bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Но что же делать с этим участком?

Работать с ним. Настраивать свое сознание на правильный уровень. Собственно, этому и посвящена вся книга!

В сущности, природа обиды точно такая же, как природа многих других пагубных вещей в этом мире: алкоголя, наркотиков и прочего. Почему наркотики опасны? Потому что они превращают человека в раба. Удовольствие (ложное удовольствие от употребления) делает человека рабом. Вся жизненная энергия уходит на то, чтобы питать эту «черную дыру». Примерно то же самое происходит, если возникает привязанность к азартным играм. И обида мало чем отличается от всего упомянутого. Это, в сущности, такая же болезнь.

Ведь очень часто обида возникает на пустом месте, а последствия имеет самые разрушительные. Если наш разум чрезмерно чувствителен и чрезмерно расположен к обидам (а такое состояние возникает из-за неправильных «жизненных настроек»), наше эго как будто превращается в увеличительное стекло. И это самое стекло любую ерунду увеличивает во много раз:

«А что это он так на меня посмотрел?»

«А что это она мне отвечает таким странным тоном?»

На самом деле, возможно, человек на нас вообще не смотрел и разговаривал с нами самым что ни на есть обычным тоном, но наше больное воображение, наш «настроенный на обиды» мозг дали нам ложный сигнал. И теперь мы будем неделю перемалывать эти неприятные ощущения.

Незначительное событие, мимолетный взгляд, ерундовое слово превращаются непонятно во что: в бурю, ураган, землетрясение! И самое страшное – мы сами больше всего от этого страдаем и начинаем испытывать негатив по отношению к человеку, который, собственно, ни в чем не виноват.

Обида – это не только болезнь. Это разновидность гнева. Ведь, по сути дела, гнев и злоба, которые я испытываю по отношению к обидевшему меня человеку (даже если эта обида надуманная), напрямую связаны с обидой как таковой. Если я храню в себе обиду, это означает, что я храню в себе гнев или злобу.

Игуменья Домника, настоятельница екатеринбургского Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, однажды сказала: «Обидчивость – это одна из самых серьезных страстей. Она показывает, что человек удален от Бога. Ведь когда Бог пребывает в сердце человека, то человек преисполняется внутренней силы и мужества. Он может понести любые немощи ближних, не теряет мира и любви, даже если его оскорбляют. Наоборот, человек, который лишен благодати и удален от Бога, не имеет внутренней крепости. Он не может стерпеть даже и какое-нибудь мягкое замечание. Он не воспринимает любовь людей, всё толкует неправильно. Всякое, даже доброе, действие ближних он понимает в дурном смысле. И если обидчивый человек не чувствует доброты ближних, то тем более он не понимает их проблем и трудностей. Он чувствует только себя: „Мне сказали неприятную вещь, меня обидели, меня оскорбили“. И никогда он не подумает о том, что у другого болит душа, оттого он и говорит неприятные вещи».

Обманутые ожидания

Есть ведическое, духовное определение того, что такое обида и каковы ее истоки.

Веды объясняют нам: природа нашего сознания такова, что нам очень хочется, чтобы нас любили. Это очень сильная потребность. Это неотъемлемое качество каждого сознания, каждой души.

Но что значит любить другого человека? Это значит принимать в расчет его интересы, его ценности, которыми он живет. Мы часто слышим: «противоположности сходятся». Да, так бывает. Но сходятся только в том случае, если эти противоположности уважают чувства, ценности и склонности друг друга. Простой пример: мужу нравится ремонтировать машины, жене нравится делать украшения из бисера. Если они уважают интересы друг друга – все хорошо. Но если они начинают унижать и обесценивать эти интересы – дело плохо.

– Да что интересного в этих железках? Бензином воняют, ржавчина, краска, мазут… Фу!

– А ты своими бирюльками всю квартиру заполонила! Кому вообще нужны эти бусики?

При этом мужу безразлично, что украшения, сделанные его женой, пользуются успехом на выставках, а жена не принимает во внимание, что при помощи ремонта машин муж делает неплохую добавку в семейный бюджет.

Но это мелкий, бытовой пример. А если противоречия возникают, например, из-за разных духовных ценностей? Из-за расхождений в религиозных вопросах? Здесь уважение друг к другу еще важнее и вопрос еще тоньше.

