Полная версия
Всемирная энциклопедия афоризмов. Собрание мудрости всех народов и времен
Книга – это имущество, завещаемое умом человечеству, предназначенное для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся.
Когда душа видит сны, она – театр, актеры и аудитория.
Когда мужчина ближе присмотрится к своей богине, она снова становится простой женщиной.
Когда я вижу эти столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячется, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.
Лица, достигшие наивысшего совершенства в осмеянии других, – это как раз те, кто, сами не совершив ничего выдающегося, чрезвычайно проницательны и остры в раскрытии недостатков у других.
Милосердие – это добродетель сердца. Милостыня и подаяние – лишь проявления, а не сущность этой добродетели.
Милосердие – это совершенство и украшение религии.
Молчание иногда более многозначительно и возвышенно, чем самое благородное и самое выразительное красноречие, и во многих случаях свидетельствует о высоком уме.
Мужчины, которые относятся к женщинам с наибольшим почтением, редко пользуются у них наибольшим успехом.
Музыка предназначается для того, чтобы доставлять удовольствие не только людям с музыкальным слухом, а всем, кто способен отличить грубые звуки от неприятных.
Мы ревностно употребляем самые жестокие средства для пользы неба, когда находим в этом пользу на земле.
На аргументы, исходящие из прелестного ротика, невозможно возразить.
На сорок человек умных приходится один человек со здравым смыслом. Тот, кто имеет при себе только золото, нередко попадает в затруднительное положение за неимением мелких денег.
Наименее шумливая, наиболее скромная дружба часто наиболее полезная. Поэтому я всегда предпочел бы сдержанного друга не в меру усердному.
Настоящий критик должен подробнее останавливаться на преимуществах, а не на недостатках.
Не следует забывать, что обида должна измеряться не понятием того, кто ее наносит, а того, кто ей подвергается.
Нескромный человек часто опасней, чем злой, ибо последний нападает только на своих врагов, тогда как первый причиняет вред своим врагам и своим друзьям.
Несложно быть веселым, находясь на службе у порока.
Нет более верного признака упадка нравственности в стране, чем отсутствие стремления ее жителей приносить пользу отечеству.
Нет более приятного упражнения для ума, чем благодарность; выражение благодарности сопровождается таким внутренним удовлетворением, что обязанность в полной мере искупается исполнителем.
Нет в природе явления более разнообразного и многоликого, чем женский головной убор.
Нет иной защиты от порицания, кроме безвестности.
Нет на свете существа более неприкаянного, чем вышедший из моды кумир.
Неудивительно, что большое количество знаний, не будучи в силах сделать человека умным, часто делает его тщеславным и заносчивым.
Ни один вид ложного остроумия не получал такого распространения на протяжении всех времен, как тот, который состоит в игре слов и понимается под общим названием «каламбур».
Ничего, если не считать преступления, не делает человека столь презренным и ничтожным в глазах мира, как непоследовательность.
Ничего люди не принимают с таким отвращением, как советы.
Ничто не прокладывает себе путь к душе более непосредственно, чем красота, которая немедленно наполняет воображение тайным удовлетворением и благодушием и придает законченность всему величественному и необычному.
Обычно политик – собеседник довольно скучный; в его рассуждениях столько логики и здравого смысла, что он быстро становится утомительным, а то и смешным.
Основные составляющие счастья в этой жизни таковы: человек должен над чем-то трудиться, кого-то любить и на что-то надеяться.
Остроумно написанный памфлет точно отравленная стрела, которая не только наносит рану, но и делает ее неизлечимой.
Павлин во всем своем блеске не выставляет напоказ столько цветов, сколько можно насчитать в праздничном наряде англичанки.
Первый стакан – за себя, второй – за друзей, третий – за хорошее настроение, четвертый – за врагов.
По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве.
Подражание самым лучшим авторам не идет ни в какое сравнение с хорошим оригиналом.
Поступки людей вытекают из их аффектов так же естественно, как свет возникает из жара или как любое другое следствие вытекает из своей причины; для того, чтобы управлять аффектами, необходимо применять разум, но аффекты всегда должны оставаться основаниями поступка.
