заднем плане американский снайпер смертельно ранит британского генерала Роберта Росса.

Война приняла затяжной характер, ее исход был неопределенным для обеих сторон. С большим воодушевлением восприняли американцы дипломатическое предложение России о мирном посредничестве в переговорах США и Великобритании.

В это время в США появляется карикатура по поводу российского предложения о посредничестве в примирении воюющих сторон, созданная известным карикатуристом У. Чарльзом, «Бруин становится посредником в мирных переговорах»120.

В центре явно дружелюбный медведь, названый Мишкой (Bruin) и символизирующий Россию, пытается соединить в дружеском рукопожатии Англию, символом которой является Джон Буль, и США, представленные в виде Колумбии.



Любопытно, что символ Великобритании изображен стоящим на коленях нарядно одетым толстячком, да еще с бычьими рогами, на которых написано: «Указы в Совете», явно в позе делающего брачное предложение кавалера. «Указы в Совете» – это был британский запрет на американскую торговлю, ставший одной из причин войны.

Джон Буль нервно держится за руку русского медведя. Художник явно хотел представить Великобританию в смешном виде. США изображены в виде гордо стоящей девушки Колумбии, напоминающей античную статую. Она держит в левой руке национальный флаг и копье, увенчанное фригийском колпаком, символом свободы. Свою правую руку она не спешит подать медведю. Здесь тоже был намек на то, что США вовсе не так уж стремятся к окончанию войны. Это подтверждается и теми репликами, которыми обмениваются персонажи, так как в карикатурах XIX века изображенные лица, как правило, высказывали свою позицию. Данная карикатура не исключение. Джон Буль говорит медведю: «Умоляю, м-р Бруин, постарайтесь уменьшить разногласия между нами. Эти Осы и Шершни так искусали меня121. Я опасаюсь, что больше никогда не буду тревожить их гнезда». Медведь заявляет Колумбии: «Позвольте мне соединить ваши руки: Мадам и Джонни. Я настроен дружелюбно с тех пор, как установились наши отношения на море». Колумбия отвечает: «Я благодарю вас м-р Бруин, но я не могу верить Джону Булю. Пусть он пообещает удалить свои РОГА, и он должен обеспечить это, прежде чем я начну переговоры с ним»122.

Разумеется, эти реплики в искаженном виде представляли процесс поиска мира. Но, как известно, юмор поддерживает позитивное настроение, американцы в этом очень нуждались.

Англичане отказались от посредничества России в мирных переговорах, они начались в июне 1814 г. в бельгийском городе Генте. Тем не менее, в США не было единства мнений по отношению к войне. Федералисты, особенно в Новой Англии, требовали незамедлительного прекращения военных действий, и некоторые их лидеры поговаривали об отделении от Союза штатов.

Одним из таких сторонников отделения (сецессии) был Джосайя Квинси, который в 1811 г. впервые в американской истории пытался обосновать право на отделение штатов с трибуны Палаты представителей Конгресса. В это время стоял вопрос о принятии в Союз Луизианы в качестве полноправного штата. Квинси заявил по этому поводу: «Если билль будет принят, скрепы Союза будут разрушены и составляющие его штаты освободятся от своих моральных обязательств. Правом всех, равно как и обязанностью некоторых, станет подготовка к отделению, мирным путем, если возможно, военным, если придется»123. Поэтому не случайно он стал объектом специальной карикатуры У. Чарльза под названием «Джосайя первый»124.

Карикатура на состоятельного американского федералиста Джосайю Квинси, апологета Великобритании и противника войны 1812 г. Квинси изображен стоящим на скалистом берегу, в то время как рыба плещется в море позади него. На нем корона и королевский, красный с золотом, мундир. На груди вместо ордена две перекрещенные трески. Он держит скипетр в левой руке и говорит: «Я Джосайя I, этой королевской прокламацией провозглашаю себя королем Новой Англии, Новой Шотландии и Паасамакоди, а также Великим Магистром Ордена трески».

Карикатура была нацелена на дискредитацию противников войны федералистов. Обвинения в монархизме в республиканской Америке были очень действенными. А треска воспринималась как символ Массачусетса, являвшегося оплотом федерализма и оппозиции к войне.



