bannerbanner
Записки старого биолога. О том, как нужно жить и когда умирать
Записки старого биолога. О том, как нужно жить и когда умирать

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

Что же такое эта любовь к жизни, делающая смерть столь ужасной? Много занимались этим вопросом, и сам Толстой напечатал статью «О страхе смерти»[86]. Он пытается доказать, что это чувство есть результат ложного взгляда на жизнь. «Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотой и мраком, но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни» (стр. 517).

По мнению Толстого, человек не должен бояться смерти более, чем какой бы то ни было другой перемены, постоянно испытываемой в. жизни. «Ведь ни один человек не боится заснуть, – говорит он, – хотя при засыпании происходит совершенно то же, что и при смерти, именно прекращается сознание времени. Человек не боится того, что засыпает, хотя уничтожение сознания совершенно такое же, как и при смерти…» (стр. 526).

Толстой думает, что страх смерти есть некоторого рода предрассудок, исчезающий, если только взглянуть на жизнь в ее настоящем значении (стр. 536).

Другой русский писатель, Токарский[87], напечатал исследование о страхе смерти, в котором также старался доказать неосновательность этого страха. Автор был психиатром и сознавал, что поражен неизлечимой смертельной болезнью. Поэтому его исследования страха смерти должны были иметь личную подкладку. Опираясь на свидетельство целого ряда лиц, бывших в смертельной опасности, Токарский утверждал, что последняя нисколько не страшна и потому ее нечего бояться.

То же мнение позднее высказывал Фино[88]. Он подкрепляет его такими же аргументами, как и его предшественник. Он думает, что человек сам создал страх смерти и что в нем большую роль играет неизвестность будущего. «Позади видимого для нас всегда кроется нечто невидимое, и оно-то пугает нас» (стр. 211). Фино считает совершенно ошибочной мысль, будто смерть сопровождается страданием; он приходит к выводу, что «невежество и предрассудки создали эту предвзятую мысль, приводящую нас в ужас и столь противоположную действительности» (стр. 213). В самом деле, некоторые примеры лиц, которым грозила смерть и возвращенных к жизни, подтверждают мнение Фино, будто смерть не только не сопровождается страданиями, но скорее возбуждает приятные ощущения. Так, по словам швейцарского ученого Гейма, туристы, испытавшие опасные падения в горах и бывшие так близко к смерти, что чувствовали ее приближение, ощущали главным образом приятное состояние.

Несомненно, что в некоторых случаях смерти ощущения скорее спокойны и приятны; но не менее верно, что во многих других случаях, составляющих большинство, чувство приближения смерти, наоборот, очень тягостно. Но вопрос этот вовсе не обязательно связан со страхом смерти у людей, еще не умирающих. А между тем именно этот страх всего существеннее в жизни человека. Люди, умирающие с голода, не ощущают тягостного чувства в минуту смерти. Страдание от ощущения голода в тесном смысле слова длится только некоторое время. У человека оно продолжается около 20 часов, после чего усталость и слабость вовсе не сопровождаются чувством голода. Здесь существует, следовательно, некоторая аналогия со страхом смерти, который иногда не длится до конца жизни.

Фино спрашивает себя: инстинктивен ли страх смерти? «Вопрос этот, говорит он, – имеет большое значение, так как «инстинктивен» означало бы, во-первых, независимость от нашей воли, чувство, не поддающееся воспитанию. Во-вторых, он должен был бы проявляться всегда и всюду при приближения смерти. Между тем изучение многочисленных случаев предсмертного состояния и рассказы людей, избегших смертельной опасности, приводят к противоположному заключению» (стр. 211). Голод есть, несомненно, инстинктивное ощущение, а между тем его чувствуют не всегда, когда организм истощен недостатком пищи или когда ему грозит голодная смерть.

Более глубокое изучение фактов не оставляет никакого сомнения в том., что страх смерти действительно инстинктивное чувство. Это заметно уже у различных высших животных и выражается в совершенно сходной форме с другими инстинктивными проявлениями.

Тот близкий друг, о котором я упоминал выше, уже целыми годами был подготовлен к смерти и смотрел на нее совершенно спокойно. Убежденный в том, что он по возможности выполнил уже свою роль, он не только находил совершенно естественным прекращение своей жизни, но ему была даже противна мысль о будущей старости, быть может, болезненной, во всяком случае очень тягостной. Итак, с точки зрения рассуждения и воли не могло быть и речи о малейшем страхе смерти. Тем не менее. наблюдая в своем организме некоторые болезненные признаки, которые могли сделаться смертельными, он испытывал совершенно особое чувство, которое было именно инстинктивным страхом смерти.

