Полная версия
Потерянное наследство и хронология. История вокруг двух хронологий в одном тексте
Таким образом, от Христа могли ожидать, что в 33/34 годах он сменит Ирода. Свидетельство тому Евангелие от Иоанна: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин, 6:15). Отзвук отказа от участия в планах зелотов, возможно, слышится в эпизоде с динарием кесаря, где Иисус говорит: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). «Возможно», поскольку явно в этом отрывке прочитывается отказ от участия в революционных выступлениях против власти Рима, но это не означает однозначно отказ от принятия полномочий «законного царя иудейского». Так, согласно тому же Евангелию: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин, 19: 19 – 22). Обычно это действие Пилата трактуется в ироническом смысле, но кто знает, кто знает…
Совпадали ли хоть чьи-либо из возможных ожиданий религиозных и политических групп с внутренним предчувствием своего пути самого Христа? Чувствовал ли Иисус, что его миссия превышает эти цели? Скорее всего, – да, если судить по жизни апостолов после распятия Христа, отправившимися ради распространения новой веры во все значимые государства того времени. Тогда он мог и осознавать, что исполнение сценария вхождения в Храм, разработанного в кумранской общине, сужает сферу его миссии, переводя ее импульс в глубину только еврейских исторических ожиданий. Иисус мог противиться и намеренной астрологизации важных событий его жизни, подчинению ее темпов условным совпадениям28. Тогда большая часть дошедших до нас «фактов», которыми мы здесь пользовались, стараясь датировать смерть Христа, могла бы относиться скорее к навязываемому ожиданию, чем к реальной жизни человека, учившего всех быть свободными. Причем свободными не только от древних ортодоксальных форм веры, затвердевших от выхолощенности, где «Суббота для человека, а не человек для субботы» – была только одной из фраз, сказанных по случаю, но и от необходимости следовать общим представлениям и ожиданиям. Это включало и возможность свободы от сценария жизни, навязываемого гороскопом рождения, который метафорически отождествлялся с колесом жизни. Потом Присцилиан (~340 – 385) напишет о Христе: «Сей один обладал силою, способною свести вместе Плеяды и высвободить скрепы Ориона. Зная о переменах на небесном своде и сумев разрушить колесо поколений, он преодолел действие дня нашего рождения обновлением через крещение». Так он, с современной точки зрения несколько высокопарно, выразил настроенность определенной части общества противиться навязываемой предопределенности.
Но в редких случаях астрономическая особенность положения планет действительно может играть роль знаков неумолимого Рока. После выхода в свет в 1924 году статьи Чижевского о влиянии солнечной активности (СА) на исторические события /8/, знание СА в конкретный предполагаемый год распятия может помочь углубить наши представления о реальном распределении сил в тот непростой период.
Согласно данным Эдди /9/, первый век нашей эры был временем максимума длиннопериодической компоненты СА (такой высокий средний уровень не наблюдался до этого 18 столетий), которая повторилась с тех пор только раз – во времена крестовых походов. Чтобы читатель мог примерно представить себе роль солнечной активности в исторических процессах, перечислим года максимумов СА обыкновенного 11-летнего цикла XX века: 1905 – 1907, 1917, 1928, 1937, 1947 – 1948, 1956 – 1958, 1968 – 1969, 1979 – 1980, 1990 – 1991 года. Попали на максимумы 11-летнего периода солнечной активности и все четыре французские революции 1789, 1830, 1848 и 1871 гг.
Для знатоков и любителей недавней российской истории отметим, что с 17 по 24 августа 1991 года наблюдался наибольший всплеск СА за весь 11-летний период29. Среднесуточный максимум пришелся на 21 августа30. В эти дни Меркурий, Венера, Земля, Юпитер и Сатурн были расположены примерно на одной линии с Солнцем. При этом Меркурий, Венера и Земля по одну сторону от Солнца. Это совпадение поддерживает и иллюстрирует мысль о существовании временной корреляции солнечной активности с констелляцией планет, высказанную астрофизиками еще в начале XX века (Френкель, Маундер).
