Полная версия
Потерянное наследство и хронология. История вокруг двух хронологий в одном тексте
Изменение в религиозной политике французского короля Франциска I в 1535 году возродило старый метод католической церкви огнем лечить заблудшие души. Контрреформация набирала силу, и после свидания в 1538 г. Франциска I с Карлом V время терпимости во Франции окончательно отошло в область преданий.
Раскол и Церковная Реформация, распространение алхимии и магии, усиление полномочий инквизиции папой Павлом III, – вот основные ингредиенты того котла Истории, в который попадает врач Нострадамус. Насильственная смерть Фауста и, следом, Парацельса, – события, на фоне которых после 6-летнего отсутствия всплывает имя Нострадамуса… в Марселе, на юге Франции. В 1546 году врач по приглашению властей для борьбы с очередной эпидемией чумы приезжает в столицу Прованса – Экс. Далее следуют аналогичные призывы из Салона и Лиона. В 1547 г. он принимает решение осесть в Салоне Прованса. Здесь он во второй раз женится и в 1555 году выпускает в свет первую серию пророческих центурий. В 1557/1558 годах, подготавливая (по просьбе Екатерины Медичи?) небольшой прозаический текст предсказаний для короля Генриха II, он изменит своей привычке не писать дат и укажет открытым текстом на 1792 год, «когда покажется, что наступил момент обновления эпохи», дату, замыкающую эпоху 1492 – 1792 гг., которой он принадлежал.
Представление о 300-летнем цикле прочно входило в арсенал астрологических спекуляций того времени. Кардинал, философ и астролог Пьер де Айи41 (1350—1420) разбивал всю историю на циклы в 300 лет. Матфей Властарь, также живший в XIV веке, считал, что точка весеннего равноденствия смещается на один день за 300 лет (в реальности примерно за 128 лет). Считалось что период «полного обращения» Сатурна, самой медлительной из блуждающих звезд, равен 300 годам.42 Виктор Гюго не случайно датой событий в романе «Собор парижской богоматери» берет 1482 год, т.е. ровно через 300 лет после постройки собора. И примерно за 300 лет до французской революции, далекий отголосок которой слышится королю в романе, когда парижская толпа идет спасать свою пастушку. Считалось, что и королевские династии правят по 300 лет, что давало астрологам основание для предсказаний королевским домам на далекое будущее43.
Кроме представлений об астрономических циклах на мировоззрение Нострадамуса влияло и мифологическое восприятие его современниками событий, записанных на страницах звездной книги. Европа, не зная на что опереться в Новом Времени, по привычке, искала указаний в небесных письменах. Перечислим из этой книги наиболее значительные страницы, открывавшиеся во время жизни предсказателя.
1504 год, 25 мая, – Юпитер соединился с Сатурном в знаке Рака.
Но на небе соединение было видно в созвездии Близнецов, рядом с Поллуксом. В 1505 году Эразм Роттердамский публикует «Комментарии к Ветхому завету» Лоренцо Валы.
1518 год, 26 мая, – Венера прошлась по диску Солнца.
В конце весны это происходит раз в 243 года, и было, в том числе, в 789 году, который еще всплывет в нашем исследовании, как год великого соединения Юпитера с Сатурном на границе знаков Рыб и Овна, и как год, который в XII – XVI вв. могли принимать за год Р.Х.
1524 год, февраль, – соединение по широте Юпитера с Сатурном в знаке Рыб.
Это событие, по представлениям астрологов, акцентирует во времени тенденции эпохи Рыб, среди которых есть и тема врачевания. 7 – 10 февраля к ним присоединились еще две планеты – Марс и Венера44. А 19 февраля в группу вошел и Меркурий – состоялось «собрание всех планет».45 Но оно не было видно из-за близости к Солнцу. Астрологи, заранее рассчитавшие это собрание в Рыбах, интерпретировали его как указание на Великий Потоп. В результате только из Лондона в январе 1524 года бежало в горы около 20 тысяч человек.