Разбирая рассказ Толстого в его исповеди, мы также усматриваем, что предвидение собственного небытия и состояния праха, поедаемого червями, означает не что иное, как инстинктивный страх смерти; размышление не в состоянии уничтожить это чувство. Сказать кому-нибудь, как это сделал Толстой в своей статье о страхе смерти, что последний представляет собою предрассудок, с которым надо бороться рассуждением, – приблизительно то же, как убеждать женщину, у которой удалены яичники, что, не будучи в состоянии рожать, она не имеет никакой причины ощущать половое чувство. Она, тем не менее, ощущала бы его потому, что оно не зависит ни от какого рассуждения, а просто инстинктивно.

Впрочем, давно уже за страхом смерти признан инстинктивный характер. Так понимал его Шопенгауэр. По его мнению, «с точки зрения сознания, нет никакой причины бояться смерти. Сознание, слагающееся из познания, никоим образом не должно смотреть на смерть как на зло. Поэтому именно несознательная часть нашего «я» и боится смерти; этот fuga mortis (страх смерти), наполняющий все живые существа, исходит исключительно из нашей слепой воли»[89]. Эта «слепая воля» есть не что иное, как чисто инстинктивное чувство, не имеющее ничего общего с сознательной волей в тесном смысле слова.

Не пускаясь в длинные рассуждения по этому поводу, Байрон давно пришел к тому выводу, что страх смерти есть инстинктивное душевное проявление. Так, в своей поэме «Каин»[90] он говорит:

Я живу, но для того, чтоб умереть,Хотя ничто меня не заставляетСмерть презирать, но лишь инстинктом жизни,Инстинктом неизбежным, ненавистным,Я понимаю ужас этой смертиИ сам себе, помимо воли, сталПротивен я. И эта жизнь! О, если бНе знал я никогда подобной жизни!

В другом месте той же поэмы Байрон говорит устами Каина:

  …Не вкусив познанияДобра и зла, о смерти он[91] не знал,Я сам ее не знаю, но боюсь,Не ведая причины той боязни.(«Каин», стр. 30).

Нельзя, следовательно, сомневаться в том, что в числе инстинктов, которыми одарена человеческая природа, существуем один, ценящий жизнь и страшащийся смерти. Инстинкт этот развивается медленно и растет постепенно с годами. В этом отношении он представляет поразительную разницу со многими другими инстинктивными движениями. Когда голод, жажда, половое чувство утолены, наступает удовлетворение, могущее дойти до пресыщения и даже до утомления. Такое состояние длится различное время и уступает место новому пробуждению тех же инстинктивных потребностей.

Что касается жизненного инстинкта, то дело происходит совершено иначе. Инстинкт этот, большею частью развивающийся поздно, усиливается и обостряется в течение жизни. Дети и юноши всегда очень желают стать взрослыми. Но, достигнув зрелых лет, человек никогда не желает состариться. Он с большим огорчением замечает появление первых морщин и седых волос. Вместо того, чтобы ощущать удовлетворение от большей части пройденного жизненного цикла, он испытывает, наоборот, сильную грусть, видя свое приближение к смерти. Старость почти всегда отличается отсутствием красоты и чем-то отталкивающим и даже страшным. Маленькие дети выражают явный испуг при виде очень старых людей; поэтому их часто пугают стариками.

Всем известно, как распространено убийство стариков у первобытных народов. Туземцы Фиджи закапывают живыми своих старцев под тем предлогом, что они стали вполне бесполезными. Обычай этот распространен во всей Меланезии; он встречается также в Новой Каледонии и в большинстве островов, соседних с Полинезией. Вообще старость презирают в этой части земного шара. Австралийцы уважают пожилых людей, пока они деятельны, но как только старики становятся беспомощными, их покидают. Часто их убивают и поедают, что соответствует туземным религиозным понятиям[92].

По исследованиям Гримма, древние германцы «убивали стариков и больных и часто закапывали их живыми».

Современные цивилизованные народы, несомненно, далеко ушли вперед, они более не убивают стариков; они терпят их, предоставляя им, правда, право самоубийства. Во многих странах часто отказывают старикам в работе под предлогом, что они недостаточно сильны, и в то же время их не допускают в приюты под предлогом, что они еще недостаточно стары. Разбирая вопрос средней и нормальной жизни, Поль Бэр[93] следующим образом высказался о стариках: «они заслуживают приветливости, внимания и ухода, но продолжительность их жизни не должна быть более предметом общественной заботливости».