Когда кто-то хорошо относится ко мне, уважает мои интересы, мое мировоззрение, говорит: «Ты такой хороший!» – это приятно. Согласитесь? Не зря появилась пословица «доброе слово и кошке приятно», так что уж говорить про людей!

И когда нет вокруг людей, которые к нам хорошо относятся, – это невыносимо. Жить не хочется. Как говорится, возникает чувство одиночества в мире, полном людей. Если мы никому не нужны – это наибольшая боль.

Поэтому одна из самых серьезных обид – это когда нам дают понять: «Ты не нужен. Твои ценности, твои интересы не имеют значения. Твои пожелания мы не будем учитывать. Ты нам не нужен, мы тебя не любим». И это самая большая боль. Потому что мы хотим, чтобы нас любили.

Я привел пример с телефонными звонками во время лекции. Да, вряд ли все телефоны замолчат и будет гробовая тишина, потому что глупо ожидать, что ни у кого из слушателей ничего не случится и не раздастся экстренный звонок. Поэтому не имеет смысла смертельно обижаться, если чей-то смартфон все-таки зазвонит. Но в то же время очень важно взаимное уважение, уважение интересов друг друга. И если человек идет на лекцию (в кино, на семинар, на театральное представление), хочется надеяться, что он сделает так, чтобы его телефон или тому подобные вещи приносили как можно меньше неудобств окружающим. Но это уже скорее вопрос этики, вопрос воспитания. А мы вернемся к обидам.

Так вот, мы все хотим любви и внимания.

Но есть интересный парадокс. Чем больше я ожидаю, что меня все будут любить и что все будут ко мне относиться со вниманием и почтением, тем меньше я этого получаю. Замечали такое?

– Ну почему вы все-таки не выключили телефон?

– А потому!

Чем больше я жду, что меня будут любить и уважать, тем больше я разочаровываюсь.

Чем больше я жду, тем меньше меня любят. А чем меньше я жду, тем больше внимания начинаю уделять тому, чтобы любить и уважать других. Чем меньше подсчитываю «кто и как меня любит», тем интереснее я начинаю быть людям. Замечали такое?

Поэтому, если вас преследует постоянное чувство обиды, надо задуматься: может быть, нужно больше любить других? Больше интересоваться жизнью окружающих? Уделять им больше внимания?

Но об этом чуть позже. Пока остановимся на первом, самом простом определении обиды: это результат обманутых ожиданий. Мы считаем, что мы заслуживаем любви, уважения, большой зарплаты, конфет и мороженого, – но если этого не происходит, наше чувство справедливости нарушается, и мы испытываем гнев по отношению к человеку, который не оправдал наших ожиданий, и жалость по отношению к себе.

И вот она – пустыня. Пустыня, получившаяся из обманутых надежд, неумения слышать, понимать, ценить друг друга. Пустыня обид!

Пустыня – это песок. А пустыня обид – это в первую очередь жалость к себе. «Меня обидели!», «Меня не оценили!», «Меня забыли!»… Без жалости к себе обида практически невозможна. Но такая жалость неконструктивна, разрушительна.

Я не имею в виду, что нужно полностью забыть о чувстве самосохранения и о собственных интересах. Но и концентрироваться на жалости к себе тоже не нужно. Это помешает разобраться в истинных причинах происходящего. Не избавившись от жалости к себе, мы не сможем двигаться по направлению к тому, чтобы избавляться от обиды.

Мысль «Я, кажется, заболел, нужно день-два полежать в кровати, сделать перерыв в работе и принять лекарство» – это не жалость к себе, это адекватное восприятие реальности. А вот мысль «Все против меня! Я такой хороший, а эти негодяи меня не любят! Ну, я им покажу!» – это уже приступ жалости к себе, с которым нужно бороться.