Наиболее острым инструментом воздействия на общественное мнение в руках республиканцев, помимо газет, было оружие сатиры. В то время как в Генте шли долгие и трудные переговоры о мире, 15 декабря 1814 г. федералисты собрали в городе Хартфорде (штат Коннектикут) конвент, чтобы выдвинуть претензии региона Новой Англии к правительству США125. Этот регион в наибольшей степени пострадал от разрыва торговых отношений с Великобританией и военных действий.

В Филадельфии в 1815 г. была отпечатана в виде листовки карикатура художника Уильяма Чарльза под названием «Хартфордский конвент. Прыгать или не прыгать»126.

Героями карикатуры стали три новоанглийских штата, которые доминировали на конвенте: Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд. Они собираются прыгнуть в объятья Георга III в красном мундире с короной на голове, сидящего на своем острове с тюками контрабандных товаров. Он обещает им много трески, контрабандные товары, привилегированное положение и титулы. Реплика Георга: «О, да, это мои янки. Прыгайте, мои добрые приятели. Здесь полно патоки и трески, полно контрабандных товаров. Да еще вдобавок почести и титулы».



На высоком утесе, отделенном Атлантикой от британского острова, изображены три фигуры самого комического вида. На вершине утеса справа, на самом краю – фигура Массачусетса, тянущего за собой штаты Коннектикут и Род-Айленд. Массачусетс говорит: «Какой опасный прыжок!!! Но надо прыгнуть, братец, Кон!!!» В центре на коленях Коннектикут, которого тянет за руку Массачусетс, а другой рукой он оперся на плечи Род-Айленда. Он говорит: «Братец Масс, я не могу. Позволь мне еще помолиться и попоститься. А маленький Роди пусть прыгает первым». Слева в красном британском мундире Род-Айленд говорит: «Бедный я, бедный! Что со мной будет? Прыгать страшно. Я – в отчаянии…» В центре карикатуры, под скалой, на коленях, в скромной коричневой пуританской одежде изображен Томас Пикеринг, федералист из Массачусетса, сторонник сецессии Новой Англии. Он стоит на коленях, молитвенно сложив руки: «Я горячо молюсь за успех этого великого прыжка, который сменит мое простонародное имя на титул милорда Эссекса127. Боже, храни короля»128.

Ниже в левом углу на фоне скалы художник изобразил медальон с написанными на нем именами доблестных американских моряков, имена Перри, Макдонуха, Хал и других героев войны 1812 г.

Карикатура была отпечатана в Филадельфии Сэмюэлем Кеннеди в 1814 г. и вызвала большой резонанс в американском обществе.

Другая листовка республиканцев, появившаяся в 1815 г., также высмеивающая Хартфордский конвент содержала целую сатирическую поэму под названием, «“Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу”129. Путешествие в город Вашингтон на мотив “Берегись, Джонни Буль”». Над поэтическим текстом была помещена карикатура. В ней речь шла о делегатах Хартфордского конвента, которые отправились в Вашингтон для переговоров с президентом. Поскольку они явились после того, как пришли новости о Гентском мире и победе под Новым Орлеаном, то и появилась сатирическая поэма, снабженная карикатурой. Она была отпечатана как листовка массовым тиражом.

Делегаты Хартфордского конвента изображены неизвестным республиканским карикатуристом плывущими в ночном горшке. Дальше идут реплики персонажей. Г. Г. Отис говорит: «Черт возьми, Том, он протекает». Ему отвечает Томас Перкинс: «Чего тут бояться? Ты когда-нибудь видел такой корабль как наш, чтобы он наполнялся водой прямо со дна?» Салливэн утешает Отиса: «Держи флаг выше, Гарри. Тебе не суждено утонуть. Утонем или поплывем, отступать некуда».

Штаты за пределами Новой Англии не приняли позицию Хартфордского конвента. Так, решение Нью-Джерси гласило, что резолюции конвента «бросают между штатами Союза яблоко раздора»130. Нью-Йорк объявил, что «часть населения восточной секции Союза потеряла должное чувство национальной чести»131. В целом, резолюции, осуждающие Хартфордский конвент, приняли восемь штатов, включая Вермонт, а предложенные поправки к конституции были одобрены только Массачусетсом и Коннектикутом. В общественном мнении американцев Хартфордский конвент на долгие годы стал синонимом разрушения единства страны.

