Полная версия
Шива-пурана. Рудра-самхита. Сати-кханда
Кроме того, как замечает М. Элиаде, хотя миф о расчленении тела богини и сравнительно поздно вошел в санскритскую литературу, но сам он исключительно древний. Встречаясь в различных версиях в странах Юго-Восточной Азии, Океании, Северной и Южной Америки, он всегда был связан с плодородием земли [Элиаде 1999: 396]. С этим связан и обычай человеческих жертвоприношений, когда части тела жертвы (это могли быть и мужчины, и женщины, и дети) разбрасывались по полю. Большое количество подобных обрядов описывает Дж. Фрэзер в своей книге «Золотая ветвь» [Фрэзер 1984: 403–410].
Диана Эк также связывает миф о расчленении тела Сати с гимном «Пурушасукта» из РВ (X.90), где Пуруша, или Вселенский Человек, выступает как первоматериал мироздания. Совершив жертвоприношение и расчленив его, боги создают составные части природного и социального порядка [Ригведа 1999(б): 235–236].
Ныне на том месте, где, согласно преданию, проходило жертвоприношение Дакши, стоит храм, называемый Дакшешвара (в Канкхале, где река Ганга выходит на равнины Северной Индии). На стене этого храма изображен Шива, идущий по полю и несущий на руках прекрасное тело Сати [Eck 2012: 26].
Таким образом, в развитии мифологического сюжета о жертвоприношении Дакши можно выделить четыре этапа. На первом этапе (ведийские тексты и десятая книга Мбх) богиня вообще отсутствует, также как и Дакша, вместо которого фигурирует группа богов, с которой вступает в конфликт Рудра из-за того, что они не удостоили его жертвенной доли. На втором (двенадцатая книга Мбх и некоторые ранние пураны) богиня принимает участие в действии, но здесь она не носит имя Сати, и мы не находим эпизодов посещения ей жертвоприношения и самоубийства. Третий этап представлен классической версией, содержащейся в ШП и большинстве нешактистских пуран. Здесь богиня, носящая имя именно Сати и состоящая в родстве с заказчиком жертвоприношения – Дакшей, отправляется на жертвоприношение и совершает самоубийство либо делает это без посещения самого жертвенного обряда. Касательно ШП следует отметить именно полноту сюжетных звеньев: повествование ведется от предыстории рождения Сати до ее ухода. Кроме того, как отмечает С. Крамриш:
«Грандиозная картина жертвоприношения Дакши, описанная в “Шива-пуране”, содержит в себе мораль. Ранние версии внеморальны»
(цит. по: [Крамриш 2017: 378]).Наконец, четвертый этап знаменуется появлением шактистских пуран, где роль Сати еще более велика, особенно в МБхП. Фактически богиня оказывается более могущественной, чем ее супруг. Кроме того, история жертвоприношения Дакши дополняется эпизодом с расчленением мертвого тела Сати (или ее двойника, как в МБхП) и появлением питх. А значит, развитие данного мифологического сюжета связано с тем, что значение женского божества постоянно возрастает.
Настоящий перевод фрагмента ШП «Сати-кханда» осуществлен с оригинала: Śrī-Śiva-mahāpurāṇam. Gorakhpur: Gītāpres, 2017.
Эту книгу я посвящаю светлой памяти моей матери Веры Ивановны.
Для записи санскритских слов в данной книге используется Международный алфавит транслитерации санскрита (IAST, International Alphabet of Sanskrit Transliteration):
a ā i ī u ū ṛ e ai o au ṃ ḥ k kh g gh ṅ c ch j jh ñ ṭ ṭh ḍ ḍh ṇ t th d dh n p ph b bh m y r l v ś ṣ s h
Глава первая
Краткое описание деяний Сати
Нарада сказал:
О Творец, милостью Шанкары ты всеведущ,
Тобой возвещены чудесные и благие повести о Шиве и его супруге[1]. (1)
Услышав изошедший из твоих уст-лотосов превосходный сказ о Шиве,
Я не удовлетворен и снова желаю его слышать, господин. (2)
Рудра, полная часть Шанкары[2], чей образ прежде был обрисован
Тобою, о Творец, Великий повелитель, живущий на Кайласе[3], владеющий собою, (3)
Тот йогин, чтимый Вишну и всеми прочими богами, цель людей благочестивых,
Чуждый двойственности, неизменный, великомощный, беспрестанно играм предается[4]. (4)
Но он стал домохозяином, женившись на высшей женщине,
Благой, усердной подвижнице с радостью по просьбе Хари. (5)
Сначала она была дочерью Дакши, а затем стала дочерью Горы,
Как же в одном теле она могла считаться дочерью двоих? (6)
Как Сати, [став] Парвати, снова Шиву обрела в [мужья] —
Об этом обо всем и об ином, о Брахма, ты должен возвестить. (7)
Сута сказал:
Услышав слова того божественного провидца[5], по природе несущего добро,
И исполнившись благосклонности в сердце, Брахма речь повел. (8)
Брахма сказал:
Слушай, о дорогой, о лучший средь мудрецов, я возвещу сказание благое.
