Полная версия
Как издать книгу бесплатно. И продавать её по всему миру
Помните известную формулу обогащения «Деньги – товар – деньги»? Поймите, что для издателей тексты являются товаром, за который люди платят деньги. Думаю, ни один автор не назовёт свои книги продукция, а вот издательства и вслед за ними журналисты называют (см. заголовок в газете «Вечерняя Москва» далее).
Газета «Вечерняя Москва» от 27.09.2021.
Если читатели платят много, текст для книгоиздателей хороший, если платят мало или совсем не покупают, текст для них плохой. И всё многообразие книжных жанров – это всего лишь рыночные ниши книжного бизнеса, которые нужно заполнить.
«Я два года проработал в издательстве первой пятерки главредом, сделал пять сотен книг и постоянно слышал указания типа „хорошая тема, быстро ее заполни чем угодно и выдумывай другую“… А сейчас я вообще в магазины не хожу, потому что отъявленной халтуры, которая книгой является только по форме, более 90 процентов, и найти просто нормальную книгу почти невозможно. Для меня магазин перестал быть местом, где я мог провести два часа и познакомиться с несколькими сотнями новинок. Шлака настолько много, что тошнота от него перевешивает удовольствие от знакомства».13
Пользователь ЖЖ beloknizhnikСотрудники издательства «Альпина Паблишер» заявляют, что на редакционном совете решают вопрос об издании с помощью голосования по двум критериям:
• книга имеет интеллектуальную ценность,
• они верят в хорошие продажи.
В капиталистическом мире компаниям интересно только то, что является товаром. И главный вопрос для любого бизнесмена: «Сколько я могу на этом заработать?»
Узнать актуальный спрос проще всего, наверное, в библиотеках. На вопрос, что чаще всего берут читатели в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова, ее (теперь уже бывший) директор Ирина Добрынина ответила следующее:
«Сейчас очень большой интерес к нон-фикшн. В библиотеке „ЛитРес“ берут книги лауреатов литературных премий, бестселлеры, новинки, которые на слуху. Конечно, приходят специалисты, школьники и студенты с определенными темами, берут периодику, научные отраслевые журналы. Но все-таки пальма первенства принадлежит нон-фикшн»14.
В 2010 году один из инженеров компании Google подсчитал, что за всю историю книгоиздания уже опубликовано 129 864 880 художественных, публицистических и научных трудов. Самой издаваемой книгой остается Библия. Второе место занимает «Книга рекордов Гиннеса». (Кстати, в эту книгу занесен рекорд английской писательницы Барбары Картленд: за один 1983 год она выпустила 26 романов, а всего у нее издано 723 книги. За все время больше всего произведений написал испанский драматург Лопе де Вега, его перу принадлежит 1800 пьес.) Россия занимает четвертое место в мире по числу выпускаемых за год наименований книг (120 512 наименований, 2013 год).
Еще несколько интересных фактов, о которых я читал в интернете.
• В среднем люди проводят за чтением 6,5 часов в неделю.
• Половину всех продаваемых сегодня книг покупают люди старше 45 лет.
• Большинство читателей теряют интерес к книге на 18-й странице.
• На написание романа уходит в среднем около 475 часов.
План-проспект книги
Талант, как известно, качество весьма неуловимое, летучее и изменчивое, его нельзя проверить алгеброй и можно – разве что трудом, произведением – окончательным результатом творчества.
Василий Быков, советский писательПлан-проспект книги – это документ, на основании которого издательство принимает решение о заключении договора с автором и включении его книги в план.
Ознакомьтесь с типовым планом, чтобы понимать, насколько вы (не) готовы работать с издательством, а издательство – с вами.
Сведения о книге• Планируемый объем (без учета рисунков) в авторских листах (1 авт. лист = 40 000 знаков, включая пробелы)
• Количество иллюстраций (включая схемы), в каком виде будут представлены
• Процент готовности рукописи на день заполнения плана-проспекта
• Предполагаемая дата полной готовности рукописи
• Тема книги
• Предполагаемый круг и уровень подготовки читателей (целевая аудитория)
• Предполагаемый тираж
• Оптимальная розничная цена
• Аннотация (основная идея книги и средства ее реализации)
• Содержание книги (наименование разделов, краткое содержание, ориентировочный объем)
• Название раздела и краткое содержание
• Количество страниц (для расчета: 1 стр. ~ 2000 зн., 3 рисунка ~ 1 стр.)
• Наличие аналогичных изданий на рынке (название, издательство, цена (розничная), год выпуска)
• Основные отличия предлагаемого издания от существующих (конкурентные преимущества)
• Ваши предложения по продвижению книги. Готовы ли вы активно участвовать в продвижении вашей книги, и если да, то каким образом?
• Прогнозируемые места продаж (книжные магазины; вузы; конференции, семинары и т. д.)
