Полная версия
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
Мария Колосова
Ты можешь больше! Победитель тот, кто знает, что делать с неудачей
© ООО Издательство «Питер», 2020
© Серия «Сам себе психолог», 2020
© Мария Колосова, 2020
Вступление
«Поздравляю! Теперь с тобой случилось самое интересное!»
Эта книга предназначена для всех тех, кто встал на непростой путь изменения себя и своей жизни: для тех, кто делает это постоянно и подходит к этому осознанно, и тех, кто решается на изменения крайне неохотно. И даже для тех, кого изменения настигли внезапно и поставили перед фактом: та прошлая жизнь, которая их вполне устраивала, больше невозможна.
Когда человек начинает описывать свалившееся на него несчастье, его рассказ звучит очень драматично: его мир рушится, а земля уходит из-под ног, – он чувствует себя потерянным, несчастным, возмущенным, обиженным и, возможно, еще не смирившимся с тем, что изменения необратимы. Так вот, в этот самый момент я не могу удержаться от восклицания: «Поздравляю! Теперь с вами случилось самое интересное!» Причем восклицание это будет искренним, и радость за человека тоже. Хотя ему самому часто не до веселья.
Не так важно, почему наша жизнь изменилась: по нашей ли воле или под чьим-то влиянием. Все, кто оказался в водовороте изменений, почти неизбежно столкнутся с неуверенностью, тревогой, ошибками, трудностями, страхами, разочарованием и даже отчаянием. И только тот, кто преодолеет эти препятствия, тот, кто пройдет через них осознанно и мужественно, окажется в точке под названием «Радость и полнота жизни». Именно туда приводят все закономерные этапы процесса изменений – конечно, в том случае, если мы проходим их эффективно. И эта книга описывает весь процесс от состояния «Так больше продолжаться не может» и «Надо что-то менять» или даже «Я хочу большего» до того момента, когда наша жизнь наполняется смыслом и искренней радостью.
Описание этого процесса можно считать своеобразной картой, которая может если не облегчить маршрут, то хотя бы сделать его гораздо более управляемым и предсказуемым. Кроме описания этапов и возможных вариантов развития событий в ходе каждого из них, книга содержит множество примеров: из реальной жизни и из сказок, легенд и историй, которые вобрали в себя общечеловеческий опыт, связанный с изменениями. Ведь любая история, любая сказка или интересный рассказ повествуют о переменах, о пути, который проходит герой, становясь другим внешне и, самое главное, внутренне.
* * *Все живое неизбежно меняется – это подсказывают нам опыт и известные изречения. И все эти изменения проходят закономерные этапы: день сменяется ночью, зима – весной, юность – зрелостью… Все это мы можем наблюдать в физическом мире. Намного сложнее увидеть внутренние изменения.
Например, человек, освоивший новые навыки или получивший новые знания, изменил свою жизнь, свои привычки, изменился внутренне. Но и тут действуют законы, по которым один этап сменяется другим.
Эти законы стали мне понятны, когда я изучала психологию в МГУ, когда занималась с одаренными детьми, ежедневно делающими новые открытия, когда начала работать в качестве бизнес-тренера и коуча, помогая взрослым людям меняться и осваивать новое.
Еще лучше я стала их понимать, когда растила своих четверых детей, когда сама решалась на что-то, чего не делала раньше: меняла профессию, образ жизни, увлечения, тело, место жительства, отношения с детьми и другими значимыми для меня людьми. Эти законы стали для меня ориентиром и новым невероятным опытом.
В книге я, с одной стороны, делюсь накопленными мною знаниями о явлениях, закономерностях и тех этапах, через которые проходит любой человек, который что-то меняет в себе и своей жизни, а с другой стороны – иллюстрирую все это примерами, ведь человек менялся и стремился к большему на протяжении всей своей истории. Примеры будут не только из жизни, но и из сказок, потому что любая сказка – это символическое описание пути героя, который начинается в момент радикального перелома в его жизни: жила-была девочка, мать умерла, отец женился на злой мачехе… И получилась «Золушка». Или вот жил себе герой припеваючи, но отец оставил старшим братьям осла и мельницу, а ему только кота. А помните необычно большое яйцо с птичьего двора, из которого вылупился уродливый, с точки зрения дворовых уток, птенец? А еще были девочка, которая отвязала лодку и отправилась по незнакомой реке вслед за мальчиком с ледяным сердцем, и Ясон, направивший свои корабли за прекрасным золотым руном…
Не век лежит на печи Емеля, в какой-то момент сын крестьянина влюбляется в прекрасную царевну и получает от отца-царя невыполнимые задания. И герой начинает действовать! Он проходит различные испытания, но все его поступки подчиняются законам драматургии (и, кстати, психологии). И мы следим за его действиями до того момента, когда кризисная ситуация проходит все положенные ей стадии, а герой оказывается в безопасности, и тогда мы можем выдохнуть, закрыть книгу и далее не беспокоиться о его судьбе – по крайней мере, до нового витка изменений. Стоит признать, что такой анализ сказок и мифологических сюжетов часто дает множество подсказок в работе с теми, кто идет по пути изменений.
