bannerbanner
Большая книга имен. Полное исследование. Происхождение, история, значение
Большая книга имен. Полное исследование. Происхождение, история, значение

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

И – под занавес: хорошо, качественно подумайте, прежде чем изменить родное имя. Взвесьте все обстоятельства и последствия. Для начала же прочтите внимательно эту книгу!



О влиянии имени на судьбу

Судьба́ – всё происходящее в жизни человека, предопределённость событий и поступков, задаваемая некой высшей силой, природа которой всегда оставалась неизвестной и непостижимой. Называли Судьбу в разные времена Роком, Фатумом, Долей, Уделом и даже Планидой – тем, что «на роду написано».

Тысячелетиями человек пытался понять причины невозможности планирования своей жизни, пытался объяснить её заданность и выявить силы, какие управляют мировым порядком и его собственным существованием. Но мог лишь констатировать, что Судьба всеобъемлюща, что она непознаваема и не подчиняется его желаниям. Судьба движет всем, но делает это непредсказуемо. Не считается ни с кем, бесконечно далека от каждого, и в то же время ей есть дело до каждого.

Как только ни сетовали люди на Судьбу: и мрачная она, и бессмысленная, и безжалостная, и всесокрушающая, и неотвратимая, и капризная, и слепая… Правда, сетовали те, кому Судьба являлась как смерть, высший суд, небесная воля, либо необъяснимый случай, либо хаотическое, беспорядочное событие, либо чужая справедливость. Другие же, каких всегда было почему-то меньше, дарили Судьбу эпитетом «счастливая».

Живущие без веры считали, что Судьба действует наугад и словно калейдоскоп распределяет возможные комбинации жизни. Действия её нелогичны, хаотичны, и потому обидно случайны и бессмысленны. И всякий лишь получает выпавшую долю позитива и негатива.

Циники отмечали, что Судьба непостоянна, капризна, имеет своих любимчиков, и желчно смеётся над хроническими неудачниками. Такие называли Судьбу «везением» или «невезением».

Рационалисты уверяли, что Судьба всегда имеет план в отношении каждого человека. И каждый – актёр в большом спектакле под названием жизнь; кто-то в главной роли, но большинство – в массовке. И потому Судьба есть Предназначение или Предопределение.

Гуманисты заменяли предназначение призванием. Всякому отпущена своя мера способностей, иным даже талант или дар. Условие здесь одно: правильно распорядиться отпущенным. Выполнившему условие Судьба казалась благосклонной, и сам он был доволен своей участью, ибо реализовал свои способности.

Фаталисты же были уверены, что Судьба судит человека по делам его. Только законы в таком суде не земные, а небесные, логике человека неподвластные. Что и подтверждалось в тех случаях, когда жизнь неожиданно наказывала признанных праведников, а завзятых грешников награждала.

И все без исключения задавались вопросом: можно ли как-то изменить Судьбу, иначе – можно ли управлять Судьбой?

Первыми попытались дать ответ загадочные шумеры, жители Месопотамии (современный Ирак). 4000 лет назад судьбу «нехорошую», печальную они называли Nam – tar; а вот судьбу «благоприятную» отличали выражением Nam – du, и связывали с необходимостью человеку соответствовать своей сущности.

Весьма схожий подход практиковали древние египтяне, полагавшие, что судьба человеческая зависит от того, как соблюдал смертный закон Справедливости, охраняемый богиней Маат. Небрежный отягощал своё сердце и с трепетом приближался к весам Осириса, что ждали его у врат Загробного мира. Если сердце перевешивало перо белой цапли, положенное на весы богиней Маат, путь в светлый мир небесный закрывался и следовал нечестивый к новому воплощению на Земле, чтобы вновь учиться жить в уважении к закону Справедливости.

На Древнем Востоке обычный человек отнюдь не воспринимался как личность, был он ничтожен, мелок и бессилен перед величием Судьбы. А Судьба за редчайшими исключениями ровняла всех обывателей под одну гребёнку, причём мелкозубую.

