bannerbanner
Забытые в изгнании. Франция, Париж
Забытые в изгнании. Франция, Париж

Полная версия

Забытые в изгнании. Франция, Париж

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 8

На встрече с Ложье в Нью-Йорке в августе 1940 Рапкин разрабатывает реальный план спасения ведущих французских ученых в сотрудничестве с Фондом Рокфеллера. Так он помог спастись тридцати ученым и их семьям, нахождение которых в оккупированной Франции было особо опасно. Луи Рапкин спас не только жизни многих людей, но и сохранил научный потенциал Франции.

В декабре 1941 года генерал Де Голль утверждает создание в рамках Делегации "Свободной Франции" в Нью-Йорке научного отдела, руководителем которого назначается Луи Рапкин. Его задачей является участие французских ученых в военных разработках союзников.

В августе 1944 он объединяет французских ученых, находящихся в Англии, в группу, которую и возглавляет. Это объединение станет первым шагом на пути к их возвращению во Францию. В сентябре 1945 года Рапкин отправляется в США для переговоров с Фондом Рокфеллера о выделение средств для Национального центра научных исследований. Он получает два гранта в течение трех лет: на покупку оборудования для лабораторий (250.000 $) и для организации международных симпозиумов (100.000 $).

В 1946 году Жак Трефуэль, директор Института Пастера, назначает Рапкина руководителем отдела клеточной химии, созданного по его инициативе. После семилетнего перерыва Рапкин возобновляет исследование роли ферментов на различных этапах миотического цикла, роли денатурации белков в делении клеток. Избран президент Всемирного Союза еврейских студентов. 14 марта 1947 года награжден орденом Почетного Легиона.

Умер от рака легких.

Давыдов Александр Михайлович

(3/15 марта 1870, Гатчина Санкт-Петербургской губернии – 10 июля 1919, Париж)

Военный музыкант, капельмейстер

Родился в семье потомственного военного. Закончил Петербургскую консерваторию. По настоянию отца был зачислен в Семеновский полк, где играл в полковом оркестре. Однажды на полковых учениях ему пришлось заменить напившегося капельмейстера. С тех пор Александр Михайлович стал официальным дирижером (капельмейстером) полкового оркестра. Ярый монархист, Давыдов эмигрировал во Францию в июне 1917 года. Играл в оркестре Тер-Абрамова. Возвращавшийся поздно ночью домой Давыдов был убит и ограблен. Полиция, как водится, преступника не нашла.



Могила А.М. Давыдова. Фотография автора

Сталь фон Гольштейн Николай Владимирович

(Николя де Сталь) (23 декабря 1913/5 января 1914, Санкт-Петербург – 16 марта 1955, Антиб, департамент Приморские Альпы)

Художник – он вторгся в мир искусства, как ослепительный метеор, и живопись после де Сталя уже не могла быть той, что была до него.

Происходит из старинного баронского рода Эстляндской губернии. Родная тетя Николая – Мария Ивановна вышла замуж за графа Валериана Александровича де Тулуз-Лотрека. дед графа – Жозеф-Пьер де Тулуз-Лотрек с сыном Пьером Александром эмигрировал в Россию во время Французской революции и был утвержден Государственным Советом в графском достоинстве. У «русского» Тулуз-Лотрека и знаменитого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека были общие предки. Возможно, это родство мистическим образом повлияло на судьбу Николая.

Отец Николая, Владимир Иванович Сталь фон Гольштейн, окончил Ставропольское казачье юнкерское училище, сделал успешную военную карьеру. В 1908 году он стал генерал-майором, помощником коменданта Петропавловской крепости. В апреле 1917 году уволен со службы в связи с болезнью. Его мать, Любовь Владимировна, в девичестве Березникова, была моложе мужа на двадцать два года. Она происходила из творческого семейства, где интересовалась искусством; по матери она была родственницей композитора Александра Глазунова.

После революции 1917 года, как и многие дворянские семьи, фон Гольштейны были вынуждены покинуть Россию. Не сумев выехать в Эстонию, семья с большим трудом добралась по Вильно, который тогда принадлежал Польше. Здесь жила подруга матери Николая, его крестная, которая помогла им обустроиться. В 1921 году скончался Владимир Иванович, а через год за ним последовала Любовь Владимировна. Трое детей – Николай и его сестры Марина и Ольга остались сиротами. Крестная не бросила детей, а постаралась найти им приемную семью. И ей это удалось – детей усыновила семья Фрисеро из Брюсселя. Корни их рода были в Сардинии, но еще в XIX веке отец Эммануэля Фрисеро получил российское подданство, когда служил военно-морским атташе при Русском посольстве в Лондоне. Его жена Шарлотта – была президентом Красного Креста.