Сама способность человека к изменениям является для меня синонимом и показателем того, что человек еще жив с психологической точки зрения. Физическую жизнь, кроме каких-то особых случаев, мы можем констатировать наличием сердцебиения, дыхания, определенной температуры тела и еще, может быть, каких-то базовых рефлексов. Пока они есть – человек жив, по крайней мере физически. Но я не врач, и мои работа и интерес возникают тогда, когда встает вопрос о том, насколько человек жив психологически. И между этими двумя состояниями огромная разница.
Пульс, температура и дыхание вместе со всеми рефлексами могут быть в порядке, но с точки зрения психологии человек для меня – живой труп. Конечно, он каждое утро встает с постели, завтракает, обедает и ужинает, делает ставшие такими привычными дела, говорит какие-то слова и выносит понятные, соответствующие выработанной точке зрения суждения. Весной он сажает картошку, пропалывает ее, собирает вредителей, поливает, выкапывает, осенью складывает в мешки и зимой съедает. Что не съел – снова сажает… И так год за годом. Дело не в самой картошке: она здесь просто в качестве примера повторяющихся действий. Жизнь идет по кругу, в ней нет новизны, нет места эксперименту, нет изменений. Человек радуется и огорчается и, возможно, даже о чем-то мечтает. Но, с моей точки зрения, он проживает не 20 дней или 20 лет. Он 20 раз проживает 1 день или 1 год. В его жизни ничего не меняется.
Поэтому я всегда задаю своим клиентам три вопроса, которые служат лакмусовой бумажкой для проверки того, насколько человек жив психологически. И это вопросы не про цели – цели у человека могут быть, а движения к ним нет. И это вопросы не про эмоции и переживания. И даже не про мечту. Это вопросы про то, в какой степени человек сохранил способность к изменениям.
Вот эти вопросы:
1. Когда ты последний раз делал что-то новое, чего до этого никогда не делал?
2. Когда ты последний раз совершал ошибку?
3. Когда ты последний раз боялся?
Ответы на эти вопросы точно показывают, насколько человек в психологическом плане «не-труп», движется ли он вперед. И все это имеет прямое отношение к изменениям.
Жизнь устроена так, что новые виды деятельности мы осваиваем преимущественно в первые годы жизни. Мы учимся ходить, разговаривать, есть ложкой, завязывать шнурки, надевать колготки, то есть каждый день и на постоянной основе делаем что-то новое. Мы падаем, пытаясь ходить, коверкаем слова, у нас не получается попадать ложкой в рот с первого раза – мы совершаем ошибки.
А вот страха у детей часто нет, потому что у страха двойственная природа. Есть биологический страх – когда мы делаем что-то, что для нас непривычно и не закреплено жестко рефлексами. А рефлексами матерью-природой закрепляется только то, что необходимо для выживания, только проверенные эволюцией способы поведения, которые помогли выжить миллионам людей задолго до нас. И если мы действуем вопреки рефлексам, мы испытываем биологический страх. Так происходит биологическая регуляция.
Но у страха есть и социальная составляющая. Нас хвалят, когда мы делаем что-то правильно или соответствуем чьим-то ожиданиям. И вот мы начинаем избегать ошибок, потому что боимся негативной оценки. Или того, что нас отругают. Или попросту того, что нас не будут любить.
В дошкольном возрасте мы все время делаем что-то новое и ошибаемся, иногда боимся – и это в большой степени принимается окружающими и значимыми для нас людьми как норма. Часто это вызывает похвалу и поощрение: вот ребенок в первый раз встал на ножки, сам пошел, сказал первое слово, нарисовал первый рисунок…
Но уже в школьном возрасте все меняется: вот – правило, вот – алгоритм, вот – образец. Один недочет – «пять с минусом», два – «четверка», три – «тройка». Пять ошибок – «неуд.». Эту шкалу все мы хорошо знаем. Ее мы проходили и закрепляли ежедневно одиннадцать лет подряд. Нас приучали к тому, что действовать надо именно так, соблюдая весь ритуал. И даже олимпиадные задачки можно научиться решать. Да-да, по алгоритму.
