bannerbannerbanner
Йога-нидра. Искусство целительного расслабления для здоровья, самопознания, повышения качества жизни и управления судьбой
Йога-нидра. Искусство целительного расслабления для здоровья, самопознания, повышения качества жизни и управления судьбой

Полная версия

Йога-нидра. Искусство целительного расслабления для здоровья, самопознания, повышения качества жизни и управления судьбой

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

Существует четыре базовые стратегии счастья, которые способен дать вам ум:

1. Он может сказать вам, что делало вас счастливым в прошлом, и предложить воспроизвести этот опыт.

2. Он может сказать вам, что делало вас несчастным, и предложить избегать этого опыта.

3. Он может сказать, чего вам недоставало в прошлом, чтобы быть счастливым, и предложить наверстать упущенное.

4. Он может сказать, что́ общество считает необходимым для счастья, и предложить вам обеспечить себя этими вещами.


Если вы приглядитесь к любым рецептам счастья, предлагаемым вам умом, вы сможете вычислить, что все они сводятся к одной из этих четырех стратегий. Ум – система закрытая. Он не может открыть вам ничего сверх того, что уже было в него заложено. Это не значит, что ум плохой; это лишь означает, что он ограничен в своих возможностях дать нам те ответы, что мы ищем. Когда мы живем умом, искомое счастье не может быть ничем иным, кроме как «освеженной» версией прошлого.

Если мы будем следовать рецептам, предлагаемым умом, вся наша жизнь сведется к тому, чтобы пытаться избежать болезненного опыта. Мы так и будем бегать от боли, вместо того чтобы жить. Мы будем делать все возможное, чтобы не испытать боли отказов, разбитого сердца, провала и одиночества. А еще мы будем инвестировать свое время в противоядие от боли – в удовольствие.

Вы никогда не сможете стать целостным, если будете жить наполовину. Жизнь по сути своей есть сочетание естественных противоположностей. Все они обусловливают друг друга. Лишь благодаря тому, что нам бывает грустно, мы способны почувствовать себя счастливыми; лишь упав, мы можем подняться. Ожидание всегда быть «на коне» и никогда не проигрывать – нереалистично. Из-за таких ожиданий автоматически возникают конфликты между нами и самой природой. Глубина волны автоматически определяет высоту ее гребня. Дно определяет вершину. Они неразрывно связаны друг с другом; поднимая одну сторону монеты, вы автоматически поднимаете и вторую.

Жизнь существует в условиях естественных полярностей, как маятник. Если маятник отклонился влево, он берет разгон для того, чтобы затем качнуться вправо. Истинное счастье и целостность происходят из нашей способности укорениться в том неподвижном безмолвии, что находится за пределами мобильных полярностей жизни. Когда мы восстаем против природы и пытаемся обеспечить себе беспрерывное счастье, чтобы всегда радоваться и никогда не грустить, мы неизбежно проигрываем.

Инстинкты, побуждающие нас искать целостность с помощью ума и его двоичной системы, носят санскритские названия рага и двеша, то есть «влечение» (к приятному) и «отвращение» (к неприятному). Перестав гармонично взаимодействовать с противоположностями жизненного опыта, мы оказываемся пленниками двойственности. Ум оперирует двойственными категориями. Мы верим, что будем счастливы тогда, когда избавимся от источника дискомфорта. Мы верим, что когда-нибудь настанет день, когда мы сумеем стать счастливыми раз и навсегда. Мы посвящаем всю жизнь достижению этого благословенного дня, а он так никогда и не приходит.

Давайте рассмотрим, что имеется в виду под рагой и двешей, на следующем примере. Подумайте о том, как бы вы хотели, чтобы окружающие люди думали о вас. Составьте список. Возможно, вы хотите, чтобы люди воспринимали вас как умного, компетентного, организованного и уверенного в себе человека. Или как человека чуткого, любящего, сексуального, заботливого. А может быть, как глубоко духовную личность или верного, заслуживающего доверия и щедрого друга? Не исключено, что все и сразу. А теперь подумайте о том, чего вы не хотите, чтобы люди думали о вас. Возможно, вы не хотите, чтобы они считали вас глупым, ленивым, незрелым и эмоционально зависимым. Или боитесь, что вас начнут воспринимать как дешевку, как корыстолюбивую, легкомысленную, эгоистичную, недобросовестную, мелкую, безумную, склонную к резким суждениям и вечно напуганную душонку. Каким бы ни был ваш список, вы видите, сколько жизненных сил у вас уходит на то, чтобы люди воспринимали вас одним образом и не воспринимали другим?

