Полная версия
Возрождение Казацких войск
Православие допускало казакам жениться на черкесках, еврейках, немках, француженках, кабардинках, чеченках, дагестанках, польках, да и в принципе девушках любой национальности. Причём невест нередко умыкали (крали). Этот обычай не только позволял казакам избавиться от расходов на свадьбу и калым, но и почитался признаком удали. Невест же обязательно крестили по православному обряду! А казачек замуж за горцев не отдавали, это значило бы переход православной девушки в басурманскую веру, что значит предательство по факту собственной православной веры! Даже разговоры о таком поведении с девушкой рассматривалось как подталкивание девушки к смертному и неотмолимому греху и житию в безверии. А казак без веры – не казак! На свадьбу собиралось много народу, чтобы они были свидетелями осмотра простыни после первой ночи, свидетелями сохранённой чести невесты до венчания семьёй невесты! За это Казак благодарил семью невесты прилюдно и торжественно на свадьбе. Если к казакам бежал невольник или человек, спасающийся от кровной мести, и принимал православное крещение, то его не выдавали с казацкой земли. Он мог заниматься работой на войсковой земле, а если проявлял себя воином Христовым, то становился казаком со всеми казацкими привилегиями.
Известно, что брак на Дону в средних и низовых станицах (городках казацких) с незапамятных времен, по народным преданиям, всегда совершался в церемонии, происходившей на майдане (самой большой площади населенного пункта), где собирался круг (толковище всех наличных казаков). Церемония происходила следующим образом: желающие вступить в брак являлись на майдан в сопровождении своих родственников, молились и кланялись на все четыре стороны. Жених, обращаясь к невесте, спрашивал её: = Люб ли я тебе? = После утвердительного ответа невеста также спрашивала жениха, люба ли она ему. И получив утвердительный ответ, кланялась жениху в ноги в знак подчинения, После сего атаман и старшины войска вставали со своих мест и поздравляли молодых словами: = В Добрый час! = Молодые целовались, и их объявляли мужем и женой. Такая форма заключения брака была так важна для казаков – Донцов, что и после венчания в церкви или часовне должна была обязательно исполняться на майдане.…Так казацкие семьи жили и рожали детей. Развод осуществлялся с такою же лёгкостью: надоела мужу жена – он ведёт её майдан и, став перед атаманом и старшинами, говорит, что жена была ему люба, была хорошей хозяйкой, но теперь не нужна, и слегка отталкивает её от себя. Всё, развод состоялся. После этого ритуала, желающий взять разведённую, подходил к ней, покрывал её полою своего казакина (полушинель – верхняя одежда), совершали церемонию, что и при заключении первого брака, и повторный брак под этим знаком прикрытия невесты своим казакином был заключён. Форма прикрытия полою считалась самою важною, она как бы снимала бесчестие развода. Таким образом, женщина могла достойно передаваться от одного казака другому не однажды!!!!!
Хотя на Дон и послана была Царская грамота 20 сентября 1745 г., воспрепятствующая жениться от живых жён четвёртыми браками, но это нисколько не останавливало казаков исполнять свой древний обычай жениться и разводиться с ведения и согласия станичного круга.
Известно, что Степан Тимофеевич Разя, больше известный как атаман Войска Донского Стенька Разин, отвергавший форму церковного брака, велел венчать молодых, обводя их вокруг куста ракиты или вербы. Степан Разин был человеком грамотным. Он читал и хорошо знал древние Новгородские языческие предания. Это подтверждается и тем, что Степан Разин часто выражался языком былин, подражая Ваське Буслаеву – новгородскому удальцу (по одной версии ушкуйник он был по роду, по другой разбойник, а возможно и то и другое судьбы как говорится весёлой…)
Обряд церковного брака происходил следующим образом: когда ехали в церковь, впереди процессии шёл (а с хутора мог и ехать) православный священник с крестом в руках, за ним жених, хорошо одетый, с высокой шапкою в руках. Рядом с ним знахарь – специалист по целебным травам. Вокруг священника и жениха шли ( ехали ) казаки с саблями и кинжалами, стреляли из личного огнестрельного оружия в воздух ; кричали и пели весёлые песни сверстники жениха. Считалось, что этим они отдают ему последний молодеческий долг перед свадьбой. Свадьбы казаки играли рано – в 16 лет. Это обосновывалось тем, что до службы и участиях в военных действиях казак должен был продолжить свой род . А воспитывать детей у казаков считалось , что должен дед. Да и все станичники следили за нравственностью и воспитанием казачат – будущих православных воинов. Но чаще всего воспитание казачат ложилось полностью на женские плечи. Мужчины же постоянно были в походах, на кордонах. А дома в станицах оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали во Славу Бога поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они же выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. В экстремальных условиях казацкой службы (как правило, пожизненной и потомственной) выковывался не только твёрдый православный характер воина – казака, но и совершенно особый тип женщины казачки.