Неудивительно, что страх ошибки за это время становится невероятно отчетливым, а желание делать что-то новое, экспериментировать, идти на риск и ошибаться практически уходит. Мы не всегда можем честно ответить самому себе на вопрос «чего я хочу на самом деле?», потому что ответ может находиться совсем не в той плоскости, в которой лежат социальные ожидания, и не в той, в которой нам давали четко заданные алгоритмы и образцы. А значит, придется рисковать – делать то, что может быть не одобрено, плыть против потока на свой страх и риск.
Складывается непростая ситуация со множеством разных аспектов и сложных вопросов, в том числе и таких: «Что я знаю о себе настоящем?», «Насколько хорошо слышу собственный голос?», «Насколько взрослым я стал?», «Вырос ли я потому, что многое умею и знаю об окружающем мире, или потому, что хорошо отделяю себя от него?». И эти вопросы появляются даже в том случае, если речь идет о благих намерениях близких нам людей, которые, разумеется, желают нам только самого лучшего, и даже в том случае, если мы с ними не согласны.
Возникают и вопросы о собственном призвании: в полной ли мере я реализую свои способности? что я вообще знаю про свое призвание и свои способности?
Здесь можно провести аналогию с аппетитом. В детстве все просто: если мы голодны, об этом нам сообщит пробудившийся аппетит. И он не обманет. Всем известно, как сложно заставить ребенка есть, когда он не хочет, или принудить его съесть что-то, что ему не нравится, или когда он уже наелся. Но потом родители и другие «знатоки» правильного питания, а также пищевая промышленность, которая гонится за собственной выгодой, заглушают этот природный голос. Они подменяют его правилами и предлагают продукты, которые обманывают этот аппетит. В результате книги по правильному питанию становятся крайне востребованными, а проблемы с весом и перееданием переходят в хроническую стадию.
Самым эффективным средством борьбы с такими проблемами является восстановление связи со своим природным аппетитом и последующая коррекция пищевого поведения на основе этой связи.
Аналогично формируются и ситуации, когда речь идет о талантах человека. К примеру: как определить, к чему у ребенка есть способности? Да очень просто! Если малышу нравится чем-то заниматься, значит, именно в этой области и находится его призвание. Сами его способности стимулируют желание что-то делать. Но впоследствии на ребенка начинает влиять множество факторов, в том числе школьная программа, в которой может не оказаться его любимого занятия. Или же обучение может быть построено таким образом, что оно, скорее, будет подавлять желание ребенка двигаться в этом направлении.
Не стоит забывать и о влиянии родителей. Родители не всегда имеют возможность дать ребенку заниматься чем-то, что ему нравится, но иногда это просто отговорки. В биографиях выдающихся людей часто говорится о том, что их родители были внимательны к способностям и особенностям своих детей. И это самое главное. Остальные факторы лишь дополняют это первоначальное условие.
Моя семья жила в маленьком городке в 40 км от большого города, который был вытянут вдоль берега реки еще на 20 км. Моя сестра с детства непрерывно рисовала. Как только ей в руки попадалось что-то, что оставляло следы на поверхности, она изрисовывала все вокруг. Чаще всего это были стены нашей квартиры, вернее, обои. И тогда моя мать поступила очень разумно: она стала приносить с работы перфоленту, заклеивать ею стены и каждую неделю менять разрисованный слой. У моей сестры не было возможности учиться в художественной школе, потому что она располагалась в дальнем от нас конце большого города, до которого еще надо было как-то добраться, а транспорт ходил плохо. А в нашем городке попросту не было нужных учителей. Но все это не помешало ей стать художником: она без специальной подготовки поступила в художественное училище, а потом на художественный факультет ВГИКа. И это стало возможным только благодаря тому, что мои родители были внимательны к ее интересам и делали все, что было в их силах, чтобы поощрять и развивать ее способности. И таких примеров очень и очень много.
Но в естественный ход событий часто вмешиваются родительские ожидания или даже некая мода. Как известно, существуют устойчивые стереотипы о том, что девочкам неплохо бы заниматься фигурным катанием, играть на фортепиано, изучать литературу и иностранные языки или танцевать, а мальчикам больше подходят борьба и что-нибудь техническое. И дети стараются соответствовать ожиданиям, перенимают отношение взрослых к интересующему их занятию как к чему-то несерьезному. И в итоге забывают, что им нравится на самом деле.