А между тем, несмотря на эти свойства старости, делающие ее ужасной, бесполезной и в лучшем случае только терпимой, несмотря на физическую и умственную слабость стариков, инстинкт жизни сохраняется у них во всей силе. Чтобы отдать себе в этом отчет, я часто посещал приюты для стариков и легко убедился в том, что все они желают еще долго жить. В приюте, дающем убежище людям довольно высокой культуры, последние утверждали, что постоянно чувствуют себя под гнетом смерти, точно осужденные на казнь.

В Сальпетриэре глубокие старухи очень многочисленны. На семидесятилетних смотрят там почти как на молодых. Главное желание девяностолетних и более старых женщин заключается в том, чтобы дожить до 100 лет. Желание жить – всеобщее.

Указанный здесь факт на первый взгляд будто бы противоречит другому, хорошо доказанному статистикой, по которому число самоубийств увеличивается с возрастом. Действительно, старики лишают себя жизни гораздо чаще молодых людей. Это несомненно. Но только изучая ближе статистические данные, мы видим, что главная причина самоубийства заключается не в исчезновении инстинкта жизни, а преимущественно в невозможности для стариков зарабатывать на свое существование, а также и в частых болезнях. Лишенный средств к жизни, не принятый в приют, старик прибегает к угару или к веревке. Хроника старческих самоубийств показывает нам, что большинство жертв падает на бедняков. Самоубийство обеспеченных и богатых стариков всего чаще вызывается неизлечимостью их болезней. Впрочем, в этом направлении остается выяснить еще многое. А именно, было бы очень интересно знать больше подробностей относительно внутренних причин, по которым старики решаются лишать себя жизни. В последнее время всеобщее внимание было привлечено самоубийством знаменитого немецкого гигиениста Макса фон Пэттенкофера. После блестящей ученой карьеры, 76-ти лет он отказался от профессуры в Мюнхенском университете и поселился недалеко от Мюнхена в поместье, отдавая свое время садоводству и другим деревенским занятиям. Несмотря на сахарную болезнь, он сохранял еще умственные способности, но смерть близких людей повергла его в крайнюю грусть. К тому же в последний период жизни он страдал серьезным гнойным воспалением шеи. Эта болезнь, сама по себе не смертельная, сделалась, однако, причиной смерти Пэттенкофера, который застрелился на 83-м году. Вскрытие[94] обнаружило довольно хорошо сохранившийся организм, помимо хронического воспаления мозговых оболочек, с сильным атероматозом мозговых артерий. Обстоятельства этого самоубийства известны нам лучше, чем во многих других случаях; тем не менее, и здесь остаются еще некоторые темные стороны, имеющие большую важность. Как бы то ни было, наличность хронической болезни мозговых оболочек у старого ученого делает сомнительным предположение, чтобы его самоубийство зависело от явлений одной нормальной жизни. С другой стороны, существует немало стариков очень высокой и утонченной культуры, сильно привязанных к жизни, даже в гораздо более преклонном возрасте, чем Пэттенкофер.

Относительно жизненного инстинкта замечается то же, что и относительно полового инстинкта у многих женщин. Как любовь к жизни всего сильнее тогда, когда лучшая часть ее пройдена, так и половое наслаждение часто ощущается женщинами только тогда, когда красота их уже отцвела.

Другая общая черта жизненного и любовного инстинктов состоит в том, что оба они сохраняются до преклонных лет, когда уже не могут быть удовлетворенными.

Эд. Гонкур рассказывает в своем дневнике, что в собраниях литературных знаменитостей (Золя, Додэ, Тургенева) интимные разговоры всего чаще вращались вокруг любви к жизни и к женщине. «Странная вещь, – говорит Гонкур, – смерть или любовь всегда составляют предмет наших послеобеденных разговоров» (там же, стр. 186), Вышеназванные писатели в ту эпоху чувствовали приближение старости, и совершенно естественно, что их всего более занимали оба инстинкта, упорство которых кажется нам таким загадочным и парадоксальным.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

После классической работы А. Вагнера: «Ueber die Gesetzmssigkeit der scheinbar willkrlichen menschlichen Hadlungen» были сделаны многочисленные исследования о самоубийстве. Этот вопрос был разобран в интересной монографии Вестергаарда Die Lehre von der Mortalitt und Morhilitt Jena, 2 Ausgb., 1901.