В 1522 году Лютер публикует перевод Библии на немецкий язык. В 1523 году: во Франции начинаются репрессии против сторонников Мартина Лютера, публикуется французский перевод Нового Завета и гибнет от заморозков урожай во Франции. 1524 год: Эразм Роттердамский публикует свой трактат «О свободе воли». 1525 год: чума на юге Франции. Только что получивший степень бакалавра медицины Мишель де Нотр Дам успешно вступает в борьбу с ней, применяя нестандартные методы лечения «народной медицины», в основном лекарственными травами. Гуманист Ж.-С. Скалигер (1484 – 1558), сыгравший большую роль в жизни Нострадамуса, переезжает жить во Францию, где он приобретет славу «французского Эразма».
1531 год, август-сентябрь, – в созвездии Близнецов появилась комета Галлея.
Ее путь по небу был близок к прохождению кометы в 12 г. до н. э., в 531 и 989 гг. Этот факт и мифологическое наполнение ее пути по созвездиям могли поддерживать пробуждение ожиданий о возвращении идеалов раннего христианства и воскрешать как легенды цикла Грааля, так и еретические представления о брате-близнеце Христа46. Агриппа публикует трактат «Об оккультной философии». Мишель де Нотр Дам, получивший в 1929 году степень доктора и место на медицинском факультете университета Монпелье, одного из самых старых университетов Франции (1289), покидает его в 1531/1532 году, предположительно, из-за конфликта с местной профессурой, не приемлющей его фармацевтические увлечения, и отправляется в новые странствия. Франсуа Рабле поступает на медицинский факультет этого университета и знакомится с Мишелем де Нотр Дам.
1532 год, сентябрь-ноябрь, – в созвездии Девы появилась комета, которая своим движением в сторону Арктура заставила поволноваться Карла V – императора священной германо-римской империи.
В Тулузе массовые аресты заподозренных в «протестантской ереси». Эдикт о включении Бретани в состав Французского королевства. В 1533 году будущий Генрих II сочетается браком с Екатериной Медичи. Рабле покидает университет в Монпелье и публикует пародию на астрологические альманахи и свою первую книгу – «Пантагрюэль». Нострадамус в 1534 году получает письмо от Жюля Скалигера с приглашением переехать в Ажен, которое он принимает.
1544 год, 24 января, – солнечное затмение, видимое во Франции как полное; 21 сентября – соединение Юпитера с Сатурном в знаке Скорпиона.
Это солнечное затмение было самым впечатляющим из наблюдаемых французами в XVI веке. Возможно, именно оно «вдохновило» Нострадамуса на предсказание, предположительно связанное с затмением «в седьмом месяце 1999 года»47. Англия и Испания начинают новую военную кампанию против Франции. Войско Карла V вторглось в Северную Францию, и было в двух переходах от Парижа, но вынуждено было отступить. Войска Генриха VIII Тюдора захватывают французский город Булонь. 18 сентября подписывается мирный договор в Крепи между Франциском I и Карлом V.
Происшедшее через три дня соединение Юпитера с Сатурном в Скорпионе обещало болезни и эпидемии. Считалось, что в год предыдущего соединения в этом знаке (1484) в Европе впервые (?) вспыхнула эпидемия сифилиса48. Это представление нашло отражение в гравюре Дюрера (1471 – 1528), на которой изображен молодой дворянин в язвах болезни, над ним – круг зодиака с соединением двух «блуждающих звезд» в Скорпионе и дата в центре этого круга: 1484 /29, с. 102/49. Гравюра была сделана в 1496 году, когда эпидемия распространилась на территории Франции, Италии, Германии, Швейцарии50, а затем была зарегистрирована в Австрии, Венгрии, Польше. В 1484 вышла булла Папы римского, в корне изменившая официальное отношение Церкви к колдовству.
Великолепный часослов герцога Беррийского, 1411—1416; Дюрер, сифилитик, 1496
Если до этого, ересью считалась вера в колдовство, которое принималось за обман, иллюзию, насылаемые Дьяволом, то после буллы колдовство признавалось реальностью, а ведьма – посредником между потусторонними демоническими силами и материальным миром. В 1486 был написан «Молот ведьм», как руководство к действию. Авторы этого труда – Генрикус Инститорис и Яков Шпренгер – инквизиторы, названые в выше упомянутой булле.