Решающую победу на суше американцы одержали под Новым Орлеаном 8 января 1815 г. Командовал американцами генерал Эндрю Джексон, заслуживший с тех пор славу «героя Нового Орлеана».

Карикатура Уильяма Чарльза «Джон Буль перед Новым Орлеаном»132 показывает, как французский офицер и американский охотник-траппер за уши вытягивают английского короля (аналог Джона Буля) из болота. «Вперед, старый негодяй, – говорит охотник. – Теперь ты знаешь, каковы бравые американцы и их старина Гикори»133.

Гентский мирный договор, положивший конец войне на условиях статус-кво, был подписан 24 декабря 1814 г., но новости о мире достигли участников сражения под Новым Орлеаном только к февралю 1815 г. Тем не менее, сражение имело огромное значение для поднятия морального духа американцев.

В период англо-американской войны происходит определенная эволюция в отношении американского общества к войне, в глазах большинства американцев защита страны становится патриотическим долгом, а сама война начинает восприниматься как «вторая Война за независимость. Этому в немалой степени способствовала проправительственная карикатура. Усилившийся в ходе войны патриотизм способствовал определенному сплочению американской нации и даже наступлению «эры доброго согласия». События 1812–1815 гг. вошли в американское национальное сознание именно как вторая Война за независимость.

«Джексоновская демократия». Вторая двухпартийная система: виги–демократы

Американские карикатуры этого периода представляют довольно яркую картину состояния пропаганды периода «джексоновской демократии». Они дают наглядное представление о политической борьбе во время президентских выборов, демонстрируя противоборствующие партии демократов и вигов, отражают борьбу вокруг реформ и инноваций Джексона134. Демократы являлись партией Джексона, и в какой-то мере продолжали джефферсоновскую линию внутренней политики. Виги – оппозиционная партия, лидером которой был Генри Клей, поддерживали гамильтоновскую программу развития страны.

Карикатуры этого времени по-прежнему представляют собой гравюры, выполненные на дереве или меди, или литографии, отпечатанные в виде отдельных листков. Литографский процесс, изобретенный Алоисом Сенефельдером в Мюнхене в 1796 г., и запатентованный им в 1801 г., стал также наиболее популярным средством тиражирования карикатур. Газеты теперь, хотя и изредка, начинают публиковать гравюры сатирического содержания, насколько позволяли их технические возможности. Отдельные листки литографий, выпускаемыми типографскими фирмами «Имберт и Робинсон», «Эндикотт и Сует», «Бисби и Пендельтон» и другими, продавались по 20–25 центов за штуку. Многие литографии печатались без подписи, так как были слишком острыми и злободневными.

Появляются комические альманахи, которые имели солидный для того времени тираж. Первым из них был «The American Comic Almanac», изданный в Бостоне Чарльзом Элмсом, в 1831 г., содержащий шутки и грубые сатирические картинки. Это сразу же привлекло всеобщее внимание и сопровождалось большим количеством подражателей. «The Comic Token» в 1832 г.; «The American Comic Annual» в 1835 г.; «Comic Almanac» в 1835 г. и многие другие. В Теннесси в 1835 г. был опубликован «Davy Crockett’s Almanac of Wild Sports of the West». Сам Крокетт135 погиб в 1836 г. в Аламо136, и альманах выпускался в дальнейшем его наследниками, а затем нью-йоркской фирмой «Тернера и Фишера». Шутки были довольно грубыми, рисунки примитивными, созданными на основе гравюр, вырезанных на дереве. Комические альманахи продолжались почти до Гражданской войны. Названия нескольких альманахов, опубликованных в это время достаточно выразительны: «Храпун», «Прихоть», «Веселый слон», «Смешной дьявол». Но, как правило, они не печатали политических карикатур. Последние, по-прежнему, публиковались в виде отдельных литографий. Типографские возможности еще не создали возможностей для публикации карикатур в дешевых газетах, которые как раз в эту эпоху появляются на Севере137.