16 августа 1924 года Николя де Сталь (так теперь на французский манер звучало его имя) поступил в иезуитский колледж Святого Михаила в Эттербеке, соседней с Брюсселем коммуне, в предпоследний класс начальной школы. В сентябре 1931 года Николя поступает в колледж Кардинала Мерсье в Брэн-л’Аллё. Он увлекается французской литературой и греческими трагедиями и в то же время открывает для себя мир живописи: в музеях и галереях он часами рассматривает картины Рубенса и современных бельгийских художников Джеймса Энсора, Константа Пермеке. Его зарождающаяся склонность к профессиональному занятию живописью беспокоит приемного отца, Эммануэля Фрисеро: он сам был выпускником Центральной высшей школы Парижа – высшего учебного заведения, готовящего инженеров в области науки и машиностроения. Поэтому он хочет, чтобы Николя переключился на науку и побудил его получить инженерное образование. Но по окончании учебы Николя обращается к живописи.

Во время посещения Нидерландов в июне 1933 он открывает для себя фламандскую живопись и уже в октябре поступает в Бельгийскую Королевскую Академию наук и искусств, где посещает курсы античного рисунка Анри ван Хаалена. Николя подружился с Мадлен Опер – выпускницей знаменитого «Парижского изобразительного искусства», именно она познакомила его с абстрактной живописью. В Академии изобразительных искусств Сен-Жиль-де-Брюссель он занимается архитектурой у Шарля Малькоза, здесь же в 1934-1935 годах он обучается искусству декорирования у Жоржа де Вламинка, благодаря чему участвует в создании росписей павильона сельского хозяйства на Всемирной выставке в Брюсселе в 1935 году.

Затем Николя путешествует по всей Европе. В Париже он знакомится с Полем Сезанном, Анри Матиссом, Хаимом Сутиным, Жоржем Браком. После Франции – Испания, он путешествует на велосипеде, наслаждаясь великолепными пейзажами, делает много набросков. Из Мадрида вместе с Эммануэлем Д’Хогворстом Николя едет в Андалузию. Здесь он пишет несколько акварелей, которые успешно продает в Барселоне. В 1936 году в брюссельской галерее Дитриха он выставит другие акварели, выполненные в Испании в галерее Дитриха, одновременно с ним выставляется Ростислав Лукин.

В 1937 году в Марракеше, куда Николя де Сталь отправляется в поисках сюжетов для своих картин, он встретился с художницей Жаннин Гийю. Жаннин старше Николя на 5 лет и, к тому же, она уже 6 лет замужем за польским художником Олеком Тесларом, с которым она познакомилась в Высшей национальной школе декоративного искусства в Ницце, имеет сына, Антека, который впоследствии станет писателем и сценаристом под псевдонимом Антуан Тюдаль. Жаннин уезжает с Николя, Теслар не препятствует ее отъезду.

Жаннин, обучавшаяся в Ницце декоративному искусству, уже утвердилась, как художник, а Николя по=прежнему ищет свой стиль. Николя, по-прежнему ищет свой стиль. Он вдруг стремится в Италию. В 1938 году он вместе с Жаннин он посещает Неаполь, Помпеи, Фраскати, Пестум, Сорренто, Капри.

Между тем, отношения с Фрисеро ухудшаются: приемная семья обеспокоена карьерой Николя, который разрывает все связи с Бельгией и решает обосноваться с Жаннин в Париже. Некоторое время он посещает курсы Академии Фернана Леже и пытается получить вид на жительство, копируя работы в Лувре. Николя знакомится с швейцарским искусствоведом Пьером Куртионом, который впоследствии будет играть важную роль в его жизни. В течение этого года Николя очень много рисует и уничтожает многие из своих произведений. От этого периода остался лишь «Вид на набережные Сены».

Чтобы заработать немного денег, он возвращается в Бельгию. В Льеже он работает над фресками выставочного павильона Франции для Международной выставки водной техники.

