bannerbanner
Забытые в изгнании. Франция, Париж
Забытые в изгнании. Франция, Париж

Полная версия

Забытые в изгнании. Франция, Париж

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 8


Генератор Лаховского. Фотография с сайта commons.wikimedia.org

Лаховский, намереваясь доказать свои теории, считал, что он может найти им практическое применение, позволяющее отрицательно воздействующим клеткам восстановить свою полную жизнеспособность, восстановив их надлежащую частоту колебаний. Таким образом он изобрел генератор множественной волны (первоначально названный клеточный радиоизлучатель). Он предполагал, что, если давать клеткам большой диапазон волн, они найдут свою правильную частоту и, следовательно, станут достаточно сильными, чтобы бороться с неправильными колебаниями микробов или быть достаточно сильными, чтобы бороться, например, с последствиями курения.

Универсальность теорий Лаховского чрезвычайно убедительна. Чтобы узнать о многочисленных экспериментах Лаховского, вы должны прочитать его книгу «Тайна жизни», предисловие к которой написал профессор д'Арсонваль.

После разработки своего генератора Лаховский опробовал его на бактериальных культурах и обнаружил, что он не оказывает на них никакого влияния, доказав, что его прибор безопасен. В хирургическом отделении известной парижской больницы «Сальпетриер» Лаховский привил растениям герани канцерогенные бактерии. Когда на растении появились опухоли размером с вишневую косточку, ученый облучил герань своим прибором. Первые дни опухоль быстро разрасталась, но через две недели она вдруг стала съеживаться и вскоре погибла; еще через две недели опухоль отпала. Другие растения, подвергшиеся разному по срокам лечению, также сбросили раковые образования под воздействием колебательной радиации.

В апреле 1925 года Лаховскому разрешили провести эксперимент на неизлечимых раковых больных. Во время одного из опытов Лаховский получил сильный удар током, его парализовало. Его перевезли в Эвиан, где находилась его жена. Доктора разводили руками – на теле появились черные пятна. Но Лаховский обратился к массажисту и уже через три сеанса почувствовал, что мышцы начали двигаться, а через две недели он полностью восстановился. Этот случай Лаховский вспоминал, говоря о пользе массажа и животного магнетизма.

В дальнейшим Георгий Владимирович получил разрешение работать с онкологическими больными в нескольких парижских больницах, документально были зафиксированы случаи полного исцеления от некоторых видов рака. На вопрос одного из своих друзей, почему он не берет плату за лечение Лаховский ответил: «Я посвятил всю свою жизнь и все средства борьбе с раком. Самая лучшая награда – это видеть, как с помощью моего аппарата излечиваются люди. Нет ничего лучше, чем увидеть через несколько лет увидеть своих пациентов здоровыми и полными сил, в их глазах я читаю благодарность и признательность. Это для меня дороже всех богатств и почестей мира».

Чтобы проверить гипотезу о космическом происхождении энергии, Лаховский прекратил опыты с прибором, производящим искусственные вибрации, и решил получить природную энергию космоса. В январе 1925 г. он выбрал из группы гераней с привитым заранее раком одно растение и окружил его медной спиралью с диаметром витка в 30 см, а два конца спирали установил на эбонитовые опоры. Через несколько недель вся контрольная группа растений с привитым раком погибла и засохла, а окруженная спиралью счастливица была не только абсолютно здорова, но и выросла в два раза выше своих здоровых незараженных раком собратьев. Лаховский сделал вывод, что медный провод реагировал на внешние атмосферные излучения, создавая электромагнитное поле, которое защищало растение от любых избыточных космических волн. Обнаружив, насколько хороша медная проволока для тела, он разработал пояса, браслеты и ошейники, с огромным успехом примеряя их сначала на животных, а затем на людях. Вполне вероятно, что именно работа Лаховского вызвала тенденцию в 1950-х годах носить медный браслет, чтобы предотвратить развитие артрита.

Из-за того, что мы не только постоянно подвергаемся бомбардировке фоновым излучением из космоса, но и живем в мире электродвигателей и излучений, наши тела постоянно подвергаются их воздействию. Лаховский также считал, что любая колебательная цепь, независимо от размера или формы, будет реагировать на любую внешнюю частоту, с которой она резонирует. Эта реакция помогла бы цепи поддерживать правильное колебание.