Сведения об авторе• Наличие степени и звания, опыт работы в соответствующей области, преподавательская или консультационная деятельность и т. д.
• Список изданных книг или публикаций
• Наличие материалов автора по теме книги в Интернете
Приложение• Отрывок из книги (образец авторского текста), дающий представление о литературном стиле, содержательной стороне рукописи и возможности включения ее в ту или иную серию (желательно введение и одна или две главы будущей книги)
У каждого издательства свои требования к поступающим заявкам. Привожу пример с сайта издательства «Феникс».
«А вот чего мы ждем от авторов популярной, прикладной текстоцентричной литературы других жанров:
• информацию о вашей платформе (цифры, позволяющие оценить интенсивность контактов с целевой аудиторией, – подписчики, график офлайн-семинаров, а также аргументы, опыт, почему аудитория будет именно Вам доверять);
• варианты названия книги;
• поисковые запросы, на которые поисковики выдадут Вашу книгу;
• на какие рейтинговые новинки текущего года похожа книга, рядом с чем она будет стоять на полках (см. https://www.labirint.ru/rating/?id_genre=-1&nrd=1&period=0 и http://pro-books.ru/raiting/nehud),
• о ком в ней идет речь (сколько лет, чем занимаются люди, чьи проблемы рассматриваются в книге);
• фрагмент (не более 2 страниц);
• аннотацию;
• оглавление».
Что же касается стихов, то сейчас вряд ли найдете издательство, которое возьмется за их выпуск. Кажется, уже в позднем СССР поэты не пользовались такой большой популярностью, как в начале прошлого века:
«У них там очень много поэтов, – объяснил я, – все пишут стихи, и каждый поэт, естественно, хочет иметь своего читателя. Читатель же – существо неорганизованное, он этой простой вещи не понимает. Он с удовольствием читает хорошие стихи и даже заучивает их наизусть, а плохие знать не желает. Создается ситуация несправедливости, неравенства, а поскольку жители там очень деликатны и стремятся, чтобы всем было хорошо, создана специальная профессия – читатель. Одни специализируются по ямбу, другие – по хорею, а Константин Константинович – крупный специалист по амфибрахию и осваивает сейчас Александрийский стих, приобретает вторую специальность. Цех этот, естественно, вредный и читателям полагается не только усиленное питание, но и частые краткосрочные отпуска».
А. и Б. Стругацкие «Сказка о тройке»Дальнейшие этапы превращения рукописи в книгу:
• отбор текста,
• подготовка текста,
• дизайн книги,
• печать бумажной книги или подготовка файла электронной книги,
• дистрибуция,
• продвижение.
И все эти этапы можно пройти без издательства. Бенджамин Франклин, Марсель Пруст, Джейн Остин, Эдгар Берроуз, Вирджиния Вульф и многие другие всемирно известные писатели напечатали свои первые книги без издателя.
Авторское право
Под авторами понимаются все, кто создают свои произведения творческим трудом:
• автор-прозаик – пишет прозу;
• автор-поэт – создаёт произведения в стихотворном жанре;
• автор-драматург – пишет пьесы для театра и сценарии для кино и телевидения;
• просто автор – создатель нон-фикшна и прочей нехудожественной литературы.
По действующему российскому законодательству автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом (пункт 1-й статьи 1300 Гражданского кодекса РФ):
«1. Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.
2. В отношении произведений не допускается:
1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;
2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.
3. В случае нарушения положений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со статьей 1301 настоящего Кодекса».
Впервые закон об авторском праве был принят 10 апреля 1710 года в Британии: Статут королевы Анны – закон о правах авторов и книгоиздателей – был призван защищать права авторов книг, карт и чертежей. Во времена Оноре́ де Бальзака авторские права истекали через десять лет после смерти писателя.
«Известно одно: за первое издание романа Бальзаку была предложена тысяча франков. Правда, книгу выпустили в количестве тысячи экземпляров, после их распродажи автор вновь получал право собственности на свое произведение».
Моруа Андрэ «Прометей, или Жизнь Бальзака»В России подобный закон был издан в 1830 году.
«Бальзак требовал, чтобы литературные произведения признавались собственностью наравне с другими ее видами (в те времена авторские права истекали через десять лет после смерти писателя), он требовал также, чтобы закон ограждал литературную собственность от грабительских действий заграничных книгоиздательств (бельгийские контрафакции лишали писателя значительной части доходов) и, наконец, чтобы он имел моральное право распоряжаться своим произведением, которое никому не дозволялось бы переделывать без разрешения автора. Требования ясные, несомненно справедливые, в дальнейшем они вошли в хартию авторских прав. Но надо было повести долгую борьбу, чтобы преодолеть равнодушие к этим вопросам со стороны законодателей. Наконец в 1838 году было учреждено Общество литераторов».
Моруа Андрэ «Прометей, или Жизнь Бальзака»В 1973-м году Советский Союз присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве.