В сентябре 1939 года художник поступил в Иностранный легион. За два месяца до этого Николя знакомится с галеристкой Жанной Бюше, которая находит для него и для Жаннин временное жилье в незанятых мастерских художников.

19 января 1940 года его призывают в армию и направляют в Алжир, а затем в Тунис. Но уже 19 сентября 1940 Николя демобилизован и едет в Ниццу, где уже проживает Жаннин. Там он знакомится с Альберто Маньелли, Марией Еленой Виейра да Сильва, Жаном Арпом, Кристин Бурместер, Соней и Робертом Делоне. Художники встречаются в книжном магазине Матарассо с Жаком Превером и Франсуа Карко. Именно благодаря своему другу, живописцу Феликсу Обле, он будет введен в эти художественные круги и направит свою живопись в более абстрактный стиль. Обле приходит ему на помощь, когда молодой художник не может зарабатывать на жизнь своей живописью, предоставляя ему небольшие заказы на декорирование помещений.

Тогда Жаннин снова начинает писать картины, что позволяет им сводить концы с концами. 22 февраля 1942 года Жаннин родила дочь, которую назвали Анной. Николя хочет жениться на Жаннин, но она не разведена с Тесларом.

Рождение дочери навело Николя на новые мысли о живописи. Отказавшись от пейзажа, он обращается к портрету, а Жаннин становится его главной натурщицей.

Три года, проведенные в Ницце, можно считать первой «мастерской» живописца. Николя начинает называть свои картины «композициями», он лихорадочно рисует и рисует, потом уничтожает все, что создает. Но появились и первые покупатели: Борис Вульферт покупает натюрморт, а Ян Хейлигерс – первую абстрактную картину.

В 1943 году Николя, жаннин, Анна и сын Жаннин Антек возвращаются в оккупированный нацистами Париж. Уже ранее выручавшая Николя Жанна Бюше покупает у него рисунки и предоставляет в пользование пустующий особняк уехавшего в Америку архитектора Пьера Шаро.

Маньелли знакомит де Сталя с Сезаром Домела, который настаивает на том, чтобы Жанна Бюше организовала выставку его работ, работ Василия Кандинского и Николя де Сталя. Выставка открылась 15 февраля 1944 года, но картины де Сталя никто не покупает. На вернисаже присутствовали Пабло Пикассо, Жорж Брак, Андрей Ланской, Жан Базен, Жорж Иллэро. Но критика, несомненно под влиянием предубеждения о том, что абстрактное искусство «дегенеративно», проявляет равнодушие или даже презрение.

Но это не мешает Жанне Бюше организовать вместе с Ноэль Лоукутур и Морисом Панье вторую выставку под названием «Абстрактные картины. Состав материалов» в галерее «Эскиз», на которой были показаны работы Кандинского, Маньелли, Домела и де Сталя. Но во время открытия выставки в галерею нагрянуло гестапо – есть подозрение, что Панье является членом Сопротивления. Несмотря на это, 12 мая в «Эскизе» открывается персональная выставка Николя де Сталя, несколько картин продано. Жорж Брак проявляет искреннее восхищение молодым художником. Николя становится его близким другом.

Но художник испытывает серьезные финансовые затруднения, несмотря на помощь Феликса Обле. Положение семьи катастрофическое. Здоровье Жаннин ухудшается, но она скрывает это как от своей дочери Анны, так и от мужа. 20 февраля Жаннин ложится в больницу Бодлок, чтобы сделать аборт, а 27 февраля 1946 года умирает.

Николя упорно ищет покупателей на свои картины, и, наконец, 9 октября 1946 года галерея Луи Карре подписывает с ним контракт.

Через несколько месяцев после смерти Жаннин Николя женится на Франсуазе Шапутон, которую Жаннин наняла гувернанткой к детям, Анне и Антеке. От новой жены у де Сталя будет еще 3 детей: дочь Лоранс, сыновья Жером и Гюстав.

Несмотря на материальные затруднения де Сталь отказывается принимать участие в выставке Салона новой реальности, организованной Соней Делоне, Жаном Деваном, Жаном Арпом, потому что его живопись стала откланяться от строгой абстракции. Николя боится, что его живопись потеряет индивидуальность и отдаляется от прежних друзей.

