Полная версия
Хайаса. Свет Ликующий
– Никит, по-моему, это беспонтово, они обманут нас, – сказал Смит.
– Но попробовать-то нужно, чтоб потом не жалеть. Только… кто повезет его? Местные даже близко к мосту не подойдут, они его как огня боятся, а нас асгардцы сами близко не подпустят, – Никита задумался.
– Н-да-а, незадача. А вдруг получится? Давай я, а? – предложил Кузин.
– Не хочу рисковать, подъехать не успеешь, и они из тебя ежика сделают, – остановил его Никита.
– А давайте… я, – сказала Гулька, подсев к ним, поближе к костру.
Гулька – жена Никиты уже третий год, целительница, которая лечила и ребят, и их воинов из местных. Ее не то чтобы боялись, но опасались – она колдунья, вдруг возьмет и в лягушку превратит. Кстати, Кукконен с ее сестрой встречался, она его и спасла в тот последний день.
– Гулька, ну хоть ты не лезь, маленькая моя, – и действительно, рядом с великаном Никитой Гулльвейг78 выглядела крохотной Дюймовочкой.
– Ник, ты сам говоришь, вас они не подпустят, местные сами не подойдут, а я всего лишь хрупкая женщина, чего с меня взять. Оставлю золото и обратно вернусь.
Все задумались. Повисло тяжелое молчание. Но принимать решение Никите.
– Никит, – прервал его раздумье Смит, – по-моему, у нас реально нет другого выхода, подумай.
– А почему именно моя жена? – Никита явно нервничал.
– Любовь моя, потому что я сама предложила, – ответила она за всех и поставила точку поцелуем.
– Все равно, я против, – оторвавшись от нее, ответил Никита.
– Муж мой, ты же знаешь, что это единственный выход. Если до утра найдешь другой, то я не поеду, – спокойно сказала Гулька.
…Утром, поправляя ремни креплений упряжки, Никита угрюмо ворчал.
– Будь осторожна, я сбоку лошадь запасную поставил. Если что, вскочишь на нее и сразу сюда.
– А золото? – спросила Гулльвейг.
Никита нервно теребил ремни упряжки.
– А черт с ним, еще наберем, а мне нужна ты – живая и здоровая, а не золото, понятно?
– Ладно, ворчун, – рассмеялась Гулльвейг, – все будет хорошо. Им смысла нет убивать меня, не переживай так.
И повозка тронулась с места.
Друзья все в напряженном молчании провожали ее. Увидели, как телега подъехала к воротам, которые почти сразу открылись, и из них, настороженно озираясь, вышли человек двадцать стражи. Внимательно, осторожно проверили сундуки и, увидев, что все в порядке, впустили ее в город, сразу же закрыв за ней ворота. Минуты казались вечностью. Казалось, прошел целый день, но на самом деле – от силы полчаса. Наконец ворота вновь открылись, и из города выехала Гулльвейг – живая и здоровая. Подъехав к друзьям, она спрыгнула с повозки, к ней сразу подбежал Никитенко.
– Ну вот видишь, а ты боялся, – весело сказала она, уворачиваясь от объятий изволновавшегося Никиты.
Прошла неделя, но поведение асгардцев по отношению к местным никак не изменилось…
– Эй там, на стене, позовите вашего одноглазого, – крикнул Никита, стоя на расстоянии выстрела из лука от стены.
Через пару минут появился Один в сопровождении человека в капюшоне.
– Чего тебе, ван, – зло спросил асгардец.
– Мы договорились, одноглазый, – с такой же злостью крикнул Никита.
– О чем? – наигранно удивился Один.
– О том, что мы тебе даем золото, а ты перестаешь доставать людей, – напомнил Никита.
– Ну и? – Один сделал вид, что не понимает, о чем речь.
– Неделя прошла, и я вижу сожженную деревню, – намекнул ему Никита.
– А-а, так ты об э-этом, – махнул рукой Один, – так они нам задолжали, – весело ответил он.
– Мы договорились, что мы платим золотом, и ты перестаешь брать с них дань, – Никита стал закипать.
– Так тó на будущее, а мы же долг пошли взимать, а за долги мы же не договаривались.
