Полная версия
Взлом лица. Физиогномика в историях: деньги, секс и политика
На лице как на ладони
Прежде всего бросаются в глаза компактно расположенные на лице органы восприятия. Глаза, нос, губы, уши – все это инструменты анализа окружающей среды. Очевидно, что этот анализ прежде всего связан с выживанием индивида.
Расположение большей части сенсорной системы человека именно на голове вполне объяснимо. Анализаторы должны быть как можно ближе к центру управления – мозгу. Это обеспечивает скорость передачи данных. Однако периферию оставлять без контроля нельзя. Поэтому мы сохранили чувствительность кожи по всему телу.
Быстрая связь мозга с органами чувств увеличивает скорость реакции и повышает выживаемость вида. Той же логикой объясняется и компактное расположение.
Неоптимальное расположение органов чувств на лице также приводило к гибели особей. Глаза, расположенные ниже носа, неизбежно заливало бы выделениями во время болезни или кровью во время боя. Другие комбинации неверного расположения органов чувств оставляю вашей логике и фантазии. Факт тот, что все изменения компоновки лица повышают вероятность гибели.
Для быстроты обработки информации со зрительного, обонятельного и слухового анализаторов сформировались устойчивые быстрые связи между соответствующими зонами мозга, ответственными за обработку входящих данных, и органами восприятия.
Быстрая связь мозга с органами чувств увеличивает скорость реакции и повышает выживаемость вида. Той же логикой объясняется и компактное расположение.
В ситуации возможной потери конечности или головы выбор становится очевиден.
Носатая социология
С развитием мозга усложнялся и человеческий мир. Социальное взаимодействие стало разнообразнее, а задачи сложнее. Тем, кто пробовал жить по-старому, становилось все труднее. Лупить дубиной по голове и забирать еду стало небезопасно.
Более слабые, но многочисленные особи придумали законы, тюрьмы, банки, пистолеты, интернет, фейковые аккаунты и еще множество вещей, которые нивелировали превосходство грубой силы.
Те же зоны коры, которые совсем недавно отвечали лишь за анализ запахов и были тесно связаны с носом, теперь вынуждены перелопачивать огромный объем разнородных данных – от содержания отчетов сотрудников до выбора нового кухонного комбайна.
В примере я сильно упростил схему лишь для демонстрации принципа. Мозг пластичен, и в решении сложных когнитивных задач всегда участвуют несколько зон коры, каждая из которых выполняет свою часть работы. Однако связи с органами чувств никуда не исчезли. Принцип обратной связи продолжает действовать.
Чем больше человек развивает свои аналитические способности, тем больше будет его нос. Анатомически увеличиваться будет количество рецепторов-анализаторов на слизистой, диаметр каналов или длина кончика. Расхожая фраза «чует запах денег» имеет в своей основе вполне животную логику.
И это еще не последний уровень сложности. Аналитические способности весьма неоднородны. Для примера выделим в понятии «аналитика» три аспекта: эрудированность, анализ данных и практикоориентированность. Это не единственная существующая градация. Нам важно понять сам принцип.
Определим эрудированность как владение большим объемом разнородных знаний в различных областях. Знания могут быть глубокие, а могут ограничиваться поверхностной фактологией. Знать – далеко не всегда значит понимать.
Наблюдали когда-нибудь поверхностных всезнаек, начинающих каждую фразу со слов: «А вы знаете…»? Они самодовольно изрыгают из себя горы фактов и чужих мыслей разной степени достоверности, не удосуживаясь элементарным анализом.
Обобщение и формирование собственного суждения по теме требует уже иных качеств аналитики. Так же как и способность применять полученные знания в практической деятельности.
Сколько «великих» изобретателей бегают по судам, обвиняя пронырливых бизнесменов в воровстве их идей. Тщетно. Судьи понимают, что путь от самых гениальных слов до конкретного продукта весьма и весьма далек.
Вывод: разные качества аналитики будут связаны с разными зонами носа. Все как в природе. Любознательность – с кончиком, длина спинки – с анализом данных, крылья носа и ширина спинки – со стрессовыми ситуациями и т. д.
Но что же первично в этих связях? Человек – хороший аналитик, потому что у него длинный нос, или у него длинный нос, потому что он 10 лет просидел над решением теорем? Что первично – яйцо или курица?
В оба конца
Мозг активно взаимодействует с внешним миром через органы чувств, большая часть которых находится на лице. Пластичный мозг меняет баланс зон когнитивной карты под решение тех задач, которые ставит окружающий мир.
Эти изменения мозга влияют на форму и размер органов чувств, ибо обратная связь примитивна. Взаимообмен данными похож на сценарий игры-стратегии.
Из центра поступает команда: «Процессор главного компьютера не справляется; нам нужно больше оперативной памяти и датчиков на внешнем контуре».
Зоны коры, отвечающие за анализ данных, в прямом смысле оккупируют часть соседних территорий. Они берут в плен и переориентируют на свои задачи все захваченные нейроструктуры. Параллельно увеличивается в размерах и изменяет свою форму нос.
Механика действует и в обратную сторону. Представьте человека, живущего в экстремальных условиях, требующих ежедневного тяжелого труда. Каждый день он исполняет один и тот же набор несложных операций. Его мозг не озабочен развитием аналитических способностей. Не нужно думать. Достаточно исполнять правила, и индивиду гарантированы зарплата, соцпакет, пенсия и раз в год путевка в корпоративный санаторий.
Зоны аналитики практически полностью поглощены структурами, ответственными за контроль и другие «полезные» функции.
Нос такого человека будет, как правило, мясист и короток. Ноздри маленькие, а крылья носа крепкие.
Действует классический эволюционный принцип – востребованное развиваем, бесполезное упраздняем.
Вместо утраченных признаков системной аналитики на лице появятся маркеры совсем иного рода: пухлые щечки, выраженная носогубная складка. Брови станут ниже, а разрез глаз меньше.
Имея одинаковые носы, два человека могут демонстрировать совершенно разные поведенческие реакции в одних и тех же жизненных ситуациях, и это совершенно логично. Ведь другие качества личности, формирующие индивидуальность, у них разные.
Мы рассмотрим множество устойчивых комбинаций черт лица, психотипов и поведенческих реакций. Все они взяты из моего жизненного опыта и 24-летней практической деятельности. Но и это лишь капля в море возможных вариантов. Я собрал только самые полезные и наглядные примеры.
Позже мы вернемся к алгоритму анализа лица, внешности и поведения. Сейчас же продолжим разговор о связях лица, психики и поведения.
Бессознательное выживание
Выполняя защитную функцию, мозг благоразумно «повесил замки» или «поставил сигнализацию» на большую часть жизненно важных процессов в организме и поведении. Мы не можем контролировать биение сердца, потоотделение, выброс гормонов и другие значимые для реального выживания процессы.
В зависимости от ситуации, «центр управления полетами» выбирает одну из нескольких защитных стратегий. Две основные: беги или замри.
Первая реакция предполагает активные действия. Кровь приливает к периферии. Поднимается артериальное давление. Мышцы наливаются кровью, лицо краснеет. Тело готово к бою или побегу.
Вторая реакция готовит организм к длительной отсидке в укрытии на случай, если хищник решит подождать спрятавшуюся добычу. Кровь отливает к внутренним органам для экономии энергии. Кожные покровы обескровливаются, мышцы ослабевают, лицо белеет.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Пифагор (около 570–490 годов до н. э.) – древнегреческий философ, математик и мистик.
2
Группа «Аквариум», песня «День радости» из альбома «День радости», Екатеринбург, 2009.