Приведу пример, он отчасти иллюстрирует историю об обманутых ожиданиях. В начале 1990-х годов один мой старший товарищ пригласил меня поездить по стране вместе с ним – он был проповедник, путешествовал, проводил выступления. Я был наивным юношей, я не думал ни об организации поездки, ни о том, что и как в этой поездке будет, – просто согласился, подорвался и поехал. Три месяца с ним ездил. А потом он сказал мне: «Ну а теперь давай сам начинай заботиться о себе». Конечно, в чем-то он был прав – он многому меня научил, помог мне набраться опыта. Но я тогда по молодости все равно обиделся, для меня это был шок: «А почему? А что же это он не хочет помогать мне и дальше?» Я, конечно, повел себя по-детски. Очень я тогда обиделся, и обижался несколько лет. Но потом понял, что это не выход. Я стал обращаться к Богу, просил дать мне сил и мудрости разобраться со своей обидой. И вот, когда я сам стал уже руководителем, у меня произошло нечто подобное с другим человеком! Только теперь уже я выступал в роли наставника, а он был молодым и наивным – и когда ему показалось, что я не хочу проявлять заботу о нем, он обиделся. Конечно, я не хотел причинять ему боль. Но я, скажем так, развеял его неоправданные ожидания. И он обиделся на меня так же, как я когда-то обиделся на другого человека. Тогда я полностью понял поведение того моего друга, проповедника. Понял, принял и смог окончательно справиться со своей обидой. И понял, что обманутые ожидания – это очень «питательная почва» для обид.

Практический моментИзбавление от неконструктивной жалости к себе

Представьте, что перед вами на столе стоят два красивых прозрачных стеклянных сосуда. В одном из них налита жалость, а в другом – любовь. В виде каких напитков, в виде каких жидкостей вы представите их? Какого они цвета? Какой имеют вид и запах? Из какого кувшина вы хотели бы испить? Попробуйте теперь представить кого-то из своих друзей и подумайте: из какого сосуда вы хотели бы его напоить? Жалость обычно представляют в виде какой-то мутной, неприятной, плохо пахнущей жидкости. А любовь – в виде чего-то искрящегося, освежающего, вкусного. Так зачем же тратить время на неконструктивное чувство? Зачем жалеть себя, когда можно заменить жалость на любовь – гораздо более деятельную? Здесь вовсе не имеется в виду, что нужно быть безжалостным человеком. Речь лишь о том, что не стоит тонуть в бесконечном самокопании и в размышлениях «кто и когда меня обидел».

Почва для роста обид – гордыня

Обиды пышно разрастаются не только на основе гнева, злобы, зависти, но и на почве гордыни. Гнев часто обращается в гордыню, а последняя, в свою очередь, – в обиду.

Мне очень нравятся слова Льва Николаевича Толстого, который писал: «Если я знаю теперь, – а я думаю, что теперь вы все знаете, – что гнев мой – это зло для души моей, то я знаю еще и то, что приводит меня к этому гневу»[1]. Толстой открывает очень интересную и глубинную духовную причину гнева. Он говорит: «Приводит меня к этому то, что я забываю то, что во всех людях живет то же, что и во мне»[2].

Понимаете?

Причиной гнева является забвение моей собственной духовной природы и, следовательно, то, что я перестаю видеть в других людях душу. Я забываю о том, что наряду с телесной природой у человека есть природа духовная, я сам начинаю считать себя всего лишь телом и других людей начинаю воспринимать точно так же. То есть, с одной стороны, я унижаю себя и окружающих, а с другой – еще и оскорбляю их, потому что кто дал мне право считать других «телами», отказывать им в духовном развитии?

Толстой развивает свою мысль так: «Я вижу теперь то, что это отделение себя от людей и признание себя выше других людей – одна из самых главных причин моей вражды с людьми. Вспоминая свою прежнюю жизнь, я вижу теперь, что я никогда не позволял разгораться своему враждебному чувству на тех людей, которых действительно считал выше себя. Я никогда не оскорблял их, но зато малейший неприятный для меня поступок человека, которого я считал ниже себя, вызывал мой гнев на него и оскорбления. И чем выше я считал себя перед таким человеком, тем легче я оскорблял его. Иногда даже одна, воображаемая мною низость положения человека уже вызывала с моей стороны оскорбления ему»[3].