Видите, каким количеством стресса мы себя обеспечиваем, постоянно волнуясь о том, как бы про нас не подумали то или это? И сколько же энергии расходуем на то, чтобы этого не случилось! Таков один из примеров раги и двеши. Мы хотим чувствовать себя хорошо, сделав так, чтобы люди воспринимали нас определенным образом, и пытаемся избежать отрицательных эмоций, которые возникнут, если люди перестанут нас так воспринимать. Только эти две вещи поглощают гигантское количество жизненной энергии.

А теперь прибавьте к ним все то, что мы делаем, пытаясь заполучить хорошее в нашу жизнь, и все то, чего мы лихорадочно избегаем, чтобы не почувствовать себя плохо. Представьте, что это ваш личный долгосрочный внутренний «список дел». Чего вы на самом деле хотите от жизни? Отношений? Достаточно денег, чтобы оплатить все счета? Может быть, друзей, успеха, счастья, комфорта, уверенности в завтрашнем дне, времени, просветления? А может быть, новый дом, машину и тот самый телевизор с огромным экраном? Теперь добавьте все то, чего вы не хотели бы для себя: банкротство, нищета, болезни, одиночество, отвержение, несчастье, старение, потеря любимых людей. Видите, с каким фанатизмом мы бегаем за вещами, которые помогут нам почувствовать себя лучше, в безопасности – одним словом, «нормально»? И с таким же упорством мы убегаем от вещей, которые заставляют страдать…

Мы бежим, и бежим, и бежим по кругу, пытаясь все это «устроить», собрать, правильно сложить наконец все детали этого пазла. Мы свято верим в то, что как только нам это удастся – вот тогда-то с нами все будет в порядке, раз и навсегда, а изводящее ощущение внутренней пустоты уйдет. Понимаете, что почти все мы заняты именно этим, причем большую часть времени? Мы бросаем на это все данные нам от природы таланты, энергию и потенциал. Почти всю нашу человеческую жизнь мы посвящаем одному лишь этому занятию.

Все, что у нас есть: наше время, энергию, таланты, способности и ресурсы – мы тратим, пытаясь достичь одной-единственной цели – почувствовать себя лучше, почувствовать себя если не хорошо, то хотя бы «нормально». Мы ищем нечто такое – и это может быть что угодно, – что отогнало бы неприятное внутреннее ощущение; нечто такое, что позволило бы нам чувствовать себя хорошо, испытывать целостность, завершенность и удовлетворение. Это единственное, чего мы на самом деле хотим; это единственное, что порождает тот самый пугающий своими масштабами внутренний список дел с бесконечным количеством пунктов.

К сожалению, сколько бы мы ни бегали, если цель и достигается, то очень и очень ненадолго. Вопрос: «Почему, что бы мы ни делали, нам никак не удается решить проблему?» Ответ: «Нельзя решить проблему, которой не существует!» Можете вы решить проблему, которой нет? Не можете! Потому что нет никакой проблемы! Соответственно, что бы вы ни делали, вы не сможете ее решить. Мы все страдаем от массовой иллюзии, будто внутри нас что-то сломано, и пытаемся починить то, что никогда не ломалось. Конечно, ничего из того, что мы делаем, не помогает – чинить-то нечего! Истинная проблема в том, что мы страдаем от иллюзии. Это мираж. Ничто не способно «исправить» мираж, его ведь не существует. Единственный выход – понять, что перед вами мираж.

Мы тратим всю жизнь, пытаясь починить то, что никогда не было сломано. В этом вселенская ирония жизни на человеческом плане. Ничто из того, что вы делаете, никогда не поможет решить проблему, потому что самой проблемы нет! ВЫ УЖЕ ЦЕЛОСТНЫ. И НЕ ЦЕЛОСТНЫМИ ВЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ. Вы просто забыли, что всегда были и остаетесь целостностью. А если вы уже целое, то, что бы вы ни добавляли, «еще целее» вы не будете.

