bannerbanner
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы
Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы

Полная версия

Эстетическое и этическое воспитание детей на уроках физической культуры. 1—11 классы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Или Корней Чуковский:

Фрагмент стихотворения: «Краденое солнце»

Солнце по небу бежалоИ за тучу забежало.Глянул заинька в окно,Стало заиньке темно.

Кроме замечательной ритмичности, очень хорошо подходящей для проведения упражнений (отсчитывать такты с такими стихами совершенно не нужно, сами стихотворные паузы и акценты говорят о том, когда выполнять то или иное движение), эти стихи хороши и с эстетической точки зрения. Однако подбирать их необходимо тоже с умом, всегда есть более подходящие и менее подходящие к данному конкретному упражнению (заданию) стихи.

В плане эстетического восприятия хороши так же стихи Бориса Заходера, Сергея Михалкова, Самуила Маршака.

Борис Заходер «Волчок» (фрагмент)

Ну, ребята,Чур – молчок:Будет сказкапро ВОЛЧОК!

I

Дело было в старину —По старинке и начну:Жил да былСерый Волк.Выл да вылСерый ВолкДни и ночи напролёт(Сам он думал,Что поёт).

Сергей Михалков «Про мимозу» (фрагмент)

Это кто накрыт в кроватиОдеялами на вате?Кто лежит на трех подушкахПеред столиком с едойИ, одевшись еле-еле,Не убрав своей постели,Осторожно моет щёкиКипячёною водой?Это, верно, дряхлый дедСта четырнадцати лет?Нет.

Самуил Маршак «Перчатки» (фрагмент)

Потеряли котяткиНа дороге перчаткиИ в слезах прибежали домой.– Мама, мама, прости,Мы не можем найти,Мы не можем найтиПерчатки!

Несмотря на всю привлекательность с эстетической (и с этической) точки зрения, эти стихотворения по своей ритмичности меньше подходят для выполнения физических упражнений. Это говорит о том, что всё наше старание подобрать нужное стихотворное сопровождение нужно направлять не только ориентируясь на эстетическую и этическую составляющую, но и на целесообразность и удобность использования подобранного материала.

Попробую привести несколько примеров (упражнения берем самые простые), используя вышеприведенные стихотворения:


Агния Барто

Упражнение выполняем из исходного положения – основная стойка (пятки вместе, носки врозь)

По – руки вперед,

чему – руки вверх,

сегодня – руки в стороны,

Петя – руки перед грудью,

просы – руки вперед,

пался – руки перед грудью,

десять – правое предплечье дугой в сторону,

раз? – левое предплечье дугой в сторону,

Пото – руки вперед скрестно правая сверху,

му – руки вперед скрестно левая сверху,

что он – руки вперед скрестно правая сверху,

сегодня – руки вперед скрестно левая сверху,

посту – руки вперед, хлопок,

пает – руки назад, хлопок,

в первый – руки прямые вперед, хлопок,

класс. – Руки назад, хлопок.

Видите, как хорошо ложится выполнение различных упражнений на эти стихи?


Корней Чуковский

И.п. – стойка ноги врозь.

Солнце – поворот туловища направо, руки в стороны,

по – и.п.

небу – поворот налево, руки в стороны,

бежало – и.п.,

и за – наклон влево, правая рука вверх,

тучу – и.п.,

забе – наклон вправо, левая рука вверх,

жало. – И.п.,

Глянул – наклон назад, руки на пояс,

Заинь – и.п.,

ка – наклон вперед, руки вверх,

в окно, – и.п.,

стало – наклон назад, руки на пояс,

заинь – и.п.,

ке – наклон вперед, руки вверх,

темно. – И.п.


Борис Заходер

Начинаем из исходного положения – основная стойка

Дело – руки вперед,

Было – руки вверх,

в стари – руки в стороны,

ну, – руки вверх,

по – руки перед грудью,

старинке – правая рука хлопает по тыльной стороне левой кисти,

и – руки перед грудью,

начну. – Левая рука хлопает по тыльной стороне правой кисти,

Жил – поворот туловища направо, руки в стороны,

да – поворот туловища в основную стойку, руки перед грудью,

был – поворот туловища налево, руки в стороны,

Серый – поворот туловища направо, руки в стороны,

Волк. – Поворот туловища в основную стойку, руки перед грудью.

Выл – поворот туловища налево, руки в стороны,

да выл – поворот в основную стойку, руки перед грудью,

Серый – наклон, постараться пальцами коснуться пола,

Волк – выпрямиться, посмотреть вверх

дни и ночи напролёт. – Выполняются пружинистые наклоны вперед.