Поэзия опер обыкновенно настолько же плоха, насколько хороша их музыка.
При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.
Приличнее не говорить ничего лживого, нежели говорить все, что истинно.
Раздельный кошелек у супругов – вещь столь же неестественная, как и раздельное ложе.
Расчетливому и равнодушному хитрецу проще убедить женщину, что он ее любит, и преуспеть, чем страстному влюбленному с его пылкими выражениями чувств.
Самое важное и самое трудное для мощного духа – это уметь сдерживать себя: пруд спокойно стоит в долине, но чтобы сдерживать его, нужны горы.
Самые неисправимые пороки – это те, которыми упиваются.
Самый верный признак великого ума – отвращение к зависти и злословию.
Скромность – это не только орнамент, но и страж добродетели.
Слова, если только они хорошо подобраны, обладают такой силой, что описанное на бумаге нередко производит более яркое впечатление, чем увиденное воочию.
Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.
Спорщики напоминают мне рыбу, которая, попав на крючок, вспенивает вокруг себя воду, пока не становится незаметной.
Стоит человеку умереть, как его немедленно забывают. Мертвецы не оставляют после себя никаких следов и забываются. Как будто их никогда не было. Их не вспоминают бедные, о них не жалеют богатые, их не славят образованные. Ни государству, ни друзьям, ни родственникам они не нужны. Выясняется, что человечество могло обойтись даже без самых знаменитых покойников и что люди куда менее достойные могли совершить ничуть не меньше, чем они.
Титулы и слава предков придают блеск имени, носимому с достоинством, но делают еще более презренным опозоренное имя.
То, что не является чепухой, не может быть положено на музыку.
Тот, у кого тонкий нюх на всякого рода намеки и выпады, принимает самые невинные слова за обман и подстрекательство, зато на вопиющие пороки и заблуждения обращает внимание только в книгах.
Уверенность в том, что мы любим, смягчает страдания разлуки. Последнее «прости» даже теряет свою горечь, когда в нем еще слышится отзвук любви.
Ум, хотя бы один день остающийся без полезной нагрузки, дает ростки безумств, которые можно уничтожить только постоянным и усердным трудом.
Умный человек счастлив лишь когда удостаивается собственной похвалы, дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.
Учение для ума – это ваяние для мраморной глыбы. Все великие качества, отличающие философа, оратора, государственного человека, часто таятся в простолюдине; образование может обнаружить их.
Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду.
Хорошо подобранные аллегории подобны лучам света, которые делают все вокруг ясным и красивым.
Человек, который наделен даром насмешки, имеет обыкновение придираться ко всему, что дает ему возможность продемонстрировать свой талант.
Человек, обладающий развитым воображением, получает доступ к огромному количеству удовольствий, которые люди неразвитые не способны получить.
Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.
Амиель Анри Фредерик
(27.09.1821–11.05.1881)
Французский поэт, эссеист, переводчик швейцарского происхождения.
Известен своим «Дневником», отмеченным глубоким психологизмом. Отличался отрицательным отношением к демократии, исповедовал культ исключительных натур.
Анализ часто убивает порыв, инициативу: размолотое зерно не может ни прозябать, ни произрастать.
Беспорядок делает нас рабами. Сегодняшний беспорядок уменьшает свободу завтрашнего дня.
Больше всего мы недовольны другими тогда, когда недовольны собой.
Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.
Великие реформаторы церкви стояли за свободную волю, а иезуиты – за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые – рабство совести.
Вера – это уверенность без доказательств.
Время есть величайшая иллюзия. Оно есть только внутренняя призма, через которую мы разлагаем бытие и жизнь, образ, под которым мы постепенно видим то, что вневременно, в идее.
Всякая жизнь творит собственную судьбу.
Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения.
Всякий человек подобен укротителю диких зверей, а эти звери – его страсти. Вырвать их клыки и когти, взнуздать их, приручить, сделать из них домашних животных, слуг, хотя бы и рычащих, но все-таки покорных, – в этом личное воспитание.
Даже смерть может быть согласием и потому нравственным поступком. Животное издыхает, человек же должен вручить свою душу ее Создателю.
