bannerbanner
Двойная жизнь профессора Ястребова
Двойная жизнь профессора Ястребова

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

– Моё мнение: случившееся – это результат философии убийцы и образовавшихся на этой почве инстинктов. Ястребов, несомненно, глубоко образованный человек, талантливый учёный, исследователь истории. Как личность незаурядная, он воспылал любовью в первую очередь к самому себе, и уже через призму собственного величия оценивал мир и с позиции себя-«бога» собственноручно как бы руководил этим миром. Такие иррациональные личности, как Ястребов, вполне могут быть не только фаталистами, но и нарциссистами. Ястребов полагает, что способен оказывать решительное воздействие на действительность, менять судьбу мира, людей, и свою собственную. К нему отнюдь не подходит поговорка «Дурак считает себя умным. Умный переживает, что недостаточно умён». Он-то как раз тот умный, который знает о своём уме, и этим превозносится. Эпатажный, тщеславный, он склонен к яркой аффектации, но не к конформности. Другими словами, он не просто уверен в верности выбранных им жизненных ориентиров, но он вжился в придуманный для себя образ, и уже ни при каких условиях не в состоянии из него выйти. Это актёр, забывший после выхода из театра, что он актёр, и продолжающий до самой смерти играть заданную ему роль. Он находится в пограничном состоянии между самоконтролем и обсессией, том состоянии, когда навязчивые мысли уже выходят из-под контроля и человек рискует превратиться в параноика. Историка Ястребова я бы назвал не просто продуктом нашей среды, но и её символом. Это, если хотите, пример глубокой трансформации личности в переломный и судьбоносный для страны период отречения от былого.

– Вы имеете в виду эпоху девяностых? Распад СССР?

– Можно и так выразиться. Но я бы хотел ещё глубже смотреть на эту проблему. Ястребов – это некая субстанция, впитавшая в себя то, что мы назвали бы ассоциальным, а также вражеским нашему национальному духу истории. Он тот, кто не принял ничего своего на той земле, где его родила мать, воспитали родители. В простонародье таких называют выродками. Почему это с ним произошло? Однозначного ответа дать нельзя. Можно лишь задавать вопросы. Не потому ли начались перекосы в общественном сознании, что произошла революция, или, как сегодня мы говорим – переворот, в 1917 году? И потом на обломках некогда великой державы выросла другая, тоже по-своему великая, держава. Но и её не уберегли. Новый переворот. Новый распад. Всё это, полагаю, на генетическом уровне срикошетило и затем шибануло по психике наиболее чувствительной части последующих поколений. Известно, что яркие личности с кодом гения чутко реагируют на подобные исторические и национальные раздражители. Эти гении как раз и восприняли, впитали в себя дребедень исторических пертурбаций. Это стало для таких, как сир Ястребов, на уровне подсознания подспудной внутренней памятью о случившихся трагедиях в истории его народа. И внутренняя память отторгла данный стресс, а личность – взбунтовалась. После чего код гения стал раскручиваться по своим законам в противоположную от общепринятых норм сторону. В итоге он дораскручивался до той точки, откуда пошли источники волн разрушения. В случае с другим гением, быть может, эти волны могли дойти до более ранних веков. У каждого свои реагенты и свои реакции. У Ястребова цикл взаимодействия с прошлым остановился на фазе наполеоновских свершений и побед. И вот там и стал жить. Или, скажут иные, забуксовал. Застрял. Как бы то ни было, Ястребов стал носителем не просто идеи наполеоновского триумфа, он стал носителем вируса ненависти по отношению к нашей Родине. Всё иное, то бишь французское в его случае, им превозносилось и вызывало в его душе бешеный патриотический духоносный подъём. Всмотритесь в его глаза, в его лицо на этих, размноженных в интернете, видео и фото. Сколько искреннего пафоса, веры в победу, желания идти и сражаться до конца. Но пафос во имя чего? Сражаться за победу какой страны? Неужто России-матушки? Ну, вы понимаете, о чём я. Его реконструкции «понарошку» были на самом деле не иллюзорны. Это не были миражи в его понимании, потому что это лишь было отражение той внутренней реальности, которая существует в его голове.

– И какой вывод вы хотите сделать? Есть ли у вас ответ на вечные вопросы: кто виноват? Что делать?

– Как я уже сказал, ответа однозначного нет. Вместо ответа есть много вопросов. Но если вы хотите, чтобы я подвёл черту, сделал конкретный вывод, то это прозвучит, быть может, примитивно. В моём понимании Ястребов – это проекция прошлого на сегодняшний день. Его матрица – сверхъестественное нечто. Инаковость. Перевёрнутость. Условно называется эта матрица – Наполеон, расшифровывается как враждебность к сегодняшнему дню – не только русского, но и любого другого мира. Можно сказать и шире: это враждебность вообще к людям, потому что они – ниже Наполеона, ниже Ястребова. А значит, это отторжение любого человека. Это, если хотите, ницшеанство. Ненавистничество, проистекающее из мании величия. Но я бы не спешил называть Ястребова маньяком. Что касается жертвы, несчастной, задуренной им, девушки. Она в восприятии нашего русского Наполеона – ещё один допинг для развития его эгоцентрической идеи возвышения над всем и вся. И как только он учуял попытку бунта с её стороны, он стал воспринимать её как антагониста, как представителя вражеского лагеря.