(Сам он думал, – выпрямились, руки вверх, тянемся к потолку,

что поёт.) – Вернуться в исходное положение.

Видите, и в этом случае можно вполне подобрать комплекс к стихотворному содержанию, однако если постараться придерживаться логики произнесения стиха, то темп и ритм выполнения упражнения будет слегка меняться, что несколько усложняет дело. Тут уже проводящему придется корректировать скорость выполнения (произнесения слов и слогов) упражнения темпом и ритмом своей речи.

Обратимся к другим писателям.


Сергей Михалков

Исходное положение – стойка ноги врозь.

Это – руки к плечам,

кто – руки вверх,

накрыт – согнуть кисти вперед,

в кровати – кисти вверх,

оде – согнуть кисти в стороны,

яла – кисти вверх,

ми – кисти согнуть в стороны,

на вате? – Кисти вверх.

Кто – руки к плечам,

лежит – руки вдоль туловища,

на трех – наклон, коснуться пальцами коленей,

подушках – наклон, постараться коснуться пальцами пола,

перед столиком с едой? – Выполняются пружинистые наклоны вперед.

И, – выпрямиться,

одевшись – руки за голову,

еле – наклон вправо,

еле, – наклон влево,

не – поворот туловища направо,

убрав – поворот туловища налево,

своей – стоим прямо, руки за голову,

постели, – прогнуться, предплечья отвести максимально назад,

осторожно – предплечья вперед, прижимаем предплечья к ушам,

моет – правое предплечье в сторону,

щёки – левое предплечье в сторону,

кипя – поворот туловища направо,

че – поворот туловища налево,

ною – стоим прямо, руки за голову,

Водой? – Руки вдоль туловища.


Это, – правая рука вперед ладонью вверх,

верно, – левая рука вперед ладонью вверх,

дряхлый – пальцы развести,

дед – пальцы свести вместе,

ста – пальцы развести,

четырна – пальцы свести,

дцати – пальцы развести,

лет? – Пальцы свести.

Нет. – Исходное положение


Самуил Маршак

Исходное положение – стойка ноги врозь.

Потеряли – руки в стороны,

котятки – обхватить себя руками,

на дороге – руки на голову,

перчатки – руки вперед в замок,

и в слезах – поворот туловища направо,

прибежали – поворот туловища в исходное положение, руки в замок вперед,

домой: – исходное положение,

«Мама, – руки ладонями к вискам,

Мама, – слегка хлопнуть пальцами себя по голове,

Прости, – руки вперед ладонями вверх,

мы не можем – поворот на 360° через правое плечо,

найти, – поворот на 360° через левое плечо,

мы не можем – наклон вперед, постараться коснуться пальцами пола,

найти – выпрямиться и прогнуться,

перчатки. – Вернуться в исходное положение.

В этом стихотворении слова делить на слоги практически невозможно, иначе теряется вся его ритмичность и эстетичность, а нам этого не нужно, поэтому стараемся придерживаться стихотворного плана.


В принципе, любое стихотворение можно приспособить к выполнению упражнений, но далеко не каждое из них будет отвечать всем нужным нам требованиям: удобству применения, нужному, для выполнения упражнений темпу и ритму, стилистике и смысловой нагрузке. Кроме того, хорошо, если стихотворение наполнено юмором, весельем и позитивом. После выполнения комплекса упражнений под веселые задорные стихи дети будут чувствовать себя гораздо лучше (станут более веселыми, раскованными, может быть даже и смешливыми на время). Только не забываем о том, что смех не должен помешать проведению упражнений (дети не должны после какой-нибудь смешной фразы закатываться от смеха, пропуская все остальные элементы из комплекса), это только собьет проведение комплекса и не даст почти ничего положительного. Но не надо бояться экспериментировать, пробуйте различные стихотворения разных авторов. Но только сначала попробуйте хотя бы пару раз пройти все упражнения под выбранное стихотворное сопровождение сами. Выполняя всё самостоятельно, проще будет оценить, как и с какой скоростью произносить текст, где делать паузы, а где, может быть, придется слегка ускориться/замедлиться. Составление грамотного комплекса упражнений – это такой же творческий и кропотливый процесс, как и любой другой (написание картины, музыки, стихов и т. п.). Грамотный специалист выступает перед группой и как дирижер – командующий и направляющий свой «оркестр», и как композитор, подбирающий нужный ритм и темп выполнения упражнений, и как писатель-поэт, сопровождающий все занятие пояснениями, стихами, шутками, корректирующими замечаниями и т. п.