Конечно, подлинный интерес не пропадает полностью, его всегда можно восстановить. Он не исчезает – он видоизменяется, но везде оставляет свои следы. Этот интерес находит отражение даже в художественных персонажах, которые кажутся человеку привлекательными и на которых он хотел бы походить. Рано или поздно человек начинает искать истинного себя, свои таланты и особые способности. Он оказывается на пути к своему призванию. Зачастую этот путь очень сложен.
А сложен он потому, что поиск себя – это всегда еще и вопрос смелости. Решимся ли мы поступать в соответствии с тем, что нам подсказывает внутренний голос? Ведь у всех нас есть обязательства, мы должны считаться с объективными обстоятельствами, и живем мы не в пустыне, и денежных проблем никто не отменял. А быть успешным по этим, социальным, меркам очень хочется. И даже неплохо получается! Так зачем рисковать? А если нам только кажется, что нам нужно во-о-он туда? А если это ошибка? А если не получится? И это очень сложные вопросы.
Я видела много людей, которые выбирали профессию, образ жизни и даже вторую половинку в соответствии с правилами, а не по зову сердца. Многие из них упорствовали в этом выборе, но их жизнь обнаруживала все отчаяние и бессмысленность этой затеи. Я хочу выразить им свои соболезнования. В утешение (хотя кому-то это может показаться вызовом) могу сказать одно: в силу профессии я общаюсь со многими людьми, в том числе с теми, кто достиг многого и хочет еще большего. Потому я могу заявить достаточно весомо, что смелость – одно из самых редких качеств у людей. Я имею в виду не безрассудство или ложный героизм, а истинную смелость – способность ежемоментно делать выбор в соответствии с собственными ценностями, согласно своим представлениям о добре и зле и своему призванию.
Меня часто спрашивают о том, как у меня получается так много успевать. И краткий ответ, если не вдаваться в тонкости и подробности, будет таким: есть два условия для того, чтобы быть очень продуктивным. Первое – надо делать то, что соответствует твоим ценностям и твоему призванию. Кстати, это очень сложно. И второе: чем больше ты делаешь, тем больше у тебя сил и желания что-то делать. Если, конечно, соблюдается условие номер один.
Все мы боимся совершить ошибку и хотим гарантий правильности наших действий. И чем большего мы достигаем, тем больше можем потерять и тем страшнее нам идти на риск и на эксперименты. Тем сложнее становится для нас поиск себя настоящего.
Одно совершенно точно: те, кто оказался в трудной ситуации и вынужден был заново отвечать самому себе на целый ряд вопросов, те, кто прошел через сложности, кризис и мучительные изменения, но сохранил способность задавать себе новые вопросы и искать на них ответы, делать что-то новое, рисковать, не бояться, смотреть в глаза неизвестности без гарантий и порой даже без внятной надежды, – именно эти люди до преклонных лет не теряют радости в жизни и детского блеска в глазах. Они оставляют след, который сложно не заметить.
* * *Я вижу судьбы разных людей. Я знаю женщину, жившую по четким правилам и по этим же незыблемым правилам воспитавшую двух дочерей, так похожих на нее. В достаточно позднем возрасте она родила сына, любимого и долгожданного. И поняла, что он – другой и что если она будет делать все, как раньше, то просто сломает его. Ей пятьдесят, ему шесть. И она впервые начинает действовать по-другому.
Я знаю женщин (и их я вижу очень часто), в зрелом возрасте переживших или переживающих эмиграцию. Новая страна, чужой язык, другие правила, нередко недоброжелательная атмосфера. И все нужно проходить заново, как в юности, – учиться разговаривать, налаживать быт, искать работу, осваивать новую профессию или строить бизнес, самой принимать очень сложные решения. Эти женщины очень сильные и очень интересные. И внутренне они невероятно молоды.
Я знаю людей среднего возраста. После разводов. После смертей близких. После профессионального выгорания. Они уже поняли, что жизнь – не мешок Деда Мороза. Те из них, кто проходит через это, заново выстраивает сам себя. Их сила и потенциал уже ничем не ограничены.
Так что эта книга – гимн изменениям! Это пошаговая инструкция, описывающая, как эти изменения происходят. Это книга о той важнейшей роли, которую играют в нашей жизни перемены, а также об умении ими управлять. А еще она о том, как жить, смело встречая ситуации, несущие с собой изменения, и о том, как использовать эти кризисы в качестве мощнейшего двигателя, помогающего нам идти к себе и к своей самореализации.