В Древней Греции за режиссуру человеческой жизни отвечали три сестры, Мойры, воле которых подчинялись даже олимпийские боги. Лахесис назначала человеку его жребий ещё до рождения; Клото пряла нить его жизни, сплетая воедино все необходимости; Атропос неотвратимо приближала будущее, повелевала предопределённому свершиться и хладнокровно перерезала жизненную нить человека в урочный час. Такую предсказуемую безысходность греки компенсировали богиней слепого (счастливого!) случая именем Тюхе, что задавала судьбу броском игральных костей: «как выпадет».

Ветхозаветные евреи советовали человеку, убеждённому в завершении своей земной миссии: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» Такой совет следовал из вековой мудрости, гласившей, что «порочные и невежественные будут мертвы ещё при жизни, и годы нечестивых сократятся, а кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих». Избежать такого неприятного удела можно было только праведной жизнью, иначе – планированием собственной судьбы. Посмертной…

Христианство, зародившееся на ниве иудаизма, оставило все нити Судьбы в руках Бога. Человек был объявлен изначально греховным и всей своей жизнью был обязан искупать первородный грех Адама и Евы. При успехе человек обретал благодать и спасение души. Впрочем, и здесь последнее слово оставалось за Творцом!

У арабов-язычников имелась «манна» – определяемый каждому персональный удел; имелось у них и «дахрун» – безликое и равнодушное Время, царившее над миром живых. С зарождением ислама Коран отринул языческие представления о Судьбе и дал новую доктрину божественного предопределения – «кадар», какая служила выражением абсолютной воли Всевышнего. Слепая Судьба уступила место высшей справедливости, пусть и не всегда очевидной для мусульманина.

Славяне понятие судьбы выражали словом Доля. А была Доля добрая, что приносила счастье, и Доля злая, имевшая множество лиц: недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нужда, бесталаница, кручина, бессчастье. Главное же заключалось в том, что судьба каждого человека представлялась частичкой всеобщего блага, выделенного при рождении. «Специалистами» по наделению благом у славян почитались Род и Рожаницы. Род воплощал в себе единство потомков от общего предка, а Рожаницы отвечали за составление судьбы новорождённого. Родившим дитя повитухи не давали спать три дня и три ночи, чтобы не подкрались Рожаницы и не наговорили недобрую судьбу малышу. Для наговора доброй судьбы ждали их в иное время. К слову: отголосок такого обычая проявлялся в культе фей-крёстных в сказках соседних народов (вспомним Золушку). В общем же Рода и Рожаниц чтили духами Судьбы, каковых в Средние века христианство успешно заместило Богом, Богородицей, и некоторыми святыми персонажами.

В начале века XX в греческой монастырской республике Афон возникло догматическое мистическое учение Имяславцев, предложивших радикальную вещь: «Имя Бога есть Сам Бог; но Бог не есть имя». Что декларировало идею о незримом присутствии Бога в Божественных именах. Иными словами, наречение человека именем по церковным канонам обеспечивало божественное присутствие в его личной Судьбе. Судьба переставала зависеть от «броска костей», а каждое событие являлось «посланием» Творца человеку. Если понимал человек знак небесный, то поступал верно и тем влиял на течение собственной жизни. Радикальность заключалась и в том, что человек настойчиво искал пути воздействия на собственную Судьбу.

А возможно ли радикально изменить свою Судьбу?

Мудрые китайцы понятие судьбы обозначили иероглифом ming (мин), отображающим предопределение, допускающее возможность свободы. Иначе говоря, сыны Поднебесной серьёзно полагали, что предопределение не железная данность и его можно изменить, если знать методику. А методика заключалась в том, чтобы человек стремился познавать все веления Неба, но следовал только правильным! Философ Конфуций за пять веков до н. э. сформулировал базу подобной методики: «Не отрицай Судьбу. Следуй ее движению. Умереть, исчерпав свое Дао (свой Долг), – значит изменить судьбу».

В Древнем Египте судьба человека задавалась могущественными богами при его рождении. Однако небожители могли и пересмотреть собственное решение, если человек непотребными деяниями утрачивал их милость и расположение.