Десять остряков не стоят одного талантливого человека, точно так же как десяти талантам не заменить гения.
Для поведения в жизни привычки важнее, чем правила, ибо привычка – живое правило, ставшее инстинктом и плотью. Жизнь – не более как ткань из привычек.
Досада – это злоба, которая боится обнаружиться, это бессильное бешенство, чувствующее свое бессилие.
Доставлять счастье и делать добро – вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. Пусть перестанут существовать все религии, только бы оставалась эта; у нас будет идеал, и будет стоить жить.
Достаточно заткнуть себе уши в зале, где танцуют, чтобы вообразить себя в доме умалишенных.
Женщина – спасение или гибель семьи.
Заблуждение тем опасней, чем больше в нем доля истины.
Идеальный врач – это человек, обладающий глубинным знанием жизни и человеческой души, который интуитивно распознает любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием.
Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится очевидным, смутное делается ясным, сложное – простым, случайное – необходимым.
Минуты длительны, а годы быстротечны.
Мудрость состоит в том, чтобы подчиняться всеобщей иллюзии, не будучи обманутым ею.
Мы никогда не бываем более недовольны другими, как когда мы недовольны собой. Сознание вины делает нас нетерпимыми.
Мысль без поэзии и жизнь без возвышенного – это пейзаж без неба: в нем задыхаешься.
Наш долг состоит в том, чтобы приносить пользу в согласии с нашими силами, а не с нашими желаниями.
Не тяготиться, не остывать, быть терпеливым, отзывчивым, добродушным, торопиться любить в сознании, что уже стоишь у порога вечности – вот в чем долг.
Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным.
Неизвестность есть убежище надежды.
Нельзя вылечить больного, который считает себя здоровым.
Ничто так не характеризует человека, как его обращение с дураками.
Нравственное равнодушие – болезнь слишком образованных людей.
Очаровательная женщина – та, в присутствии которой начинаешь больше нравиться себе самому.
Прекрасное превосходит возвышенное, ибо оно постоянно и не пресыщает, тогда как возвышенное относительно, преходяще и необузданно.
Притупление совести узнается из неспособности к негодованию против действий, наносящих вред человечеству.
Самоирония, отказ от иллюзий и предрассудков делают нас, быть может, свободнее, но не сильнее.
Самые невыносимые люди – это мужчины, считающие себя гениальными, и женщины, считающие себя неотразимыми.
Стремление к личному благу есть только продолжение в нас животности; человечность же начинается в человеке только с отречением от него.
Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их.
Талант с легкостью делает то, что трудно для других; гений делает то, что невозможно для таланта.
Твердость – это непреклонность и настойчивость в добрых делах.
Уметь стареть – вершина мудрости и одна из труднейших сторон великого искусства жить.
Центр нашего сознания бессознателен, так же как ядро солнца темно.
Человек, который не живет внутренней жизнью, – раб своего окружения.
Человечность начинается только там, где человек отказывается от самого себя.
Чем больше любишь, тем больше страдаешь.
Эгоистические интересы – это пережиток зверя в человеке.
Английские мудрости
Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто многого желает.
Безнадежные болезни требуют безнадежных лекарств.
Быть повешенным одинаково что для барана, что для ягненка.
Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.
Вор крадет деньги, а друг – время.
Время и течение реки не ждут человека.
Глупец может задать столько вопросов за час, что мудрец не сможет ответить на них за семь часов.
Для сделки нужны двое.
Двое неправых не заменят одного правого.
Девушке подавай только мужа, а замужней подавай уже все.
Дураки задают пиры; умные сидят за столом.
Интуиция – это то, что заменяет женщине здравый смысл.
Каждый человек – архитектор своей собственной судьбы.
Когда я поступал хорошо, я никогда об этом не слышал, когда я поступал плохо, я слышал об этом всегда.
Любовь окрыляет.
Люди, живущие в стеклянных домах, не должны бросаться камнями.
Месть – это блюдо, которое нужно есть холодным.
Надейся на лучшее, но приготовься к худшему.
Обещай медленно, выполняй быстро.
Сбереженная копейка – копейка заработанная.
Секс – дело вкуса. Для одного это плохо, для двоих – хорошо.