В 1542 году происходит реконструкция папской инквизиции по примеру испанской – она получает больше прав и становится более жесткой. В 1544 году Нострадамус живет в Марселе, где борется с чумой. Сорбонна публикует «каталог запрещенных книг». В 1545 году открывается Тридентский собор католической церкви, основной целью которого будет выработка и принятие мер в борьбе с протестантством, а одной из тем – решение вопроса об уменьшении числа распространенных хронологий. В 1546 году эпидемия чумы застает странствующего врача в Эксе, в Германии умирает Мартин Лютер.
1556 год – большая комета Карла V.
Император, под впечатлением от ее появления, слагает с себя испанскую и императорскую короны и отбывает в Нидерланды. Нострадамус в 1555 году приглашен ко двору Генриха II, и в августе прибывает в Париж. В 1556 году Нострадамус опять отправляется в Италию и живет в Турине. Некоторые комментаторы относят к этой комете его катрен II, 43 из книги 1555 года, где явно упоминается «хвостатая звезда» /33/.
1563 год, 25 августа, – великое соединение Юпитера с Сатурном в знаке Рака (на границе со Львом).
Впервые, после 1504 года, эти планеты опять были видимы слившимися воедино и примерно в том же месте. Цикл замкнулся. Рак символизирует попятное движение, предсказателю исполняется 60 лет, и он, вероятно, начинает подумывать о сворачивании своих дел. А молодой датчанин Тихо Браге этот год будет считать датой рождения себя, как астронома, о чем он напишет впоследствии в автобиографической книге «Механика обновленной астрономии» (1598): «В году Господа нашего 1563, то есть 35 лет назад, во время великого соединения верхних планет, которое пришлось на конец Рака и начало Льва, когда мне исполнилось шестнадцать лет, я занимался изучением классической литературы в Лейпциге…»51.
1564 год, 3 июня, – при повторном сближении Юпитера с Сатурном к ним в группу вошли Венера и Марс52.
Это могло напомнить стареющему человеку о 1524 годе, когда только все начиналось. Но в отличие от ситуации 24 года, теперь к ним не присоединился Меркурий – символ ртутной подвижности и спутник молодости. В этом году умирает художник-титан Микеланджело.
Врач и астролог Мишель Нострадамус умер утром 2 июня 1566 года, но эта глава звездной книги еще не была закрыта. К списку перечисленных дат следует добавить еще одну:
1583 год – соединение Сатурна с Юпитером на границе знаков Рыб и Овна.
Это соединение стоит в одном ряду с соединениями 7 года до н.э. и 789 года. Папа Григорий XIII (1572—1585) реформой календаря 1582 года пытается вернуть протестантов и Восток в лоно истинной (католической) Церкви. В 1583 году печатается основной труд Дж. Скалигера – отца современной хронологии и сына известного гуманиста, друга Нострадамуса, в котором окончательно был утвержден год рождения Христа на 1 г. н. э. Можно задаться вопросом: случайно ли год выхода труда Скалигера совпал с этим соединением? Ведь Скалигеру (и папе римскому) была известна традиция связывания рождения Христа с астрологически значимым соединением. Дж. Скалигер в своей Хронологии за год сотворения мира берет один из разрешенных Тридентским собором, – 4713 до н. э. И с тех пор 1 января 4713 года – точка отсчета юлианских дней в астрономии, сохранившаяся до наших дней53.
Из Преданий Прованса
«Но не будем воображать, что все вышло из монашеских обителей. У знатных родов тоже были свои устные предания, которые сохраняли в точном или искаженном виде немало воспоминаний».
Марк Блок «Феодальное общество» Том I, часть первая, книга IIНачинающий разливаться широкой рекой по Западной Европе, протест против привычки иерархов католической церкви утверждать свою власть в виде божественного установления, поддержанный гуманистическими ориентациями передовых людей начала XVI века, перенявших эстафету из рук предтечи, Эразма Роттердамского, создал атмосферу, в которой возможность обрести новый образ жизни соседствовала (если не определялась) с необходимостью изменения и взглядов на традиционные представления, веками насаждаемые Церковью. Ранее существовавшие сомнения в точности передачи церковниками библейской истории времен Христа нашли себе поддержку в общем недоверии к изолгавшимся представителям Царя Небесного, узурпировавшим права посредников, все более явно представляющимися самозванцами. Нетрадиционные взгляды на события первого века, носившие ярлыки ересей, уже не вызывали инстинктивного отторжения, и в кругах смелых людей, жаждущих новой жизни, даже допускаются на роль проводников к свету. Призывы к возрождению первоначальной Церкви становятся антитезой к поддержке существующей. Католиков начинают называть «папистами», а протестантов – «истинными христианами».