Современные знания по физике Солнца не позволяют сказать что-либо определенное о солнечной активности в конкретный год I века. Но существуют косвенные данные, что в 44 году до н.э., в год убийства Гай Юлия Цезаря, была высокая солнечная активность («смущенья в Солнце», гало вокруг него). От года смерти Юлия Цезаря до 33 года – 76 лет и этот год с большой вероятностью попадают в 3-летнию фазу высокой солнечной активности. Второй отправной точкой можно взять 79 год – извержение Везувия. Вероятность попадания извержения в интервал высокой солнечной активности намного выше, чем в другие фазы (Чижевский). Так печально известное мощное извержение Кракатау в 1883 году и Пинатубо на Филиппинах в 1991 году пришлись на максимум солнечной активности31. 79 – 33 = 46 лет, что увеличивает вероятность попадания 33 года в 3-летний интервал высокой СА.
Если хотя бы бегло ознакомиться со всем спектром солнечно-земных связей и последствий высокой солнечной активности, то ситуация в год распятия высветится с новой стороны. По некоторой иронии судьбы, отмеченное выше совпадение рождения Утренней звезды и праздника Песаха могло оказаться тройным – с годом особенно значительного максимума солнечной активности, находящегося на гребне многовекового периода. В такие года общая возбужденность в природе и обществе сильнее всего выявляет недостатки существующего положения вещей, делает противоречия почти не переносимыми. Если люди и подчинены влиянию планет, то, в первую очередь, именно через солнечную активность. Давняя традиция пасхального поста могла помочь преодолеть трудности этого периода, но не высвобождала полностью от зависимости. Если даже Иисус и был лично свободен от склонности подпадать под влияние стихийных исторических сил, но он не мог быть просто сторонним наблюдателем разворачиваемой драмы, и лишь поэтому должен был оказаться на оси все более концентрирующегося действия. Одно дело – отказаться подыгрывать в спектакле появления законного царя в день праздника с утренней звездой на заднем плане, другое – не довести до конца попытку показать, что можно жить и действовать иначе. А то, что эти два сценария привели к событиям, совпавшим во времени, позволяет сейчас и точнее датировать их, и глубже понять всю историю, развернувшуюся в те далекие времена.
В эпохи высокой средней солнечной активности, возможно, напряжение душевных сил становится постоянным лейтмотивом жизни и рождается чувство, что «близко царствие небес». Усиление религиозных исканий в это время призвано не только стабилизировать ситуацию в обществе, но и сохранить душевную целостность самого человека. Очень высокая солнечная активность может быть, как мутагенным фактором, так и фактором, пробуждающим скрытые и спящие внутренние возможности, и человек оказывается перед выбором: положительные или отрицательные мутации (с точки зрения задач эволюции) в нем закрепятся; в каком направлении поведет его пробуждение внутренних сил. Приход Христа именно в это время может нести в себе и миссию обращения человечества в сторону закрепления положительного направления в ситуации такого выбора32.
Наиболее вероятной датой для распятия на сегодняшний день остается 33 год, 3 апреля. Тем более что в этом году 19 марта было солнечное затмение, а 3 апреля, в пятницу, – лунное. Т.е., если это был день распятия, то жители Иерусалима вечером, при заходе Солнца, может быть, видели, как всходящая на востоке Луна была окрашена в кровавый цвет33.
Итак… утро четверга, 2 апреля 33 года. Почти точно на востоке в свете зари сияет Утренняя звезда. Несколько правее и ниже Венеры виден Меркурий. Он не настолько ярок, как Венера и исчезает пораньше. Иисус мог молча наблюдать восход этих двух блуждающих звезд. Уже определено место, где в этот день произойдет Тайная вечеря и уже сделан выбор, изменивший всю нашу Историю.
Но некоторые исследователи придерживаются представлений о дате распятия, отходящих от интервала 30 – 33 гг. Так Б. Пилат в своих хронологических построениях /5/ пришел к выбору 26/27 года. В последнее время появилась реконструкция истории жизни Ирода Антипы, которая приводит к предпочтению 35 года, в качестве года смерти Иоанна Крестителя, и распятия Христа в 36 году. Это последний год префектуры Понтия Пилата в Иудеи. Видимо, первым это вариант предложил греческий ученый Никос Коккинос из Афин еще в 1980 году. Нижнее соединение Венеры с Солнцем, за которым следует рождение Утренней звезды, произошло в 36 году 30 мая. А в дни весеннего равноденствия и Пасхи она была достаточно яркой и высокой, но, увы, вечерней звездой.
