bannerbannerbanner
Жажда Дюрка. Том 2. Слёзы немеркнущего огня
Жажда Дюрка. Том 2. Слёзы немеркнущего огня

Полная версия

Жажда Дюрка. Том 2. Слёзы немеркнущего огня

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Табасаран имел давнишние связи, в том числе и торговые, с Дербентским, Хачмазским, Кубинским, Шекинским ханами. Табасараны издавна торговали с каспианами, албанами, легами. Каган понимал, что Табасаран ни в коем случае нельзя упускать из-под своего влияния. Ибо, имея дальновидные планы, каган через Табасаран собирался повлиять и на его соседей.

Табасараны на рынках соседних прикаспийских племен торговали всем, что производили в сельском хозяйстве, гончарными изделиями, коврами, паласами, древесным материалом. Свои товары обменивали на оружие, доспехи, сукно, шелк, женские золотые и серебряные украшения.

Для хазар налаживание хороших связей с табасаранскими купцами, вождями племен, знатью имело немаловажное политическое и экономическое значение. С помощью табасаранских купцов, через них хазары со своим товаром пробирались в самые отдаленные аулы. С этой целью использовали подкуп табасаранских правителей, влиятельных лиц, налаживание кунацких связей, которыми табасараны очень дорожили.

Хазарские купцы больше всего боялись военизированных отрядов табасаран, промышляющих в приморских степях. Отряды бесстрашно, пренебрегая жизнью, нападали на их караваны, идущие по Великому Шелковому пути. Эти отряды грабили их, вырезали стражу, наводя ужас на проводников караванов. Хазарский каган искал методы, пути усмирения этих абреков. Догнать, наказать небольшие, хорошо вооруженные отряды табасаран стражникам кагана практически не удавалось.

Тогда хазарский каган стал вынашивать планы похода на Табаристан. Его дружины с востока на запад с огнем и мечом пройдут так, что табасараны долго будут помнить кагана.

До этого дружины кагана не раз делали попытки напасть на Табаристан. С боевыми колесницами, боевыми слонами, верблюдами, на которых везли камнеметные машины, углублялись далеко за границы его территории. Но неровная местность, испещренная холмами, ущельями, оврагами, не давала возможности использовать всю боевую мощь. В итоге, неся огромные потери в живой силе, отступали на исходные рубежи.

Хазарский каган стал искать более приемлемые методы воздействия на табасаранские племена и их вождей.

Каган пошел другим путем. Он заполонил Табасаран своими переодетыми шпионами, которые искали связи с местной знатью. Они добывали информацию о местах дислокации боевых дружин, выпаса лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Каган в специальных учебных центрах под руководством опытных военных, купцов, знающих характер табасаранских племен, подготавливал, направлял в аулы и стойбища профессиональных лазутчиков. Лазутчики кагана, опираясь на местную продажную знать и купцов, в табасаранские аулы направлялись арабистами, жрецами, лекарями, лудильщиками, оружейниками… Лазутчики составляли карты святых мест, отмечали на них священные деревья, мечети, важные дорожные узлы, связывающие между собой стратегически важные населенные пункты, пограничные зоны с Дербентом. Лазутчики кагана в Табаристане особенно усердно изучали реперные точки, пещеры, подземные ходы, подземные реки, выходящие в прикаспийскую низменность, под крепость Нарын-кала, в город барханов.

В Табаристане с самого начала его образования было очень много святых мест, мест паломничества, жертвоприношений, зикра. Лазутчики кагана особенно старательно изучали их, нанося на карты. Проникали в группы людей, обслуживающие, охраняющие эти святыни, становились жрецами, оракулами. С жертвоприношениями приходили, посещали реперные точки, изучали пути подходов, отходов к населенным пунктам, местам расположения боевых лагерей, источники снабжения водой, провизией.

В Табаристане находилось несколько наиболее охраняемых, почитаемых табасаранскими племенами реперных точек. Это галерея пещер Дюрк, Мучри-мост, Курма-пирар, дом, где хранится Меч, посланный небесами, Чугрияр, Цумаг-пирар, Никардар, где в дупле священного дерева хранится небесный Камень, реликтовые подземные пещеры за аулом Кувиг.

По четвергам и пятницам реперные точки с дарами и жертвоприношениями традиционно посещали паломники. Они там проводили обрядовые мероприятия, зикры.