Никита от злости скрежетал зубами. Его провели вокруг пальца.
– Сколько стоят ваши долги, сколько вам люди должны?
Один задумался на миг и удвоил цену.
– Четыреста мин.
Никита сжал кулаки, но ответил:
– Хорошо будут тебе четыреста мин, посмотрим, что ты скажешь после этого, – согласился Никита, хотя понимал, какую игру затеял потомок Аскеназа.
– Вот и посмотрим, – радостно ответил Один.
На следующий день Гулльвейг вновь увозила золото через Биврест к Асгарду. И опять через полчаса-час вернулась живая и здоровая, но, как и в первый раз, ничего не изменилось. Никита рвал и метал.
– Никит, а может, ну его на фиг, давай по-нашему решим… зайдем, надаем по рогам, сразу все поймут, – предложил Кузин.
– Во-первых, это не «по-нашему», а во-вторых, если есть возможность решить все без жертв, то давай так и решать. Просто интересно, что сейчас одноглазый скажет, какую отмазку придумает.
Но отмазки никакой не было, а Один, или Адон, просто тупо сказал, что он, видите ли, подумал, что немного продешевил, и теперь он хочет восемьсот мин.
– А он не оборзел случаем, а, Никит? Ты что, в натуре, ему восемьсот миней, или как там у них называется, отдашь? – бесился Смит.
– Да, бог троицу любит, если и в этот раз, то… – Никитенко был темнее тучи, он явно был на пределе.
…Мы уже более часа стояли и ждали Гулльвейг. Никита не выдержал и пошел к крепости.
– Эй там, на стене, где Гулльвейг? – крикнул он.
– Какая такая Гулльвейг? – спросили со стены.
– Как какая… та, которая вам золото принесла, – Никита терял терпение.
– Я не знаю ни о каком золоте. Я тут на стене стою.
– Позови Адона, – потребовал Никита.
Через пару минут появились знакомые две фигуры. Одна в широкополой шляпе, вторая – в неизменном капюшоне.
– Адон, или как тебя, где Гулльвейг? – крикнул Никита.
– А кто это? – нагло спросил Один.
– Эта та, которая вам три раза золото привозила, – сжав кулаки и еле сдерживая себя, сказал Никита.
– А-а, эта, ну… я подумал, что вместе с золотом я и ее тоже себе оставлю, – почесав живот, сказал Один.
– Один, не зарывайся, это моя жена. Отпусти ее или я за себя не отвечаю, – Никита сдерживался из последних сил.
Пошептавшись с незнакомцем в капюшоне, тот дал приказ, и через пару минут ему что-то принесли, а что – снизу не разглядеть было.
– Э́та Гулльвейг? Колдунья, которая пыталась нас заразить алчностью, привозя в город золото? Но я раскусил ее хитрость и, конечно же, пресек это, – с этими словами Один за волосы вытянул отрубленную голову Гулльвейг.
Никита с минуту стоял недвижно, как статуя, потом молча повернулся и пошел к ждавшим его в нетерпении друзьям. Он прошел, раскидав их, как мяч кегли. Молча взял щит, меч, копье.
– Никит, не тупи, успокойся, и себя погубишь, и за Гулльвейг не отомстишь. Мы отомстим, но давай вместе…
Но остановить в тот момент Никиту смогли лишь человек двадцать, которые повисли на нем и еле повалили на землю.
Неделю Никита не просыхал. Через неделю ночью он подсел к друзьям. Сидели они у костра – в лагере, который разбили у начала моста, перекрывая асгардцам единственную артерию, связывающую их город с внешним миром. Сидел долго, молча. Вместе с Никитой молчали и все остальные. Через некоторое время Кузин прервал это разрывающее душу молчание.
– Ну… как ты?
– А ты как думаешь? – вернул вопрос Никита.
– Да, глупый вопрос, – почесал затылок Кузин.
– Вот я и не буду глупо отвечать.
– Тогда не надо, – согласился Кузин.
– Никит, конечно, это Гульку не вернет, понимаю, но мы отомстим за нее, – Смит уже не знал, как поддержать друга.
– Это я знаю, но не знаю – зачем? Что это изменит?