Чтобы найти возможные истоки нетрадиционных хронологических воззрений, очертим кратко некоторые события из жизни основных действующих лиц христианской Истории, время жизни которых пришлось на ее начало. Но сначала отметим, что истории жизни многих значимых действующих лиц раннего христианства к концу средневековья имели как минимум две совершенно различные версии. Так, существуют две версии жизни Марии Магдалины после распятия Христа: греческая и латинская.
По греческой версии (опирающейся на источники VII века) равноапостольная Мария Магдалина, после изгнания из Иерусалима, встретилась в Риме с императором Тиберием, рассказала ему об Иисусе и объявила о Воскресении Христа. На что император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным. И после слов Магдалины: «Христос воскрес!» куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета54. Затем она появляется в Эфесе (Малая Азия), где помогает апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди и, предположительно, является его женой, от которой он отказывается во имя служения Христу. Она на многие годы удаляется в пустыню. Скончалась Магдалина около 78 года и была погребена в Эфесе. В 869 году ее нетленные мощи перенесли в Константинополь (в церковь святого Лазаря), а во время крестовых походов, предположительно, увезли в Рим, где они покоились в храме Иоанна Латеранского под алтарем. Папа римский Гонорий III (1216—1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
По латинской версии, через некоторое время после трагических событий в Иерусалиме, большая часть близких Христу людей покидает Израиль и Иудею. Некоторые из них перебираются на юг Галлии, в Массилию (современный Марсель). Это Лазарь, Мария Магдалина, апостол Филипп, Иосиф Аримафейский, Мария Иаковлева (Клеопова)55, Мария (Елена) Саломия56 и Дионисий Ареопагит. Лазарь становится первым епископом Марселя, а Магдалина оседает в его окрестностях и проповедует христианство до своей смерти в 63 году в Эксе57, где епископом в то время был Максимин58. Похоронили ее в незадолго перед этим отстроенной церкви, которая в последующем была названа Сен-Максимин. Потом мощи Магдалины поделили между собой городки Сент-Бом и Экс, где до сих пор хранится ее голова. При вскрытии в XII веке в Экс-ан-Прованс «гробницы Марии» в ней был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в городок Везеле и воздвигли там базилику в честь Марии Магдалины. Именно в ее стенах в 1146 году святой Бернар объявил о начале Второго крестового похода, а в 1190 году (перед началом Третьего крестового похода) встретились Ричард Львиное Сердце и Филипп-Август. В 1267 г. король Людовик Святой присутствовал при перенесении ее святых останков из одной раки в другую, более богатую. Сейчас на некоторые части ее мощей претендуют еще несколько французских городов, английский Гластонбери, немецкий Кельн и на святой горе Афон.
Считается, что Иосиф Аримафейский прибыл в Марсель в 35 году. Оттуда он двинулся на север, добрался до Британских островов, где основал Церковь в Гластонбери. Вернувшись в Галлию, он передает некую чашу, участвовавшую в последней Тайной вечере, в которую потом была собрана кровь Христа, предположительно, жрецу друидов, взявшему в жены его дочь – Анну. В другом варианте предания Иосиф оставляет чашу в Англии, в Гластонбери. В близком варианте предания в Гластонбери окончила свои дни Мария Магдалина, привезя туда с собой чашу с кровью Христа. В третьем варианте чаша изначально была у Марии Магдалины, и она спрятала ее в пещере на Юге Франции.
Эти «факты» стали истоком для двух течений в средневековой истории Европы. Культ Марии из Магдалы и, окутанная тайной, история Чаши Грааля проходят через всю историю Франции и Англии, составляя ее гордость, предмет терзаний, сомнений и надежд. В преданиях о Марии Магдалине могли быть вплетены и нитки судеб ее детей, потомков и учеников. И сразу встает вопрос о следах их существования.