Таким образом, до сих пор существует достаточно широкий диапазон для года рождения (12 – 5 гг. до н.э.) и года распятия (26 – 36 гг. н.э.), а также и для дня рождения и его привязки к мифологизированному астрономическому явлению (появление кометы, соединение планет на границе зодиакальных знаков, вспышка сверхновой, «мистическое» явление). Две-три из перечисленных астрономических привязок были известны во времена Нострадамуса, и могли быть использованы при попытке «уточнить» датировку новозаветных событий.
Восприятие времени в конце средних веков
«Однако не будем обольщаться: этот период, столь склонный заниматься прошлым, имел о нем сведения скорее обильные, чем достоверные».
Марк Блок «Феодальное общество» Том I, часть первая, книга IIГораздо более близкие к природе, чем современные европейцы, более подчиненные ее стихийным силам, зависящие от годовых циклов, люди эпохи феодализма, на первый взгляд, должны были быть требовательными к точности измерения течения дней в этих природных периодах. Но движение времени парадоксальным образом ускользало от восприятия людей средневековья. Голод, эпидемии, стихийные бедствия в сочетании с повседневным насилием создавали у людей постоянное чувство бренности бытия, и, как следствие, приводили к неустойчивости чувств и болезненному интересу к сверхъестественному. С неослабевающим вниманием следили они за знамениями, снами и галлюцинациями. Большая часть жителей Европы пребывали в некоем сновидческом пространстве со своими законами изменения (и измерения) времени и расстояний. Людей, которые просто хорошо ориентировались в пространстве, выходящем за пределы их государства, в каждом городе можно было перечесть по пальцам. Подтверждение тому – карты того времени, похожие на фантастические рисунки современных пятилетних детей. Не лучше человек средневековья ориентировался и во времени, чему способствовало отсутствие часов. Дорогие и громоздкие водяные часы были достаточно редки. Солнечные же имели очевидные недостатки из-за частой облачности. Для измерения времени внутри суток прибегали к разного рода ухищрениям. Так король Альфред (ок. 848 – 899), в желании упорядочить свой кочевой образ жизни, придумал зажигать одну за другой свечи одинаковой длины, чтобы чувствовать, как движется время. Но подобное было редким исключением. В большинстве случаев просто приблизительно делили дневную и ночную часть дня на 12 «часов». Так как со сменой времен года изменялась и длительность светлой части дня, то аналогично изменялась и длительность часа. И это считалось вполне приемлемым вплоть до XIV века, до изобретения часов с маятником.
Равнодушие к измерению течения времени существовало не только в низах, но и в королевских домах. Не всегда фиксировались даты рождения даже в благородных семействах. Так в 1284 году пришлось провести целое расследование, чтобы с грехом пополам приблизительно определить возраст одной из самых богатейших наследниц королевства, юной графини Шампанской /20, с. 137/. Более того, в бесчисленных грамотах и записях X и XI вв. нет никаких хронологических данных! Нет их и в родовых древах того времени. Сложности фиксирования и счета времени усугублялись общим туманом, окутывающим мир цифр для ума человека той эпохи. Этот туман поддерживался и сложностями вычислений с применением для записи чисел греческих букв. И хотя арабские цифры и основанная на них десятичная позиционная система счета войдут в повседневность Европы в начале XIII века, но будут внедряться долго и с трудом из-за сопротивления купцов превращению их секретов счета в общедоступные. И среди счетов средневековья, дошедших до нас, нет ни одного без впечатляющих ошибок. И дело даже не в громоздкости и неудобстве системы счета – само чувство уважения к точности, к числу, было глубоко чуждо, как простолюдину, так и дворянам, и высокопоставленным людям того времени. Или даже можно сказать, что в сложившемся тогда строе мировосприятия присутствовали структуры, которые активно сопротивлялись упорядочиванию и прояснению отношений со всяким счетом, в том числе и времени.