На эти места зачастили и лазутчики кагана.

* * *

Но вожди табасаранских племен, командиры боевых дружин, извещенные пограничными стражниками об участившихся случаях проникновения хазарских лазутчиков на их территорию, усилили свою бдительность. Усилили погранзаставы, охрану важных стратегических объектов, реперных точек. Кроме того, все реперные точки по ночам облетали, охраняли Меч, посланный небесами, и Небесный камень. Их кары боялись как лазутчики, колдуны, жрецы, духи враждебных племен, так и внутренние враги. Лазутчики кагана, чтобы выведать тайную силу Меча, посланного небесами, и Небесного камня, их карающую мощь, шли на подкуп, не скупясь на богатые дары и золото.

Ценой огромных усилий лазутчикам кагана наконец удалось выведать пути, обходящие стороной карающий священный Меч и Небесный камень. Они выведали и другую тайну. Оказывается, все реперные точки Табаристана между собой соединены подземными ходами. По ним в лихие времена продвигаются табасаранские военные дружины, неожиданно нападают на врага там, где их не ждут. Эти подземные ходы, в свою очередь, тоже соединены с другими подземными ходами, опоясывающими весь Горный край, Кавказ, земной шар.

По докладам лазутчиков, сделанным хазарскому кагану, главными опорными пунктами табасаран являются галерея пещер Дюрк, реликтовые подземные пещеры, расположенные за аулом Кувиг, Мучри-мост, священный Тур, крепость, расположенная за аулом Ягдыг, священный камень в урочище Никардар. Именно они являются главными энергетическими полями, духовно заряжающими табасаранские племена, их воинов на великие свершения. В этих священных местах происходят встречи табасаранских вождей, жрецов, других духовных лиц, где принимаются наиболее важные решения о войне и мире. Только на этих точках происходят главные сборы табасаранских дружин, паломников, где принимаются важные решения, делаются жертвоприношения богам, ангелам, пророкам. Именно с этих мест, заряженных колоссальной энергией, начинаются военные нашествия, нападения на караваны верблюдов хазар, развод вооруженных отрядов на охраняемые границы, погранзаставы.

Эти священные места придают табасаранским племенам особую духовную энергетику, в них закладывается мощный вектор становления и созидания. Поэтому их охраняют как зеницу ока.

Главной святыней всех табасаран является галерея пещер Дюрк. Золотой Идол и Родовой огонь, находящиеся в галерее пещер Дюрк, предохраняют племена табасаран от природных катаклизмов, исцеляют от мора, болезней, напускаемых колдунами враждебных племен. Эти реперные точки заряжают табасаранские племена магической энергетикой, энергетикой небес. Вся сила исходит из священной пещеры Дюрк с Родовым огнем. Пока на страже Табасарана находятся пещера Дюрк с золотым Идолом, Родовым огнем, его народ непобедим.

* * *

Главным жрецом в священной пещере Дюрк является Бяхяй. До него его отец, дед, прадед оберегали покой священной пещеры. Главного жреца обслуживают три помощницы, которые безвылазно живут в галерее пещер Дюрк. Вход в нее охраняет хорошо вооруженная стража. А по ночам на стражу золотого Идола табасаран с Родовым огнем выходят Меч, посланный небесами с урочища Тур, и небесный Камень с урочища Никардар. В случае опасности, грозящей табасаранским святыням, находящимся в галерее пещер Дюрк, Меч, посланный небесами, и небесный Камень подземными ходами уводят их в безопасную реперную точку. И стерегут там до тех пор, пока опасность, грозящая им, не минует. В пещере Дюрк обитают и пещерные духи. Они золотого Идола и Родовой огонь, если над ними нависает внезапная угроза, в сопровождении небесного Меча и небесного Камня по подземным ходам уносят в другие святыни, расположенные на всей территории Табасарана. В случае, когда их застигают врасплох, Меч, посланный небесами, и небесный Камень принимают решение о внезапной атаке и уничтожении врага.

Код доступа к святым местам находится в руках только главных жрецов, вождей племен и наиболее почитаемых мусульманских шейхов.