Если вы уже целостны, как можно к вам что-то прибавить? Как у вас можно что-то отнять? Вы уже есть всё. Вы есть сама вечность. Проблема не в том, что вы не целостны; проблема в том, что вы поверили, будто являетесь урезанной версией самого себя. И вот, отдавшись этому забвению, мы тратим жизнь за жизнью на то, чтобы отыскать нечто такое, что восстановит внутренний покой, отказываясь признавать, что все это время мы оставались целостным совершенством. Мы просто забыли. Но вместо того, чтобы сосредоточиться на нашей забывчивости, мы сосредоточиваемся на святой уверенности, будто существует что-то там, что поможет нам почувствовать себя лучше здесь, в душе. Одним словом, мы ищем не в том месте.

Если вы бросите все свои практические знания, свой гений, талант и энергию на то, чтобы победить спрятавшегося в лесу врага, а враг окажется совсем не в лесу, сумеете вы его победить? Конечно, нет, потому что проблема не там, где вы пытаетесь ее решить. А мы всю жизнь заняты именно этим. Стреляем из всех своих пушек – своими талантами, способностями, энергией – по несуществующей мишени. Но так как врага там нет, не помогут никакие таланты и никакая энергия.

На самом деле, чем больше мы делаем для того, чтобы вновь обрести целостность, тем дальше удаляемся от своей истинной природы. Помните, что наша истинная природа сравнима с тишиной, расстилающейся за звуком? С фоном? Чем быстрее мы бежим, чем больше делаем, тем больше заполняем свое пространство всевозможными драмами, борьбой, страхом, волнениями и стрессом. Чем больше мы ДЕЛАЕМ, пытаясь достичь целостности, тем больше шума создаем. Чем больше шума мы создаем, тем менее способны обратить внимание на тишину, что за ним стоит, тем дальше мы от того, чтобы увидеть фон, на котором все происходит. Жизнь заполнена массой «вещей», которые, считаем мы, просто необходимо сделать и устроить. И в ней совсем не остается места для того, чтобы мы увидели и постигли самоё себя. В этом и заключается ирония – чем больше мы делаем, чтобы обрести целостность, тем больше от себя же и отдаляемся.


Йога-нидра позволяет избавиться от всякого делания, от всех усилий, которые вы прилагаете, чтобы оказаться где угодно, только не там, где вы уже находитесь. Это вычитание делания из вашей жизни. И когда делание исчезает, вы наконец обращаете внимание на то, что уже целостны по природе своей.


Это как если бы Источник был солнцем у нас за спиной. Мы забыли о том, что оно там. И вот мы бежим от него изо всех сил, пытаясь отыскать то, что находится (и всегда находилось) прямо у нас за спиной. И неважно, как далеко и как быстро мы убежим, мы никогда не достигнем цели. Почему? Потому что ищем ответ не там, где надо. Ответ внутри нас. Ища не в том месте, мы никогда ничего не найдем. Этим так замечательна йога-нидра: неважно, как долго вы бежали, неважно, насколько далеко ушли в мир форм в поисках целостности, все, что вам нужно, – это просто обернуться. И увидеть солнце, которое все это время было прямо у вас за спиной, только и дожидаясь, когда вы наконец соизволите оглянуться. Не надо пытаться отыскать дорогу назад по собственным следам. Источник всегда там – прямо у вас за спиной. Он никогда не покидал вас. Просто нужно посмотреть в правильном направлении.


Перестаньте искать во внешнем мире. Обернитесь и посмотрите в себя. Хватит бегать, пытаясь стать целостным: признайте, что вы есть и всегда были таковым. Вы никогда ничего не теряли. Все это была иллюзия. Отдохните, созерцая солнце, ведь оно всегда было с вами и помогало вам. Признайте, кто вы на самом деле и кем вы были всегда.


И чем больше вы будете отдыхать, тем меньше будете НУЖДАТЬСЯ в чем-либо еще, чтобы нормально себя чувствовать. Можете заниматься чем угодно просто потому, что вам так хочется, но необходимость чем-либо заниматься, потому что «так нужно», чтобы заполнить пустоту внутри себя, постепенно сойдет на нет. И тогда появится внутреннее пространство для того, чтобы сделать то, для чего вы пришли на эту землю, – быть естественным проявлением самого себя, а не проявлением того, чего вам якобы не хватало.

Мы часто занимаемся разными делами, чтобы наверстать «упущенное», но та же самая деятельность вполне может стать жизнеутверждающей. Она может стать выражением нашей целостности. Именно для выражения себя как целостности изначально предназначаются наши таланты и энергия, именно для этого вообще стоит осуществлять какую-либо деятельность.