Из письма Е.И.Рерих – Ф.Грант, К.Кэмпбелл, З.Г. и М. Лихтманам 31 декабря 1937 года

«…Передо мною лежит разбор интереснейшего труда биолога и врача Георгия Лаховского на французском языке «Как достичь Бессмертия?». Это настолько совпадает со всем сказанным в наших книгах, что не могу не привести Вам, родные, несколько выдержек. Так, он указывает для этого три правила. 1. Надо верить в долговечность, иначе говоря, верить в возможность достичь глубокой старости. 2. Надо избегать гнева, злобы, зависти, ревности, раздражения и, наоборот, развивать в себе добрые чувства и хорошее расположение духа, что необходимо для поддержания не только морального, но и физического равновесия. 3. Не бояться смерти и верить в бессмертие. Боязнь смерти сокращает нашу жизнь. Наше существование зависит от кровообращения, посредством которого различные участки нашего тела получают нужные для них материалы, в особенности кислород. Известно, что многие кровеносные сосуды могут сокращаться под влиянием чисто психических переживаний, в результате чего циркуляция крови нарушается и кровь приливает к одним участкам и отливает от других. Человек, испытывающий гнев, ревность, зависть, вызывает постоянные нарушения кровообращения, которые с течением времени складываются и производят сильные изменения в организме, влекущие за собою болезнь и смерть. Ведь при сильном психическом воздействии тонкие сосуды могут лопнуть и вызвать опасные и даже смертельные кровоизлияния. Отсюда вытекает его совет – не сердитесь, не ревнуйте, не завидуйте, будьте добрыми и ОПТИМИСТИЧНЫМИ, и тогда вы доживете до глубокой старости. После изложения физиологии гнева он замечательно описывает электрические явления в организме, являющиеся жизнедателями организма. При гневе и других отрицательных душевных состояниях, вызывающих не только сокращение кровеносных сосудов, но и паралич отдельных нервов, эти электрические токи (психическая энергия), идущие по ним от симпатического нерва, прерываются и «электрическое питание» желез внутренней секреции (от нормальной деятельности которых зависит жизнь организма) прекращается – последние начинают работать не так, как это нужно для нашего здоровья.

В нашем клеточном веществе, окружающем ядро, содержатся хромосомы и еще так называемые хондриомы, и эти элементы по своим качествам являются своего рода приемниками различных электрических волн, идущих отчасти из глубин космического пространства, и, конечно, главным образом вибрируют на нашу психическую энергию – последнее замечание мое. От вибраций таких хромосомов и хондрионов, приемников электрических волн, зависит, по мнению Лаховского, самая жизнь организма. Замедление или прекращение идущих через них электрических вибраций означает болезнь и смерть.

Таким образом, моральные учения получают совершенно неожиданно биологическое основание. Так подтверждается значение психической энергии, которая в основе своей фохатична; фохат же есть космическое электричество, или Всеначальная энергия, превращающаяся на плане проявления в семь стадий…».

Лаховский неоднократно в своих работал резко критиковал расизм, поэтому его работы с приходом Гитлера к власти были запрещены в Германии, а сам он объявлен врагом Рейха. С приближением войны к границам Франции Лаховский по совету друзей через Испанию и Марокко уезжает в США. Оккупировавшие Париж нацисты разгромили его лабораторию, уничтожили приборы и сожгли бумаги.

В Нью-Йорке Лаховского принял известный экспериментатор доктор Дизраели Кобак. Он создал Георгию Владимировичу все условия для работы – несколько тысяч пациентов были вылечены с помощью прибора Лаховского.

В 1942 году на Лаховского сбил лимузин. Через три дня Лаховский, по официальной версии, скончался в больнице Аделфи в Бруклине от полученных травм. Смерть Лаховского до настоящего времени окружена тайной.

НЕПОНЯТНО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С ТЕЛОМ ГЕОРГИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ЛАХОВСКОГО – НА КЛАДБИЩЕ СИМВОЛИЧЕСКАЯ МОГИЛА-ПАМЯТНИК ПОМЕЩАЕТСЯ РЯДОМ С МОГИЛОЙ ЕГО ЖЕНЫ И СЫНА.