Услышь его и плодотворным будет рождение, без сомнения. (9)
Некогда я, увидев свою дочь по имени Сандхья вместе с сыновьями,
Волненье испытал, о дорогой, раненный стрелами Камы[6]. (10)
Тогда, вспомнив о Законе[7], Рудра, великий йогин, высший властелин,
Меня подвергнул порицанью вместе с сыновьями, о дорогой, и в свою обитель удалился. (11)
Его волшебной силой[8] я, глупый возвещатель вед, был ослеплен,
Поэтому недостойное содеял в отношении Высшего владыки, Шамбху. (12)
От зависти к нему я применил много средств вместе с сыновьями,
Чтобы зачаровать Шиву, неразумный, сбитый с толку его волшебной силой. (13)
Но против Шамбху, Высшего владыки, все те средства, их и мои,
Оказались бесполезны, о повелитель мудрецов. (14)
Тогда я, чьи средства оказались бесполезны, вместе с сыновьями вспомнил Супруга Рамы[9],
И он, явившись, просветил [меня], мудрый и исполненный благоговения перед Шивой. (15)
Просвещенный Супругом Рамы, указующим на природу Шивы,
Зависть к нему оставил я, насилие и ослепление. (16)
Совершив поклонение Шакти, на радость ему я побудил ее родиться
От собственного сына Дакши из [лона] Асикни, Вирини, для зачарования Хары. (17)
Она, появившись на свет как дочерь Дакши, суровое подвижничество вершила
И стала супругой Рудры, своих почитателей одаряющая благом. (18)
Могучий Рудра же, став домохозяином, вместе с Умой предался великим играм
И ввергнул в заблуждение меня на собственной свадьбе, тот, чей ум не подвержен изменениям. (19)
Женившись на ней, он отправился на собственную гору, творящий процветание,
И вместе с ней предался многочисленным удовольствиям, независимый и меняющий облик по желанию. (20)
Минуло много времени, приносящего усладу, о мудрец,
Пока Шамбху, не подверженный изменениям, с нею любовью наслаждался. (21)
Затем у Рудры по собственному желанию вышла ссора с Дакшей, Великим глупцом и гордецом, ослепленным его волшебной силой. (22)
Благодаря ее мощи Дакша, неразумный и чрезвычайно надменный, Хару,
Совершенно умиротворенного, неизменного, стал бранить в великом заблуждении. (23)
Затем чванливый Дакша сам жертвоприношение устроил,
Владыка вселенной, призвав всех богов, включая Вишну и меня. (24)
Но Рудру, полный гнева, он не пригласил,
А также собственную дочь Сати, Судьбою сбитый с толку[10]. (25)
Когда отец, чье сердце было ослеплено волшебной силой, ее не пригласил,
Тогда игру предприняла мудрая и добродетельная супруга Шивы. (26)
Сати наведалась, получив позволение у Шивы,
В дом Дакши, своего горделивого отца. (27)
Не увидев доли[11], [предназначенной] Рудре, и столкнувшись с пренебрежением со стороны отца,
Она стала порицать всех [присутствующих], а после рассталась с жизнью. (28)
Услышав об этом, Владыка Богов явил нестерпимый гнев
И, раскрутив огромную косицу[12], вызвал к жизни Вирабхадру (29)
Вместе с ганами, породив его, говорящего: «Что я должен сделать?».