Что хочет сказать нам классик русской литературы? Очень важную вещь: всякий раз, когда у нас появляется обида, это означает, что мы опустили человека как минимум на свой собственный уровень. Если мы подозреваем других в подлости – значит, скорее всего, мы в глубине души признаем за собой такой недостаток и начинаем подозревать его в других. Если мы подозреваем кого-то во лжи, то, скорее всего, потому, что знаем за собой склонность приврать, выдать желаемое за действительное, и так далее. Как правило, мы начинаем гневаться, ревновать, злиться, проявлять какие-то другие чувства только по отношению к тем, кого мы в своем сознании «опустили», заклеймили подозрениями и кому приписали свои собственные недостатки.

Гордыня – это, можно сказать, линза или лупа, которая сосредотачивает наше внимание на себе самом. И в этом заключается еще одна большая опасность: когда мы начинаем упиваться собой, получать удовольствие от этого, мы забываем о божественных законах, забываем о Боге. Гордыня в этом смысле – тяжелый наркотик.

На санскрите одурманивающие вещества называются «мада». И точно так же на санскрите обозначаются понятия «гордыня», «безумие», «опьянение». Не просто так!

Любой наркотик опьяняет человека. А когда человек находится в состоянии опьянения, каким он себя чувствует? Сильным, красивым, всемогущим, наглым. Или, наоборот, ему кажется, что он очень обиженный, несчастный, незаслуженно «обойденный». Обратите внимание, что если человек, например, считает себя «самым несчастным на свете», «самым нелюбимым на свете» – это тоже своего рода гордыня! Одним словом, гордыня – это когда я считаю, что я «очень-очень». Как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Это и есть мада. Причем очень тяжелая форма мады. Если простое опьянение длится (если не поддерживать его) несколько часов, то упоение своей гордыней, своими обидами может длиться месяцами, годами, а иногда и всю жизнь!

Практический момент«Волшебный кувшин»

Конечно, нужно видеть разницу между гордыней и адекватным позитивным отношением к самому себе. У психологов часто используется прием, который называют «кувшином эмоций». Представим наши эмоции в виде кувшина. Верхний слой – это негатив: злоба, гнев, агрессия. Что их вызывает? То, что находится во втором слое, – страх, обида, боль. А эти эмоции вызываются, в свою очередь, неудовлетворенными потребностями, которые лежат в третьем слое, – потребностями в любви, во внимании, в реализации потенциала и так далее. А вот самый глубокий слой, четвертый, – это отношение к самому себе, осознание своей самоценности, своего потенциала. Положительное, оптимистичное отношение к самому себе – залог душевного равновесия. Не эгоизм и не мания величия, а именно осознание: «Я достоин, я добр, я могу приносить пользу другим». И не стоит об этом забывать.

«Болезни пустыни»

Пребывание в состоянии обиды не проходит бесследно. Давайте познакомимся с тем, какие негативные последствия может принести это состояние. Чем грозит нам, образно говоря, длительное пребывание в пустыне?

Первое следствие обиды

Представьте, что вы сидите в комнате или на кухне и из большого блюда едите очень вкусные, румяные пирожки. А вместе с вами в этой же комнате находится еще какой-то человек. И вот он просто подходит и, не спросив, можно или нет, берет с блюда один из ваших пирожков и с аппетитом ест его. Потом говорит: «Хороший пирожок, вкусный!»

Потом он берет ключи из вашей сумки или из вашего кармана, без спроса садится в вашу машину и уезжает, радостно сказав вам: «Встретимся вечером!» А потом вы открываете свой кошелек, и оказывается, что он еще прихватил при этом все ваши деньги.

Какие чувства у вас в такой ситуации родятся? Радость, удовлетворение? Или гнев, досада? Желание отомстить этому человеку или, на худой конец, прокричать ему в форточку вслед какую-то гадость? Что еще можно сделать? Перестать общаться. Еще можно попробовать объяснить вашему обидчику по-хорошему, что он поступил неправильно. А можно попытаться поступить с ним примерно таким же образом, чтобы он понял, как это неприятно!


В моей жизни была подобная ситуация. В юности я некоторое время жил в одной комнате с похожим человеком. Ничего не могу сказать, он был в целом неплохой, нежадный: когда у него была возможность, он чем-то угощал меня, помогал. Но при этом считал, что это дает ему право в любой момент брать мои вещи. Без спроса. Например, у него нет полотенца или тарелки? Никаких проблем, он влезет в мой шкаф и возьмет все, что ему нужно.