Но существовали монастыри, где старались вести историографические записи. К тому же в ученой монашеской среде шла работа упорядочивания хронологических представлений. Это делалось из необходимости объединить две традиции, доставшиеся средневековой Европе: греко-римскую и библейскую. Этим согласованием двух историй занимались и святой Иероним и Евсевий Кесарийский, создавшие свои хронологии от сотворения мира. По первому мир был сотворен в 3941 году до Р.Х., по второму – в 5199 году до Р. Х. Но, скорее всего, речь шла не о дате сотворения мира, а о дате рождения Христа относительно неподвижной даты начала Мира. Рассуждая о хронологических представлениях средневековья, мы невольно проецируем в то время устоявшуюся современную привычку считать дату начала нашей эры фиксированной на шкале времени. При этом ось времени одинаково, почти бесконечно, распространяется в нашем воображении в обе стороны от этого условного нуля. Но этот образ – плод работы многих ученых эпохи Просвещения, когда отвоевание левой части оси времени у темноты незнания происходило, почти буквально, за пядью пядь. У средневекового же человека, если и мог возникнуть образ некой оси, связанной со временем, то это был луч, направленный слева направо, и начинавшийся за 4 – 6 тысяч лет до времени его бренной жизни. По «левую сторону» этого луча не было даже чистого листа бумаги. Поэтому Иероним и Евсевий своими хронологиями одновременно решали задачу и определения века, в котором они живут. Последнее было важно и для расчета количества лет, оставшихся человечеству до Страшного суда.
Эту тенденцию поддерживали и наполовину волевые действия императора Саксонской династии Священной Римской империи Оттона III (980 – 1002), который приложил много сил для перехода счета лет от эры Диоклетиана к anno Domini. Желая усилением чувства пребывания у конца времён породить богобоязненность и склонность к порядку, он добивался распространения и нового летоисчисления, и «знания» о конце тысячелетия, отведенного человечеству перед Страшным судом. Но чувство «конца веков» было характерно позднему средневековью в любое время, в независимости от того знали или нет поборники и глашатаи этого откровения в каком году и веке они живут. И нельзя сказать, что оно особо усилилось к концу первого тысячелетия. Более того, это сгущение чувств, как во сне, порождало и ощущение «сжатости веков» – для простых людей все, что было после Христа и до жизни конкретного прадедушки, происходило примерно в одно и то же время. В книге «Апология истории», в главе, посвященной особенностям коллективной памяти в позднее средневековье, французский историк Марк Блок так писал об этом еще в середине прошлого века: «… и это главное, картина мира страдала от слабого восприятия различий между последовательными планами перспективы… никого не шокировало, что поэмы на народных языках одинаково изображали каролингских паладинов, гуннов Аттилы и античных героев рыцарями XI или XII века» /20, с. 153/.
Переход к счету лет от Рождества Христова происходил очень долго и без какого-либо рвения. Вплоть до 1431 г. все энциклики папы римского датируются «от сотворения мира», а испанская церковь до XII столетия за начало отсчета лет брала 38 г. н.э., когда император Октавиан Август даровал покоренным иберийцам, населявшим Пиренейский полуостров, статус жителей римской провинции. Дольше всех по летоисчислению от сотворения мира жили в России (если не считать безземельных тогда иудеев). 1492 г. н.э., например, был у нас 7000 anno mundi. Он должен был начаться в марте, но царь Иван III не посчитался с традицией и перенес его начало в этом году на 1 сентября34. Почти все тогда на Руси Православной ждали конца света, ибо «истек счет дней». Крестьяне даже не думали начинать осеннюю жатву. Вторым реформатором русского календаря стал Петр I, повелевший перейти на гражданский счет лет и вместо «1 января 7209 г. от сотворения мира» писать «1 января 1700 г. от Рождества Христова». Для России введение юлианского календаря было большим шагом вперед, хотя вся Европа уже заканчивала переход на грегорианский. Впрочем, не желая конфликтов с приверженцами старины и церковью, в указе царь сделал оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно».
