bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
10 из 10

Анна Петровна вышла замуж по любви за человека сложной судьбы, который, однако, обладал одним бесценным качеством – был светел душой. Сергей Александрович Богомолов родился в Москве в семье богатых домовладельцев. Старожилы, должно быть, помнят богомоловские доходные дома у площади трех вокзалов. Родители умерли в 1914 году в один день и один час. Мальчику только минуло 11 лет. Опекуны, получив солидное наследство, тем не менее определили мальчика в приют при храме Христа Спасителя. Здесь готовили мальчиков для церковных хоров. У Сергея оказался прекрасный голос. В Гражданскую войну приют перевели во Введенский монастырь под Покровом. Архимандрит Павел взял мальчика под свою опеку. Сергей потом его самого опекал до смерти. По закрытии в двадцатых монастыря переехали старый и младый в Петушки. Здесь кое-как перебивались совершением треб, Сергей пел на клиросе, а жили где придется. У молодого человека был завораживающий своей красотой тенор. В начале тридцатых певчего по доносу арестовали «за контрреволюционную деятельность». Год работал на Беломорканале. На это время архимандрита приютил у себя в Молодилове известный нам по книге «На рассвете души» Михаил Павлович Гришин. По возвращении Сергей опять взял заботу о старце на себя. Последнее время жили с ним в старой баньке Дмитрия Федоровича Ляпакина, что стояла по-над речкой Березкой у моста напротив церкви через тракт. Вскоре архимандрит Павел умер и стал первым священником, похороненным в ограде петушинской церкви. Он открыл список славных имен.


Столетний юбилей. Анна Петровна Богомолова с дочерью Евгенией и племянником Владимиром Ивановичем Бакановым. Всем вместе 250 лет


Однажды кто-то из именитых проезжих, простояв службу и восхитившись чудесным голосом певчего, настоятельно порекомендовал Сергею съездить в Московскую консерваторию. Решать один он, однако, не мог. К этому времени Сергей Александрович уже обвенчался с Анной Петровной. Жена поддержала мужа. В Москве абитуриента прослушали 14 профессоров. Все они рекомендовали администрации принять молодого человека в Консерваторию. Но учиться можно было только на вечернем отделении. У четы появилась уже маленькая Евгения. Семью надо было кормить. Два года ездил студент по выходным в Москву и занимался по классу профессора Адена. Тот не скрывал своей радости от успехов подопечного. Все, однако, неожиданно оборвалось. 26 октября 1937 года Сергея Александровича арестовали, а через три дня расстреляли. Потеряв за один год отца и мужа, оставшись с малым ребенком на руках, Анна Петровна не упала духом, не растерялась… Вера ее спасла. Церкви она отдавала что могла, хотя могла немного. Работала бухгалтером, получала гроши, однако церкви помогала. С 1942 года по 1977 год тайно вела ее бухгалтерию. Почему тайно? Да потому, чтобы не думали некоторые, что она зарабатывает, ну и чтобы на работе не знали. Меньше проблем.

Про другого прихожанина, а потом пономаря мы уже знаем по рассказу «Аленький цветочек» из предыдущей книги «На рассвете души». Михаил Павлович Гришин – это тоже легенда храма. Он был свидетелем всех событий, связанных с храмом, и радостных и грустных. Об одном всегда вспоминал со слезами. В начале тридцатых это случилось, «аккурат была родительская, под масленицу», приехали уполномоченные, сломали запоры и ринулись на колокольню. Помешать им было невозможно. Начали сбрасывать колокола. Некоторые от удара раскалывались. Народ плакал. Потом на колокольню со временем удалось вернуть только маленькие.


Е. Х. Овсянникова, мать Маргарита и отец Иосиф Потапов у гроба почившего настоятеля Свято-Успенского храма отца Петра


Добром поминают тетю Фросю, Евфросинию Харитоновну Овсянникову (8.07.1898–13.06.1983). Исключительным человеком она была. Полностью свою жизнь отдала храму. Все хозяйственные вопросы лежали на ней. А по тому времени это было очень непростым делом. В трудные тридцатые и сороковые годы, когда практически ничего нельзя было достать, все, что нужно для храма, церковь имела. Тетя Фрося настолько поднаторела в хозяйственных делах, что по запаху и на ощупь определяла качество, скажем, олифы, лампадного масла, красок. Ее нельзя было обмануть заезжему коробейнику. Свои петушинцы старосте помогали, хотя такая помощь многим потом выходила боком. Даже внешним видом она невольно подчеркивала свое служение. Все время ходила в черном платке, но перед причастием надевала апостольник. Кто она была, инокиня или мантийная монахиня, никто не знает.