[Рудра] повелел уничтожить жертвоприношение вместе со всеми, кто ему нанес обиду. (30)
Тогда предводитель ганов, получив то повеление, немедля отправился туда,
Исполненный великой доблести и силы. (31)
Великое бедствие там учинили по его приказу ганы,
И наказания никто не избежал. (32)
Вишну одолев вместе с богами, лучший среди ганов
Дакше снес голову и бросил ее в огонь. (33)
[Вирабхадра] устроил разгром жертвоприношения, вызвав великое несчастье,
А затем удалился на собственную гору и склонился перед Владыкой Шивой. (34)
Так был разрушен жертвенный обряд, в мире богов
Это содеял Вирабхадра вместе с [иными] спутниками Рудры. (35)
О мудрец, да будет известно правило, соответствующее мнению шрути и смрити:
Как может счастье царить в мире, если Владыка Шива в гневе? (36)
Затем Шива, услышав превосходный гимн, стал благосклонным
И сделал полезное наставление для всех [существ], заботящийся о несчастных. (37)
Как и прежде, явил сострадание великий духом[13]
Шанкара, Махеша, предающийся разнообразным играм. (38)
Вернул к жизни Дакшу, со всеми по-доброму обошелся
И жертвоприношение позволил продолжить Шанкара милосердный. (39)
Рудре почести воздали все боги без исключения,
Начиная с Вишну, с преданностью на жертвоприношении с умиротворенными сердцами. (40)
Пламя, изошедшее из тела Сати и несущее благо миру,
Упало на гору и там стало почитаться. (41)
«Джваламукхи»[14] – под таким именем приносящая все желанные плоды
Стала известна высшая Богиня, благодаря лицезрению уносящая грехи, (42)
И ныне она почитается в мире ради исполнения всех желаний
Разнообразными обрядами на празднестве великом. (43)
Затем та богиня Сати Дочерью Гималаев родилась
И под именем «Парвати» обрела известность. (44)
Снова она почитала суровым подвижничеством
Великого Владыку и обрела его в мужья[15]. (45)
Я поведал обо всем, о чем ты спрашивал меня, о владыка мудрецов,
Слушание об этом позволяет очиститься от всех грехов, и нет сомнения в этом. (46)
Так в «Шри-Шива-махапуране», во второй из самхит, «Рудра-самхите», во второй из кханд, «Сати-кханде», заканчивается первая глава, называющаяся «Краткое описание деяний Сати».
Глава вторая
Явление Камы
Сута сказал:
Услышали его слова обитатели леса Наймиша[16],
И лучший среди мудрецов попросил [возвестить] очищающее от грехов сказание. (1)
Нарада сказал:
О Творец, О Творец, участью великий[17], приносящее благо сказание о Шамбху
Слушая из твоих уст-лотосов, удовлетворения я не достигаю, о великий господин. (2)
Ныне поведай обо всех святых деяниях Шивы,
Удивительных и наполненных славой Сати, это я желаю услышать, о создатель мира! (3)
Как у супруги Дакши появилась на свет прекрасная Сати
И как Хара помыслами к женитьбе обратился? (4)
Каким образом из-за гнева Дакши Сати некогда оставила тело,
Как родилась она дочерью Химавана и как небес достигла? (5)
Как Парвати [вершила] суровейшее подвижничество,
Какой играли ее свадьбу и как половиной тела Губителя Смары она стала[18]? (6)
Обо всем этом поведай в подробностях, о многомудрый.
Нет другого, равного тебе, кто бы мог сомнения рассеять, и не будет. (7)
Брахма сказал:
Слушай, о мудрец, всю благую славу Сати и Шивы,
Несущую очищение, высшую, божественную, наисокровеннейшую тайну. (8)
Ее Шамбху прежде возвестил Вишну, лучшему средь почитателей своих,
Будучи с великой преданностью спрошен им, другим на благо, о мудрец. (9)
Затем по моей просьбе мудрый Вишну, лучший среди шайвов,
С радостью в подробностях мне это передал, о лучший среди муни. (10)
Я возвещу этот древний сказ, наполненный славой Шивы и его супруги
И приносящий все желанные дары. (11)
Прежде, когда был Шива, не имеющий качеств, не подвластный изменениям,
Без образа, без шакти, являющийся чистым сознанием, сущего и не-сущего превыше, (12)
Он стал обладать качествами и принял два проявления, могучий владетель Шакти,
Сопутствуемый Умой, предстающий в божественном обличье, неизменный, наивысший, (13)
Из левой стороны его тела произошел Вишну, а я, Брахма, из правой стороны.
Рудра же из сердца появился на свет, о лучший среди мудрецов. (14)
Я, Брахма, стал творцом, Вишну – хранителем,
А сам Рудра – разрушителем – так в трех обратился Садашива[19]. (15)
Совершив ему поклонение, я, Брахма, Прародитель мира,
Породил все существа: богов, асур, людей и прочих. (16)
Произведя на свет владык существ, начиная с Дакши, и лучших средь богов,
На радостях я посчитал себя превыше всех. (17)
Маричи, Атри, Пулаху, Пуластью, Ангираса, Крату,
Васиштху, Нараду, Дакшу и Бхригу – этих великомощных (18)
Сыновей, мыслью порожденных, когда я создал[20], о мудрец,
Тогда из моего сердца появилась на свет красавица, чарующая своим обличьем, (19)
Носящая имена Сандхья, Дивакшанта, Саямсандхья, Джалантика,
Чрезвычайно прелестная, с миловидными бровями, помрачающая души мудрецов, (20)
В мире богов, средь смертных и в подземном мире[21] подобной
Ей, женщины, полной достоинств, не было, нет и не будет. (21)
При виде этой [женщины] я поднялся и погрузился в созерцание ее, вошедшей в сердце,
[И также сделали] Дакша и прочие творцы, Маричи и остальные мои сыны. (22)
Когда я, Брахма, погрузился в созерцание, о лучший среди муни,
Тогда явился мыслью рожденный прекрасный муж, подобный великому чуду, (23)
Словно выкованный из злата, с широкой грудью и миловидным носом,
С округлыми бедрами, ягодицами и лодыжками, с черными развевающимися волосами, (24)
Со сросшимися бровями, пылкий, ликом подобный полной Луне,
С грудью широкой, точно дверь, с блистающей полоской волосков [ниже пупка], (25)
Обликом напоминающий облако-слона, полный,
облаченный в темные одежды,
С красноватыми ладонями, руками, очами, устами и ногами, (26)
Тонкостанный, с великолепными зубами, благоухающий как слон во время муста[22],
[Гладящий] широко распахнутыми лотосами-очами, распространяющий благоуханье бакулы цветков, (27)
С шеей точно раковина[23], несущий знак рыбы на знамени[24], восседающий на сияющей макаре,
Стремительный, вооруженный пятью цветочными стрелами[25] и цветочным луком, (28)
Прелестный, вращающий очами, [посылая] прелестные взоры,
Сопровождаемый благоуханным ветерком, о дорогой, чтимый расой страсти[26], (29)
Увидев того мужа, все мои сыны, начиная с Дакши,
Исполнились величайшего страстного желания, с сердцами, охваченными изумлением. (30)
У моих сыновей тотчас же произошло помутнение рассудка.
Их сердца были палимы вожделением и покоя они себе не находили, дорогой. (31)
Увидев меня, творца, создателя, миров владыку,
Муж молвил, со смирением склонившись. (32)
Муж сказал:
Какое дело мне свершить, о Брахма, дай мне поручение,
Подобающее и прекрасное для уважаемого мужа, о Творец! (33)
А также почетную и подходящую [для меня] обитель и ту [женщину], которая будет моей супругой,
Мне назови, о Владыка трех миров, ведь ты – создатель, Господь миров. (34)
Брахма сказал:
Услышав такие слова того великого духом мужа,
Я не мог вымолвить ни слова, создатель изумленный. (35)
Но затем взяв себя в руки и избавившись от чувства удивления,
Обратил речь к мужу я, его желание исполняя. (36)
Брахма сказал:
В этом своем обличии пятью цветочными стрелами
Очаровывая мужчин и женщин, произведи вечное творение! (37)
Все существа, начиная с богов, в этом тройственном мире, наполненном движущимся и неподвижным[27],
Не будут в силах тебе противостоять. (38)
И я, и Васудева, и Стхану, о лучший средь мужей,
Будем в твоей власти, что ж говорить о прочих тварях? (39)
В скрытом обличии беспрестанно входя в сердца живых существ,
Сам будучи причиной счастья, производи вечное творение! (40)
Легкой целью для твоих цветочных стрел будут сердца
Всех живых существ, и ты будешь всегда опьянение вызывать. (42)
Это дело, кладущее начало миропроявлению, тебе я поручил,
А мои сыновья тебя воистину именами нарекут. (42)
Брахма сказал:
Произнеся такие слова, о лучший средь богов, и на лица своих сынов
Глядя, я немедля воссел на свой трон-лотос. (43)
Так в «Шри-Шива-махапуране», во второй из самхит, «Рудра-самхите», во второй из кханд, «Сати-кханде»,
заканчивается вторая глава, называющаяся «Явление Камы».
Глава третья
Брахма налагает проклятие на Каму
Брахма сказал:
Тогда все мудрецы, мои сыновья во главе с Маричи,
Ведая намерение мое, ему дали подобающие имена. (1)
Из взоров на лицо узнав о произошедшем,
Дакша и прочие творцы дали ему обитель и супругу. (2)
Затем, приняв решение, брахманы во главе с Маричи,
Мои сыновья сообща нарекли этого мужа именами. (3)
Провидцы сказали:
Оттого что, появившись на свет, ты взволновал нас, как и Творца,
Ты будешь в мире известен под именем Манматха[28]. (4)
Среди существ ты меняешь облик по желанию, и равного тебе не существует,
Поэтому ты, о Манобхава, прославишься как Кама[29]. (5)
Сводя с ума, ты Маданой будешь зватьс[30], а от несдержанности, бесстыдства полный,
Как Кандарпа ты в мире обретешь известность[31]. (6)
Тебе равного по мощи не будет среди всех богов,
И ты собой наполнишь все места. (7)
Этот Дакша сам тебе в супруги женщину отдаст,
Изначальный владыка тварей, по собственной воле, лучший средь мужей. (8)
Эта очаровательная дева, возникшая из сердца Брахмы,
Как Сандхья прославится во всех мирах. (9)
И когда Брахма погрузился в созерцание, красавица появилась на свет
По имени Сандхья[32], цвета кранты, равная жасмину. (10)
Брахма сказал:
Манобхава, взяв пять цветочных стрел,
В скрытом обличии там решение принял. (11)
Радующая, блистающая, ослепляющая, искушающая
И умерщвляющая – эти [пять стрел] способны сбить с толку даже мудрецов. (12)
[Кама подумал: ] Порученное мне Брахмой постоянное дело
Я совершу в присутствии Творца и мудрецов. (12)
Здесь находятся мудрецы и сам Владыка тварей.
Нынче они будут свидетелями моего решения. (14)
И Сандхья пусть нынче молвит слово.
Здесь испытав себя в деле, я буду чары насылать [повсюду]. (15)
Брахма сказал:
Поразмыслив и приняв такое решение, Манобхава
Стрелы из цветов наложил на цветочный лук. (16)
Приняв позу алидха[33] и усердно натянув лук,
Превратил его в подобие круга Кама, средь лучников первый. (17)
И когда лук был натянут, благоуханные ветерки
Подули, о лучший среди муни, несущие прохладу. (18)
Затем всех тех создателей, мыслью порожденных,
Острыми цветочными стрелами Мохана сбил с толку. (19)
Тогда все мудрецы и я были ослеплены, о муни,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
1.1. о Шиве и его супруге – в оригинале śivayoḥ, букв. «двух благих». Это слово в двойственном падеже служит для обозначения бога Шивы и его супруги, выступающей под именами Парвати, Гаури, Ума и др.
2
1.3. Рудра, полная часть Шанкары – в оригинале pūrṇāṃśaḥ śaṃkarasyaiva yo rudro. В индуизме отдельные божества или прочие мифологические персонажи могут считаться полными или частичными формами (rūpa) существ более высокого онтологического уровня. Частным случаем этих представлений является концепция аватар. Например, Рама и Кришна рассматриваются как полные аватары Вишну. Что касается частичных, то выделяются половинные, четверичные, шестнадцатиричные и т. д. аватары [Шохин 2009(а): 44].
3
1.3. живущий на Кайласе – Кайласа – это священная гора индуизма и буддизма, находящаяся на юге Тибетского нагорья на территории Китая в 25 км к северу от озера Манаса. Считается местопребыванием Шивы и Парвати. До сих пор остается непокоренной альпинистами [Индуизм 1996: 221; Bhattacharyya 1999: 163].
4
1.4. беспрестанно играм предается – деятельность божественных сущностей в индуистских текстах часто сравнивается с игрой. Имеется в виду, что она производится ими легко и по собственной воле. И даже все миропроявление мыслится как игра верховного божества. В Мбх «игра божества» фигурирует в основном в вишнуитских контекстах (III.187, 59; XII.339, 20), а в ДМ, ДБхП и МБхП – в шактистских, ср. ДМ 2.50; ДБхП I.2.39–40; 7.28; III.3.54; IV.4.33; V.8.59, 22.32; VI.6.57; ЙогиниТ I.10.49; МБхП 3.5; 49.2; ЧЧТ 1.18 и др. В адвайта-веданте Шанкары представление о «божественной игре» сближается с концепцией творческой силы Брахмана и манифестации «космической иллюзии». В учениях тантрического толка акцент ставится на состояние восторженного экстаза, сопровождающего такую игру [Исаева 2009(а): 480–481; Махабхарата 1984: 254–255].
5
1.8. божественного провидца – в оригинале surarṣeḥ. В индийской мифологии различаются небесные риши, живущие вместе с богами, и земные риши – мудрецы и подвижники. Первые традиционно именовались «божественными риши», к ним, в частности, принадлежит Нарада. Эти риши являются создателями ведийских гимнов и прародителями существ на земле (prajāpati, «владыки созданий»). В БхП (III.12.21–23) упоминаются десять божественных риши. Имеются еще два разряда риши: брахманы-риши, стоящие во главе брахманских кланов, и царственные риши (rāja-ṛṣi) – праведные и мудрые цари [Мукундорам 1980: 209; Рамаяна 2006: 733].
6
1.10. раненный стрелами Камы – распространенная в санскритской литературе метафора, обозначающая состояние влюбленности.
7
1.11. о Законе – как Закон здесь переведено слово dharma, это важнейшее и сложнейшее понятие индуизма, обычно понимаемое как совокупность установленных правил, соблюдение которых выступает условием поддержания порядка во вселенной [Индуизм 1996: 180–181].
8
1.12. Его волшебной силой – как «волшебная сила» здесь переведено слово māyā. Майя – это одно из основных понятий индуистского мировоззрения. Первоначально это слово означало «сверхъестественную силу, магическую энергию Бога», и оно часто переводится как «иллюзия». В адвайта-веданте майя воспринимается как чистая иллюзия. В шиваизме майя относится к трем видам пут (pāśa), ограничивающих душу [Исаева 2009(б): 496–497; Радхакришнан 1993, 2: 663–664; Субрамуниясвами 1997: 684].
9
1.15. Рамы – здесь идет речь о богине Лакшми, другое имя которой – rāmā, с долгой гласной «а» на конце, что указывает на женский род, не следует путать с известным героем Рамой (rāma, здесь конечная «а» краткая).
10
1.25. Судьбою сбитый с толку – по мнению академика Б. Л. Смирнова, понятие Рока, или Судьбы (daiva), не носит в индуистском мировоззрении фаталистического характера и не соответствует понятию «мойра» древних греков. Мойра, как он указывает, неумолимая и слепая сила, которой подвластны и боги. Дайва же является частной модификацией кармы, индивидуальной кармой, вытекающей из совершенных деяний, а следовательно, справедливой, а не слепой силой [Бхагавадгита 1994: 293–294; Махабхарата 1984: 175]. Однако, по моему мнению, Б. Л. Смирнов ошибается, так как он рассматривает индуистское мировоззрение как нечто застывшее, без учета его исторического развития. Более правильной мне представляется точка зрения Я. В. Василькова, который противопоставляет фаталистическую концепцию дайвы концепции кармы, при этом последняя, как он считает, является более поздним явлением [Махабхарата 1998: 142].
11
1.28. Не увидев доли – в ведийском жертвоприношении каждому богу отводится своя доля. Считалось, что люди «кормят» этими долями богов, чтобы боги были милостивы к ним. Жертвоприношение богам, как указывает Т. Я. Елизаренкова, было основной формой социальной жизни ведийских ариев [Елизаренкова 1989: 456–457].
12
1.29. косицу (jaṭā) – нечто вроде кокона заплетенных (и зачастую скрепленных какой-либо мазью) волос, возвышающегося над макушкой [Рамаяна 2006: 737].