– Когда вы говорите о вражеском лагере, вы имеете в виду историю противостояния Ястребова и писателя Иннокентия Отлыгина?

– И это в том числе. Таким образом, аспирантка, объявив о решении прекратить отношения с Ястребовым, превратилась в объект ненависти. Но поскольку Есеева не только соратник профессора по научной деятельности, но и его любовь, то результат получился сногсшибательным. И это ещё одно научное достижение профессора. В теории Ястребова любовь и ненависть можно совместить в коктейле лишь с помощью одного средства – убийства.

– Я вас правильно понял: вы ищете символизмов? И что …? Подразумеваете под убийцей, м-м-м, образ Франции, а под его жертвой образ России? Расчленяя свою русскую любовь, новый Наполеон тем самым расчленял Россию? Вы это хотели сказать?

– Оригинальная трактовка. Однако. Гм. Заслуживает дополнительного осмысливания. Но в моём варианте не совсем так. Может, сам Ястребов и считает себя победителем в схватке с той, чья юность вызывала в нём ревность. Но ведь на самом деле, он потерпел поражение. Убив аспирантку, он показал не только свою бесчеловечность, безграничную жестокость, но и продемонстрировал слабость. Пойдя на убийство возлюбленной, он признал своё бессилие там, где требовались воля, благородство, великодушие. Это поступок слабого, малодушного человека, проигравшего животным инстинктам.

– Вот за эту мысль я и хочу ухватиться. Итак, животные инстинкты. Кто из наших радиослушателей хочет высказаться? Напоминаем, в прямом эфире – «Час открытого мнения». Звоните. Высказывайтесь. Обсуждаем резонансное убийство с расчленением. Историк Ястребов и его лебединая песня Есеева. Есть звонок из Твери. Слушаем вас.

– Добрый день. Я бы хотел вспомнить о таком понятии, как институт совести, духовная база оного заложена при рождении в каждом человеческом естестве. Церковь связывает наличие совести с Божественным началом. На языке церкви совесть называется голосом Бога. Независимо от того, хочет или не хочет кто-то верить в Бога, он имеет в себе Его голос. И чем более развита в человеке совесть, тем ближе он к Богу, даже если и не верит в Него. Все люди слышат в себе этот живой голос, но одни слышат явственно, другие слегка, одни к нему прислушиваются, другие нет. Так вот, те, кто игнорируют совесть, попадают в зону риска. Они выбирают тропу животных инстинктов.

– А кстати. Пришло на ум. Из воспоминания Андрея Тарковского о своём детстве – отец на вопрос сына, существует ли Бог, ответил: «Для неверующего – нет, для верующего – да!» Нам звонят из посёлка Добромыслово. Слушаем вас.

– Здравствуйте. Меня зовут Михаил Анемподистович, мне восемьдесят пять лет. Всю жизнь проработал учителем истории в школе. То, что сейчас показывают по телевизору про историка Ястребова, меня лично не удивило. Я прожил долгую жизнь, но имею до сих пор ясный разум. Поэтому вы можете доверять моему мнению. Считаю, такие явления, как Наполеон Ястребов – естественное следствие распада мира. Мир движется к концу. То, что когда-то было для нашей страны за железным занавесом, теперь вошло в наши дома и в наше сознание. Растление мозгов, опустошение душ – всё это принёс нам западный и американский мир с их аморальными ценностями. Ястребов – продукт падшего мира. И хотя большая часть его жизни пришлась на советский период, он оказался в зоне риска, поскольку с детства влюбился в Наполеона. Я говорю упрощённо, вы понимаете. И его преклонение перед Францией затмило ему мозги, мораль, совесть. И вот что в результате мы имеем на сегодня. В лице Ястребова жизнь показывает, что может случиться с нашим обществом, если мы и дальше будем слепо копировать западный образ жизни, поклоняться американским идолам бездуховности и бессовестности.

Глава 14.

debilus.ru. Психотерапевты. Обсуждение темы: «Нарциссизм профессора Ястребова?»


Свободное общение. Психологи. Статьи. Консультации. Форум.

Анна Баркасова, психолог, магистр когнитивно-поведенческой психотерапии:

Изучение поведения, поступков Андрея Михайловича, в одночасье превратившегося из всемирно известного учёного во всемирно известного расчленителя, убедило в верности моей гипотезы о его перверзном нарциссизме. Вспышки гнева, хамство, взрывные поступки, необдуманность поведения, зацикленность на собственном «я», преувеличенное доверие личным фантазиям, нетерпимость, повышенная требовательность к окружающим. Стремление подчинить себе всех, и ярость в случае сопротивления его воле. Если потакать такому человеку, то в условиях вседозволенности черты этой разрушающейся личности ещё активнее деградируют. Безнаказанность – вот питательная среда для подобного сорта сумасшедших. Остаётся пожалеть тех, кто втянут в орбиту внимания «наполеонов». В данном случае речь о болезненных взаимоотношениях Ястребова и Есеевой. Профессор к тому же, несомненно, мучился мыслью о сорокалетней разнице в их возрасте, это порождало неизбежный комплекс неполноценности. Любой дисбаланс в отношениях грозил вылиться в трагедию. Что и случилось, когда в пылу ссоры девушка оскорбила профессора. Грубое слово сыграло в случае с безумным в своих чувствах Ястребовым роковую роль.

