bannerbanner
Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1
Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1

Полная версия

Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах. Том 1

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Из какого дерева был сделан крест, на котором был распят Иисус Христос?

СОГЛАСНО церковному Преданию, крест Спасителя был трехсоставен. Он состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосна или ель), кедра. Прообразовательное указание на это содержится в книге пророка Исаии: Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Ис 60, 13).

Почему вся православная, как, впрочем, и католическая, иконография изображает гвозди, прибитые в тело Иисуса, в ладонях, а не в запястьях? Ведь это искажает историю, как мне кажется. Как вы думаете, возможно ли поменять расположение гвоздей на иконах?

Иконопись выражает и передает христианское учение и жизнь Церкви в образах (греч. еikon – образ, изображение). Чтобы передать реалии и отношения мира духовного, она пользуется условным и символическим языком. Цель иконописца – сделать зримым богословские мысли, священные события, святость и духовные подвиги (православный мыслитель князь Е.Н.Трубецкой употреблял выражение «умозрение в красках»). Древний иконописец никогда не стремился детально точно изобразить реальный мир. Используемая в иконописи обратная перспектива не соответствует нашему восприятию физического пространства. На иконе иногда прямоугольное здание показано с трех сторон, что не согласуется с нашим реальным видением. Чаще всего в символических целях на иконе фигуры Спасителя и Матери Божией изображены выше фигур святых. Также и время иконописец передает весьма свободно и условно. Иногда на одном иконописном пространстве можно увидеть святых, живших в разное время. Не всегда соответствуют эпохе одежды, в которых изображены святые. Делается это для того, чтобы такими внешними приемами показать духовную близость того или иного угодника Божия ко времени, в котором жил иконописец.

Чтобы показать символизм языка иконы, приведем два примера. На некоторых иконах святой Иоанн Предтеча изображен с крыльями Ангела. Так условно иконописец выражает пророчество: Вот, я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал 3, 1). Когда глядишь на этот образ, не возникает мысль об «искажении истории». Напротив, на иконе показаны более глубокие духовные реалии, относящиеся к истории великого Пророка и Предтечи, чем внешние события его жития. Когда святой великомученик Никита на иконе побивает беса тяжелыми веригами, то имеются в виду его подвиги (утеснение тела веригами, пощение и др.), которыми святой победил искушавшего его демона.

На иконах распятого Спасителя выражено реальное событие Его искупительного подвига – руки и ноги были прибиты к Кресту гвоздями (см.: Ин 20, 25; Деян 2, 23; Кол 2, 14). Для нашего сопереживания страдающему за нас Иисусу Христу незначимо детально точное изображение тех мест на руках, куда были вбиты гвозди.

Мы не должны спешить делать вывод о допущенной «ошибке». Иконы распятого Христа относятся не к самым ранним векам христианства. Сначала делались изображения только Креста, затем на его фоне – Спасителя. Значительно позже появляются известные нам иконы с пригвожденным на Кресте Иисусом Христом. Иконописец как художник обладал знаниями человеческого тела. К этому времени анатомия была подлинно научной. Римский врач и естествоиспытатель Гален (ок. 130–ок. 200) в трактате «О частях человеческого тела» дал анатомо-физиологическое описание целостного организма. Знания строения ладони относятся к элементарным сведениям. Вряд ли художники, знакомые с анатомией, не знали, что мягкие ткани ладони не могут удержать человеческое тело. Возможно, иконописцы вполне осознанно изображали гвозди, пронзающие ладонь, потому что эта часть руки использовалась для символических действий (сложенные вместе и обращенные вверх они означают готовность принять благодать Божию). Ладонь упоминается в некоторых ветхозаветных обрядовых действиях: и возьмет священник из лога елея и польет на левую свою ладонь; и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицем Господа (Лев 14, 15–16). Освященный елей был символом подаваемой Божией благодати.