Памятник на могиле Лаховских. Фотография автора

В январе 1945 года в Нью-Йорке был основан «Институт множественных волн Лаховского», его председателем стал доктор медицинских наук, почетный редактор журнала «Физиотерапия» Дизраели Кобак, секретарем – сын Лаховского Серж. Через некоторое время Американская медицинская ассоциация запретила использовать метод Лаховского, как псевдонаучный. Серж вернулся во Францию и продолжил работы по модернизации прибора Лаховского, в частности, над колебательным контуром из 7 металлов в основанной еще его отцом фирме «COLYSA».

Martyn McClelland, Doctor Lakhovsky – the forgotten genius, London, Penguin Books, 1999

Письма Елены Рерих, 1929-1939, в 2-х томах, М. Амрита, 2015

Georges Lakhovsky, Le Secret de la Vie, Paris, Gauthier-Villars et Cie, 1929

Georges Lakhovsky, La Science et le Bonheur, Paris, Gauthier-Villars et Cie, 1930

Georges Lakhovsky, La Terre et Nous, Paris, Fasquelle, 1933

Вырубов Григорий Николаевич

(31 октября/12 ноября 1843, Москва –30 ноября/13 декабря 1913, Париж)

Русский философ, социолог, естествоиспытатель.



Г.Н. Вырубов. Фотография с сайта ru.wikipedia.org

Помещик небольшого села Вырубовка, что недалеко от Сердобска, «с самых юных лет чувствовал непреодолимое отвращение ко всему, что называлось милитаризмом… и терпеть не мог во¬енной профессии», поэтому в нарушение сложившейся семейной преемственности он поступил сначала в Александровский лицей, за¬тем слушал лекции на медицинском и естественном факультетах Московского университета, окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. С дипломом кандидата естественных на¬ук он навсегда уезжает во Францию, откуда в Россию приезжал только однажды – в 1865 году. Во Франции Григорий Николаевич с го¬ловой ушел в науку, избрав сферой своих интересов минералогию, химию и философию. Здесь, вопреки душевному неприятию военно¬го дела, в 1870 году, во время франко-прусской войны, он добровольно вступает в ряды Национальной Гвардии и в походных лазаретах Красного Креста участвует в защите Парижа. Родная теперь Григорию Николаевичу Франция достойно выражает пензенскому дворянину свою признательность и благодарность, наградив его за доб¬лесть орденом Почетного Легиона. Помнят Г. Н. Вырубова и мятеж¬ные отряды легендарного Гарибальди и задымленные баррикады Парижской коммуны… В 1870-1871 годах принимал участие в обороне Парижа от германских войск. Награжден орденом Почетного Легиона.

В далекой от России Франции Григорий Николаевич оставался русским патриотом: движимый чувством солидарности с братьями-славянами, в самом начале русско-турецкой войны 1877-1878 годов он уехал на Кавказ, где в Эриванском отряде организовал походные лазареты. За участие в этой войне Г. Н. Вырубов был награжден орденом Святого Владимира.

Г. Н. Вырубов заслуженно получил репутацию одного из выдающихся ученых Франции. С конца 1860-х годов он издавал один из лучших в Европе журнал «Позитивная философия» («La philosophie positive»), много лет возглавлял кафедру истории науки в Collège dе France – специальном колледже для университетских преподавателей. Во Франции Григорий Николаевич поддерживал дружеские отношения с выходцами из России – А. И. Герценом, И. С. Тургеневым и помог послед¬нему далеко от Родины создать знаменитую «Тургеневскую библиотеку». Эта помощь ученого писателю получила после октябрьской революции неожиданное продолжение: в национализированном до¬ме Ольги Васильевны Галаховой, урожденной Шеншиной – близкой родственницы Вырубовых – был открыт музей И. С. Тургенева.

Г. Н. Вырубов обессмертил свое имя многочисленными труда¬ми по философии, общей методологии наук, практической социологии и политике, критическими и полемическими статьями, изданных преимущественно в Европе. Он активно сотрудничал также со многими русскими газетами, отдавая предпочтение «Санкт-Петербургским ведомостям» периода В. Ф. Корша.