В позднее средневековье в католическом мире за пределами Окситании образ Магдалины определялся в основном на основании книги «Золотая Легенда» Вороджини (Иакова Ворагинского), епископа Генуэзского. Это было собрание христианских легенд и занимательных житий святых. Написанная примерно в 1260 году, в 1483 году она была напечатана среди первых книг, выпущенных Вестминстерским аббатством. В нее включены и предания о Марии Магдалине. Но ее образ, вырисовывающийся при прочтении этой книги, из-за разнообразия несогласованных между собой легенд, получался очень противоречивым. С одной стороны, она – побитая камнями, кающаяся блудница, с другой, к примеру, – святая, обратившая в христианство римского префекта. По «Легенде» происхождение Марии Магдалины относится к царственной династии колена Вениамина. Она якобы владела крепостью Магдала близ Иерусалима, а отсюда и ее прозвание Магдалина. При разделе земель во времена Иисуса Навина колену Вениамина достались небольшие, но плодородные земли, в том числе Гаваон, Иерихон и Иерусалим (!). Архиепископ Генуи при создании своего сборника пользовался множеством источников, в том числе, как сейчас выясняется, и апокрифическими, особенно «Евангелием от Никодима». Влияние этого же евангелия явно прослеживается в романе о Граале Робера де Борона, написанного в конце XII века. Наложение на одно лицо всех Мариам из евангелий поддерживало общее отношение к Магдалине, как хоть и раскаявшейся, но все же блуднице. Этому способствовал перенос на ее образ и сюжетов из истории Марии Египетской – раскаявшейся грешницы, жившей в V веке.
Но первым шагом по утверждению сложившегося отчасти отрицательного отношения к Магдалине следует считать установление в IV веке, во время образования единой Церкви, списка канонических текстов, включенных в Новый Завет. В результате этого многие христианские и гностические тексты, в том числе и «Евангелие от Марии», «Евангелие от Филиппа», «Евангелие от Иуды», «Евангелие от Фомы» стали апокрифами, и им было отказано в участии в формировании новой религии.
Между тем, почитание Магдалины, скорее всего, было естественным для христианской аристократии юга Франции позднего средневековья, знакомой, благодаря трудам каноников (в основном провансальских, лангедокских и бретонских), с множеством преданий о ней. Здесь она почиталась, как просветительница, и в ее честь было воздвигнуто много храмов.
В XV веке появилась книга Рабана Маара (или – Мавра) (ок. 776 – 856 гг.), архиепископа Маенскому, чей трактат «Жизнь Марии Магдалины» был обнаружен в Оксфордском университете. По ней Мария Магдалина была родом из хасмонейского королевского рода Израиля. Эта книга повествовала о Магдалине совсем иначе, чем «Золотая легенда». Средневековый автор так писал о ней: «Мария Магдалина возвещает нам Жизнь, которую род человеческий утратил из-за Евы. Ева в раю дала своему мужу испить отравленный напиток, а Мария Магдалина приносит апостолам чашу Вечной Жизни. Ева первая вкусила горечь в райском саду и в саду, где был гроб. Мария первая видит победу над смертью. Соблазненная лживым обещанием: „будете, как боги, знающие добро и зло“, Ева становится причиной грехопадения. Мария же возвещает апостолам воскресение Мессии». В этом отрывке присутствует след выдвижения гностиками Магдалины на место Евы Нового завета. Эту же мысль мы находим в проповедях Григория Нисского59 о положении Марии Магдалины в роли апостола Благой Вести Воскресения: «Он (Христос) хотел, чтобы женщина стала для мужчин вестником радости, она, которая стала для Адама причиной горя». Существование проведения в средние века параллели между Евой и Магдалиной поддерживается и видом портала церкви двенадцатого века в Нейи-ан-Дижон, на котором Мария Магдалина и Ева изображены рядом.