Эстетика в гимнастическом многоборье и как это может нам помочь

Так как гимнастика является одним из видов спорта, где уделяется большое внимание эстетической составляющей, то я решил привести в пример очень интересную статью, прочитав которую можно сделать много полезных выводов и применить полученную информацию на уроках физической культуры. Впрочем, если статья вам неинтересна, то переходите к следующей главе, которая уже посвящена именно школе.

Статья дается не полностью, а только основные, интересующие нас факты:

«Рассматривая вопрос об эстетической подготовке гимнастов, необходимо выделить главные компоненты, определяющие ее направленность. Гимнастику принято сравнивать с искусством, всячески подчеркивая свойственные ей эстетику и дух творческого поиска. К сожалению, тезис «гимнастика – искусство» все чаще остается декларацией, ибо практика настойчиво идет по пути рационализма, подражания, поклонения модным шаблонам. Все возрастающие технические требования, повышение трудности композиций ведут к внедрению стандартного, «дежурного» набора элементов. Часто гимнасты не пытаются создать «своё», самобытное, а используют то, что на данный момент модно, те упражнения, которые легче выучить, так как дорожка в обучении уже проторена.

Но самое плохое в этой тенденции то, что используя модные элементы, гимнасты порой и не пытаются их осмыслить, найти собственную манеру исполнения. Так появляются пресловутые «джентльменские» наборы элементов, превращающие комбинацию в вереницу унылых «современных» связок, порой диктуя гимнастам несвойственный им стиль. Индивидуальный стиль исполнения является важным компонентом эстетического преподнесения композиции, сообщающим ей зрелищность и сближает с искусством.

В настоящее время индивидуализации стиля исполнения уделяется недостаточное внимание. Целенаправленная работа в области стиля выполнения движения, его выразительность не проводится, это привело к тому, что наши гимнасты и гимнастки на мировой арене начинают терять свое «лицо». До недавнего времени за выдающимися гимнастками как бы закрепляли характеризующие их эпитеты: О. Корбут – риск, смелость, дерзость «космическая» гимнастка; Л. Турищева – «балетная» гимнастка, скульптурная выразительность; Н. Шапошникова – музыкальная, поэтическая гимнастка, легкая, тонкая, звенящая; Н. Юрченко – женственность, мягкость. Из последней плеяды единственно С. Хоркина показала индивидуальность, и не зря про нее сказали: «очарование и пластичность».

Если в спортсменке нет изюминки, получается «школьная» гимнастка – прекрасно выученная, но не более. Такие тоже побеждают, но увы, очень скоро забываются. Получается парадокс: молодые мастера, надев значки мастера спорта и даже став известными чемпионами, порой так и не успевают сформироваться в Мастера, в исполнителя со своим оригинальным стилем. Объясняется это довольно просто – при современной методике обучения формирование основных двигательных навыков и качеств требует гораздо меньше времени, чем становление настоящего мастера. Усложнение комбинаций идет за счет прямолинейного наращивания трудности, включения рискованных элементов и соединений, но без творческого переосмысления, поиска своей манеры исполнения. В этих условиях гимнасты подменяют собственный, индивидуальный стиль исполнения некой не очень ясно понимаемой, но общепринятой и модной «элегантностью», что не требует дополнительного времени и творческих усилий.

Международный технический комитет по спортивной гимнастике неоднократно ставил вопрос об эстетической стороне зрелищности выступлений гимнастов и разработал специальные надбавки (бонификации) за особые достижения – система РОВ: риск, оригинальность, виртуозность. Согласно правилам ФИЖ, основные эстетические компоненты композиций оцениваются с точки зрения трех основных и трех вспомогательных критериев, каждый их которых важен.

К основным критериям относят: композицию упражнения с учетом специальных требований, трудность и сложность соответствующую разряду и характеру соревнований; техничность исполнения и его стиль. К вспомогательным относят рискованность, оригинальность, виртуозность, пластичность, легкость, непринужденность и амплитуду движений. Удовлетворяя этим требованиям, можно создать зрелищную композицию – объединение отдельных элементов в законченную картину, отвечающую рационально-техническим, судейским и обязательным эстетическим требованиям.

Составление композиции – искусство, очень нелегкая, но и очень привлекательная область творчества гимнаста и тренера. Здесь ярко проявляются профессионализм, изобретательность, фантазия авторов, их эстетическое понимание гимнастики. Трудность упражнения не должна быть увеличена в ущерб осанке и технике исполнения. Упражнение должно соответствовать возможностям гимнаста, его стилю исполнения. Уверенность выполнения, элегантность широта движения – важные критерии оценки композиции. Зрелищный эффект, интерес и эстетическое наслаждение зрителя и исполнителя определяются также и уровнем сложности композиции. Есть оптимальный для создания эстетического впечатления уровень сложности композиций, его превышение ведет к замешательству и непониманию.