2

Бритье бороды началось с македонского владычества, и даже тогда философы не хотели следовать этому обычаю, противному их принципам. Germann. Lehrbuch der griechischen Privatalterthmer, 1870, I, S, 175–177.

3

Quotelet. Anthropomtrie, 1870, p. 86.

4

Zellеr. Die Philosophic der Griechen. 3 Ausgb., II, 1, 1875, S. 74.

5

Moral Philosophy, London. 1755.

6

Buckle. Histoire de la civilisation on Angleterre. V, 1865, p. 194.

7

Напечатано в Амстердаме в 1776 г.

8

History of European Morals. London, 3 ed., 1877.

9

Leсkу. History of European Morals, изд. 3, гл 4. 2 Бокль. История цивилизации в Англии, фр. пер., V, стр. 108.

10

Schnaase. Geschichte der bildenden Kunste.

11

Philosophic de 1’art, 4 edit, 1885, II, p. 352.

12

Reinhard. System der Christlichen Moral, IV, 1814, p. 831; III, 1812, p. 4.

13

Gaudrу. Mammiferes tertiaires, 1878, p. 255.

14

Delteil. La vanille. Paris, 1897.

15

Дарвин. Оплодотворение орхидей. См. также Мu11er. Die Befruchtung der Pflanzen durch Insekten. Leipzig, 1873, S. 74–85.

16

Souvenirs entomologiques, I. Paris, 1879, p. 71–78.

17

Souvenirs entomologiques. Paris, 4 serie, p. 47.

18

Кэпэн. Вредные насекомые, II, 1883, стр. 237.

19

Swammerdam. Biblia naturae. Leydae, 1737.

20

Брэм. Насекомые.

21

Brunetiere. «Revue des deux Mondes», 1 Janvier 1895, p. 99.

22

Положение человека в природе, фр. пер., стр. 47.

23

Происхождение человека, 1871.

24

Лекции о человеке.

25

Антропогения, изд. 4, 1891.

26

«Archives de zoologie experimentale», 1885.

27

Studien uber Entwickelungsgeschichte der Thiere, 1898–1902.

28

Свод, данный по этому вопросу, находится в книге Альсберг. Die Abstammung des Menschen, 1902, гл. III.

29

Bulletin de 1’Academie de medecine, 1903, t. XLIX, p. 101.

30

Comptes rendus de l’Academie des sciences, 1910 (1 Semestre), p. 75.

31

Uhlenhut. «Deutsche med. Wochenschrif», 1901, S. 82.

32

Wassermann und Sсhutze. «Berliner Klinische Wochensrhrift». 1901, S. 7.

33

«The Lancet», 18 January 1902.

34

Die Mutationstheorie, I. Leipzig, 1901.

35

«Comptes rendus de 1’Academie des Sciences», 1892, p. 275, 1329, «Revue Scientifique», 1880, p. 1124.

36

Der Bau des Menschen, 3 Ausgb., 1902.

37

Studien uber Entwicklungsgesch. d. Thiere, S. 89.

38

Dietionnaire Encyclopedique des sciences medicales. Article «Dent» de Magitot, 1882, p. 194.

39

Schmid. Vierteljahrsschrift fur Zahnheilkunde, 1896, S. 141.

40

Rеdiег. «Revue mensuelle de Stomatologies», 1895, p. 164.

41

«Comptes rendus de la Societe de Stomatologie de Paris», I, 1890, p. 98.

42

«Virchow’s Archiv fur Patologische Anatomie», 1893, CXXII, S. 76.

43

«Centralbl. f. Bakteriol.», 1901, XXIX, S. 573.

44

Ланнелонг. Bulletin medical, 1902, p. 621.

45

The surgical treatment of Perityphlitis. London, 1895.

46

Ewa1d Klinik der Verdaungskrankheiten, III, 1902, S. 225.

47

«Archiv fur klinische Chirurgie», XLVIII, 1894, S. 615.

48

«Munchener med. Wochenschrift», 1898.

49

«Archiv fur Klinische Chirurgie», XLVIII, 1894, S. 137.

50

Положение это подробнее развито в моей речи, напечатанной в «Memoirs and Proceedings of the Manchester literary and philosophical Society», 1901, XLV, № 5, переведенной в «Вестнике воспитания», за 1901 г.

51

Rhеу. «Archives de medecine navale», 1887.

52

Ewald Klinik der Verdaungskrankheiten, III, 1902, S. 267.

53

Stillmагсk. «Arbeiten des pharmacologischen Institutes zu Dorpat…», III, 1899, S. 110.