Лазутчики кагана выяснили: кто станет обладателем кода к поземному ходу, объединяющему эти священные места, тот станет обладателем всех святынь Табасарана. Через них станет обладателем безмерных богатств многих стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Лазутчикам кагана стало понятно, что реперные точки табасаран являются хранителями ключей, открывающими и закрывающими проходы к Великому Шелковому пути, проложенному с запада Каспийского моря в Китай, Индию, на Север Европы, Ближний Восток, Африку. Эти ключи открывают и закрывают торговые пути, ведущие в Сибирь, на Ближний Восток, на Север.

Обладателем кода ключа к реперным зонам табасаран должен стать хазарский каган, который отомкнет все замки, закрывающие доступы ко всем торговым путям мира.

Вся тайна ключа заложена в золотом Идоле и Родовом огне табасаран. Поэтому усилия всех лазутчиков хазарского кагана были направлены на то, чтобы из галереи пещер Дюрк выкрасть золотого Идола вместе с Родовым огнем. Это лишит табасаранские племена магической духовной силы. С утерей этих святынь все табасаранские аулы, стоянки, стойбища лишатся огня, света. В саклях одновременно погаснет свет, в очагах огонь. Тогда весь Табаристан погрузится в могильный мрак.

По докладам лазутчиков кагана, золотой Идол с Родовым огнем хранят в себе силу мироздания, геном табасаранского племени, всего человечества и вечной жизни. Став обладателем золотого Идола с Родовым огнем, каган станет и обладателем двух остальных святынь табасаран: Меча, посланного небесами, и небесного Камня.

Тогда мир падет к стопам хазарского кагана.

Глава 2

Хазарский каган, чем сильнее и богаче становился грабежами, тем становился жаднее, нетерпимее к соседям. Его дружины нападали, грабили то одних горцев, то других. Завоевывал города, населенные пункты горцев, степных народов, живущих между Азовским и Каспийским морями, у них отбирал все, что жаждала его душа. Самодовольству, алчности кагана не было границ. От жажды кагана к богатствам полыхал весь Кавказ, полыхала вся степь.

Против притеснений кагана восстали племена, народы Северного Кавказа и Закавказья. Нетерпение горцев перешло критическую черту. То в одном, то в другом месте вспыхивали волнения племен.

Вдруг на Кавказе удача стала отворачиваться от хазарского кагана. Передовые отряды кагана от объединенных сил кавказских племен терпели поражение за поражением. В палатках, юртах каганата от страшных ран, полученных в столкновениях с горцами, тысячами умирали его воины. Его убитые дружинники, распространяя заразу, лежали на полях, у горных троп, в степях. Кавказские племена, в том числе и табасараны, перестали платить дань кагану. А на сборщиков налогов кагана нападали и убивали. Дикие племена свои стада коров, овец, табуны лошадей угоняли высоко в горы, куда сборщикам дани было не добраться.

К тому же и небеса отвернулись от кагана. Они перестали принимать его жертвоприношения. Духовные силы колдунов, шаманов кагана были бессильны против магии жрецов, шаманов, колдунов, исламских духовных лидеров горских племен. Сила воздействия жрецов и колдунов кавказских племен была так могущественна, что у хазар в столице, во всех селах, аулах, входящих в состав каганата, погасли все огни. Шаманы диких горцев каким-то образом нашли ключ к оберегам, защитным кольцам, установленным в военных лагерях хазарскими шаманами. Сначала погасли все огни в очагах хазарских юрт. Потом и весь хазарский каганат погрузился во мрак. К каким бы богам за помощью ни обращались хазарские шаманы и колдуны, какие бы жертвоприношения ни приносили им, ничего не происходило.

По каганату пошли волнения, голодные бунты горожан. Старики, дети, женщины в юртах от холода, болезней умирали сотнями, тысячами. Похоронные отряды не успевали хоронить трупы, валяющиеся у юрт, на обочинах дорог, в переулках, на улицах населенных пунктов и городов.

Каган Абадия третий день, не выходя из своего шатра, беспробудно пил. К себе никого не допускал. Наконец каган отошел от похмелья. Он целыми сутками истово молился, делая своим богам богатые жертвоприношения. Боги не слышали, не принимали его молитвы и жертвоприношения. Они даже не вняли мольбам старика, его отца Булана.

Как только наступал вечер, волки, дикие собаки, шакалы, собравшиеся в огромные стаи, с воем рыскали по каганату, обгладывая трупы людей, домашних животных, валяющихся по всей пустыне. В военных лагерях хазар на ночную охоту стали выходить дикие кошки, оглашая степь душераздирающим ревом. По всему каганату держали траур. Матери, жены оплакивали сыновей, мужей. В юртах, палатках раздавались стоны больных, умирающих от голода и болезней стариков, женщин, детей.

Огни погасли даже в столице каганата. Во многих провинциях каганата свирепствовал голод. От безысходности резали не только бычков, овец, но и лошадей, мулов. Хазары давно отучились употреблять мясо в сыром виде. А теперь приходилось. Из-за чего происходили массовые отравления, отказ, особенно детьми и женщинами, есть сырое мясо.

Каганат стонал. Опустошалась казна. Многие славяне, представители степных народов, нанятые за плату, покидали дружины кагана. В дружинах ослабла дисциплина. Границы каганата, отделяющие его от территорий горских племен, степных народов, оставались без погранзастав.

Каганат готов был пасть. Недовольные действиями кагана генералы, боевые офицеры, чиновничество могли устроить государственный переворот. На каганат могли напасть его извечные враги в лице Персии, Руссии, объединенные кавказские племена, набирающие силу.

Хазарскому кагану срочно нужно была впрыснуть свежую кровь в свой народ, чтобы вывести его из состояния оцепенения. Кагану необходимо было покровительство могущественных богов. Его верховные боги отвернулись от кагана. Такие боги, но намного сильнее, покровительствовали Табаристану, его племенам. Если хазарский каган завоюет Табаристан, их духи, находящиеся в священной пещере Дюрк, Родовой огонь, их бог – золотой Идол – начнут служить ему.

Когда у кагана погасала последняя надежда вывести каганат из тьмы, его лазутчики прибыли из Табаристана с долгожданной радостной вестью. Они наконец нашли место нахождения золотого Идола и Родового огня.

Каган спешно готовился выступить походом в Табасаран за золотым Идолом и Родовым огнем. Если ему удастся стать обладателем этих табасаранских реликвий, к нему вернется военная удача. А каганат воспрянет из пепла.

* * *

Каган Хазарского каганата в пещеру Дюрк направил свои самые боеспособные дружины. Их сопровождали подкупленные местные проводники. Командиры дружин были снабжены картами местности, составленными лазутчикам кагана. На картах были обозначены главные дороги, развязки, аулы, стоянки, стойбища, священные места табасаран.

Первая дружина должна была расчистить путь особой группе, направляющейся к месту нахождения золотого Идола и Родового огня табасаран. Эта дружина выступила по морю из главной столицы Итиль.

Из первой столицы каганата Беленджер в Табаристан каган снарядил вторую дружину, отвлекающую внимание табасаранских дружин на себя. Каган понимал опасность, исходящую от золотого Идола и Родового огня. Золотой Идол за мгновение ока всю его дружину мог испепелить. Кроме этой опасности, на дружину в пути следования неожиданно могли напасть Меч, посланный небесами, и небесный Камень табасаран, обладающие колоссальной энергетической силой.

Каган долго думал над тем, как перехитрить их. Гнев священного Меча и небесного Камня, если вдруг нападут, решил направить на вторую дружину. В то время, когда их внимание на себя отвлечет вторая дружина, первая дружина прорвется к пещере Дюрк и выкрадет золотого Идола с Родовым огнем.

Главная дружина с особо обученной группой, состоящая из отборных стражников, на галерах по Каспийскому морю полным ходом направлялась к месту высадки десанта.

Вторая дружина двигалась по суше, с выходом между холмами под Каякент. Оттуда через Дюбекскую долину двинутся на плато Дюрк.

Море Каспиан, или, как его еще называют табасараны, – «Пруд солнца», – большая вода, куда дневное светило уходит на покой. В устье реки Дюбек-чай на песчаный берег моря десантировались сотни хазарских галер. С берега на быстроходных скакунах в сторону Табаристана понеслись тысячи вооруженных хазар.

Вторая дружина по карте, составленной лазутчиками кагана, направлялась в Дюбекскую долину. В пути ей приходилось преодолевать много природных и рукотворных препятствий. Вторая дружина хазар, отвлекающая внимание главных сил табасаран на себя, демонстративно продвигалась днем. Она делала набеги на небольшие стоянки чабанов, пастухов, стойбища степных племен, аулы. Хазары шли по горным хребтам, городу барханов с подземными пещерами-ловушками. Потому что главные дороги, ведущие вглубь ханства, были завалены камнями, бревнами, преграждая путь стенобитным машинам, боевым слонам, тяжелой кавалерии.