Абхинивеша (привязанность к жизни)

Абхинивеша – последняя клеша, последний недуг сознания. Отождествив себя с телом и умом и решив, что к ним сводится все наше «Я», мы начинаем считать, что, когда тело умрет, мы умрем вместе с ним. Отсюда страх смерти. Фрейд утверждал, что все страхи происходят из страха смерти. Мне кажется вполне естественным тот факт, что тело обладает природным инстинктом самосохранения. Патанджали пишет в «Йога-сутрах», что абхинивеша присуща даже мудрым. Да, даже просветленный человек обладает естественным инстинктом выживания, а значит, и инстинктивным страхом смерти, своеобразной «программной прошивкой» физического тела.

Но помимо страха смерти абхинивеша означает, что мы впустую тратим энергию, вкладывая ее в образ самого себя – в искусственно созданное, рукотворное ощущение своего «я». Мы защищаем мысли, мнения, образ, убеждения, предпочтения и антипатии этой личности – искусственного «я» – так, будто являемся ею. Когда что-то угрожает каким-либо аспектам этого рукотворного «я», мы чувствуем себя так, будто это нам что-то угрожает, и порой защищаем свое мнение с той же неистовостью, с которой защищали бы свое физическое тело. Все, что мы защищаем и подкрепляем в качестве своего образа, выставляемого перед внешним миром, становится нами.

Например, когда критикуют нашу работу, мы чувствуем себя уязвленными и защищаем плоды нашей деятельности, потому что ощущаем их продолжением себя. То же самое можно сказать о мнениях. Сколько войн началось из-за того, что люди оказались готовы умереть, защищая свои убеждения! Так получается потому, что мы признали эти убеждения за часть самих себя и наш инстинкт выживания распространился на них, готовый защищать жизнь этих мыслей так же, как он защищает жизнь тела. Чем больше мы привязаны к образу себя, который пытаемся проецировать во внешний мир, тем больше жизненной энергии требуется, чтобы укрепить и защитить его.

Для некоторых образ себя становится настолько важен, что перевешивает важность жизни физического тела. Анорексия может стать результатом множества связанных с самовосприятием факторов, но критичным становится только один – когда привязанность человека к созданному в голове образу себя становится важнее собственной жизни.

История Адама и Евы

Погружение в отождествление через переживания или клеши не может не вызвать ассоциаций с историей Адама и Евы, изгнанных из Эдема. Адам и Ева жили в единении с Богом, с Источником. История Евы лишь слегка меняет последовательность клеш: в ней говорится, что Ева вкусила от древа познания добра и зла. Этим «знанием» стало фальшивое знание, возникшее, когда ум отпал от Источника и начал искать искусственную целостность, пытаясь обеспечить себя удовольствиями и избегая боли (рага и двеша). Вместо того чтобы оставаться с Богом единым целым, Адам и Ева испытали отделение от целостности. Они утратили свою связь с Богом и были изгнаны из Рая. Осознание отпадения от целостности отмечено в истории об Адаме и Еве внезапным осознанием собственной наготы, символически представляемое на картинах фиговыми листьями на гениталиях. В результате утраты связи с Богом Адам и Ева, как и все их потомки, вынуждены были страдать и бороться за выживание. Жизнь перестала быть спокойной и безмятежной, какой она была в райском саду, когда они были единым целым с Источником. Она превратилась в тяжкий труд, требующий напряженных усилий.

Когда Адама и Еву изгоняют из прекрасного райского сада, их связь с Богом, с миром, с целостностью и с единством утрачивается. Согласно учению йоги, в этом и заключается причина человеческих страданий. Но причину эту можно устранить. Более того, согласно учению йоги, в этом состоит смысл человеческой жизни.

Источник включает в себя всё. Хотя он проявляет себя мириадами различных форм, он остается единой субстанцией, лежащей в основе всего проявленного мироздания. В Источнике заключено всё, и единственный способ для Источника вновь познать себя – забыть о своей истинной природе, чтобы снова открыть ее. Вот он, смысл человеческой жизни: самопознание Источника. Мы отдаляемся от Источника, полагая себя отделенными от него и одинокими, лишь для того, чтобы вновь осознать себя его частью. Йога-нидра – инструмент для возвращения к познанию Источника. Это окончание долгого путешествия души, ее возвращение к исходной точке.