Слишком много поваров портят суп.
Совет адвоката ничего не стоит, пока за него не уплачено.
Спешка расточительна.
Старую голову да на молодые плечи.
Счастье и несчастье мужчины – женщина.
Терпение – это самое редкое растение, оно произрастает не в каждом саду.
Тот, кто щадит плохих, причиняет вред хорошим.
Хлеб – посох жизни.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Чистая совесть – лучшее божество.
Античные афоризмы
Благодеяние состоит не в том, что дается, а в душе дающего.
Большой город – большое одиночество.
В постоянном труде – надежда.
Время ниспровергает все, что оно же и воздвигает.
Все, что ново, – дорого, повседневное приедается.
Всякое излишество превращается в порок.
Всякому свойственно ошибаться по-своему.
Глупость – мать всех зол.
Если говорить правду, свидетели не нужны.
Если тебе не помогают врачи, пусть станут для тебя врачами следующие три вещи: хорошее настроение, покой, умеренная диета.
Жадному всего не хватает, умному всего достаточно.
Желудок – самые точные часы.
Женщина подобна общему правилу: правило, как и женщина, во многих случаях имеет исключение.
Законы помогают тем, кто о них заботится.
Запаздывает та слава, которая приходит после смерти.
Знание есть не что иное, как образ истины.
Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл.
Искусство – в умении скрывать искусство.
Истину можно преследовать, но нельзя задушить.
Каждому человеку судьбу создают его нравы.
Кого любят, того и наказывают.
Кто хочет наслаждаться прочным миром, должен уметь воевать.
Лишь одна добродетель не дается и не принимается в дар.
Лучше не знать вообще, чем знать плохо.
Лучше плакать в детстве, чем в старости.
Лысина – не недостаток, а признак мудрости.
Мы знаем столько, сколько удерживаем в памяти.
Надежда – это самое сладкое несчастье.
Напрасен гнев бессильных.
Настоящее знание – это знание причин.
Настоящее красноречие состоит в сущности, но отнюдь не в словах.
Не должно быть никакой силы над законом.
Невоздержанность – кормилица врачей.
Недостаток опыта вызывает уверенность в себе.
Несчастлив, кто никогда не был несчастным.
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым.
Ничего не делая, люди учатся делать дурное.
Ничто так не свидетельствует о мелочности, как любовь к богатству.
Обещание порядочного человека становится обязательством.
Одиночество – мать беспокойства.
Осуждение глупцов – похвала.
Открытия, вызванные необходимостью, значительнее тех, что вызваны удовольствием.
Ошибка и раскаяние – спутники поспешности.
Первые в почестях – первые в пороках.
Плохому учатся и без учителя.
По отношению к врагу все дозволено.
Победи свое сердце и гнев.
Пока дышу – надеюсь.
Порядочный, честный человек всегда простак.
Почести изменяют характер, но редко в лучшую сторону.
Почет влечет за собой обязанности.
Почет – награда за добродетель.
Право – это искусство добра и справедливости.
Притворная святость – это двойная низость.
Простота – это признак истины.
С необходимостью следует мириться, а не роптать на нее.
Сила честности настолько велика, что ее мы ценим даже у врага.
Скрывать обман – это тоже обман.
Слава – тень добродетели.
Следует всегда быть осторожным, ибо много козней против добрых людей.
Слезы в юности хранят от ошибок.
Совесть – это зритель и судья добродетели.
Справедливость без благоразумия многое может. Без справедливости же благоразумие ничего не стоит.
Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам.
Старики – дважды дети.
Супружество есть не сожительство, а согласие.
Счастлив тот, кто ничего не должен.
Тем короче время, чем оно счастливее.
У кого бывают поражения, тот и побеждает.
Удача рождает высокомерие.
Умеренность – страж жизни.
Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью.
Хорошее здоровье лучше, чем наибольшее богатство.
Частое подражание становится собственным нравом.
Честный человек боится позора преступления, нечестный – наказания за преступление.
Чревоугодие уничтожает больше, чем меч.
Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед.
Чрезмерная фамильярность приводит к пренебрежению.