В 1886 году защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. В 1889 году с разрешения Русского правительства получил французское гражданство. В 1891 Григорий Николаевич был избран президентом Парижского минералогического общества.

В целом общественно-политические воззрения Вырубова соответствовали основным принципам программы «первого» позитивизма, в котором он видел действенный инструментарий постепенного, эволюционно-прогрессивного преобразования общественной жизни. Считая О.Конта создателем научной социологии, Вырубов высоко оценивал контовское учение о трех стадиях развития человечества. Однако идеи основоположников позитивизма, считал он, требуют дальнейшего развития, углубления и конкретизации. «Позитивное» знание, сменяющее философию в ее попытках познать мир и человека, становится, по Вырубову, неотъемлемой частью науки: гносеология сводится к системе логических правил, которые являются частью психологии, а последняя, в свою очередь, оказывается областью биологии.

Написал мемуары, которые публиковались в «Вестнике Европы» за 1911-1913 годы.

Г.Н. Вырубов – дядя Александра Васильевича Вырубова, бывшего мужа Анны Александровны Вырубовой (урожденной Танеевой), входившей в ближний круг Г.Е. Распутина и являвшейся особо доверенным лицом Императрицы Александры Федоровны.

Библиография:

Тимирязев К. А. Григорий Николаевич Вырубов. – Соч., т. 9. М., 1939

Окороков А.В. Русские добровольцы, М., Эксмо, 2007

Нариманрбеков Тогрул Фарман оглы

(7 августа 1930, Баку – 2 июня 2013, Париж)

Художник, сценограф

Выходец из очень известной карабахской семьи. Родоначальником ее был Нариман-бек, пользовавшийся в этом крае непререкаемым авторитетом и всеобщим уважением, ибо многое делал для земляков, не жалея сил на их благо. Дед Тогрула – Амир был генерал-губернатором Баку во время существования Азербайджанской Демократической Республики. Его отец Фарман Амир-оглы родился в Шуше в 1898 году. В декабре 1919 года он был направлен правительством Азербайджана на учебу во Францию, обучался в Тулузском университете на энергетическом факультете. В период учебы Фарман женился на портнихе Ирме Ля Руде, гасконке по происхождению. Они жили вначале в Тулузе, а затем в Кане, где в 1926 году у молодой четы родился сын Видади. Потом семья переезжает в Париж и селится в районе Монпарнаса. Фарман Нариманбеков продолжил свое образование в Сорбонне, а его молодая жена работала в модельном шляпном салоне. В 1929 году Фарман и Ирма переехали в Баку.

Репрессии 30-х годов не обошли стороной и семью Нариманбековых. Фарман Нариманбеков, который вернулся из Франции с дипломом инженера и работал заведующим сектором электрификации Госплана АзССР, был арестован ночью прямо на рабочем месте, на стройке в Мингечауре, осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности и сослан в Сибирь. Его супруга Ирма с шестилетним Торгулом попала в тюрьму. Тогрул вспоминал, что с тюрьмой связан его первый жизненный опыт, там он подчерпнул свои первые темы для картин. Это очень заметно по его живописному полотну «Во имя жизни», созданному много позже.

Вскоре после ареста Ирма также была сослана в Узбекистан. Тогрул же остался на попечении своей прежней няньки Анны Андреевны. Эта незаурядная, аристократичная женщина с широким кругозором, полька по национальности, дала Тогрулу достойное воспитание и образование, подготовив его к жизненным испытаниям. Позже художник выразит всю глубину любви и привязанности к ней в замечательном живописном полотне «Портрет Анны Андреевны», которое считал своей лучшей работой.

С детства Тогрул увлекался живописью, музыкой и скульптурой. Но со временем все же возобладала любовь к живописи: сначала это были причудливые рисунки на асфальте, а потом на полу и стенах тюремного барака, в дальнейшем – акварельные работы, созданные в художественном кружке бакинского Дома пионеров под руководством художника Камиля Ханларова.