Правильно ли говорят, что на нательном кресте ноги Иисуса должны располагаться параллельно (либо, по крайней мере, не пересекаться), а если они наложены одна на другую, то это не православный крест? Не знаю, насколько верно это, но в любом случае у меня снова возник этот вопрос, когда я читала материал о Туринской плащанице. Цитирую: «Предполагают, что правая ступня непосредственно опиралась на столб креста, левая нога была согнута в колене, а ее ступня повернута так, чтобы опираться на верхнюю часть правой стопы. Вверху правой, плотно прижатой к бревну стопы заколочен квадратный гвоздь с большой шляпкой. Второй гвоздь пронзает повернутую левую ступню, прижимая ее пальцы к правой».

Речь идет о разных иконографических традициях. Возникновение их не связано с какими-либо богословскими суждениями. Наше отношение к искупительному подвигу Спасителя совершенно не зависит от решения этого вопроса. В католических храмах Рима встречаются кресты-распятия, выполненные как в католической, так и в православной традициях. Обнаруженное в 1968 году в Гиват га-Митвар (близ Иерусалима) погребение человека по имени Иоханан Бен-Хгквл, умерщвленного позорной казнью, показывает, что ноги были пригвождены отдельно. Об этом свидетельствует длина гвоздя, найденного в пятке (11 см). Длина его недостаточна, чтобы прибить обе ноги вместе (см.: Свящ. Вячеслав Синельников. Туринская Плащаница на заре новой эры. М., 2001. С. 42–43). Это косвенное свидетельство того, что православная иконографическая традиция исторически точнее католической.

Имеются ли какие-нибудь специальные требования к написанию икон Матери Божией?

1. НА ИКОНАХ Божия Матерь всегда изображается в темно-красном мафории. Это – большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника – Девство.

2. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее непорочности: «до рождества, в рождестве и по рождестве». Во-вторых, звезды – символ Пресвятой Троицы.

3. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывает на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею – Иисусу Христу.

4. Нимб (лат. nimbus – облако) без вписанного в него креста.

Сокращенная надпись: слева MР (греч. Matir – Матерь), справа – ФU (Фeou – Бога).

Покупая икону, выбрала (как-то вот легла она на сердце) «Семистрельную». Скажите, пожалуйста, о чем молятся перед этой иконой.

НА ИКОНЕ Божией Матери «Семистрельной» изображена Пресвятая Богородица, пронзенная семью стрелами: четыре с левой стороны и три с правой. Написана она на слова пророчества святого праведного Симеона, произнесенные в Иерусалимском храме в сороковой день по Р.Х.: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2, 34–35).

Долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма Святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды (на берегу реки Тошни). Икону принимали за обыкновенную доску. Прославилась она после чудесного исцеления одного крестьянина Кадниковского уезда, много лет страдавшего общим расслаблением и хромотою. Во сне ему было сказано, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдет на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню, но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец в третий раз пожалели его и впустили на колокольню. Здесь он тотчас нашел святую икону, виденную во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону обмыли от сора и пыли, покрывавших ее. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление. Прославилась икона исцелениями в 1830 году во время свирепствовавшей в Вологде холеры. Праздник в честь этой иконы 13/26 августа.

Икона Божией Матери «Семистрельная» отличается от образа «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», особенностями иконографии (вместо стрел мечи, расположенные симметрично), однако в молитвенной практике различие не проводится, так как образы эти относятся к одному иконографическому типу. Верующие просят перед этой иконой о примирении враждующих и избавлении от жестокосердия.

МОЛИТВА

О многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающе, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы?

ОСТРОБРАМСКАЯ – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63х2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лат. «Astria broma»): икона находится в часовне близ них.

Об истории этой святыни рассказывает Е.Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских <…> B 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам-кармелитам, у которых находится и доныне. В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» <….> Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду <…> Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Е.Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).

Празднование этой чудотворной иконы: 26 декабря/8 января, а также 14/27 апреля.

Существует ли икона Божией Матери «Египетская»?

ЕГИПЕТСКАЯ икона Божией Матери празднуется 11/24 января. Ранняя ее история до нас не дошла. Впервые она появилась в 1060 году. Ее отличительная иконографическая особенность состоит в том, что Богомладенец держит в левой руке полуразвернутый свиток. Пресвятая Дева левой рукой поддерживает его. На поздних иконах свитка нет. Правая ручка Богомладенца благословляет молящихся. Образ этот почитается как чудотворный.

Академик Н.П.Кондаков (1844–1925), рассматривая особенности афонской традиции в иконографии Богоматери, делает предположение: «Возможно также, что именно здесь, на Афоне, стали давать иконам вкладным или привозным из разных местностей имена: Египетской, Аравийской, Антиохийской, Никейской, Болгарской, Лиддской, Киккской, или, что то же, Кипрской и пр.» (Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью Возрождения. СПб., 1910. С. 133).

На иконе Божией Матери «Утоли моя печали» Спаситель держит свиток. Что написано на этом свитке?

НА ИКОНЕ Матери Божией «Утоли моя печали» Младенец Спаситель держит развернутый свиток, на котором написано: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левая рука Богоматери, приложенная к голове, символически показывает, что Пресвятая Богородица не только слышит все наши молитвы, но сопереживает наши печали.

Древняя икона Божией Матери находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. В 1640 году казаки принесли список с нее в Москву. Икона была поставлена в храме Святителя Николая Чудотворца в Пупышах в Замоскворечье (церковь была разрушена в период гонений). По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века, когда от нее произошло исцеление расслабленной женщины. Будучи знатной, женщина эта имела возможность пользоваться услугами врачей, но они не смогли ей помочь. В сонном видении она услышала голос, повелевавший ей ехать в Москву: «Там на Пупышеве в храме Святого Николая есть образ Божией Матери с надписью: “Утоли моя печали”; молись пред ним, и ты получишь исцеление». При этом ей был показан сам образ.

Женщина пробудилась с надеждой. Домашние привезли ее в Москву и внесли в храм Святого Николая Чудотворца. Там иконы, показанной во сне, не оказалось. Сопровождавшие рассказали священнику о видении, которое было больной. Тогда он велел принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Как только икону Богоматери внесли в храм, больная, уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами от слабости, вдруг воскликнула: «Она! Она!».

После молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери и почувствовала в себе силы. Она без посторонней помощи встала на ноги и потом без поддержки вышла из храма Святителя Николая. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля по новому стилю). В этот день совершается празднование в честь иконы «Утоли моя печали». В настоящее время этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы находится в храме Святителя Николая Чудотворца в Кузнецах.

Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь (глас 5):

Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево.

У меня дома есть икона с изображением Девы с Младенцем на фоне яблони, Младенец в руках держит яблоко. Икона старая, без рамки. Как она называется?

ЭТО НЕ ИКОНА, а картина немецкого художника и графика эпохи Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553). Называется она «Мадонна с Младенцем под яблоней» (1526), хранится в Государственном Эрмитаже. В западной культуре сложилась традиция представлять в качестве плода древа познания добра и зла яблоко. Произошло это, возможно, из-за сближения двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло). В картине Лукаса Кранаха Старшего Божия Матерь изображается как вторая Ева, Которая содействовала искуплению рода человеческого от греха прародителей. В правой ручке Богомладенец держит хлеб, что указывает на великое Таинство Тела Христова.

Видел фреску, на которой Ангел изображен в облачении диакона. Что это означает?

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Дионисий Ареопагит проводит мысль, что церковная иерархия – отражение небесной. Диакон (от греч. diakonos – служитель) – третий чин священнослужителей в Церкви. Диакон не совершает Таинств, а только является сослужащим епископу или священнику. Поскольку Ангелы являются служебными духами, то в иконографии возникла традиция изображать Ангелов в диаконском стихаре.

Диаконы, у которых во время богослужения развевается за спиной орарь (длинная широкая лента), как бы являют собой летающих Ангелов. По этому поводу Н.В. Гоголь пишет: «Затем берет, поцеловав, орарь – узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым подает он знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Ибо званье диакона что званье Ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста, ангельское летание» (Н.В.Гоголь. Размышления о Божественной литургии. Проскомидия).

Что означают две змеи на посохах патриархов Русской Православной Церкви?

ПОСОХ (греч. патерисса; от патер – «отец») патриархов и архиереев – символ пастырской власти над пасомыми и знак отеческого попечения о них. Он напоминает им о главных их обязанностях: вести вверенную им паству путем спасения, сохранять единство, возвращать заблудших и отгонять от стада духовных волков.

Сверху посох увенчивается крестом, напоминающим о том, что архипастыри должны пасти словесное стадо по примеру Пастыреначальника, во имя и славу Иисуса Христа. Изогнутые змеи на архиерейском посохе, взаимно обращенные одна к другой, знаменуют мудрость пастырской власти (см.: Мф 10, 16). Появились они в России при патриархе Никоне. Заимствован этот символ с христианского Востока.

Почему на иконах в качестве символов святых евангелистов изображаются животные (например, символ Луки, по-моему, бык)?

Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: Ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса, и он увидел из среды огня четырех животных: Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех (Иез 1, 10). Видение таинственных животных было и святому апостолу Иоанну Богослову: и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему (Откр 4, 6–7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем дополняет друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому Матфею усвоен в качестве символа Ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука – как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн – как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел).

Самое раннее изображение этих символических животных – мозаика начала V века в церкви во имя святой Пуденцианы в Риме (в апсиде).

Какие правила существуют для расположения икон в обычной квартире? Насколько важна ориентация по сторонам света?

С ДРЕВНОСТИ христиане молились на восток. Об этом, в частности, пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает и преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, то есть духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь Таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет и Христос в Писании называется Солнцем правды и Востоком, то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянную молитвенную настроенность.

В Библии написано: не создай себе кумира. Почему же православные молятся на рукотворные иконы?

Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит из уст лютеран, баптистов и представителей большинства сект. В несостоятельности этого утверждения убедиться легко. Надо лишь сравнить язычество и Православие. Язычник поклоняется идолу, потому что считает его одним из своих богов. Он отождествляет истукана с тем существом, в которого верует. Православные никогда не принимают икону Спасителя за Самого Иисуса Христа. Произнося свои упреки, протестанты и сектанты тем самым показывают, что они не имеют элементарных представлений о религиозной жизни православных христиан. Достаточно обратиться к православному богословию, чтобы убедиться, что в нем Бог рассматривается как Всесовершенный Дух, Вездесущий и Всемогущий. Мы поклоняемся только Богу, а иконы почитаем как изображение Господа, Матери Божией и святых угодников. Греческое слово eikon означает «образ». Надо открыть любой учебник по семиотике (науке о знаках, образах, символах) и прочитать, что образ логически предполагает тот предмет, который он символизирует. Образ всегда предполагает восхождение к Первообразу. Икона – это символ, а в Библии присутствуют символы Бога. Евреев в пустыне до смерти жалили змеи. Тогда сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Чис 21, 9). Господь Иисус Христос указывает, что этот медный змей был Его прообразом (символом): и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3, 14–15). Дух Святой есть Бог – третье Лицо Пресвятой Троицы. В Евангелии дан образ (греч. – икона) Его: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3, 21–22).

Беседы с протестантами и сектантами убеждают, что отношение их к Священному Писанию весьма избирательно: находят места, на которые пытаются опереться в споре с православными, и одновременно не замечают того, что их опровергает. Они упрекают нас в почитании святых мощей. Есть ли в Библии что-нибудь об их чудотворной силе? Есть: и умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои (4 Цар 13, 20–21). Недовольны сектанты нашим отношением и к другим святыням. Но о том, что предметы, которыми пользовались святые, становятся освященными и способными обладать благодатной силой, есть свидетельства в Библии: и взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху (4 Цар 2, 8); и поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей (4 Цар 2, 13–14). Бог творил чудеса не только по молитве апостола Павла, но и вещам его придал чудотворящую силу: так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян 19, 12).

На страницу:
3 из 6