Что нам дано, то не влечет.
Арабские афоризмы
Венец мужества – скромность.
Гнев глупого – в его словах, гнев умного – в его делах.
Если боишься – не говори; если сказал – не бойся.
Есть лекарство от любой болезни, если известны ее причины.
Когда гость приходит, он становится господином; когда садится – пленником; когда уходит – поэтом.
Кто хвалит в человеке то, чего в нем нет, тот насмехается над ним.
Легче дружить с диким зверем, чем с любопытным человеком.
Лучше открытый упрек, чем тайная злоба.
Любовь – подруга слепоты.
Начало гнева – безумство, а его конец – раскаяние.
Не тот умен, кто умеет отличать добро от зла, а тот, кто из двух зол умеет выбирать меньшее.
Никогда не давайте советов в толпе.
Ничтожный человек тот, кто нуждается в негодяях.
Обычно все начинается с малого, а потом растет. Только беда сначала велика, потом постепенно уменьшается.
Поддержка правды – честь, поддержка лжи – потеря чести.
Позор длиннее жизни.
Порицание – подарок друзей.
Самое дорогое для человека на чужбине – родина.
Скупой богач беднее щедрого бедняка.
Страсть к обогащению сильнее жажды.
Счастье, которое ты ищешь, подобно тени, что идет вместе с тобою: не поймаешь ее, гоняясь за нею, а побежишь от нее – она гонится за тобой.
Тот, кто меняет свои привычки, уменьшает свое счастье.
У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все.
У любви нет советчиков.
Украшение женщин – полнота, а украшение мужчин – красноречие.
Что слаще халвы? Дружба после вражды.
Аристотель
(384–322 до н.э.)
Древнегреческий ученый, один из крупнейших философов всех времен.
Родился в Стагире (греческая колония) в семье врача. Приехав в Афины, стал учеником Платона, а позднее основал собственную философскую школу. В 343 г. по приглашению македонского царя Филиппа II стал учителем царевича Алкександра – будущего Александра Македонского, после смерти которого, обвиненный в безбожии, покинул Афины и переселился в Халкис, куда за ним последовало множество учеников и где спустя несколько месяцев он умер от болезни желудка.
Аристотель обобщил достижения всех областей современной ему науки: физики, биологии, астрономии и др. Явился основоположником логики как науки, разработав теорию аргументации. Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на становление философской мысли Европы. Дошедшие до сегодняшнего дня сочинения Аристотеля можно разделить по содержанию на семь групп: логические трактаты, объединенные в своде «Органон» («Категории», «Об истолковании», «О софистических опровержениях» и др.); физические трактаты («Физика», «О небе» и др.); биологические трактаты («История животных», «О возникновении животных», «О душе» и др.); сочинения о философии, получившие впоследствии название «Метафизика»; этические сочинения («Никомахова этика», «Эвдемова этика»); социально-политические и исторические сочинения («Политика», «Афинская полития»); работы об искусстве, поэзии и риторике («Риторика», «Поэтика»).
Бедность – источник возмущений и преступлений.
Бездетные скорее разводятся: дети – это общее обоим благо, а общее благо объединяет.
Благо – возможности – это власть, богатство, сила, красота.
Благодетели больше питают дружбу к облагодетельствованным, нежели принявшие благодеяние – к оказавшим его.
Благоразумие должно быть чем-то средним между распущенностью и бесчувствием.
Блаженство состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью.
Бог выше всякой добродетели, и не добродетелью определяется его достоинство, потому что в таком случае добродетель будет выше Бога.
Большая разница, случится ли нечто вследствие чего-либо или после чего-либо.
Больше всего надо во всем остерегаться удовольствия и того, что его доставляет, потому что об этих вещах мы судим крайне пристрастно.
Большинство разногласий возникает между друзьями тогда, когда они являются друзьями не в том смысле, в каком думают.
Быть смелым – значит считать далеким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.
Быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.
В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.
В отношении к чести и бесчестию обладание серединой – это величавость, избыток именуется, может быть, спесью, а недостаток – приниженностью.
В поэзии предпочтительнее невозможное, но убедительное возможному, но неубедительному.
В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.
Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости.