Полная версия
Суфизм сегодня
Это не должно становиться для людей источником досады: «О, почему они не оставили нас в покое, мы могли бы сделать это сами», – или что-то подобное. Необходимо просто принять тот факт, что, вполне возможно, помощь была оказана. Если это так, то хорошо; если не так – не важно. Они ожидают этого, надеются на это и хотели бы, в свою очередь, вернуть полученное в общий фонд усилий, действий и энергии.
На каждом уровне гармонизация делает возможной коммуникацию по всем направлениям. Вы, разумеется, не лезете в чужие карманы, не суете нос в чужие дела, стремясь днем и ночью знать, что происходит у всех остальных и тому подобное – это не гармония, это назойливость. Гармония означает, что человек гармонизируется с другими людьми; думает вместе с ними, а не за них. Можно надеяться, что их благие намерения – это и ваши благие намерения, поэтому вы поддерживаете их морально и с помощью всей энергии, которая есть в вашем распоряжении. Это – исключительно мысленная поддержка, как если бы человек говорил: «Итак, такой-то человек или такая-то группа делают что-то; я надеюсь, у них получится». Это – идентификация с индивидом или группой, и ее воздействие благотворно. Человек, который дает, надеется, что и в ответ получит то же самое.
Гармония – это не что-то абстрактное. «Согласны ли мы все, братья, что между нами установилась гармония? Да! Хорошо, следующий вопрос на повестке дня…» – если кому-то нужна такая гармония, я могу кричать и неистовствовать, требуя гармонии, и все будут сидеть, боясь шевельнуться. Это – не гармония, это – страх, и он совсем не полезен; кроме того, страх приводит к негативным последствиям, потому что, если вы не знаете, к какой гармонии стремитесь, то можете перетянуть струну. Если вы настраиваете фортепиано, вам потребуется либо абсолютный слух, либо камертон. Нельзя гармонизироваться в вакууме. Вы гармонизируетесь с чем-то, и гармония, по определению, достигается посредством сравнения и обмена. Существует консонанс и диссонанс. Две вещи либо сходятся, либо расходятся в разных направлениях, и тогда, очевидно, не могут пересечься.
Вы можете до посинения требовать гармонии; угрожать, что если вы ее не получите, то сделаете то, это и еще вот это, но так вы ничего не измените. Недостаточно просто учить и прививать людям потребность в гармонии. Вы можете твердить о ней сколько угодно, но это не означает, что вы ее обретете. Мало-помалу, вы «прививаете» людям знание о том, что такое гармония, как ее достичь, использовать и поддерживать.
Если рассматривать гармонию как своего рода волну или энергию, то она, по определению, должна иметь положительную природу, иначе гармония могла бы стать помехой или источником беспокойства. Она работает на таком уровне, на котором гармония может быть воспринята другой ситуацией, благодаря чему произойдет «сцепление». Если точки передачи и получения вибрируют на одной частоте, установление соответствия и гармоничных отношений не является проблемой. Поэтому принятие и использование подобной гармоничной энергии или гармоничной волны не может быть навязано. Если вы считаете, что действуете гармоничным образом, результат, соответственно, должен быть гармоничным.
В обычной повседневной жизни человек делает это инстинктивно. Если вы собираетесь на важную встречу или деловое совещание, было бы странным прийти туда в ластах или цилиндре; обычно люди инстинктивно ведут себя гармоничным образом. Да, это поверхностная гармония, но, тем не менее, гармония; намерение человека – гармонизироваться с другими людьми и ситуацией. Затем вы делаете следующий шаг – надеваете костюм и все, что требуется, чтобы гармонизоваться в области одежды и внешности. Вероятно, вы и говорить будете так, чтобы войти в гармонию с другими – и с точки зрения используемого языка, и в выборе тем для разговора; отлично. Вы можете усилить свое намерение, сказав: «Большинство этих людей мне нравятся, поэтому я хочу, чтобы наше общение и беседы были полезными, любезными, познавательными, интересными и увлекательными».
Вот еще один положительный шаг к гармоничной ситуации. Допустим, человек говорит: «Все хорошо, но я собираюсь затронуть то, что может внести ноту несогласия, потому что буду критиковать что-то или кого-то, какое-то занятие или область»; или: «Я просто не буду соглашаться с происходящим». Как получается, что у такого человека есть вся поверхностная гармония в том, что касается одежды, языка, исходных предпосылок общения и т.п., и при этом он вносит ноту дисгармонии, потому что возражает или критикует? Как уравновесить ситуацию?
Данный вопрос связан с двумя условиями: во-первых, исходит ли намерение внести ноту дисгармонии от негармоничного мотива? Например, «Я просто хочу сорвать эту встречу!» Или ваше намерение честно и искренне основано на том, что вы чувствуете необходимость позитивного замечания или критики, чтобы улучшить общую гармонию ситуации, группы или деятельности?