Первый след существования у Марии Магдалины ребенка мы находим в верованиях альбигойцев (катаров, «добрых людей»), по-своему усвоивших учения гностиков. По ним, она, в отличие от многих апостолов, удостоилась чести скорбно предстоять Кресту на Голгофе, созерцая страдания и мученическую смерть Спасителя. И именно от его Страстей, от «священнобезумия любви» (Sacra follia amores), согласно представлениям альбигойцев, и было совершено чудо непорочного зачатия ею сына – наследника Христа – Иосифа Сладчайшего. Одним из источников для такого представления могли служить гностические тексты. Так в «Мариинских вопросах», называемые Большими, сказано: «Когда она уединилась на горе и молилась, то вдруг почувствовала, что кто-то охватил чресла ее женские и как бы мужской член вошел в нее, и она ощутила истечение и услышала голос, говорящий: „Прими это, и получишь жизнь вечную“. Мария [Магдалина] весьма испугалась и упала на землю, но Он ее поднял и сказал ей: „Или ты сомневаешься, маловерная?“» (Епифаний Кипрский. Панарион, 26, 8; PG 41, 314). И хотя современные комментаторы этот текст трактуют, как и большинство других гностических, – чисто символически, это не значит, что именно так его понимали альбигойцы.
Это учение было широко распространенно в конце XI – начале XII веков на территории Лангедока, Ода, Прованса, Арагона и севера Италии. Хотя основатели такого направления взглядов появились в этих землях ещё в начале XI века и считались эмигрировавшими с территории Восточной Европы и Ближнего Востока. Согласно отдельным исследованиям славянских историков и богословов, существует преемственность альбигойцев от болгарского течения богомилов и малоазийских павликиан. Альбигойцы проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединённую жизнь. Поэтому их называли «добрыми людьми» (фр. les bons hommes). Но потом, после первого преследования их со стороны официальной церкви Рима (отлучение и «предание сатане», произнесенное на соборе в Тулузе, созванном папой Каликстом II в 1119 году), стали называть «людьми темными» (фр. hommes obscurs). В последующем, они создали большие общины в Лангедоке, близ городка Альби (Альбижуа). Все закончилось тем, что папа Иннокентий III в 1209 г. начал крестовый поход против «Церкви Любви», поводом к которому послужило умерщвление во дворце графа Раймунда VI (сторонника катаров), оруженосцем графа – папского легата в Тулузе (Петра де Кастельно), на которого было возложено поручение истреблять инакомыслящих. Политической причиной похода было желание Папы отнять и присвоить владения графа Тулузского и его союзников, а также расширение влияния папской власти в Окситании. Были объявлены обязательные сборы в Альбигойский крестовый поход, который продлился 20 лет и привел к истреблению папской армией не менее миллиона христиан.
Таким образом, в Европе к началу эпохи Возрождения существовало два, несколько противостоящих друг другу, отношения к Магдалине и ко всей сфере преданий вокруг ее имени. Так король Франции Людовик XI60 (1461 – 1483) настаивает на ее принадлежности к роду французских монархов /25/. Возможно, в этом утверждении отразилось представление о связи Меровингов с коленом Вениамина, но скорее всего, склонность королей вести свое происхождение от богов и святых. По сути, это означает существование и некоторой родословной, истинность которой могла определяться волевым усилием. Но утверждение Людовика, если речь идет о прямом наследстве, предполагает существование у Марии Магдалины хотя бы одного ребенка61.. Возможно, именно в истоках этого несколько кичливого утверждения Людовика XI и следует искать зародыш интереса Генриха II (как представителя, наравне с Людовиком XI, одного дома Валуа и герцогов Орлеанских) к христианской хронологии и причину появления хронологии в послании Нострадамуса королю.
Личным историком и советником Людовика XI был Филипп де Коммин (ок. 1447 – 1511). Он считается одним из родоначальников современной историографии, он – автор первых мемуаров на французском языке в современном понимании этого слова. Сам же Людовик XI был одним из образованнейших людей своего времени, покровительствовал наукам и искусствам, особенно медицине и хирургии, реорганизовал медицинский факультет в Парижском университете, восстановил почту, основал типографию в Сорбонне и вообще покровительствовал распространению книгопечатания. Так что же послужило источником для этого заявления короля?..