В январе 1947 года художник переезжает в просторную мастерскую с бесконечно высокими потолками в доме 7 по улице Гоге, рядом с парком Монсури. Он знакомится с американским торговцем картинами Теодором Шемппом, который открывает для художника американский рынок, чему Николя несказанно рад, так как ему не нравятся методы галереи Луи Карре.

В следующем году, благодаря отцу Лавалю, художник выставляется в монастыре доминиканцев Солшуар в Этиоле. Жак Лаваль – доминиканец, он увлечен живописью. В 1944 году он уже пытался выставить абстрактные полотна де Сталя, но был вынужден снять их по приказу своего возмущенного начальства. На этот раз выставка принимается, и отец Лаваль покупает картину Сталя для трапезной монастыря Сен-Жак.

Работы художника начинают продаваться, и критика видит в нем представителя художественного возрождения.

В апреле 1948 года Николя де Сталь получил французское гражданство. В 1949 году картины де Сталя выставляются в Музее изящных искусств в Лионе, в галерее Жанны Бюше, в Сан-Паулу.

Художник использует разные материалы: тушь, гуашь, масло, пишет на холсте и бумаге. Он, наконец, становится знаменитым: у Дюбура проходит его персональная выставка, из-за его картины происходят настоящие баталии. В 1950 нью-йоркский журнал «Искусство и театр» посвящает ему статью, в Париже Кристиан Зервос в своем журнале «Тетради искусства» сравнивает художника с велики деятелями истории искусства. Де Сталь находит новый источник вдохновения – музыку: он обнаруживает «цвета звуков»; так родился знаменитый «Оркестр».

В 1953 году в жизни Николя де Сталя появилось новое увлечение – Жанна Матье. Чтобы быть ближе к ней де Сталь снимает дом в Антибе, где живет один, без семьи и где устраивает свою мастерскую. Николя переполняет страсть к Жанне, он пишет несколько картин, где Жанна позирует ему обнаженной. Поездка в Испанию и посещение залов



Дом, в котором покончил жизнь самоубийством Николя де Стель. Фотография с сайта commons.wikimedia.org

Веласкеса в музее Прадо заставляют его на некоторое время забыть о Жанне. Но вскоре он возвращается в Антиб, потому что страсть поглощает его. Осенью он навсегда расстается с Франсуазой. В конце года он оказался один. Правда, у него есть несколько проектов выставок, в том числе один в музее Гримальди. Он работает сразу над несколькими полотнами: в последний месяц своей жизни он сделал более 350 картин. Но ему нужно мнение. Сначала он спрашивает об этом у Дугласа Купера, коллекционера произведений искусства, который весьма скептически относится к декоративному стилю этих последних произведений. 5 марта он отправляется в Париж, где наконец обретает вдохновение. Он посещает два концерта в театре Мариньи, посещает лекцию Пьера Булеза, встречается с друзьями, с которыми строит планы, а вернувшись в Антиб, рисует свои музыкальные впечатления.

После того, как Жанна отказалась прийти на свидание, 15 марта Николя де Сталь собрал все письма Жанны и вернул их ее мужу.

16 марта, после попытки накануне глотнуть барбитуратов, художник выходит из своей мастерской, закрывает дверь, поднимается по лестнице, ведущей на террасу здания, и бросается в пустоту.



Могила Николя де Сталя. Тюбик с краской с могилы украден. Фотография автора.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Юозас Будрайтис, составитель, Юргис Балтрушайтис. Земные ступени. Горная тропа. Ступени и тропа, М., Baltrus, Новое издательство. 2005

B. Vaškelis, Jurgis Baltrušaitis: A Lithuanian and Russian Symbolist, Lituanus, Vol. 10, No. 3-4, 1964.

Paul Chenay, Louis Rapkine – savant, homme et patriote, Science et vie, Paris, 2004

В.Н. Мясоедов. Воспоминания. Из личного архива автора

Mystérieux drame politique. Le grand économiste russe Dimitri Navachine a été abattu hier matin à coups de revolver au Bois de Boulogne, Le Matin, Paris, le 26 janvier 1937

Anne de Staël, Staël, du trait à la couleur, Paris, Impremerie nationale (France), 2001

Marie du Bouchet, Nicolas de Staël : une illumination sans précédent, Paris, Edition Gallimard coll. «Découvertes Gallimard/Arts» (№ 432), 200

Guy Dumour, Nicolas de Staël, Paris, Parenthèses, 2009

Antoine Tudal, Nicolas de Staël, Le Musée de Poche, Paris, 1958

Глава 2. Кладбище Сен-Венсан

(Cimetière Saint-Vincent, 6 rue Lucien-Gaulard, Paris)

Это очень маленькое кладбище, которое со всех сторон зажато новым строительством. Здесь вы не встретите особо громких имен, кроме того, оно находится в стороне от туристских троп, знаменитой площади Тертр. "Тем лучше! – говорят обитатели Монмартра и считают это кладбище "самым монмартрским".