– Ничего не изменит, это правда, но это будет месть не ради мести, а ради наказания, – ответил Кузин.
– Я не хочу ничего, пусть лишь отдадут ее тело, чтоб я смог попрощаться с ней и похоронить.
– Они отказались отдать ее, но я клянусь: мы обязательно отобьем у них тело, – воскликнул Поляков.
– И как мы это сделаем? – грустно спросил Никита.
– Никит, ты же сам спроектировал эту крепость, неужели все забыл? Ведь мы в мгновение ока можем обвалить стены. Я не думаю, что механизмы уже вышли из строя, – ответил Кузин.
– Пятьсот лет почти прошло, не думаю, что в этой сырости что-то еще может работать, – обреченно сказал Никита
– Пока ты бухал, братуха, Смит уже проверил. Ты прав, почти на всех участках все пришло в негодность, но у ворот был самый сухой и защищенный участок, там-то как раз все нормально. Мы обвалим ворота и ворвемся в город, – сказал Кузин.
– Ты правильно заметил, это был самый защищенный участок, но и самый просматриваемый. Как мы сможем незаметно пробраться к этим механизмам? – устало спросил Никита.
– Ты, наверно, от бухла еще не отошел и прослушал. Я уже там был и проверил все. Если побывал один раз, то прокрадусь еще, – ответил Смит.
– Один?
– А хотя бы один, там на одного делов – пару рычагов передернуть…
– Передергиватель, тоже мне, – ухмыльнулся Никита.
– Ну, возьму еще парочку из разведчиков, они не спалятся, помогут.
– А сколько их там в городе? – Никита кивнул в сторону Асгарда.
– А какая нам разница… мы с нашей выучкой их быстро сомнем, – бесшабашно обещал Смит.
– Асы – это тебе не толпы дикарей. Они тоже уже поднатаскались в боевой выучке, – охладил его пыл Никита.
– Но до нас им все равно далеко, и потом нас немало – две тысячи. Даже если их будет больше, в городе это уже не преимущество, а скорей наоборот, они друг другу мешать будут. Даже нам не стоит всем в город заходить. Половину в резерве оставим, – сказал Кукконен.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Куву́клия (греч. Κουβούκλιον – «покой, опочивальня», лат. Cubiculum) – небольшая купольная часовня из жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела.
2
Леший, не сердись (на водском языке)
3
Город (вод.)
4
Сумь, емь, весь – финно-угорские народы, проживавшие в североевропейской части современной России, за много столетий до экспансии славянских племен захватившие эти территории и частично вытеснившие эти народы, а частично насильно ассимилировавшие их.
5
Юмала – древнейшее небесное божество в мифологии води, божество грома.
6
Арпуйя (вод.) – жрец.
7
Тээтэйя (вод.) – знахари и предсказатели погоды.
8
Го́ты (гуты, геты) – древнегерманский союз племен.
9
Странный (вод.).
10
Paha (вод.) – плохой, злой.
11
Лукыйя (вод.) – колдуны, которые читали заговоры и магические заклинания.
12
Ёж (вод.).
13
Хуш – один из четырех сыновей Хама.
14
Анаи́т (Анахет) – в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, жена Ара. Анаит награждали эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать».
15
Нанэ – богиня войны, материнства и мудрости, дочь верховного бога-творца Ара, изображается как молодая женщина в одежде воина, с копьем и щитом в руках.
16
Ваагн (Ваhагн) – бог-драконоборец, бог войны, охоты, огня и молнии.
17
Эн (аккад.) – жреческий титул в Древней Месопотамии. Предположительно, термин переводился как «верховный жрец» и изначально мог обозначать культового главу города-государства. В историческое время эн имел и административные, культовые, и даже военные полномочия. Урук был древним городом Шумера, расположенным к востоку от нынешнего русла реки Евфрат.
18
Хет – ветхозаветный персонаж.
19
Тир – бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Ара.
20
Аратта – искаженное название Арарата или Урарту.
21
Михр (Миhр), также Мгер, Мхер – бог Солнца, небесного света и справедливости. Сын Ара.