Композиционно-эстетические требования к упражнениям на снарядах:

– в комбинации должны быть завязка, кульминация и финал;

– она должна состоять из разнообразных элементов и соединений различных структурных групп, логически связанных между собой;

– она должна включать оригинальные элементы и соединения;

– обязательны изменения ритма и темпа выполнения;

– элементы и соединения должны соответствовать индивидуальным двигательным особенностям спортсмена;

– желателен ярко выраженный индивидуальный стиль исполнения;

– должна быть предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования композиции;

– должны быть учтены разрядные и судейские требования;

– должны быть тактически правильно распределены силы гимнаста;

– должны сочетать уровень возможностей гимнаста и вероятность успеха;

– должна существовать принципиальная возможность органичного соединения отобранных частей или элементов в одну связку;

– должна быть достижима непрерывность, динамичность, слитность выполнения упражнения.

Логична такая последовательность формирования композиции:

1. Разучивание отдельных элементов и соединений.

2. Отбор элементов и соединений для включения в комбинацию.

3. Выбор элементов и соединений, выполнение которых должно служить апогеем, кульминацией композиции.

4. Соединение отобранных элементов и соединений в целостную композицию с учетом тактических факторов, физических способностей гимнаста (гимнастки) и зрелищности исполнения.

5. Определение путей усложнения композиции, ее первоначальное апробирование и доработка.

Основные компоненты композиции на снарядах:

Начало композиции должно обеспечить зрелищный эффект. От изобретательно составленного, интересного начала упражнения зависит первое впечатление. Первые элементы становятся ярким прологом всего упражнения, для которого обычно достаточно оригинального, остроумного соединения из нескольких элементов средней трудности.

Чередование различных по характеру элементов – с большой и малой амплитудой движений, выполняемых большим и малым махом, повторение оборотных движений придает данному фрагменту композиции подчеркнуто моторный характер. Ритм должен быть стабильным, т.е. быть одинаковым при повторах выполнения комбинации.

Маятникообразные махи в висе – перемена направления маха и кратковременные остановки в крайних точках движения – придают упражнению специфику. Выразительность таких движений подчеркивается их широтой. У движений в висах согнувшись и упорах рисунок мельче, острое акцентирование, порой резкость, малый размах перемещений звеньев тела.

Перелеты и подлеты разделяют композицию на характерные фрагменты, после них амплитуда обычно снижается, ритм «перебивается».

Существует множество видов переходов от одного элемента к другому – разные типы этих соединительных движений должны находится в композиции в определенном равновесии, обеспечивая необходимый контраст форм. Преобладание однотипных элементов обеднят композицию. Излишнее количество оборотов ведет к монотонности композиции. Нагромождение движений разгибом и малых оборотов придает исполнению суетливый характер, композиция лишается широты и зрелищности. Повторы движений и «игра мотивов» должны быть умеренными, чтобы структурное разнообразие не превращалось в пестроту.

На большинстве снарядов в композицию должно входить сочетание силовых, статических и маховых элементов. Основу составляют маховые движения, один-два силовых и один-два статических элемента. На каждом махе желательно выполнять какой-либо элемент. Статические элементы лучше выполнять после маховых (малой или средней амплитуды). Не должно быть специальной подготовки к соскоку («междумахов»). Следует избегать выполнения подряд элементов, заканчивающихся статическими положениями.

В упражнения желательно включать соединения динамичных элементов с каскадами силовых: меньше необоснованных остановок. Обязательно наличие маховых движений с контрастной сменой их направления и амплитуды (обороты в упоре с последующим развитием движений большим оборотом – и наоборот), наличие маховых движений нарастающей амплитуды, заканчивающихся сложной статической позой («хонма», «крест», «боковой крест», большие обороты в «крест» с последующим опусканием в «самолет» и др.). Наличие длинных силовых связок из сложных статических и динамических элементов без «разбавления» их простыми элементами всегда производят благоприятное впечатление на судей и зрителей, как и нарастание трудности к финалу, эффектная и оригинальная концовка.

Большое внимание при составлении композиций на снарядах необходимо обращать на их динамичность и логическую последовательность. Нельзя слишком увлекаться включением трудных соединений, помня, что гимнастика – высоко эстетичный вид спорта».

Эстетические компоненты композиции

Факторы эстетической оценки делятся на формальную и функциональную. Формальная в свою очередь включает в себя пропорциональность как внешнюю, так и внутреннюю. Функциональность – это точность, непрерывность, ритмичность, согласованность, темпо-ритм.