Методика работала, но не давала ответа на вопрос: что сильнее, предопределение или свобода выбора человека? Греческий философ Платон утверждал, что души выбирают свой жребий ещё до рождения. Перед вояжем в земную реальность пьют души из реки забвения Леты, чтобы утратить Знание. Торопливые и алчные пьют много, и трудно им потом вспомнить СВОЁ предназначение. Трудно и следовать ему…

Свободу выбора считали древние уникальным даром, отличающим человека от животного. На том понимании возникло учение стоиков, веривших в божественное Провидение. Какое, по их мнению, не задаёт железную последовательность событий, а скорее создаёт условия, в каких всё живое рождается и развивается в земной реальности. Задача человека – научиться слышать зов Провидения и следовать ему. Провидение (Судьба) дарует человеку испытания соразмерно его силам и терпению. В этом даре и видели стоики свободу выбора: человек должен встречать во всеоружии все вызовы Судьбы и становиться сильнее. Испытания лишь закаляют сильного…

Буддизм пошёл ещё далее: Судьбу он целиком вверил рукам человеческим. А закон Справедливости адепты учения просветлённого царевича Шакья Муни (Будды) называли Кармой. Ум человека омрачён и потому несвободен; но способен рассеять омрачение усилиями воли и поступками. Или же ввергнуть свой разум в ещё большую тьму…

Итоги таким многовековым нравственным исканиям в XV веке подвёл итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола. Человека он назвал творением Божиим. Но незавершённым. Последние мазки на полотне творения человек должен нанести сам. Своей волей. Своим выбором. Своими деяниями, иначе – поступками, чувствами и мыслями, то есть действиями на физическом, психическом и ментальном планах существования.

Корень слова Карма на санскрите означает «действие». Карма и есть закон действия, по которому поступки на любом плане существования рано или поздно обязательно возвращаются к своему источнику, к своей причине. Из понимания такого основной закон Кармы можно объяснить простыми словами: «Что посеешь, то и пожнёшь». Прав, категорически прав был апостол Павел, предостерегавший винить в своих проблемах других; прорастает посеянное самим человеком. Отсюда вывод: человеку нужно всегда и качественно думать о том, ЧТО он сеет. Обдуманный выбор ведёт к прогнозируемым последствиям. И потому обдуманный выбор можно считать первым инструментом человека – садовника, растящего дерево своей жизни. Судьба и является в образном смысле деревом, в корнях которого происходит рождение человека. Миновав очередной отрезок жизненного пути, человек делает очередной выбор, каковой определяет следующий отрезок. Осознанный выбор улучшает качество жизни; спонтанный, как правило, ведёт на понижение. Временна́я точка выбора всегда в месте разветвления дерева. В кроне их множество. Реальную кривую своего пути, как и его длину, человек может увидеть только в преклонных годах, когда жизнь в основном прожита. И Судьба стала видимой. И вызывающей довольство или сожаление. Многие задумываются у Кромки бытия, могли ли они в какой-то момент времени изменить Судьбу? Либо же сплав по течению жизни зависел только от Судьбы заданной? Сохранившие ясность мысли и накопившие мудрость понимают, что Судьба никогда не поддаётся грубой корректировке. Иначе все люди стали бы безвольными куклами в руках неведомого Кукловода. Понимают мудрые и то, что Судьба не читается заранее. Никем и никогда. Иначе столь вожделенный смысл жизни, какой многие ищут долгие годы, будет определён людям всё тем же Кукловодом. Чужая воля – чужой выбор – навязанная Судьба. А ведь человек создан по образу и подобию Божьему, и главным критерием здесь служит дарованная Создателем свобода воли, иначе – свобода выбора самим человеком.