22
Дицы – божества в армянской мифологии
23
Гиксо́сы – название народов, завоевавших часть Древнего Египта в XVIII—XVI веках до н. э. во времена XIII—XVII династий.
24
Анушаван Сосанвер (сос – «платан», нвер – «дар, посвящение») – в армянской мифологии легендарный древнеармянский правитель, внук Ара Гехецика (Прекрасного), умный, одаренный юноша; воплощение платана или священной рощи платанов близ Армавира (столица и религиозный центр древнеармянского Араратского царства). Анушаван Сосанвер, став царем Армении, отправил в Египет гиксосов под предводительством Сасуна Айказута. Также в Индию были отправлены арии под предводительством Гайомарта. Анушавану удалось завоевать Ассирию. После этого царь двинулся в Вавилонию. Вавилон был атакован Арменией с Эламом. После войны с Вавилоном была подчинена вся Месопотамия. Подчинились также Хеттское царство и Элам. Сами гиксосы сначала вторглись в сирийские города-государства, где жили амореи. После этого амореи были частью гиксосской армии. Потом гиксосы двинулись на Финикию и завоевали ее. В Палестине подчинились филистимляне. После этих событий гиксосы, наконец, напали на Египет. Им удалось подчинить Нижний Египет. Арии напали на Иранское нагорье, Хорасан и Индию. Все эти территории были завоеваны. В результате Армения превратилась в империю (Арийская империя), которая охватывала Армянские земли, Сирию, Палестину, Малую Азию, Египет, Месопотамию, Иранское нагорье, Хорасан и Индию.
25
Биа́рмия – известная по сагам и летописям историческая область на севере Восточной Европы. Предположительно располагалась на территории современной России: Северная Карелия, Мурманская и Архангельская области.
26
Ишхан – князь, владетель, представитель высшего сословия у армян.
27
Пандок (арм.) – таверна, постоялый двор.
28
Амол (Amol) – город в провинции Мазандаран, Иран. Амол расположен на реке Хараз (Haraz) – менее чем в 20 км к югу от Каспийского моря. Амол является одним из самых древних городов Ирана. Ряд историков и географов полагают, что он был основан в I тысячелетии до нашей эры мардами.
29
Хараз – река в северном Иране, впадающая в Каспийское море.
30
Арени́йское вино – сосуды с остатками вина, виноградных косточек и винодельческий инструментарий были найдены в Армении, в пещерах вблизи села Арени́, которым более 6000 лет. На данный момент – это старейшая из существовавших виноделен в мире.
31
Халдей – прислужник, подавальщик.
32
Марды – древнее племя, живущее на гористой местности, граничащей с Каспийским морем на севере сегодняшнего Ирана (Мазандаран). Термин mardi происходит от армянского (и древнеиранского) слова «мард» («человек»).
33
Ху́нну— древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Одна из основных гипотез связывает гуннов с хунну. Исследователи начинают отсчет истории тюрков с империи хунну, которые в китайских источниках стали именоваться гуннами, и считают гуннов предками тюрок. Расцвет империи гуннов начался в 209 г. до н. э., и ее территория после покорения различных тюркских, монгольских, тунгусских и индоевропейских племен стала простираться от Байкала до Тибета, и от Каспийского моря и Уральских гор до реки Хуанхэ.
34
Хуан-ди, или Жёлтый император – легендарный правитель Китая и мифический персонаж, который считается также основателем даосизма и первопредком всех китайцев. Один из трех властителей древнейшего периода истории Китая, относящегося к третьему тысячелетию до н. э. Традиционно временем его жизни в Китае называют период около 2600 года до н. э. Согласно Сыма Цяню, Хуан-ди после трудной борьбы сумел подчинить себе вождей отдельных племен и создал первое китайское государство в горах Куньлунь – далеко на западе от бассейна реки Хуанхэ.
35
Ухао (кит. «темный плач») – волшебный лук, принадлежавший Желтому императору.
36
Мазандаранское море – у древних иранских племен и народов название Каспийского моря.
37
Рха (Rha) – у древних иранских племен и народов название реки Волги.
38
Маскуты – арм. форма слова массагеты. Массаге́ты – используемое античными авторами обозначение ираноязычного кочевого народа, обитавшего на территории Скифии. Геродот писал, ссылаясь на современников, что, по мнению некоторых из них, массагеты – это скифское племя.