Конечно, мне это было неприятно, и я решил его проучить. У него был шкафчик, к которому он никого не подпускал. Там у него хранились какие-то дорогие вещи, дефицитные продукты, например банка меда. И вот я достаю его банку меда и спрашиваю:

– Тебе положить?

Он очень обиделся.

Не могу сказать, что это был красивый поступок с моей стороны. Вообще, даже в такой неприятной ситуации, когда, например, у вас что-то берут без спроса, хороший человек не будет кричать, хамить, копаться в вещах обидчика.


То есть обиды делают нас нехорошими людьми. Когда человек обижается, он хочет отомстить. У него в душе появляется злоба. А злоба приводит к тому, что он делает отвратительные вещи, то есть сам становится нехорошим человеком.

Однажды, две с половиной тысячи лет назад, где-то в Индии Будда беседовал со своими учениками и с жителями ближайшего селения. И вот люди сидели, слушали, а после беседы к Будде подошел один из слушателей и плюнул ему в лицо. Будда, не моргнув глазом, спросил:

– У вас есть что сказать мне?

Слушатель не ожидал такой реакции. Он задумался и ушел. Явился на следующий день и после очередной беседы принес Будде огромную гирлянду из цветов. А тот, снова не моргнув глазом, спрашивает:

– У вас есть что сказать мне?

Слушатель не выдержал:

– Что вы за человек такой? Вчера я в вас плюнул, сегодня букет подарил, а вы все об одном и том же: есть ли у меня что вам сказать.

А Будда ответил:

– Просто я не ваш раб. Я не хочу, чтобы вы решали, как мне реагировать. Не хочу отдавать вам ключи от своего счастья.

Что это значит? Если мы отреагировали так, как хотел бы обижающий нас человек (я сейчас имею в виду реальную обиду, как в истории с Буддой), это означает, что нас как бы запрограммировали. Меня обижают – я обижаюсь. То есть обидчик решает, как мне себя чувствовать. Когда человек обижается, он программируется другим человеком.

Вспомните мою историю с медом. Сосед взял у меня какие-то вещи, я взял его мед. Он гневается на меня и делает мне еще что-то неприятное, я гневаюсь на него и делаю еще что-то, и так будет бесконечно. Это называется «вовлекать в порочный круг мести». То есть карма будет продолжаться, продолжаться и продолжаться. Может быть даже так, что и в следующей своей жизни человек не сможет вырваться из этого порочного круга и будет мстить. А это, как мы уже выяснили, практически наркотик. Отрицательные чувства – наркотик. Месть – наркотик. Злоба – наркотик. И многие настолько пропитываются им, что отказываются от возможности разорвать этот порочный круг. Но об этом чуть позже…

Второе следствие обиды

Когда мы обижаемся – мы причиняем боль сами себе. В древнем эпосе «Махабхарата» есть такой эпизод: герой, потерявший всех своих сыновей на войне, говорит: «Я ощущаю страшную несправедливость. Как описать мои чувства? Как если бы я взял металлический шар, раскалил его на огне добела и носил с собой, прижав к груди, чтобы бросить его в лицо своим врагам, как только я их увижу. Но пока я держу этот раскаленный шар у своего сердца – и страдания мои невероятны…»

Так кто страдает больше? Тот, кто обижен и хочет мстить, или тот, кому мстят?

Обиды причиняют боль. Нам плохо от обиды. Но человек держится за нее, держит ее у сердца, чтобы потом, если что, кинуть ее в того, кто обидел. Иногда это проявляется с раннего детства: видели, как ребенок, например, загоняет случайно себе занозу в палец, а потом всем ее показывает? Не пытается вытащить, а ходит и показывает свой пальчик с занозой родителям и всем окружающим. Колючка причиняет боль, но она – способ обратить на себя внимание.

Есть фраза, которая очень мне нравится: «Обида – это яд, который мы пьем в надежде, что умрет наш обидчик». Образно, правда? Только вот незадача в том, что мы можем отравиться ядом гораздо раньше, чем он подействует на нашего обидчика. И Лев Толстой, которого я уже упоминал, пишет: «Как ни вреден гнев для других людей, он более всего вреден тому, кто гневается. И всегда гнев вреднее того, из-за чего гневаешься»[4]. Обида – это яд.