Тогда вновь возникает вопрос: что же такое Судьба? И следует новая попытка осмысления этого величайшего феномена на новом уровне анализа. Говоря канцелярским языком, Судьба – это автобиография, которую невозможно изменить честным способом, как невозможно честным способом переписать историю. Невозможно изменить, находясь в конце пути! Оглядываясь назад, вздыхая в осознании непоправимых ошибок и упущенных выгод. Потому что в ином случае это было бы не изменением Судьбы, а способом прожить ещё одну жизнь, что в принципе невозможно по закону Природы. Апелляции Природой не принимаются…

Но что, если вернуться к образу Дерева и внимательно посмотреть на точки Выбора? Взгляд из рабочего пространства проявляет очевидную истину: Судьба – это воплощаемый результат последовательного выбора человеком своего пути, от момента рождения где-то глубоко в переплетении узловатых корней, до неизбежной смерти на тоненьком стебле в самой гуще кроны. Но ведь решения в точках Выбора человек принимает и реализует сам. Как правило. А с помощью чего? А с помощью специальных «садовых» инструментов. Вот тут-то и прячется самое сокровенное, на что обычно люди не обращают должного внимания. Невнимание от непонимания. Роли. И эффективности инструментария!

В 20-х годах XX столетия русский философ А. Лосев опубликовал эссе «Философия имени», где дал неожиданную и глубокую трактовку ролевой сути имени человеческого: «В любви мы повторяем имя и взываем к любимому через имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени… Именем и словом создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир».

В те же времена Павел Флоренский, получивший серьёзное научное образование на физмате МГУ и духовное в Московской духовной академии, всецело отдался изучению метафизики (первоначальной природы реальности) слова и имени человеческого. Как священник он утверждал, что канонизированные святые имели определенный склад личности и определенную «кривую жизненного пути». И житие их «писалось по имени, а не по житию – имя». Иначе говоря, имя отец Павел считал формообразующей силой, некой эмблемой и выражением типа личности, её духовного строения. Правота Флоренского небесспорна, но мысль, поданная им, ведёт человека к необходимости разумного следования букве и духу своего имени. И в следовании том честно́е имя достойно живущего человека может служить эффективнейшим инструментом созидания Судьбы. Не более и не менее!

Существует мнение, что имя оказывает влияние на судьбу человека. Великие умы рода человеческого не подтверждали это прямо, но порой допускали мысль, что имя всё же играет какую-то роль в судьбе человека. А может ли быть иначе?

Если родители:

• осознанно выбирают имя своему ребёнку;

• сообщают ему в возрасте понимания значение и смысл имени;

• в процессе воспитания в нужное время напоминают смысл имени;

• мягко направляют поведение малыша в едином русле с программой имени;

• приводят в пример великих и достойных носителей этого имени;

• обращают внимание на соответствие поступков смыслу имени;

…то подсознание растущего человека в определённый период его жизни может вдруг выступить неким Судиёй, мерилом собственных поступков. Т. е. устанавливает соответствия, одобрения и запреты в поведении. Но такая реакция ярко выражена у людей с высокой организацией духа, таких же немного. В большинстве случаев внутренний Судия обеспечивает спорадический успех, что тоже весьма неплохо для человека. Голос такого Судии люди принимают за голос Совести…

У людей верующих имя ассоциируется с именем святого, воспринимаемого как сугубо положительный пример высоконравственного и осознанного поведения и отношения к жизни.

С точки зрения материалистов-учёных имя выступает как комбинация звуков, неизбежно оказывающих определённое воздействие на нервную систему человека.

Как это объяснить?

Существует лечение цветом, и современной наукой установлено воздействие цвета на состояние тела и духа. Врачи рекомендуют обустраивать интерьер спальни или детской комнаты в тёплых, природных пастельных тонах. Потому, что такой цветовой фон успокаивает, формирует хорошее настроение и чувство удовольствия от нахождения в таком помещении.

Наши северные соседи – финны – оборудуют сауны системами переменной подсветки, опять же для создания того или иного настроения, выработки определённых эмоций.

Аналогично этому воздействие на состояние человеческого организма запахами. В медицине существует отдельная область немедикаментозного лечения – ароматерапия, известная, к слову, ещё древним целителям. Синтезирование аромасмесей избирательно воздействует на организм человека, на его настроение и состояние духа.

Всякое лекарство с химической точки зрения – рассчитанная комбинация ингредиентов. Лечебная эффективность препарата зависит от состава (комбинации) полезных веществ, их дозировки и условий применения.