Наиболее известными карикатуристами того времени были следующие художники. Эдвард Уильям Клей (1799–1857)138 – художник, иллюстратор, гравер, печатник, работавший в Филадельфии и Нью-Йорке и создавший ряд блестящих карикатур, высмеивающих политику Эндрю Джексона. Кроме этого он прославился как бытописатель повседневности. В 1828–1829 гг. создает серию литографий «Жизнь Филадельфии», представляющие собой сатиру на экстравагантные моды, нравы высшего света и низов, а также повседневную жизнь свободных цветных. Политической карикатурой увлекся в период «джексоновской демократии», создав несколько ярких и запоминающихся сюжетов.

Дэвид Клейпул Джонстон (1799–1865)139 – художник, карикатурист, печатник из Бостона (Массачусетс), создавший образ президента Джексона как Ричарда III. Как карикатурист он заслужил прозвище «американский Крукшенк». Свою карьеру он начал в Филадельфии, вначале как ученик гравера Фрэнсиса Керни. Затем, как и Э. У. Клей, рисовал бытовые сценки из жизни разных слоев филадельфийского общества. Он был первым уроженцем Америки, который освоил все различные графические процессы: литографии, гравюры на металлических пластинах и гравюры на дереве140.



Затем обратился к сценическому мастерству, и оказалось, что он был хорошим певцом и танцовщиком, имел немалый успех. Встреча с будущей женой и помолвка привели его в Бостон, в 1825 г. Здесь он забросил сцену и вернулся к ремеслу гравера, обратившись к сюжетам из театральной жизни, а затем снова к бытовым зарисовкам. Свои гравюры он часто подписывал псевдонимом Gebolidus Crackfardi141. Политической карикатурой он занимался гораздо меньше своих собратьев по ремеслу, однако создал запоминающиеся образы джексоновской эпохи.

Генри Р. Робинсон (? – 1850)142 – активный провигский карикатурист, работавший в Нью-Йорке в 1830–1840-х годах и создавший самую известную карикатуру «джексоновской эпохи» относительно борьбы Джексона против второго Банка США.

Также известными карикатуристами этого времени являются Энтони Имберт (1795–1834), Эзра Бисби, Майкл Уильямс.

В американской карикатуре периода «джексоновской демократии» довольно часто встречается вымышленный сатирический персонаж – майор Джек Даунинг, придуманный писателем-юмористом Себой Смитом (1792– 1868)143. Его отличало грубоватое чувство юмора, простонародный язык, панибратство в отношении вышестоящих официальных лиц. Этот персонаж был представлен автором в письмах, написанных от его имени. Письма майора Джека Даунинга, появившиеся в начале тридцатых годов XIX столетия, имели такой успех, что у них было множество имитаторов144.

Смит создал не просто сатирический персонаж майора, друга генерала Джексона. Письма Даунинга, являющиеся талантливой литературной мистификацией, содержат много острого сатирического, очень хитро замаскированы под преувеличенное и буйное восхищение государственной политикой Джексона.



Художник Джозеф Харрис145. нарисовал портрет этого мифического, комического и весьма популярного персонажа. Он изображен сидящим за столом в позе писателя, работающего над рукописью. Рядом с портретируемым лежит газета «Daily Courier». На заднем плане портрет его кумира Эндрю Джексона.

Президентские выборы 1824 года. «Украденная у народа победа»?

Эти выборы не принесли победы Эндрю Джексону (1767–1845), выдвиженцу от вновь созданной демократической партии. Он получил 152 933 голоса избирателей. Его соперник Джон Квинси Адамс (1767–1848), сын второго президента, талантливый дипломат, получил 115 696 голосов146. В предвыборной борьбе участвовали также видный политик Генри Клей (1777–1852) и Уильям Кроуфорд (1772–1834), получившие значительно меньше голосов. Клей получил 47 217 голосов, а Кроуфорд – 46 979. Однако результаты коллегии выборщиков дали Джексону только 99 голосов, на 32 меньше, чем ему требовалось для большинства из общего числа поданных голосов. Адамс – 84 голоса выборщиков, затем 41 выборщик проголосовал за Кроуфорда и 37 – за Клея147.

На страницу:
4 из 11