Если вы удовлетворены своими мотивами, то можете сказать себе: «Что ж, возможно, мне и придется внести резкую ноту; но я постараюсь усилить и спроецировать на ситуацию мое гармоничное намерение. Поэтому, хотя я и должен буду высказывать критику, надеюсь, что ее воздействие будет смягчено очевидностью моих конструктивных намерений (коими будут пронизаны слова и поступки критического характера) и тем, что мои действия будут направлены на увеличение гармонии группы или ситуации». Когда почва подготовлена подобным гармоничным образом, и по всем внешним и другим признакам люди понимают, что намерения человека в этой ситуации действительно имеют гармоничный характер, его действие не создаст того, чего он стремится избежать – т.е. дисгармонии.
Если же намерения неясны, если присутствует неопределенность, необходимо быть предельно внимательным к тому, какие исходные предпосылки вы используете. Когда они основаны на ваших предположениях о том, в чем нуждается другой человек, группа или ситуация, вы ступаете на опасную территорию, потому что ваше представление о происходящем зачастую основывается на множестве допущений: «Им нужна порядочная взбучка»; «Любая встряска лучше, чем ничего»; «Любое движение лучше, чем его отсутствие». Это – использование ложных предпосылок.
Я уверен, что каждый из нас видел людей, чье стремление прославиться в местном пабе или где-то еще выражается в форме вызывающих, громких, скандальных, враждебных или шокирующих высказываний – не обязательно потому, что они выпили лишнего, а просто потому, что такова общая тактика хвастовства. Начинается все с известной фразы: «Ну, не знаю, я с вами не согласен» – и пошло-поехало… Человек хватается за идею, ищет возможности подробно изложить ее, привлекает к себе внимание – в этом проявляется чувство собственной важности. Если индивид не думает об отдаленных последствиях своих действий, такое поведение неоправданно дисгармонично.
Подобное поведение встречается очень часто. И, после того, как этого человека выкинут из бара, если вы спросите его: «Знаешь, то, что ты говорил вчера вечером, было чертовски глупо, не правда ли?», он ответит: «Я не думал, что поднимется такой шум». Главное в его словах – «Я не думал». Последствия поступка могут развиваться все дальше, это эффект расходящихся волн. Намерение должно сочетаться с предвидением той ситуации, которая создается в результате ваших слов.
«У меня были благие намерения» – это высказывание слишком туманно, чтобы, так сказать, делать на него ставку. Если намерение неточно, возможность ошибки сильно возрастает. «Мои намерения в целом были благими», – но благими намерениями вымощена дорога в ад. Что имеется в виду под «благом»? Благо – слишком абстрактная концепция, как, например, Добро и Зло.
Поэтому, даже если намерение благое (к примеру, гармонизироваться с ситуацией), но ваша изначальная оценка ситуации неверна или используется неправильная тактика, – какую бы гармонию не чувствовал человек внутри себя, ему необходимо привести в действие гармоничное намерение и позволить другому человеку, ситуации или контексту принять эту гармонию и усвоить ее. Вы также можете постараться воздействовать на ситуацию или обстоятельства положительным способом – решение о том, делать это или нет, вы принимаете исходя из понимания своих возможностей и вашей связи с ситуацией. Гармонию, по определению, невозможно навязать.
Намерение использовать и осуществлять гармонию должно быть взвешенным решением, которое не переходит в ту или иную крайность. Сначала вы определяете намерение; потом совершаете необходимые действия, опираясь на собственные знания о цели и учитывая (в той степени, в которой это вам доступно) особенности других людей или ситуации в целом. Само намерение приведет гармонию в действие и сделает ее доступной для использования.
«Я думаю, что люди должны гармонизироваться таким-то образом», – самая опасная часть в этой фразе: «я думаю». Если вы говорите: «Я знаю», – гораздо лучше; но это уже совсем другой разговор. Если вы скажете: «Мне кажется, это может сработать», – у вас в наличии уже два сомнительных фрагмента: «кажется» и «может». Лучше скажите себе: «Я вхожу в эту ситуацию с намерением гармонизироваться с ней, сделать все, что я могу, в пределах разумного, и передать ситуации гармоничную энергию моего намерения». Не давите, не предсказывайте. Сделайте энергию доступной и отпустите ее, она сама достигнет пункта назначения.
Постарайтесь понять, как вы можете использовать гармонию; вспомните, по каким признакам вам ранее удавалось определить, что ваши действия, мысли или чувства гармоничны? Как вы определяли гармоничные обстоятельства? Верните это ощущение и задействуйте его.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Ex Oriente Lux – Свет с Востока (лат.). (Прим. перев.)
2
Исходные предпосылки (terms of reference) – технический термин в Традиции; совокупность представлений, на базе которых человек строит свои суждения или оценивает происходящее. (Прим. перев.)
3
Объяснение этого и некоторых других терминов дается в словаре в конце книги (Прим. перев.)