И наконец, воздействие звуком. Звук может быть:

• источником удовольствия от воспроизведения музыки, голоса любимого человека;

• приятным фоном: шелест листвы, пение птиц, лёгкий ветерок, журчание струй и т. д.;

• лекарством в физиотерапии;

• оружием разрушения.

К слову: Библия содержит рассказ об акустическом оружии чудовищной разрушительной силы, применённом при штурме древнего Иерихона (Книга Иисуса Навина; глава 6). Отношение к Библии – вопрос личной веры; но звуковое оружие существует, и его военное применение запрещено всеми цивилизованными странами специальной Конвенцией…

Всякий из нас ощущал в себе перемену внутреннего состояния или настроения при прослушивании музыки. Врачи практикуют лечение классической музыкой, или т. н. музыкой «для релаксации»; она успокаивает, настраивает на мирный лад, приносит умиротворение. А умиротворение есть не что иное, как состояние согласия с миром, с природой, т. е. гармония чувств. То же можно сказать о некоторых иных стилях или жанрах музыки. Но не обо всех. Тяжёлый рок металлический рок, и некоторые альтернативные стили, напротив, зачастую будят у психически неустойчивых людей энергию протеста, разрушения и агрессии. Не в осуждение авторов и поклонников данной музыки, но в констатацию факта: история не знает случаев, когда после концерта классической музыки, музыки диско, бардовской песни и т. п, слушатели бросались избивать прохожих и переворачивать автомобили. И напротив…

Подобные рассуждения можно свести к тому, что сочетание звуков имени является само по себе неким акустическим кодом, затрагивающим определённые струны души у носителя имени и у окружающих. Характер человека, его нематериальное, подсознательное восприятие окружающими неизбежно вступают в повседневное на ментальном уровне соприкосновение с личным звуковым кодом – именем человека, и тогда возникают мысли, оценки, суждения, мотивы и поступки. А это и есть движение судьбы.

Заключение

Строитель своей жизни, он же «садовник» своего Древа жизни, имеет в своём распоряжении множество инструментов для воздействия на собственную Судьбу. Что возможно только в режиме «онлайн» и только в точках Выбора. Качественный уровень родителей, генетическая наследственность, воспитание, образование, принятие друзей и сослуживцев, накапливаемый опыт, личное самовоспитание, среда обитания, состоявшиеся акты Выбора, учёт случайностей… – всё это «садовые» инструменты для ращения Дерева жизни, иначе – собственной Судьбы. В соавторстве с Заданностью, Предопределением, Предназначением и т. п. Среди них собственное имя – совершенно равноправный инструмент. Если им пользоваться не как бездумной кличкой, но в соответствии с его назначением и внутренней программой. И если выбирать имя осознанно и относиться с уважением.

Возможно, в древнем поверье о том, что в момент выбора имени ребёнку на родителей нисходит наитие свыше, что-то есть?.. И если действительно «что-то есть», то ответ на вопрос – «влияет ли имя на судьбу?» – в сознании каждого может обретать контуры очевидного. Выбор за каждым…

О влиянии имени на характер

Характер – совокупность свойств и качеств человека, какие определяют его поведение, оказывают влияние на поступки и образ жизни и участвуют в формировании отношения к человеку других людей. Характер во многом определяет качество жизни человека, отражается на его взаимоотношениях с внешним миром и определяет авторитет человека в обществе. Зависимость здесь серьёзная и взаимная, поскольку человек, живущий в обществе, не может быть свободен от общества. И важно человеку, каким его воспринимают окружающие. Как важно и то, как окружающие воспринимают характер человека.

Общительность и чуткость, отзывчивость и милосердность в одних и полярно противоположные черствость и грубость, равнодушие и безжалостность в других; трудолюбие и добросовестность, ответственность и решительность с одной стороны, и неприятные леность, недобросовестность и безответственность со стороны противоположной; уважение к себе и здоровая гордость, достоинство и скромность против эгоизма и пустого тщеславия, эгоцентризма и нахальства… – так сосуществуют в различных индивидах качественные грани характера. Иные из них определяются генетическим наследством, другие – условиями существования, третьи – воспитанием, четвёртые – мечтами (!) и амбициями, пятые – личным выбором.