Хазар было в десятки раз больше передовых дружин табасаран. Но небольшие отряды табасаран везде оказывали упорное сопротивление. Однако силы были неравные. Дружина хазар, взорвав крепостную стену Даг-бары с форпостами и башнями, пошла вглубь Табаристана. Одолела она и сопротивление защитников Ягдыгской крепости.

Главная дружина хазар продвигалась в Табаристан темными ночами, днем скрываясь в песках, в городе барханов, в лесах. Главной целью особой группы хазар было под прикрытием главных сил проникнуть в галерею пещер Дюрк, винтообразно уходящих в недра горы, где табасараны скрывают своего бога – золотого Идола с Родовым огнем.

Звездочеты кагана перед походом в Табаристан по звездам высчитали самое удачное время для нападения на галерею пещер Дюрк. Каган из докладов своих лазутчиков знал, что в ближайшее время с юга на Табаристан собираются напасть персы. Каган ждал этого дня. И вот, когда тот день настал, выступили с походом.

Главные силы табасаран были заняты войной с персами. Путь на плато Дюрк хазарам был практически свободен. По докладам тайных агентов кагана Меч, посланный небесами, и небесный Камень, находящиеся на страже святынь Дюрка, были отвлечены на борьбу с персами.

А на пути продвижения первой и второй дружины хазар встречались только небольшие горстки табасаранских стражей, которые, не выдержав натиска превосходящих сил врага, пали или спасались, отступая в барханы.

Главные силы хазар, не проявляя особых усилий, продвигались к галерее пещер Дюрк. Дюрк охранялся лишь небольшим отрядом стражников дружины вождя Мердена. В то время Мерден с главными силами был занят войной с персами.

В этом походе хазары тоже без подкупа не обошлись. Ими давно был подкуплен Бяхяй, главный жрец пещеры Дюрк. Бяхяй тайно работал на хазар, снабжая их нужной информацией о боевой мощи, возможностях, слабостях табасаранских дружин.

Звездочеты и шаманы кагана командирам отрядов перед походом открыли главный секрет мощи табасаранских дружин: «Станете обладателями золотого Идола и Родового огня табасаран, и в тот же час табасаранские дружины потеряют свою магическую силу. Родовой огонь загорается только от вспышки глаз золотого Идола. Как только золотой Идол окажется в ваших руках, тут же погаснет Родовой огонь табасаран. Вместе с Родовым огнем погаснут и все очаги и лампы в табасаранских саклях. Табаристан ввергнется во мрак. Мрак – главная слабость табасаранских дружин! Боевая дружина без поддержки своего бога – золотого Идола – сразу потеряет боеспособность. В открытом бою с вами табасаранские дружины обречены на гибель! Лишенные золотого Идола и Родового огня, в аулах, на стоянках, в стойбищах сначала начнут умирать больные, старики, дети, потом остальные. С падения галереи пещер Дюрк начнется падение Табаристана, страны Гор. Наконец, падет и весь Кавказ. А там откроется путь на Персию, в Турцию…».

* * *

Был конец осени. В Табасаране шли дожди с мокрым снегом.

Разведывательный отряд хазар, который обследовал место для ночлега на подступах к галерее пещер Дюрк, продрог от пронизывающего ледяного ветра, облепляющего лица и глаза мокрым снегом. Наступала ночь. Отряд выискивал сухое место, где можно было сделать привал, отдохнуть, если придется, то заночевать. Когда потеряли надежду, один из разведчиков случайно наткнулся на сухую пещеру, где отряд хазар найдет временное пристанище. Группа ожила. В пещере хазары отогреются, высушат одежду, обмундирование и перед решающей схваткой с табасаранским заградительным отрядом отдохнут, наберутся сил.

К полуночи со стороны моря подул холодный ветер. Он, к радости хазар, разогнал тучи, отгоняя их на запад. Снег перестал падать. На небе из-за туч показался полный диск луны.

В пещере к группе примкнул проводник. Командир отряда хазар, переговорив с ним, с шаманом и звездочетом, переменил свое решение. Он по отряду табасаран, охраняющему галерею пещер Дюрк, ударит не на рассвете, а сегодня ночью.