Вернемся к рассмотрению восприятия течения времени и событий человеком средневековья. Вздыбленное страхом воображение людей того времени было склонно к пренебрежению фактом ради толкования, к обретению чувства спасения в мифотворчестве. Душевные силы тратились не на работу уточнения реальности, а на накачивание сознания воздухом летучих образов и на обрисовку их связей с религиозно-насыщенными сюжетами, которые считались предметом подражания для личной жизни. Вневременная борьба сил Сатаны с небесным воинством порождала ощущение пребывания не в реке времени, а в недвижимом средоточии сил.
Но отношение ко времени у разных народов могло сильно различаться. В средиземноморском древнем мире Греции мы находим отражения достаточно разумного, а порой и очень точного представления о временных периодах. Так в рассуждениях Пифагора о своих прошлых воплощениях и о периоде метемпсихоза отразилось представление о давности Троянской войны.35 Согласно этим рассуждениям, Троянская война произошла примерно за 650 лет до времени жизни математика. Это дает для времени знаменитой войны вторую половину XIII века до н.э., что очень близко к современной ее датировке36. Платон, рассказывая о легендарной Атлантиде, о ее гибели примерно за 9 000 лет до посещения Салоном Египта37, оставляет нам свидетельство об отношении к большим промежуткам времени, как в древнем Египте, так и в Греции. Можно предположить, что у морских государств Средиземноморья отношения с историческим временем не страдали клаустрофилией. Во всяком случае, человечеству без возражений отводилось не менее десяти тысяч уже прожитых лет. Между тем, представление об историческом времени у кочевых племен было менее развито и, как следствие, сам промежуток этого времени сужен, что и отразилось в Библии. Осевшие в Палестине «потомки Авраама» только через несколько веков начинают писать свою историю, опираясь в хронологических построениях на генеалогию от Адама. Обрывочные легенды о жизни в Междуречье вызывают в памяти образы покинутого у истока времен Эдема. Из-за скудных конкретных знаний о жизни этих племен после выхода из Междуречья, следуя желанию воссоздать непрерывную цепочку своей истории, летописцы еврейского народа наделяют патриархов впечатляющей продолжительностью жизни. И несмотря на это, им удается «воссоздать» историю от Адама до Давида длительностью только в два с половиной тысячелетия.
Мы можем ожидать увидеть и в средние века аналогичное разделение отношения европейцев к историческому времени. Можно предположить, что жители многих приморских европейских городов, с привычкой к постоянству перемещений (провансальцы, бретонцы и аквитанцы) развили в себе особое чувство пространства, твердость которого могла послужить опорой при разработке и чувства времени, в том числе и исторического. А хорошая ориентация в пространстве, обладание личным временем, как часть адаптационного успеха, могли приводить к появлению сопротивления внутри человека внедрению в него всяческих сочиненных исторических хронологий, как галлюцинаций, вредящих устойчивости жизни, толкая принимать их настолько, насколько они была связаны с живой тканью текущего времени в данном месте. В противоположность им, многие средневековые жители центральной части Европы, особенно выбравшие путь монашества, не имели аналогичного адаптационного успеха, а посему могли нуждаться в опоре… в виде «точной и ясной» последовательности основных событий христианской истории. Но если основные черты библейской хроники человечества свести к одной фразе, то мы получим утверждение – человек регрессирует и этому должен наступить конец. Длительность жизни потомков Каина к текущим векам впечатляюще сокращается – патриархи жили по 300 – 500 лет, физическая и духовная сила уменьшается – Самсон рушил дворцовые колоны, вырывая из них свои цепи. Занимаясь за стенами монастырей согласованием двух традиций – греко-римской и библейской – монахи часто неосознанно вели просеивание всей суммы плодов человеческой интеллектуальной культуры, выбрасывая из нее (посредством вписывания в разряд еретических или варварских) все, что не соответствовало уже утвержденной в основных пунктах библейской истории… и их внутреннему мирку, построенному на страхах, выраженных в подспудном ожидании конца света.
Созданию более гибкой и глубокой картины истории мешала и раздробленность средневекового мира на малые королевства, что приводило к появлению в воображении не общей реки Времени, а неких ее ручейков. «Так, большая история французов, составленная в одном ангулемском монастыре …, этап за этапом сводится к истории Аквитании» /20, с. 151/. И в каждом таком ручейке, в описании событий от Христа до текущих дней, могла существовать и своя хронология. При этом хронологии часто писались на основании генеалогий, которые иногда сочинялись задним числом и не имели дат.