Екатерина Ершова, клинический психолог:

Анна Баркасова, вряд ли судебные психиатры согласятся с вашей гипотезой. Если и есть нарциссизм, то лишь некоторые его элементы. Мой прогноз: психолого-медицинская экспертиза констатирует органическое расстройство вследствие возрастных изменений.

Вероника Тихонова, психолог:

О, да там букет диагнозов. Всяких. И не только органических.

Алла К.:

Ужасная история! Всё общество взбудоражила эта трагедия. Вопросов остаётся много. Но вряд ли это убийство – случайность.

Елена Чистякова, психолог:

Отношения и последующий кошмар между стариком Ястребовым и юной Есеевой – это за гранью понимания. Урок для родителей. Даже с детьми вынуждена была беседовать о случившемся.

Виноградов Н.П., врач-психотерапевт:

Предварительно ставлю диагноз Ястребову: нарциссическая патология. Шизофрения.

Татьяна Коржова, семейный психолог:

Длительно сдерживаемая агрессия обязательно вырвется вовне, если человек склонен к паранойяльной и шизоидной психопатии. Страшно, конечно, всё это.

А.Г., клинический психолог:

Похоже на антисоциальное личностное расстройство.

Zdanov:

Уверен, Ястребов находится в пожизненном состоянии перевоплощения. Хронический отрыв от реальности. Абсолютная зависимость сознания от идей выбранного им кумира, зацикленность на внутреннем идиотизме. Потрясает, что никто из окружения Ястребова за эти несколько десятков лет его прогрессирующего сумасшествия не поднял вопрос о необходимости изоляции как опасного для общества индивидуума. Подобные превентивные меры уберегли бы и его самого, и его близких от многого нехорошего.

Инна Игнатьева, психолог:

Подобное, к сожалению, не впервые. Когда бурная любовь переходит в стадию ревности, преследования, побоев, а заканчивается самым страшным образом. Как в случае с маньяком Ястребовым.

Жанна Жарова, психолог:

Диагноз Ястребова – многоплановый. Мания величия в сочетании с психотическими свойствами, и это видно по тому, что он явно потерял связь с реальным миром. Заметно, что у маньяка Ястребова шизофрения нарастает.

Пётр Антонов, гость:

Ястребов Андрей Михайлович – человек-ребёнок. И это не метафора. Это диагноз. Разве можно судить пятилетнего мальчика, в пылу драки прибившего младшего брата? Как будет вести себя пятилетний мальчик после совершённого им убийства? Будет ли он раскаиваться, а если будет, то насколько долго? Чем он будет заниматься после убийства? Ответ: опомнившись, пятилетний убийца поймёт, что сделал плохо, попытается тем или иным способом «замести следы», чтобы родители не отругали, ну, и на этом его раскаяние закончится. Он возьмётся за игрушки и будет бегать по двору с мальчишками. Он испугается, когда преступление откроется, потому что увидит слёзы родителей, да ещё получит взбучку. Но уже очень скоро больше всего на свете он будет желать вновь погрузиться в детский мир шалостей и удовольствия. А теперь вспомним, как вёл себя Ястребов после преступления? Он продолжал играть в свою работу и во встречи с друзьями. И именно это было у него на первом плане на следующий день после трагедии, потому что мы имеем дело не со взрослым, а с ребёнком в оболочке взрослого. Ему требовалось сначала получить какую-то порцию обычных повседневных радостей. А потому была работа, были гости. И лишь после этого он стал заметать следы, ну так же, как сделал бы трусливый мальчик, чтобы избежать родительской порки и чтобы сохранить свой мир игрушек и конфет. А как ведёт себя Ястребов за решёткой? Он радуется, что выполнили его просьбу и принесли добрые и весёлые книги. Научные, по его признанию, сейчас в него просто не лезут. Ему требуется залечить душевную каку-бяку добрым и весёлым чтением. Он просит смертной казни? Неужели ему так тяжко из-за совершенного им преступления? Ответ самого Ястребова: он просит себе смертную казнь, потому что лучше смерть, чем пожизненно за решёткой, да ещё в обществе убийц и насильников. Для него вот это страшно – лишиться игрушек, той сцены, переполненной реконструкциями, играми, утехами. А что тюрьма. Это нудно. В этом весь он, человек-ребёнок. Он воспринимает случившееся на своём, ребячьем, уровне. Это как пацан, у которого взрослые вырвали из рук планшет с мультиками.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6