Как йога-нидра решает проблему погружения в отождествление?

В «Йога-сутрах» Патанджали (2:10) говорится: «Эти тонкие (препятствия) можно ослабить, вернув их к первопричине». Помните, в чем заключается первоначальная проблема, из которой возникают все остальные? Неведение. Забвение своей истинной природы. Если мы сможем восстановить непосредственное знание своей истинной природы, то сможем и справиться с остальными недугами, происходящими от неведения.

Йога-нидра сглаживает рябь, замутняющую поверхность ума. Она удаляет «облака» напряжения, усилий, мыслей, эмоций, волнений, страхов и воспоминаний, которые застилают небо. Йога-нидра постепенно замедляет ритмы головного мозга, до тех пор пока небо не очистится окончательно. В этом состоянии не заметить небо невозможно. Мы – бесконечное, вечное, вневременное «Я». Мы признаём нашу связь с Источником, с целостностью и единством. Мы осознаём, что всегда были и всегда будем оставаться этой целостностью. Нам открываются врата в Эдем. Чем чаще мы туда наведываемся, тем дольше там остаемся; в конечном итоге мы остаемся там жить, а значит, потребность гарантировать себе получение удовольствия постепенно сходит на нет, как и страх боли. Мы позволяем жизни приходить, как она приходит, и уходить, как она уходит, зная, что связаны с чем-то гораздо большим, чем вся совокупность жизненного опыта.

В следующей главе мы увидим, как замедление ритма мозговых волн помогает успокоить ум и вспомнить свою истинную природу, прочувствовав ее на собственном опыте.

4. Йога-нидра и мозговые волны. Как сон пробуждает нашу истинную природу

Каждый вечер, когда мы ложимся спать, ум успокаивается и драма жизни затихает. Именно поэтому сон так важен и так нужен организму. Он позволяет нам получить передышку от безумств нашего разума! Но биологический сон освежает лишь физическое тело. У него нет власти пробудить нашу истинную природу. Медитация – это осознанное вхождение в состояние спокойного молчащего ума. Йога-нидра – техника медитации. Она структурирована таким образом, чтобы постепенно ввести ум в состояние сна, преднамеренно добиваясь естественной для него тишины и неподвижности.

Йога и медитативные практики предназначены для того, чтобы замедлить мозговые волны. Только так мы можем распознать то, что находится за пределами ума. Именно такого рода йогу мы имеем в виду, когда говорим о йога-нидре. «Нидра» означает сон. Йога-нидра – уникальная медитативная практика, она использует естественный процесс сна, который уже «встроен» в систему организма. Нам не нужно учиться спать. Тело уже знает, как это делается. Йогины древности понимали, что могут пойти этой дорогой, спускаясь в состояние сна, чтобы осознанно отпустить отождествление с мыслями.

Йога-нидра замедляет мозговые волны, вводя нас в состояние осознанного сна и постепенно проводя через те же состояния мозговой деятельности, через которые мы проходим во время сна. Такого рода мозговые волны свидетельствуют о снижающейся активности мозга, создавая глубокие состояния медитативной осознанности – при условии, что испытываться они будут преднамеренно. Древние йогины понимали: чтобы отпустить отождествление с мыслями, проще воспользоваться процессом, с которым тело уже знакомо, чем изобретать новые способы и потом обучаться им.

Во время практики йога-нидры мысли могут присутствовать, но они никак нас не затрагивают. Попав в «межмысленное» пространство, мы принимаем вечное сознание, раскинувшееся за пределами разума, привыкаем к нему, а затем берем его с собой в бодрствующее состояние и повседневную жизнь. Тогда, даже выйдя из медитации, мы начинаем «заземляться» на тот безмолвный фон, что раскинулся там, где нет ничего преходящего. Получить доступ к этому состоянию через обычный сон невозможно. Во время биологического сна мы никак не оттачиваем способность привносить такое же состояние ума в свою повседневную жизнь. Вот почему йога-нидра называется осознанным и преднамеренным сном.

В древних писаниях движения ума описываются как вритти, или волны (волнения). Любопытно, что современная наука тоже изучает умственные процессы, замеряя электрическую волновую активность мозга. Йога-нидра понимает буквально сутру из Патанджали, которую мы уже цитировали: «Йога есть успокоение колебаний ума». Она «успокаивает колебания ума», понижая частоту мозговых волн.