Очень важно не бояться и рисковать. Совершенно необходимо делать ошибки и исправлять их. А выходя из сложных, тяжелых и даже кажущихся непоправимыми ситуаций, нужно искренне сказать самому себе: «Поздравляю! Теперь с тобой случилось самое интересное!»
Этап 1
Я недоволен собой – я хочу большего!
Если человек задумывается о своем будущем, пытается определить свои цели и сохраняет способность мечтать, то могу сказать наверняка, что такой человек испытывает недовольство самим собой. Да, он недоволен собой настоящим, который отличается от него будущего. Иногда ему не нравится что-то конкретное: вес, самочувствие, материальное положение, образ жизни, уровень своей свободы или то, как распределяется время его жизни. А иногда он недоволен в целом: его сегодняшний образ проигрывает тому, который отражает его желаемое состояние.
Это недовольство возникает у нас по разным причинам и при разных обстоятельствах.[1] Бо́льшая часть людей оказывается в этой точке именно в силу внешних причин, когда в их жизни что-то меняется, а они к этому не готовы.
Эти перемены не были ни ожидаемыми, ни тем более радостными или приятными. То, на что мы привыкли рассчитывать, что полагали неизменным и надежным, рушится. Это может быть переезд, потеря близкого человека, проблемы со здоровьем, смена работы, развод – да что угодно! Для каждого из нас эти обстоятельства очень индивидуальны, но общим оказывается чувство растерянности от того, что жизнь поменялась и с этим что-то надо делать.
В сказках преобладают именно такие сюжеты – так же, как и в жизни. Золушка не выбирает себе злую мачеху, младший сын мельника, возможно, рассчитывает на более существенное наследство, чем кот, пусть и умнейший. Мирных землепашцев настигает война, и не по собственной воле они берутся за меч и становятся богатырями. Уводят в плен жениха, и невеста остается в тереме одна-одинешенька, остригая прекрасные косы и поливая их слезами. Коты, псы и другие животные стареют, и за ненадобностью их выгоняют из дома, как выгоняют и Мальчика-с-пальчика. Гадкий утенок вылупляется на птичьем дворе и оказывается не похожим на братьев. Родители уезжают на ярмарку и оставляют детей одних, не ведая ни о гусях-лебедях, ни о том, что Иванушка превратится в козленочка… Все эти истории похожи тем, что их герои становятся жертвами обстоятельств и жизненных перипетий, которые с ними случаются. Не они управляют этими переменами, и не они выбирают эту отправную точку. И прежде чем начать действовать, у них есть как минимум одна задача – осознать эту ситуацию. Им нужно перестать роптать и сетовать на судьбу, а принять то положение, в котором они оказались, после чего определить примерное направление движения и необходимые им внутренние и внешние ресурсы.
Есть и те, кто оказывается в этой точке намеренно. В их жизни может не происходить каких-то ярких внешних перемен, но они точно знают, что эта жизнь их больше не устраивает. И сами себе они тоже больше не нравятся – у них появляются новые цели или другое восприятие себя. И это уже хорошо! Потому что бывает и так, что человека не устраивают ни ситуации, ни он сам, но при этом идеальной картинки-цели у него нет. А в том, что есть, он находиться больше не может.
И тогда люди делают первый самостоятельный шаг в неизвестность. Герда сама отвязывает от берега лодку и отправляется в путешествие по быстроходной реке, Буратино меняет привычный маршрут, Элли отправляется в путешествие в домике, девочка из Лондона залезает в платяной шкаф и оказывается в Нарнии, а Колобок сбегает из печки… Все они, по сути, нарушают привычные и разумные правила. И делают они это потому, что внутренний голос говорит им: «Тебе надо туда! Туда, где ты еще не был! Твоя правда, твоя мечта, твоя цель, ты настоящий – всё там! По крайней мере, точно не здесь…»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Вопросы, откуда начинается процесс изменений (изнутри или снаружи) и откуда появляются наши цели (сами мы их создаем или же просто стремимся соответствовать чьим-то ожиданиям, плохо различая собственный голос), я еще буду рассматривать в дальнейшем. Я также укажу на четкие индикаторы, которые позволят отделить наши цели и наше недовольство собой настоящим по сравнению с собой идеальным от целей, возможно, прекрасных и правильных, но не имеющих никакого отношения к нашим внутренним, истинным потребностям.