9 июля 1993 года президентом России был подписан Закон «Об авторском праве и смежных правах».
1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности (в связи с чем утратил юридическую силу Закон «Об авторском праве и смежных правах»).
Из статьи 1228-й ГК РФ «Автор результата интеллектуальной деятельности»:
1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.
Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права.
Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.
Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1267 и пунктом 2 статьи 1316 настоящего Кодекса.
3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.
4. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно.
Из статьи 1257-й «Автор произведения» четвертой части ГК РФ:
«Автором произведения науки, литературы или искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное».
Из статьи 1258-й «Соавторство» четвертой части ГК РФ:
«Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение».
Таким образом, автор получает авторские права на свое произведение в момент его создания, регистрировать их нигде не нужно. Но можно. Чтобы не приходилось доказывать их наличие в случае споров с другим автором плагиатором.
В Москве нет проблем с выбором организаций, зарабатывающих на регистрации авторских прав писателей, которые озаботились подобной процедурой перед или вместо издания книги. Я тоже получил авторские свидетельства на несколько своих произведений, которые продавались в электронном виде и в виде карточек (для изучения английских слов). За каждую регистрацию распечатки формата А4 (до ста страниц) я платил полторы тысячи рублей. Привожу пример свидетельства, которое мне выдавали на руки в бумажном виде.
Из архива автора.
Само по себе авторство произведения не может быть предметом купли-продажи, поэтому в авторском праве различают два вида прав:
• личные неимущественные авторские права (право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование и отзыв произведения), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми (как и другие возникающие у человека от рождения личные неимущественные права, например право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства и др.), эти права могут принадлежать только самому автору, а защищаться – автором или его наследниками. Эти права неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от этих прав ничтожен. Охраняются бессрочно;
• имущественные авторские права (право на распространение произведения, его импорт, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку произведения и т. д.), которые могут передаваться по авторскому договору и переходить по наследству.
В соответствии со ст. 1259 «Объекты авторских прав» четвертой части ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
«• литературные произведения;
• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
• хореографические произведения и пантомимы;
• музыкальные произведения с текстом или без текста;
• аудиовизуальные произведения;
• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
• фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
• географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
• другие произведения».
Литературные произведения – это не только художественная литература и нонфикшн. Это и проповеди, и другие публичные устные выступления (вспомните выступления сатириков), доклады, лекции, интервью, личные дневники и даже письма в редакцию.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, и:
«• производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
• составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда».
В той же статье указано:
«3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.
5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах».
Не являются объектами авторских прав:
«• официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
• государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
• произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
• сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».
Кроме этого:
«Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».
Из Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвёртой ГК РФ» от 26 марта 2009 г.15:
«При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права».
Главное, что нужно понимать, авторское право охраняет именно форму произведения, а не его содержание – как написано, а не о чем написано. То есть нужно различать идею (произведения) и ее воплощение на бумаге (на компьютере) – первое не может быть защищено от копирования и/или использования, второе – может. Идеи, факты, принципы, заложенные в сюжет, тема произведения – всё это может быть использовано другими авторами. Предложения (языковые приемы), которые использованы в произведении, художественные образы, последовательность изложения, персонажи – всё это без разрешения автора использовать нельзя.
Таким образом, мало придумать идею или сюжет, чтобы стать автором. Точнее, автором идеи или сюжета вам никто не запретит называться (или кому-то называть вас таким автором), но чтобы закон защищал ваши права как автора, нужно стать автором произведения, созданного в какой-либо печатной (или электронной) форме – романа, рассказа, стихотворения, пьесы, сценария и т. п.
Отсюда вывод: не делитесь идеями и сюжетом своей книги, пока она не создана. А если делитесь, то не рассчитывайте на указание своего имени на обложке книги, в написании которой вы не принимали непосредственного участия. Конечно, обычно становится известно, кто подсказывал идеи некоторых известных произведений, например «Ревизора» или «Двенадцати стульев», но ни Пушкин, ни Валентин Катаев не получили никаких денег от авторов или от продаж этих книг.
Как не получили никаких денег авторы лайфхаков, которые были использованы в выпущенной «Лайфхакером» книге «55 светлых идей по улучшению себя и своей жизни»:
«В ней нет ничего лишнего – мы собрали самые эффективные методы саморазвития и превратили их в руководство к действию».
Способы распоряжения автором исключительного права:
• отчуждение по договору другому лицу,
• предоставление другому лицу права на использование авторского произведения в установленных договором пределах.
Для передачи права на использование произведения используют лицензионный договор c указанием:
• предмета договора,
• размер авторского вознаграждения,
• срок передачи авторских прав,
• территория действия лицензии.
«Статья 1235. Лицензионный договор
1. По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
2. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.
Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 1232 настоящего Кодекса.
3. В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если территория, на которой допускается использование такого результата или такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.
4. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.