39
Зиккурат – здесь: Вавилонская Башня.
40
Вишап – дракон (арм.)
41
Паршу – один из древних этнонимов персов, упомянутый в Ригведе.
42
Karu – медведь, mussa – черный (вод.)
43
Klaanin pää – глава рода (вод.)
44
Perenain – хозяйка (вод.)
45
Naarasjänis – лань (вод.)
46
Йохтая – вождь (вод.)
47
Мой чертог (вод.)
48
О́дин – верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов.
49
Aasid – Асы (вод.)
50
Põhjamaalased – северные люди.
51
Адон – в семитских языках господин. Также производное от Адон – Адонай, форма обращения к богу (или одно из имен бога).
52
Аскенасы (Асы) – потомки правнука Ноя. Придя в Европу, основали город Асгард, постепенно Аскенас трансформировался в Ас. В германо-скандинавской мифологии Асы – основная группа богов.
53
Сейд, также сейда – священный объект североевропейских народов, в частности, народа водь. Может представлять собой особенное место в горах, лесу, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, ручей, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты – сооружения из камней.
54
Уд – струнный щипковый инструмент. Распространен в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Сирии, Египте, Греции, Армении, Иране, Узбекистане, Таджикистане. Предшественник европейской лютни, а также гитары.
55
Касты, озрикко, сурмикко, вампу-силакка, кагра киселя, сильму рокка рюиспииргаа – блюда водской кухни.
56
Каныле, раккопилли, сарвипилли, а тола – водские музыкальные инструменты.
57
Röövel – разбойник.
58
Põhjalohe – северный дракон.
59
Vaanid (вод.) – ваны, группа богов в германо-скандинавской мифологии, чей род уступил место культу асов, с которыми они то враждуют, то заключают союз.
60
Paabeli (вод.) – Вавилон.
61
Асгарор (вод.) – А́сгард в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов.
62
Гулльвейг – в скандинавской мифологии – злая колдунья, посланная ванами к асам. Олицетворяет силу золота.
63
Иггдраси́ль – Мировое дерево (Древо жизни) в германо-скандинавской мифологии – исполинский ясень, в виде которого скандинавы представляли себе вселенную.
64
Herranjumala – о боже (вод.)
65
Лолл (вод.) – дурачок.
66
Votere – водь (на датском).
67
Йόтуны в германо-скандинавской мифологии – великаны семейства Гримтурсенов, правнуки Имира.
68
Anteeksiantava äiti (водь) – Всепрощающая Мать.
69
Белый – valkõa, петух – kukkõ (вод.).
70
Псалом Давида (22; 4-5).
71
Аapa – осина (вод.).
72
Кукконен говорит об эпизоде, описанном в финале первой книги – «Хайаса. Земля Богов». Имеется в виду земля Ван (в ассирийских источниках – Биайна), более позднее название – Васпуракан.
73
Толлен – Великий, Толлензе (нем. Tollense) – река в Германии, протекает по земле Мекленбург-Передняя Померания.
74
Биврёст – в германо-скандинавской мифологии радужный мост, соединяющий Асгард с другими мирами.
75
А́сгард – в скандинавской мифологии небесный город, обитель богов-асов.
76
Ньёрд— в скандинавской мифологии бог из ванов.
77
Ми́на— мера веса, а также счётно-денежная единица в странах Древнего Ближнего Востока, в Древнем Египте и Древней Греции. Мина – одна из древнейших известных единиц измерения веса, существовала уже в Шумере в III тысячелетии до н. э., унаследована Вавилонией, откуда получила распространение по всему Древнему Ближнему Востоку, в Древнем Египте, позже в Древней Греции. Обычная мина весила около 0,5 кг (504 ± 20 грамм)
78
Гулльвейг – в скандинавской мифологии – злая колдунья, посланная ванами к асам. Олицетворяет силу золота. Асы пытались убить ее несколько раз (копьями и огнем), но она живет и сейчас. Ее появление в Асгарде спровоцировало войну между асами и ванами – первую в мире войну.