Что именно формирует характер – тайна великая есть. Человек порой страдает от собственного характера и заставляет вольно или невольно страдать окружающих. Осознание «ущербности» собственного характера может вызывать желание как-то исправить его, откорректировать какие-то качества для более комфортного сосуществования с людьми. Но как?..

Изменить характер всегда считалось делом крайне сложным, почти невозможным, ибо человеку проще скрыть некомфортные для окружающих качества, нежели избавиться от них. Но теоретически – возможно. Многие, очень многие за тысячи лет цивилизационной истории задумывались о такой возможности. Преуспели же очень, очень немногие. Очевидно – те, кому удалось нащупать работающую методику или выбрать верные средства. У каждого они свои. Подход к такой благородной затее всегда индивидуален, как неповторима каждая личность, обладающая уникальным набором свойств и качеств.

Но есть и общие способы и средства воздействия на характер, среди которых – имя человеческое. Часто непонимаемое своим владельцем, затёртое в бездумном употреблении и воспринимаемое как заурядная кличка для отличения хозяина в толпе подобных, словно адресный штамп. А ведь замысел Творца предусматривал иное восприятие имени, наполненного смыслом и содержащего в себе программный и программирующий поведенческий комплекс. Люди, мнящие себя мудрейшими на Земле, царями Природы и хозяевами мира живой Природы, пользуются именем – сложнейшим информационным инструментом, словно примат микроскопом. Оптическим чудом можно орех разбить, треснуть конкурента в брачных играх, в лучшем случае поиграть солнечными зайчиками в отражении линз… А можно буквально видеть картину микромира, наблюдать происходящее в нём и извлекать из такого созерцания пользу великую для человека и человечества. Различие в том, что второй подход основан на целевом, осознанном использовании инструмента, в соответствии с его назначением. Отчего же подход к имени собственному стал напоминать подход примата к микроскопу?.. Дискуссия в этом вопросе может стать бесконечной, но при этом не дать прямого ответа на риторический вопрос: что делать?

А сделать кое-что можно. Если следовать старому доброму совету: «если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». В нашем случае – измени отношение к собственному имени. Начни, наконец, уважать своё имя. Научись ощущать его содержание, чувствовать его скрытую силу и его личностную задачу по отношению к тебе! «Договорись» с собственным именем о том, чтобы из заурядной и привычной звуковой бирки имя вернулось к своей изначальной реальности.

Уважительное и разумное отношение к имени может открыть перед человеком новые для него и порой неожиданные возможности. Например – возможность посредством имени воздействовать на собственный характер! Именно так…

Предвижу иронические возгласы оппонентов: «что-то не чувствую я такой силы в каком-то имени!» Вот именно: пока человек относится к своему имени как к «какому-то», иного результата и не будет. Не почувствует он силу своего имени! И не сможет воспользоваться ей.

А чтобы почувствовать, и получить преференции, нужно потрудиться. Над собой. Над своим разумом. Над своими чувствами. И процесс этот потребует времени и стараний немалых.

Впрочем, всегда находятся люди, склонные к мелкому авантюризму, какие без труда стараются… выловить вожделенную «рыбку Знания» из «пруда Возможностей». Что проще: возьми печатный труд известного в начале XX века писателя – имяславца под названием «Философия имени», раздели забытый и сложный для восприятия текст на части и снабди их комментариями. Цветистыми и «убедительными» для легковерных. Так окололитературная шпана и поступает. Смысл их комментариев в том, что всякий носитель имени обязательно обладает определённым набором характерных качеств. Например: «…в отношениях с женщинами на первый план выходят такие качества Жени, как лёгкость, общительность и чувство юмора, он галантный кавалер… равновесие между подвижностью и спокойствием сохраняется у Евгения на всю жизнь… он не сторонник силовых методов решения споров… на работе Евгений вряд ли станет из кожи лезть, но шанс продвинуться постарается не упустить».

На страницу:
2 из 4