В 1945 году Тогрул окончил среднюю школу и поступил на живописное отделение Азербайджанского государственного художественного училища имени Азима Азимзаде. В искусстве господствовал соцреализм, а произведения, создаваемые в стиле импрессионизма, постимпрессионизма, авангардизма или – на дай Бог – абстракционизма, подвергались резкой критике, доходило даже до административных мер. Тем более странным было увидеть на художественной выставке в Баку дипломную работу Нариманбекова «Улица в Турции». Написанная в романтическо-реалистичном стиле картина поражает необыкновенными цветовыми решениями. В 1950 году Тогрул поступил на факультет монументального изобразительного искусства и станковой живописи Литовского государственного художественного института, где занимался в классах известных художников и педагогов К.Микенаса и В.Маскявичюса.

Этот институт значительно отличался от других вузов СССР, в его стенах нередко обсуждались новые веяния и течения в мировом искусстве, творчество их видных представителей, а некоторые студенты наряду с классическим и соцреалистическим стилями проводили эксперименты в других стилях. Следует заметить, что Тогрул Нариманбеков, сделав свой жизненный выбор в пользу изобразительного искусства, не отказался полностью от других видов творческой деятельности. В период учебы в художественном институте он стал одновременно заниматься в вокальном классе Вильнюсской государственной консерватории, где исполнял арии из итальянских оперных произведений, итальянские и азербайджанские народные песни. В дальнейшем Нариманбеков выступал сценах Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета и итальянских концертных и оперных залов, покоряя аудиторию неповторимой манерой исполнения и прекрасным голосом. Он был принят солистом в Театр оперы и балета.

Также Нариманбеков работал над театральными декорациями. В 1968 году он оформил балет «Тени Кобыстана» Фараджа Караева в Театре оперы и балета им. М. Ахундова в Баку. В 1974 году за оформление хореографической поэмы «Сказание о Насими» в Азербайджанском театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова был награждён Государственной премией Азербайджанской ССР. А в 1980 году за оформление балета «1001 ночь» Амирова – награждён Государственной премией СССР.

За яркий вклад в изобразительное искусство Нариманбеков удостоен высших наград и почетных званий СССР. Ему были присвоены почетные звания народного художника СССР и Азербайджанской ССР, он – лауреат Государственных премий СССР и АзССР. Хотя, пожалуй, величайшей наградой явилось включение художника, хоть и без его ведома, в «Справочную энциклопедию мирового искусства» наряду с такими гениями, как Леонардо, Рафаэль, Рембрандт, Ренуар, Сезанн, Ван Гог. Тогрул Нариманбеков уже тогда пользовался широкой популярностью и признанием как в СССР, так и в других странах.

Нариманбеков получает приглашение от известного немецкого промышленника и мецената, крупнейшего коллекционера произведений искусства Петера Людвиг. По истечении нескольких месяцев в Штутгарте была очень успешно проведена персональная выставка художника. У Нариманбекова сложились дружеские отношения с Людвигом и его женой Ирен, портрет которой украсил коллекцию этой знаменитой на весь мир семьи. Чета Людвигов сыграла огромную роль в развитии и популяризации современного изобразительного искусства. Существующая ныне во всем мире сеть музеев “Людвиг”, в основу которой положены коллекции этих супругов – вторая после музеев Гуггенхайма.

Гостя у Людвигов, Нариманбеков познакомился со многими ярчайшими людьми Европы, писал

их портреты, например, портрет подруги величайшего мецената и коллекционера искусства барона фон Тиссен-Борнемисса – Риты, являвшейся приближенной короля испанского Хуана Карлоса, портрет жены канцлера Германии Вилли Брандта, портрет владелицы известного бренда «Адидас» Бриджит Адидас и всей ее семьи.

В конце 1980-х годов одна американская художественная галерея пригласила его в Бостон для организации персональной выставки. При этом было выставлено необычное условие: ровно половина работ, которые будут представлены на выставке, должны быть созданы в США. Оказавшись перед дилеммой – принять условие или же отказаться от поездки. Нариманбеков решил ехать, вызвав тем самым различные толки и пересуды. В адрес художника посыпались обвинения: кто-то упрекал его в высокомерии, кто-то – в жажде наживы или в погоне за благополучием.

Поселившись в Бостоне, Тогрул Нариманбеков, с детства привыкший к трудностям, сумел преодолеть затруднения и психологические преграды, вызванные незнакомой обстановкой. Спустя некоторое время он создал значительное количество живописных и графических работ по американской тематике.