Эстетическое содержание гимнастики включает в себя такие основные элементы: красоту, изящество, гармоничность, элегантность, естественность, ритм и движение.

Критерии эстетическое оценки в гимнастике бывают основные – это композиция, трудность, стиль; и вспомогательные – риск, оригинальность, виртуозность.

Данные статьи: Патрикеева И. Ю. Эстетические компоненты композиций гимнастического многоборья. // На рубеже XXI века. Год 2000-й. Научный альманах. Том II. Редактор-составитель Коренберг В. Б. Московская государственная академия физической культуры. – Малаховка, 2000. – С. 401—404.

Гимнастические композиции в школе

Давайте разберемся, что же мы можем применить для эстетического развития детей. Конечно же, в первую очередь – это возможность создавать комбинации (композиции, соединения). Самыми удобными для этого являются гимнастические композиции. Чтобы детям было понятнее, надо объяснить им основные правила составления комбинации, дать хорошие примеры и не очень.

В первую очередь ученики должны понимать два момента:

1. Элементы композиции должны плавно переходить один в другой.

2. Использовать необходимо только те элементы, которые уже хорошо известны и которые ребята могут выполнить красиво, а не кое-как.

Вот пример гимнастической композиции:

Сделать «Ласточку» – из ласточки наклониться вперед и сделать кувырок вперед (с одной ноги из равновесия на левой (правой) правая (левая) назад) в упор присев – перекат назад в группировке, выпрямить ноги, коснуться носками мата за головой – перекат в упор присев – прыжок вверх прогнувшись.

Это пример довольно простой композиции, где все элементы плавно перетекают друг в друга.

А теперь представим, что мы что-то перепутали:

Выполняется «ласточка», затем пытаемся выполнить перекат назад, а для этого нам приходится сначала присесть (выполнив лишнее, некрасивое движение), выполнив перекат назад, возвращаемся в сед, после чего пытаемся выполнить кувырок вперед и т. п.

При таком построении последовательности элементов композиция уже не будет композицией, она превратится в обычный набор элементов. В этом случае, если даже каждый отдельный элемент будет выполнен красиво и эстетично, все вместе они окажутся в весьма непривлекательном виде.

Младшим школьникам хватит и вышеназванных ориентиров, а вот ребят постарше можно попробовать познакомить и со всем остальным спектром условий, при которых комбинация будет выглядеть великолепно и привлекательно, причем не только для судей (если таковые будут), но и для зрителей.

Как мы уже разобрались, процесс составления хорошей гимнастической комбинации – это сложный творческий процесс. Это своего рода короткая театральная постановка, для этого можно даже использовать какой-нибудь образ, например, животного – ежик (который особенно хорошо будет смотреться в группировке, свернувшись клубочком) при выполнении кувырка вперед. Еще интереснее, если будут участвовать двое, один выполняет упражнения, допустим, ёжик, а второй – лиса, который за ним гонится. Что может получиться? Давайте посмотрим:

Ежик бежит к мату, лиса за ним, там ежик «спотыкается» – выполняет кувырок вперед с разбега в упор присев, лиса на мат не наступает, а оббегает его и «ловит» ежика с противоположной стороны. Тот, спасаясь от лисы, выполняет перекат назад (лиса хватает воздух), слегка покачавшись на спине, как кресло качалка, ежик видя, что лиса успокоилась, «расслабляется» и выпрямляет ноги (лежит прямым телом на мате). Лиса «неожиданно» пытается схватить ежика за ноги. Тот выполняет стойку на лопатках (такую любимую всеми «березку»), лиса оббегает сбоку и снова пытается поймать ежика за ноги, тот опускает ноги на себя и касается мата у себя за головой. Лиса оббегает мат по кругу, в это время ежик выпрямляется (снова лежит на мате). Лиса пытается схватить ежика за туловище, но тот выполняет мостик (лиса хватает воздух под спиной-мостиком). Затем ежик «падает» спиной на лапы лисы. Лиса отдергивает лапы и машет ими, как будто ей больно, а ежик выполняет переворот назад (кувырок), только не из приседа, а заведя ноги за голову, завершает переворот полностью перевернувшись через голову (если этот элемент вызывает затруднения, то можно после касания мата ногами за головой не переворачиваться дальше, а выполнить перекат вперед в упор присев), в упор присев. После чего выполняет прыжок прогнувшись. Красиво приземлившись и сделав «страшное» лицо, ежик угрожающе поднимает руки. Лиса боится и убегает, ежик за ней. Конец.

На страницу:
3 из 6