С началом крестовых походов происходит возрастание общего интереса европейцев к историческому времени, что проявилось и в первых рыцарских романах, события которых относились к далекому прошлому и связывали его с настоящим некой генеалогической пуповиной. И хотя каноники в Париже и монахи в монастырях прекрасно знали, какой век стоит на дворе, согласно учению Евсевия или Иеронима и их последователей, но в этих романах история от времен Иисуса до крестовых походов неожиданно резко укоротилась по времени. И среди источников для такой укороченной хронологии называлась некая рукопись, найденная таинственным Киотом, жителем Прованса, в Анжу…
Новое Время
«…Я знаю, что большинство людей этого сорта – ариане и отрицают божественность Христа».
О Парацельсе, из письма доктора медицины Конрада Кеснера, Цюрих, 1540.Открытие Колумбом Нового Света в 1492 году ознаменовало начало Нового Времени38 и, возможно, послужило основанием для широко известного предсказания Нострадамуса на 1792 г. Прибитые к дверям церкви «95 тезисов» Мартина Лютера (1517 г.) срывают плотину замалчивания католической Церковью ее внутренних противоречий и позволяет протесту разлиться широкой рекой по всей Европе. Благословенная трудами и личным участием Эразма Роттердамского (1469 – 1536), на историческую арену выходит Реформация, целью которой было возвращение исходной формы христианской веры, что неявно подразумевало существование потребности во внутреннем движении по восстановлению частного лица верующего человека (его спасения) и неверия в способности католической церкви помочь в этом деле. И если Лютер подобен врачу, пустившему застоявшуюся кровь серьезно больной христианской цивилизации, то трое других, ставших символическими личностями Нового Времени, были реальными врачами – Фауст (1480 – 1540) в Германии, Парацельс (1493 – 1541) в Швейцарии и Рабле (1494 – 1553) во Франции.
«Опорин в Базеле, некогда бывший учеником и приват-ассистентом Теофраста [Парацельса], передает удивительные сведения об общении того с демонами. Они [ученики] занимаются бессмысленной астрологией, геомантией, некромантией и прочими запретными искусствами… Я сам подозреваю, что они последыши друидов, которые у древних кельтов в течение нескольких лет наставлялись в неких подземных обителях… Из этой школы происходят странствующие школяры (scholastici vogantes) … Среди них особенно прославился умерший не так давно Фауст» – писал своему коллеге в 1540 г. Конрад Кеснер, уважаемый в Цюрихе доктор медицины [Цит. по /11/ с. 82].
Фауст и Парацельс стояли рядом не только в обличительных письмах их уважаемых коллег и анафемах, извергаемых с университетских кафедр. Оба были странствующими врачами; оба не гнушались любых врачебных методов, в том числе пользовались и «врачебной Магией», и «медицинской астрологией», лишь бы достичь результата; оба интересовались Историей, высказывали или писали пророческие суждения. Знание алхимии и астрологии Парацельс считал необходимым для врача, желающего научиться исцелять, а не только пускать кровь. Нострадамус во многом пошел по проложенной ими дороге. Но когда он только начинал свою деятельность в Ажане, Рабле уже издал первую часть «„Пантагрюэля“» (1533, Лион), а Парацельс – «Предсказания» (1536). Когда Нострадамус вновь стал странствующим врачом после смерти первой жены и детей в 1537 году39, и путешествовал по Италии и югу Франции, где, вероятно, продолжает знакомиться с преданиями Прованса, Парацельс уже прекратил свои странствия, заносившие его в Россию, Африку и, возможно, в Азию. А Фауст стал тертым калачом, подобным Уленшпигелю, и уже особо не занимался научной деятельностью, отчего его популярность только выросла. Рабле, получив степень доктора в 1537 году, начал практиковать на юге Франции. Таким образом, четверка символических личностей Нового времени – Лютер, Фауст, Парацельс и Рабле, как четверка евангелистов Нового Завета, была определена40.