Ученые выделяют пять основных ритмов мозговых волн: бета, гамма, альфа, тета и дельта. Волны типа гамма были добавлены в эту классификацию позже других, когда выяснились новые особенности работы мозга. Эти ритмы наблюдаются в электрической активности мозга и периодичности колебаний мозговых токов (измеряемой в циклах в секунду, или герцах, сокращенно Гц). Мозговые волны можно наблюдать при помощи ЭЭГ (или электроэнцефалографа). У каждого типа волн есть своя функция, каждый тип содействует оптимальной работе мозга в изменяющихся условиях.

Бодрствование (джаграт)

Бета-волны соотносят с обычным состоянием бодрствования (см. рис. 1). Если вернуться к метафоре киноэкрана, где экран – это «Я», а идущий на нем фильм – наш ум, то такой фильм будет наиболее активен именно в бодрствующем состоянии сознания. Чем насыщеннее событиями фильм, тем сложнее увидеть за ним экран. Широкий диапазон потенциальной активности мозговых волн в бодрствующем состоянии (бета и гамма) придает фильму удивительную реальность и увлекательность. В повседневной жизни всевозможные драмы, личностные конфликты, борьба за власть, мелочи жизни, необходимость доделывать все запланированные дела – все это кажется очень реальным.


Рисунок 1. Бета-волны (13–100 Гц). Соотносятся с обычным бодрствующим состоянием сознания


Все это настолько захватывает наше внимание, что заметить расстилающийся на фоне многочисленных событий экран тишины становится почти невозможно.

Мозговые бета-волны соотносятся с бодрствующим состоянием сознания – джаграт (вайшванара в «Мандукья-упанишаде»).

• Больше остальных отождествляются с личностью.

• Наименее спокойные.

• Наиболее подвержены программированию эго.


В состоянии бодрствования мы более чем когда-либо отождествляем себя с персонажем своей жизни и уникальным набором заложенных в него программ. Мы видим мир и взаимодействуем с ним как с «реальным» миром – миром плотных вещей, относительно не подверженных переменам. Точно так же мы взаимодействуем с чувствами, эмоциями, мыслями и реакциями, которые приходят и уходят, пока мы бодрствуем, воспринимая их столь же реальными, как внешний мир и его явления, и неразрывно связывая их с персонажем, которого отождествляем с собой.

В зависимости от научного издания, определения и разброс частот бета- и гамма-волн различаются. Предполагается, что мозговые волны бета колеблются со скоростью от 13 до 100 Гц, а гамма являются разновидностью бета-волн (40–70 Гц). Вне зависимости от конкретных значений просто запомните, что бета- и гамма-волны покрывают наибольший диапазон колебаний электрической активности мозга в состоянии бодрствования.

Мозговые гамма-волны (см. рис. 2), которые связывают с высоким IQ, покрывают диапазон от 40 до 70 Гц. В ходе исследований было обнаружено, что умственно отсталые и необучаемые люди, как правило, демонстрируют более низкую гамма-активность, чем среднестатистический человек. Гамма-волны важны для обучения, запоминания и обработки информации. Предполагается, что гамма-волны частотой 40 Гц важны для привязывания наших чувств к вновь поступившей информации, чтобы мы могли усвоить и запомнить ее. Медитация повышает мозговую гамма-активность.


Рисунок 2. Гамма-волны (40–70 Гц). Соотносятся с высокой степенью концентрации и высоким IQ


К тому же более ярко выраженную гамма-активность у медитирующих людей связывают с развитыми эмпатией и состраданием. Как правило, гамма-волны испытываются во время бодрствования. Хотя небезынтересно отметить, что иногда они фиксируются и во сне, во время фазы быстрого движения глаз.

Сон со сновидениями (свапна)

Сон со сновидениями – второе состояние сознания, описанное в «Мандукья-упанишаде». Альфа-волны головного мозга соотносят с расслабленным бодрствующим состоянием, а также со сновидениями, или фазой быстрого движения глаз. Высокие альфа-ритмы соответствуют бодрствованию, но спокойному и расслабленному. По мере того как мозговая активность снижается, мысли замедляются и появляются все реже. Это как если бы на экране нашей осознанности перестали транслировать кинобоевик и заменили его на легкую мелодраму. Все успокаивается, затихает. Звук фильма становится тише. В таком состоянии несколько проще отвлечься от фильма и заметить сам экран.

На страницу:
4 из 8