Отряд не успел высушиться, отогреться. Командир поднял всех на ноги. Когда впереди отряда встал старый проводник, молодые хазары улыбнулись. А потом, когда стали отставать от старика, стали удивленно переглядываться. Мало кто из молодых хазар выдерживал темп его ходьбы. По крутым холмам и склонам проводник несся, как гончая собака. У молодых хазар на душе было тревожно. Однако мысль о скором покорении пещеры Дюрк, обладании золотым Идолом и Родовым огнем им придавала силы. Хазары успокаивали себя тем, что отогреются там, в священной пещере Дюрк, у Родового огня табасаран. Они лелеяли себя надеждой, что разграбят пещеру с баснословными богатствами, хранящимися там. К себе, в юрты, если повезет, поведут и молодых храмовых жриц.

Отряд хазар ждал сигнала от разведчиков. Командир отряда еще с утра на разведку отправил опытных следопытов – Иова и Рана. Главный жрец пещеры, купившийся на мешочек с золотом, вел их по узкой лесной тропе. Разведчики-хазары гуськом шли на плато Дюрк, своими широченными ноздрями сплющенных носов усиленно вдыхая незнакомые лесные запахи. Иов и Ран, предупредив группу, чтобы ждали сигнала, со старым проводником по заранее намеченным ориентирам шли вперед. Шли по тропе, петляющей в лесной чаще. Поднялись на отдельно стоящий холм. С высоты холма, как на ладони, открылось плато Дюрк, освещенное луной и множеством костров. Напротив холма, через небольшое ущелье с небольшой рощицей на макушке, темнела вершина священной скалы. Под ней спрятана галерея пещер Дюрк, винтообразно уходящая в глубину скалы. Там, в одной из пещер, табасаранские жрецы денно и нощно оберегают своего бога – золотого Идола с Родовым огнем. Золотой Идол и Родовой огонь табасаран хазарскому кагану откроют, как предрекли его оракулы и шаманы, ключ ко всем богатствам табасаран, удачу в покорении мира.

* * *

Иов и Ран затаились в зонтиках борщевика, растущего на влажной северной стороне холма. Когда хазары увидели горящие огни, сотни огней на плато Дюрк, их сердца учащенно забились. Они давно не грелись у огня, давно не ели мяса, пожаренного на углях. В последнее время хазары постоянно мерзли на сырой земле, отчего их отсыревшая кожаная одежда неприятно пахла, тела чесались, они кашляли и чихали.

Такие же огни горели под грядами горных хребтов, цепочкой тянущихся над ущельем реки Рубас, под козырьками отвесной священной горы Дюрк, на холмах, оврагах…

Иов и Ран с завистью смотрели на костры в стане врага. Они представляли себя сидящими перед кострами на огромных камнях. Перед ними на вертелах одни услужливые табасаранские жрецы жарят огромные куски мяса, другие им в кубки наливают шипучее виноградное вино. Храмовые жрицы, совершенно голые, танцуют перед ними. А плененные ими табасаранские воины лежат на земле, закованные в цепи, заискивающе глядя им в глаза. Они с вожделением представляли себе огромный табасаранский храм, где на белом гранитном постаменте восседает золотой Идол, пламенный взгляд которого прожигает душу любому. А рядом, в очаге, сложенном из золотых кирпичей, горит Родовой огонь табасаран. Из него табасараны веками черпают тепло, свет, распространяющийся по всем саклям. Хазары с благоговением в сердце представляли, как скоро станут обладателями золотого Идола, от горящих глаз которого возгорается Родовой огонь. Огни загорятся во всех очагах хазар, радуя их жен и детей.

Когда золотой Идол с Родовым огнем табасаран окажутся в руках их кагана, ему покорятся все каспии, гирканы, албанцы, леги, иберии, утии, живущие по берегам Каспийского моря. Тогда все хазары заживут в тепле, уюте и в достатке.

* * *

Смех, который раздался в стане врага, возвратил Иова с Раном к реалиям жизни. Надо было осмотреться, принять решение. Самый главный костер на плато Дюрк горел между огромным дубом и небольшим домиком, темнеющим на краю. Шаманы и жрецы у домика своим богам делали жертвоприношения. Вокруг священного дуба семью кольцами водили хоровод старики, женщины и дети. На майдане в зикре, неистово распевая молитвы, раскачивались со стороны в сторону благочестивые мусульмане. По краю плато ходили стражники, вооруженные увесистыми дубинами и копьями.

На страницу:
2 из 3