Третье следствие обиды

Обида оскверняет сердце. Это особенно опасно для тех, кто стремится выстроить свои отношения с Господом, стать лучше, успокоить свой разум. Так как в оскверненном разуме невозможно спокойствие, невозможен духовный опыт. А обида оскверняет разум, как ничто другое.

В одной американской школе провели интересный эксперимент. Вы, вероятно, знаете, что в последнее время в Америке много случаев, когда ученики приносили на уроки оружие и это плохо заканчивалось? Так вот, одна учительница – очень мудрая женщина – решила детям показать, что с ними происходит, когда они копят гнев и обиду. Она попросила каждого принести из дому по одной картофелине. И когда дети принесли, она сказала:

– Напишите на своей картофелине имя того, на кого вы обижены.

– А можно двоих? – спросили дети.

– Можно, – ответила учительница.

– А троих?

– Картошка крупная, пишите сколько хотите.

И каждый написал. Исписали мелким шрифтом все картофелины! И учительница говорит им:

– Теперь кладите картофелины вот в этот мешок.

И поставила наполненный мешок в углу комнаты, возле доски. Проходит день, второй, третий – картошка начинает плохо пахнуть. Очень плохо пахнуть! Дети стали возмущаться:

– Уберите мешок отсюда!

– Нет, – говорит учительница. – Пусть стоит. Чтобы вы могли понять, что происходит в ваших сердцах. Вы написали на картофелинах имена ваших обидчиков? Теперь представьте, что сердце каждого из вас – вот такая картофелина. Вот так же сейчас и в ваших сердцах пахнет.

Такой интерактивный метод обучения. По-моему, очень образно и доходчиво. Чем больше мы обижаемся, тем хуже для нашего собственного сердца, для нашей души.

Четвертое следствие обиды

Обида отнимает время и энергию. Представьте: вы проснулись рано утром, у вас есть какие-то планы… Например, заняться спортом, почитать, навестить родственников и так далее. И вы получаете письмо от неприятного вам человека. Он пишет вам какие-то гадости. И все ваши планы летят в пропасть, потому что, вместо того чтобы заниматься своими делами, вы начинаете думать: «Ну почему он мне это написал? Что ему ответить? Как он мог так сказать, почему он так сделал? Нет, надо ему объяснить, что он неправ! А если я скажу вот это, а если он мне ответит вот так?» И все это крутится у вас в голове. Крутится час, два, и в итоге весь день испорчен.

Уйму времени мы тратим на мысли о том, как мы будем объясняться с обидчиком, о том, что можно ему сказать, как убедить его в том, что он неправ. Энергия, полезная энергия, которую мы могли бы использовать на благо, уходит на то, чтобы раскручивать обиду, «проигрывать» возможный разговор, придумывать аргументы. Были у вас такие моменты в жизни? Вспоминаете?

Обида превращает нас в своего раба и заставляет нас служить ей, работать на нее. Лишает нас возможности заниматься какими-то продуктивными делами. Вся наша энергия уходит в эту «черную дыру». Та самая энергия, которую можно было бы направить в позитивное русло, на то, чтобы преобразить себя, преобразовать мир, на то, чтобы в конце концов прийти к Богу. А мы тратим ее на глупости, на ерунду.

В связи с этим есть очень хорошая история про Нельсона Манделу, известного борца с расизмом, первого президента ЮАР. Он был образованным человеком, адвокатом. Просидел в тюрьме двадцать семь лет – просто за то, что отстаивал права чернокожего населения. И когда его наконец выпустили из тюрьмы, он не поднимал никаких вооруженных восстаний, никому не мстил, хотя это было бы логично с обывательской точки зрения, правда?

После того как Мандела оказался на свободе, с ним встретился Билл Клинтон. И Клинтон спросил:

– Как вы относитесь к своим тюремщикам? Вы обижены?

– Нет, – ответил Мандела.

Клинтон очень удивился. Как? Человек просидел ни за что двадцать семь лет – и ни на кого не обижен, никому не хочет отомстить? Двадцать семь лет – это примерно половина жизни среднестатистического человека в той же ЮАР!

На страницу:
2 из 3