Гази-татарин (Гази-Игна Гирей Хан)

(1900, Бахчисарай(?) – 1 ноября 1975, Париж)

Живописец, график, акварелист.



Гази и Сюзан Валадон. Париж, весна 1937 года. Фотография из архива В.Н.Мясоедова

Его Светлость князь Гази Игна Гирей родился в Крыму. Точную дату и место рождения установить не удалось из-за отсутствия официальных документов: 1900 год называется самим художником, который редко доверял людям – только самым близким друзьям и не любил распространяться о своей жизни до приезда в Париж в 1920 году.

В Приходском реестре смертей и похоронных бюро прихода церкви Сен-Пьер де Монмартр (1974-1978 г.г.) указано: «Скончался 31 октября в возрасте 75 лет», в книге записи актов гражданского состояния дата смерти указана 1 ноября, сведений о возрасте и месте рождения нет. Генеральный реестр регистрации захоронений на парижском кладбище Пантен, где он был первоначально похоронен, также указывает даты 1900-1975.

Здесь следует подчеркнуть, что именно под своим первым именем Гази (GAZI) художник станет официально известен как инициатор восстановления культа Богоматери Монмартра – покровительнице художников; в сохранившихся документах он указывал свое имя так: GAZI – I. G. т. е. GAZI IGNA (его второе имя) GHIREI, имя ханской династии, к которой он себя причислял. Художник считал себя представителем крымской ханской династии Гиреев, восходящей к Чингисхану. Во французских источниках указывается место его рождения – некий Château de Batshi-Saraihl. Это ничто иное, как Бахчисарай. Но обратимся к истории.

Когда Императрица Екатерина II претворила в жизнь свой план и лишила Турцию ее «правой руки» – Крыма, русские войска заняли все города полуострова. Для засвидетельствования дружбы с полномочной миссией в Петербург осенью 1771 года отправился калга* и последний крымский наследник Шагин-Гирей. Это был красивый и образованный татарин, который вел европейский образ жизни. Он мечтал о создании Крымской черноморской империи Гиреев. В 1776 году в результате побед русских войск Шагин-Гирея возвели на крымский престол. В 1783 году хан отрекся от престола и перешел под покровительство России. За это ему пообещали 200 тысяч рублей ежегодного жалования и ханство в Персии. Крым стал Таврической губернией. В мае 1784 года Шагин-Гирей оставил в Крыму свою свиту, состоявшую из 2 тысяч человек, весь свой гарем – более 100 жен с детьми, имущество. В сопровождении приближенных лиц на фрегате «Святой Николай» он отправился в Таганрог, а затем – в Воронеж. В России его окружили заботой и вниманием, хан не имел ни в чем недостатка. Целый год он ожидал решения своей судьбы. И только в конце 1785 года стало известно, что его новым местопребыванием Екатерина II назначила губернскую столицу – Калугу. Вполне возможно, что сын одной из 100 жен являлся предком Гази. Но ханский дворец отошел в ведение министерства внутренних дел Российской Империи – так что, Гази не мог родиться и жить во дворце, хотя, как место его рождения город Бахчисарай возможен.

В 1917 году Гази с отцом эмигрирует в Италию, где поступает в Академию изящных искусств Неаполя. Отец художника погибает при невыясненных обстоятельствах.

В 1920 Гази приехал во Париж. Он поселился в Латинском квартале, где познакомился со многими художниками, которые увидели в нем подлинный талант. В 1934 году Гази знакомится с известной художницей Сюзанн Валадон, матерью Мориса Утрилло, которая становится его наставником и советчиком. После Латинского квартала и непродолжительного проживания в районе Монпарнаса, художник окончательно переселяется на Монмартр. С 1935 по 1937 он живет на вилле Валадон на авеню Жюно (Junot). Он считал художницу своей приемной матерью, а она находила в своем духовном сыне утешение от многочисленных неприятностей, которые ей причинял ее родной сын Морис. С самим Утрилло Гази связывали настоящие братские отношения, он часто бывал у него и его жены Люси Валор в их доме (они называли его Bonne Lucie) в пригороде Парижа – Ле-Везине.