Перед Святым причастием 25 февраля 2001 года


Причащает отец Андрей


В 1940 году наложили огромный налог на церковь. Собрали все, что могли. Заплатили. Месяца через два опять налог, еще больше. Отец Петр отказался служить. Церковь стояла под угрозой закрытия. За ее спасение взялся отец Платон, один из последних монахов Зосимовой пустыни. Деньги игумену были не нужны. Он удовлетворялся плодами огорода да подаяниями на канун. Прихожане воспряли. Тетя Фрося опять пошла по кругу, опять собрали необходимую сумму. Власти, однако, не унимались. Последний налог оказался непосильным. И взять неоткуда. Стали все усердно молиться Пресвятой Богородице. И буквально в день получения извещения на уплату налога вечером стук в дверь сторожки, где жила староста. Открывает – незнакомая женщина. «Что тебе, милая?» А та тихо, почти шепотом, говорит: «Знаю, очень вам деньги нужны. А храм нужен и вам, и мне. Вот здесь столько, сколько нужно». Передала сверток и тут же вышла. Чудо. Потом, через какое-то время, тетя Фрося случайно узнала эту женщину. Проживала она в Ундоле. Вполне возможно, прослышала та о скорбях петушинцев от инокини Агриппины, которая буквально незадолго до этого приехала в Петушки с этой станции, где к тому времени уже закрыли храм. А наш храм так и остался стоять. Власти уже больше не дерзали подступиться к нему таким традиционным и часто эффективным путем. Растерялись. Знали бы они, что дело-то это бесполезное. Храм и Петушки находятся под покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и пробить его невозможно. В Петушках жили великие подвижники благочестия, новомученики и исповедники. Среди них владыка Афанасий (Сахаров), ныне прославленный в лике всероссийских святых, архимандрит Исидор, игумен Платон, многие монахини и схимонахини. Прежде всего по их молитвам Пресвятая простирает Свой омофор над нашим храмом, над всеми нами, притекающими к святым Ее иконам.

Список священников – настоятелей храма – невелик. После о. Петра, который умер в 1953 году, некоторое время служил о. Платон, потом его сменил о. Геннадий Сизов. С 1959 года в храме о. Игорь. В 1972 году приехал о. Михаил, после него – о. Роман. Первая его служба была 16 апреля 1986 года. Протоиерей Андрей Тетерин служил с 4 декабря 1987 года по 22 мая 2004 года. Теперь о. Андрей служит в Князь-Владимирском храме во Владимире.


За свечным ящиком – староста храма Ольга Алексеевна Быкова


Я слушал проповеди многих священников, включая именитых московских, но в числе трех лучших я бы отметил нашего отца Андрея. Искусство проповеди – это талант. Он дается от Бога. Даже священники, которые в семинарии и академии прошли обязательный курс гомилетики, не все владеют этим искусством. Главное ведь в проповеди – пробиться в души людей, укрепить их в вере, привести к покаянию и любви к ближним. Отец Андрей любой сюжет Писания всегда связывает с нашей повседневной жизнью и простыми аналогиями приводит к вечным истинам. Я видел лица прихожан, стоящих у амвона. Они светлеют. Значит, проповедь волнует сердце, бередит душу, заставляет задуматься.

Другая сторона таланта батюшки – рачительная и хозяйственная забота о храме. Сколько раз меняли кровлю, пока не получили надежную, переустраивали водостоки! Зато теперь стены сухие. А сколько было проведено реставраций, ремонтов, поновлений! В 1999 году покрыли купола под золото. Тут попечители помогли. Большие деньги пожертвовали при условии, что не будет огласки их имен. Не только местные предприниматели учинились, из Первопрестольной подсобили.

15 июня 2004 года был назначен новый настоятель – о. Сергий Березкин. Несколько лет назад он служил в нашем храме вторым священником. Потом его направили настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в городе Покров. Там он проявил себя с самой лучшей стороны, стал благочинным Петушинского благочиния и вот теперь вернулся под своды дорогого всем нам храма.

Да стоит до века храм Успения Пресвятой Богородицы во граде Петушки, чтобы можно было здесь всегда внимать: «Благословен Бог наш», постоянно воспринимать: Близ Господь всем призывающим Его… (Пс. 144, 18) и душою испрашивать: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», зная, что Он волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит (Пс. 144, 19). Многая лета!

2000–2005 годы

Люди Божии

Если вы войдете во вторые ворота старого петушинского кладбища на Поповке, метров через шестьдесят справа прямо от дорожки начинается длинная ограда, в ней десять могил. Чьи они? Надписи скажут за себя: м. Ермогена, м. Арсения, м. Серафима, м. Анатолия, инокиня Евдокия, м. Маргарита, инокиня Акилина, инокиня Варвара, послушница Анастасия, инокиня Агриппина. Это имена слуг Божиих, которые обретались в Петушках и нашли здесь свое упокоение. Знаменитая церковная староста Евфросиния Харитоновна Овсянникова, добрая, деятельная, бескорыстная тетя Фрося, зная каждую, заранее позаботилась о них. Как только отошла в мир иной первая, монахиня Арсения, заказала ограду на всех. Теперь сестры о Господе всегда рядом. Не только те, кто в общей ограде. Матушка Епифания попросила ее похоронить недалеко от сестер в ограде семьи Золотовых, близких ей по духу людей. Инокиня Екатерина покоится через тропинку. Монахиня Мисаила – рядом с тетей Фросей. Только блаженная Мария и монахиня Евдокия чуть подальше. Да еще дальше покровские монахиня Ангелина и схимонахиня Михаила.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В 2017 году Геннадий Иванович принял монашеский постриг с именем Серафим.

2

10 мая 2004 года приняла схиму с именем Лидия, † 13.09.2007 г.

3

Бразоль Б. Л. Царствование императора Николая II. 1894–1917 в цифрах и фактах. Нью-Йорк, 1968; Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. СПб., 1991. С. 498.

4

Во избежание возможных неточностей все даты до 1918 года приводятся по старому стилю.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
10 из 10