В 1989 году в одном из престижных художественных салонов города открылась его персональная выставка, на которой было представлено 70 живописных и графических произведений. Эти работы, в которых сочетаются национальные и общечеловеческие начала, своей декоративностью, яркостью красок и нетрадиционным стилем сразу же очаровали посетителей, увидевших в них портреты хорошо знакомых людей или типов.

Много позже персональная выставка Тогрула Нариманбекова открылась в одном из знаменитых салонов Нью-Йорка. Здесь было представлено более 70 живописных и графических табло. Нью-йоркская выставка прошла с таким же успехом, как и бостонская. Т.Нариманбеков был признан художником национальным и мировым, необычайного дарования, творчество которого представляет собой культурный мост между Востоком и Западом.

В 1992 году Тогрул Нариманбеков пересек Атлантический океан и поселился в Люксембурге. Здесь ему выпало прожить всего год, но он выдался чрезвычайно плодотворным. Художник создал серию живописных и ряд графических работ. Он также устроил две персональные выставки – в гостинице Continental и выставочном зале Chateau Bourglinster, и они также имели широкий резонанс.

С 1993 года Нариманбеков жил в Париже – городе, который был предметом его детских грез. Оказавшись в городе своей мечты, он чувствовал себя счастливейшим из людей, Париж был ему не менее дорог, чем Баку, и он очень быстро здесь освоился, создал целый ряд значительных произведений, среди которых живописные полотна «Эйфелева башня», «Елисейские Поля», «Монмартр», «Портрет Ирмы», «Размышления о Париже», «Сен Мишель», «Нотр-Дам», «Собор Парижской богоматери», «Девушка из Нотр-Дама», «Улица в Париже», «Парижские цветы», «Вдоль реки Сены», «Эскизы с кладбища Пасси». Эти работы сразу покорили взыскательных парижских любителей искусства. Причиной, безусловно, явились своеобразная манера творчества, свежесть и теплота красок, идущая еще из традиций восточной миниатюрной живописи. Со временем художник создавал все больше произведений в таком ключе, и параллельно росло число тех, кто интересовался творчеством мастера, стремился к общению с ним.

За 24 года жизни и творческой деятельности на Западе (1989-2013) Тогрул Нариманбеков внес весомый вклад в культуру США, Люксембурга и Франции. В настоящее время его произведения украшают государственные музеи и частные коллекции Бостона, Нью-Йорка, Люксембурга и Парижа. В Бостоне некий профессор даже открыл музей имени Тогрула Нариманбекова, где экспонируется более 50 произведений художника.

Нариманбеков с семьей дольше всего прожил именно в Париже. Он очень любил бродить по улицам этого города, любоваться достопримечательностями, посещать Лувр и другие музеи и, конечно же, переносить парижские пейзажи на холст. Поэтому его очень часто можно было видеть на Елисейских Полях, Монмартре, Монпарнасе, у Эйфелевой башни, Триумфальной арки, на кладбище Пасси. По свидетельству его супруги Севиль, художник в последние годы особенно часто бывал на кладбище Пасси. «Там прекрасный воздух и спокойствие, вносящее умиротворение в сердце. Там я чувствую себя очень уравновешенно и комфортно», – говорил он. Впрочем, как позже выяснилось, Тогрул ходил на это кладбище не просто подышать его воздухом и найти умиротворение, но и делать этюды – об этом свидетельствуют несколько блокнотов, оставленных художником.

В 2013 году Тогрул Нариманбеков, который всегда выглядел бодро и оптимистично, внезапно перенес инфаркт. В одной из престижных парижских клиник ему трижды делали операцию на сердце, и все три раза неудачно, и 2 июня выдающийся азербайджанский художник скончался. Он был погребен на столь любимом им парижском кладбище Пасси. Вскоре на его могиле вдовой Севиль Нариманбековой было воздвигнуто мраморное надгробье, на котором известным художником-дизайнером Лавиной Скапатиччи помещена одна из любимых картин Нариманбеова и выбита надпись: Togrul Narimanbekov Artiste Pеintre 1930-2013.

На страницу:
5 из 8