Гази влюблен в Монмартр – он пишет его постоянно: площадь Тертр, Дом Мими Пенсон, кабаре «Проворный кролик», мельницу Ла Галетт…

В 1935 году в канун Успения Сюзанн Валадон рассказала Гази о статуе Мадонны Монмартра. Она вспомнила, как в детстве увидела фрагмент статуи Богоматери: французские революционеры, в яростной попытке стереть прошлое, разбили статую, а дед Сюзанн подобрал фрагмент, сохранил его и передал по наследству.

После смерти Валадон в 1938 году Гази переехал в квартиру на площади Кальвэр (Голгофы).

Гази писал пейзажи, близкие по манере к Утрилло, но его рисунки более четкие. А его акварели и рисунки несут в себе больше поэзии, чем полотна. Многие работы посвятил культу Богоматери Монмартра (Notre-Dame de Montmartre). В 1947 году Богоматерь получила второе имя: Богоматерь Красоты (Notre-Dame de Beauté), а в 1948 – третье – Царица Мира (Reine de la Paix). В преддверии праздника Всех Святых (а, возможно, и в сам праздничный день) Гази скончался в своей маленькой квартире на Монмартре, в которой он прожил 37 лет. Он ушел в вечность улочками Монмартра, которые он воспел в своих картинах, нищий и всеми покинутый. Такова странная судьба далекого потомка величайшего завоевателя в истории, закончившего свою жизнь христианином.

Гази Игна Гирей был похоронен на кладбище Пантен, затем прах перенесли на кладбище Сен-Венсен, вблизи могилы Утрилло.

* титул второго по значимости после хана лица в иерархии Крымского ханства.



Могила Гази. Фотография автора

Библиография:

André Roussard, Dictionnaire des Peintres à Montmartre, Gallerie Roussard, Paris, 1999

Willot Martine et Bertrand, Gazi le Tartar, fils imaginaire et ami véritable de Suzanne Valadon, La Vie d’artiste awd/Jean-Paul Villain, Paris, 2007

Лашков Ф. Ф. Шагин-Гирей, последний крымский хан, Репринт, Симферополь, 1991

Глава 3. Кладбище Отёй

(Cimetière d'Auteuil, 57rue Claude-Lorrain, Paris)

Основано в 1800 году г Пьером-Антуаном Бенуа, мэром Отейя. Его создание стало возможным благодаря пожертвованию сенатором и банкиром Лё Культё де Кантелё участка площадью 1 709 квадратных метров. Даритель желал, чтобы новое место упокоения было засажено деревьями. В 1807 году он пожертвовал дополнительную площадь. Два последовательных расширения, в 1843 и 1847 годах, позволили ему достичь своей нынешней площади 72 аров. Отёй был присоединен к Парижу в 1860 году, и на кладбище стали хоронить жителей XVI округа.

Гальберштадт Виталий (Самсон) Эммануилович

(7/20 марта 1903, Одесса – 18 октября 1967, Париж)

Шахматист и шахматный композитор-этюдист. Международный мастер и судья международной категории по шахматной композиции



Фотография с сайта commons.wikimedia.org

Единственный ребенок в семье успешного юриста по международному праву Эммануила Гальберштадта. В 1906 году семья покинула Одессу и переехала в столицу Российской Империи – Санкт-Петербург. Возможно, причиной их отъезда стало трагическое событие: 18-20 октября 1905 года в городе произошел самый кровавый в истории города еврейский погром, унесший жизни более 400 человек, около 5000 было ранено, более 50 000 остались без крова. В Петербурге Виталий обучался игре на фортепиано и на протяжении всей жизни оставался страстным поклонником этого инструмента.

После Октябрьской революции Эммануил Гальберштадт – член партии меньшевиков некоторое время работал в советских организациях. Но когда в марте В 1919 года начались массовые аресты меньшевиков, семья покинула Советскую Россию и поселилась в Берлине, Виталий, говоривший к этому времени по-русски, по-английски и по-немецки, закончил в Германии гимназию.

На страницу:
2 из 8