54

Случай этот приведен Поцци в его учебнике гинекологии. 1890, стр. 174.

55

«Те немногие млекопитающие, у которых была найдена плева, подобная девственной (у крота и у лошади), слишком далеки от человека, чтобы пролить свет на развитие этой плевы у женщин. В этом отношении гораздо большее значение имеет отсутствие девственной плевы у всех человекообразных животных.» D-r Stechow. Zeitschrift fur Sexualwissenschaft, p. 314.

56

Этот факт, так же как предшествующий, почерпнут из сочинения Плосс-Бартельса Das Weib, изд. 7, 1902, II, стр. 228, 229.

57

Роzzi. Gynecologic, 1800, S. 1067.

58

Real-Encyclopadie d. gesammtem Heilkunde, 2 Ausgb., 1885. X, S. 34.

59

Saint Cyr. Traite d’obstetrique veterinaire, 2 edit., 1888, p. 52.

60

Heape. Philosophical Transactions of the R. Society of London. 1897, v. 188, p. 135–166.

61

«Verhandlungen der Berliner Gesellschaft fur Anthropologies 1876 S. 88.

62

Приведенные факты почерпнуты у Плосс-Бартельса. Das Weib, изд. 7, т. 1, стр. 615–625.

63

Плосс-Бартельс, там же, стр. 625.

64

«Врач», 1901, стр. 1456

65

Dictionnaire encyclopedique des sciences medicales, XV, 1881, p. 376. 3 Frisch Die Eingeborenen Sud-Afrikas. Breslau, 1873.

66

Мне утверждали в зоологическом саду в Антверпене, что самки обезьян только в исключительных случаях занимаются онанизмом, в то время как у самцов этот способ удовлетворения полового чувства вообще очень распространен.

67

Wappaeus. Allgemeine Bevolkerungsstatistik, 1861, II, S. 285.

68

И.П. Павлов. Патолого-анатомические изменения семенных желез в старости. СПб., 1894. Несколько лет тому назад при вскрытии 100-летнего старца (103 года) в Лионе, нашли, что семенные пузырьки наполнены зрелыми и вполне развитыми семенными телами. «Annales d’hygiene pub-lique», 1900, p. 370

69

Schopenhauer. Die Welt als Wille und Vorstellung, II, приложение к гл. XLIV.

70

L’Anthropologie, IV, 1803, р. 120.

71

Gerland у Waitz. Anthropologie der Naturvolker, IV, 1872, S. 139.

72

«Volkerkunde», 1855, 1, S. 274.

73

См. Гексли. Место человека, 1891, стр. 224.

74

См. Сутерланд. Происхождение и развитие нравственного инстинкта, 1900.

75

Бюхнер. Сила и материя, фр. изд. 6, 1884, стр. 507.

76

Die Weltrathsel, Bonn. 7 Ausgb., 1901, S. 403, 404.

77

Ballet et Blocq. Paralysie generale progressive. Traite de medecine, IV, 1894, p. 1632.

78

Л.Н. Толстой. Севастополь в декабре 1854 г., мае и августе 1855 г. Собр. соч., т. II. М, 1897.

79

Библиотека современной философии. Фр. пер. с англ. Париж, 1891.

80

Ж.Ж. Руссо. Полн. собр. соч., II, 1876, стр. 432.

81

Lalita Vistara, p. 166–170.

82

Э. Род, Современные нравственные идеи. Париж, 1892, стр. 48.

83

Die Welt als Wille und Vorstellung, II, S. 529.

84

Гонкур. Дневник, VI, 1878–1884, 1892, стр. 186.

85

Union pour l’action morale, 15 janvier 1902, N 6, p. 258. 113

86

Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. XII, 1897, стр. 512

87

Вопросы философии и психологии. 1897, № 40, стр. 931.

88

La philosophie de la longevite. Paris, 1900.

89

Schopenhauer. Die Welt als Wille und Vorstellung, II, S. 533.

90

Байрон. Каин. Пер. Минаева. Соч. Байрона, т. II. СПб., изд. 3 (Гербеля), 1883, стр. 27.

91

Отец Каина.

92

Waiz-Gerland. Anthropologie der Naturvolker, VI.

93

Слова эти приведены Эбштейном в его Die Kunst das menschliche Leben zur verlangern, 1891, S. 51. Мне удалось найти оригинал у Поль Бэра, так как литературная ссылка Эбштейна оказалась неточной.

94

«Munchener medicinische Wochenschrift…», 1901, S. 324.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9