Казацкие жёны собирали урожай, делали заготовки на зиму, пекли хлеб, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворь вылечить и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старый казак – дед , но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому, чем заниматься; если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и на них приобрести необходимое для своей казацкой семьи. Подобной инициативы и самостоятельности, к слову, русские православные крестьянки не знали. У них – то всегда муж был рядом. А казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю или ружьё и билась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать и скрыться от врагов. Казаки в плен не сдавались, сражались до конца. Когда кончались патроны кололи штыком или рубили шашкой, когда не было сил перегрызали врагу горло зубами. Казачки мужей ждать умели, как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли – неизвестно. А казачки ждали!!!!!
Когда казаки сына женили или дочь замуж выдавали, то непременно интересовались родословной будущей невесты или жениха, чтобы в их роду не было ленивых, чахлых, горьких пропойц, зависимых от чего-либо и самое главное, чтоб все были православными, тогда и потомство будет нехилое, выносливое и работящее. Бывали, конечно, и отступления в этом деле, чаще из-за корысти или по родительской прихоти. Но, в основном, обычай соблюдался. К проблемам казаки относились как к испытаниям, посылаемым Богом. Казаки всегда осознавали себя воинами Христовыми, веруя: = Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани =…(Псалом 143,стр.1).Как это ни парадоксально, даже своё хозяйство в православных казацких станицах они развивали главным образом для того, чтобы иметь возможность служить. Они осознавали себя воинами Христовыми, защитниками православных христиан от магометан, еретиков и прочих басурман. Поэтому казаки пахали, сеяли, выращивали виноград, рыбачили, охотились, добывали соль на солеварнях, строили заводы прочее с тем, чтобы на вырученные, заработанные средства справить себе оружие, коней, одежду для службы (по – казацки это называлось купить справу). Станичники готовили и детей к службе сызмальства. Казачонка в 3 года сажали на коня, в 5 лет доверяли ездить самостоятельно, с 7 лет учили стрелять, с 10 лет – владеть холодным оружием (кинжалом, пикой, саблей, шашкой, ножом, палицей, нагайкой, кнутом, топором, лопатой и прочим). С 14 (а позже с 17)лет юноша считался = малолетком =, то есть почти уже полноценным казаком, но младшего возраста, выполнял поручения станичного атамана, служебные обязанности внутри войска. Женились казаки рано: в 16-17 лет, чтобы успеть произвести потомство до призыва на службу. И в полной мере действовало казачье братство. Бедным семьям подготовить = справу = для службы помогала казацкая община в складчину или за счёт общей станичной кассы. А сирот, чьи отцы погибали в походах, называли = атаманскими детьми =, о них заботилась и воспитывала их вся станица.
Лишений и опасностей в казацкой службе – хоть отбавляй. Из походов нередко возвращалась половина ушедших казаков, а то и того меньше. Не по нутру такая жизнь , ну и иди себе , никто не держит ! Но стержень казачества – православная вера, которую казаки защищали с оружием в руках и твёрдо верили в то, что если казак в бою погибнет, то он погиб за веру свою во Славу Бога, а потому обретёт жизнь вечную и лучшую в раю – в Царствии Небесном. Погибших казаков всегда поминали пшеничной водкой, благодаря Бога за то, что он принял души их в Царствие Небесное. Считалось, что казак по возможности должен хотя бы несколько недель пожить в монастыре Христианском – замолить грехи (сходить на Богомолье). К примеру, атаман – донец Степан Разин около трёх лет провёл на богомолье в Белозерском монастыре (Вологодская область, Белозерский район, Россия), затем в Соловецком (Архангельская область, Россия), расположенных всеверных землях Святой Руси.
После смерти казака родственники его, при каждой возможности, ставят в церквях и часовнях свечки об упокоении души православного христианина умершего или убиенного с молитвой: = Помяни, Господи, умершего (убиенного) раба твоего (имя) Христа ради в Царствии Твоём. Аминь. = Затем ставили свечки о Здравии своих живых близких людей, родственниках, проговаривая: = Господи, пусть рабы Божии (имена) живут здоровыми, богатыми и верят в Бога – отца, сына Иисуса Христа и Святаго Духа = и читали молитву Господню = Отче наш.=Именно в этой последовательности ( начинали за упокой, а заканчивали. За Здравие …)
Церкви казацкие имели двойное назначение: они использовались и для служб, и как штаб станицы – военные базы со складами пороха. Сейчас в России строят мечети. Это наводит на размышления …Допускаю мысль, что под видом верующих в них могут заходить и боевики (талибы, ваххабиты) и, взяв хранящиеся там оружие, произвести теракт …а затем снова скрыть там оружие, боеприпасы и прочие предметы, с которыми сложно перемещатся по городу…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.